Libmonster ID: RU-8596
Author(s) of the publication: Ю.Х. КОНОВАЛОВ

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"Каков бы ни был ход истории, - считал Энгельс, - люди делают ее так: каждый преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир - это именно и есть история. Вопрос сводится, стало быть, также к тому, чего хочет это множество отдельных лиц" . Рассматривая специфику социальной деятельности, ученые не оспаривают ее целенаправленного характера, но тем не менее наличие большой "зоны согласия" не мешает им создавать принципиально различные функциональные модели деятельности, по-разному понимая место и роль сознания в ее осуществлении.

Многие считают, что специфика, социальная характеристика развертываемой субъектом деятельности определяется природой потребности, что та или иная потребность и есть главный фактор, определяющий сущность поступка . Конечно, удовлетворение потребности - непременное условие любой предметной деятельности, но проблема заключается в другом: каково будет содержание этой деятельности, как и в каком направлении пойдет ее развитие, а вместе с ним и преобразование самих потребностей?. "Если в природе той или иной потребности видеть "специфику", качество и социальную сущность поступка, его главную причину, - справедливо отмечает А. Ханипов, - то почему эта причина либо вовсе не действует, либо действует очень ограниченно, либо действует крайне разрушительно и асоциально, либо созидательно?" . Нельзя не согласиться с его мнением и о том, что сведение факторов детерминации деятельности людей к их потребностям (провозглашение однозначной, линейной зависимости действий субъекта от потребности), "по сути дела представляет собой негодную попытку превратить биологическую модель причинности в социальную" . Природе не было особого "смысла" трудиться по поводу созидания мыслящего существа, если бы цель человеческой жизни (как и у животного) оставалась на уровне потребностей. По мере развития человека, роста его знаний и сознания доминанта причин акта результативной творческой деятельности (преобразующей мир) смещается от потребностей как цели жизни в сторону, где потребности играют роль средства к самой жизни. Материализм, как известно, исходит из того, что эти изменения являются необходимым следствием "общественного процесса, обусловливаемого в последнем счете ходом экономического развития" , следствием исторических перемен и событий, следствием определенных общественных отношений .

Для животных, как известно, характерно использование данных природой в готовом виде предметов потребностей, для человека - производство предметов потребностей . Их удовлетворение и появление новых форм - необходимое условие для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и общества . Сложившись как определенная сумма материальных благ и духовных ценностей, потребности предполагают свое воспроизводство, которое осуществляется в процессе движения всего общественного производства. Потребности, являясь одним из факторов активности людей, вызывают саму необходимость движения и в нем (в движении) они изменяются вместе с изменениями условий материальной жизни. Причины последних лежат в сфере производственной деятельности человека. "Чаще всего потребности, - подчеркивал К. Маркс, - рождаются прямо из производства или из положения вещей, основанного на производстве" . Вновь возникшие потребности ставят перед производством новые задачи, требуя своего удовлетворения. И в этом смысле новые потребности (а равно и старые), конечно, являются стимулом движения производства, однако, не более. По отношению же к развитию производства они суть внешнее. Будучи лишь внешней по отношению к развитию производства причиной, потребности людей не могут служить фактором его внутреннего "само"движения и прогресса .

По поводу источника "само"движения можно утверждать, что прежде всего он должен обладать признаком бесконечного. Производство же "благ" (переработка вещества природы), удовлетворяющих потребности людей, исходно представляет собой конечную величину. Это ограничительное свойство дает основание считать, что материальные потребности людей не могут являться источником развития бесконечного, а следовательно, не могут служить и главной причиной рождения новых форм, методов, тенденций экономической деятельности, новых экономических отношений . Конечно, всякое движение производства, его возобновление и кругооборот естественным образом связаны с непрекращающимся процессом потребления (необходимым условием человеческого существования), при этом "с течением времени все больше производится и все больше потребляется" , однако в этом процессе лишь сам механизм движения и развития производства служит основой механизма движения и развития условий материальной жизни людей и их потребностей . Поэтому главный, внутренний источник развития производства нужно искать внутри самого производства, а не вне его, отмечают ученые. Сам характер производства предполагает его постоянное развитие и самосовершенствование как проявление неиссякаемой творческой способности человека. "Исток совершенствования производства лежит не в потребностях, в том числе и новых, - полагает В. Радаев, - а в самом производстве, его движении, в творческом, целесообразном характере процесса труда" . Потребности дают лишь общий импульс движения производству, в то время как целесообразная, творческая деятельность человека, трудящегося придают этому движению (циклу воспроизводства) траекторию развития - траекторию витка спирали.

"Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" . В отличие от многих других, эта проблема - проблема интересов (как и потребностей) занимает достойное место в литературе. Она разрабатывалась учеными различных направлений и адекватно, на наш взгляд, отражена в работе А. Ханипова "Интересы как форма общественных отношений". Огромный научный материал, его всесторонний анализ и творческая интуиция приводят автора к выводу, что интерес, "будучи неотъемлемым свойством всех конкретных типов субъекта, представляет собой содержательное выражение его творчески-преобразующего отношения к природной и социальной действительности" , что сущность интереса "целесообразно определить как более или менее сознательную позицию, линию поведения социального субъекта в конкретной общественной ситуации, зависящую от его положения в системе исторически сложившихся экономических отношений и выражающую, во-первых, его избирательное отношение к объективным тенденциям общественного развития, его направленность на историческое творчество и, во-вторых, его направленность на самоутверждение" . Трактовка интереса как представляющего собой содержательное выражение познавательного отношения субъекта к природной и социальной действительности присуща не только указанному автору. Я. Голосовкер, например, отмечал, что "интерес рождается всегда в зависимости от личного дарования и знания, от аспекта и апперцепции. Мы знаем "интересное" для всех, - "интересное" для большинства, - для меньшинства, - для немногих, - для инаких, - и даже для никого" . Большинство известных психологов также склонно считать, что наряду с потребностями существует как самостоятельная категория и интерес. При этом интерес определяется ими как познавательное отношение личности к действительности (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Иванов и др.) . Хотя, надо признать, что наиболее распространенными являются воззрения, ставящие знак равенства между интересом и потребностью либо между интересом и стремлением к удовлетворению потребности . В указанной выше работе А. Ханипов приводит достаточное количество доводов в защиту того мнения, что потребности и интересы (как свойства социального субъекта) находятся в определенном диалектическом единстве: их нельзя изолировать друг от друга, противопоставлять друг другу, однако, нельзя и отождествлять. Если потребности людей, полагает он, являются источником активности, внутренней побудительной силой деятельности людей, то функция интересов иная: "они как закон непосредственно определяют направление и характер изменения объективного мира. Потребности характеризуют человека с точки зрения его нужд, тогда как интересы характеризуют его как субъекта, деятеля, борца и составляют содержание его воли. Поэтому они гораздо больше, чем потребности, выражают социальную природу человека" . И все-таки заключение, согласно которому "всякая деятельность становится осуществлением интересов именно потому, что она избирательно реализует одну из множества возможностей, сформировавшихся функционированием объективных законов" , является достаточно общим и неопределенным решением вопроса.

"Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов, и т.д., - писал К. Маркс.- Все это - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания" . На протяжении многих веков своего существования люди (по свидетельству истории) боролись с действительностью, совершенствовали свои производительные силы не только для того, чтобы лучше есть, пить и одеваться. "Смыслом и целью их борьбы, - подчеркивают философы, - было отвоевание права на свободу, на свободное развитие, обеспечиваемое, в частности, свободой от материальной нужды и необходимости трудиться во имя "хлеба насущного"" .

Общее представление о свободе (как о свободе "вообще") не позволяет проникнуть в суть этого сложного и глубоко противоречивого феномена человеческой жизни (его не приходящей цели). Более конструктивным, на наш взгляд, является ее рассмотрение по степеням. Во-первых, как свободу развития (от косного к живой материи, а от нее к появлению разума...), содержащуюся в начальных условиях. Короче говоря, первая степень свободы социально организующейся формы материи - это независимый от воли и сознания человечества однонаправленный процесс эволюции. Здесь нет необходимости доказывать, что именно потребности людей (определяющие материальную нужду) и способ их удовлетворения определяют форму зависимости от среды , включают их этой зависимостью от внешнего материального мира в единое целое с ним. Во-вторых, как данную уже самой Природой (процессом эволюции) способность действовать и познавать, а вместе с ней, - свободу выбирать (вторую степень свободы). Конечно же, не только Природой, но и самой человеческой деятельностью, постоянным процессом движения индивидов (в их взаимоотношениях), в котором они обновляют себя вместе с создаваемым и обновляемым ими миром богатства. И, в-третьих, как способность изменять (отношение общественного человека к миру не только адаптивно, т.е. подчинено законам самого этого мира, но и активно - в рамках объективно возможного человек творит мир). Третья степень свободы людей определяется не то, чтобы способностью к движению (приспособлению к среде), а их способностью к производительному, творческому труду. В своей практической деятельности человек видит перед собой объективный мир, зависит от него в той мере, в какой он не познан и этот процесс - познание и творческо- преобразующая деятельность, направленная на изменение мира с целью освобождения от зависимости (путем изменение способа удовлетворения потребностей, а следовательно, и способа взаимодействия и отношений людей с природой и друг с другом) и пробуждает интерес, являющего собой единство объективного и субъективного, материального и идеального . Таким образом, можно сказать, что всякая деятельность становится осуществлением интересов именно потому, что она избирательно реализуя одну из множества возможностей, сформировавшихся функционированием объективных законов, направлена на освобождение от всякого рода зависимости .

Вопрос об источнике и движущих силах общественного развития является далеко не простым, поэтому не удивительно, что по поводу его решения высказываются различные мнения. Одни авторы считают, что эти понятия тождественны, другие (их большинство) находят в них как единство, так и различия. При этом различия данных понятий трактуют по-разному. Например, источник есть внутренний фактор, а движущая сила - то, через что реализуется источник . Источник развития - объективное противоречие и только оно. Движущая сила включает в себя источник в качестве своего ядра, но не сводится к этому ядру . Противоречие - это источник развития, но не его движущая сила. Отнесение противоречия и к источникам и к движущим силам приводит к "смешению различных понятий" . Конечно, есть и иные взгляды.

Научное мировоззрение довольно твердо опирается на то, что сущностью самодвижения, категорией, выражающей внутренний источник всякого развития, является противоречие. "Лишь постольку нечто имеет в самом себе противоречие, - считал еще Гегель, - оно движется, имеет побуждение и деятельно" и, напротив, если нечто "не способно иметь в самом себе противоречие, то оно не живое единство, не основание, а погибает" . Соответственно, к движущим силам развития общества наукой относятся "общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.)" . "Развитие, - писал В.И. Ленин, - есть "борьба" противоположностей" . Эта формула среди философов не вызывает сомнения, однако конкретные описания диалектического противоречия, которое обычно определяют как отношение единства и борьбы противоположностей, как взаимополагание и взаимоотрицание противоположных сторон, начинаются с расхождений во мнениях. Что значит "взаимополагание" и "взаимоотрицание"? По каким линиям развертывается взаимосвязь и отрицание между противоположностями?

В работе "Экономические рукописи 1857-1859 годов" Маркс обращал внимание на то, что "производство есть непосредственно потребление, потребление есть непосредственно производство. Каждое непосредственно является своей противоположностью. Однако в то же время между обоими имеет место опосредствующее движение... Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно" . Именно цель удовлетворения потребностей - производство, а производства - удовлетворение потребностей как раз и создает притягивающий, "взаимополагающий" момент. Выражаясь терминами механики (абстрактно), действующие между ними силы суть центральные силы, т.е. они действуют как бы по направлению прямой, соединяющей их центры. Такое взаимополагание и расстановка "сил" обеспечивает, собственно, лишь движение. С условием возобновляемости и непрерывности процесса - движение по кругу. Потребности как выражение условий жизни, как выражение состояния общественного производства, бесспорно, служат побудительным мотивом к самому процессу производства, дают общий импульс производству, определяют необходимость его движения (последнее философы трактуют как всякое взаимодействие материальных объектов, смена их состояний, изменение вообще ). А что ж "взаимоотрицание"? "Ни в одной области, - отмечал К. Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования" . Конечно, результатом борьбы внутренних сил, взаимодействия противоположных сторон может быть не только переход от низшего к высшему, но и движение по кругу. Соответственно, действительно происходящим является не только отрицание, характерное для процесса развития, но и отрицание, характерное для круговорота. Однако, последнее не есть диалектическое отрицание. Диалектическое отрицание отличается от недиалектического тем, что оно выполняет роль связующего звена между низшим и высшим ("отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного" ). "В диалектике отрицать не значит просто сказать "нет", или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом" . Смысл диалектического развития - в таком способе отрицания, который обусловливает дальнейшее развитие (новое осуществляется как отрицание старого). Особенностью диалектической концепции является понимание развития не как простого количественного роста существующего, а как процесс возникновения нового, периодически повторяющего в своих чертах уже пройденные ступени на новой, более высокой основе (развитие являет собой целостное, соответствующее внутренним законам, необратимое качественное изменение, имеющее определенную направленность ). Что означает: развитие не может идти ни по кругу, ни по прямой восходящей линии, а осуществляется по спирали (каждый следующий виток здесь как бы повторяет предыдущий, но на более высокой основе). Спираль же (в отличие от круга) для своего образования предполагает совместное действие двух (не производных одна от другой) сил, приложенных к одной точке: центральной (направленной в сторону центра кривизны) и тангенциальной (направленной по касательной к траектории). Рассматривая движение планеты вокруг центрального тела, Ф. Энгельс писал, что тангенциальная сила "вводит в теорию такой элемент движения, который... неизбежно приводит к идее о сотворении и уничтожении движения и поэтому предполагает также и творца" . Ни чуть не обобщая ("для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий существует... свой особый вид отрицания" ), представим дело следующим образом: развитие производства (а не просто его движение) требует присутствия силы возникающей как бы не на линии связи "потребность - производство", а формирующейся внутри самого процесса производства, силы от человека-творца . Именно познание и творческо-преобразующая деятельность, целью которой является "отрицание" наличного состояния, освобождение от зависимости (от необходимости) "пробуждающее" интерес - та тангенциальная сила, которая придает собственно движению (циклам "потребность - производство") траекторию развития - траекторию витка спирали . Но, сделав шаг вперед по направлению к независимости, мы тут же попадаем в другую зависимость: чем дальше уходит общество в своем развитии, чем богаче и многообразнее становятся его потребности, тем больше зависимость общества от окружающей среды как основного источника и от средств удовлетворения потребностей .

Потребление "не только тот завершающий акт, благодаря которому продукт становится продуктом, но и тот, благодаря которому производитель становится производителем" (развитие индивидов осуществляется через опредмечивание и распредмечивание , расширение круга потребностей, обусловливающих новую зависимость). Развивая свое производство и свое материальное общение, люди вместе с этой своей действительностью изменяют также и свое мышление в их собственном постоянном процессе движения, "в котором они обновляют самих себя в той же мере, в какой они обновляют созданный ими мир богатства" . В дальнейшем весь этот цикл (потребности, движение производства, целесообразная, творческая деятельность человека, развивающая его и возникающий при этом интерес) повторяется вновь, образуя "взаимополаганием" и "взаимоотрицанием", единством и борьбой противоположностей, траекторию движения по спирали. И все-таки, указанные силы (потребности и интересы) мы можем отнести лишь к движущим силам общественного развития, но не к его источнику, поскольку предел последовательности циклов не равен бесконечности. Но что же тогда источник? Его, как отмечалось, необходимо искать в производстве, в движении, в творческом, целесообразном характере процесса труда.

Неистребимая у человека страсть к творчеству, необходимо связана с его познавательным отношением к миру, в свою очередь, связанным с сознанием. "Способ, каким существует сознание, - писал К. Маркс, - и каким нечто существует для него, это - знание... нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто" . Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство, основой которых является практика, активная чувственно-предметная деятельность людей, выражающаяся в общественной жизни, труде и т.д. Именно она и порождает необходимость отражения действительности в сознании людей. И хотя сознание является функцией мозга, но осознает действительность не мозг сам по себе, а человек, выступающий как субъект преобразовательной деятельности, как субъект истории . "Труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека", отмечает К. Маркс, отличается тем, что "в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" . Другими словами, именно понятие деятельности фиксирует материю и сознание как диалектические единство и противоположности, причем ведущей стороной (согласно материалистическому представлению) здесь выступает материя. С учетом сказанного вопрос об источнике самодвижения в творчестве возможно свести к следующему. Во-первых, это противоречие, которое вытекает из действительности, реального жизненного процесса, противоречие 1-го рода, противоречие между материей и сознанием, между единственно универсальной основой, что существует в мире, между объективной реальностью, действительностью и ее субъективным отражением, образом объективного мира. Во-вторых, "само"генератор, источник самодвижения в творчестве, внутренний источник развития и самосовершенствования производства (общественной жизни) заложен во всеобщем законе действительности и ее познании человеческим мышлением. Что касается вопроса о том, "висит" ли это противоречие в "воздухе" или же представляет собой существенную сторону развития общественных отношений, то здесь можно сказать лишь то, что основой отношений между людьми является взаимодействие человека и природы, центральный момент которого - познание природы, познание объективной реальности, действительности. Возникновение, функционирование и развитие сознания теснейшим образом связано с предметной деятельностью людей, общественными связями и отношениями, приобретением человеком знания о тех или иных предметах, явлениях и т.д. В свою очередь сознание влияет на деятельность человека, определяет и регулирует ее. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его" . Изложенное может привести к неверному выводу, что конечной причиной нашей деятельности является мысль, что источник всех исторических перемен есть изменения лишь в области сознания, что сознание и цели играют решающую роль в общественном развитии. Ошибочность такого воззрения, как показал Ф.Энгельс, заключается не в том, что признается существование идеальных побудительных сил, идеальных причин общественных событий, а в том, что оно останавливается на них, не идет дальше, к познанию движущих причин идеальных побуждений . Признавая определенную роль идеальных побудительных сил в развитии общества, классики, тем не менее, материалистически объясняют историю. "Сознание , - указывали они, - никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием , а бытие людей есть реальный процесс их жизни" .

Представим теперь производство вообще, или абстракцию общественного развития (включающую лишь элементы общего) в виде раскручивающейся спирали, описываемой движущейся материальной точкой под действием некоторых сил.

Прежде всего, это радиус-вектор спирали Rпс (вектор-функция) - отображающий вещественную часть производительных сил (связующую нить человеческой истории), которые, обеспечивая людям производство средств существования, определяют характер отношения общества к природе. Другой элемент - длина дуги спирали L (годограф вектор-функции Rпс) - суть процесс производства и потребленные природные ресурсы в нем. Производительные силы выступают основой общественного прогресса. Сам же прогресс, как известно, осуществляется через качественное изменение общественных форм, в рамках которых люди производят (во-первых) необходимые им материальные средства к жизни, и в этом своем производстве, благодаря творческой составляющей процесса труда, стремятся (во-вторых) освободиться от необходимости. Этот процесс (в виде движущих сил) фиксируется двумя векторами: радиальным вектором Fr - "производным" от потребностей, и тангенциальным вектором Ft - "производным" от интересов, исходящих из материальной точки (третий и четвертый элементы). Сама материальная точка (пятый элемент) есть выражение источника развития - противоречия 1-го рода, - содержащегося в самом производстве, его движении, в творческом, целесообразном характере процесса труда. Рассмотрим цикл простого воспроизводственного процесса, который включает: потребности (точка А - начало цикла), производство (виток А - А) и потребление (точка А - конец цикла). Побудительным мотивом, импульсом, определяющим необходимость движения производства являются потребности людей. Этот момент в точке А отобразим вектором Fr. Он определяется и характеризует составляющую целесообразной трудовой деятельности направленную на удовлетворение сложившихся, текущих потребностей. Если предположить отсутствие другой силы, действующей на систему - силы Ft, то весь воспроизводственный цикл опишет некую замкнутую кривую (A - А). Такой процесс характерен для метафизического понимания развития как движения по замкнутому кругу, т.е. без возникновения нового (в том числе и новых потребностей). И лишь познание и творческо- преобразующая деятельность (целью которой является освобождение от зависимости, от необходимости) способны изменить условия наличного бытия, и в целом придать всему воспроизводственному процессу спиралеобразную форму движения, выражающую постоянное диалектическое отрицание достигнутого и порождение нового. Но это уже цикл расширенного воспроизводства с участием силы Ft. С каждым новым циклом (кривая АВСДЕ) меняется уровень состояния и в новой точке (Е) будем иметь: рост вектора производительных сил, употребленных природных ресурсов, скалярных величин Fr1 и Ft1. Такая абстрактно- графическая картина, фиксируя и выделяя общее, дает и общее представление об общественном развитии, не отражая специфики исторического процесса (которая есть особенное).


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю.Х. КОНОВАЛОВ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (date of access: 13.04.2021).

Publication author(s) - Ю.Х. КОНОВАЛОВ:

Ю.Х. КОНОВАЛОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
904 views rating
09.09.2015 (2043 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Все массы Вселенной создают Градиент Потенциала Взаимодействия всех масс Вселенной, далее ГПВ. Каждая масса создаёт потенциал взаимодействия со всеми массами Вселенной. Потенциалы взаимодействия, скалярные величины и просто суммируются. Сумма этих потенциалов взаимодействия есть ГПВ.
Catalog: Физика 
2 hours ago · From Владимир Груздов
Ставки на керлинг. Что вы должны знать?
8 hours ago · From Россия Онлайн
Обзор приключенческой игры "ПРИЗРАЧНЫЙ ГОНЩИК"
Catalog: Разное 
9 hours ago · From Россия Онлайн
Армия Российской империи в XVIII в.: выбор модели развития
12 hours ago · From Россия Онлайн
Никита Иванович ПанинНикита Иванович Панин
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
Жалюзи – близкий родственник гардин, кисейных занавесок, портьер, значимая деталь современных комфортных интерьеров. В статье описаны сферы применения жалюзи, преимущества и недостатки разновидностей и советы по выбору изделия.
12 hours ago · From Россия Онлайн
Разделение энергии в замкнутом мире имеет не однозначные определения. Энергия излучения, энергия связи в ядрах атомов, энергия связи нейтронов в нейтронных ядрах астрономических объектов. Энергия излучения Вселенной в целом. Проблемой является масса и энергия, “потеря” этих субстанций Природы.
Catalog: Физика 
12 hours ago · From Владимир Груздов
Рассматриваются сравнительные определения гипотез Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. - Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. - Роль гравитационного или потенциального взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. - Синтез и распад ядер нуклонных объектов. - Какие силы расширяют Вселенную.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Проблемы гипотезы Большого Взрыва можно решить с помощью гипотезы Нейтронной Вселенной. В основу гипотезы Нейтронной Вселенной положена гипотеза образования Вселенной из нейтронного ядра, конечных размеров. При своём вращении нейтронное ядро распадалась на фрагменты, которые в свою очередь распадались на более мелкие нейтронные фрагменты.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Гипотеза построена в первую очередь на данных полученных Бюраканской астрофизической обсерваторией в середине двадцатого века. Многочисленные работы В.А. Амбарцумяна без спорно доказали образование крупных астрономических объектов из сверхплотных объектов, которые являются потенциально взаимодействующими связанными системами.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones