Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-16244

Share with friends in SM

Экономическое положение Русской православной церкви вплоть до 1917 г. считалось стабильным. Ей принадлежали различные промышленные и торговые предприятия, земли, акции и ценности. Однако эти материальные богатства распределялись очень неравномерно между различными группами духовенства. Епископат и монастыри сосредоточивали в своих руках наибольшие денежные средства и земли, оказывая значительное влияние на экономику страны. Приходское же духовенство находилось в гораздо худшем положении. Конечно, существовали богатые приходы, обычно в крупных городах, получавшие большие платы за требы и службы. Основная же масса приходского-духовенства, особенно сельского, жила бедно.

Главным средством содержания духовенства должны были служить добровольные приношения. Первое время христианизации Руси, несмотря на необязательность, эти пожертвования вполне удовлетворяли церковные нужды. Кроме того, первоначально и высшая и низшая иерархия получали содержание от государства; для высшей иерархии была установлена десятина с государственных доходов. В дальнейшем порядок изменялся, установилась система обеспечения от паствы1. Долгое время все зависело от соглашения причтов с прихожанами, которые, приискивая к церкви священно-церковно-служителей, договаривались с ними относительно вознаграждения. Плата за службу выражалась в предоставлении земельных наделов на владельческой или крестьянской земле, определенной руги, денежной или хлебной. Отдельно совершались платы за требы.

По мере того как приходская общинная жизнь приходила в упадок, материальное положение духовенства утрачивало стабильность. Государство не раз предпринимало попытки упрочить положение священников (сокращение штатов, наделение землей, регламентирование платы за требы, выдача единовременных материальных пособий, введение льгот, освобождение от государственных налогов и т.д.), и во второй половине XIX в. благосостояние приходского духовенства несколько улучшилось. Однако экономические изменения начала XX в., постоянный рост цен свели наметившиеся улучшения к минимуму, и среди рядовых клириков все больше развивалось чувство своего экономического закрепощения, которое постепенно "перерождалось в чувство классовой горечи, обиды, социальной несправедливости"2.

Источники доходов духовенства и в начале XX в. оставались прежними: земля, плата за требы, государственные выплаты. Согласно указу 1765 г. о Генеральном межевании земель, каждой церкви с односоставным причтом полагался надел земли в 33 десятины 3. Эта земля навечно закреплялась за церковью, а причт получал только право пользования ею. Выходя за штат, клирик лишался права на землю. Хотя, по закону, причту полагалось отводить хорошую по качеству землю, в одном месте и


Саввотеева Наталия Викторовна - аспирант Коломенского государственного педагогического института.

стр. 136

недалеко от храма, на деле это правило почти нигде не выполнялось. Крестьяне отдавали церкви земли что похуже и подальше. Размер надела не всегда соответствовал норме, хотя в Московской епархии в большинстве уездов размеры причтовых земель были вполне приемлемыми. В Можайском уезде, например, если судить по описям церковного имущества 1919 г., количество земли колебалось от 34,5 до 43 десятин4. Ради пропитания, священник вынужден был пахать и сеять наравне со своими прихожанами, как и несколько веков назад. Причт имел много обязанностей, не связанных с землей. Он был обязан отправлять церковные службы и требы, а потому либо не полностью обрабатывал земли и получал меньший урожай, либо был вынужден нанимать работников или сдавать земли в аренду прихожанам. Все это сокращало доходы.

Другим источником доходов являлась плата за требы при крещении, венчании, погребении, а также второстепенные требы - молитва родильнице, соборование, различные молебны и т.д. Этот источник доходов был невелик и крайне унизителен, по мнению большей части сельских священников.

Денежные расчеты были камнем преткновения в отношениях с прихожанами, постоянно происходил торг, основанный на "компромиссе между желанием побольше взять и поменьше дать"5. С горечью вспоминал этот торг митрополит Евлогий: "Требы отцу давали мало. Ходит, ходит по требам, а дома посчитает - рубля два принес, а из них-то на его долю приходилось три части, а остальные двум псаломщикам. Годовой доход не превышал 600 рублей на весь причт. Много ли оставалось на долю отца? Были еще доходы "натурой" (их тоже делили на пять частей). Крестьяне давали яйца, сметану, зерно, лен, печеный хлеб (на храмовый праздник и на Пасху), кур (на Святках), но эти поборы с населения были тягостны для обеих сторон. Священнику - унижение материальной зависимости и торга за требы, крестьянам - тягостное, недоброе чувство зависимости от "хищника", посягающего на крестьянское добро. Бабы норовили дать что похуже: яйца тухлые, куру старую... Мой дядя, священник, рассказывал случай, когда баба, пользуясь темнотой в клети, подсунула ему в мешок вместо курицы ворону. Теперь это похоже на анекдот, а тогда подобный поступок был весьма характерным для взаимоотношений священника и прихожан"6.

В результате священники считали свою материальную зависимость от прихожан позорным игом, препятствием для достижения евангельского идеала. Большинство из них единственный выход из создавшегося положения видело в назначении определенного и вполне приличного жалования от казны или прихода.

Конечно, этот торг за требы навлекал на духовенство множество нелестных характеристик: "жадный поп", "с живого и мертвого дерет", "у попа глаза завидущи, руки загребущи" и т.п. Многим крестьянам казалось, что, имея землю, священник может прокормить себя сам, а все его поборы - от жадности. Однако реально оценить благосостояние сельского духовенства можно лишь хотя бы частично рассмотрев его расходы.

Значительной частью церковных денег ни причт, ни церковный староста, ни прихожане распоряжаться не могли, ибо все церкви облагались повинностями, устанавливаемыми Синодом либо епархиальными съездами. Самое значительное отчисление делалось на содержание духовных учебных заведений (четверть всех церковных доходов). Весь доход от продажи венчиков и разрешительной молитвы поступал в уплату за учение бедных учеников и на их содержание (указ 21 декабря 1870 года). С кошелькового и кружечного сбора один процент шел на уплату за лечение в больницах и вообще на пособия по болезни лицам духовного звания, а что оставалось неизрасходованным - поступало в особый капитал по епархии (указ 24 декабря 1876 года). Кроме всех этих отчислений, епархиальные съезды духовенства делали отчисления со всех доходов церквей на епархиальные женские и частью мужские духовные училища (указ 30 апреля 1873 г.)7. Из остающихся церковных денег могли производиться некоторые расходы на поддержание и украшение храма, покупку утвари, благотворительность.

Таким образом, по самым оптимистическим подсчетам, причту оставалась лишь половина денег. При этом среднестатистическая семья священника имела до четырех детей, которым надо было дать образование. Кроме того приходилось кормить и престарелого родича (заштатного священнослужителя), поскольку пенсионное обеспечение для духовенства предусматривалось минимальное. Как отмечал П. В. Знаменский, "почти каждое духовное лицо всегда считало своим неизменным долгом разделять свой иногда самый нищенский достаток с бедной родней и с первого же дня своей службы делалось тружеником-кормильцем большею частью огромной семьи лиц разного пола и возраста"8.

стр. 137

Оба источника доходов священников при нормальных условиях жизни в среднем были довольно устойчивы, но при бедствиях личных или общественных сразу же уменьшались. Например, в годы неурожаев сокращались доходы от используемой земли и вместе с тем поступало меньше доброхотных даяний от прихожан, также страдавших от бедствия. Духовенство в таком случае оказывалось в худшем положении, по сравнению со своими прихожанами, уже потому, что оно не пользовалось продовольственной помощью от правительства. Доходы могли сильно сократиться и в случае болезни9. В отдельных приходах положение было до того тяжелым, что поднимался вопрос о сокращении численности причта за счет перевода диакона на другой приход или упразднения должности диакона. "Все мы, пастыри Церкви, умоляем вас, владыко, написать статью об уничтожении штатных диаконов... Ведь это же трутни в буквальном смысле слова: они ничего не делают и только строят козни священникам; они не только не помогают священникам и не способствуют красоте богослужения, а напротив, будучи грубы и малообразованны, они своим выкрикиванием, небрежным служением раздражают иереев, возмущают молящихся... А между тем они получают 33 копейки с рубля и требуют жалования соответствующего. Где же взять средств?"10, - писал своему начальству священник из Сумского уезда Хабаровской губернии Д. Виноградский.

Доходы причта обычно делились между иереем, диаконом и псаломщиком в пропорции 4:2:1. Поэтому чаще всего, несмотря на то, что младшие члены клира имели больше возможностей для дополнительного заработка, их материальное положение было плачевно. В результате число псаломщических вакансий повсеместно росло.

Беднейшим приходам с 1829 г. назначалось государственное жалованье в размере 300 - 600 руб., составлявшее для казначейства расход в 500 тыс. руб. в год11. В дальнейшем сумма несколько раз увеличивалась, была установлена ежегодная государственная материальная помощь православному духовенству, достигавшая в 1914 г. 18 млн. руб., но для того, чтобы освободить приходское духовенство от необходимости взимать плату за требоисполнение, пришлось бы ассигновать еще 50 - 75 млн. рублей12.

Пенсионное обеспечение отслужившего духовенства было минимальным и зависело от выслуги лет, с градацией по трем срокам: от 20 до 30 лет - треть оклада, от 30 до 35 лет - две трети и более 35 - полный оклад. К 1916 г. полный пенсионный оклад священников составлял 300 руб., диаконов - 200 руб., псаломщика - 100 рублей13. Жить на эти деньги самостоятельно, без дополнительной помощи, не было возможности. Кроме того, священнослужителю, не прослужившему установленного срока из-за болезни или травмы, пенсии не полагалось (или она имела чисто символический характер). Пособия же для семей священнослужителей, потерявших кормильца, исчислялись мизерными суммами. По сообщениям епархиальных начальств, нередки были случаи, когда в поисках средств к существованию вдовы и сироты духовенства нанимались в прислуги, на стирку белья и т.п. к крестьянам своего же прихода. В случае же утраты собственной трудоспособности все такие лица, если не имели поддержки со стороны родственников, были обречены на нищенское существование, на выпрашивание подаяний14.

В начале XX в. духовное ведомство сделало попытку самостоятельно позаботиться о нуждающихся служителях. При каждой архиерейской кафедре создавались епархиальные попечительства, получавшие средства из добровольных пожертвований, кружечных сборов, в виде части доходов от свечной продажи, кладбищенских доходов, штрафных денег, части доходов от праздных и не занятых священнических и причетнических мест. Но большинство епархий не могло тратить на попечительство больше 5000 руб. в год - не считая Московскую, Петроградскую, Орловскую, Воронежскую и Екатеринославскую епархии, где этот расход составлял в 1912 г. от 29 тыс. руб. (Московская) до 49 тыс. (Екатеринославская). Обычно же лица духовного звания получали из епархиального попечительства пособия в 6 - 8 - 10 - 12 руб. в год15.

Бедственное положение части приходских священников, а также их вдов и сирот заставляло повсеместно создавать епархиальные кассы для оказания им помощи по старости или в случае смерти. Деятельность касс регулировали епархиальные съезды духовенства, на которых решался вопрос о целесообразности выдачи денег тому или иному лицу. Например, съезд депутатов духовенства Московской епархии 11 октября 1916 г. рассмотрел прошение вдовы диакона Преображенской церкви города Коломны Шумовой о выдаче ей посмертного пособия из кассы взаимопомощи и принял решение выдать 200 рублей ". Однако деятельность подобных касс не улучшала существенно положение пастырей и их семей.

Таким образом, православное сельское духовенство в начале XX в. находилось в бедственном положении - как во время служения, так и после прекращения служеб-

стр. 138

ной деятельности. Материальная необеспеченность духовенства ставила его в зависимость от прихожан - крестьян, а это подрывало доверие к священнослужителям и лишало их необходимого уважения, затрудняло выполнение ими своего пастырского долга17.


Примечания

1. ТИХОМИРОВ Т. С. На приходе. М. 2002, с. 600.

2. ФЛОРОВСКИЙ Г. Пути русского богословия. Вильнюс. 1990, с. 479.

3. ПСЗ-1. Т. 17. СПб. 1826, NN 12570, 12659.

4. Центральный государственный архив Московской области, ф. 66, оп. 18, д. 81, л. 100.

5. ТРОИЦКИЙ Н. Современные задачи сельского пастыря. Казань. 1904, с. 22.

6. Митр. ЕВЛОГИЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ). Путь моей жизни. М. 1994, с. 17 - 18.

7. КИЛЬЧЕВСКИЙ В. Богатство и доходы духовенства. СПб. 1908, с. 26.

8. Цит. по: СМОЛИЧ И. К. История русской церкви. Ч. 1. М. 1997, с. 369.

9. Записка с изложением сведений и соображений о вспомоществовании нуждающемуся духовенству (Приложение к циркулярному указу Святейшего синода от 27 января 1916 г. N 2), с. 2.

10. Государственный архив Российской Федерации, ф. 3431, оп. 1, д. 273, л. 32.

11. ТИХОМИРОВ Т. С. Ук. соч., с. 605.

12. ФИРСОВ С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия. СПб. 1996, с. 365; БАБКИН М. А. Свержение монархии в России в 1917 году и Православная церковь. Канд. дисс. М. 2003, с. 40; СКУТНЕВ А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса РПЦ. Канд. дисс. Ижевск. 2005, с. 58.

13. Записка, с. 4.

14. Там же.

15. Там же, с. 7 - 8.

16. Журналы епархиального съезда депутатов духовенства Московской епархии 1916 года. Б.м. Б.г., с. 14.

17. ФЕДОРОВ В. А. Русская православная церковь и государство. М. 2003, с. 41.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Экономическое-положение-сельского-духовенства-в-начале-XX-в

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. В. Саввотеева, Экономическое положение сельского духовенства в начале XX в. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.11.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Экономическое-положение-сельского-духовенства-в-начале-XX-в (date of access: 05.12.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. В. Саввотеева:

Н. В. Саввотеева → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Проблема федеративного устройства государства в Февральской революции 1917 г.
Catalog: История 
6 hours ago · From Россия Онлайн
В статье показано, что утверждение А. Эйнштейна о влиянии движения часов на их показания является ошибочным, поскольку противоречит постулату о равенстве физических законов во всех инерциальных системах. Поэтому показания часов, находящихся в движущейся и покоящейся системах, при их встрече будут одинаковыми. Движущиеся часы идут медленнее чем такие же часы, покоящиеся относительно системы К только с точки зрения системы К, если показания часов будут сравниваться при помощи сигнала, распространяющегося с конечной скоростью.
Catalog: Физика 
8 hours ago · From джан солонар
В статье представлена авторская модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. При создании модели, автор считает целесообразностью учитывать принцип конструктивного моделирования, который предполагает соотнесение получаемых результатов, т.е. современные положения теории с одной стороны и экспериментально-практическая деятельность - с другой. В статье представлено описание по организации и проведению экспертной оценки обобщённых индивидуально-психологических особенностей характеризующих имидж. В целях стандартизации получаемых результатов, упрощения организационных вопросов, экспертная оценка проводилась по заранее подготовленному автором экспертному опроснику. Основу опросника составляют 32 выделенных, по результатам теоретического анализа, обобщённых индивидуально-психологических особенностей - структурные составляющие, характеризующих имидж учителя начального образования.
ОРЕНБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АРА (1921 - 1923 гг.)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ФОРМИРОВАНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
В данной статье представлена структурная характеристика имиджа учителя, которая проявляется в индивидуально-психологических особенностях. Свое внимание, автор останавливает на стиле педагогической деятельности, который играет довольно значимую роль в аспекте изучаемого понятия. В статье рассматривается точка зрения, согласно которой, профессиональный имидж учителя объективизируется через язык. Самоконтроль и развитие культуры речи, способны обеспечить новый уровень профессионального имиджа учителя и т.п.
В данной статье раскрываются индивидуально-психологические особенности, характеризующие имидж учителя. В статье представлен анализ позиций различных исследователей, свидетельствующий о достаточно неоднозначной структуре профессионального имиджа учителя. Личностные особенности учителя, выделяются и подвергаются исследованию большинством ученых. Особенности профессионально-специализированного характера, которые являются сугубо специфическими в пределах педагогической деятельности, также рассматриваются учеными. Социально определенные особенности, которые являются предпосылками для внешней презентации и демонстрации профессионального имиджа учителя, тоже являются предметом исследования.
В статье показано, что утверждение А. Эйнштейна о влиянии движения часов на их показания является ошибочным, поскольку противоречит постулату о равенстве физических законов во всех инерциальных системах. Поэтому показания часов, находящихся в движущейся и покоящейся системах, при их встрече будут одинаковыми. Движущиеся часы идут медленнее чем такие же часы, покоящиеся относительно системы К только с точки зрения системы К, если показания часов будут сравниваться при помощи сигнала, распространяющегося с конечной скоростью.
Catalog: Физика 
3 days ago · From джан солонар
Кроме того, по мнению некоторых ученых [2] время не есть понятие производное, а поэтому не может быть ни доказано, ни анализируемо. Время есть нечто всецело созданное нашим мышлением. Т. е., согласно этому высказыванию нельзя брать производную времени по координате или по времени.
Catalog: Физика 
3 days ago · From джан солонар
Астрономические объекты такие, как планеты, звёзды, галактики, имеют нейтронные ядра. В процессе своего развития нейтронные ядра распадаются и происходят сложные процессы преобразования нейтронного ядра в протон-электронную плазму или в водород. На поверхности звёзд образуется плазменная «шуба». На астрономических объектах планетарного типа образуются плотные оболочки. Это заложено в цикле расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Владимир Груздов

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·205 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Экономическое положение сельского духовенства в начале XX в.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones