Libmonster ID: RU-19906
Author(s) of the publication: И. Б. АЛЕКСАНДРОВА

© И. Б. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат филологических наук

Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова.

Из Пиндемонти

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна

Между словами и Словом лежит молчание.

Что такое молчание?

Молчание - это "горение к небесам" (Е. Н. Трубецкой) души человеческой, внимающей откровению. Это чуткое, напряженное слушание Слова - тайного, сокровенного, но явленного тому, кто счастлив быть посвященным, приобщенным к Тайне.

Это и воплощение услышанного - Истины - земными средствами, тебе данными... Молчат русские храмы. "Горят к небесам" златоверхие храмы - мирообьемлющее начало, образ соборного жития. По словам Е. Н. Трубецкого, "собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, - такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства" [1].

Это понимал преподобный святой Сергий Радонежский, основавший обитель в лесной пустыне, - обитель, куда шли люди; где, как когда-то, до грехопадения Адама, восстанавливался мир между всякой живой тварью и человеком (Сергий Радонежский, как рассказывает его жизнеописатель, делил свою ежедневную трапезу с медведем).

Сергий стал иноком, подвижником, поставившим храм Святой Троицы в месте, где звери бродят стадами, а "стадо бесчисленно" бесов кличит на разные голоса: "Уйди, уйди из места сего!.. Ужели ты не боишься умереть с голода, либо от зверей или от разбойников и душегубцев!" [2]. Но молитва, та ее высшая сила, действо которой про-

стр. 70


текает "без слов, без поклонов и даже без размышления" [3], умиротворяет и зверя. Вера в преображение, одухотворение звероподобного мира светоносной Любовью владела святым Сергием; дала ему силы и мудрость исполнить свой жизненный обет Богу. "Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает" [4].

Мысль о неизбежности соборного единения всего человечества в Любви, когда Вселенная представляется как "мир всей твари" [5], мир ненарушенного лада, запечатлена и в престольной иконе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры - в образе Живоначальной Троицы. Андрей Рублев, монах, в красках воплотивший свое слышание Слова, видение Света, стал молчальником, поднялся в мир горний на время, нужное для творения - для претворения Услышанного, Увиденного. "Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы ... Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе... да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них" [6]. Эта любовь, сорадующаяся истине, всепокоряющая, всесокрушающая милосердием, долготерпением, верой: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь... не ищет своего,.. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" [7] - эта любовь - вечное: "Любовь никогда не перестает... Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (Там же).

Чувство гармонии, уместности каждой частицы сущего вносит Любовь, царствующая "в предвечном совете живоначальной Троицы" [8]. То, что сделал Сергий Радонежский, поставив храм "как зеркало для собранных им в единожитие", Андрей Рублев передал в красках - "дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира" [9].

Молчание - умоделание. Как войти во храм, как, очистившись духом, исполнившись Слова, стать частью великого целого? Человек должен делать свой выбор в покое - отрешившись от суетного, единовременного, неважного, услышав душой голос Бога.

Молчание - религиозная мысль и религиозное чувство; барьер, преграда эгоизму. Образы святых, созданные по образу и подобию человека, - проявление духовной скудости. Это черта не только нашего века. Еще протопоп Аввакум стремился оградить свою паству от созерцания подобного рода икон и обращался к изографам, писавшим лик Бога: "Пишут Спасов образ Эммануила - лицо одутловато, уста

стр. 71


червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые; тако же и у ног бедра толстые... Старые добрые изографы писали не так подобие святых: либо и руки и все чувства отончали, измождали от поста и труда и всякие скорби. А вы ныне подобие их изменили, пишете таковых же, каковы сами" [10].

Чтобы увидеть Божий лик, услышать Святое Слово, понять красоту аскезы, утончающей душу человека, нужно молчание. Молчание - победа над собой, уничтожение в себе ростков богоборчества - индивидуализма, стремления "переступить" через себе подобного, бросить вызов Творцу - "Тварь я дрожащая или право имею?". Искажение человеческого лика, вызванное стремлением стать наравне с Творцом - "Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно"; утрата "веселого лица" как следствия "веселого сердца", не подверженного греху уныния; потеря гармонии с миром, единства, а следовательно, и счастья - это искажение начал человечности особенно ясно ощущается в состоянии молчания.

Молчание - условие творчества. Человек, созданный по образу и подобию Божию, выплескивает себя - свое знание о мире, о себе как "частице целой Вселенной" - в творении. Его творчество гармонично. Из хаоса он творит Космос: "Поэт - сын гармонии... приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. Слова поэта суть уже его дела. Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака; может быть, они собирают какие-то части старой породы, носящей название "человек"... На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, - катятся звуковые волны... Эта глубина духа заслонена явлениями внешнего мира". Это слова А. Блока из речи на 84-ю годовщину смерти А. С. Пушкина - великого и величавого русского художника слова.

И поэт бежит от "детей ничтожных света" (А. С. Пушкин), дабы отрешиться от собственного ничтожества, подняться над ним и - "дивясь божественным природы красотам, и пред созданиями искусств и вдохновенья - безмолвно утопать в восторгах умиленья" (А. С. Пушкин). Дабы, испив взрослой мудрости, приняв Дар пророческого видения, связи с Богом, проснуться однажды ночью и написать стихотворение "Пророк". Вот как совершилось таинство творческого рождения "Пророка", по признанию самого поэта в беседе с О. А. Смирновой: "Я как-то ездил в монастырь Святые Горы - чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в кельи. На столе лежала открытая Библия и я взглянул на страницу - это был Иезекииль... Я прочел отрывок, который перефразировал в "Пророке". Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение".

стр. 72


Поистине - "блажен, кто молча был поэт"; вот почему -

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит... 
Давно, усталый раб, замыслил я побег 
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Пора, мой друг, пора!..

Молчание - особое состояние духа, отрешившегося от земного начала для того, чтобы услышать голос Истины и, трудно пережив в себе человека несовершенного, отказаться от этого тягостного несовершенства. Безмолвниками, в продолжение многих лет соблюдавшими обет непрерывного молчания, стали святой Иоанн, армянский святой преподобный, получивший сан епископа в 28 лет, но отказавшийся от него ради безмолвия; святой Петр (Четьи-Минеи); святой Исихий (Пролог); Стефан Пресвитер; Лука "новый столпник"; святые Афанасий, Онуфрий и Феодор, затворники Киево-Печерского монастыря.

Молчальниками, или исихастами, прославился центр восточного монашества - Афон. "Муж мудрый безмолвие видит" - такова главная идея безмолвников.

Благодать Божия и божественное озарение открываются тем, кто хранит молчание, проводя время в молитве. Их телесные очи способны видеть Свет, бывший в Адаме до грехопадения, но утраченный им и снова явленный на Фаворе, дабы человек знал, каким ему надлежит быть, и стремился к очищению от греха.

Это озарение - путеводная звезда в мире, разъединенном неверием, ненавистью, страхом. Этот Свет - напоминание о существовании, бытии Бога в судьбе человека и возможность, право каждого совершенствоваться по подобию Божию. "Этот свет, это "брашно ангелов" есть слава естества Божеского и красота будущего века" [11].

"Свет тот не есть чувственный, - писал Григорий Палама, - и зрячие чувственными очами не могли просто его видеть, но силою Божественного Духа они были приуготованы для видения его. Они были изменены, и таким образом увидели измененную форму... молитва является подательницей сего блаженного видения... чрез приближение к Богу, достигаемое добродетелью, и чрез единение с Ним нашего ума происходит и является оное Осияние... Истинная и Прекраснейшая Красота... может быть зримой только для очистившего свой ум..." [12].

"Истинная и Прекраснейшая Красота", оказывающая очистительное действие на душу, несет этический смысл. Она не позволяет человеку снизойти до уровня Хама, который рассказал братьям о наготе отца своего и так посмеялся над бессильным, не имеющим возможности ему ответить. Переступить через того, кто слабее тебя; оскорбить того, кто дал тебе жизнь, - это ли не грех? И разве не из-за этого греха

стр. 73


потомки Хама превратились в рабов: "Ной... узнал, что сделал над ним меньший сын его; И сказал: проклят Ханаан [сын Хама]; раб рабов будет он у братьев своих..." [13]. И не потому ли эпизод из истории взаимоотношений отца и сына удостоился чести быть запечатленным Библией?

"Истинная и Прекраснейшая Красота" не позволяет человеку пародировать себя самое. Вспомним, как пушкинская Татьяна, "в молчаливом кабинете" читая книги Онегина, вдруг понимает:

Что ж он? Ужели подражанье, 
Ничтожный призрак, иль еще 
Москвич в Гарольдовом плаще... 
Слов модных полный лексикон?.. 
Уж не пародия ли он?

Интересно, что эпитет молчаливый появляется у Пушкина тогда, когда в кабинет входит Татьяна - "дика, печальна, молчалива" (прежде комната Онегина называлась уединенной:

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный [курсив наш. - И. А.]
Одет, раздет и вновь одет?).

Татьяна, чуткая к красоте безмолвия, привыкшая "на балконе предупреждать зари восход, / Когда на бледном небосклоне / Звезд исчезает хоровод / И тихо край земли светлеет", ясно ощущает самопародийность Онегина. Человек становится пародией тогда, когда, будучи частью, порождением целого, это целое презирает: "Мы почитаем всех - нулями, / А единицами - себя; / Мы все глядим в Наполеоны..." и бросает вызов Творцу, пытаясь подражать Ему: "Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно".

Дружба с Ленским - пародия-дружба; "наука страсти нежной" - пародия-любовь. "Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил" - пародия-реформаторство; и так до тех пор, пока настоящее чувство не заставит отказаться от ритуализованного, пародийного, этикетного поведения - "Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?", - не пробудит душу к жизни: "Он меж печатными строками / Читал духовными глазами / Другие строки...". - Лишь тогда совершается отказ от рационалистически выверенных, продуманных, закованных в рамки "учитесь властвовать собой" мысли и поступка; личность обретает свое необходимое начало - гуманность, духовность. Дух творит душу; человек совершается по образу и подобию Божию, Бог есть Жизнь и Любовь и Свет: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" [14]; "...любовь от Бога, и всякий любя-

стр. 74


щий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" [15].

Уединение, молчание становятся необходимыми условиями при-уготовления души к высокому: "И часто, целый день одна, / Сидела молча у окна"; "От света вновь отрекся он... в молчаливом (!) кабинете..." Нужно услышать Слово - тогда услышишь себя: поймешь свою судьбу, свой путь.

Молчание - это когда хочешь воскликнуть: "Господи, пронеси мимо чашу сию!.." - но остаешься - безмолвным. И несешь свой крест - и веруешь: "Лучшее пред Богом предстояние. В глубине высокого смирения" ("Страх Господень - авва воздержания" [16]).

В жизни каждого человека должно быть время молчания. Тогда только слышишь сокровенное Слово - постигаешь меру, которой следует поверять себя; тогда творишь свое слово - жизнь. Зачем же еще мы созданы по образу и подобию Божию?

Литература

1. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Три очерка о русской иконе. М., 1991. С. 12.

2. Житие Сергия Радонежского.

3. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 142.

4. Послание апостола Павла римлянам // Новый Завет. 14; 22.

5. Трубецкой Е. Н. Россия в ее иконе // Три очерка о русской иконе. С. 83.

6. Евангелие от Иоанна // Новый Завет. 17; 11 - 26.

7. Первое послание апостола Павла к Коринфянам // Новый Завет. 13; 4 - 7; 8 - 10.

8. Трубецкой Е. Н. Россия в ее иконе. С. 95.

9. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. С. 12.

10. Цит. по: Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. С. 14.

11. Христианство. Т. 1. С. 652.

12. Палама Григорий. Омилия 34-я / Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М., 1993. Ч. 2. С. 90, 88, 89.

13. Первая книга Моисеева. Бытие // Ветхий Завет. 9; 24, 25.

14. Евангелие от Иоанна. 1; 4.

15. I Послание Иоанна // Новый Завет. 4; 7 - 8.

16. Иеромонах Роман. М., 2004.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-СЛОВО-О-МОЛЧАНИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Вадим КазаковContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kazakoff

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. Б. АЛЕКСАНДРОВА, СЛОВО О МОЛЧАНИИ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 23.09.2024. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-СЛОВО-О-МОЛЧАНИИ (date of access: 06.10.2024).

Publication author(s) - И. Б. АЛЕКСАНДРОВА:

И. Б. АЛЕКСАНДРОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Описывается значение слоговой согласной связки постоянства НТ в парадигме энергетической этимологии русского языка
Catalog: Филология 
3 days ago · From Валерий Василёв
Стихи, камень
Catalog: Разное 
Эту маленькую заметку я посвящаю, Экс-Заместителю Министра обороны Российской Федерации, генералу-армии Исакову Владимиру Ильичу, человеку которому несмотря на свою загруженность и неимоверную занятость, преподал мне хорошую школу жизни. Этот человек мой учитель, с неимоверными умственными, организаторскими способностями. Я горд, что он был моим непосредственным командиром и начальником, и что я проходил службу под его руководством. Юрий БОЕВ. Рассказ о работе ветеринарно-санитарной службы Вооруженных сил России,
Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства. Для многих поколений ветеранов, офицеров, курсантов военных учебных заведений Вооруженных Сил, студенческой молодежи, этот человек является ярким примером служения Отчизне, высокого профессионализма, преданности избранному делу.
ВИНОГРАДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В МГУ
Catalog: История 
13 days ago · From Вадим Казаков
ЧТО ТАКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ?
13 days ago · From Вадим Казаков
ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В "СЕНТИМЕНТАЛЬНОМ ПУТЕШЕСТВИИ" Н. С. ЕВДОКИМОВА
Catalog: Разное 
13 days ago · From Вадим Казаков
"КАК НИ ЗОВИ, А ПОКЛОНЫ ТВОРИ...". О НАРОДНЫХ НАЗВАНИЯХ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ
13 days ago · From Вадим Казаков
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК "РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР"
Catalog: История 
14 days ago · From Вадим Казаков
КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Димитрий (Дмитрий)
Catalog: История 
14 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
СЛОВО О МОЛЧАНИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android