Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7238

Share with friends in SM

Составил И. Снегирев под редакцией акад. В. В. Струве. Л. Соцэкгиз. 1937.

В атласе 64 страницы объяснительного текста, 244 таблицы одноцветных иллюстраций, 4 цветных таблицы и карты. Внешне атлас издан очень хорошо: художественно оформленный переплет, прекрасная бумага, тщательно отпечатанные таблицы. Издание подобного рода является у нас первым опытом, поэтому особенно необходимо подвергнуть его критическому разбору, идя навстречу и призыву составителя - "помочь ему путем непосредственных указаний и присылки своих критических замечаний и пожеланий в отношении улучшения данного пособия".

Прежде всего нужно сказать, что составитель пользовался материалом для атласа не всегда из доброкачественного источника, поэтому, например, качество рисунков оставляет желать лучшего. В частности прекрасные рельефы гробницы Ти даны по Бедекеру, между тем как имеется прекрасное издание их - Штейндорфа. Некоторые рисунки, помещенные в атласе, сильно искажены, примером может служить рисунок на таблице 26, изображающий перевозку статуи, он сильно урезан: в его верхней части от 7 идущих отрядов осталось только 6, количество людей, тянущих канат, также значительно сокращено и т. д. Некоторые изображения в атласе могут быть использованы только с точки зрения сюжета, но по ним нельзя составить представления о воспроизведенных предметах как о произведениях искусства. В подборе рисунков тоже не все благополучно, например раздел "Архаический Египет" (табл. 4 - 9) следовало бы расширить. Здесь не представлены такие значительные памятники, как например знаменитая "охотничья палетка" или "палетка коршунов", а рисунки некоторых памятников этого периода почему-то попали в другие разделы. Крупнейший исторический документ "палетка Нармера" (табл. 9, рис. 8) воспроизведен очень скверно, слишком малого размера и потому проходит незамеченным, особенно рядом с рукояткой ножа (табл. 9, рис. 3), изображение которой значительно больше рисунка палетки.

Следующий раздел (табл. 10 - 33) дан без соблюдения исторической перспективы: на одной и той же таблице даны рисунки и архаического периода (табл. 10, рис. 1) и Нового царства (табл. 10, рис. 2, 3). Совершенно выпали грабительские войны Древнего царства, изображение добычи Сахуре почему-то помещено и на таблице о скотоводстве (табл. 14, рис. 2) и на таблице 27, рис. 1. Как результат войн Нового царства надо было бы дать изображение клеймения военнопленных.

стр. 164

Письмо (табл. 37 и 38) дано в образцах первых династий, а затем сразу в образцах птолемеевского времени, без промежуточных звеньев; нет более или менее разборчивого образца развитого иероглифического письма. В разделе "Архитектура религиозная" (табл. 47 - 50) сделан громадный скачок от пирамид Древнего царства к гробницам Нового царства, а где Среднее царство, хотя бы знаменитые Бени-гассанские гробницы? Где храм Джосера в Саккара? В разделе искусства на 4 таблицах изображена техника скульптуры, но рисунки эти мало что дают читателю. Таблицы 59 и 60 заняты скульптурными моделями, непонятными неспециалисту. Удивляют подразделения в этом разделе: круглая скульптура - камень (табл. 62 - 73), круглая скульптура - дерево (табл. 74 - 77) и круглая скульптура - бронза (табл. 78). Разве можно к изучению египетской скульптуры применять такой формальный метод? Чем, скажем, принципиально отличается деревянная статуя Каапера (табл. 74) от каменной скульптуры? Не изготовлена ли она по образцу каменных статуй?

Раздел религии (табл. 108 - 116) подобран по совершенно непонятному принципу, и трудно разобраться в том, что, собственно, хотел здесь дать составитель атласа.

В разделе Месопотамии снова сталкиваемся с отсутствием хронологического порядка в размещении, рисунков. Различные эпохи и различные народы Двуречья размещены вперемежку: тут и шумеры, и аккадцы, и вавилоняне, и ассирийцы. На таблице 120 для чего-то один и тот же объект дан дважды: в фотографии и в прорисовке.

В разделе письменности (табл. 126 - 130) не дана Бисутунская скала (нет ее и в разделе Ирана), между тем это памятник немаловажный как для истории Ирана, так и для истории дешифровки клинописи.

В разделе Палестины и Сирии оказался разорванным комплекс Рас-Шамра (табл. 181, рис. 1 и 183, рис. 2); к Рас-Шамра отнесена и таблица 184, где в действительности даны памятники позднехеттского происхождения.

В разделе Митанни (табл. 185 - 189) составитель почему-то поместил только рисунки вещей из Телль-Халлафа, а изображение многих других памятников митаннийского происхождения включены почему-то в раздел хеттов, тогда как культура хеттов каппадокийского и кархемишского периодов существенно друг от друга отличаются.

Урарту представлено довольно полно, поскольку это позволяло место, но с надписями под рисунками здесь не все благополучно. Почему-то под многими изображениями указано - "фото акад. И. И. Мещанинова", тогда как в действительности эти фотографии сделаны экспедицией Н. Я. Марра в 1916 г.; Салманасар назван в этом разделе вторым, тогда как на табл. 149 он же назван почему-то третьим, создается впечатление, что это разные лица.

В раздел Ирана включен Элам (табл. 206 - 213), хотя культура Элама принципиально отличается от иранской культуры, тяготея к древнейшему Двуречью, а не к Персии. Между Эламом и Персией не проведено четкой границы. Недостает для Ирана некоторых изображений, например гробницы Кира, Бисутунской скалы.

Что касается Индии, то здесь трудно предъявлять составителю какие-либо требования, так как вообще существующий иллюстративный материал по этому разделу ограничен. Однако и здесь напрасно один и тот же рисунок дается 3 раза: на заглавном листе (стр. 229), на таблице 225, рис. 3, табл. 237, рис. 4.

Древнему Китаю отведено лишь 5 таблиц. Из них 3 посвящены синантропу, представленному в основном скульптурой и панно из Музея истории религии. Материал по древнему Китаю в атласе чрезвычайно скуден и никак не отражает состояния древнего китайского общества.

К атласу приложен объяснительный текст, и он также заставляет желать лучшего: дана обстоятельная вводная статья о доклассовом обществе Северной Африки и Египта, к другим же разделам атласа никакого введения не сделано.

Между тем полезно было бы снабдить вводной статьей каждый раздел атласа. Кроме того следует отметить, что в помещенном объяснительном тексте далеко не везде даны даты, указан материал и размеры памятников, что, конечно, затрудняет пользование атласом.

Надо также отметить наличие ошибок в тексте, например на таблице 20, рисунок 3, изображено не "теребление" льна, как указано в тексте, а трепание его; надпись под таблицей 26 "Массовое применение подневольного труда рабов при перевозке каменной статуи царского наместника" неверна: в действительности это свободные люди нома, в том числе и жрецы, а не рабы. Таблица 122, рисунок 5, изображает не вавилонскую гирю, как указано, а шумерскую времени Гудеа. Таблица 168, рисунок 1, изображает не бой Мардуха с Тиамат, как полагали раньше, а бой Адада с каким-то чудовищем. Что это чудовище не является богиней Тиамат, можно установить на основании самого рисунка, изображающего, несомненно, божество мужского пола. Можно было бы указать и еще ряд подобных недочетов в объяснительном тексте. Необходимо, чтобы составитель коренным образом переработал объяснительный текст и внес ряд дополнений и изменений в атлас.

Остается пожалеть, что составитель не использовал опыт других изданий этого рода до печати и что материал, собранный для атласа, не обсуждался в кругу специалистов, тогда бы громадные средства, затраченные на издание внешне безупречного атласа, дали бы пособие безупречное и по внутреннему своему содержанию.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДРЕВНИЙ-ВОСТОК-АТЛАС-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-ЕГИПТА-ПЕРЕДНЕЙ-АЗИИ-ИНДИИ-И-КИТАЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana LegostaevaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Legostaeva

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. ШОЛПО, "ДРЕВНИЙ ВОСТОК". АТЛАС ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА, ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ, ИНДИИ И КИТАЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДРЕВНИЙ-ВОСТОК-АТЛАС-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-ЕГИПТА-ПЕРЕДНЕЙ-АЗИИ-ИНДИИ-И-КИТАЯ (date of access: 24.07.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. ШОЛПО:

Н. ШОЛПО → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Russia
1533 views rating
18.08.2015 (1436 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Дается попытка доказательства материалистического понимания вселенского явления творчества
3 days ago · From Henryk Niedałkow
Симультанный художественный образ «Одиночество Христа», созданный Ириной Мирошник, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) художественные образы: изобразительный — картина Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне», и музыкальный — Bach. Prelude No.14 F sharp minor WTC V2 в исполнительской интерпретации Ирины Мирошник. Симультанные художественные образы создаются на основе законов и принципов Координационной парадигмы развития (КПР) и метода координации И.М.Мирошник.
Важность военной ветеринарии в развитии нашего общества и отдельных отраслей знаний неоценима, так же как и ее практическое применение в организации материально-технического обеспечения войск и сил флота,, в различных видах ее деятельности.
Харизма и ораторское искусство – залог успеха в любом начинании
14 days ago · From Россия Онлайн
Два матерых лжеца предлагают народу поход к ложной, внешней опоре, чтобы под шумок движения к ней чистить его карманы. Оплот же страны — в ней самой. Two seasoned liars offer people a crusade to a false, external support in order to clean out their pockets under the guise of movement to it. But the strength of the country is in itself.
Catalog: Философия 
16 days ago · From Олег Ермаков
27 июня в Москве состоялась международная конференция «Споры в Южно-Китайском море и поиск мирного решения». Конференция была организована совместно Международной ассоциацией юристов-демократов (IADL) и Международным фондом "Дорога Мира" в контексте многих напряженных и сложных событий в регионе Южно-Китайского моря. В конференции приняли участие представители из Ассоциации юристов Вьетнама и Вьетнамской Дипломатической академии.
16 days ago · From Марина Тригубенко
Великая Отечественная война оставила столь сильный и незаживающий след в судьбах людей бывшего СССР, что неуместными выглядят жалкие потуги современных некоторых кинематографистов представить это великое событие мировой истории как лёгкую и беззаботную компьютерную "стрелялку". данная статья представляет собой рецензию на фильм "Т-34".
Метафизика исторического процесса. Metaphysics of the historical process.
Catalog: Философия 
22 days ago · From Олег Ермаков

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"ДРЕВНИЙ ВОСТОК". АТЛАС ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА, ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ, ИНДИИ И КИТАЯ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones