Libmonster ID: RU-9204

Обострившаяся в последние десятилетия XXI столетия потребность в переосмыслении возросшей ментальной активности членов Российского сообщества как значимого социокультурного основания их самоопределения и воспроизводства ими цивилизационной и национальной идентичности неизбежно становится причиной усложнения функций автора культуры в качестве субъекта акмеологического развития, вследствие переосмысления культуры в направлении следования исторической инерции, стремления к экстраполяции накопленного социокультурного опыта на новые явления, с одной стороны, и стремления субъектов культурного процесса (как носителей определенного потенциала критики) к качественным сдвигам культурных смыслов и ценностей, с другой. Подобным внутренним дуализмом обусловлен и поиск меры синтеза двух полярных аспектов воспроизводства процессов акмеологического развития на пути к Абсолютному идеалу в монографическом исследовании С. Д. Пожарского1. Актуальность настоящего исследования определяется ориентацией на способность субъектов акмеологического развития отвечать на усложняющиеся проблемы, трансформируемые в качественно новые социокультурные смыслы, обусловленные новыми контридеалами, формируемыми в ходе воспроизводства творческой ментальной активности членов сообщества.

Монография С. Д. Пожарского приобретает особенно важное методологическое значение и научную актуальность на этапе формирования синергетической акмеологии как производного синтеза ее фундаментальных идей с основополагающими идеями синергетической философии истории и осмысления роли этой


1 С. Д. Пожарский. Акмеология и катабология: теория совершенствования человека. СПб.: Изд-во "Лема", 2013. 266 с

стр. 5

научной дисциплины в решении таких проблем социокультурного развития как синтез свободы и ответственности членов сообщества в процессе воспроизводства их творческой ментальной активности. Объектами авторского исследования служат кардинальная дуальная оппозиция "акме - катэ" в качестве основы воспроизводственной деятельности членов сообщества на пути к Абсолютному идеалу, с одной стороны, и специфика качественно новой научной дисциплины синергетической акмеологии, которая изучает закономерности достижения "акме" творческой ментальной активности субъектов культурного процесса с позиций синергетической философии истории, с другой.

Основу авторского анализа составляет представление о том, что члены всех сообществ, веками осваивавшие накопленный социокультурный опыт, обладали подсознательной или вполне осознанной способностью быть субъектами акмеологического развития, что позволяло придавать значимым явлениям ценностный социокультурный смысл. При этом первоначально заложенный смысл явлений мог подвергаться трансформациям, которые превращали акмеологическое развитие как в динамический фактор изменения традиционных поведенческих стереотипов и определяемой ими ментальной активности, так и в статический фактор сохранения их неизменности.

Изучение специфики самоорганизующихся процессов акмеологического развития в социокультурной динамике любого сообщества на основе закона самоорганизации социальных идеалов, позволяет автору переосмыслить личность в качестве индикатора уровня развития субъекта воспроизводственной деятельности посредством формирования его способности к самоопределению и самореализации. Преимуществом предлагаемого автором подхода служит не только углубление осмысления специфики личности, но и концентрация внимания на личности как субъекте акмеологического развития в межполюсном пространстве дуальной оппозиции "акме - катэ".

Трансформация культурной основы воспроизводственной деятельности, обусловленная ожесточенной борьбой разрушающихся и вновь формирующихся идеалов (в качестве производных реализации конкретного реального объекта), которая способствует постоянным качественным сдвигам в субъекте, включая сдвиг культурных смыслов, свидетельствует о том, что развитие общества служит производным самореализации субъектов акмеологического развития, вследствие динамических изменений идеалов культуры.

стр. 6

Акмеологическое развитие, тем самым, рассматривается автором как производное освоения идеалов культуры и их трансформации в содержание мышления субъектов воспроизводственной деятельности.

Как свидетельствуют результаты обобщения истории идеалов, каждый из них характеризуется прагматическими и утопическими аспектами, позволяющие рассматривать утопию в качестве составной части идеологии (учения об идеалах), а не как самостоятельной разновидности социального знания. В этой связи, именно подход к эволюции идеалов с позиций синергетического историзма позволяет автору выявить взаимообусловленность проблемы взаимопритяжения - взаимоотталкивания относительной и абсолютной истин в процессе акмеологического развития проблемой взаимопритяжения-взаимоотталкивания относительных (частночеловеческих) и абсолютного (общечеловеческого) идеалов.

Действительно, синергетический историзм, усматривающий смысл истории в самодеструкции человека и человечества (суперменезе) посредством их трансформации в сверхчеловека и сверхчеловечество, согласно закону самоорганизации социальных идеалов, становится, по мысли автора, методологической базой для успешного развития синергетической акмеологии. Как показывает автор монографии, субъект акмеологического развития, определяя границы свободы и ответственности за производные своей творческой ментальной активности, реализует потребность в самореализации, материализуя способность к творческой деятельности на пути к "акме". Поэтому сдвиги культурных смыслов в процессе акмеологического развития обусловлены самореализацией субъектов культуры в качестве структурно-содержательного компонента.

В самом деле, акмеологическое развитие предполагает непрерывный процесс воспроизводства потребности в формировании способности субъектов культуры в реализации их творческой ментальной активности как условия выбора путей самоопределения, обусловленных двумя альтернативными подходами к осмыслению проблемы свободы и ответственности:

- конструктивным подходом, при котором субъект акмеологического развития становится субъектом самоопределения, активно участвующим в организации воспроизводства социокультурного опыта на основе синтеза свободы при выборе путей к Абсолютному идеалу и ответственности за производные социокультурной активности;

- деконструктивным подходом, при котором субъект акмеологического развития, переставая быть таковым, становится субъектом

стр. 7

самоопределения, исключающим себя из организации воспроизводства социокультурного опыта и борьбы с антигуманистическими принципами и провозглашающими их антиидеалами.

В этой связи, как полагает автор, дуальная оппозиция "акме - катэ" может рассматриваться в качестве производного трансформации культурных смыслов при выборе субъектами акмеологического развития альтернативных путей самоопределения.

Исследование базируется на авторской гипотезе о самоопределении в ходе самореализации субъектов культуры как неотъемлемой части динамического процесса акмеологического развития, характеризующегося динамикой саморазвития культуры в направлении движения глобального человечества к абсолютному художественному произведению, которое находит выражение в процессе эстетической глобализации человечества, определяющей его стремление к социокультурному синтезу. Как подчеркивает автор, важным аспектом этого синтеза служит сближение частночеловеческих социокультурных идеалов и формирование на их основе общечеловеческого идеала и обусловленных им общечеловеческих ценностей.

Изучая специфические закономерности акмеологического моделирования процессов самоорганизации, синергетическая акмеология рассматривает способность субъектов развития создавать произведения в качестве квинтэссенции общечеловеческой культуры, осмысляемой автором как путь к достижению "акме" посредством реализации производных творческой ментальной активности. Автор предлагает рассматривать глобальное "акме" (как высший уровень самоорганизации субъектов акмеологического развития) в качестве производного глобальной трансформации человеческого общества и накопленной им культуры под действием вновь сформированных общечеловеческих социокультурных идеалов.

В своем исследовании автор использует такую прогрессивную методологию как закон самоорганизации социальных идеалов и метод дуальных оппозиций, позволяющих не только изучать процессы, протекающие в межполюсном пространстве, но и осуществлять критический анализ взаимопереходов между полюсами "акме" и "катэ" в системе дуальных оппозиций, обеспечивающих самоопределение субъектов культуры в процессе акмеологического развития. Тем самым исследование С. Д. Пожарского строится на базе обобщения результатов анализа динамики сдвига культурных смыслов и ценностей в ходе движения глобального человечества к достижению "акме". Основу этого процесса составляет понятие о

стр. 8

динамике логики акмеологического развития, характеризующейся постоянными взаимопереходами в межполюсном пространстве.

Автор обращает особое внимание на то, что акмеологическое развитие служит производным освоения социокультурных идеалов, базирующихся на праидеалах, с одной стороны, и трансформации культурных смыслов в содержание сознания и деятельности субъекта идеи культуры, с другой. Тем самым, актуализируя проблему общества как производного акмеологического развития креативного человечества, формирующего и утверждающего новые идеалы культуры, автор фокусирует внимание на возрастающей с каждым днем потребности в качественном переосмыслении субъекта акмеологического развития как субъекта самореализации на базе изучения динамики культур в свете синергетического подхода к развитию теории, и практики акмеологического моделирования.

Динамический процесс акмеологического развития реализуется, как наглядно демонстрирует в своей монографии С. Д. Пожарский, в межполюсном пространстве дуальной оппозиции "акме - катэ", на противоположных полюсах которой концентрируются подвергаемые трансформации культурные идеалы и определяемые им ценности. Таким образом, метод дуальных оппозиций используется (хотя и не называется) автором не только для бесконечной конкретизации смыслов, зафиксированных в категориях "акме" и "катэ", но и для описания механизма динамики акмеологического развития, обусловленного динамикой процесса воспроизводства культуры. Попадая в смысловое поле дуальной оппозиции, обе категории получают возможность переосмысления в качестве производного нового синтеза этих полюсов, нового элемента культуры, требующего формирования новой дуальной оппозиции. Возникновение нового смыслового фокуса и фиксация витка новых противоречий как производного стремления субъектов идеи культуры к достижению качественно нового уровня "акме" свидетельствуют о непрерывности процесса акмеологического развития субъектов идеи культуры на пути к Абсолютному идеалу.

Анализируемая автором проблема динамики взаимопереходов между полюсами дуальной оппозиции "акме - катэ", определяемых контр-, псевдо- или антиидеалами и обусловленными ими конструктивными или деконструктивными инновациями, актуализируется по мере усложнения социокультурных процессов, требуя нового подхода к осмыслению специфики субъектов самовыражения как субъектов акмеологического развития, которые обладают способностью к преобразованию видимой реальности. Как отмечает автор,

стр. 9

в бесконечном процессе акмеологического развития субъекты самовыражения, в стремлении самореализоваться, преодолевают нетождественность к самим себе, формируя тем самым новые границы социокультурных пространств и утверждая новые контридеалы, способствующие трансформации традиционных границ творческой ментальной активности.

Основную причину взаимопереходов границ социокультурных пространств в процессе акмеологического развития автор усматривает в соотношении социальных групп, которые выступают как за сохранение, так и за трансформацию границ доминирующего социокультурного пространства и образующих его идеалов. И хотя, по мысли автора, процесс формирования этих новых синтетических контрграниц сопровождается определенным уровнем взаимонепонимания со стороны членов общества, следующих доминирующим социокультурным идеалам, позитивная роль подобного динамического сдвига заключается в способности изолировать взаимное неприятие в пределах некоторого абстрактного единства, позволяющего поддерживать интеграцию сообщества.

Изучение специфики механизмов акмеологического развития позволило С. Д. Пожарскому представить этот динамический процесс в виде взаимопереходов в системе дуальных оппозиций, между полюсами "акме" и "катэ", обусловленными разрушающимися традиционными и вновь формируемыми идеалами, определяющими стремление субъектов акмеологического развития к самореализации в конструктивных или деконструктивных инновациях.

Таким образом, автору удается вскрыть механизм трансформации границ доминирующего социокультурного пространства, в которое изначально инкорпорированы субъекты идеи культуры, в ходе самореализации формирующие контрграницы социокультурного пространства и поднимающие уровень собственной свободы и свободы членов сообщества, следующих утверждаемым ими идеалам. Взаимопереходы в системе дуальных оппозиций, характеризующих процессы акмеологического развития с присущим им взаимоперетеканием границ социокультурных пространств, позволяют автору продемонстрировать, каким образом реализуется поиск субъектами акмеологического развития меры возможности осмысления полюсов и утверждения контрграниц формируемого социокультурного пространства. В этой связи, предлагаемый С. Д. Пожарским подход к осмыслению синергетической специфики субъекта акмеологического развития как субъекта альтернативной идеи культуры, не только обладающего способностью к самовоспроизводству и

стр. 10

преобразованию общества посредством утверждения новых границ социокультурного пространства, но и активно реализующего эту способность в процессе воспроизводства культуры и человеческих взаимоотношений, приобретает особую научную значимость.

Концепция синергетического историзма позволяет автору ввести новое понятие "эстетосферное мышление" рассматриваемого в качестве эстетосферной ментальной активности, которое служит производным синтеза философии науки и искусства (в отличие от ноосферной ментальной активности, предполагающий рационализм и односторонний культ порядка).

Как исследователь специфических закономерностей акмеологического развития субъектов культуры и производных их конструктивной и деконструктивной ментальной активности, С. Д. Пожарский видит свою задачу в выявлении философских механизмов в качестве методологической базы для реализации суперменеза посредством формирования качественно новых ценностей и осмысления предельных уровней акмеологического и катаболического развития глобального человечества на пути к Абсолютному идеалу.

Значимость и бесспорную оригинальность исследования С. Д. Пожарского трудно переоценить, поскольку оно не только обеспечивает исследователей механизмов социокультурной динамики прогрессивным подходом, но и открывает новую страницу в развитии концепции синергетического историзма.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЧЕЛОВЕК-БЕЗ-ГРАНИЦ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. Г. Микайлова, ЧЕЛОВЕК БЕЗ ГРАНИЦ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЧЕЛОВЕК-БЕЗ-ГРАНИЦ (date of access: 16.06.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. Г. Микайлова:

И. Г. Микайлова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
1473 views rating
16.09.2015 (3561 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
История Анастасии Горшковой — от Серова до галерей Европы. Её техника работы с бумагой без клея поражает критиков, а философия творчества вдохновляет новое поколение художников.
8 hours ago · From Россия Онлайн
Military reform: efficiency, optimization, quality. "LET'S MEET THE CHALLENGE OF FATE WITH DIGNITY"
Catalog: Разное 
Yesterday · From Вадим Казаков
HOLY RULERS OF RUSSIA: THE BLESSED PRINCE DOVMONT
Catalog: История 
4 days ago · From Вадим Казаков
Methodical class: a bi-disciplinary workshop. SYSTEM FACTOR
Catalog: Медицина 
4 days ago · From Россия Онлайн
Статья обобщает результаты исследований автора в период преподавания предмета на командно-штабном факультете и факультете Генерального штаба Военной академии Республики Беларусь (2006–2016). Военная сфера и военная экономика поставлены в контекст соотношения военного и гражданского мышления, имеющего большое значение для понимания состояния российского и белорусского социумов в условиях осуществляемой Россией Специальной военной операции. Значительная часть статьи посвящена обоснованию права автора писать о военной экономике и соотношении военного и гражданского мышления
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
7 days ago · From Россия Онлайн
IT'S RAINING IN TRANSBAIKALIA TODAY
Catalog: История 
7 days ago · From Вадим Казаков
Летом 2023 года Ассоциация практикующих ветеринарных врачей совместно с Фондом развития ветеринарии (Санкт-Петербург) и Донским государственным техническим университетом учредила новую награду: медаль им. С.С. Евсеенко. И уже известно о первых награждённых. Сергей Степанович Евсеенко своим трудом заслужил, чтобы его имя знал любой российский ветврач — но так ли происходит в действительности? Мы поговорили с президентом Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергеем Владимировичем Середой о новой награде, забытых именах и сохранении памяти.
Памяти Соторова Павла Петровича. За период руководства ветеринарной службой Северо-Кавказского военного, им была создана и выпестована целая школа (когорта) офицеров ветеринарной службы и гражданских специалистов, которые достойно служили Отечеству на всех важных участках военного и народно-хозяйственного строительства в стране и за рубежом. Перечислить всех не представляется возможным, но они - благодарные потомки, помнят и чтят своего учителя и наставника, с величайшей благодарностью и сыновьей любовью!
«Врач лечит человека, а ветеринарный врач оберегает человечество» – сокращенный вариант изречения выдающегося ученого, основоположника полевой ветеринарной хирургии Сергея Степановича Евсеенко.В честь Сергея Евсеенко была учреждена премия за лучшую работу в области эпизоотологии – при его жизни, в Варшаве. Сейчас этой премии уже нет, но, по мнению некоторых представителей ветеринарной науки, ее можно было бы возродить. Ветераны военной ветеринарной медицины и действующий состав, горячо поддерживают эту благородную идею.

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ГРАНИЦ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android