Libmonster ID: RU-9721

HOVDE B. The Scandinavian countries 1720 - 1865. The rise of the Middle classes. Vol. 1 - 2. Boston, Chapman & Grimes. 1943.

ХОВДЕ Б. Скандинавские страны 1720 - 1865 гг. Возвышение средних классов.

Бедность исторической литературы о скандинавских странах на западноевропейских языках увеличивает ценность и самого по себе интересного труда профессора Питтсбургского университета Б. Дж. Ховде.

Автор ограничил свой труд полуторавековым периодом - 1720 - 1865 годами Эти хронологические рамки имеют свое объяснение в концепции автора. В 1720 г. скандинавские государства стояли, по его мнению, на грани отживающего феодализма и выдвижения на историческую арену новей силы - среднего сословия (бюргерства), - а также на грани перехода от средневековых форм экономической жизни к формам капиталистическим. В этих странах зарождались новые течения в политической и общественной жизни, в философии, идеологии, литературе и искусстве. Между 1720 и 1865 гг. скандинавские государства перешли от эпохи феодализма к эпохе быстро развивающегося капитализма и в соответствии с этим изменились их быт, культура и идеология.

Вступление городской буржуазии и зажиточного крестьянства в борьбу за овладении политической властью автор относит - также несколько произвольно - к 1865 г., когда скандинавская экономика приблизилась к уровню западноевропейской, скандинавская культура приобрела уже значительное влияние на идеологию буржуазного общества других стран, а утвердившийся конституционно-демократический образ правления окончательно оттеснил в область прошлого уцелевшие пережитки феодализма.

Исторические судьбы Швеции, Дании и Норвегии были всегда так тесно переплетены, что невозможно изучение историк одной из этих стран без связи с остальными.

В соответствии с этим Ховде и даёт широкий обзор всех трёх стран, одновременно детализируя историю каждой из них в отдельности.

Придавая первенствующее значение в эволюции скандинавских стран экономическим условиям, Ховде начинает свою книгу с обзора и характеристики их промышленности, торговли, судоходства и финансов в условиях борьбы господствовавших там экономических систем меркантилизма и фритредерства. Отдельная, II глава посвящена сельскому хозяйству, как основной статье народного дохода, и переходу от натуральных форм хозяйства к товарно-капиталистическим формам.

В главе "Победа экономического либерализма" автор возвращается к анализу экономического положения в Скандинавии в Солее позднее время, когда благодаря росту внешней торговли и притоку капитала были заложены прочные основы аграрно-индустриального развития скандинавских стран и укреплено социальное значение "средних классов", по терминологии Хавде, т. е. бюргерства и богатого землевладельческого крестьянства.

Смысл истории скандинавской торговли и промышленности XVIII в, резюмирует Ховде, сводится к выдвижению на историческую

стр. 140

арену нового класса - буржуазии, к которой должно было перейти в ближайшее десятилетие первенство в деле организации народного хозяйства своих стран и в формировании нового мировоззрения, складывавшегося, с одной стороны, под влиянием занесенного пиэтизма и, с другой - воспринявшего идеи и принципы англо-французской философия в Дании и Норвегии, германской и французской - в Швеции.

Пиэтизм зародился среди городского населения в конце XVII в., но укрепился в начале XVIII под влиянием доктрин, занесённых из Германии, и с 1720 г, сделался важным фактором в интеллектуальной жизни Швеции.

Наиболее распространённым было учение секты гернгутеров.

В Дании и Норвегии пиэтизм пользовался особым покровительством королей Фредерика IV и Христиана VI, фанатика-пиэфиста, при котором радость и смех были изгнаны из королевства.

В планы Ховде не входила полная оценка скандинавского "века разума" и его значения для культурного прогресса скандинавских народов. Глава III "Основы культуры среднего сословия" является лишь сжатым очерком по истории скандинавской литературы, как глава IV - таким же очерком по истории науки, а глава V - по истории искусства. Заслугу "века разума" Ховде видит в том, что он пробудил в инертном до тех пор населении общественные и политические интересы и сознательную любовь к родине, проложив таким образом дорогу к позднейшим социальным сдвигам.

Называя свой труд историей "возвышения средних классов", автор, очевидно, подразумевал под этим не одну только буржуазию и чиновничество, но в известной степени и зажиточное крестьянство, которому отведено много внимания и места в главах о религиозно-сектантских движениях и об искусстве (до XIX в. чисто народном), а ещё больше - в главах, посвященных национально-политическому развитию Швеции, Норвегии и Дании. Эволюция скандинавского крестьянства шла различными путями; в Дании оно оставалось почти до самого конца XVIII в. в крепостной зависимости; в Швеции пользовалось весьма ограниченными правами представительства в сейме (риксдаге); в Норвегии, где, как известно, феодализм не успел укрепиться и где крестьяне не переставали быть свободными, они ранее чем в соседних странах приняли участие в государственном и культурном строительстве. На протяжении XVII в. они не раз поднимали голову, протестуя против экономической эксплоатации их горожанами и чиновниками. В аристократической Швеции крестьянские движения тоже не были редкостью, и корона не раз использовала их в своей борьбе с аристократией и духовенством. Весь XVIII век в Швеции был отмечен ожесточённой классовой борьбой, пока Густав III не избавил страну от распрей между "шляпами" и "шайками". Произведённый им в 1789 г. государственный переворот, восстановивший на 20 лет абсолютную власть короля, уравновесил в то же время политические права сословий. Конечно, совершенно необоснованно сравнение, проводимое Хонде, между этим актом дворянского абсолютизма и результатам" французской революции.

Датское крестьянство, получившее по закону 1784 г. освобождение от помещичьей власти и право индивидуального землевладения, пошло после этого вперёд быстрыми шагами.

Но и ту и другую соседку опередила Норвегия. Её никогда не знавшее крепостного права свободное крестьянство ломало рамки своей экономической отчуждённости и настойчиво требовало уравнения в торговых и промысловых правах с представителями высших классов. Пропасть между этими классами уменьшалась благодаря богатствам, притекавшим в Норвегию в эпоху революционных и наполеоновских войн, поднимавшим также и благосостояние верхнего слоя сельского населения. Одновременно нахлынул поток философско-революционных идеи, утверждавших в умах норвежской интеллигенции веру в "права человека и гражданина". Укрепление демократических принципов в образованной части норвежского общества и периодические восстания в защиту своих прав в его низах привели, в конце концов, к развитию национального самосознания и широкому распространению идеи о праве Норвегии на самоопределение. Как известно, отрыв Норвегии от Дании в период наполеоновских войн предоставил ей возможность закрепить эту идею в созданной 17 мая 1814 г. Эйдсвольдской конституции, в своё время - по признанию Энгельса - самой демократической в Европе1 .

Несколько раньше, 27 июня 1809 г., после свержения Густава IV Адольфа и надвинувшейся опасности со стороны России и Дании, была изменена конституция Швеции. Но несмотря на то, что шведская интеллигенция увлекалась идеями энциклопедистов и французской революции, это мало чем отразилось на стране. Дворянство не желало поступиться своими привилегиями, духовенство не сблизилось с народом, конституция не сумела разрешить основной экономической проблемы и обеспечить равномерность земельного обложения, от несправедливости которого страдало крестьянство. Швеция оставалась консервативно-бюрократической монархией с королевской властью, ограничиваемой аристократией.

Никак нельзя согласиться с Хогаде в оценке шведской и норвежской конституций 1809 и 1814 годов. Он правильно сводит обе конституции к одному знаменателю, видя в них торжество высших классов, но в то же время недооценивает влияния революционных идей на работу Эдсвольдского национального собрания. Нельзя не напомнить, что различно сложившееся соотношение классовых сил нашло своё отражение в шведской конституций 1809 - 1810 гг. и норвежской 1814 года. В первом случае политическое


1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т, XVI, ч. 2-я, стр. 73.

стр. 141

господство сохранилось за дворянством и дворянская бюрократия управляла Швецией, пользуясь поддержкой первых двух сословий (дворянства и духовенства) в риксдаге, который вплоть до конституционных реформ 1866 г. оставался пережитком средневековой сословной монархии. Норвежская конституция 1814 г. закрепила политическое господство буржуазии, но крестьянству предоставила право на такое широкое участие в государственных делах, что уже через каких-нибудь 25 - 30 лет крестьянская фракция стортинга оказывала на них весьма существенное влияние.

После 1830 г. политическое развитие Скандинавии стало в более тесную зависимость от международных отношений. Политические цели каждой из скандинавских стран определились интересами правящего класса, но в каждой по-своему. В Норвегии государственная власть постепенно сосредоточилась в руках блока либеральной буржуазия с зажиточным крестьянством; в Дании развитие внешней торговли объединяло интересы землевладельческого дворянства с интересами окрепшего крестьянства, во владение которого к 40-м годам XIX в. перешло около половины земельного фонда. Но в Швеции, где надвинувшаяся в. 1809 г. внешняя опасность потребовала изменения внутреннего строя, ни буржуазия, ни тем более крестьянство не окрепли в такой мере, чтобы овладеть властью, и вел сила её ещё долго оставалась в руках дворянской бюрократии.

Наряду с вопросами экономического порядка Ховде занимается изучением процессов развития у скандинавских народов классового сознания буржуазии и крестьянства и демократического миросозерцания, причём очень значительную роль в этом процессе он приписывает религиозным сектантским движениям, тесно связанным с классовыми крестьянскими движениями. Религиозные движения XVIII-XIX вв. он называет "агрессивным утверждением автономии низших классов, имеющими слиться впоследствии с демократическим движением в политике" (стр. 310). Среди имущих классов населения Швеции и отчасти Дании были распространены оккультизм и масонство. Но там же, а ещё более в Норвегии, возник благодаря распространению грамотности широкий круг "начётчиков", в котором зародились сектантские движения: Мадсена - в Дании, Греллита - в Швеции, Ганса Нильсена Хауго - в Норвегии. Благодаря практическому смыслу и организаторским способностям своего основателя хаугианство охватило широчайшие круги крестьян, рабочих и ремесленников и получило таким образом значение социального движения, с которым буржуазия и духовенство вынуждены были считаться. Ховде считает, что, укрепляя классовое сознание у крестьянства, хаугианство в то же время немало способствовало подъёму национально-освободительного движения.

В XIX в, наблюдается подъём культуры, расцвели пышным цветом литература, наука и искусство. Среди скандинавских стран Норвегии и здесь заняла первое место. Если имена её великих поэтов первой половины XIX в. Вергеланда и Вельгавена оставались малоизвестными Европе, то имена Ибсена, Бьёрнсена, Эдварда Грига прогремели на весь мир.

Пример Норвегии, вызывавший восхищение передовых людей соседних скандинавских стран, не остался без результатов. В революционном 1848 г. датский абсолютизм, засыпанный требованиями об ограничении монархии и петициями о введении в Дании конституции по образцу норвежской, должен был уступить. Новый основной закон - либеральная конституция 5 июня 1849 г. - позволил датскому крестьянству сравняться в правах с другими классами. Однако, замечает Ховде, перепуганная буржуазия не успокоилась, пока не заменила этой конституции в 1866 г. новой, более реакционной.

Шведское дворянство в 1865 - 1866 гг. было вынуждено отказаться от своих привилегий. Вместе с тем был принят закон о превращении риксдага из органа представительства четырёх сословий в парламент с двумя палатами, подобный английскому парламенту. Либеральная печать Швеции не переставала тем не менее восхвалять Норвегию как самую свободную и самую счастливую страну в мире. Такой энтузиазм, разумеется, преувеличивал достижения Норвегии. Но как бы то ни было, в 60-х гг. политическая власть в Норвегии окончательно и прочно перешла к либеральной буржуазии и к зажиточному крестьянству.

Таким образом, делает заключение Ховде, все три страны Скандинавии вышли на путь капиталистического развития.

Необходимо прибавить, что Ховде не оставил без освещения и вопросы специальные. Так, в главах XIV и XV он даёт читателю представление об успехах медицины и народного образования в Скандинавии за описываемый период. К сожалению, автор отвёл недостаточно места вопросу о сельскохозяйственном и городском пролетариате и социалистическому движению Маркуса Транеа в Норвегии в 1849 - 1851 годах. Этому интереснейшему вопросу вместе с очерком трудового законодательства в соответствующие годы в книге уделено всего 32 страницы, а социальным реформам - и того меньше.

В короткой, XIX главе описываются первые шаги скандинавских женщин к эмансипации, в борьбе за экономическое и политическое равенство с мужчинами и личную свободу, которой они достигли в XX в. и которая, по словам автора, "превзойдена лишь в Советской России" (стр. 693). Наконец, в последней главе дан очерк эволюции быта, нравов и обычаев скандинавских народов в период 1720 - 1865 гг. под влиянием изменений в экономических условиях.

Не будет, таким образом, ошибкой назвать произведение проф. Ховде энциклопедическим трудом по истории скандинавских стран XVIII-XIX столетий: Советский читатель, интересующийся Северной Европой, получит из него много сведений, которые иначе приходится собирать по крупицам.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ХОВДЕ-Б-СКАНДИНАВСКИЕ-СТРАНЫ-1720-1865-гг-ВОЗВЫШЕНИЕ-СРЕДНИХ-КЛАССОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana StepashinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Stepashina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. РЫКОВСКАЯ, ХОВДЕ Б. СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ 1720-1865 гг. ВОЗВЫШЕНИЕ СРЕДНИХ КЛАССОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 21.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ХОВДЕ-Б-СКАНДИНАВСКИЕ-СТРАНЫ-1720-1865-гг-ВОЗВЫШЕНИЕ-СРЕДНИХ-КЛАССОВ (date of access: 05.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. РЫКОВСКАЯ:

О. РЫКОВСКАЯ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Stepashina
Вологда, Russia
962 views rating
21.09.2015 (2144 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
11 hours ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
11 hours ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
11 hours ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
11 hours ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
11 hours ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ХОВДЕ Б. СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ 1720-1865 гг. ВОЗВЫШЕНИЕ СРЕДНИХ КЛАССОВ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones