Г. КОЗЫРЕВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН
В рамках исследовательских и экспедиционных проектов, реализованных на территории Карелии1, была осуществлена попытка выяснить, какие институты регулируют поведение экономических субъектов лесной экономики, и оценить готовность последних включиться в реструктуризацию. Непосредственно для предприятий это означает использование рыночных механизмов при взаимодействии с другими участниками лесных отношений - партнерами, банками, местными сообществами и властью.
Основной методический прием исследования связан с определением поведения как набора действий, включающего: информацию о своем положении, которой обладают предприятия; результаты, на которые они ориентируются и оказывают влияние своими действиями; затраты и выгоды, которые они ожидают и получают в процессе своих действий2. Для анализа были использованы данные формализованных и глубинных интервью с руководителями лесных предприятий Карелии в период 1997 - 2004 гг.3 С точки зрения институциональных процессов этот период можно идентифицировать как переходный между двумя лесными реформами. В 1997 г. в России был принят Лесной кодекс. В 2004 г. начались активные обсуждение и разработка нового лесного законодательства, завершившиеся принятием новой редакции Лесного кодекса РФ, вступившего в силу 1 января 2007 г. Кроме того, именно в этот период оформились инициативы мирового сообщества по ужесточению требований к лесопродукции стран-экспортеров и стали реализовываться идеи лесной сертификации.
На основе анализа полученного эмпирического материала исследуемые лесные предприятия можно разделить на четыре типа: "дезадаптированные", "выживающие", "адаптированные" и "реформаторы". Забегая вперед, скажем, что среди всех предприятий встречаются и "государственники", и "рыночники". Подобная ситуация характерна
1 Стратегия устойчивого развития лесосырьевых районов Республики Карелия (N К 0985), 1997 - 2000 гг. (Проект ФЦП "Интеграция") / Руководитель Морозова Т. В.; Проблемы формирования институтов рынка в условиях переходной экономики (N 02 - 06 - 80482), 2002 - 2004 гг. (Проект РФФИ) / Руководитель Козырева Г. Б.; Организация и проведение экспедиционного экономико-социологического обследования экономического поведения предприятий Республики Карелия (N 03 - 06 - 88036), 2003 г. (Проект РФФИ) / Руководитель Козырева Г. Б.; Проблемы формирования института собственности в условиях переходной экономики (N 06 - 06 - 80413а), 2006 - 2008 гг. (Проект РФФИ) / Руководитель Козырева Г. Б.
2 Методика институционального анализа и развития Международного института прикладного системного анализа (IIASA). См.: Пиппонен М. Изменения в лесной отрасли Республики Карелия / Отчет по проекту IR-99 - 070-RUS. Лаксенбург, Австрия, 1999.
3 Для анализа использованы данные 38 формализованных и 27 глубинных интервью с руководителями лесных предприятий Карелии, куда вошли леспромхозы, лесозаводы, деревообрабатывающие комбинаты, целлюлозные заводы.
стр. 136
для всего лесного сектора российской экономики. Мы рассматриваем следующий набор показателей и элементов институциональной структуры, который в большей степени повлиял на поведение предприятий: стратегии развития производства и кадровую политику; схемы получения сырья; рынки сбыта; деловые практики.
Стратегии развития производства и кадровая политика
Первый и основной параметр непосредственно связан с теми процессами, которые характеризуют изменение количественных и качественных составляющих производства. Говоря о падении производства в переходный период 1990-х годов, необходимо иметь в виду что снижение объема лесозаготовок стало ограничивать развитие лесной промышленности еще в 1970-е годы, изначально сдерживая производство пиломатериалов в бывшей Советской Карелии. Позже и целлюлозно-бумажная промышленность испытала недостаток поставок сырья. По данным государственной статистики, спад производства лесных отраслей в первые годы реформ составлял от 50 до 80%. Как показали результаты нашего исследования, более чем у 40% обследованных предприятий индекс физического объема производства по сравнению с периодом начала реформ был менее 0,5, почти у 60% он варьирует от 0,5 до 0,9, и только 2 - 3% предприятий вышли по объему производства на дореформенный уровень.
Одним из важнейших параметров производства является кадровый потенциал. По статистике, численность работников в лесных отраслях сократилась практически вдвое4. За годы реформ на обследованных предприятиях численность занятых также сокращалась, но более медленными темпами, чем производство. В целом, несмотря на глубокий финансовый кризис, значительного высвобождения работников не наблюдалось. Хотя это противоречит рыночной логике, но даже самые рыночно-ориентированные менеджеры понимали, что массовое сокращение работающих на лесных предприятиях может привести к социальному взрыву.
Качественный анализ на уровне производственных характеристик обследованных лесных предприятий и тех стратегий, которые выбрали для себя менеджеры, позволяет наблюдать процесс формирования их мотивации и оценивать степень ее "рыночности". Одним из факторов, во многом обусловивших успешность и "рыночность" поведения предприятий, является их географическое положение. Весь лесной бизнес Карелии разделился на экспортно-ориентированный и ориентированный на внутренний рынок.
"Планы были "наполеоновские". Но в итоге стало ясно, что вся эта производственная структура попросту неработоспособна. Технология здесь просто древнейшая - хлыстовая заготовка. К сортиментной заготовке мы приступить не можем, так как это требует огромных капиталовложений, превышающих стоимость леспромхоза.
4 Шегельман И. Р., Пономарев Ю. И. Региональная стратегия лесопромышленного комплекса. Петрозаводск, 2004. С. 7.
стр. 137
Лесозаготовку мы развивать будем, а лесопереработку - нет, так как завод требует реконструкции. А затем, когда будем получать прибыль, начнем переработку. Вторая задача - сократить численность до минимума и перейти на прием людей по договору - на конкретную работу, под конкретные объемы и оплату" (Экспедиция 1998 г.).
Представленный фрагмент интервью иллюстрирует наличие серьезной рыночной мотивации со стороны руководителя. Несмотря на ситуацию нестабильности и даже высокого риска, руководитель намерен проводить политику изменения структуры производства за счет эффективного размещения производственных мощностей и осуществлять радикальные кадровые перемены. Отметим, что данное конкретное предприятие в силу географического положения ориентировано на внутренний карельский рынок лесопродукции. Эта дополнительная проблема будет решаться благодаря развитию своей переработки, что сегодня вполне оправданно. Практика показала, что лесозаготовка у большинства предприятий Карелии до настоящего времени остается нерентабельной.
Успешность предприятия во многом зависит от грамотности, компетентности и мобильности менеджера.
"Вы считаете, руководство АО выбрало правильную стратегию? И это больше всего повлияло на то, что предприятие имеет сильное положение? - Я считаю, что руководитель АО - сильный, энергичный. Он правильно сориентировался в новых условиях. Мы живем в лесу. Наша основная деятельность - лесозаготовки. Не нужно шарахаться в другие сферы. Начались проблемы с сырьевой базой - мы начали делать проходные рубки. Здесь есть широкий фронт работ" (Экспедиция 1999 г.).
По мнению некоторых менеджеров, человеческий фактор усугубил пошатнувшееся в начале реформ экономическое положение многих предприятий. Низкая квалификация руководства, незнакомство с инструментами маркетинга, оппортунизм со стороны деловых партнеров в условиях отсутствия четких правил игры спровоцировали финансовый кризис и как результат - спад производства в лесных отраслях.
"Как Вы считаете, смогут эти заводы подняться? - Мое мнение - там ждать нечего. Там остались такие люди, которые работать не будут, - низкоквалифицированные, пьющие, предпенсионного возраста. Растерян интеллектуальный потенциал. Когда-то вся Европа была обеспечена их пиломатериалами. Как Вы думаете, за счет чего эти предприятия раньше были такими успешными? - Раньше продажей пиломатериалов на экспорт централизованно занимался "Кареллесэкспорт". Когда каждый стал заниматься маркетингом и продавать лес кому придется, начались проблемы. Всплыло много нечестных дельцов, которые заключали липовые договора, получали лес или пиломатериалы и исчезали. С 1993 г. был ослаблен контроль над предприятиями, им была предоставлена самостоятельность, которая позволила некоторым директорам банально воровать" (Экспедиция 1999 г.).
Несмотря на то что речь идет о приграничных предприятиях, они остаются в группе не просто "выживающих", а "умирающих". И здесь просматривается еще один дифференцирующий признак - отраслевая направленность предприятия. Лесозаготовительные предприятия оказались более мобильными, чем лесозаводы. Тяжелое фондоемкое производство последних, в отличие от леспромхозов, требовало намного
стр. 138
более крупных инвестиционных вложений для модернизации. Как правило, приграничные леспромхозы и использовали это преимущество. В результате даже на изношенной производственной базе они сумели экономически "подняться" благодаря торговле с Финляндией.
На экономической карте Карелии представлены не только региональные лесные предприятия, но и те, которые были выкуплены крупными западными фирмами. В нашем опросе участвовали два таких предприятия, причем оба принадлежат одной финской компании. Одно из них существовало еще в советские времена как СП, другое было приобретено не так давно.
"В настоящее время предприятие наращивает объемы заготовки древесины. Этому во многом способствует финская техника, используемая на лесозаготовках. Работаем в две смены, в ближайшем будущем предполагаем переход на трехсменную работу. Немного занимаемся лесопилением, правда, этот вид деятельности не имеет перспективы. Лесопильные цеха старые, поэтому качество продукции не устраивает иностранных покупателей. Их будем сворачивать. Ставим задачу увеличения объема вывозки без увеличения численности работающих" (Экспедиция 2000 г.). "Уровень зарплаты на нашем предприятии почти самый высокий в Карелии в лесной отрасли: средняя зарплата - 7,5 тыс. руб. Численность за последние пять лет практически не сократилась" (Экспедиция 2003 г.).
Полученные результаты позволяют говорить о том, что бизнес-среда лесного сектора экономики Карелии достаточно разнородна, что обусловлено такими внешними факторами, как приграничность и отраслевая принадлежность. Рыночная мотивация выступает как внутренний, во многом решающий фактор, но не дающий в существующих условиях необходимого эффекта. Из 38 опрошенных предприятий по состоянию производства только восемь можно отнести к категории успешных.
Рынки сырья
Одними из ключевых элементов сложившейся институциональной структуры лесоуправления, оказывающих влияние на эффективность работы лесного бизнеса, являются система распределения лесных ресурсов и те механизмы, которые позволяют бизнесу получать сырье для успешного функционирования. На данной стадии лесные предприятия становятся активными агентами рынка. Основная форма получения лесных ресурсов в настоящее время - механизмы лесных аукционов и конкурсов, на которых предприятия приобретают лес или в аренду, или в краткосрочное пользование. Хотя у действующих механизмов распределения леса имеется много недостатков, важно, что система лесоуправления ушла от планового института "распределения леса по лимитам", что позволяет формировать рыночную среду в системе лесных отношений.
В зависимости от целей, возможностей и предпочтений менеджеры лесных предприятий выбирают ту или иную форму покупки сырья. Эта стадия во многом определяет их готовность к реструктуризации и будущий успех. Распределение форм получения сырья среди лесных предприятий Карелии, участвовавших в опросе, представлено в таблице 1.
стр. 139
Таблица 1
Формы получения лесных ресурсов
Форма получения сырья |
Количество предприятий |
Доля, % |
Аренда + краткосрочная лицензия |
11 |
28 |
Краткосрочная лицензия |
9 |
24 |
Субаренда |
4 |
11 |
Давальческое сырье |
5 |
13 |
Закупка у лесозаготовителя или торговой компании |
9 |
24 |
Результаты анализа свидетельствуют о дифференциации предприятий по отраслевому признаку. Леспромхозы значительно легче вышли на вариант аренды или получения леса в краткосрочное пользование, чем перерабатывающие предприятия. Для леспромхозов "поле возможностей" было расширено - лесозаводы практически перестали быть для них конкурентами. Вследствие быстро развивавшегося в 1993 - 1996 гг. экспорта леса возник дефицит сырья для перерабатывающих предприятий Карелии. То конкурентное преимущество, которое получили приграничные леспромхозы на начальном этапе реформ, является рентообразующим фактором.
При выходе на рынки сырья лесные предприятия сталкивались с несколькими основными проблемами: конкуренция за сырье; правила лесопользования; состояние лесного фонда (см. табл. 2). Более половины респондентов считают первую наиболее серьезной. При этом на конкурентоспособность, по мнению опрошенных менеджеров, влияют экспортный фактор и отсутствие ликвидных основных фондов, что делает успех в борьбе за сырье вообще недостижимым даже на внутреннем рынке.
Таблица 2
Проблемы лесных предприятий на рынке сырья
Проблемы |
Частотность |
Доля, % |
Конкуренция |
20 |
53 |
Правила лесопользования |
33 |
87 |
Состояние лесного фонда |
15 |
39 |
Первый этап внедрения аренды в систему лесных отношений характеризовался достаточно "мягкими" схемами. Как считают менеджеры, получить лес в аренду в 1998 г. было значительно легче, чем в 2004 г. Естественно, что предприятия, особенно традиционные с устойчивым положением и имиджем, имели все шансы на лесо-сырьевую базу. И другие рыночные агенты, даже самые активные, в такой ситуации вряд ли могли успешно претендовать на сырье.
"Мы имеем одно большое преимущество: в конце марта 1998 г. мы взяли леса в аренду на пять лет. И сейчас мы являемся здесь, в Беломорском районе, владельцами практически всего делового лесфонда" (Экспедиция 1998 г.).
За право аренды предприятия конкурируют достаточно жестко. Некоторые используют запрещенные, нелегитимные приемы, что свидетельствует о распространении оппортунизма в их поведении.
стр. 140
"Я всегда привожу пример. Когда у нас решался вопрос аренды, вышел представитель одной фирмы, которая претендовала на аренду, и начал нас "поливать грязью". Сам же каждый день у нас обеспечивался горячей водой для своей техники. Когда мы вышли в коридор, он начал оправдываться: "Если бы я про вас такое не сказал, мне аренду не дали бы"" (Экспедиция 2003 г.).
Подобные примеры свидетельствуют о высокой степени деформализации института аренды, что негативно отражается на поведении агентов рынка, подталкивая их к поведению, не адекватному деловой этике.
Одна из существенных проблем для лесного предприятия на рынке лесного сырья - несовершенство системы правил лесопользования. По значимости она даже превосходит проблему конкуренции, а с годами приобретает все более острый характер. Можно обозначить несколько ее блоков, которые отражают самые больные, по мнению менеджеров лесных предприятий, вопросы: плату за ресурсы; заключение арендных договоров и условия конкурсов; соблюдение условий аренды и конкурсов со стороны лесхозов.
Отметим, что вопрос о плате за ресурсы важен для всех без исключения менеджеров как успешных, так и "выживающих" предприятий. Попытка ввести повышающие коэффициенты, учитывающие в том числе и приграничный фактор, вызвала мощную негативную реакцию.
"В нескольких районах арендная плата увеличена сегодня в 2,12 раза. Мы спрашивали на заседании Союза лесопромышленников, какие были критерии подхода к этому увеличению. Ответа не получили. В результате мы должны заплатить дополнительную попенную плату 9,7 млн. руб., хотя планировали реализовать инвестиционную программу на 27 млн. руб. на приобретение комплектов новой техники. Получив такое постановление, мы вынуждены были эту программу свернуть" (Экспедиция 2003 г.).
На самом деле вопрос о минимальной ставке древесины на корню в России является едва ли не самым важным в системе лесоуправления. Основная проблема, которая вызывает бурную дискуссию в кругах как ученых, так и практиков, - несопоставимо низкая цена на лес в России по сравнению с западными странами. Так, в структуре стоимости товарной продукции (по сосне) цена 1 куб. м древесины на корню в России составляет 3 долл., в Швеции - 26, в Германии - 31, в Финляндии - 40 долл. Чем же объясняются такие различия? Профессионалы называют несколько возможных причин.
Во-первых, заниженная цена на лес является своего рода компенсацией лесозаготовителю-арендатору за те затраты, которые он несет при строительстве дорог. Например, в Финляндии в цену древесины на корню входит и стоимость уже существующих дорог. Во-вторых, при том уровне передела древесины, который доминирует в России, и в частности в Карелии, и при той разрозненности отдельных звеньев лесохозяйственного производства принципиальное повышение цены на лес приведет к коллапсу лесной промышленности.
Вместе с тем, по мнению некоторых специалистов, причина достаточно банальна. Под неоправданно высокими, так называемыми общими, расходами лесозаготовителей скрывается сверхприбыль, которую не показывают налоговым органам. Проблема заключается в присвоении
стр. 141
этой сверхприбыли, поэтому повышение цены на лес на самом деле не будет так разорительно для лесозаготовителя, как кажется.
Правомерно ли сегодня ставить вопрос об увеличении платы за лес? Здесь мнения разделились. Некоторые либерально настроенные чиновники уверены, что это необходимо. Большинство ученых считают важным не столько увеличение платы, сколько принципиальное изменение подходов к ее расчету. Причем рассматриваются как минимум два подхода: рентный и налоговый. Вопрос до сих пор окончательно не решен. А пока несформированный институт вызывает напряжение в системе лесных отношений - рыночные агенты (в нашем случае - лесные предприятия) несут высокие трансакционные издержки.
Лесной ресурс является важнейшим рычагом, позволяющим районной администрации диктовать свои условия лесному бизнесу в особенности "пришлому", который не связан моральными обязательствами перед местным сообществом. Для участия в лесном конкурсе потенциальные арендаторы должны обратиться за рекомендацией в районную администрацию, которая имеет возможность проводить неформальный отбор претендентов. Этот властный ресурс позволяет администрации "выжимать" из бизнесменов "добровольные" отчисления на поддержку социальной сферы поселка и района. Отметим, что менеджеры, участвующие в опросе, не говорили об этом откровенно, но в подтексте это звучало: "Знаете, как дают рекомендацию? Просто так ничего не делается. И нам некуда деваться". Конечно, администрация действует в интересах местного сообщества. Но "предусловия" договоров аренды иногда приобретают поистине драконовский характер.
Но если районная власть занимается банальным социальным рекетом, то региональная откровенно диктует правила игры. И у нее тоже есть свои оправдания: используя лесной ресурс, легче заставить лесные предприятия работать на пользу региона, но можно также и "расправиться" с неугодными.
"Сегодня образовалась куча фирм. Я думаю: дадут нам работать или не дадут? Получается вроде как конкуренция, но вновь созданные фирмы перед нашим леспромхозом никакой конкуренции не выдержат. Может сработать только властный ресурс". И еще один пример: "Рассчитываем расширяться, в том числе в сторону переработки, и уже в этом есть заделы - работает лесопильный цех. Но дальше становится страшно. Получим ли аренду? Ведь у нас власть такая". Одно мнение было более чем откровенным: "И вот лес рубится и будет рубиться. Поэтому они создают конкуренцию. Правительство выделяет лес, кому-то это интересно, а интерес всегда имеет денежное выражение, поэтому всегда защищается" (Экспедиция 2003 г.).
Подобная практика, получившая довольно широкое распространение на карельском лесном рынке, демонстрирует непрозрачность института аренды. Не закон, а власть (муниципальная, региональная) диктует правила игры на лесном рынке, причем со временем они только ужесточаются. Менеджеры предприятий в такой ситуации попадают в ловушку: они вынуждены или соглашаться на все и включаться в эту неформальную "игру", или придерживаться формальных правил и потерять шанс на право аренды. Неэффективные институты чаще опираются на традиции и неформальные правила.
стр. 142
Следующая проблема для лесных предприятий их взаимоотношения с лесхозами. Для первых это еще один серьезный барьер на пути к рынку. Такие вопросы, как расчет за лесовосстановление, отвод конкретных участков леса под рубки и штрафные санкции, иногда серьезно ограничивают рыночные амбиции лесопользователей. По установленным правилам лесопользования, лесовосстановление проводится силами или лесхоза, или лесопользователей. В последнем случае лесхоз должен компенсировать их затраты. И здесь, как правило, возникает проблема: лесхоз берет на себя долговое обязательство и не выполняет его.
"Они компенсируют нам затраты не по фактическим расходам, а по тем технологическим картам и нормативам, которые утверждены ими. Часто долги повисают на несколько лет" (Экспедиция 2003 г.).
Кроме того, лесхозы сами выбирают лесные делянки для арендаторов и конкурсантов, что уже влечет за собой неоднозначные последствия. При решении проблем, связанных с нарушением правил рубок, лесхозы обладают огромным неформальным ресурсом, так как именно от них зависит, применять санкции или нет. Существует масса возможностей избежать штрафов и санкций. С учетом низкой зарплаты лесников эти вопросы решаются, как правило, неформальным способом. Такие неформальные институты, являясь основным регулятором рынка лесного сырья, существенно нивелируют рыночные отношения в системе лесопользования, искажая сам принцип свободной конкуренции.
Одна из важных проблем при выходе на рынки сырья лесных предприятий Карелии состояние лесного фонда. Это последняя стадия, когда, казалось бы, цель достигнута и осталось только взять то, за что уже заплачено. И здесь возникают дополнительные препятствия, которые иногда сводят на нет все усилия лесного предприятия.
"Лесфонд района отличается своей разрозненностью, недоступностью, неэффективностью. Леса убыточные, дорожной сети нет. А чтобы осваивать объемы, приближенные к расчетной лесосеке, им пришлось взять большую площадь. Это не дало результата, они осваивают не больше 10 - 20% расчетной лесосеки в год. В итоге у них ничего не получилось, деньги кончились. Это уже второе предприятие, образованное на базе банкрота. Кажется, они тоже плохо кончат, появилась картотека, по пенсионному фонду растут пени" (Экспедиция 1998 г.).
Результаты исследования показали, что на рынке сырья помимо объективных факторов (приграничность, отраслевая направленность и состояние лесного фонда) на деятельность лесного бизнеса существенное негативное влияние оказывают неэффективные институты. Данные ограничения нивелируют рыночную мотивацию менеджеров и сужают возможности реструктуризации самих предприятий. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что на этапе закупки сырья "реформаторские настроения" снижаются: из 38 опрошенных предприятий только шесть продолжают придерживаться данной парадигмы, хотя им приходится адаптироваться к существующей институциональной структуре не всегда рыночными способами.
стр. 143
Рынки сбыта
В зависимости от географического расположения предприятия сбыт ориентирован либо на экспорт, либо на внутренний рынок. Отметим, что в связи с существенным повышением удельного веса лесодобывающих производств с началом рыночных реформ структура лесной экономики Карелии стала во многом определяться состоянием спроса и цен на древесное сырье в Европе. Колебания этих параметров на европейском рынке способствуют экономической нестабильности региона. Так, за последние 10 лет европейский рынок сырья испытывал спады и подъемы (для масштабов европейского производства незначительные), которые заметно сказывались на объемах производства карельских предприятий.
С началом либерализации внешнеэкономической деятельности приграничные лесные предприятия самостоятельно вышли на западные рынки (в основном на финский), что создало дискриминационную ситуацию, когда они стали диктовать цены на внутреннем рынке. "Близость к границе ведет к тому, что цены на потребляемое в Европе сырье в Карелии выше, чем в более отдаленных от границы регионах. Например, необработанный лес из Карелии поступает в основном в Финляндию и устанавливаемая там цена (за вычетом транспортных расходов) определяет не только цену, но и себестоимость древесины на Европейском Севере. В результате карельская древесина оказывается на российском рынке слишком дорогой и неконкурентоспособной"5.
Данные факторы формируют поведение лесных предприятий Карелии на рынках сбыта продукции. На опрошенных предприятиях доминирует экспортная ориентация, хотя примеры, когда предприятие полностью отправляет продукцию на экспорт, немногочисленны - таких было только четыре. В основном для стратегии продаж характерно следующее распределение: в среднем около 60% продукции экспортируется, остальное продается на внутренних рынках. Выход на внешние рынки можно считать попыткой реструктуризации, хотя не все предприятия используют эту возможность эффективно с точки зрения стратегического развития производства.
Такая ситуация прослеживается примерно на половине экспортно-ориентированных предприятий, то есть, несмотря на свою приграничность, они остаются в разряде "выживающих". "Выживающие", как правило, используют экспорт сырья для поддержания текущей деятельности предприятия. Эта стратегия является своего рода реакцией на кризис после заметного падения, попыткой расплатиться с долгами и продержаться до лучших времен. Нестабильное экономическое состояние предприятий не позволяет их менеджерам строить более долгосрочные планы: изношенное оборудование, устаревшие технологии препятствуют производству высококачественной продукции для внешних рынков.
Отметим, что среди менеджеров "выживающих" предприятий существует три принципиально разные позиции. Первые ориентиру-
5 Дружинин П. В. Новая роль Карелии как транзитного региона // Проблемы и перспективы транзитных территорий. Петрозаводск, 2003. С. 83.
стр. 144
ются на экспорт сырья, но надеются на лучшие времена, когда смогут обеспечить более глубокий уровень переработки.
"Сегодня мы еще очень слабы. Но если нам удастся выстоять, мы потихоньку начнем раскручиваться. Обязательно нужно развивать переработку. Будем пилить - однозначно" (Экспедиция 2004 г.).
Другие не собираются ничего изменять в структуре производства в будущем, даже если состояние предприятия улучшится.
"Если удержимся, сможем подняться, будем инвестировать в новую технику, но вкладывать средства в переработку - зачем нам это надо? Сегодня экспорт сырья - стратегическое направление республики, и это оправданно" (Экспедиция 2003 г.).
Третьи уже ни на что не надеются и ждут смены собственника. Данные модели поведения демонстрируют разную степень "реформаторства". Некоторые предприятия способны не только выжить, но и перейти к реструктуризации.
Другая часть работающих на экспорт предприятий смогла достичь некоторых успехов. Среди них есть и традиционные, и вновь созданные, а также компании с участием иностранного капитала. Экспорт для этих предприятий стал не только антикризисной мерой, но и возможностью инвестировать сначала в лесозаготовку, а затем и в переработку. Их основная задача - соответствовать требованиям рынка и по количеству, и по качеству, и по ассортименту.
"Вот это работа маркетинговой службы и авторитет фирмы на том рынке, на западном. Сказать однозначно, что мы там можем выплеснуть весь объем, заготовленный по Карелии, наверное, будет неправильно. Это очень солидных партнеров надо искать, хотя по пиловочнику, наверное, проблем не будет, а по балансам они ограничивают квоты, буквально от и до, потому что Финляндия сама заготовляет где-то порядка 60 млн. кубометров и перерабатывает да плюс еще от нас тут что-то берет. А у переработанной древесины есть шанс попасть на рынок? Какую-то она выдерживает конкуренцию? - Наша древесина выдерживает, да. Готовые пиломатериалы выдерживают, и ее с удовольствием берут. И Англия берет, и Голландия. Без доработки даже? - Без доработки" (Экспедиция 2000 г.).
Подчеркнем, что ориентация лесного бизнеса только на экспорт сырья - безусловно, негативное явление, отражающее низкий уровень экономического развития не только самих предприятий, но и экономики страны в целом. Это свидетельствует об отсутствии у власти стратегии, направленной на увеличение добавленной стоимости в процессе переработки лесных ресурсов и, следовательно, на повышение уровня и качества жизни населения. Тем не менее такая практика довольно типична для карельских предприятий. Аргументы в ее защиту иногда выглядят достаточно убедительными.
"Когда говорят, что мы все вывезли за границу, мы отвечаем: господа, что мы вывозим? Давайте смотреть: 20 - 25% выход дров из 270 тыс. объема заготовки. Куда они идут? На нужды двух администраций - на отопление поселков и городов, где применяют дрова. Дальше: 25 - 26% - это лиственные породы в составе насаждений. Кто об этом не знает? Куда их девать? Есть рынок сбыта внутренний? Нет его. Вот мы и вынуждены продавать за границу. И только 15 - 17% идет хвойных пород, и это экспортный пиловочник, который и имеет ценность соответственно экспорту. Если
стр. 145
цена пиловочника сегодня на внутреннем рынке достигает 25 - 27 долл. или евро, то экспортная цена - 45 - 50 долл. Разница ведь есть" (Экспедиция 2003 г.). "И что сегодня говорить, что круглый лес не надо за границу везти. У нас свой интерес продать лес за границу как можно выгоднее для предприятия, и для государства получается выгоднее. А что мы получаем, если мы продаем дешевле, и продаем предприятиям, которые нам не платят? Я говорю про ЦБК: сколько мы договаривались, встречались и сколько раз они оставались в должниках" (Экспедиция 2004 г.).
Такие примеры демонстрируют всю противоречивость процессов формирования внешних и внутренних рынков сбыта лесопродукции приграничных регионов. С одной стороны, внешний рынок является ограничителем для развития внутреннего. С другой стороны, агенты внешнего рынка оправдывают свое поведение отсутствием развитого внутреннего рынка. Этот замкнутый круг можно разорвать только на институциональном уровне. Отметим, что в России в середине 1990-х годов уже была предпринята попытка отрегулировать потоки лесной продукции на основе таможенного законодательства. К сожалению, эти меры не оказали позитивного воздействия на рыночные процессы. Под таким прессингом слабый лесной бизнес оказался перед реальной угрозой банкротства, что угрожало экономической безопасности Карелии. Благодаря вмешательству региональных властей повышенные таможенные пошлины на древесное сырье были отменены, но сохранились для обработанных лесоматериалов, что практически в течение 10 лет тормозило развитие рынка переработанной продукции.
"Есть такое мнение, что самим лесозаготовителям невыгодно перерабатывать? - А почему невыгодно? Основная причина - наша политика, и таможенная и пр. На уровне государства необходимо пересмотреть законы и отдать приоритет российской переработке. Сейчас это невыгодно из-за высоких пошлин. Почему бы Москве не задуматься над этим вопросом? Неужели там экономистов нет?" (Экспедиция 2002 г.).
Сегодня в России повторяется прошлый сценарий. Вновь повышены пошлины на необработанную древесину. Что ждет карельских лесозаготовителей? Заставит ли эта мера работать их на региональном рынке и поддержать таким образом отечественного производителя? В ситуации, когда 85% лесозаготовительных предприятий находятся практически в состоянии банкротства, это достаточно проблематично.
"Это фактически конец, конец нашим леспромхозам. Придут другие, новые хозяева. Пока войдут в дела, пока сориентируются, пройдет 1 - 2 года. Есть ли в этом смысл? Если только очень далеко идущий, которого мы не дождемся" (Интервью с лесным предпринимателем, 2006 г.).
Внутренний рынок остается без сырья, лесозаготовительное производство продолжает сокращаться и, видимо, в ближайшие два года не возродится. Лесную экономику Карелии по-прежнему лихорадит.
В целом, оценивая поведение лесных предприятий Карелии на рынках сбыта, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в основном наблюдается ориентация лесного бизнеса на экспорт сырья, что нельзя в полной мере считать признаком "реформаторства". Во-вторых, для некоторых предприятий это только временный этап, за которым должно последовать расширение производства в сторону глубокой переработки
стр. 146
и экспорта. То есть для них экспорт - это возможность инвестировать, а инвестирование выступает продолжающимся процессом. Такие стратегии можно признать "реформаторскими". В-третьих, конкуренция между внутренним и внешним рынками лесопродукции свидетельствует о зависимости лесного рынка Карелии от неустойчивых сырьевых западных рынков, что, в свою очередь, означает отсутствие действенных институтов рынков продаж как на региональном, так и на федеральном уровне. В условиях неэффективных институтов "выживающие" лесные предприятия на рынках сбыта действуют на основе самых простых схем, не обременяя себя инвестиционными стратегиями. "Реформаторы", которые еще недостаточно сильны и многочисленны, тем не менее даже при сложившихся институтах рассматривают экспорт лишь в качестве одной из возможностей для будущей реструктуризации.
Деловые практики
При принятии решений у лесных предприятий есть возможность сделать выбор выстраивать свое поведение согласно рыночной логике и двигаться в сторону реструктуризации или действовать, опираясь на "традиционный капитал" и не стремясь инвестировать в свое продвижение к рынку. Рыночное поведение предприятий можно наблюдать через их деловые практики, которые в данном исследовании рассматривались сквозь призму моделей инвестирования, отношений с банками и партнерами по бизнесу.
На фоне морально и физически устаревших основных фондов и технологий уровень инвестиций лесных предприятий остается крайне низким. Это отражает сложившуюся еще в советский период практику, когда основной капитал доводился до полного износа. Так, в 1997 г. объем инвестиций составил менее 25% уровня 1990 г. и продолжал снижаться. На опрошенных предприятиях лишь около 40% менеджеров отметили, что они инвестируют в производство посредством приобретения новой техники и оборудования. В настоящее время средний и малый бизнес практически не имеет возможности получить кредит в банке.
"Любой проект, который осуществляется, должен инвестироваться. Инвестиции должны быть прежде всего обеспечены банками, как и во всем мире. А у нас система кредитования сегодня очень сложная: большие проценты, жесткие условия. Если бы Вы получили какие-нибудь крупные кредиты, то работа Вашего предприятия улучшилась бы? - У нас есть темы, которые мы можем реализовывать, и их окупаемость хорошая, но мы боимся брать кредиты, перед этим надо очень хорошо все продумать" (Экспедиция 2002 г.).
Инвестиции на опрошенных предприятиях обычно осуществляются из собственных средств или средств, взятых взаймы у других компаний. Банки неохотно кредитуют предприятия из-за их нестабильного финансового положения.
"Древесина есть. Если ее оценить в тех деньгах, сколько она сейчас стоит на рынке, то можно и кредит в банке взять. Но ни один уважающий себя банк не даст кредит нашему леспромхозу, так как мы имеем право рассчитываться с банками только в последнюю очередь, сначала нужно заплатить налоги в бюджет" (Экспедиция 2003 г.).
стр. 147
Другой причиной, не позволяющей предприятиям брать кредиты в банках, является высокий банковский процент.
"Сегодня главная проблема в России - производство не развивается под 30% годовых. Деньги перетекут туда, куда им выгодно, никакой контроль их не удержит. Они будут вращаться в банковской сфере, там, где 30%. Если отрегулировать так, чтобы в банке было 5%, а в производстве - 15%, тогда деньги перетекут в производство. Для этого нужно опустить ставки рефинансирования, но этого мало, нужно снизить налоги с предприятий. Вы знаете, как это делается в Финляндии? Вот я и финский бизнесмен решили сделать предприятие. Я беру рублевый кредит под 33%. Мне надо будет отдать 2 миллиона, причем проценты с меня начинают требовать немедленно. А финский бизнесмен возьмет под 6% годовых, и отдавать проценты ему нужно будет только через три года, причем 20 - 30% ему отдает государство - это называется бонус, ведь он создает рабочие места" (Экспедиция 2003 г.).
Среди 38 опрошенных предприятий только пять имели отношения с банками по поводу предоставления кредита, при этом они подчеркнули, что получить такие кредиты им было очень нелегко, но еще более серьезная проблема для них - выплатить их. Для нормального развития, предполагающего инвестирование производства и дальнейшую реструктуризацию, у лесных предприятий Карелии нет институциональных и финансовых условий.
Деловые операции являются элементом институциональной структуры любой экономической системы, включающей так называемые правила обмена6. Они определяют порядок взаимодействия между независимыми фирмами и разными бизнесами, регулируют выбор деловых партнеров, характер деловых отношений, порядок исполнения сделок. Неразвитость в российском обществе института контрактных отношений, который защищает экономического агента от оппортунизма, накладывает на него дополнительную нагрузку: он вынужден самостоятельно решать вопросы минимизации рисков. Большинство лесных предприятий, участвовавших в опросе, при заключении деловых соглашений используют типовой письменный договор - таких случаев было 30 из 38. Примечательно, что в нем не учитываются многие нюансы, непредвиденные обстоятельства и даже форс-мажор. Оформление договора не занимает много времени - иногда вопрос решается в течение 1 часа. Это связано с тем, что менеджеры, как правило, работают только с проверенными партнерами.
Подобная практика свидетельствует о недостаточном осознании менеджерами роли контракта в рыночных отношениях. Тем не менее среди участников опроса были менеджеры, которые склонны придавать большое значение процедуре оформления сделок: договоры тщательно готовятся, детально прописывается каждая позиция, независимо от того, известен партнер или нет.
"Что главное - правильно договор оформить. Я уже наученный жизнью, и потом так работает весь Запад. Неважно, знакомый, не знакомый. Дружба дружбой, а табачок врозь". Многому наших менеджеров научили западные парт-
6 Козырева Г. Б. Влияние неформальных институтов на формирование институциональной среды регионального сообщества // Петрозаводск 300: Карелия в процессе перемен. Петрозаводск, 2003. С. 367 - 378.
стр. 148
неры.
"Вы с финнами работаете как с партнерами? - С ними очень тяжело работать: они очень упрямые. Вот упрутся на копейке - и все. Спорят, спорят" (Экспедиция 2004 г.).
Несмотря на то что большинство менеджеров стремятся работать с проверенными партнерами, почти половина из них считает, что нарушение договора является серьезной проблемой. Нарушения контракта включают просроченные платежи, невозврат долгов и откровенный обман, хотя последний вариант в настоящее время встречается значительно реже. Возможные реакции на такие нарушения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Последствия нарушения контрактов
Последствия |
Частотность |
Доля, % |
Ничего не происходит |
6 |
16 |
Переговоры |
1 |
3 |
Прекращение совместного бизнеса |
4 |
10 |
Санкции |
17 |
45 |
Нет нарушения контракта |
10 |
26 |
Всего |
38 |
100 |
Почти каждое третье предприятие при нарушении контракта не принимает никаких мер. Они лишь пытаются вести переговоры, прекращают совместный бизнес или просто ничего не делают. Почти половина (45%) используют формальные способы принуждения, то есть применяют оговоренные договором санкции, а если они не приносят результатов, то обращаются в арбитражный суд, пытаясь действовать цивилизованными методами. Как показывает практика лесных предприятий, это не означает решения проблемы: в 70% случаев, по утверждениям менеджеров, предприятия не получают причитающегося долга. Неудивительно, что некоторые из них не принимают никаких мер в случае нарушения договоров. Правовая система России пока еще не обеспечивает должную юридическую защиту деловых операций.
"Два лесхоза нам должны сегодня в пределах 1 миллиона рублей за прошлые годы. Не только нам, но и другим предприятиям. Та задолженность, которая образовалась в 2000 году, - 18 миллионов. Если бы это дошло до суда и предприятия в своем иске потребовали вернуть свои потери, то, конечно, суд бы рассматривал. Ну как в наше время судиться с государством? Но, с другой стороны, каким путем мы должны доказывать свои позиции?" (Экспедиция 2003 г.).
Это объясняется не только неспособностью суда решить спор, но и неуправляемой организационной структурой российского бизнеса, что влечет за собой оппортунизм со стороны партнеров. Часто невозврат долгов является следствием очень сложной и запутанной системы финансовых отношений.
"Конечно, оплачивают нашу продукцию они плохо и долги у них перед нами высокие. Эти предприятия практически неплатежеспособны. И мы тоже имеем долги. Получается так, что если посчитать все наши долги по всем видам платежей в бюджет, то наше предприятие оказывается фактически банкротом. Почему? Потому что очень высокие налоги, а собственного капитала предприятию недостает" (Экспедиция 2003 г.).
стр. 149
В практике деловых операций лесных предприятий Карелии можно выделить несколько основных проблем, которые не только затрудняют их хозяйственную деятельность, но и зачастую сводят на нет все попытки движения в сторону рынка. Во-первых, финансовые институты не создают условий для инвестирования производства, что с учетом изношенности техники и устаревших технологий закрывает путь к развитию более 2/3 лесных предприятий Карелии. Во-вторых, экономические агенты не используют всех преимуществ формальных договоров, которые не столько предназначены для гарантии деятельности сторон, сколько служат промежуточным инструментом сделки, открытым к изменению в процессе ее осуществления. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии формальных институтов, защищающих права лесных предприятий и, как следствие, о недостаточном развитии деловых практик как неформального рыночного института.
* * *
Общую картину, отражающую типологическое разнообразие экономического поведения лесного бизнеса Республики Карелия, можно представить следующим образом (см. табл. 4). Наиболее высоко оценивались те агенты рынка, которые по всем указанным позициям были максимально приближены к модели поведения, ориентированной на реструктуризацию7.
Таблица 4
Распределение типов экономического поведения по группам предприятий (в %)
Типы экономического поведения |
"Дезадаптированные" |
"Выживающие" |
"Адаптированные" |
Успешные ("реформаторы") |
Стратегия развития |
11 |
39 |
29 |
21 |
Рынки сырья |
13 |
61 |
21 |
5 |
Рынки сбыта |
16 |
60 |
11 |
13 |
Деловые практики |
17 |
71 |
5 |
7 |
Результаты анализа демонстрируют доминирующую группу предприятий "выживающие". С большим отрывом за ними следуют "адаптированные" и "дезадаптированные", которые имеют практически равные доли. Успешные предприятия представляют меньшинство.
"Рыночность" в поведении предприятий в наибольшей степени заметна на стадии выработки стратегий развития. Невысокий разброс в распределении показателей свидетельствует о том, что она проявилась во всех типах достаточно равномерно. Однако многие менеджеры в своих установках ориентируются на рынок только гипотетически, не реализуя свои реформаторские настроения.
Поведение агентов на рынках сырья демонстрирует более приближенную к реальности картину. "Рыночность" среди них проявили
7 Козырева Г. Б. Проблемы формирования социальных институтов устойчивого лесоуправления. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. С. 147 - 150.
стр. 150
только единицы. Большинство работают по традиционным схемам. Основными ограничениями при этом являются: конкуренция за сырье, правила лесопользования и состояние лесного фонда. Для одних данные ограничения снижают экономическую эффективность производства, для других практически становятся разорительными и приводят к прекращению хозяйственной деятельности. Только 1/4 опрошенных предприятий (включая успешные и "адаптированные") смогла удержать свои рыночные и приближенные к ним позиции на рынках сырья. Наиболее "чистую" модель рыночного поведения продемонстрировало только 5% экономических агентов.
На рынках сбыта наблюдается аналогичная ситуация - рыночное поведение зафиксировано у 1/4 предприятий. Ориентацию бизнеса на экспорт сырья, дающий ему существенные преференции, нельзя в полной мере считать признаком реструктуризации. Вместе с тем для некоторых предприятий это только временный этап на пути к ней.
Что касается деловых практик, то "рыночность" здесь почти потеряла актуальность и представлена очень небольшой группой предприятий.
В целом признаки "рыночности" проявляли представители трех типов предприятий, хотя в целом лишь у 15% опрошенных наблюдаются конкретные шаги в сторону формирования рыночных моделей поведения. Анализ показал, что чем лучше у предприятия были стартовые возможности, тем оно успешнее функционировало с точки зрения рынка. Но сегодня еще рано говорить о сформированном "чистом" типе предприятий, осуществляющих реструктуризацию.
Основные проблемы, связанные с реструктуризацией, находятся в пространстве между формальным регулированием и неформальной практикой. Именно последняя сводит на нет все попытки предприятий развивать рыночные отношения. При этом формальные институты позитивно не эволюционируют, не происходит отторжения неэффективных практик, напротив, они все больше закрепляются. Примеры позитивных изменений свидетельствуют не столько о начале формирования эффективных институтов, сколько о степени адаптации успешных предприятий, использующих все благоприятные внешние факторы.
В настоящее время лесная экономика Карелии характеризуется высокой открытостью с точки зрения экспорта, что оказывает заметное влияние на социально-экономическое развитие и самой лесной экономики, и региона в целом. Изменение экономической политики и формальной структуры отрасли в 1990-е годы поставило лесные предприятия в новые институциональные условия, что привело к возросшей конкуренции между внутренним и внешним рынками, причем в ней явно выигрывает последний. При экспорте своей продукции участники рынка оказываются в неравном положении по сравнению с их зарубежными конкурентами, имеющими доступ к несопоставимым финансовым и институциональным ресурсам. Но если предприятия действительно выбирают ориентацию на рыночные отношения, работа на экспорт требует структурных изменений, что является ключевой характеристикой реструктуризации. К сожалению, сегодня для этого еще нет достаточной институциональной основы.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |