Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7480
Author(s) of the publication: В. М.

Share with friends in SM

I. Работа группы по истории мировой войны и послевоенного империализма

Весной 1933 г. группа начала две большие коллективные работы: "Хроника рабочего и революционного движения в Германии в мировую войну" и "Хроника рабочего и революционного движения во Франции в мировую войну". В настоящее время закончена подготовка обеих работ к печати. Объем каждой из них - около 65 печатных листов. Каждой стране посвящены два тома: один - за 1914 - 1916 гг. (закончены и сданы в производство) к другой - за 1917 - 1918 гг. (будут закопчены к концу 1934 г.).

Главной целью работ было изучить процесс превращения империалистической войны б гражданскую в этих странах, ибо этот процесс практически - самое главное в опыте мировой войны для современной революционной борьбы. Коммунистическим партиям и рабочему классу всех стран необходимо знать опыт классовой борьбы в мировую войну. Это верно особенно в современный период. Тов. Сталин еще в 1928 г. сказал, что "опасность новых империалистических войн и интервенций является основным вопросом современности"1 . XIII пленум ИККИ подчеркнул, что "капиталистический мир вплотную подходит к новому туру революций и войн".

Группа сознательно не хотела давать общую историю соответствующих стран и ограничила свою задачу историей рабочего и революционного движения в период войны.

Но совершенно ясно, что для понимания этого движения нужно было изучить и показать основные общеэкономические и политические процессы, в связи с которыми движение развивалось. При этом мы сознательно отказались однако от задачи подробно проследить ход военных операций. Лишь те события на фронте, которые имели особенно крупное влияние на развитие классовой борьбы, нашли место в "Хронике"

"Хроника" имеет прежде всего в виду потребности политических борцов. Ее авторы хотели дать активу братских компартий, пропагандистам, агитаторам, организаторам, журналистам, депутатам научно проверенное орудие для политической борьбы. Одновременно работа должна обслужить актив ВКП(б), помочь ему понять классовую борьбу в капиталистических странах во всей ее конкретности. Работой сможет пользоваться за границей и у нас и каждый пролетарий, который захочет познакомиться с опытом борьбы своего класса против первой мировой империалистической войны.

Наряду с этим "Хроника" предназначена и для читателей иного типа - для гражданских историков, которые будут разрабатывать отдельные проблемы; связанные с опытом классовой борьбы и мировую войну, и для которых изучение "Хроники" может послужить отправным пунктом для дальнейшей разработки первоисточников; для военных историков, которым необходимо изучать и излагать историю мировой войны и ее отдельных операций в неразрывной связи с историей классовой борьбы. "Хроника" будет полезна и преподавателям истории в вузах и средней школе, которым необходимо знать классовую борьбу в мировую войну во всей ее конкретности. Одновременно "Хроника" дает преподавателям и слушателям много ярких исторических иллюстраций. Читатель, на которого мы рассчитывали, определил собой и тип работы. "Хроника" показывает на основе первоисточников и научной литературы ход развертывания классовой борьбы в мировую войну. Составлена она на основе самых разнообразных источников: тут и специальные статистические сборники, и парламентские отчеты, и газеты, и журналы, и листовки, и письма, и дневники, и воспоминания, и монографическая литература.

Основные научно-политические установки работы были определены на основе тщательного изучения всего, что имеется о мировой войне у Ленина и Сталина. В первую очередь были также изучены большевистский "Социал-демократ" за годы войны, большевистский журнал "Сборник социал-демократа", журнал "Vorbote" и др. документы циммервальдской левой.

На основе установок Ленина и Сталина шло затем изучение всех остальных источников. Группа ставила своей целью создать научно точную, т. е. большевистскую хронику, и "поэтому не только излагала обманные маневры открытых и прикрытых социал-шовинистов и буржуазии, но и выявляла подлинную сущность этих маневров.

История классовой борьбы в мировую войну разделена в "Хронике" на пять важнейших политических этапов: от австрийского ультиматума Сербии до Циммервальда; от Циммервальда до осени 1916 г., когда, по определению Ленина, наступил "поворот в мировой политике"; от осени 1916 г. до Февральской революции; от Февральской революции до Октябрьской; и наконец от Октябрьской революции до перемирия, заключенного 11 ноября 1918 г. По каждому из этих периодов дается статья, кратко излагающая важнейшие процессы за данный период. За нею следует хроника событий по дням.

Наряду с хрониками но Германии и Франции было бы крайне полезно проделать работу такого же типа по всем другим воевавшим странам и хотя бы по одной ней


1 Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 9-е, стр. 336.

стр. 157

тральной стране. Кроме того необходимо написать "международный" том, который включил бы важнейшие события в области рабочего и революционного движения во всех странах. Этот том должен служить справочным при пользовании всеми остальными томами "Хроники". В каком объеме и какими темпами Институту истории удастся провести эти работы, будет зависеть от той оценки, которая будет дана его работам по Германии и Франции, и от кадров, который Институту удастся привлечь.

К работе по составлению "Хроники" были привлечены наряду с советскими историками немецкие и французские научные работники, которые с большой готовностью откликнулись на предложение Института истории Комакадемии участвовать в этой работе. Наряду с научными работниками - авторами "Хроники" - о работе участвовали научно-вспомогательные работники. По каждой стране работали четыре автора.

Вся работа была разделена на три этапа: 1) проработка литературы, 2) написание хроника и статей, 3) редактирование написанного и доработка хроники и статей на основе указаний редактора и на основе ознакомления с работой других авторов.

Проработка литературы происходила следующим образом: наиболее сложные материалы прорабатывал автор; он же прорабатывал вначале часть всякого нового материала, для того чтобы установить метод проработки и дать конкретные указания научно-вспомогательным работникам. Проработанный материал заносился на карточки по точно выработанной форме. Всего составлено по Германии 7500 карточек, по Франции - около 7 тыс. Важнейшие документы, в ток числе некоторые особенно важные газетные статьи, копировались целиком.

С самого начала была поставлена серьезная библиографическая работа. Институт истории совместно с библиотекой Комакадемии организовал также для работников группы выставку основной литературы по социально-политической истории главных стран во время мировой войны.

Для углубленной проработки основных вопросов работы группа заслушала и обсудила следующие доклады: "Ленин о международном рабочем движений, в особенности в Германии и во Франции в мировую войну (т. Поль). "Положение рабочею класса и стачечное движение но Франции в годы войны" (т. Горев), "Революционное движение во французской армии в 1917 г." (т. Нотович), "Революционное движение в германском флоте в мировую войну" (т. Поль), "Революционная борьба германской молодежи в мировую войну" (т. Глобих).

Главная трудность работы состояла в том, чтобы дать картину классовой борьбы в соответствующих странах с возможно меньшими пробелами. Пробелы, и притом серьезные, были в работе совершенно неизбежны, потому что ряд важнейших источников покоится еще в правительственных и иных архивах капиталистических стран: ряд источников, доступных иностранным исследователям, был недоступен нам, в частности коллекции революционных изданий, имеющиеся у отдельных товарищей за границей; наконец мы не могли полностью исчерпать всего богатства источников, имеющихся в СССР, так как в связи с 20-летием начала мировой войны считали необходимым закончить "Хронику" по Германии и Франции в сравнительно короткий срок - за один год (работа была начата весной 1933 г., а отдельным товарищи приступила к работе только зимой 1938/34 г.). По Германии четыре автора работали в общей сложности 42 месяца, по Франции четыре автора - 41 месяц.

На основе опыта проведенной работы можно сказать, что для написания "Хроники" по крупным странам, например по Англии, нужно при основательной постановка библиографической работы, достаточном коллективе авторов научно-вспомогательных работников, редакторов и при их полной концентрации на данной работе - полтора года.

Глубокий научный интерес к работе, создание ее политической полезности, концентрация в работе я наличие конкретного, оперативного руководства - вот те условия, которые дали Институту возможность закончить за год первые две "Хроники" и одновременно воспитать кадры которые успешно могут продолжать работу такого типа.

Кетэ Поль

II. Массовая работа Института истории Комакадемии в первом полугодии 1934 г.

Массовая работа г Институте истории и первой половине 1984 г. велась по трем направлениям: 1) при Институте был организован цикл лекций для преподавателей вузов, техникумов, комвузов. старших классов школ МОНО: 2) поставлен был ряд научно-исследовательских докладов научных сотрудников Института с привлечением к обсуждению этих докладов исторической общественности: 3) ряд докладов по поручению Института и запросам с мест был сделан в Харькове и Тамбове (тт. Ванагом, Поль, Анатольевым).

Задачей цикла лекций для повышения квалификации преподавателей было поднять теоретический уровень преподавателей истории, дать им фактический материал, ознакомить их с основной литературой по узловым вопросам программы. Разработанный первоначально план цикла лекций имел в виду главным образом преподавателей старших классов школ МОНО. Из их среды по-

стр. 158

ступало больше всего запросов об организации такого цикла, здесь можно было ориентироваться на более или мопсе однородную аудиторию, именно здесь преподаватели были о наиболее затруднительном положении вследствие недостатка соответствующих учебников, наглядных пособий, литературы. Для лучшего усвоения лекций слушателям раздавались планы каждой лекции с указанием основной литературы по данной теме.

Первые же лекции этого цикла однако показали, что меньше всего посещали их преподаватели истории школ МОНО, Наиболее регулярно посещали лекции преподаватели рабфаков техникумов, аспиранты ВНШД, студенты АКВ, КУПОН, ИФИ, занимающиеся педагогической работой. Запросы аудитории были чрезвычайно разнородны: тлеть слушателей при обсуждении тематики цикла лекций правильно предлагала заострить внимание на конкретном фактическом материале, на характеристиках главных деятелей той или другой эпохи; другая часть настаивала на необходимости поставить цикл лекций о формациях; наконец третьи считали необходимым приурочить календарный план проведения цикла к плану работы учебных заведений, в которых они преподают, с тем чтобы каждая лекция читалась во время проработки данной темы в учебном заведении. Разнородность аудитории не дала возможности удовлетворить запросы последней группы слушателей, а вторая (очень немногочисленная группа) вскоре отказалась от своих требований.

Всего за 4 мес. прочитало 14 лекций, на которых присутствовало более 700 чел. По истории СССР прочитаны следующие лекции: 1) "О задачах изучения истории СССР" - т. Ломакин; 2) "Маркс и Энгельс о России" - т. Парадизов; 3) "Промышленный переворот в России" - т. Зельцер; 4) "Военно-феодальный империализм царской России" - т. Ванаг; 5) "Октябрьская революция" - т. Пионтковский; 6) "Триумфальное шествие советской власти" - т. Панкратова. По всеобщей история: 1) "Чартизм" - т. Лурье; 2)"Якобинская диктатура во Франции" - т. Фридлянд; 3) "Борьба за "свободные" земли в США" - т. Ефимов. В связи с рядом актуальнейших исторических вопросов, поставленных т. Сталиным па XVII съезде партии, прочитано пять следующих лекций: 1) "Падение древнего Рима" - т. Преображенский; 2) "Объединение Италии в XIX в." - т. Фридлянд; 3) "Объединение Германии в XIX в." - т. Цобель; 4) "Поход четырнадцати государств" - т. Рубач; 5) "16 лет мирной политики СССР" - т. Поль.

Лекция "Падение древнего Рима" напечатана в журнале "Борьба классов" (N5 - 6).

Научно-исследовательских докладов с привлечением к их обсуждению исторической общественности состоялось три: 1) "Ленин как историк" - т. Ломакин (доклад был организован совместно с секретариатом редакции "Истории заводов"); 2) "Украинский национализм на службе немецкого фашизма" - т. Рубач; 3) "Марат как теоретик гражданской войны в XVIII в." - т. Фридлянд.

Кроме того Институт организовал 15 января в Комакадемии вечер, посвященный памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург. На вечере после вступительного слова директора Института т. Лукина сделаны были доклад т. Радека "Роза Люксембург и Карл Либкнехт и их историческая роль" и содоклад т. Геккерта.

В связи с тем, что группа сотрудников Института совместно с заводской редколлегией подготовляет к печати монографию "История завода "Серп и молот", было проведено несколько докладов и обсужден ряд зачитанных глав по истории завода. Ответственный редактор монографии т. Панкратова сделала доклад об основных установках и плане монографии и зачитала первую главу монографии (доклад был организован совместно с редакцией "Истории заводов") На собраниях заводского актива читку и обсуждение ряда глав провели тт. Меллер, Поселянина, Штерн.

В настоящее время Институт в связи с двадцатилетием империалистической войны включился в работу сессии, посвященной 20-летию, войны проводимой под руководством фрунзенского райкома ВКП(б), и организовал ряд докладов во Фрунзенском районе.

Печатаются популярные брошюры М. Глобих, "Положение и борьба трудящихся женщин в Германии в годы мировой войны", В, Горев, "Рабочие и хозяева во Франции в годы мировой войны" и Ф. Глобих, "Борьба революционной молодежи Германии в годы мировой войны". Кроме того будет напечатан ряд статей в газетах и массовых журналах. Гея эта подготовка проводится группой научных сотрудников под руководством т. Поль.

Особенно большое внимание Институт обращает на работу с преподавателями. Совместно с комиссией по преподаванию истории, организованной при Институте история, Истфаком, МОНО и другими организациями разрабатываются планы цикла лекций и семинаров для преподавателей.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-В-ИНСТИТУТЕ-ИСТОРИИ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-АКАДЕМИИ-2015-08-22

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М., Хроника. В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-В-ИНСТИТУТЕ-ИСТОРИИ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-АКАДЕМИИ-2015-08-22 (date of access: 29.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М.:

В. М. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
867 views rating
22.08.2015 (1865 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
17 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
27 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
31 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
47 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
51 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
51 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
51 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·139 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Хроника. В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones