Libmonster ID: RU-9762

Беседа с историком моды и автором популярных книг Александром Александровичем Васильевым

В апреле в Доме русского зарубежья прошла яркая презентация нового проекта Александра Васильева "История моды. Carte Postale". Издательство "Этерна" представило первые три мини-альбома Васильева из задуманной серии - "Русские красавицы", "Костюмы "Русских сезонов" С. Дягилева" и "Костюмы русского Императорского дома". По-старинному трогательно связанные ленточкой страницы, перфорация по краю, удивительные - глаз не отвести - не лица, но лики. Собрание открыток, каждую из которых можно аккуратно отделить и послать по почте друзьям и близким - милый, трогательный, забытый жанр "carte postale"... А спустя всего месяц читатели получили еще один роскошный подарок от Александра Васильева - полновесный, полиграфически безупречный том "Европейская мода. Три века", посвященный европейскому костюму 1700 - 2000 годов. Автор ведет читателя по страницам книги как по залам музея моды, где перед нами мелькают камзолы и вышитые жилеты, корсеты рококо и викторианские кринолины, турнюры и спенсеры, веера и кружева, лорнеты и портбукеты, зонтики и туфли, сумочки и шляпки, дивные платья работы знаменитых дизайнеров.

Со многим можно расстаться, посадив себя на строгую книжную диету и вознамерившись "почистить" собственную библиотеку, - книги Васильева оторвать от сердца невозможно. Это праздник, который всегда с тобой. С этими книгами в дом входит сбереженная и возвращенная красота, та, что неподвластна ни времени, ни изменениям в политике, та, что радует глаз и строит душу, что воспитывает, охраняет и утешает. Александр Васильев - известный во всем мире историк моды и коллекционер, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей. Он награжден золотой медалью Академии Художеств России, медалями СП. Дягилева и В. Ф. Нижинского.

стр. 3

Европейская знаменитость, собиратель и хранитель единственного в мире Музея русской моды, владелец нескольких домов в разных концах света, человек, непринужденно общающийся с великими князьями, принцами крови, баронессами и герцогинями, Александр Александрович Васильев на удивление демократичный собеседник и прекрасный рассказчик. В последнем телезрители могли убедиться по циклу передач "Дуновенье века", с успехом демонстрировавшихся по каналу "Культура".

- Вот интересно, Александр Александрович, как возникает это желание - собирать? И всякий ли при желании может стать коллекционером?

- Коллекционерами не становятся - ими рождаются. Я всегда любил вещи - предметы, диковинки, формы. Это передалось мне от родителей. У нас в семье каждый по-своему был "заражен вещизмом". Для папы это были разнообразные предметы странных форм и назначений, которыми он украшал свою мастерскую. Мама хранила все свои платья и аксессуары. Можете себе представить, сколько собралось их у нее за долгие годы!

- Родители играют определяющую роль не только в воспитании, но в становлении характера и судьбе своих детей. Поэтому расскажите, пожалуйста, о своей семье подробнее.

- Моя мама Татьяна Ильинична Васильева была замечательной актрисой и педагогом Школы-студии МХАТ. А еще она была самым большим моим другом. Даже когда в 1982 году я эмигрировал во Францию, мы не утратили с ней связи, все время перезванивались, а последние годы ее жизни проводили вместе каждое лето, путешествуя по Европе или отдыхая в нашем фамильном имении в Литве. Не меньшее влияние оказал на меня и отец - Александр Павлович Васильев, секретарь Правления Союза художников, член- корреспондент и лауреат - и при этом независимый в своих суждениях человек, тонкий мастер с изысканным вкусом.

- В следующем году Самарский художественный музей будет отмечать маленький юбилей - десятилетие музея-квартиры Васильевых, материалы для которого были переданы в дар вами и вашей матушкой.....

- Действительно, в 1997 году мы подарили Самарскому музею часть нашей семейной коллекции. Количество экспонатов этого музея давно перевалило за тысячу. Среди них фотографии и семейные реликвии, старинные книги и афиши, театральные костюмы и эскизы декораций, мебель, - в общем, все то, что воссоздает атмосферу прошлого, театральной среды и быта русской интеллигенции начала XX века. Мой дед - статский советник Павел Петрович Васильев - служил инспектором волжского судоходства. С1910 года его семья жила в Самаре. Дед обладал прекрасным голосом и был руководителем любительского хора в женской гимназии. Семья вообще была очень музыкальной. Бабушка, Нина Александровна, устраивала вечера мелодекламации в Самарском театре. В доме любили устраивать спектакли домашнего театра. По линии тетки, Екатерины Петровны Васильевой- Нестеровой, мой папа был в родстве со знаменитым художником М. В. Нестеровым. Все дети, выросшие в этой семье, так или иначе связали свою судьбу с искусством: Александр (мой отец) стал театральным художником, его брат Петр - известным режиссером, сестра Ирина - пианисткой. А теперь я ежегодно провожу на родине моего отца в Самаре конкурс моды "Поволжские сезоны Александра Васильева".

стр. 4

- Вернемся к вашей коллекции. Расскажите, пожалуйста, о первых ее экспонатах.

- Я начинал со спичечных коробков. К десяти-двенадцати годам собрал их уже около 3 тысяч, причем среди них были коробки более чем из пятидесяти стран. А потом вдруг ко мне пришла любовь к старине и вещам из прошлого. Должно быть, это было такой формой эскапизма - мне хотелось уйти от той не очень радостной действительности, в которой я рос, в гармоничный мир красивых старинных предметов.

Мне было восемь лет, я учился во втором классе, когда однажды после уроков в одном из дворов Нащокинского переулка я нашел большую икону Николая Чудотворца письма XVIII века. Она стояла, обращенная образом к стене, и на ней сохла половая тряпка... С этого-то всё и началось. Ежедневно после уроков я прохаживался по помойкам Пречистенки и Остоженки. То была бывшая дворянская Москва, которую уже в то время нещадно рушили. Особняки и доходные дома выселялись, и счастливые жители бывших коммуналок, переезжая в малогабаритные "хрущобы", не желали везти за собой в их понимании рухлядь.

В конце 1960- начале 1970-х годов на всю Москву было всего три антикварных магазина: один специализировался на мебели, другой торговал живописью, третий - бронзой, фарфором и стеклом. Текстиль и кружева тогда ни в один из магазинов не принимали, к старинным альбомам и фотографиям относились брезгливо, а предметы быта или модные аксессуары - шляпы, зонты, сумочки - можно было продать только по объявлениям в театрах или киностудиях. Причем денег за них давали так мало - не больше десяти рублей за штуку, что бывшие владельцы или их наследники расставались с ними не глядя, просто- напросто вынося на помойку.

Первое платье в моей коллекции - платье из сиреневого фая, сшитое в 1886 году в приданое калужской купчихе, - я купил за 10 рублей. Мне нашла его моя тетка, пианистка Ирина Павловна Васильева, знавшая о моей страсти. Жившая по соседству с нашей семьей театральная художница Валентина Измаиловна Лалевич подарила мне старинные пальто и кружева. С моим отцом дружила Лидия Ивановна Наумова, работавшая художником по костюмам в кино. В свое время, когда снимали "Ивана Грозного", на нужды костюмерной были пущены запасники Оружейной палаты в Кремле. У Лидии Ивановны с тех пор сохранилось много кусков старинной парчи, вышивки речным жемчугом, платов и накидок, часть из которых она подарила мне. Потом еще Ирина Владимировна Шретер, внучка Нестерова (как я уже говорил, мы были с ним в родстве), подарила мне несколько вышивок и предметов туалета, принадлежавших знаменитой "амазонке" Ольге Шретер. Много любопытных старинных аксессуаров подарили мне подруги моей мамы, в частности певица Светлана Давиденко. Замечательные кружева и накидки перешли в мою коллекцию от художницы Зинаиды Алексеевны Гагман. В детстве я обожал проводить лето в Литве. Там сохранился загородный дом семьи Гулевичей (девичья фамилия моей мамы) постройки начала века. Я обожал рыться на чердаке и в пивнице, где стояли сундуки со всякой старинной утварью и предметами быта.

- Помнится, была в семидесятых годах на телевидении такая детская развлекательная передача "Будильник".....

- Да-да, я был ее бессменным ведущим. Потом я учился в Школе-студии Художественного театра на отделении декорации и костюма. Когда мне было шестнадцать, журнал "Юность" опубликовал интервью со мной как с известным коллекционером антиквариата. Это интервью называлось "Никуда не деться

стр. 5

от Сани Васильева". В общем, я мог бы жить в Союзе припеваючи. Но мне хотелось, во-первых, доказать, что все мои достижения - не следствие славы моих замечательных родственников, а во-вторых, мне хотелось повидать мир. Для художника ведь это просто необходимо. Как вы помните, в Советском Союзе мы были лишены такой возможности. В Париже мне пришлось начинать с мытья посуды на Монпарнасе. Но всё это был полезный опыт. (Я и сейчас мою посуду превосходно.) Через два месяца после эмиграции я получил свой первый контракт в театре города Пуатье. Учился в аспирантуре Сорбонны на отделении истории театра. После премьеры первого оформленного мною спектакля пошли контракты с французскими театрами. А потом были театры Бельгии, Италии, Швейцарии, Англии, Австралии, США, Канады, Мексики, Турции... - более сотни постановок в разных странах мира.

- Насколько можно следить за вашими перемещениями по миру, вы и сейчас любите путешествовать. Не устаете?

- Не устаю, потому что очень люблю свою профессию. Я работал в двадцати пяти странах мира. И сейчас фактически живу в самолете. Читаю лекции и веду семинары на четырех языках: по-русски, по-французски, по-английски и по- испански. Мне нравится мозаичность моей жизни. Вот смотрите, например, мое расписание за два последних месяца: 20 - 21 марта- Москва: лекции на социологическом факультете МГУ, 30 - 31 марта - конкурс моды "Экзерсис" на ВДНХ; 3 - 7 апреля - Санкт-Петербург: лекции на Ленэкспо "История костюма Древнего мира - Египет, Месопотамия, Греция и Рим"; 8 - 10 апреля - Мурманск: конкурс моды "Намоднение" и мастер-классы в Художественном музее на тему "Костюмы эпохи Крестовых походов и Готики"; 14 - 15 апреля - Воронеж: мастер-классы по моде XX века; 17 - 22 апреля - Владивосток: мастер- классы и лекции в ВГУЭС "Мода второй половины XX века"; 29 апреля - 6 мая - Черногория: семинары и экскурсии на тему "Великие дизайнеры моды XX века"; 23 - 24 мая - вновь Москва: лекции в Высшей школе экономики "Экстремальная мода" и "Мода и сюрреализм". Как видите, я много езжу по стране, и встречи с моими слушателями и читателями моих книг доставляют мне огромное удовольствие. Надеюсь, им тоже.

- Когда же вы успеваете писать книги?

- Ну, скажем, "Красота в изгнании" создавалась почти десять лет. Я задумал ее сразу по приезде в Париж, когда мне удалось познакомиться с эмигрантами первой волны. Я еще застал победительниц конкурсов красоты тридцатых годов. Встречался с внучкой Юсупова Ксенией Сфирис, с княгинями Трубецкими, Оболенскими, с леди Абди (урожденной Ией Ге - внучатой племянницей знаменитого художника), с представительницами самых громких русских фамилий. Всех их объединяла, несмотря на жизнь, вынужденно проведенную в изгнании, огромная

стр. 6

любовь к оставленной родине. Я посвятил "Красоту в изгнании" русской портнихе Наталье Петровне Бологовской, от которой впервые услышал про русские дома моды на Западе. Материалы и фотодокументы для этой книги я собирал по многим архивам. В частности, довольно долгое время провел с этой целью в Перми. Итогом моих многочисленных путешествий стало выношенное убеждение: настоящая Россия не в Москве - Россия в провинции.

- Трудно забыть великолепный цикл подготовленных вами передач "Дуновенье века". Одной из ярких героинь их была певица Людмила Ильинична Лопато. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились.

- Это было, когда я только приехал в Париж. Ресторан, которым владела Людмила Ильинична, находился возле Елисейских полей и был любимым местом отдыха русской эмиграции. Его можно было узнать по большому красному тенту, на котором было написано "У Людмилы". Однажды я заглянул туда и, услышав, как поет Людмила, - у нее был такой дивный голос с забытой, чисто русской интонацией, - понял, что о первой певице русского Парижа должны узнать на ее родине. С тех пор я часто бывал в этом ресторане, а потом еще приезжал в Канны, куда переехала Людмила Ильинична, и записывал ее воспоминания: о Матильде Кшесинской и Феликсе Юсупове, Шаляпине и Надежде Плевицкой, о старой, дореволюционной России, о Харбине, где прошло ее детство, и семи годах, проведенных ею в Голливуде. Потом я расшифровал эти свои записи, привел их в порядок, написал предисловие, снабдил комментариями и иллюстрациями из своего архива, и издательство "Захаров" выпустило книгу Людмилы Лопато "Волшебное зеркало воспоминаний".

- Несколько слов о вашей книге "150 лет русской моды в фотографиях".

- Эта книга о том, как мировая мода влияла на советских модниц. Из-за "железного занавеса" этот процесс был долгим и сложным. Русская мода отставала от мировой лет на пять, если не больше. Скажем, мини-юбку изобрели в начале шестидесятых, а у нас она укоренилась только в начале семидесятых. Зато сегодня русские дамы следят за модой как никто из иностранцев. И я вижу свою задачу в том, чтобы помогать людям не слепо копировать образцы, а помогать им развить вкус и обрести свой стиль. С этой целью я читаю лекции, открыл свою собственную школу в Черногории, вожу по России свои выставки, которые называются так же, как моя новая книга, - "Три века европейской моды". В экспонатах моей коллекции вы можете видеть, как мода повторяет спиралевидный путь истории. Среди вещей, возраст которых перевалил за триста лет, глаз вдруг выхватывает остромодную сегодня вещицу или деталь костюма. Главное же назначение моей коллекции - не только сохранение информации об искусстве одеваться во все века, но открытие особого пласта культуры, играющего важную роль в истории и в жизни каждого человека.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-Коллекционерами-не-становятся-ими-рождаются

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Сева ПятовContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/BookTrader

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

"Коллекционерами не становятся - ими рождаются..." // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-Коллекционерами-не-становятся-ими-рождаются (date of access: 30.07.2021).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
21 hours ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
Yesterday · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
Yesterday · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
Yesterday · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 годов. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ В НАЧАЛЕ XX века
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"Коллекционерами не становятся - ими рождаются..."
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones