Libmonster ID: RU-8484
Author(s) of the publication: Е.Ю. ЛЕОНТЬЕВА

Вывороченные шпалы. Шашки. Песок. Рытвины.

- Что это? - ремонт мостовой?

- Нет, это "Сочинения Розанова".

И по железным рельсам несется уверенно трамвай.

В.В. Розанов. Опавшие листья. Короб первый(1).

Как это здорово, собирать опавшие листья! Воздух чист и прозрачен (почти по классику), и на душе спокойно и умиротворенно, потому что осень, и все уже позади, а впереди только белая, чистая, русская зима. А листья-то как хороши, особенно кленовые, с витиеватыми краями, причем каждый хорош по-своему, хотя все, в общем-то, похожи между собой. Удивительно, но поднимаешь всегда только один лист, чтобы рассмотреть, понюхать, почувствовать, насладиться. И вот уже идешь с полной охапкой, но не ленишься поднимать новые, с горечью сознавая, что все равно их придется оставить в лесу, захватив для гербария от силы два. Или три.

Читаешь Розанова, и ощущения повторяются: и умиротворение какое-то, и наслаждение, и желание поднять еще один листочек-мысль, листочек-афоризм. Вдохнуть аромат, изучить его, и обязательно сохранить, хотя память, как правило, хранит всего два. От силы три. Хотя нет. Эмоции и чувства, нахлынувшие в процессе чтения, хранятся в памяти вечно, как ощущение свободы и радости, во время прогулки в осеннем лесу. Как, кажется, далек этот мыслитель от серьезных, но скучных научных и не очень научных рассуждений о высоких материях, проблемах, решить которые обычно призывают сейчас, немедленно. Однако, это только на первый взгляд.

Нет ни одной действительно важной философской проблемы, которую бы, так или иначе, не затронул Розанов. Жизнь, смерть, любовь, вера, чувства, бог, интуиция, красота. Но об этом он пишет без оглядок на план, последовательность, уместность и... рациональность сказанного. Однако читаешь и видишь, что даже про рационализм у Розанова тоже есть, только назван он совсем по-другому, по-русски просто - кабак! Здорово-то как! И слово подобрано понятное со всех сторон, как его не читай!

"Вся "цивилизация XIX века" есть медленное, неодолимое и, наконец, восторжествовавшее просачивание всюду кабака.


1 Розанов В.В. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 288. Далее ссылки в скобках даны по этому изданию.

стр. 181


Кабак просочился в политику - это "европейские (не английский) парламенты".

Кабак прошел в книгопечатание. Ведь до XIX века газет почти не было (было кое-что), а была литература. К концу XIX века газеты заняли господствующее положение в печати, а литература почти исчезла.

Кабак просочился в "милое хозяйство", в "свое угодье". Это - банк, министерство финансов и социализм.

Кабак просочился в труд: это фабрика и техника.

Раз я видел работу "жатвенной машины". И подумал: тут нет Бога.

Бога вообще в "кабаке" нет. И сущность XIX века заключается в оставлении Богом человека" (Т. 2. С. 430-431).

Да-да, в XIX в. Бог оставлял человека, в XX - его уже и в помине не было. И стали вылезать все ужасы безбожия. А мы называем это "последствиями гипертрофированного рационализма". Слова-то какие страшные, а суть еще страшней - Бога нет. Бог - умер? (знакомые слова, правда?) Но, нет, ни бог умер. Он же бессмертен. Это мы умираем, отказавшись однажды от его "всевидящего ока" и помощи. Понадеялись на себя. И даже не на себя, а на маленький кусочек себя, который с гордостью называем разумом. А что он, разум то наш без Бога? Так, смех один.

И осознаешь истину Розановских слов. В литературе ведь действительно бог есть. Литература это же не просто слова, это чувства и эмоции, это движения души, это слова, освященные божественным прикосновением: "ведь суть литературы не в вымысле же. В потребности сказать сердце... И у меня мелькает странное чувство, что я последний писатель, с которым литература вообще прекратится, кроме хлама, который тоже прекратится скоро. Люди станут просто жить, считая смешным и ненужным, и отвратительным литераторствовать" (Там же. С. 424).

А еще надо уметь читать литературу, и слушать и слышать литератора. "Иной слушает слова, понимает их связь и связно на них отвечает. Но он не уловил "подголосков", теней звука "под голосом", - а в них-то, и притом в них одних говорила душа. Голос нужно слушать и в чтении. Поэтому не всякий "читающий Пушкина" имеет что-нибудь общее с Пушкиным, а лишь кто вслушивается в голос говорящего Пушкина, угадывая интонацию, какая была у живого. Кто живого Пушкина не слушает в перелистываемых страницах, тот как бы все равно и не читает его, а читает кого-то взамен его, уравнительного с ним, "такого же образования и таланта, как он, и писавшего на те же темы, - но не самого его" (Там же. С. 303). А можно ли читать и "слушать" газеты? Смешно даже... Это уже не литература. Это голые слова, словечки даже.

А "жатвенная машина" - это колосья и механизм. Мертвый механизм. Ни любви, ни души, ни чувства в таком хлебе. И трапеза превращается в рациональное насыщение плоти едой, только и всего. Это тем более было заметно Розанову, потому что он никогда не скрывал свою

стр. 182


позицию "русского обывателя", для которого эстетика или моралистическое "не нравится" могут стать решающими аргументами в отношении к любым идеям, институтам и событиям" (Т.1. С. 14). Вот так и не иначе. Какие там разумные аргументы, рациональные доводы! Простое не хочу, потому что не нравится, не люблю, не принимаю, не одобряю, считаю не красивым, не добрым. Вот и все аргументы. Очень русские аргументы. "Мы не по думанью любим, а по любви думаем. Даже и в мысли - сердце первое" (Т. 2. С. 368).

Выборы сразу вспоминаются, не правда ли? Любые - мэрские, пэрские или президентские.

- Вы за кого голосовали?

- За А.

- Почему?

- Да нравится он мне..."

- А вы?

- За В.

- Почему?

- Да мужик хороший!..

И так далее. Какие программы, какие оценки, какая логика? Нравится и все тут! Душе приятно, глаз радуется, мужик хороший, полюбился он - вот вся рациональность, весь сказ, как говорится. "Русская жизнь и грязна, и слаба, но как-то мила... народ наш и плох, но он - наш, наш народ, и это решает все" (Там же. С. 324-325). Так всегда и жил русский человек, руководствуясь внутренними порывами души, "по любви думая". И появилось это не сегодня и не вчера даже. Это было всегда, и испокон веков присуще русскому человеку. Было. До определенного времени...

Или вот еще. Опять же из Розанова, и опять про рациональность, но без названий и эпитетов. Лишь по общему содержанию, духу сказанного понимаешь, о чем хотел сказать автор.

"Теперь в новых печках повернул ручку в одну сторону - труба открыта, повернул в другую сторону - труба закрыта.

Это не благочестиво. Потому что нет разума и заботы.

Прежде возьмешь маленькую вьюшку - и надо ее не склонить ни вправо, ни влево - и она ляжет разом и приятно. Потом большую вьюшку - и она покроет ее, как шапка.

Это правильно.

Раз я видел новое жнитво: не мужик, а рабочий сидел в чем-то, ни - телега, ни - другое что, ее тянула пара лошадей; колымага колыхалась, и мужик в ней колыхался. А справа и слева от колымаги, как клешни, вскидывались кверху не то косы, не то грабли. И делали дело, не спорю - за двенадцать девушек. Только девушки-то эти теперь сидели с молодцами за леском и финтили. И сколько им не наработает рабочий с клешнями, они все профинтят.

стр. 183


Выйдут замуж - и профинтят мужнее.

Муж, видя, что жена финтит, - завел себе на стороне "зазнобушку".

И повалилось хозяйство.

И повалилась деревня.

А когда деревни повалились, зачернел и город.

Потому что не стало головы, разума и Бога" (Там же. С. 422-423).

А может ли Россия без Бога жить? Если "В конце всех вещей - Бог. И в начале всех вещей Бог. Он все. Корень всего" (Там же. С. 583). Не может Россия без Бога, без души, без любви, без сердца. Не может. Но смогла. Вынуждена была, потому что в сапогах хотела ходить, да на машине пахать.

"Несомненно, однако, что западники лучше славянофилов шьют сапоги. Токарничают. Плотничают.

"Сапогов" же никаким Пушкиным нельзя опровергнуть. Сапоги носил сам Александр Сергеевич, и притом, любил хорошие. Западник их и сошьет ему. И возьмет за небольшой и честный процент, имение в залог, и вызволит "из нужды" сего "гуляку-праздного", любившего и картишки и все.

Как дух - западничество ничто. Оно не имеет содержания.

Но нельзя забывать практики, практического ведения дел, всего этого "жидовства" и "американизма" в жизни, которые почти целиком нужно предоставить западникам, ибо они это одни умеют в России. И конституция. И сапог. Не славянофилы же будут основывать "ссудо-сберегательную кассу" и первый "Русский банк". А он тоже нужен" (Там же. С. 394-395).

Вот так и заложили мы дух (или душу?) свой в обмен на прогресс, начиная от сапог и заканчивая банками. А с прогрессом и рационализм стал вторгаться сначала в нашу жизнь, а потом и в мысли, чувства, душу, вытесняя их. и захватывая все жизненное пространство нашей духовности. "Техника, присоединившись к душе. дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Получилась "техническая душа", лишь с механизмом творчества, а без вдохновения творчества" (Там же. С. 322).

И стали мы забывать свою русскую "самость" - суть которой - сердце, любовь, красота, добро и Бог. Розанов говорит, что все стало обращаться "в шаблон, схему, фразу. Проговорили великие мужи. Был Шопенгауэр: и "пессимизм" стал фразою. Был Ницше: и "Антихрист" его заговорил тысячею лошадиных челюстей. Слава Богу, что на это время Евангелие совсем перестало быть читаемо: случилось бы то же.

Из этих оглоблей никак не выскочишь.

- Вы хотите успеха?

- Да.

- Сейчас. Мы вам изготовим шаблон.

- Да я хотел сердца. Я о душе думал.

- Извините. Ничего, кроме шаблона.

стр. 184


- Тогда не надо... Нет, я лучше уйду. И заберу свою бедность с собою" (Там же. С. 322-323).

Но бывало и похуже. И бедность оставалась, и душа исчезала, хотя сначала ей просто становилось не по себе, зябко как-то. "Страшно, когда наступает озноб души... Душа зябнет" (Там же. С. 558). Но слишком силен русский дух, чтобы, озябнув, замерзнуть и умереть. Ничего. Выжил. Уже почти оклемался и теперь пытается понять, что же это за сила такая - рациональность, почему она подчиняет себе великие умы Запада вот уже две тысячи лет, а цивилизации, основанные на ее же принципах ведет к катастрофе? И становится понятным, что нельзя человеку растворять свое Я в своем "рацио", отождествлять себя с мыслью, сознанием. Я это мир. Мир огромный и часто невыразимый. Мир любви и радости, веры и совести, добра и зла, воли и страсти, интуиции и чувств, эмоций и разума. Конечно, разума, куда уж без него. а на разуме основано и все наше "рацио", нельзя только ему позволять затмевать собой все остальное, весь Мир, тогда и Бог не умрет, и человек будет жить, жить и наслаждаться тем прекрасным, что всегда было в мире и есть в России. Особенно хороша в России осень (опять же почти как у классика), и осенний лес, и опавшие листья в осеннем лесу...

"Много есть прекрасного в России: 17 октября, конституция, как спит Иван Павлыч. Но лучше всего в чистый понедельник забирать соленья у Зайцева (угол Садовой и Невск.). Рыжики, грузди, какие-то вроде яблочков, брусника - разложена на тарелках (для пробы). И испанские громадные луковицы. И образцы капусты. И нити белых грибов на косяке двери.

И над дверью большой образ Спаса, с горящею лампадой. Полное православие" (Т.2. С. 289).


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-РАЗМЫШЛЕНИЯ-НАД-ОПАВШИМИ-ЛИСТЬЯМИ-В-БЕЗНАДЕЖНОЙ-ПОПЫТКЕ-ПРЕОДОЛЕТЬ-РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е.Ю. ЛЕОНТЬЕВА, РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД "ОПАВШИМИ ЛИСТЬЯМИ" В БЕЗНАДЕЖНОЙ ПОПЫТКЕ ПРЕОДОЛЕТЬ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-РАЗМЫШЛЕНИЯ-НАД-ОПАВШИМИ-ЛИСТЬЯМИ-В-БЕЗНАДЕЖНОЙ-ПОПЫТКЕ-ПРЕОДОЛЕТЬ-РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (date of access: 02.03.2024).

Publication author(s) - Е.Ю. ЛЕОНТЬЕВА:

Е.Ю. ЛЕОНТЬЕВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
608 views rating
08.09.2015 (3097 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КОТ-Д'ИВУАР. МЕТАМОРФОЗЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
12 minutes ago · From Вадим Казаков
"АФРИКАНСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИНИЦИАТИВА" - ПРАКТИЧЕСКИЙ ШАГ К АКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ РОССИИ И АФРИКИ
Catalog: Экономика 
23 minutes ago · From Вадим Казаков
ПАМЯТЬ О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ
Catalog: История 
23 hours ago · From Вадим Казаков
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИНДИИ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Catalog: Экономика 
23 hours ago · From Вадим Казаков
МЬЯНМА И КИТАЙ: "ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ"
23 hours ago · From Вадим Казаков
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТАЙВАНЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Catalog: География 
23 hours ago · From Вадим Казаков
В статьях 2022г. и 2023г. имеются существенные ошибки при определении энергии связи, энергии расширения Вселенной, энергии удержания ядра элемента от распада, энергии отталкивания и другие ошибки. Остаются в силе определения энергетической среды и её размерность, поглощение энергии при синтезе. Энергия потенциалов взаимодействия E_CVn - является энергией отталкивания. Установление зависимости скорости света и значения Планка, уточняет взаимодействие энергетических сред. Вводится определение Термодинамического Объёма, в точке взаимодействия и в расширении Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации - одна из старейших в Российской армии. Она представляет собой систему органов управления, организаций центрального, окружного, флотского, армейского подчинения, специалистов войскового звена, предназначенную для осуществления надзора за выполнением ветеринарного законодательства в ВС РФ.
Платошкин Н.Н., дипломат, историк, лидер движения «За новый Социализм», автор книги об Эрнесто Че Геваре. Излагает общепринятую прозападную версию Карибского кризиса, ВСО «Анадырь» (1962г). Считает, что Вооруженные силы СССР, под руководством Хрущева Н.С., блестяще справились с защитой Республики Куба от вторжения США. В условиях секретности и готовности к нанесению ядерных ударов по Вашингтону и Нью-Йорку.
РАСПАД ЛИВИИ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕННОСТИ В АФРИКЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
Catalog: География 
5 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД "ОПАВШИМИ ЛИСТЬЯМИ" В БЕЗНАДЕЖНОЙ ПОПЫТКЕ ПРЕОДОЛЕТЬ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android