Libmonster ID: RU-10036

Чем объясняется бурный экономический рост в России в период с 1999 до середины 2008 года?

Для России период между финансовым кризисом августа 1998 г. и глобальным кризисом, острая фаза которого началась в сентябре 2008 г., стал десятилетием самого бурного роста за всю ее историю - объем ВВП в реальном выражении почти удвоился. Вследствие значительного увеличения объема выпуска, сопровождавшегося существенным повышением реального курса рубля (что было обусловлено главным образом ростом цен на энергоносители и сырье), номинальный объем ВВП в долларовом выражении вырос почти в семь раз - больше, чем в любой другой крупной стране мира. За это десятилетие резко улучшились многие другие экономические и социальные показатели. Высокими темпами росли совокупная производительность факторов производства и реальная заработная плата, существенно сократилась доля безработных и бедных. На фоне значительного профицита счета текущих операций наблюдавшийся раньше масштабный чистый отток частного капитала сменился большим по объему чистым притоком. В результате международные резервы достигли почти 600 млрд. долл. США (по этому показателю Россия уступала только Китаю и Японии).

Заметно изменилась к лучшему ситуация в сфере государственных финансов. Несколько лет подряд бюджет сводился с профицитом, а государственный долг был почти полностью погашен. Одновременно происходило накопление иностранных активов, которые к концу 2008 г. достигли 13% ВВП. Положение с инфляцией было не столь простым, но на протяжении большей части прошедшего десятилетия она снижалась - с 85% в конце 1998 г. до однозначных значений в середине 2007 г. С этого времени из-за стремительно растущих мировых цен на продовольственные товары и энергоносители на фоне быстрого увеличения денежного предложения в России инфляция выросла до 15%, но уже в конце 2008 г. она вновь стала снижаться в результате резкого падения цен на энергоносители и сырьевые товары и прекращения роста денежной массы.

© 2009 OECD. Публикуется с разрешения ОЭСР. Любое воспроизведение или распространение этого материала возможны только с письменного согласия ОЭСР. OECD Economic Survey of the Russian Federation, 2009 // OECD Policy Brief. 2009. June.

стр. 54
К середине 2008 г. (во многом благодаря жесткой макроэкономической политике и структурным реформам) были достигнуты хорошие экономические результаты, но, как отмечалось в "Экономическом обзоре ОЭСР по Российской Федерации, 2006 год", в существенной мере рост стимулировали временные факторы. После кризиса 1998 г. курс рубля снизился в реальном выражении на 50%, что послужило толчком к восстановлению экономики на основе импортозамещения; были активно задействованы и свободные производственные мощности. Это привело к быстрому росту без значительного увеличения объема инвестиций. Затем в 1999 - 2000 гг. и в еще большей степени в период с 2003 до середины 2008 г. условия торговли, в основном благодаря растущим ценам на нефть, значительно улучшились. Возросшая доступность привлечения капитала на международных рынках (проявившаяся в уменьшении спредов для заемщиков из стран с развивающейся экономикой), увеличение чистого притока денежных средств и низкие процентные ставки в развитых странах послужили дополнительным импульсом для значительного расширения внутреннего спроса в России.

Вклад временных факторов в обеспечение роста в стране в последние годы вызывал все больше вопросов относительно устойчивости экономического подъема, особенно по мере того, как значения отдельных благоприятных факторов (цены на нефть и уменьшение спредов по заимствованиям для развивающихся рынков) превысили рекордные отметки или стали приближаться к ним. Хотя объем инвестиций быстро увеличивался, его доля относительно ВВП оставалась низкой по сравнению с другими странами догоняющего развития, и в экономике начали проявляться признаки перегрева (возросла загрузка мощностей, возник дефицит рабочей силы). Рост реального ВВП все больше определялся быстрым увеличением внутреннего спроса, в то время как платежный баланс и государственный бюджет все сильнее зависели от цен на нефть, при этом ненефтяной дефицит счета текущих операций и ненефтяной бюджетный дефицит постоянно росли (см. рис. 1).

Источник: расчеты ОЭСР на основе данных Банка России и JP Morgan.

Рис. 1

стр. 55
В стране сложилось понимание (в том числе и в правительстве), что необходим переход к новой, более устойчивой модели роста. Правительственная Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., ориентированная на рост, основанный на инновациях и в меньшей мере зависящий от производства сырья, была разработана в 2008 г., когда цены на нефть по-прежнему были высокими и продолжали расти. Однако кризис разразился прежде, чем началась реализация данной стратегии путем принятия конкретных мер экономической политики. В связи с этим важно вернуться к повестке дня структурных реформ как в контексте антикризисных мер, так и в более широком плане.

Почему глобальный кризис оказал столь сильное негативное влияние на Россию?

В условиях высоких темпов роста, безусловно, повышались риски, связанные с возможным падением цен на нефть и газ. Однако обычное снижение цен на нефть, по всей вероятности, было бы сопряжено просто с замедлением роста, а не с глубокой рецессией, которая имеет место в настоящее время. Масштаб и скорость снижения цен на нефть, начавшегося в июле 2008 г., были большими, чем в любой предыдущий период. Последствия этого стали более серьезными из-за существенного снижения цен на другие экспортируемые сырьевые товары.

Финансовые потрясения, в том числе резкое ограничение доступа развивающихся стран к международным рынкам капитала, также носили исключительно жесткий характер. Значительное сокращение мирового спроса в IV квартале 2008 г. привело к сильному сжатию мировой торговли и негативно сказалось на объеме и ценах российского экспорта металлов и природного газа. Влияние этих внешних шоков на российскую экономику усугублялось наличием внутренних проблем, в том числе недостаточным доверием к российским банкам и национальной валюте.

Российская стратегия выхода из столь масштабного экономического кризиса должна быть широкой по своему охвату и включать ряд мер налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, призванных поддерживать совокупный спрос и функционирование банковской системы. Как и в других странах, в России лица, ответственные за проведение экономической политики, должны выработать меры, направленные на максимально быстрое воздействие на спрос; минимизацию структурных искажений; укрепление макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости с помощью четкой стратегии своевременной отмены стимулирующих мер; повышение эффективности в долгосрочной перспективе при достижении краткосрочных целей управления спросом. Разработка мер, которые в наибольшей степени отвечают указанным принципам, в том числе нахождение правильного баланса между ними, если такие меры противоречивы, представляет собой комплексную задачу экономической политики в краткосрочной перспективе.

стр. 56
Принятые меры экономической политики и их необходимая корректировка в дальнейшем

Реакция российских властей на начало кризиса в целом была аналогична реакции во многих странах - членах ОЭСР, хотя ответные меры в России были неожиданно быстрыми и масштабными. Это отчасти отражало наличие значительных ресурсов, имевшихся в распоряжении властей благодаря многолетнему профициту бюджета и платежного баланса. Банковской системе предоставили ликвидность и капитал, лимиты страхования вкладов населения были увеличены, приняли ряд налогово-бюджетных мер, направленных на стимулирование роста. В общей сложности стоимость мер, поддающихся количественной оценке, о которых было объявлено в первые месяцы кризиса, эквивалентна приблизительно 13% ВВП.

Сначала считалось, что эти меры будут достаточными для решения проблем, возникших в России из-за мирового финансового кризиса. Однако становится все яснее, что России предстоит пережить более глубокий и продолжительный спад, чем предполагалось несколько месяцев назад. Поскольку объем доступных ресурсов уменьшился, а затраты на некоторые первоначально принятые меры возросли (особенно это касается мер по ограничению снижения курса рубля при одновременном поддержании ликвидности банков на достаточно высоком уровне), новые меры оцениваются более тщательно, прежде всего на предмет возможных рисков, связанных с бюджетной устойчивостью.

Меры по поддержанию спроса будут менее эффективными, если возникнут сбои в работе финансовой системы. Это означает, что очень важно обеспечить бесперебойное функционирование банков. Хотя недостаток ликвидности действительно послужил детонатором финансовых потрясений в начале глобального кризиса, представляется, что на нынешнем этапе основное препятствие для роста кредитования связано с проблемой неплатежеспособности, возникающей из-за сокращения возможности заемщиков выплачивать долги банкам. У последних возникает риск нарушить установленные органами регулирования нормативы достаточности капитала, если, как ожидается, экономический спад приведет к увеличению числа проблемных кредитов. Такая нехватка капитала может вынудить банки закрыть многие позиции, связанные с заемными средствами, поскольку им придется сжать свой баланс, чтобы выполнить указанные нормативы. Банки также могут ограничить предоставление новых кредитов из-за того, что соответствующие риски в условиях падения реального ВВП как в России, так и за границей существенно возрастают. Задача заключается в том, чтобы обеспечить достаточность капитала и предотвратить резкое уменьшение объемов кредитования новых видов деятельности при одновременной минимизации морального риска и издержек для налогоплательщиков.

В период роста цен на нефть монетарные условия были слишком мягкими, так как значительный профицит платежного баланса приводил к росту денежного предложения вследствие денежно-кредитной политики Банка России, ориентированной на поддержание

стр. 57
курса национальной валюты. Сегодня с учетом падения цен на нефть и оттока капитала существует риск, что эти условия станут чересчур жесткими. Интервенции в поддержку рубля в первые месяцы после начала кризиса привели к резкому уменьшению международных резервов, что сопровождалось значительным сокращением показателя денежной массы М2 начиная с сентября 2008 г. Впервые за последние несколько лет реальные процентные ставки становятся положительными на фоне резкого падения совокупного спроса под воздействием неблагоприятных внешних шоков.

Кроме того, попытки противодействовать обесценению национальной валюты замедлили компенсирующее положительное воздействие падения цен на нефть на производство ненефтяных торгуемых товаров. Пошаговое расширение валютного коридора дало некоторую передышку компаниям, у которых были значительные обязательства в иностранной валюте, и, возможно, предотвратило более резкое ослабление доверия к рублю и массовое изъятие населением денег с вкладов в банках. Однако соответствующие издержки оказались высокими, так как ожидание дальнейшего падения курса рубля спровоцировало отток капитала.

Центральный банк РФ должен признать, что динамика реального курса рубля в конечном счете определяется значительными изменениями фундаментальных показателей, таких как цена на нефть. Кризис выявил слабость основ денежно-кредитной политики и продемонстрировал, что сохранять фиксированный курс рубля или управлять плавающим курсом в течение продолжительного периода времени непросто, поскольку рано или поздно это может привести к серьезному противоречию с фундаментальными факторами, особенно в экономике, зависящей от сырьевых товаров.

В краткосрочной перспективе основной задачей налогово-бюджетной политики выступает максимизация бюджетного мультипликатора при одновременном управлении моральным риском и рисками, связанными с долгосрочной бюджетной устойчивостью. Для максимизации бюджетного мультипликатора, скорее всего, необходимы меры по увеличению расходов, возможно, в форме трансфертов в пользу домохозяйств с низкими доходами или бюджетов других уровней, а не сокращение налогов в целом. Временные меры - однократные трансферты или временные налоговые скидки - могут эффективно воздействовать на краткосрочный спрос. Меры, которые потом трудно отменить, например увеличение пособий/выплат или сокращение налоговых ставок, способны подорвать долгосрочную бюджетную устойчивость.

Скорее всего нынешний кризис будет более продолжительным, чем изначально предполагалось. В этих условиях расходы на инфраструктуру представляются более обоснованными; в частности, имеются свидетельства, что они позволяют достичь самого высокого значения бюджетного мультипликатора. Угроза для бюджетной устойчивости в России будет, по-видимому, меньше, чем во многих странах - членах ОЭСР, с учетом низкого уровня совокупного государственного долга и масштабных государственных финансовых активов. Тем не менее

стр. 58
в 2009 г. дефицит федерального бюджета будет очень большим и, по всей вероятности, останется таким в течение нескольких лет. Более того, в России отмечаются неблагоприятные демографические тенденции и серьезные проблемы, связанные с ухудшением состояния окружающей среды, что может потребовать крупных бюджетных расходов в будущем. Следовательно, как и в других странах, в России важно принимать среднесрочные меры стимулирования, что означает необходимость вернуться к практике стабильных государственных заимствований.

Как перейти к более совершенной модели роста?

Рано или поздно кризис закончится, и цены на нефть, по всей видимости, вновь возрастут, причем скорее раньше, чем позже. В среднесрочной перспективе Россия столкнется с проблемой внедрения более рациональной модели устойчивого догоняющего роста. Она должна быть основана на инновациях, инвестициях, накоплении человеческого капитала и последовательной реализации принципа верховенства закона в рамках хорошо регулируемой и стимулирующей конкуренцию рыночной экономики, в отличие от той, которая преимущественно зависит от значительных, но временных улучшений условий торговли, и больше опирается на государственные корпорации с непрозрачной структурой управления, а также на ad hoc поддержку избранных банков и компаний.

В связи с этим отметим необходимость значительно улучшить ситуацию во многих областях. Так, положение в сфере образования далеко от желаемого; система здравоохранения во многих отношениях неадекватна; инновационная политика недостаточно использует значительный потенциал страны в данной области; для повышения эффективности государственной службы требуется административная реформа; некоторые ключевые цены, в частности на природный газ, остаются искаженными, в результате экономика становится более энергоемкой. Многие из этих вопросов рассматривались в предыдущих "Экономических обзорах ОЭСР" и не утратили своей актуальности.

Как успешно перейти к режиму таргетирования инфляции?

Намерение Банка России со временем перейти к режиму таргетирования инфляции позволит смягчить противоречия, которые нередко проявлялись в денежно-кредитной политике в последние годы. Этот режим успешно применяется во многих странах, в том числе сильно зависящих от сырьевых товаров. Кроме того, он нередко оказывался эффективным даже в случаях, когда не были выполнены некоторые условия, считавшиеся существенными для перехода к таргетированию инфляции. Тем не менее применительно к России можно привести много доводов в пользу постепенности такого перехода, поскольку ряд важных условий (некоторые из них выходят за рамки технических

стр. 59
приготовлений со стороны центрального банка), требующих политической поддержки, остаются невыполненными.

Возможности предсказывать инфляцию пока еще ограничены; мало известно о том, как она реагирует на изменения в политике процентных ставок. Можно приветствовать тот факт, что Центральный банк РФ начал публиковать обзоры инфляции, но их необходимо улучшить: они должны стать менее описательными и носить более аналитический характер. Кроме того, эффективность режима таргетирования инфляции, несомненно, была бы выше, если бы финансовые рынки в России были более развитыми, а Центральный банк - более независимым. Неожиданное возвращение к ситуации бюджетного дефицита нужно использовать для расширения выпуска внутренних государственных долговых обязательств, что обеспечит банкам больше инструментов для рефинансирования и будет способствовать установлению некоего ориентира для финансового сектора.

Какой вклад может внести налогово-бюджетная политика в обеспечение макроэкономической стабильности и поддержание устойчивого роста?

Переориентация денежно-кредитной политики на достижение целей по инфляции предполагает, что задача защиты экономики от значительных колебаний цен на нефть должна преимущественно решаться с помощью мер налогово-бюджетной политики, особенно механизмов налогообложения и сбережения нефтяных доходов. В период высоких цен на нефть накопленные резервы в размере примерно 13% ВВП были аккумулированы в двух суверенных фондах: один предназначается для сглаживания колебаний доходов, зависящих от цен на нефть, а другой - для обеспечения потока доходов с целью повышения национального благосостояния в долгосрочной перспективе. В периоды низких цен на нефть возросший ненефтяной дефицит бюджета будет финансироваться за счет средств Резервного фонда, что частично компенсирует понижательное давление на курс рубля. Использование инструментов налогово-бюджетной политики для противодействия давлению на реальный курс рубля, возникающему из-за значительных колебаний цен на нефть, позволит защитить от них не связанные с нефтью секторы экономики, что представляется целесообразным.

В России достигнуты существенные успехи в совершенствовании структуры налогообложения и повышении собираемости налогов. Налоговая база была расширена, ставки снижены, а ситуация с соблюдением налогового законодательства улучшилась. Тем не менее есть возможности для проведения дальнейших реформ с целью приблизиться к уровню доходов развитых стран. Налогообложение нефтегазового сектора следует скорректировать, чтобы получать экономическую ренту, не подрывая стимулов к разведке и разработке месторождений. В частности, в среднесрочной перспективе надо отменить пошлины на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. Правительство должно

стр. 60
непосредственно заняться проблемами возмещения НДС, а не поддаваться требованиям о снижении его ставок, поскольку НДС - относительно эффективный налог. Россия может увеличить долю доходов от налога на имущество. Согласно исследованиям ОЭСР, он в наименьшей мере дестимулирует экономический рост.

Ставка налога на прибыль организаций, который, как считается, оказывает особенно неблагоприятное влияние на рост, уже находится на достаточно низком уровне после недавнего снижения до 20%. Но при условии удовлетворительной собираемости налогов в целом не следует исключать вероятности ее дальнейшего снижения. Для повышения экономической эффективности целесообразно рассмотреть возможность уменьшить сравнительно высокую налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, которая также оказывает относительно неблагоприятное влияние на рост. Необходимо значительно сократить число бедных, которых пока намного больше в России (в относительном выражении), чем в странах - членах ОЭСР, несмотря на недавний период высоких темпов экономического роста. Это может потребовать большего объема перераспределения доходов, чем возможно в настоящий момент с учетом единой (плоской) ставки подоходного налога, регрессивной шкалы единого социального налога и относительно низких ставок налога на недвижимое и иное имущество. Этот вопрос будет рассмотрен в готовящемся к выпуску "Обзоре ОЭСР по рынку труда и социальной политике".

Как обеспечить большую устойчивость и повысить эффективность банковской системы?

С начала переходного периода российский банковский сектор пережил ряд кризисов. Разработчики экономической политики должны решить две задачи в области регулирования, чтобы сделать банковскую систему более стабильной: привести технологию пруденциального надзора в соответствие с имеющейся оптимальной практикой и устранить изъяны банковского регулирования, которые приводят к усилению циклических колебаний и игнорированию проблем ликвидности (это относится и ко многим другим странам). В фазе циклического подъема российские банки в среднем поддерживали, но не наращивали "подушку" капитала сверх минимального нормативного уровня. Поэтому капитал многих из них может оказаться ниже, чем требуется, из-за роста убытков по кредитам в результате рецессии, если им не удастся привлечь новые ресурсы.

Как и в странах - членах ОЭСР, подход к финансовому надзору в России должен в большей мере носить макропруденциальный характер, то есть полнее учитывать системные риски в дополнение к тем, которые присущи банковскому сектору. Нормативы капитала и/или правила формирования резервов должны носить антициклический характер; также следует допустить, чтобы для различных банков устанавливались разные нормативы достаточности капитала с учетом вклада каждого банка в системные риски. Кроме того, стресс-

стр. 61
тесты должны включать оценку шоковых факторов, влияющих на всю банковскую систему. Работа по реформированию международных правил, направленная на совершенствование существующих механизмов надзора, будет продолжена. Россия должна активно участвовать в этих обсуждениях, проводя в то же время собственные реформы по укреплению стабильности финансового рынка.

Несмотря на быструю экспансию в последние годы, российская финансовая система остается относительно неразвитой, обладая вместе с тем значительным потенциалом, реализация которого может способствовать долгосрочному росту. Здесь требуется ряд реформ. Во-первых, хотя в России существует много банков, в целом конкуренция остается слабой, особенно на региональном уровне. Целесообразна консолидация данного сектора, что позволит большему числу банков достичь размера, при котором обеспечивается минимально необходимая эффективность, что важно для подлинной конкуренции. В долгосрочной перспективе рационализация участия государства в банковском секторе будет способствовать усилению конкуренции и повышению эффективности. Здесь, как и в случае государственных предприятий в других секторах, цели экономической политики переплетаются с коммерческими, круг полномочий определен нечетко, а существенная роль отводится организациям с непрозрачным корпоративным управлением. Кроме того, повышению эффективности банковского сектора будут содействовать улучшения в сфере правового регулирования, ускоренный переход на международные стандарты финансовой отчетности, а также меры по увеличению продолжительности эффективного срока банковских пассивов (особенно отмена положения Гражданского кодекса РФ, позволяющего гражданам изымать средства срочных вкладов независимо от предусмотренного договором срока).

Как может регулирование рынков товаров и услуг способствовать экономическому росту?

Индикаторы регулирования рынков товаров и услуг ОЭСР (PMR), рассчитанные для России, показывают, что, несмотря на либерализацию в некоторых областях, такое регулирование в среднем носит ограничительный характер. Общий уровень регулирования значительно выше и ограничивает конкуренцию в большей мере, чем в любой стране - члене ОЭСР, включая страны с развивающейся экономикой в зоне ОЭСР (см. рис. 2). Все три индикатора верхнего уровня (как составные части сводного индикатора PMR) в России выше, чем в странах, с которыми проводилось сопоставление, хотя применительно к индикаторам нижнего уровня наблюдается значительная неоднородность регулирования.

Всеобъемлющий государственный контроль в российской экономике проявляется как непосредственно в форме государственной собственности, так и в виде контроля за экономической деятельностью; это наследие советского периода, а также следствие отката назад после хаоса первых лет перехода к рыночной системе. Государственные

стр. 62


Источник: ОЭСР.

Рис. 2

предприятия (ГП) существуют в разных отраслях и нередко занимают доминирующее положение. Кроме того, размывается граница между государственным и частным секторами, что обусловлено не только значительной ролью ГП, но и тесными связями между органами власти (на всех уровнях) и крупными частными фирмами.

В частности, данное явление находит свое отражение в важной роли, которую играют нынешние или бывшие политики или высокопоставленные чиновники в бизнесе. В результате возникает множество конфликтов интересов, которые оказывают искажающее воздействие на экономические процессы и сопряжены с большими затратами. Следует приветствовать недавние инициативы, ужесточающие требования к опубликованию политиками и высокопоставленными чиновниками сведений об их доходах и финансовых активах. Обладающие особым статусом государственные корпорации - большая часть которых была учреждена недавно - освобождены от некоторых обязательств в отношении отчетности и мониторинга. Эти исключения необходимо отменить. Более того, нужно тщательно контролировать масштаб проблем, порождаемых отсутствием четкой системы управления данными организациями, которые не находятся ни под полным политическим контролем, ни в частной собственности.

Индикаторы PMR также свидетельствуют о значительной вовлеченности государства в деятельность предпринимательского сектора. Отчасти это отражает преобладание командно-административного подхода к регулированию. Можно достичь существенного экономического эффекта, если уменьшить политическое вмешательство в деятельность ГП и предприятий частного сектора. Здесь важны следующие меры: обособление видов деятельности ГП, которые преследуют некоммерческие цели экономической политики, и консолидация их в рамках соответствующего государственного ведомства; повышение стандартов прозрачности и раскрытия информации в ГП; создание эффективного барьера между государственной и частной

стр. 63
профессиональной деятельностью, чтобы избежать конфликтов интересов; изъятие "золотых акций" из капитала ГП и частных предприятий. Целесообразны обеспечение большей независимости и ответственности представителей государства и ускорение процесса назначения независимых и подотчетных директоров в состав советов директоров ГП; осуществление нового этапа приватизации (после улучшения корпоративного управления в ГП); сокращение перечня стратегических фирм и секторов; использование альтернативных вариантов регулирования вместо мер административно-командного типа и прямого вмешательства.

В некоторых сферах регулирования, касающихся барьеров входа на рынок, в частности степени регуляторной и административной непрозрачности и системы лицензирования и разрешений, Россия демонстрирует хорошие результаты. Однако административное бремя, которое государство возлагает на предпринимателей, организующих новый бизнес (будь то акционерные общества или индивидуальные предприниматели), по-прежнему очень велико и служит препятствием для входа на рынок. Это может свидетельствовать о неэффективности государственного управления в более широком смысле и отражать текущие проблемы в реформировании государственной службы, создании новых институтов регулирования и применении рыночно-ориентированных форм регулирования.

В целях уменьшения барьеров для предпринимательской деятельности и усиления конкуренции можно принять множество мер: проводить дальнейшую реформу системы государственного управления и бороться с засильем бюрократии; повысить прозрачность и обеспечить большую подотчетность органов государственной власти; осуществлять "Анализ эффекта регулирования" для оценки важных новых предложений в этой области; устранить зависимость региональных органов власти от небольшого числа местных компаний в плане обеспечения доходов бюджета. Можно также более решительно и единообразно реализовывать законодательство о конкуренции; минимизировать неопределенность и возможность субъективного принятия решений в рамках системы государственного управления, чтобы ограничить коррупцию; способствовать более интенсивной конкуренции в инфраструктурных отраслях при их более строгом регулировании.

Средняя ставка тарифа на импорт в России несколько выше, чем в большинстве стран со средним уровнем дохода, и значительно выше, чем в странах - членах ОЭСР. Кроме того, несмотря на реализацию в 2000 - 2001 гг. программы, призванной упростить структуру тарифов, с начала 2000-х годов разброс в тарифных ставках на деле увеличился, то есть их структура стала менее единообразной. Снижение тарифной защиты и разброса между тарифами до уровня ОЭСР улучшило бы экономические результаты и ускорило бы присоединение России к ВТО (соответствующие переговоры ведутся уже более 15 лет). Членство в ВТО, в свою очередь, придаст определенный импульс реформам, призванным усилить конкуренцию.

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) до недавнего времени оставался достаточно устойчивым, однако, по оценкам, барье-

стр. 64
ры для иностранной собственности в России высокие по сравнению со странами - членами ОЭСР. Отчасти это следствие принятого в мае 2008 г. закона о стратегических отраслях экономики; в нем указаны 42 отрасли, в которых получение контроля иностранными инвесторами требует предварительного согласования с государственной комиссией. Хотя данный закон повышает прозрачность и в меньшей мере предусматривает индивидуальный подход к каждому конкретному случаю (по сравнению с прежним режимом), он распространяется на большее число отраслей, а процесс уведомления требует больше времени, чем предполагается рекомендуемой ОЭСР практикой.

Появление крупных контролируемых государством конгломератов, занимающих доминирующее положение на рынке, также препятствует притоку ПИИ. Возможности иностранных инвесторов по приобретению доли в капитале таких конгломератов или участию в заключении государственных контрактов на поставку товаров в отраслях, где они функционируют, строго ограничены. Помимо прямых барьеров для ПИИ, регулятивная среда в целом в России представляет, вероятно, наиболее серьезное препятствие для увеличения их притока. Правительство должно совершенствовать режим иностранных инвестиций, сделав его более открытым и предсказуемым, пересмотреть перечень стратегических отраслей и обеспечить равные "правила игры" для российских и иностранных компаний в плане заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд и доступа к субсидиям.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭКОНОМИЧЕСКИЙ-ОБЗОР-ОЭСР-ПО-РОССИЙСКОЙ-ФЕДЕРАЦИИ-2009-ГОД

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Konstantin SenatorovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senatorov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОЭСР ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2009 ГОД // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭКОНОМИЧЕСКИЙ-ОБЗОР-ОЭСР-ПО-РОССИЙСКОЙ-ФЕДЕРАЦИИ-2009-ГОД (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Konstantin Senatorov
Актобэ, Kazakhstan
811 views rating
29.09.2015 (2132 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОЭСР ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2009 ГОД
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones