Libmonster ID: RU-19887
Author(s) of the publication: Л. Л. БЕЛЬСКАЯ

© Л. Л. БЕЛЬСКАЯ, доктор филологических наук

Ты в хор вольешься неслучайный 
Созвучно-длинных, стройных строф.

З. Гиппиус

В XX веке в русской литературе развивается новое художественное направление - модернизм с его поэтикой ассоциаций и символов, сознательным отходом от "традиций классической поэзии", которые представлялись изжитыми, и поисками новых путей (Баевский В. С. История русской поэзии. Смоленск, 1994. С. 189). Появляются манифесты и декларации: "Хвала сонету" и "Глагольные рифмы" К. Бальмонта, "Неуместные рифмы" и "Свободный стих" З. Гиппиус, "Перебой ритма" И. Анненского, "Ямбы" А. Блока, "Мирные ямбы" В. Иванова. Вот как афористически выразил пафос новой поэзии А. Белый: "В строфах - рифмы, в рифмах - мысли Созидают новый свет" ("Брюсову", 1904). В. Я. Брюсов подчеркивал осмысленность рифменных созвучий:

Созвучья слова не случайны! 
Пусть связь речений далека, 
В ней неразгаданные тайны 
Всегда живого языка.

Парадоксально, что поэты-символисты, теоретизируя, призывая к экспериментам в области стихотворной формы, тем не менее не стремились к новаторству в собственном творчестве, ограничиваясь ту-


Продолжение. Начало см.: Русская речь. 2004. N 5.

стр. 3


манно-декларативными образами: "Мои стихи - как дым алтарный"; "К словам от слов, от мысли к мысли Сплетенье верных рифм ведет; И строфы, как гирлянды, свисли Над глубиной прозрачных вод" (Брюсов). "Пеку прием: стихи - в начинку"; "рифмой пламенной обрушь" (Белый).

У многих символистов встречаются стихи о стихах, в особенности о рифмах (см. статью С. Андреевского "Вырождение рифмы", 1901). Именно с символистов началось обновление и возрождение русской рифмы, отказ от ее фонетической точности и грамматической однородности. Бальмонт признавался: "Глагольных рифм избегнуть не могу", "В глагольных рифмах сладости немало, Коль рифма рифму вдруг поцеловала", но сам широко применял "неграмматические рифмы".

З. Гиппиус в экспериментальных стихотворениях "Неуместные рифмы" и "Негласные рифмы" опробывает начальные и диссонансные созвучия: шуме - шутке, неводы - нежность, грусти - грубости, весел - чисел, кошмары - меры, понятно - минутно.

Иногда авторы фиксируют читательское внимание именно на рифмах: "серебристою рифмой "Мари"" (Брюсов); "к Петрограду рифм гулящих стадо" (Гиппиус); "И даже рифмы нет короче глухой крылатой рифмы: смерть" (Блок). Но преобладают метафорические определения: "По строкам рифма вьется, как змея"; "Все рифмы девы - мало жен" (Гиппиус); "тройных созвучий полные аккорды" (Мережковский); "просил у эхо рифм ответных" (Брюсов); "рифм веселых огоньки" (Блок).

Обратимся к программным произведениям символистов, посвященным поэтическому мастерству. К. Бальмонт, гордившийся своей "певучей силой", "изысканностью русской медлительной речи", утверждал, что никогда не размышляет над стихами и не сочиняет их ("Как я пишу стихи"), и заявлял, что учился "науке свирельной" не у классиков, а у природы и жизни, непонятно только, почему они подсказывали ему именно классические размеры:

Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчаньи ручьев...
Плакучие ветви берез
Мне дали размер амфибрахий,
В нем вальс уплывающих грез.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат - анапест...
И рифмою чудился мне голубою
Среди желтизны василек.

("Заветная рифма")

В отличие от Бальмонта с его восторженной "мимолетностью" и легкостью "перепевных звонов", И. Анненский считал труд "над гру-

стр. 4


дой листов" кошмарным и сравнивал свои стихи с больными детьми ("Третий мучительный сонет"). Творил он по ночам, стих его, "как ребус, непонятен", а "разнозвучья" не разрешены ("Мой стих", Поэту", "Поэзия"). В "Трилистнике шуточном" речь идет о стиховом ритме, его перебоях и ритмических формах - пэонах (безударных стопах).

Как ни гулок, ни живуч - Ям-
-б, утомлен и он, затих 
Средь мерцаний золотых, 
Уступив иным созвучьям...

Узнаю вас, близкий рампе, 
Друг крылатых эпиграмм, Пэ-
-она третьего размер.

("Перебой ритма")

Вслед за Анненским о пэоне напишет В. Ходасевич, озаглавив стихотворение "Пэон и цезура. Трилистник смысла" (с явным намеком на предшественника) и представив эти ритмические особенности в очеловеченном виде - как героев любовной драмы: "Цезура говорит молчаньем - Пэон не прекословит милой", "Он медленно главу возносит, Растягивая звенья страсти". Так шутливо обыгрывается семантика ритма - "молчание" постоянной паузы и "растяжение" интонации при пропуске ударения.

Ранний Ф. Сологуб, подражая началу пушкинского "Домика в Коломне", рассуждает о том, как создавать терцины ("Терцинами писать как будто очень трудно?", 1894). На вопрос, поставленный в начальной строке, автор отвечает отрицательно, так как тройных рифм предостаточно в нашем "многословном" языке. Но в отличие от Пушкина, он бракует 5-стопный ямб ("Звучит, как лай собак, его тягучий звон, и скучный, и неровный") и избирает 6-стопный, расхваливая и другие размеры: 4-стопный ямб, "то строгий, то альковный", хореи и трехсложники, в которые "легко вложить и страстный крик, и вопли горести, и строгий символ веры".

Вначале поэт принимает и белого стиха "глубокие пещеры", но все же ближе ему рифмованный, который "благоухает и пышной розою, и скромной влагой трав", и в итоге он выносит белому стиху суровый приговор: "Но темен стих без рифм и скуку навевает".

З. Гиппиус не признает верлибр. В стихотворении "Свободный стих", адресованном молодым поэтам, верлибр высмеивается за "сухую ломкость, скрып углов, узор пятнисто-похотливый икающих и пьяных слов". Категорично и безапелляционно поэтесса осуждает и стих для "ленивых", и его рабов-сочинителей. А слова "свободный стих" берутся в кавычки, ибо по-настоящему свободным можно на-

стр. 5


звать, с авторской точки зрения, только традиционный, метрический стих.

И чуть запросит сердце тайны, 
Напевных рифм и строгих слов -
Ты в хор вольешься неслучайный 
Созвучно-длинных, стройных строф.

Через десять лет в насмешливом экспромте "Стихотворный вечер в "Зеленой лампе"" (1927), иронизируя над участниками этого вечера - "перестарками, и старцами, и юными", в том числе и над собой ("И Гиппиус, ветхая днями"), она вопрошает: "Какой мерою поэтов мерить? О, дай им, о, дай им верить Не только в хорей и ямб!". Ну как тут не вспомнить пушкинскую иронию по поводу антипоэтических натур: "Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить".

Заметим, что, говоря о классическом стихе, поэты чаще всего имеют в виду самые популярные в русской поэзии метры - ямбы и хореи: "За ямбами певший хореи" (Бальмонт о Пушкине); "Как гордились мы русским стихом... Восхищались мы гибкостью ямба Или тем, как напевен хорей" (Е. Дмитриева - Черубина де Габриак).

В. Ходасевичу принадлежит гимн в честь 4-стопного ямба: "Не ямбом ли 4-стопным..." (1938), в котором воспевается "заветный" и "допотопный", свободный и чеканный ямб, живущий уже два столетия: "Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни был"; "По четырем его порогам Стихи российские шумят"; "В нем спит спондей, поет пэон. Ему один закон - свобода. В его свободе есть закон".

В своем предисловии к поэме "Возмездие" А. Блок назовет ямб "простейшим выражением ритма" эпохи, его "бичами" поэт гоним по миру, подчиняясь его "упругой волне": "Дроби, мой гневный ямб, каменья!" Сам же Блок не любил рассуждений о стихотворной форме, свою поэзию определял как "созвучья песен и стихов", подбирая к этим словам многочисленные эпитеты: песни - скорбные, веселые, последние, грешные, заморские; песня - одинокая, щемящая, соловьиная, длинная, зеленой весны; стихи - тихие, греховные, несказанные; воспевал "туманы стиха", "ручьи моих стихов", "их тайный жар".

Любили давать определения к существительным стихи, строфы, строки, рифмы М. Волошин и М. Кузьмин: "четкий и звонкий стих", "гудящие строфы", "певучая рифма", "влюбленное созвучие" и "милые стихи", "сухие строки", стих - послушный, скромный, влюбленный, взволнованный.

Акмеисты в своих произведениях старались не вдаваться в детали стиховых конструкций и обрисовывали их иносказательно. Н. Гумилев советовал стихотворцам избегать соблазнов "перебойных рифм"

стр. 6


и "певучести": "Пусть будет стих твой гибок, но упруг"; "Твой стих не должен ни порхать, ни биться" ("Поэту"); "Звучит Ахматовой сиренный стих"; "Я говорю и думаю ритмически"; "Грустят валы ямбических морей".

О. Мандельштама в "шуме стихотворства" больше всего привлекала "фонетика - служанка серафима", и он слышал долготу и краткость в метрике Гомера и "говор валов" у Батюшкова, "родной звукоряд" и "глагольных окончаний колокол", "звуков стакнутых прелестные двойчатки" и "двойною рифмой оперенный стих". Поэт был уверен, что "дышит таинственность брака в простом сочетании слов".

Как и Блок, А. Ахматова именовала свои произведения и стихами, и песнями. В "Тайнах ремесла" она стремится объяснить, как рождаются стихи, из чего возникают - "из какого сора", вплоть до "плесени на стене", какими они должны быть ("в стихах все быть должно некстати"), у кого и что берет поэт (у природы, музыки, "жизни лукавой" и "ночной тишины"), как появляются первые слова и "легких рифм сигнальные звоночки". Стихи - это "пыль, и мрак, и зной", т.е. в них перемешано низменное и высокое, трагическое и смешное, это "клубок противоречий". И все же в сочетании "священное ремесло" Ахматова делает ударение на первом слове: "Наше священное ремесло Существует тысячи лет...".

Для Б. Пастернака стихи - природное явление, они родственны свободной стихии. Ливень пускает в рифму пузыри, поэзия - это "ночь, леденящая лист" и "двух соловьев поединок". В юности, по его словам, он корчил из себя "объевшегося рифмами всезнайку", который привык "выковыривать изюм певучестей из жизни сладкой сайки" ("Спекторский"). Но вскоре почувствовал, что вся ширь пространства "рифмует с Лермонтовым лето и с Пушкиным гусей и снег", что любовь просится на рифмы и дышит в них, потому что рифмы - не просто "вторенье строк", а стихи можно разбивать, как сад, внося в них дыханье роз, и можно уместить целый мир в "границах строфы". Лишь однажды упомянет Пастернак название стихотворного метра - и то в сравнении: "В сухарнице, как мышь, копается анапест". О какой рассудочной "алгебре" может идти речь, если "слагаются стихи навзрыд"!

Продолжение следует

Цфат, Израиль


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-СТИХОВ-РОССИЙСКИХ-МЕХАНИЗМ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Л. БЕЛЬСКАЯ, "СТИХОВ РОССИЙСКИХ МЕХАНИЗМ" // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2024. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-СТИХОВ-РОССИЙСКИХ-МЕХАНИЗМ (date of access: 10.09.2024).

Publication author(s) - Л. Л. БЕЛЬСКАЯ:

Л. Л. БЕЛЬСКАЯ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Стихи
Catalog: Разное 
МИКРОТОПОНИМИЯ - ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
Catalog: География 
6 days ago · From Россия Онлайн
ЗАБЫТЫЕ ТРУДЫ А. С. ШИШКОВА
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
"ОСОБЫЙ ЯЗЫК" ПРОЗЫ В. ПЕЛЕВИНА
6 days ago · From Россия Онлайн
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ПОЭЗИИ А. А. ДЕЛЬВИГА
10 days ago · From Россия Онлайн
"КАК ВСЕ ЭТО ВОЛНУЕТ МЕНЯ!" О романтическом в мироощущении И. А. Бунина
11 days ago · From Россия Онлайн
Достоинства и недостатки кассы MSPOS-D для предприятий розничной торговли, её особенности и функциональные возможности
13 days ago · From Россия Онлайн
Живое слово и жизнь
Catalog: Разное 
17 days ago · From Россия Онлайн
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ КАК РИТОРИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
Catalog: Разное 
23 days ago · From Россия Онлайн
И СМЕХ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ... В ЗАЩИТУ ГРУСТНОГО ЖАНРА
23 days ago · From Россия Онлайн

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
"СТИХОВ РОССИЙСКИХ МЕХАНИЗМ"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android