Libmonster ID: RU-10323

Мурашова Е. В.

Класс коррекции

М.: Самокат, 2007

Первые два класса в каждой параллели - "А" и "Б" - гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, а кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. "Ашки" покруче, чем "бэшки", там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы "В" и "Г" - нормальные. Там учатся те, у кого все более-менее тип-топ и в голове, и в семьях. В "В" скорее более, в "Г" - менее. Мы - класс "Е". Можете себе представить.

В этом отстойном и безнадежном, по педагогическим меркам, классе собрались самые "запущенные", а по сути, просто несчастные - каждый по-своему - дети. За свою короткую жизнь им довелось пережить слишком много. Это злые волчата, жертвы пороков взрослых. Они матерятся, пьют и никому не верят. И вот в 7 "Е" появляется новенький. Вслед за необычным в устах классной руководительницы призывом к милосердию в класс вкатывается инвалидная коляска... У Юрика ДЦП (детский церебральный паралич, кто не знает). Но не только немощью отличается он от своих сверстников. Тяжело больной физически, он слишком нормальный в этом классе коррекции. Юрик живет в полной семье, у него не очень молодые, но любящие и понимающие родители. Его знания простираются далеко за пределы школьной программы. А еще он может посмеяться над собой - талант, которым в классе никто не обладает. Над другими - сколько угодно. А над собой - нет.

Юрка приглашает весь класс к себе в гости. Для большинства из них это первый праздник в жизни. Они просто смотрели, как все может быть устроено. Обои на стенах, белье на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама, я...

Екатерина Мурашова знает о таких детях не только по "Отверженным", "Детям подземелья", "Педагогической поэме" или "Республике ШКИД". Она окончила психфак Ленинградского университета по специальности "Возрастная психология". Работала с детьми из социально неблагополучных семей. И в настоящее время работает семейным психологом в детской поликлинике. Но даже самому чуткому, доброму и понимающему взрослому зачастую не под силу помочь своим маленьким подопечным в реальной жизни. Единственное, что может писатель, - привлечь внимание к проблеме трудных подростков, пусть даже в форме необычного сплава реального с фантастическим.

Так в повести Мурашовой появляется некий параллельный мир, иное измерение, волшебная страна, где нескладная судьба несчастных детей поддается коррекции, где исполняются желания, где всегда весна-лето, земляничные поляны и придорожный кабачок "Три ковбоя". Здесь Юрик обретает здоровое тело, застывшая в немоте Стеша обращается прекрасной принцессой из замка, а весь класс сплачивается в стремлении спасти принцессу от злодеев.

Книга Мурашовой - жесткая и щемящая история коррекции изломанных детских душ, выправления их - добротой, со-чувствием, со-страданием к другому, более страдающему, более несчастному.

Повесть "Класс коррекции" отмечена несколькими наградами, в том числе Национальной детской литературной премией "Заветная мечта" (2006) в номинации "Трудный разговор".

Елизавета Ленчук

стр. 67

Седакова О. А.

Как я превращалась

М.: ТимДизайн, 2006

Когда человеку нравится песня, он не задумывается о ее составляющих - музыке и словах. Он просто самозабвенно и радостно поет.

Когда мы стоим перед картиной, которая тронула нас за душу, мы не замечаем мазков, штрихов и линий, из которых складываются предметы, фигуры и пейзаж. Мы наслаждаемся полученным впечатлением.

"Как я превращалась" - не просто книга, это проект студии "ТимДизайн", нерасторжимый синтез слова и картинки.

Поэт, переводчик, прозаик Ольга Седакова - автор многих серьезных, "взрослых" книг. Она лауреат премии Андрея Белого (1983), Парижской премии русскому поэту (1991), Европейской премии по поэзии (Рим, 1995), премии имени Владимира Соловьева "Христианские корни Европы" (Ватикан, 1998), премии Солженицына (2003).

Книгу, которая перед нами, она посвятила своей племяннице: Дашеньке на память: все это было, когда я была меньше тебя.

Проект "ТимДизайна" лишен раздражающей искусственности многих детских книг. Иллюстратор Ирина Новосельцева не заигрывает с маленьким читателем, пытаясь стать с ним вровень. Эту книгу будто иллюстрировал ребенок - все, о чем идет речь на ее страницах, увидено снизу вверх и в огромном увеличении. Вишенка размером с треть двери. Курица, вчетверо выше дома. Рыба больше лодки. В детском воображении это вполне нормально. Так же как бесконечные превращения. Стоит закрыть глаза, и вот ты уже - курица, или рыба, или огромный гималайский медведь, или поросенок...



Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать, -


писал Осип Мандельштам. Книга Седаковой - из тех, что способны вывести из глубокой печали.

Анастасия Головина

В щенка и...

Мы гуляли с няней, я вижу: щенок. Няня говорит:

- Нечего, нечего! Всё равно тебе не позволят держать его дома.

Но я все-таки взяла на всякий случай.

Папа с мамой поглядели и велят: - Неси во двор! Щенок не кукла, за щенком ухаживать надо, а тебе бы только играть. Ты же не будешь его кормить и лужи вытирать за ним не будешь. Вот мы просили тебя поливать цветок, ты и то не сумела.

стр. 68

Как они вспомнили про цветок, я с горя превратилась тоже в щенка. Сидим мы, два щенка, прижались друг к другу и на них глядим...



- Это еще что! Два щенка!
Маруся, она одного несла?
Вы видели?


А что меня нет, даже не смотрят, им всё равно.



Тут я совсем разошлась, превратилась в гром и молнию.
Гром в комнате грянул, молния ударила, все задрожали и попадали.
А я ещё превратилась в дождь и всё, всё сверху залила.
Все до нитки промокли и зубами стучат.


И всё



Вот в этот раз они всё и поняли.
Что этот гром и молния и дождь - это всё была я.
И когда я превратилась назад, мне так попало, что я решила
Больше пока не превращаться.


А потом, конечно, разучилась.

Седов С.

Сказки про мам

М.: Самокат, 2006

Сказки про Вову, президентов и волшебство

М.: Гаятри, 2007

Кто такой Сергей Седов? Почему я, увидев его впервые, в троллейбусе, с пишущей машинкой в авоське, остановила на нем свой завороженный взгляд? А художник Леня Тиш-ков нарисовал Седова плывущим в утлой лодке по морю и называл эту картину "Человек со свечечкой". На танцплощадках, куда Серега ходит танцевать, - обычно он танцует один - то среди стариков в парке "Сокольники", то в молодежных клубах, - его зовут просто и удивленно: Человек. Он пишет сказки, похожие на притчи, часами наизусть читает стихи, гуляет в парках, любуется цветущими деревьями. А иногда становится глубоководным водолазом... (Из книги Марины Москвиной "Учись видеть". М.: Гаятри, 2005)

Этот фантазер и чудак - один из самых известных сегодня сказочников-философов. Когда-то Сергей Седов, окончив Московский педагогический институт, работал учителем младших классов. Ему ли не знать современных детей! Именно для них, а также для их родителей - тех, что понимают своих детей и способны вместе с ними посмеяться, - он написал свои книжки "Мальчик Леша и разбойники", "Сказки про Змея Горыныча", "Невероятные приключения и путешествия Зайца Зайцева".

Серия "Сказки про мам" - своего рода парафраз на тему "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны". Мамы - смелые, серьезные, сильные и - мамы забывчивые, крикливые, пьяницы. Мамы-инопланетянки и мамы, любящие прыгать с парашютом. Мамы пингвинят и мамы слонят. Мамы водолазов и мамы Красных Шапочек. Всех их объединяет одно - они ужасно любят своих детей и готовы на всё, чтобы выручить их из беды. На авантитуле книжки "Самоката" пустой овал с подписью "Моя любимая мамочка". Хозяин книги

стр. 69

может вклеить сюда фотографию своей мамы.

Новую книгу Седова, которая вышла в "Гаятри", составили очередные забавные сериалы: "Сказки про то, как Вова президента спасал", "Сказки про лягушку Пипу", "Волшебные сказки настоящего времени" и другие.

Чтобы вы поняли, что это за сказки, приведем отрывок из одной из них.

Ведьма Луша, выпив зелья из склянки с таинственными буквами "П. Р. Ф.", оборачивается Президентом Российской Федерации. Ей сразу же хочется немедленно скатиться на лыжах с горы. С той же горы спускается настоящий президент. И они сталкиваются!

Падают и лежат на снегу. Охранники в недоумении. Не знают, кого им теперь охранять, а кого в тюрьму сажать. Привозят обоих в Кремль. Тут настоящий-то президент ненастоящего спрашивает:

- Как вас зовут?

- Луша! - честно отвечает Луша.

- А ведь вы совсем как я! - удивляется президент (настоящий).

- Стараемся! - отвечает ненастоящий.

- А мысли? - спрашивает настоящий. - В отношении внутренней и внешней политики, какие у вас мысли - особенно насчет Соединенных Штатов?

И начинают они разговаривать о политике. Президент спрашивает, а Луша отвечает. И отвечает правильно!

Три часа разговаривают! Наконец настоящий президент вытирает пот и говорит:

- Невероятно! У нас с вами совершенно одинаковые мысли и даже чувства!

Евдокия Карамышева

стр. 70

Усачев А. А.

Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым М.: Дрофа-Плюс, 2007

Конечно же, все мы хотим вырастить наших детей людьми всесторонне образованными и культурными. И все мы знаем, как это непросто, - сегодня, когда, с одной стороны, шедевры мировой культуры как никогда доступны для обозрения (пожалуйста, езди по миру, посещай любые галереи-музеи), с другой - когда ребенок постоянно находится в искусительном силовом поле маскульта, низкопробных мультиков и компьютерных игр, на потребление которых затрачиваются совсем иные мозговые усилия, нежели на восприятие великой живописи.

В прошлом году исполнилось сто пятьдесят лет Третьяковской галерее. Этому юбилею и посвящена книга Андрея Усачева. Поэт приглашает маленьких читателей прогуляться вместе с ним по залам Третьяковки, предлагая свое видение любимых картин. Их в этой книге более сорока. Левую сторону каждого разворота занимает репродукция, а на правой - стихотворение Усачева с повторенными фрагментами картины.

Детский художник Виктор Чижиков, знаменитый создатель олимпийского Мишки, в предисловии к этой книге вспоминает свое детство:

В своих письмах с фронта отец писал мне: "Потерпи еще немного, сынок, вот добьем фашистов, вернусь домой, снова пойдем с тобой в Третьяковку..." Третьяковская галерея вошла в мою жизнь довольно рано, когда мне было три или четыре года.

Пусть Третьяковка войдет в жизнь и сегодняшних трех-четырехлетних! Благодаря стихам Андрея Усачева, простым и веселым, современным и вместе с тем точно передающим атмосферу ушедшего времени, отображенного на картине, это совсем нетрудно.

стр. 71

Среди полотен Третьяковки, которые запомнились ему с детства, а возможно, и повлияли на выбор его жизненного пути, Виктор Чижиков называет картину Ф. Решетникова "Опять двойка". Вот как пересказал ее содержание Усачев:



Глядит с немым укором мать.
Сердитый взгляд сестрицы Веры:
"По сочинению?.. Опять?!
Тебя не примут в пионеры!!!"

И Вовка, маменькин сынок,
Глядит, злорадствуя, на брата:
"Меня не взял ты на каток...
Дурак! Вот так тебе и надо!"

Когда же вечером отец
Придет со своего завода...
И горке и катку - конец,
Прощай, друзья, прощай, свобода!

И только преданный Дружок
Не огорчается нисколько -
Он счастлив, что домой пришел
Его товарищ лучший Колька!

Он тычет в друга мокрый нос:
"Я рад тебе! Чего ж ты грустен?!" -
Не понимает славный пес,
Что больше их гулять не пустят!


Евдокия Карамышева


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-ДЛЯ-ДЕТЕЙ-И-ЮНОШЕСТВА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana GarikContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Garik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-ДЛЯ-ДЕТЕЙ-И-ЮНОШЕСТВА (date of access: 23.04.2024).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Garik
Москва, Russia
1470 views rating
26.10.2015 (3102 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Catalog: Право 
14 hours ago · From Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Catalog: Экономика 
4 days ago · From Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
5 days ago · From Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Catalog: Экономика 
6 days ago · From Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Catalog: Лайфстайл 
6 days ago · From Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Catalog: Экономика 
6 days ago · From Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
6 days ago · From Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Catalog: Разное 
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
10 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android