Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Illustrations:

Libmonster ID: RU-7206

Share with friends in SM

Стр. 584, Институт истории Академии Наук СССР. 1937.

Первый том документов "Дело петрашевцев" содержит богатый фактический материал для характеристики исторической роли петрашевцев на первом этапе освободительного движения в России (1825 - 1861 гг.).

Документы следствия по делу М. В. Буташевича-Петрашевского, Н. А. Момбелли, Ф. Н. Львова, Р. А. Черносвитова составляют содержание первого тома и дают материал для исследования разнообразных сторон деятельности петрашевцев.

Характеристика эпохи 40-х годов, биографические данные о петрашевцах, их "исповеди", воззрения, критика самодержавия, программные выступления по вопросу об освобождении крестьян и реформе судопроизводства, просветительство и ненависть к крепостному праву, отношение петрашевцев к самодержавию, наличие многочисленных оттенков утопического социализма в высказываниях петрашевцев, расправа самодержавия с петрашевцами - все эти вопросы документально представлены в материалах первого тома, значительная часть которых публикуется в таком полном виде впервые.

В ряде высказываний петрашевцы дают яркие характеристики крепостнической России эпохи 40-х годов XIX столетия с ее "мертвым молчанием кругом", "произволом властей", "жандармов и чиновников", беззащитностью обвиненного, с ее "мертвыми душами", "диким помещиком" и чиновником.

Слово "чиновник", по мнению Петрашевского, - это "почти то же, что мошенник или грабитель", "Россия - классическая страна взяточничества". В "страждущей России законы святы, да испол-

стр. 127

нители - лихие супостаты" (Львов). Среди помещиков, говорит петрашевец Кузьмин, господствуют "дикие и допотопные взгляды". Один из участников движения петрашевцев, Момбелли, указывал, что в крепостной России "десятки миллионов страдают, тяготятся жизнью, лишены прав человеческих или ради плебейского происхождения своего, или ради ничтожности общественного положения своего, или по недостатку средств существования, зато в то же время небольшая каста привилегированных счастливцев, нахально смеясь над бедствием ближних, истощается в изобретении роскошных проявлений мелочного тщеславия и низкого разврата, прикрытого утонченной роскошью" (Момбелли, стр. 291). Дальше Момбелли указывает на рабское молчание чиновников и на их "рабскую преданность престолу". Он не раз обращается с призывом к "несчастной России". И здесь его голос звучит в унисон с аналогичными высказываниями Пушкина ("Деревня"), Герцена ("Былое и думы"), Белинского ("Письмо к Гоголю"), Лермонтова ("Прощай, немытая Россия").

В документах данного тома читатель найдет немало фактов для характеристики жестокой, палочной дисциплины, которую установил в России Николай I.

По рассказу Момбелли, одному фельдфебелю было назначено наказание "шпицрутенами через тысячу человек пять раз". Он вынес три тысячи ударов и после этого упал замертво. Его отвезли в госпиталь для того, чтобы, когда он придет в себя, "снова подвергнуть его истязанию, т. е. провести через две остальные тысячи", (Дневник Момбелли, стр. 252). А "люди, пользующиеся протекцией и расположением, людей значительных, у нас не подвергаются законным наказаниям и могут творить всевозможные гадости" (там же, стр. 279).

Значительная часть петрашевцев по своему социальному положению принадлежала к дворянам (Буташевич-Петрашевский, Баласогло, Спешнев, Черносвитов, Момбелли и др.). Причем в составе петрашевцев, в отличие от декабристов, встречаются уже образованные представители либеральной " демократической интеллигенции, принадлежавшие к чиновничеству (Благовещенский, Тимковский и др.), мещанству, купечеству (Латкин). На пятницах (вечерах) Петрашевского бывали тогдашние передовые писатели: М. Е. Салтыков, Ф. М. Достоевский, Майков, - а также литераторы: В. А. Милютин, А. И. Пальм, С. Ф. Дуров, знатоки западноевропейской передовой мысли Ханыков и Данилевский.

Отсюда и крайнее разнообразие мнений, оттенков утопического социализма в воззрениях петрашевцев.

На вечерах Петрашевского "были суждения, речи, прения решительно обо всем: каждый долился своими сведениями и взглядами на ту науку, которой, он непосредственно занимался; перевес брали науки общественные; идеи были в самом огромном большинстве случаев, идеи, например, не одних фурьеристов, коммунистов, утопистов или конституционалистов, а вообще всех социалистов" (Баласогло). На вечерах Петрашевского обсуждались почти все системы "домарксовского социализма", но предпочтительнее всего система "гениального Фурье", который, по мнению Петрашевского, "освободил человечество" "от великого труда изобретательности и дал подлинное учение" (Петрашевский, стр. 522).

Петрашевцы в своих многочисленных речах, высказываниях, статьях, письмах, проектах разделяют все недостатки утопического социализма. Для последнего было характерно, как указывает Ленин, "непонимание материалистической основы исторического движения, неуменье выделить роль и значение каждого класса капиталистического общества, прикрытие буржуазной сущности демократических преобразований разными, якобы социалистическими фразами о народе", "справедливости", "праве", и т. п."1 . В той или иной степени это можно отнести к воззрениям и тактике петрашевцев.

Петрашевский полагал, что "если царь выскажет справедливые пожелания" и жизнь русского народа явит собой "стройную постепенность развития, и мы, русские", вкусим все плоды просвещения и общественности, не испытав ни одного из тех ужасных потрясений, которые далее являет история в жизни всех народов" (Петрашевский, стр. 28).

Петрашевский причислял себя и своих сторонников к "друзьям мирного развития". Он понимал под социализмом "вообще ученье об обществе", которое было "всегда в природе человека" (стр. 86). А отсутствие справедливости считал "первым источником всех революций и общественных потрясений" (стр. 124). Ему вторил и Баласогло: "Россия без монарха не может просуществовать".

Петрашевцы, как и их учителя (Фурье, Сен-Симон, Оуэн), не могли выделять роль и значение каждого капиталистического класса. Все они проповедуют "любовь к людям", все они "готовы прижать к своему сердцу весь мир" (Львов, стр. 396). Сам же Петрашевский крайне абстрактно и неисторично ставил вопрос о классах, сводя многоразличные отношения последних к "отношениям человека вообще: а) в каком отношении он находится к себе, б) к природе вообще, в) к человечеству вообще, г) к обществу вообще" (Петрашевский, стр. 538).

У всех почти петрашевцев "буржуаз-


1 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 331.

стр. 128

ная сущность демократических преобразований" прикрыта разными якобы социалистическими фразами и "народе", "справедливости", "праве".

Социализм и коммунизм отождествляются им с догматом христианской любви, которая якобы "ищет своего практического осуществления в современной нам действительности". И тут же за якобы социалистическими фразами о "народе", "справедливости", "праве" у Петрашевского и его единомышленников мы встречаем требования "свободы развития промышленности частных лиц" и "распределения богатств или дивиденда между производителями", "рациональных начал финансового управления", "дешевой системы пароходства и паровозства", "железной дороги между Доном и Волгой" (стр. 58).

Петрашевцы в своих программных и тактических выступлениях отражали влияние буржуазных и буржуазно-демократических движений Запада, особенно Франции. "Дух века мам громко говорил по всем", - утверждал Петрашевский, считая фаланстер Фурье "ключом" дли всех преобразований. Петрашевский "старался применить систему Фурье к России". Петрашевцы стремились "думать русским умом, опираясь на науку Запада" (стр. 54). Петрашевцы верили, что к идеи Франции", "идеи равенства перед законом", "полной независимости гражданина", "признание во всяком человеке прав и достоинств" распространяется не только в Европе, но и в России.

Петрашевцы были противниками крепостного права. На вечерах у Петрашевского не раз дебатировался вопрос об освобождении крестьян, а на одном из них даже был "зачитан проект об освобождении крестьян". Этот проект был написан Петрашевским. Самым простым и справедливым способом уничтожения рабства Петрашевский признавал "прямое безусловное освобождение крестьян без всякого вознаграждения за то помещика, на том основании, что род человеческий есть в совокупности обладатель земного шара" (стр. 515). Были и другие точки зрения на этот вопрос. Момбелли, признавая "полезность" освобождения крестьян, полагал, что сначала нужно способствовать распространению между крестьянами грамотности и на первый раз большего не затевать (стр. 28). Черносвитов тоже "желал, чтобы не было крепостного состояния в России", предлагая при этом целый ряд способов "тихих и благородных" (участие казны, заселение пустопорожних земель в Сибири крепостными людьми и т. д.). Защита интересов народных масс, искренняя вера в то, что отмена крепостного права принесет с собой "общее благоденствие", - все эти положения разделялись почти всеми петрашевцами "в их эпоху", когда демократизм и социализм сливались в одно неразрывное целое.

Они являлись горячими защитниками просвещения, свободы, европейских форм жизни. Как сыны народа, говорят они о распространении грамотности, развитии "русской науки", "русской литературы", "самостоятельной философской школы русской", издании энциклопедии.

Петрашевский утверждал, что когда "свет образованности будет разлит в обществе соответственно с его потребностями, тогда благосостояние не замедлится внедриться в оном" (стр. 54).

Тактический план Петрашевского состоял в "осуществлении фурьеризма" законным путем, "улучшая и направляя благоразумно законы".

Сторонником "радикальной", "насильственной" тактики был Спешнев. Он утверждал, что переворот в России должен быть "насильственный", с последующим "утверждением диктатуры". Спешнев предлагал составление "политического общества" с целью воспользоваться переворотом, который, по его мнению, должен был сам собой произойти в России через несколько десятков лет, подобно тому, как это случилось в "западных государствах" (стр. 108).

Петрашевский, придерживаясь "мирной", "законной" тактики, тем не менее полагал, что "радикальные реформы" не могут быть осуществлены "в лайковых перчатках". Он считал, что это дело "трудное и смелое", "будем, не истомляя своих сил чрезмерной поспешностью, помаленьку неукоснительно подвигаться и черепашьим шагом, быть может, обгоним быстроногих Ахиллов... Если история делает людей, то люди делают историю" (стр. 539). Этот вывод вытекал у Петрашевского из веры в будущее России. Ему, как и ряду просветителей этой эпохи, был свойственен "исторический оптимизм".

Петрашевцы верили, что их "трудное и смелое дело" будет осуществлено. "Мы не повесим уныло готовы в раздумьи, куда итти", - говорил Петрашевский. Он считал главным "возбудить, разбудить, вызвать чувство народности". Они были действительными патриотами России: "Мы любим свое родное, русское, и каждое нововведение близко нашему сердцу, как будто бы касалось нас самих" (стр. 552).

Петрашевцы были одним из отрядов освободительного движения в России эпохи 40-х годов XIX столетия, воззрения и тактика которых находились под влиянием идей утопического социализма. Документы настоящего тома дают основательный материал для ликвидации антимарксистских, антиленинских взглядов М. Н. Покровского, сводившего все движение петрашевцев к "бурному движению русской текстильной промышленности" (?).

стр. 129

Недостатком издания является тот факт, что во вводной статье не дано развернутой характеристики движения петрашевцев и его исторического места в освободительном движении.

В целом, первый том документов "Дело патрашевцев", с точки зрения полноты подбора материалов, издан неплохо, но снабжен неудовлетворительным введением. Совершенно отсутствует научный аппарат (указатели и комментарии). В самом археографическом введении нет подробной характеристики предшествующих изданий документов по истории петрашевцев. Этот вопрос нужно было бы затронуть шире " полнее.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДЕЛО-ПЕТРАШЕВЦЕВ-Т-I

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana LegostaevaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Legostaeva

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. БУШУЕВ, "ДЕЛО ПЕТРАШЕВЦЕВ". Т. I // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДЕЛО-ПЕТРАШЕВЦЕВ-Т-I (date of access: 16.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. БУШУЕВ:

С. БУШУЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Russia
1355 views rating
18.08.2015 (1490 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
5 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
14 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
19 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
25 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"ДЕЛО ПЕТРАШЕВЦЕВ". Т. I
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones