Libmonster ID: RU-10170

Д. ПЕТРОСЯН, доктор экономических наук, руководитель Научного центра стратегических исследований и институциональных технологий Института региональных экономических исследований,

Н. ФАТКИНА, кандидат социологических наук, доцент Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова

В научной литературе много внимания уделяется анализу причин и последствий финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг.1 Очевидно, это многоаспектная проблема, но мы считаем необходимым остановиться на духовно-нравственных факторах его возникновения. Данная статья - логическое продолжение наших исследований нравственно-этических проблем в экономических отношениях и их отражения в экономической политике России2.

Экономический эгоизм как фактор кризисного развития

В экономической теории на протяжении уже почти трех столетий выдвинуто множество теорий и концепций, объясняющих причины возникновения экономических кризисов. В их числе можно выделить: теорию прибавочной стоимости3, теорию недопотребления4, теорию диспропорциональности и теорию чрезмерного инвестирования5, теорию "политического делового цикла"6, теорию


1 См.: Аттали Ж. Мировой экономический кризис. Что дальше? La crise, et apres? СПб: Питер, 2009; Делягин М. Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008; Ключников Б. Ф. Мировой кризис как заговор. М.: Алгоритм, Эксмо, 2009; Кругман П. Возвращение великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского лауреата. М.: Эксмо, 2009. См. также соответствующие публикации в журнале "Вопросы экономики" в 2008 - 2010 гг.

2 См.: Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики. 2007. N 2; Петросян Д., Фаткина Н. Этические принципы в социально-экономической политике России // Там же. 2008. N 2.

3 Маркс К. Капитал. Т. IV: Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26; Рикардо Д. Сочинения. Т. 1 - 5. М., 1961.

4 Сисмонди С. де. Новые начала политической экономии. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007; Гобсон Дж. Проблемы бедности и безработицы. Издание О. Н. Поповой, 1900; Foster W.T., Catchings W. Profits. Publications of the Pollak Foundation for Economic Research No 8. Boston: Houghton Mifflin, 1925.

5 Prices and Production and other works: F. A. Hayek on Money, the Business Cycle, and the Gold Standard / Alabama Ludwig von Mises Institute. 2008; Mises L. von. Theory of Money and Credit. L., 1934.

6 Nordhaus W.D. The Political Business Cycle // Review of Economic Studies. 1975. Vol. 42, No 2. P. 169 - 190; Nordhaus W.D. A Political Model of the Business Cycle // Journal of Political Economy. 1977. Vol. 85, No 2. P. 239 - 263.

стр. 123

регуляции7, теории нововведений и цикличности8, психологическую теорию кризисов9, различные денежно-кредитные теории10.

Однако авторы всех этих теорий оставляют в стороне духовно-нравственные факторы. Ученых-экономистов больше интересуют финансовые причины кризисов и лишь в малой степени - связанные с человеческим фактором. Хотя известно, что нарушение равновесия в социально-экономической системе и эмерджентные флуктуации в ней возникают не только из-за присущего человеку иррационального экономического поведения, но и вследствие низкого уровня морального сознания11 экономических субъектов.

На международном общественном форуме "Диалог цивилизаций" (октябрь 2008 г., Родос, Греция) указывалось, что экономический кризис - лишь верхушка проблем, с которыми столкнулась мировая экономика в условиях глобализации. Отмечалось, что идеология общества потребления изжила себя, помимо материальной задачи накормить население планеты перед координаторами нового мирового устройства стоит духовная задача: поиск нового идеала общественного устройства12.

Об этом говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, касаясь темы глобального финансового экономического кризиса: "По мере его развития становится все более очевидным, что корни этого бедствия кроются не столько в экономической, сколько в нравственной сфере". Он также отметил, что "путь к преодолению кризиса экономики лежит через преодоление кризиса человеческих душ, через отказ от культа богатства, от безудержного потребления, от погони за наживой любой ценой, от эгоистического использования собственности, от пренебрежения нуждами бедных"13.

К важнейшим свойствам экономических субъектов относится моральная категория "экономический эгоизм". Под ним мы понимаем такие ценностные ориентации экономического субъекта, которые приводят к преобладанию в его экономическом поведении своекорыстных


7 Aglietta M. A Theory of Capitalist Regulation: The US Experience. L.: New Left Books, 1979 (1976); Буайе Р. Теория регуляции: Критический анализ. М.: Наука для общества, РГГУ, 1997; Lipietz A. Mirages and Miracles: The Crisis of Global Fordism. L.: Verso, 1987 [1985].

8 Schumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical, and Statistical Analysis of the Capitalist Process. N. Y.; L., 1939; Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход // Классики кейнсианства. М.: Экономика, 1997;Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.

9 Pigou A.C. Industrial Fluctuations. 2nd ed. L., 1929; Bagehot W. Lombard Street: A Description of the Money Market. L., 1873.

10 Cassel K.G. The Theory of Social Economy. L., 1932; Spiethoff A. Vorbemerkungen zu einer Theorie der Uberproduktion // Jahrbuch fur Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft, 1902; Hawtrey R.G. Currency and Credit. L., 1919; Фридман М. Основы монетаризма. М.: TEHC, 2002.

11 Моральное сознание - одна из форм общественного сознания, включает ценности, идеалы, нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно отражает жизненно-практический и исторический опыт людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

12 Зятьков Н. Друг познается // Аргументы и факты. 2008. 15 окт.

13 Патриарх Кирилл: "Экономические бедствия - следствие кризиса человеческих душ". www.aif.ru/z2/index.php/society/article/25214.

стр. 124

собственнических интересов, противоречащих интересам и потребностям других экономических субъектов - людей, социальных групп и общностей. Экономический эгоизм, антиподом которого выступает экономический альтруизм, проявляется на всех уровнях экономических отношений: на мегауровне - в отношениях между странами, на макроуровне - в масштабах национальной экономики, на мезоуровне - в рамках административно-территориальных образований, хозяйственных комплексов и корпоративных структур; на микроуровне предприятий; на мини-уровне структурных подразделений предприятий и организаций; наконец, на наноуровне взаимодействия физических лиц - экономических субъектов.

Президент РФ Д. А. Медведев отметил: "Сегодня в мире все сильнее проявляются последствия столкновения многолетней тенденции к глобализации и стремления отдельных стран защитить свой экономический суверенитет, а также получить максимальные выгоды для своих граждан, что называется, не делясь этими выгодами с соседями. По сути, речь идет о растущем экономическом эгоизме"14.

Вместе с тем некоторые политические и общественные деятели выступают с прямо противоположными призывами усилить экономический эгоизм. Так, по мнению председателя союза общественных объединений "Свободная Россия" М. Колерова, "главным движущим фактором в установлении Россией особых экономических отношений с Казахстаном, Белоруссией и Украиной может быть только и исключительно экономический эгоизм. Все, что усиливает позиции России, все должно быть принято и реализовано"15.

На наш взгляд, экономический эгоизм имеет и негативные, и позитивные последствия. Еще А. Смит, выдвинув идею "невидимой руки рынка", тем самым утверждал позитивную роль того, что мы называем экономическим эгоизмом. В этом он был солидарен с французским энциклопедистом Гельвецием, который заявлял, что эгоизм изначально присущ человеку, выступает его естественным свойством и главным фактором общественного развития. Но веком ранее Б. Паскаль писал: "Люди ненавидят друг друга, - такова их природа. И пусть они пытаются поставить своекорыстие на службу общественному благу, - эти попытки только лицемерие, подделка под милосердие, потому что в основе основ все равно лежит ненависть"16.

Разумеется, сущность рынка - конкуренция при удовлетворении личных и групповых, эгоистичных по своей природе потребностей, поэтому экономический эгоизм имманентен рынку, и его на практике полностью искоренить невозможно, но надо свести к допустимому минимуму. Следовательно, нужно говорить о рациональном экономическом эгоизме, основанном на принципах взаимопомощи, сотруд-


14 Экономический эгоизм. О чем говорил на Петербургском форуме российский президент // Большой бизнес. 2008. N 7 - 8.

15 Колеров М. Главным движущим фактором России должен быть только экономический эгоизм. 2005. 25 февр. www.kreml.org/opinions/79827255.

16 Паскаль Б. Мысли / Библиотека всемирной литературы, серия первая. М.: Художественная литература, 1974. С. 182.

стр. 125

ничества и доверия между экономическими субъектами, которые при этом не игнорируют чувства, интересы и права других субъектов ради достижения собственных целей (Парето-улучшение).

Распространение экономического эгоизма во многом связано с безудержной пропагандой вещизма и потребительства в медийной среде, прежде всего на телевидении. В частности, этому способствуют рекламные кампании, в которых звезды шоу-бизнеса демонстрируют гламурный образ жизни.

Концепция гуманистической экономики и институциональный механизм ограничения экономического эгоизма

Философы, футурологи и социологи, озабоченные надвигающимися переменами в общественном устройстве, стараются обосновать свои представления о сущности будущей общественной формации. При этом, предлагая различные модели экономического развития, они не задумываются о необходимости ограничить экономический эгоизм рациональными рамками.

Проведенный нами анализ наиболее известных концепций экономики индустриального17 и постиндустриального общества18, информационной экономики19, инновационной экономики20, экономики знаний21, "постэкономического общества"22, экономики нового индустриального общества23, экономики супериндустриального общества24, "открытого общества"25, "психотронной цивилизации"26 показал, что авторы всех этих концепций не учитывают в своих моделях духовно-нравственные аспекты экономической деятельности. Вместе с тем многие кризисные явления в социально-экономическом развитии общества обусловлены прежде всего факторами, которые приводят к распространению экономического эгоизма на всех уровнях мировой и национальной экономики.

Определяя контуры грядущих социально-экономических формаций и основываясь на положениях социоэкономического направ-


17 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. 2-е изд. М.: Весь мир, 2006.

18 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

19 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

20 Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, ЛЮКС, 2004; Нейсбит Дж., Нейсбит Н., Филипс Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. М.: АСТ, ЛЮКС, 2005.

21 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966; Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007.

22 Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус, Век, 1995.

23 Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Эксмо, 2008.

24 Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

25 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М.: Международный фонд "Культурная инициатива",1992.

26 Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. С. 244.

стр. 126

ления в экономической науке27, мы полагаем, что пора отказаться от использования исключительно экономических, организационных и технологических моделей и дополнительно ввести в рассмотрение гуманистические критерии в экономических отношениях28. Именно это поможет решить актуальные задачи предупреждения кризисных явлений и последовательного ограничения экономического эгоизма рациональными рамками. Результаты авторитетных исследований доказывают решающую роль гуманистических ориентиров в развитии национальной экономики, в ослаблении эксплуатации труда, в повышении экономической эффективности производства и социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ29.

По нашему мнению, модернизация экономических отношений в России должна охватывать разные направления: не только технологическое и организационно-правовое, но и социокультурное и гуманистическое. Невозможно создать социальное государство, как это определено Конституцией РФ (ст. 7, п. 1), не избрав гуманизацию в качестве главного пути развития экономических отношений в России.

Для решения данной задачи надо использовать институциональный механизм достижения рационального уровня экономического эгоизма. Он представляет собой систему регуляторов, оказывающих институциональное воздействие со стороны государства и общества на всю совокупность экономических отношений и социальных зависимостей, складывающихся в ходе воспроизводственного цикла. Необходимо сформировать особые поведенческие установки экономических субъектов, обеспечивающие их следование этическим нормам. Мы предлагаем такое определение критерия рациональности экономического эгоизма: экономический субъект может стремиться к достижению допустимыми способами конкурентных преимуществ, но при этом он не должен ущемлять интересы всех остальных контрагентов. Разумеется, если один участник рынка обеспечит себе конкурентные преимущества, то остальные участники потеряют часть своего дохода, но масштабы потерь должны быть разумными, чему и призван способствовать соответствующий институциональный механизм.

Например, согласно ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

- доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при


27 Основы социоэкономического (гуманистического) направления в экономической науке заложили П. Козловски, А. Этциони, А. Сен, А. Флекснер, С. Бриттан, А. Рих, Дж. К. Гэлбрейт, К. Поппер и др. В отечественной экономической литературе социально-этические проблемы экономики рассматривали Л. И. Абалкин, Д. С. Львов, В. С. Автономов, Т. И. Заславская, Н. Я. Петраков, Н. М. Римашевская, Р. С. Гринберг и А. Я. Рубинштейн и др.

28 См.: Петросян Д. С. Гуманистическая экономика и управление: новая парадигма хозяйствования и экономическая политика в России. М.: Прометей, 2001; Петросян Д. С. Предпосылки гуманистической ориентации экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. N 1; Петросян Д. С. Гуманистическая экономика и социальная справедливость // Общественные науки и современность. 2007. N 5.

29 См.: Гуманистические ориентиры России. Вызовы нового века и стратегический ответ России / Л. И. Абалкин и др. М.: ИЭ РАН, 2002; Федоренко П. П. Гуманистическая экономика. М.: Экономика, 2006.

стр. 127

осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

- доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Институциональный механизм воздействует на выбор экономическими субъектами стратегии рыночного поведения. Условием выбора наилучшей стратегии, отвечающей критерию рациональности экономического эгоизма, выступает максимальная согласованность внутренних мотивов экономического поведения с внешними институциональными этическими нормами. К последним относятся функциональные ограничения на выбор форм экономического поведения, система стимулов и штрафов, имеющих превентивный характер. С их помощью формируются социальные установки, понимаемые как готовность экономического субъекта действовать в соответствии с морально-нравственными требованиями в конкретных экономических ситуациях.

Мотивация такого поведения субъектов экономической деятельности на стадиях производства, распределения, обмена и потребления в значительной степени определяется их нравственной позицией. Эти моральные нормы и этические правила совместной жизнедеятельности задаются социально-экономическими институтами. Однако, согласно концепции морального сознания30, жесткая нормативная регуляция поведения личности соответствует низшему, не самому эффективному уровню морального поведения.

Экономический субъект, следующий общепринятым формальным нормам экономического поведения на рынке, придерживается псевдоморальных принципов, стереотипных социальных установок и обычаев. Но высший нравственно-этический уровень регуляции индивидуального поведения в условиях рыночных отношений может быть достигнут, когда экономический субъект самостоятельно выработает и усвоит собственную систему ценностных ориентации, руководствуясь гражданским долгом и социальной ответственностью.

Следовательно, нравственная составляющая в экономических отношениях станет руководством к действию, если социальные установки будут не просто приняты как догмы, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения экономических субъектов. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек свидетельствует о нравственной зрелости человека, что важно для повышения общественной эффективности рыночных отношений. Как показывает практика хозяйствования, с учетом краткосрочности многих предпринимательских начинаний возможность быстро получить материальные блага без оглядки на нравственные запреты приводит к распространению экономического эгоизма.


30 См.: Gibbs J.C., Basinger K.S., Fuller D. Moral Maturity: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. Hillsdale, NY: Lawrence Erlbawm Association, 1992.

стр. 128

Пути ограничения экономического эгоизма в экономике России

Исторический опыт свидетельствует о том, что повышение экономической эффективности производства материальных благ и соблюдение духовно-нравственных критериев их распределения находятся в сложных диалектически-противоречивых отношениях. Страны с тоталитарным режимом часто демонстрируют высокую эффективность производства, но за счет подавления прав и свобод человека. Но даже в демократическом обществе, когда оно оказывается в кризисных условиях и экстремальных обстоятельствах, нередко приходится прибегать к жестким, директивным методам антикризисного управления.

Однако в долгосрочной перспективе автократические методы управления национальной экономикой приводят к накоплению несправедливости в экономических отношениях, в результате консолидируются социальные группы, страдающие от диспропорций при распределении материальных и духовных благ. Затем вероятны социальные потрясения и кризисные явления, чреватые как значительными экономическими убытками, так и моральными потерями (вспомним недавние события в Киргизии).

Повышение экономической эффективности производства - необходимое, но не достаточное условие улучшения качества жизни населения и не всегда связано с соблюдением духовно-нравственных критериев. Следовательно, для снижения уровня экономического эгоизма важен поиск компромисса между рассматриваемыми социально-экономическими категориями; более того, социально-экономическая политика государства, его долгосрочная стратегия и тактика должны быть направлены на достижение такого компромисса. Рассмотрим комплекс мер, позволяющих это обеспечить.

Институциональная политика. Чтобы достичь компромисса между экономической эффективностью и духовно-нравственными факторами экономической деятельности и уменьшить негативные проявления экономического эгоизма, система государственного регулирования экономики нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение социальной справедливости. Важно отразить ее принципы в нормативно-правовых актах и неформальных конвенциональных нормах, регулирующих экономические отношения.

В современной России, стремящейся создать высокоэффективную экономику и демократическое общество, главную роль регуляторов социально-экономических отношений должны игратьинституты гражданского общества, которые обеспечивают защиту человека от различных форм эксплуатации со стороны государства и других политических структур и экономических субъектов. Эти институты способствуют созданию и развитию механизмов общественного самоуправления, участвуют в формировании общественного мнения при помощи независимых средств массовой информации, выступают эффективным противовесом административному ресурсу в управлении

стр. 129

социально-экономическими процессами, содействуют совершенствованию нормативно-правовой базы экономики.

Информационная политика и задачи воспитания. На смену популяризации безудержного потребления, роскошного образа жизни и ложных представлений о жизненном успехе должна прийти взвешенная пропаганда идеологии социальной справедливости, квалифицированного труда, качественного образования и здорового образа жизни.

К числу первоочередных задач информационной политики государства относится нравственное воспитание. Известно, что поведение человека в социуме в значительной степени формируется под влиянием подражания, психического заражения, внушения и убеждения. Чтобы ограничить экономический эгоизм на наноуровне, можно воспользоваться различными сочетаниями следующих методов, приемов и средств воспитания:

убеждение путем психолого-педагогического воздействия на разум, чувства, волю человека с целью сформировать у него моральное сознание, необходимые ценностные ориентации и нравственные качества, противостоящие экономическому эгоизму;

подражание при задании в качестве эталона нравственного экономического поведения известного человека, обладающего высоким моральным авторитетом для экономических субъектов;

формирование морально-нравственных установок, навыков и привычек поведения в экономических отношениях, несовместимых с экономическим эгоизмом;

стимулирование, главная задача которого - усиление синергетического взаимодействия первых трех методов. Здесь следует выделить поощрение, направленное на эмоциональное подкрепление успешных действий и нравственных поступков, и наказание, ориентированное на пресечение негативных, противоречащих нравственным принципам действий человека в экономических отношениях.

Помимо целенаправленных методов воспитания, личность человека складывается под спонтанным влиянием институтов социализации31. Мы предлагаем на всех уровнях управления в социальной политике предусмотреть мероприятия по исключению вредного влияния институтов социализации, которые формируют негативные виды экономического поведения (прямо или косвенно задают идеалы индивидуализма, нацеливают на борьбу за высокий социальный статус, власть и обладание все большими благами). К таким институтам относятся не только неформальные социальные группы, составляющие микросоциальную среду обитания, но и многие виды поп-арта, реклама, мода, кинофильмы, телевизионные передачи, поп-музыка, театральные постановки и литературные произведения некоторых современных писателей.


31 Психика и поведение человека формируются под воздействием двух диалектически взаимосвязанных процессов: воспитания и социализации. Процесс воспитания понимается как относительно осмысленное, регулярное и целенаправленное формирование личности человека, способствующее его адаптации в обществе и создающее условия для его самоидентификации в соответствии с заданными общественно значимыми целями и критериями. В то же время становление целостной личности происходит под спонтанным, неконтролируемым влиянием всех институтов социализации и носит название процесса социализации.

стр. 130

Система образования. Процесс образования человека как экономического субъекта не ограничивается передачей знаний и усвоением стандартизованных профессиональных умений и навыков экономической деятельности. Необходимо формировать у учащихся такие нравственные чувства, как гражданственность, общественный долг и личная ответственность за судьбу страны. Решить эту задачу поможет широкое применение инновационных личностно-ориентированных технологий обучения. Развитию нравственных чувств могут способствовать современные активные методы обучения, в частности деловые игры. Однако задачи морального выбора в их сценариях если и ставятся, то, к сожалению, занимают отнюдь не первое место. Надо дополнительно включить ситуации, где требуется решить такие задачи, и привести наиболее яркие примеры проявления экономического эгоизма. Тогда учащиеся будут вынуждены выбирать решения хозяйственных задач на основе не только экономических, но и морально-нравственных критериев.

Одно из самых злостных проявлений экономического эгоизма - масштабная коррупция, охватившая практически все сферы общественной жизни нашей страны. В настоящее время методы борьбы с ней сводятся в основном к использованию силовых структур, общественных организаций, созданию антикоррупционных нормативно-правовых актов и различного рода профессиональных и корпоративных этических кодексов.

Наряду с этим необходимо решить фундаментальную задачу формирования антикоррупционного сознания будущих управленческих работников, которые займут руководящие должности как в сфере государственного и муниципального управления, так и на предприятиях всех форм собственности. В качестве примера можно указать на опыт Московского института государственного и корпоративного управления, где в настоящее время идет целевая подготовка будущих чиновников. Там введена новая дисциплина: "Борьба с коррупцией как система общественных отношений". Курс лекций по этой дисциплине был разработан по инициативе межрегиональной общественной организации "Комитет по борьбе с коррупцией"32.

По нашему мнению, следует разработать и внедрить в учебные планы российских вузов, осуществляющих целевую подготовку управленческих кадров, специализированный учебно-методический комплекс. Помимо учебных программ, дидактических и учебных пособий, спецкурсов лекций, в него нужно включить особый психолого-педагогический модуль, куда войдут активные методы обучения, методики психодиагностики, индивидуального психологического консультирования и психокоррекции личности, направленные на формирование и развитие антикоррупционного сознания и тем самым на снижение уровня экономического эгоизма у будущих работников всех уровней управления российской экономикой.


32 Рукина И. М. Борьба с коррупцией как система общественных отношений. М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭКОНОМИЧЕСКИЙ-ЭГОИЗМ-И-ГУМАНИЗАЦИЯ-ЭКОНОМИКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. ПЕТРОСЯН, Н. ФАТКИНА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ И ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭКОНОМИЧЕСКИЙ-ЭГОИЗМ-И-ГУМАНИЗАЦИЯ-ЭКОНОМИКИ (date of access: 26.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. ПЕТРОСЯН, Н. ФАТКИНА:

Д. ПЕТРОСЯН, Н. ФАТКИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
2724 views rating
07.10.2015 (2119 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПРАГА: РУССКИЙ ВЗГЛЯД. ВЕК ВОСЕМНАДЦАТЫЙ - ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
А. В. РЕМНЕВ. РОССИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИМПЕРСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ВЛАСТИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
В. М. ХЕВРОЛИНА. РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ ГРАФ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ИГНАТЬЕВ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
XX МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Пришельцы, Земли нашей Гости — посланцы не мира сего, а Иного, Огня за чертой. Выход к нам из него — шаг один из Эфирного царства как Глуби Земли.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ Р. А. МЕДВЕДЕВА И С. КОЭНА (июнь 1995 года)
5 days ago · From Россия Онлайн
ВЫЗРЕВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ГДР В 1953 ГОДУ. По материалам высших партийных и государственных органов ГДР и Советской Контрольной Комиссии в Германии
5 days ago · From Россия Онлайн
М. КУРЛАНСКИЙ. 1968: ГОД, КОТОРЫЙ ПОТРЯС МИР
Catalog: История 
7 days ago · From Россия Онлайн
А. А. ОРЛОВ. СОЮЗ ПЕТЕРБУРГА И ЛОНДОНА
Catalog: История 
7 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ И ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones