© В. И. АННУШКИН, доктор филологических наук
Слово красноречие мы часто употребляем в наших разговорах. А что оно означает? Научное определение термина красноречие можно сформулировать так: 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать; 2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения: красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое.
В русской риторико-стилистической традиции термин красноречие имеет ясные корни. Он восходит к греческим словам златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование; латинскому eloquentia. В древнерусской традиции слова с корнем крас- более позднего происхождения, нежели с корнями добр- и благ- - добрословие, благоречие и до XVII века они почти не встречаются. В XVII веке варианты краснословие (в первой русской "Риторике" 1620 г.) и красноглаголание (в Словаре Епифания Славинецкого) становятся более употребительными. Впервые термин красноречие встречается в сочинениях протопопа Аввакума: "... не словес красных Бог слушает, <...> но любви с прочими добродетельми хощет, того ради и я не брегу о красноречии" (Житие протопопа Аввакума); "Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым глаголом последующе, поживите" (Книга толкований). Хотя другие старообрядцы "отцы-златоусты" Семен и Андрей Денисовы, основатели Выговской словесной школы, реабилитировали риторику, слово красноречие у них не встречается.
Инициатором ввода красноречия в русскую науку был М. В. Ломоносов. Если первый рукописный вариант его учебника 1743 года имел название "Краткое руководство к риторике", то второй, изданный печатно и получивший распространение, был озаглавлен - "Краткое руководство к красноречию" (1748). У М. В. Ломоносова, оформившего научную классификацию "словесных наук", ясно различены термины риторика и красноречие: "Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать..." (1743), а "красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других прекло-
стр. 105
нять к своему об оной мнению" (1747). Таким образом, риторика - это "наука", "учение", правила, а красноречие - "искусство, способность, умение говорить и писать". Вместе с тем красноречие - также и состав текстов словесности, если употребить взятый впоследствии термин. Говоря о "правилах обоего красноречия: оратории и поэзии", Ломоносов понимал под красноречием совокупность текстов словесных произведений. Именно в этом смысле будут исследоваться впоследствии разные виды красноречия: судебное, политическое, торжественное, церковное, академическое и т. д.
Данное понимание термина красноречие четко прослеживается в традиции русской риторики и теории словесности конца XVIII - первой половины XIX века. Так, М. М. Сперанский открыл учебник "Правила высшего красноречия" словами: "Основания красноречия суть страсти ... Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром... И вот то, что я собственно называю риторикою". Риторика есть "средство усилить красноречие", даруемое природой.
А. Ф. Мерзляков, русский поэт, литературный критик и преподаватель красноречия в Московском университете (1803 - 1830 гг.), о риторике и красноречии писал: "Риторика <...> заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие <...> есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно - искусство оратора, а под именем риторики - правила, служащие к образованию ораторов". Термин красноречие четко отделяется от витийства и словесности у преподавателя военного красноречия Я. В. Толмачева: словесность - "природная, обыкновенная способность изъяснять свои мысли и чувствования голосом" и не имеет "отличительных качеств", а красноречие - "способность, показывающая отличное искусство выражать оное ясно и красиво"; витийство - "способность <...> выражать сильно и убедительно". Способность получается человеком от природы, а "искусство <...> приобретается наукою: сию науку называют риторикою. Итак, риторика есть та наука, которая содержит правила, руководствующие к красноречию и витийству". Я. В. Толмачев дал и краткое определение риторики: "наука красноречия", а "предметом риторики можно почесть систему правил, касающихся до красноречия".
После критики риторики в середине XIX века и выведения ее из состава преподавания термин красноречие потерял свою определенность и в настоящее время употребляется в достаточно широком смысле, хотя и не выходит за рамки двух указанных нами значений. Чаще всего можно встретить обсуждение природы красноречия в
стр. 106
книгах афоризмов, мудрых мыслей, крылатых выражений. Причем многочисленными будут ссылки и на античных авторов, и на зарубежных классиков, и на отечественную художественную литературу.
В современной научной литературе красноречие может употребляться как традиционный термин для обозначения области ораторского искусства: красноречие духовное (церковно-богословское), академическое, судебное, дискутивно-полемическое, дипломатическое, парламентское, митинговое, торговое (коммерческое), военное, социально-бытовое. Данная классификация обычно повторяется в ряде современных пособий, в сущности, являясь классификацией видов профессионального общения.
Значение красноречия как области ораторики несомненно восходит к описаниям "ораторства" в "Частной риторике" Н. Ф. Кошанского, который пользовался терминами гражданское красноречие, политическое красноречие, духовное красноречие, называя данный вид словесности ораторством. Здесь чувствуется влияние латинской научной терминологии: "Ораторство, витийство (ars oratoria) есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других", а красноречие описывается, скорее, метафорически или в терминологии искусства: "Оратор действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений - движет страсти красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души".
Таким образом, в современном русском научном языке термин красноречие может быть ясно отделен по смыслу от термина риторика, сохраняя и развивая два своих классических значения: 1) природное дарование, способность, талант, искусство действовать словом; 2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения.
Литература
1. Аннушкин В. И. История русской риторики. 2-е изд. М., 2002.
2. Аннушкин В. И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003.
3. Граудина Л. К. Русская риторика. М., 2001.
4. Матвеева Т. В. Учебный словарь. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика. М., 2003.
5. Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |