Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Illustrations:

Libmonster ID: RU-7206

Share with friends in SM

Стр. 584, Институт истории Академии Наук СССР. 1937.

Первый том документов "Дело петрашевцев" содержит богатый фактический материал для характеристики исторической роли петрашевцев на первом этапе освободительного движения в России (1825 - 1861 гг.).

Документы следствия по делу М. В. Буташевича-Петрашевского, Н. А. Момбелли, Ф. Н. Львова, Р. А. Черносвитова составляют содержание первого тома и дают материал для исследования разнообразных сторон деятельности петрашевцев.

Характеристика эпохи 40-х годов, биографические данные о петрашевцах, их "исповеди", воззрения, критика самодержавия, программные выступления по вопросу об освобождении крестьян и реформе судопроизводства, просветительство и ненависть к крепостному праву, отношение петрашевцев к самодержавию, наличие многочисленных оттенков утопического социализма в высказываниях петрашевцев, расправа самодержавия с петрашевцами - все эти вопросы документально представлены в материалах первого тома, значительная часть которых публикуется в таком полном виде впервые.

В ряде высказываний петрашевцы дают яркие характеристики крепостнической России эпохи 40-х годов XIX столетия с ее "мертвым молчанием кругом", "произволом властей", "жандармов и чиновников", беззащитностью обвиненного, с ее "мертвыми душами", "диким помещиком" и чиновником.

Слово "чиновник", по мнению Петрашевского, - это "почти то же, что мошенник или грабитель", "Россия - классическая страна взяточничества". В "страждущей России законы святы, да испол-

стр. 127

нители - лихие супостаты" (Львов). Среди помещиков, говорит петрашевец Кузьмин, господствуют "дикие и допотопные взгляды". Один из участников движения петрашевцев, Момбелли, указывал, что в крепостной России "десятки миллионов страдают, тяготятся жизнью, лишены прав человеческих или ради плебейского происхождения своего, или ради ничтожности общественного положения своего, или по недостатку средств существования, зато в то же время небольшая каста привилегированных счастливцев, нахально смеясь над бедствием ближних, истощается в изобретении роскошных проявлений мелочного тщеславия и низкого разврата, прикрытого утонченной роскошью" (Момбелли, стр. 291). Дальше Момбелли указывает на рабское молчание чиновников и на их "рабскую преданность престолу". Он не раз обращается с призывом к "несчастной России". И здесь его голос звучит в унисон с аналогичными высказываниями Пушкина ("Деревня"), Герцена ("Былое и думы"), Белинского ("Письмо к Гоголю"), Лермонтова ("Прощай, немытая Россия").

В документах данного тома читатель найдет немало фактов для характеристики жестокой, палочной дисциплины, которую установил в России Николай I.

По рассказу Момбелли, одному фельдфебелю было назначено наказание "шпицрутенами через тысячу человек пять раз". Он вынес три тысячи ударов и после этого упал замертво. Его отвезли в госпиталь для того, чтобы, когда он придет в себя, "снова подвергнуть его истязанию, т. е. провести через две остальные тысячи", (Дневник Момбелли, стр. 252). А "люди, пользующиеся протекцией и расположением, людей значительных, у нас не подвергаются законным наказаниям и могут творить всевозможные гадости" (там же, стр. 279).

Значительная часть петрашевцев по своему социальному положению принадлежала к дворянам (Буташевич-Петрашевский, Баласогло, Спешнев, Черносвитов, Момбелли и др.). Причем в составе петрашевцев, в отличие от декабристов, встречаются уже образованные представители либеральной " демократической интеллигенции, принадлежавшие к чиновничеству (Благовещенский, Тимковский и др.), мещанству, купечеству (Латкин). На пятницах (вечерах) Петрашевского бывали тогдашние передовые писатели: М. Е. Салтыков, Ф. М. Достоевский, Майков, - а также литераторы: В. А. Милютин, А. И. Пальм, С. Ф. Дуров, знатоки западноевропейской передовой мысли Ханыков и Данилевский.

Отсюда и крайнее разнообразие мнений, оттенков утопического социализма в воззрениях петрашевцев.

На вечерах Петрашевского "были суждения, речи, прения решительно обо всем: каждый долился своими сведениями и взглядами на ту науку, которой, он непосредственно занимался; перевес брали науки общественные; идеи были в самом огромном большинстве случаев, идеи, например, не одних фурьеристов, коммунистов, утопистов или конституционалистов, а вообще всех социалистов" (Баласогло). На вечерах Петрашевского обсуждались почти все системы "домарксовского социализма", но предпочтительнее всего система "гениального Фурье", который, по мнению Петрашевского, "освободил человечество" "от великого труда изобретательности и дал подлинное учение" (Петрашевский, стр. 522).

Петрашевцы в своих многочисленных речах, высказываниях, статьях, письмах, проектах разделяют все недостатки утопического социализма. Для последнего было характерно, как указывает Ленин, "непонимание материалистической основы исторического движения, неуменье выделить роль и значение каждого класса капиталистического общества, прикрытие буржуазной сущности демократических преобразований разными, якобы социалистическими фразами о народе", "справедливости", "праве", и т. п."1 . В той или иной степени это можно отнести к воззрениям и тактике петрашевцев.

Петрашевский полагал, что "если царь выскажет справедливые пожелания" и жизнь русского народа явит собой "стройную постепенность развития, и мы, русские", вкусим все плоды просвещения и общественности, не испытав ни одного из тех ужасных потрясений, которые далее являет история в жизни всех народов" (Петрашевский, стр. 28).

Петрашевский причислял себя и своих сторонников к "друзьям мирного развития". Он понимал под социализмом "вообще ученье об обществе", которое было "всегда в природе человека" (стр. 86). А отсутствие справедливости считал "первым источником всех революций и общественных потрясений" (стр. 124). Ему вторил и Баласогло: "Россия без монарха не может просуществовать".

Петрашевцы, как и их учителя (Фурье, Сен-Симон, Оуэн), не могли выделять роль и значение каждого капиталистического класса. Все они проповедуют "любовь к людям", все они "готовы прижать к своему сердцу весь мир" (Львов, стр. 396). Сам же Петрашевский крайне абстрактно и неисторично ставил вопрос о классах, сводя многоразличные отношения последних к "отношениям человека вообще: а) в каком отношении он находится к себе, б) к природе вообще, в) к человечеству вообще, г) к обществу вообще" (Петрашевский, стр. 538).

У всех почти петрашевцев "буржуаз-


1 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 331.

стр. 128

ная сущность демократических преобразований" прикрыта разными якобы социалистическими фразами и "народе", "справедливости", "праве".

Социализм и коммунизм отождествляются им с догматом христианской любви, которая якобы "ищет своего практического осуществления в современной нам действительности". И тут же за якобы социалистическими фразами о "народе", "справедливости", "праве" у Петрашевского и его единомышленников мы встречаем требования "свободы развития промышленности частных лиц" и "распределения богатств или дивиденда между производителями", "рациональных начал финансового управления", "дешевой системы пароходства и паровозства", "железной дороги между Доном и Волгой" (стр. 58).

Петрашевцы в своих программных и тактических выступлениях отражали влияние буржуазных и буржуазно-демократических движений Запада, особенно Франции. "Дух века мам громко говорил по всем", - утверждал Петрашевский, считая фаланстер Фурье "ключом" дли всех преобразований. Петрашевский "старался применить систему Фурье к России". Петрашевцы стремились "думать русским умом, опираясь на науку Запада" (стр. 54). Петрашевцы верили, что к идеи Франции", "идеи равенства перед законом", "полной независимости гражданина", "признание во всяком человеке прав и достоинств" распространяется не только в Европе, но и в России.

Петрашевцы были противниками крепостного права. На вечерах у Петрашевского не раз дебатировался вопрос об освобождении крестьян, а на одном из них даже был "зачитан проект об освобождении крестьян". Этот проект был написан Петрашевским. Самым простым и справедливым способом уничтожения рабства Петрашевский признавал "прямое безусловное освобождение крестьян без всякого вознаграждения за то помещика, на том основании, что род человеческий есть в совокупности обладатель земного шара" (стр. 515). Были и другие точки зрения на этот вопрос. Момбелли, признавая "полезность" освобождения крестьян, полагал, что сначала нужно способствовать распространению между крестьянами грамотности и на первый раз большего не затевать (стр. 28). Черносвитов тоже "желал, чтобы не было крепостного состояния в России", предлагая при этом целый ряд способов "тихих и благородных" (участие казны, заселение пустопорожних земель в Сибири крепостными людьми и т. д.). Защита интересов народных масс, искренняя вера в то, что отмена крепостного права принесет с собой "общее благоденствие", - все эти положения разделялись почти всеми петрашевцами "в их эпоху", когда демократизм и социализм сливались в одно неразрывное целое.

Они являлись горячими защитниками просвещения, свободы, европейских форм жизни. Как сыны народа, говорят они о распространении грамотности, развитии "русской науки", "русской литературы", "самостоятельной философской школы русской", издании энциклопедии.

Петрашевский утверждал, что когда "свет образованности будет разлит в обществе соответственно с его потребностями, тогда благосостояние не замедлится внедриться в оном" (стр. 54).

Тактический план Петрашевского состоял в "осуществлении фурьеризма" законным путем, "улучшая и направляя благоразумно законы".

Сторонником "радикальной", "насильственной" тактики был Спешнев. Он утверждал, что переворот в России должен быть "насильственный", с последующим "утверждением диктатуры". Спешнев предлагал составление "политического общества" с целью воспользоваться переворотом, который, по его мнению, должен был сам собой произойти в России через несколько десятков лет, подобно тому, как это случилось в "западных государствах" (стр. 108).

Петрашевский, придерживаясь "мирной", "законной" тактики, тем не менее полагал, что "радикальные реформы" не могут быть осуществлены "в лайковых перчатках". Он считал, что это дело "трудное и смелое", "будем, не истомляя своих сил чрезмерной поспешностью, помаленьку неукоснительно подвигаться и черепашьим шагом, быть может, обгоним быстроногих Ахиллов... Если история делает людей, то люди делают историю" (стр. 539). Этот вывод вытекал у Петрашевского из веры в будущее России. Ему, как и ряду просветителей этой эпохи, был свойственен "исторический оптимизм".

Петрашевцы верили, что их "трудное и смелое дело" будет осуществлено. "Мы не повесим уныло готовы в раздумьи, куда итти", - говорил Петрашевский. Он считал главным "возбудить, разбудить, вызвать чувство народности". Они были действительными патриотами России: "Мы любим свое родное, русское, и каждое нововведение близко нашему сердцу, как будто бы касалось нас самих" (стр. 552).

Петрашевцы были одним из отрядов освободительного движения в России эпохи 40-х годов XIX столетия, воззрения и тактика которых находились под влиянием идей утопического социализма. Документы настоящего тома дают основательный материал для ликвидации антимарксистских, антиленинских взглядов М. Н. Покровского, сводившего все движение петрашевцев к "бурному движению русской текстильной промышленности" (?).

стр. 129

Недостатком издания является тот факт, что во вводной статье не дано развернутой характеристики движения петрашевцев и его исторического места в освободительном движении.

В целом, первый том документов "Дело патрашевцев", с точки зрения полноты подбора материалов, издан неплохо, но снабжен неудовлетворительным введением. Совершенно отсутствует научный аппарат (указатели и комментарии). В самом археографическом введении нет подробной характеристики предшествующих изданий документов по истории петрашевцев. Этот вопрос нужно было бы затронуть шире " полнее.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДЕЛО-ПЕТРАШЕВЦЕВ-Т-I

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana LegostaevaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Legostaeva

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. БУШУЕВ, "ДЕЛО ПЕТРАШЕВЦЕВ". Т. I // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДЕЛО-ПЕТРАШЕВЦЕВ-Т-I (date of access: 06.12.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. БУШУЕВ:

С. БУШУЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Russia
1562 views rating
18.08.2015 (1936 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Лирика
Catalog: Разное 
Проблема федеративного устройства государства в Февральской революции 1917 г.
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье показано, что утверждение А. Эйнштейна о влиянии движения часов на их показания является ошибочным, поскольку противоречит постулату о равенстве физических законов во всех инерциальных системах. Поэтому показания часов, находящихся в движущейся и покоящейся системах, при их встрече будут одинаковыми. Движущиеся часы идут медленнее чем такие же часы, покоящиеся относительно системы К только с точки зрения системы К, если показания часов будут сравниваться при помощи сигнала, распространяющегося с конечной скоростью.
Catalog: Физика 
Yesterday · From джан солонар
В статье представлена авторская модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. При создании модели, автор считает целесообразностью учитывать принцип конструктивного моделирования, который предполагает соотнесение получаемых результатов, т.е. современные положения теории с одной стороны и экспериментально-практическая деятельность - с другой. В статье представлено описание по организации и проведению экспертной оценки обобщённых индивидуально-психологических особенностей характеризующих имидж. В целях стандартизации получаемых результатов, упрощения организационных вопросов, экспертная оценка проводилась по заранее подготовленному автором экспертному опроснику. Основу опросника составляют 32 выделенных, по результатам теоретического анализа, обобщённых индивидуально-психологических особенностей - структурные составляющие, характеризующих имидж учителя начального образования.
ОРЕНБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АРА (1921 - 1923 гг.)
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ФОРМИРОВАНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
В данной статье представлена структурная характеристика имиджа учителя, которая проявляется в индивидуально-психологических особенностях. Свое внимание, автор останавливает на стиле педагогической деятельности, который играет довольно значимую роль в аспекте изучаемого понятия. В статье рассматривается точка зрения, согласно которой, профессиональный имидж учителя объективизируется через язык. Самоконтроль и развитие культуры речи, способны обеспечить новый уровень профессионального имиджа учителя и т.п.
В данной статье раскрываются индивидуально-психологические особенности, характеризующие имидж учителя. В статье представлен анализ позиций различных исследователей, свидетельствующий о достаточно неоднозначной структуре профессионального имиджа учителя. Личностные особенности учителя, выделяются и подвергаются исследованию большинством ученых. Особенности профессионально-специализированного характера, которые являются сугубо специфическими в пределах педагогической деятельности, также рассматриваются учеными. Социально определенные особенности, которые являются предпосылками для внешней презентации и демонстрации профессионального имиджа учителя, тоже являются предметом исследования.
В статье показано, что утверждение А. Эйнштейна о влиянии движения часов на их показания является ошибочным, поскольку противоречит постулату о равенстве физических законов во всех инерциальных системах. Поэтому показания часов, находящихся в движущейся и покоящейся системах, при их встрече будут одинаковыми. Движущиеся часы идут медленнее чем такие же часы, покоящиеся относительно системы К только с точки зрения системы К, если показания часов будут сравниваться при помощи сигнала, распространяющегося с конечной скоростью.
Catalog: Физика 
4 days ago · From джан солонар
Кроме того, по мнению некоторых ученых [2] время не есть понятие производное, а поэтому не может быть ни доказано, ни анализируемо. Время есть нечто всецело созданное нашим мышлением. Т. е., согласно этому высказыванию нельзя брать производную времени по координате или по времени.
Catalog: Физика 
4 days ago · From джан солонар

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·206 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"ДЕЛО ПЕТРАШЕВЦЕВ". Т. I
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones