Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8468
Author(s) of the publication: А.А. СИМОНЕНКО

Share with friends in SM

Большинство философов пытались выразить свое отношение к понятиям "дух", "душа". Однако сегодня нет единого толкования их природы. Например, A.M. Кузин считает:

"Душа человека есть нечто реально существующее, нематериальное начало, состоящее из информации, аккумулируемой в течении всей жизни из окружающего его материального и духовного мира, творимой им у нас нет никаких оснований предполагать и тем более утверждать существование какого-то Высшего Разума, стационарного божественного духовного начала во Вселенной, наделяя его теми свойствами, которые мы познали в Душе человека"(1). В.П. Зинченко предлагает: "Надо разговоры о духе спустить на октаву ниже и просто понять "духи", как его понимали приличные люди, как его понимал Мишель Фуко. Дух - это практическая деятельность, направленная на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение"(2).

Понятия "дух", "душа", "материя" употребляются давным-давно, всеми народами, и я не вижу оснований отказываться от этой терминологии. Возможно, когда-нибудь мы будем мыслить и выражать истину по-другому, однако сегодня эти термины описывают совокупность божественного проявления, как для божества Вселенной, так и для меньшего божества, самого человека. Мы испытываем незначительные трудности, когда говорим о конкретном в мире форм, но сразу сталкиваемся с неопределенностью, замешательством, когда пытаемся выразить словами то, что означает дух, душа. Понятие "дух" употребляется в отношении того неуловимого и неопределимого сущностного импульса (или жизни), который является причиной всего проявления. Это дыхание жизни, ритмический приток жизненной энергии, который в свою очередь


1 Кузин A.M. II Вопросы философии. 1998. N 8. С. 168-170.

2 Зинченко В.П. // Вопросы философии. 1996. N2. С. 10.

стр. 206


проявляется как притягивающая сила, как сознание или душа и является суммой атомной субстанции. Дух во Вселенной есть то, что в микрокосме является жизненно вдохновляющим фактором, который мы называем человеческой жизнью, о чем свидетельствует телесное дыхание, отделяющееся по истечении жизни. Этому нечто мы даем разные названия: Дух, Монада, Энергия, Жизнь. Каждый облекает в слова свое собственное состояние сознания, свое представление о понятии. И все же знания, которые человек может сформулировать в определении духа, ограничены, если можно так выразиться, инструментом познания. Место, которое он занимает на лестнице эволюции, не позволяет судить обо всем без дальнейшего продвижения вперед. Поэтому источник единой жизни, тот план, из которого эта жизнь эманирует, качество и тип космической энергии, величина вибрации могут стать предметом исследований лишь в будущем. Чтобы понять природу и цель того, что не является ни телом, ни душой, ни материей, ни силой, но вселенской причиной их обоих, нужно воспользоваться пробужденным и развитым светом своей души. И все же, несмотря на очевидные трудности, мы должны сформулировать понятие духа.

"Если бы на вопрос, что такое солнце, кто-нибудь отвечал, что солнце есть внешний предмет, и этим положением захотел бы ограничить все наше знание о солнце, кто бы взглянул серьезно на такого человека? Почему же смотрят серьезно на тех, которые хотят ограничить наше знание о божественном начале такими же общими и пустыми понятиями, каковы: верховное существо, бесконечный разум, первая причина и т.п."(3). Дух - это единая жизнь, находящаяся у основания всех форм, центральная энергия, являющаяся причиной любого проявления. Синонимами и взаимозаменяемыми понятиями являются дух и энергия. Признание этого приблизило бы нас к пониманию окружающего мира. Когда человек умирает, то удаляется то, что мы называем дыханием жизни. Связующая оживляющая сила истекает, что вызывает распад на составные элементы того, что до сих пор считалось телом. Этот таинственный неуловимый фактор соответствует в человеке тому, что мы называем духом или жизнью в макрокосме. Так же как жизнь в человеке соединяет, оживляет и побуждает к деятельности


3 Соловьев В. Соч. в 2-х т. М.. 1988. Т. 2. С. 38.

стр. 207


форму, делая из нее живое существо, так и жизнь Бога, как называют его христиане, играет аналогичную роль во Вселенной, производя связный, живой, витальный ансамбль. В человеке жизненное начало проявляется трояко:

1. Как динамическая энергия, основное побуждение, цель, руководящая воля заставляет функционировать, дает существование, определяет срок жизни, отделяется на исходе жизненного цикла. Это дух, проявляющийся как воля к жизни, к бытию, к развитию, к действию. В своем низшем аспекте дух проявляется на ментальном уровне, уровне ума.

2. Как связующая сила. Каждый человек отличается от другого набором чувств, свойств, качеств, желаний. Это результат взаимодействия между духом или энергией и материей или природой тела. Оно производит конкретную форму, определяет активность и состояние органов, а лучше сказать, определяет качество человека. Это душа человека. В своем низшем аспекте душа наблюдается на астральном уровне, уровне чувств и эмоций.

3. Как активность атомов и клеток, которые образуют отдельные органы и всего человека. Это сумма малых жизней, обладающих своей собственной жизнью и сознанием, строго индивидуальными. Этот аспект жизненного начала работает через эфирное или витальное тело человека, которое иногда называют двойником. Его основное назначение - оживить и насытить энергией физическое тело.

Представление о проявлении жизненного начала в человеке приближает нас к пониманию Вселенной, ибо, как метко подметил Н.А. Бердяев "Последняя -тайна скрыта в том, что тайна божественная и тайна человеческая - одна тайна, что в Боге хранится тайна о человеке и в человеке - тайна о Боге Рас крыть до конца человека - значит раскрыть Бога"(4). Дух -единая жизнь и источник бытия, эманирующая энергия, тотальность всех сил, всех форм и всех состояний сознания, совокупность жизни и того, что активно проявляется из этой жизни, и вместе с тем, невыразимая и неопределимая причина. О духе можно сказать больше, но трудно сказать точнее. Слова скрывают правду, но этого нельзя избежать, пока наш ум не научится отзываться на скрытую интуицию, пока мы не


4 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. I. С. 297.

стр. 208


сможем функционировать в нашем сознании души. Определение души может быть более возможным, чем определение духа. Дело не только в том, что душа занимает промежуточное положение между духом и материей, пожалуй важнее наличие свидетелей. Они были всегда и есть сегодня - выдающиеся люди, чье сознание настолько далеко от обычного, что выносит их в новое состояние бытия и новый уровень знания. Все великие философы, мистики, ученые и работники в сфере объективной природы функционировали как души, и все наиболее удивительные из открытий во всех разделах человеческого знания были сделаны, когда работающий в какой-то конкретной области поверил в свою гипотезу, провел исследования и прогрессировал в своей работе, пока не соприкоснулся с аспектом правды, еще не сформулированным человеком. Затем, войдя благодаря интуиции в новую сферу мышления, он формулировал открытое знание посредством теории, принципа, эксперимента или механического приспособления так, что оно становилось достоянием группы, и в свое время принимается и используется людьми.

Прежде всего следует отметить, что имеется две точки зрения на природу души. Одна связана с человечеством или с четвертым царством природы, другая - в связи с тремя дочеловеческими царствами: животным, растительным и минеральным. Душа материи, анима мунди, является чувствительным фактором в самой субстанции. Ее можно назвать энергией притяжения, связуемостью, чувствительностью, осведомленностью или сознанием, но, возможно, самый всеобъемлющий термин тот, что душа представляет собой качество, проявляемое каждой формой. Это вид энергии, который отличает один элемент от другого, определяет в растительном царстве, что должно родиться - пшеница или картошка, отличает между собой разные виды животного царства, делает одного человека отличным от другого по природе, характеру и внешности. Душа -это та сущность, которая появляется, когда аспект духа и аспект материи соединяются между собой, она является посредником, средним началом. Поэтому душа - не дух и не материя, но связь между ними.

Атом был признан в качестве энергетической единицы, однако энергия, соединяющая атомы в совокупности, которые мы называем организмами и формами, пока не выделена.

стр. 209


Именно эта энергия в различных царствах природы производит форму, очертания, виды, типы и различия, характеризующие мириады форм, через которые проявляется сама жизнь. Качество этой энергии производит все количество форм; именно свет привносит в сознание те разнородные очертания, которые могут принимать совокупности атомов. Жизненное начало останется не признанным, пока душа или качественное начало, строитель форм, не будет исследована. Это станет возможным, когда человек вступит в полное владение своим божественным наследством и сможет работать сознательно вместе с душой.

Во Вселенной душа является притягивающей силой и во время функционирования скрепляет все формы вместе, давая возможность духу проявиться через них. Эту посредническую функцию души, связывающую, скрепляющую, отмечали многие выдающиеся философы, в их числе B.C. Соловьев. В работе "Чтение о Богочеловечестве" он определяет роль мировой души следующим образом: "Воспринимая единое божественное начало и связывая этим единством всю многочисленность существ, мировая душа тем самым дает божественному началу полное действительное осуществление во всем; посредством нее Бог проявляется как живая действующая сила во всем творении, или как Дух Святый"(5).

Душа является аспектом формообразования и притягательным фактором в любой форме, будь то планета, животный мир или человек, который побуждает форму к бытию, дает ей возможность развиваться, совершенствоваться и продвигаться вперед по лестнице эволюции. В различных царствах природы душа может проявлять себя по-разному, однако функция ее остается той же самой. Это касается атома и его способности сохранять свои свойства, форму и активность, мира растений, ведущего собственную жизнь, обладающий своими характеристиками и сохраняющей целостность. Под воздействием души материя принимает конкретные очертания, отвечает на определенные вибрации и создает специфические формы, которые на физическом плане классифицируются как минеральные, растительные, животные и человеческие. Такое понимание совокупности строения материального мира дает нам богатую пищу для дальнейших изысканий.


5 Там же. С. 131.

стр. 210


Окраски, свойства, качества, вибрации всех царств природы выражают суть качества души. Душа через них проявляется как сознательный отклик на материю, ее качества образованы взаимодействием между противоположностями, каковыми являются дух и материя. Поэтому душа - сознательный фактор во всех формах, тот выдающийся аспект любой формы, который притягивает и отвергает, чувствует, откликается, держит все формы в постоянной вибрационной активности. Как справедливо замечает B.C. Соловьев "Когда же мировая душа перестанет объединять собою всех, - все теряет свою общую связь, и единство мироздания распадается на множество отдельных элементов, всемирный организм превращается в механическую совокупность атомов"(6).

Природа души во Вселенной проявляется в виде некоторых больших состояний осведомленности со многими промежуточными стадиями. Среди них можно выделить сознание самой материи, оно присуще атому, молекуле, клетке, из которых образованы все формы. Сознание, присущее минеральному и растительному царствам, можно охарактеризовать как разумное и чувствующее. Это то, что ответственно за качество, очертания и окраску растительных и минеральных форм, а также за их конкретную природу. Душевным откликом всех форм животного царства является животное сознание, ответственное за различия среди животного мира. И, наконец, сознание человека, которое занимает промежуточное положение между животным миром и Богом в зависимости от развития человека или места на лестнице эволюции. Человеческое семейство сегодня "поле битвы" между противоположностями, между тягой к духу и соблазном материи или материнской природы, между тем, что называется низшим Я, и духовным человеком. "Дух человеческий - в плену. И истинный путь есть путь духовного освобождения от "мира", освобождение духа человеческого из плена у необходимости. Истинный путь не есть движение вправо или влево по плоскости "мира", но движение вверх или вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в "миру"(7). Человечество должно сделать решительный шаг в направлении более духовного существования.


6 Там же. С. 133.

7 Там же. С. 39.

стр. 211


Душа "вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетку тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве"(8). Она способна выражать различные качества, главными среди которых являются воля, любовь, интеллект. И все же основное качество души -любовь. Дух или монада - это в первую очередь выражение воли наряду с любовью и интеллектом как вторичными началами. Природа тела характеризуется главным образом интеллектом.

Знания современной науки о душе находятся в зародышевом состоянии, ей нет места в академических теориях. Существование души не доказано, она рассматривается лишь как возможная гипотеза, которой не достает наглядности. Правда, есть две категории людей, принимающих ее как факт: одна -это легковерные, неразвитые, простые люди, которые, будучи воспитаны на священных писаниях и религиозно настроенными, без вопросов принимают религиозные постулаты - такие как наличие души, Бога и т.д. Другая категория людей, очень небольшая по числу, но неуклонно растущая, понимающая Бога и реальность, знающая душу, как факт своего собственного переживания. Невежественный и мудрый встречаются на общей почве, как всегда бывает с двумя крайностями. Посреди же них масса образованных людей, которые обладают знанием, но не пониманием; им предстоит стать интуитивно мудрыми. Наступит день, когда экспериментальная наука души займет свое место в университетах и государственных учреждениях, и не доказательство души, но анализ ее природы, целей и жизни получат должное внимание.


8 Платон. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1993. Т. 2. С. 39.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-НОВЫЙ-ВЗГЛЯД-НА-СТАРУЮ-ПРОБЛЕМУ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А.А. СИМОНЕНКО, НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ ПРОБЛЕМУ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-НОВЫЙ-ВЗГЛЯД-НА-СТАРУЮ-ПРОБЛЕМУ (date of access: 19.09.2019).

Publication author(s) - А.А. СИМОНЕНКО:

А.А. СИМОНЕНКО → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
658 views rating
08.09.2015 (1472 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
7 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ ПРОБЛЕМУ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones