Libmonster ID: RU-7238

Составил И. Снегирев под редакцией акад. В. В. Струве. Л. Соцэкгиз. 1937.

В атласе 64 страницы объяснительного текста, 244 таблицы одноцветных иллюстраций, 4 цветных таблицы и карты. Внешне атлас издан очень хорошо: художественно оформленный переплет, прекрасная бумага, тщательно отпечатанные таблицы. Издание подобного рода является у нас первым опытом, поэтому особенно необходимо подвергнуть его критическому разбору, идя навстречу и призыву составителя - "помочь ему путем непосредственных указаний и присылки своих критических замечаний и пожеланий в отношении улучшения данного пособия".

Прежде всего нужно сказать, что составитель пользовался материалом для атласа не всегда из доброкачественного источника, поэтому, например, качество рисунков оставляет желать лучшего. В частности прекрасные рельефы гробницы Ти даны по Бедекеру, между тем как имеется прекрасное издание их - Штейндорфа. Некоторые рисунки, помещенные в атласе, сильно искажены, примером может служить рисунок на таблице 26, изображающий перевозку статуи, он сильно урезан: в его верхней части от 7 идущих отрядов осталось только 6, количество людей, тянущих канат, также значительно сокращено и т. д. Некоторые изображения в атласе могут быть использованы только с точки зрения сюжета, но по ним нельзя составить представления о воспроизведенных предметах как о произведениях искусства. В подборе рисунков тоже не все благополучно, например раздел "Архаический Египет" (табл. 4 - 9) следовало бы расширить. Здесь не представлены такие значительные памятники, как например знаменитая "охотничья палетка" или "палетка коршунов", а рисунки некоторых памятников этого периода почему-то попали в другие разделы. Крупнейший исторический документ "палетка Нармера" (табл. 9, рис. 8) воспроизведен очень скверно, слишком малого размера и потому проходит незамеченным, особенно рядом с рукояткой ножа (табл. 9, рис. 3), изображение которой значительно больше рисунка палетки.

Следующий раздел (табл. 10 - 33) дан без соблюдения исторической перспективы: на одной и той же таблице даны рисунки и архаического периода (табл. 10, рис. 1) и Нового царства (табл. 10, рис. 2, 3). Совершенно выпали грабительские войны Древнего царства, изображение добычи Сахуре почему-то помещено и на таблице о скотоводстве (табл. 14, рис. 2) и на таблице 27, рис. 1. Как результат войн Нового царства надо было бы дать изображение клеймения военнопленных.

стр. 164

Письмо (табл. 37 и 38) дано в образцах первых династий, а затем сразу в образцах птолемеевского времени, без промежуточных звеньев; нет более или менее разборчивого образца развитого иероглифического письма. В разделе "Архитектура религиозная" (табл. 47 - 50) сделан громадный скачок от пирамид Древнего царства к гробницам Нового царства, а где Среднее царство, хотя бы знаменитые Бени-гассанские гробницы? Где храм Джосера в Саккара? В разделе искусства на 4 таблицах изображена техника скульптуры, но рисунки эти мало что дают читателю. Таблицы 59 и 60 заняты скульптурными моделями, непонятными неспециалисту. Удивляют подразделения в этом разделе: круглая скульптура - камень (табл. 62 - 73), круглая скульптура - дерево (табл. 74 - 77) и круглая скульптура - бронза (табл. 78). Разве можно к изучению египетской скульптуры применять такой формальный метод? Чем, скажем, принципиально отличается деревянная статуя Каапера (табл. 74) от каменной скульптуры? Не изготовлена ли она по образцу каменных статуй?

Раздел религии (табл. 108 - 116) подобран по совершенно непонятному принципу, и трудно разобраться в том, что, собственно, хотел здесь дать составитель атласа.

В разделе Месопотамии снова сталкиваемся с отсутствием хронологического порядка в размещении, рисунков. Различные эпохи и различные народы Двуречья размещены вперемежку: тут и шумеры, и аккадцы, и вавилоняне, и ассирийцы. На таблице 120 для чего-то один и тот же объект дан дважды: в фотографии и в прорисовке.

В разделе письменности (табл. 126 - 130) не дана Бисутунская скала (нет ее и в разделе Ирана), между тем это памятник немаловажный как для истории Ирана, так и для истории дешифровки клинописи.

В разделе Палестины и Сирии оказался разорванным комплекс Рас-Шамра (табл. 181, рис. 1 и 183, рис. 2); к Рас-Шамра отнесена и таблица 184, где в действительности даны памятники позднехеттского происхождения.

В разделе Митанни (табл. 185 - 189) составитель почему-то поместил только рисунки вещей из Телль-Халлафа, а изображение многих других памятников митаннийского происхождения включены почему-то в раздел хеттов, тогда как культура хеттов каппадокийского и кархемишского периодов существенно друг от друга отличаются.

Урарту представлено довольно полно, поскольку это позволяло место, но с надписями под рисунками здесь не все благополучно. Почему-то под многими изображениями указано - "фото акад. И. И. Мещанинова", тогда как в действительности эти фотографии сделаны экспедицией Н. Я. Марра в 1916 г.; Салманасар назван в этом разделе вторым, тогда как на табл. 149 он же назван почему-то третьим, создается впечатление, что это разные лица.

В раздел Ирана включен Элам (табл. 206 - 213), хотя культура Элама принципиально отличается от иранской культуры, тяготея к древнейшему Двуречью, а не к Персии. Между Эламом и Персией не проведено четкой границы. Недостает для Ирана некоторых изображений, например гробницы Кира, Бисутунской скалы.

Что касается Индии, то здесь трудно предъявлять составителю какие-либо требования, так как вообще существующий иллюстративный материал по этому разделу ограничен. Однако и здесь напрасно один и тот же рисунок дается 3 раза: на заглавном листе (стр. 229), на таблице 225, рис. 3, табл. 237, рис. 4.

Древнему Китаю отведено лишь 5 таблиц. Из них 3 посвящены синантропу, представленному в основном скульптурой и панно из Музея истории религии. Материал по древнему Китаю в атласе чрезвычайно скуден и никак не отражает состояния древнего китайского общества.

К атласу приложен объяснительный текст, и он также заставляет желать лучшего: дана обстоятельная вводная статья о доклассовом обществе Северной Африки и Египта, к другим же разделам атласа никакого введения не сделано.

Между тем полезно было бы снабдить вводной статьей каждый раздел атласа. Кроме того следует отметить, что в помещенном объяснительном тексте далеко не везде даны даты, указан материал и размеры памятников, что, конечно, затрудняет пользование атласом.

Надо также отметить наличие ошибок в тексте, например на таблице 20, рисунок 3, изображено не "теребление" льна, как указано в тексте, а трепание его; надпись под таблицей 26 "Массовое применение подневольного труда рабов при перевозке каменной статуи царского наместника" неверна: в действительности это свободные люди нома, в том числе и жрецы, а не рабы. Таблица 122, рисунок 5, изображает не вавилонскую гирю, как указано, а шумерскую времени Гудеа. Таблица 168, рисунок 1, изображает не бой Мардуха с Тиамат, как полагали раньше, а бой Адада с каким-то чудовищем. Что это чудовище не является богиней Тиамат, можно установить на основании самого рисунка, изображающего, несомненно, божество мужского пола. Можно было бы указать и еще ряд подобных недочетов в объяснительном тексте. Необходимо, чтобы составитель коренным образом переработал объяснительный текст и внес ряд дополнений и изменений в атлас.

Остается пожалеть, что составитель не использовал опыт других изданий этого рода до печати и что материал, собранный для атласа, не обсуждался в кругу специалистов, тогда бы громадные средства, затраченные на издание внешне безупречного атласа, дали бы пособие безупречное и по внутреннему своему содержанию.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДРЕВНИЙ-ВОСТОК-АТЛАС-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-ЕГИПТА-ПЕРЕДНЕЙ-АЗИИ-ИНДИИ-И-КИТАЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana LegostaevaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Legostaeva

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. ШОЛПО, "ДРЕВНИЙ ВОСТОК". АТЛАС ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА, ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ, ИНДИИ И КИТАЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДРЕВНИЙ-ВОСТОК-АТЛАС-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-ЕГИПТА-ПЕРЕДНЕЙ-АЗИИ-ИНДИИ-И-КИТАЯ (date of access: 13.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. ШОЛПО:

Н. ШОЛПО → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Russia
1832 views rating
18.08.2015 (2126 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф
Catalog: Физика 
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. СБОРНИК СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЛХОВИТИНОВА. М., 2002
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Б. Н. КОМИССАРОВ, С. Г. БОЖКОВА. ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОСЛАННИК В БРАЗИЛИИ Ф. Ф. БОРЕЛЬ. СПб., 2000
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ Р. Р. РОЗЕН
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
КАНЦЛЕР А. М. ГОРЧАКОВ: ТРИУМФ В ЛОНДОНЕ И ЧЕРНЫЕ ДНИ В БЕРЛИНЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
КОНФЛИКТ И КОНСЕНСУС В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Журнал Военных действий 10-го Кубанского пластунского батальона в Великой войне 1914-18гг. Очень ценная статья: А.В. Галич (г. Краснодар, Российская Федерация) МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ 10-го КУБАНСКОГО ПЛАСТУНСКОГО БАТАЛЬОНА (18.07.1914 г. - 15.01.1918 г.), в Научном сборнике "Мир славян Северного Кавказа", выпуск 9, 2016, стр. 67-135. Оцифровал, с возможностью поиска по тексту. (Даты, населенные пункты, местности, фамилии, бои, потери, трофеи) Большое спасибо Галичу А.В. за труды. В интернете в свободном доступе его аналогичная статья о 11-м КПБт. Анатолий Дмитриев, 10.06.2021.
С. БЕРГЕР. БРИТАНСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ И ГЕРМАНСКИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ. 1900 - 1931. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
И. И. КОЛЕСНИК. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ: ОТ ТАТИЩЕВА ДО КАРАМЗИНА
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
В 1803 году Томас Юнг направил пучок света на непрозрачную ширму с двумя прорезями. Вместо ожидаемых двух полосок света на проекционном экране он увидел несколько полос, как если бы произошла интерференция двух волн света из каждой прорези. За два века было поставлено множество экспериментов, которые показали, что не только свет, но любая одиночная элементарная частица и даже некоторые молекулы ведут себя как волна, проходя через обе щели одновременно. Однако если поставить у щелей датчики, которые определяют, через какую именно щель частица проходит, то интерференционная картинка исчезает.
Catalog: Физика 

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"ДРЕВНИЙ ВОСТОК". АТЛАС ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА, ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ, ИНДИИ И КИТАЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones