Libmonster ID: RU-16924
Author(s) of the publication: И. X. УРИЛОВ

В Махачкале в 1994 г. начал выходить первый на Кавказе исторический журнал "Тарих". Это - детище историков Северного Кавказа, объединившихся в культурно-историческое общество - фонд "Тарих" ("История"), представляющего творческую интеллигенцию различных республик, городов, областей обширного и многоязычного Северного Кавказа.

Подготовил выпуск этого журнала коллектив историков во главе с В. Г. Гаджиевым. В составе редакционной коллегии журнала - ведущие кавказоведы страны - ученые Москвы, Азербайджана, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Северной Осетии, Чечни.

В обращении "К читателю" говорится о целях общества "Тарих". Научные силы региона в последние годы оказались разрозненными; между тем, современная жизнь и сложившаяся на Северном Кавказе конъюнктура поставили перед гуманитариями такие вопросы, решить которые можно лишь объединенными усилиями. Среди них - история сосуществования и сотрудничества народов Северного Кавказа, воссоздание правдивой исторической картины взаимоотношений народов Кавказа с Россией и странами Среднего Востока, проблема происхождения горских народов и их расселения в древности и в средневековье, жизнь народов Северного Кавказа в новое время и в советскую эпоху и другие. Долг историков, ищущих новые подходы к освещению нашего недавнего прошлого, - "понять и правдиво оценить историю поколений, живших до нас и передавших нам ее в наследство". Историки призваны активно противостоять ревнителям и пропагандистам "национальной исключительности", "этнической стерильности" тех или иных народов, тем, кто пытается "свалить все наши беды на русский народ" (с. 4).

При освещении этих и других проблем журнал намерен уделить достойное внимание роли и судьбе исторических личностей, оставивших след в народной памяти. И здесь придется преодолевать одномерность и субъективизм. Редколлегия выступает против однобокости, конъюнктурности, за на-

стр. 168


учный плюрализм в "интепретации исторических событий и явлений". Журнал намерен помещать материалы, содержащие различные оценки, "организовывать диспуты историков, придерживающихся различных идейных ориентации, всемерно поддерживать научную концептуальную "дерзость", основанную на конкретно-исторических фактах" (там же). Одно из намерений журнала - публикация материалов историко-социологического, историко- демографического характера, по историографии и источниковедению, а также новых документов.

Первый номер журнала открывается статьей В. Г. Гаджиева "Кавказ и Россия. (История и современность)". Автор подчеркивает, что историю народов Кавказа нельзя изображать как сплошную цепь конфликтов между ними. В длительных войнах на территории региона неповинны были народы, его населявшие. С незапамятных времен народы Кавказа стремились к братству и дружбе, что отразилось в дошедших до нас памятниках. В статье характеризуются факторы, способствовавшие межнациональному согласию: общность происхождения и исторических судеб, схожесть условий жизни, вековые экономические и культурные связи, поддержка и взаимовыручка в борьбе с завоевателями, наконец, куначество - этот распространенный с древнейших времен своеобразный институт кавказского побратимства. В статье рассказывается о добрососедских отношениях между горцами и казаками вплоть до того времени, когда последние стали использоваться царизмом для подавления и усмирения горцев. Контакты между казаками и горцами не прерывались даже в годы Кавказской войны. Рассматривая исторический аспект проблемы "Кавказ и Россия" и касаясь завоевательных войн России, Гаджиев напоминает, что в условиях постоянной агрессии могучих соседних государств владетели Кавказа искали помощи и поддержки то у одной, то у другой державы, нередко и у России. Автор поддерживает вывод о добровольном вхождении в состав Российской империи ряда народов Северного Кавказа.

С. А. Чекменев в статье "Мухаджирство, переселение, выселение горцев Северного Кавказа в Турцию", указывает, что ни один народ этого региона не обошла в XIX в. стороной трагедия массового выселения в Турцию. Арабский термин "мухаджирство" происходит от слова "мухаджир", буквально: "беженец, эмигрант". Так называли людей, ушедших в 622 г. с пророком Мухаммедом из Мекки в Медину. Мухаджиры 20-50-х годов XIX в. - это горцы, перешедшие на сторону Шамиля для борьбы с царизмом. В постперестроечной литературе часто встречаются термины "депортация" или "геноцид адыгов". Разнообразие толкований этого явления требует дальнейшего специального и углубленного его изучения.

В 1859 г. из горских аулов, расположенных на правом фланге кавказской линии, отправилось в Турцию "на поклонение гробу Магомета" 17279 человек. Так началось переселение в Турцию горских народов, которое продолжалось до середины 60-х годов. Царские власти не только не препятствовали этому процессу, но и ускоряли его различными принудительными мерами. Они были заинтересованы в скорейшем выселении наиболее беспокойных горцев и в освобождении от них земель для передачи их высокопоставленным чиновникам.

Среди горцев агитацию за переселение вели подкупленные кавказской администрацией представители местной верхушки, а также турецкие агенты. С 1858 по 1865 г. Северный Кавказ покинуло почти 50 тыс. человек, но Турции достигла едва ли половина из них. Тысячи погибли в пути от голода, холода и болезней, остальные рассеялись по побережью Черного моря. Выселение горцев привело к опустошениям в Кубанском крае. "Тысячелетний опыт горской культуры,- цитирует автор одного из исследователей Кубани Л. Д. Македонова,- для новых людей, пришедших сюда с традициями равнинного степного хозяйства, пропал бесследно и в результате: плодородные цветущие местности заглохли, сенокосные поляны заросли, бесчисленные сады пропали, огромное скотоводство горцев погибло, а переселенцы ничего, кроме леса не нашли, который и начали истреблять" (с. 17).

Часть горцев эмигрировала из Турции в страны Ближнего Востока, Европы и Америки. В настоящее тремя за пределами Кавказа только адыгов, разбросанных по 40 странам, находится, по неполным данным, более 3 млн. человек. Из них - 2,5 млн. в Турции, около 80 тыс. в Сирии, 50 тыс.- в Иордании, 20 тыс.- в Германии (с. 18). Открывая правду истории, замечает автор, знакомясь с теми жестокостями, которые имелись в прошлом, "необходимо не ожесточаться, а стараться понять, что за события столетней давности в ответе ни казачество и ни русский народ, ни турецкий народ и ни потомки недальновидных представителей горских народов" (там же).

В статье А. И. Мусукаева и А. И. Першица, посвященной духовному наследию народов Северного Кавказа, авторы прослеживают судьбу их традиций в советское время. По их мнению, процесс изменения и обновления традиций происходит время основными путями. Первый - сосуществование старых традиций и новаций, их смешение, сплав, превращение новации в традицию. Другой путь - разумная реформа традиций в соответствии с требованиями времени. Третий путь - крутая революционная ломка традиций.

Предстоит еще изучить парадокс советской эпохи: почти на пустом месте создавалась профессиональная культура ряда народов - своя письменность, национальная литература, музыка, живопись, национальная интеллигенция и одновременно шло разрушение многих компонентов

стр. 169


традиционно-бытового слоя культуры, как "устаревших". В статье подробно рассказывается, как по предписаниям сверху и путем организации "инициативы снизу" происходило разрушение народных традиций адыгов и балкарцев, не вписывавшихся в большевистскую идеологию, таких, например, как традиции родственной солидарности. Это наступление началось уже в 20-х годах. Власти косо смотрели на традиции взаимопомощи крестьян и круговой поруки, обычай уважения и почитания стариков, гостеприимство, самобытную семейную обрядность. К концу 30-х годов почти повсеместно перестали справлять все календарные праздники, не стало таких гуманных по своей сути ритуалов как праздники "первой борозды", "возвращение пахарей", первого выхода на сенокос и т. п.

С начала 70-х годов власти стали вспоминать о праздниках, как "незаслуженно забытых" (а, вернее - искорененных), и принимать меры к их возрождению и придании этим праздникам черт, "присущих идеалам и образу жизни советских людей". Авторы отмечают, что многие традиции умирали в силу общего процесса урбанизации. В целом подрыв традиционно-бытового слоя культуры вел к большей или меньшей деэтнизации.

В. П. Невская в очерке "Первые ученые Карачая и Черкесии" указывает, что "в духовной культуре горцев и кочевников переплетались черты норм обычного права, фольклора, народного календаря с влиянием ислама и мусульманского права- шариата. Ни у одного из народов Карачая и Черкесии не было своей письменности. Образование в мусульманских школах- медресе и мечетях сводилось к заучиванию текстов Корана" (с. 29). В 1837 г. в Ставрополе открывается первая областная гимназия, где было специальное отделение "для почетных горцев". Одним из первых учителей был преподаватель черкесского языка Умар Берсенев. В детстве проданный турецкому паше он смог затем получить образование во Франции и овладеть многими языками. Берсенев составил первую азбуку черкесского языка. Автор рассказывает о первых школах в аулах и городах, открывшихся в результате школьной реформы. Первые учителя в городских школах были главным образом русские, но они с большим уважением относились к культуре местных народов, изучали их языки и обычаи, записывали легенды и песни.

Из горских юношей, обучавшихся в учительских семинариях, гимназиях и городских училищах выросли национальные учительские кадры. Школы стали очагами культурно-просветительской деятельности. Из учительской среды вышли и первые революционеры-горцы.

Под рубрикой "Народы, земли, карты" помещены два исторических очерка - об абадзехах и андийцах. В очерке А. X. Бижева повествуется о судьбе одного из адыгейских народов - абадзехах. Точных данных об их происхождении нет. Они делились на нагорных и равнинных. В первой половине XIX в. численность абадзехов составила около 200 тысяч человек, из которых часть погибла в Кавказской войне, более 43 тысяч были изгнаны из родных земель в 1858 - 1865 годах. Занимались они земледелием, садоводством, огородничеством, скотоводством и ремеслами.

В конце XVIII в. в Абадзехии произошел бескровный переворот - был достигнут компромисс между дворянами и крестьянами. Дворяне не изгонялись, а лишались прежних политических и экономических привилегий. Свои завоевания - владение землей и демократическое управление - абадзехи защищали как от адыгейских дворян, так и от царизма. Оценки русско-адыгейских отношений военными и политическими деятелями России опровергают мнение, что Кавказская война была будто бы спровоцирована горцами-экспансионистами. Например, А. В. Суворов писал: "По собственному моему в бытность на Кубани и поныне испытанию, не примечено народов, явно против России вооружившихся, кроме некоторого весьма незначительного числа разбойников, коим по их промыслу все равно, ограбить Российского ль, Турка, Татарина, или кого из собственных своих сообывателей". "Адыги, - писал он далее, - не есть те народы, нападающие на русских" (с. 37). Борьба абадзехов против царских войск закончилась их поражением. После насильственного выселения в Турцию от некогда многочисленного народа осталось всего около 5 тыс. человек. Большинство оставшихся на Кубани абадзехов разорилось; к концу 1897 г. абад- зехское население насчитывало всего 1382 человека.

В историко-этнографическом очерке М-X. А. Агларова об андийцах указывается, что их местоположение - северо-западный Дагестан, историческая область компактного расселения - обширная котловина, образованная Андийским хребтом и его отрогами. По оценочным данным, к 1994 г. андийцев насчитывалось около 30 тыс. человек. Сведения об андийцах имеются в источниках, начиная с IX в. до н. э. Андийская "федеративная республика" состояла из семи самоуправляемых гражданских общин. Русское подданство андийцы приняли в 1731 г., но вскоре оно было аннулировано, так как они оказали военную помощь чеченцам. Андийские наибы вместе с Шамилем отстаивали Гунибскую крепость. В советское время крупные изменения в общественно-экономической жизни андийцев были связаны с коллективизацией и предоставлением им в вечное пользование зимних пастбищ в равнинной части Дагестана. Во всех селах были открыты школы. Андийцы многоязычны - свободно владеют аварским, русским , а частью и чеченским языками.

Т. Н. Плохонюк напоминает о стершемся в памяти современников факте немецкой иммиграции на Кавказ, которая началась в конце XVIII в. и продолжалось в XIX и XX веках. Только на террито-

стр. 170


рии Терского округа существовало семь общин меннонитов и несколько Других религиозных общин. Хозяйства меннонитов считались образцовыми.

Раздел "Историография, источниковедение, методы исторического исследования" представлен статьей В. Г. Гаджиева " З. В. Анчабадзе и его место в развитии истории народов Северного Кавказа". Историк, источниковед, археограф, этнограф, он оставил капитальные труды не потерявшие своей актуальности. Важен его вывод, что при изучении этногенеза народов Северного Кавказа, в частности, народов Дагестана и Чечено-Ингушетии, решающее значение имеет генетическая близость этих народов с племенами Передней Азии. Ему принадлежит первая работа по типологии горского феодализма. Под руководством Анчабадзе был написан фундаментальный трехтомный труд "Очерки истории народов Северного Кавказа". Вопреки бытовавшему в историографии мнению о движении Шамиля как инспирированного извне, он убедительно показал, что оно "выросло на местной социально-экономической почве", а его главными причинами были ужесточавшаяся политика царизма и все усиливавшийся феодальный гнет.

В разделе "Политический архив" публикуется 20 документов из бывшего партийного архива Дагестанского обкома КПСС. 13 относятся к 1937 году. Документы дают представление о масштабах беззакония и произвола в отношении партийных и советских кадров, представителей интеллигенции и крестьян в эпоху сталинизма. Так, в шифровке Дагобкома в ЦКВКП(б), Сталину от 26 сентября 1937 г. обком просит об увеличении лимита на арест кулаков с 600 до 1200, на "антисоветских элементов - с 2478 до 3300". В тот же день Сталин соглашается с предложениями Дагобкома.

Новый журнал будет способствовать разработке проблем истории народов Северного Кавказа и окажет помощь не только кавказоведам, но и всем, интересующимся историей нашего Отечества.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ТАРИХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. X. УРИЛОВ, "ТАРИХ" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.06.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ТАРИХ (date of access: 15.06.2021).

Publication author(s) - И. X. УРИЛОВ:

И. X. УРИЛОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
25 views rating
09.06.2021 (6 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Начальник Пулеметной команды (с 12.05.1915) 10-го Кубанского пластунского батальона, прапорщик Дмитриев И.С. Послужной список: участвовал в боях против Австро-Германцев с-по: 1915: мая 12-25, июня 8-12, июля 2-3, авг. 25, сент. 28, окт. 25-28; 1916: января 24, ранен (31.01.1916 умер от ран на ногах). Соответствие с записями в Журнале военных действий 10-го КПБт
3 hours ago · From Анатолий Дмитриев
БЕСЕДА ПРОФЕССОРА Г. А. КУМАНЕВА С М. Г. ПЕРВУХИНЫМ (из магнитофонной записи 4 мая 1975 г.)
Yesterday · From Россия Онлайн
ОПЕРАЦИЯ "ТОЛСТОЙ". ВИЗИТ У. ЧЕРЧИЛЛЯ В МОСКВУ В ОКТЯБРЕ 1944 г.
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
НОВЫЕ ДАННЫЕ О КАРИБСКОМ КРИЗИСЕ 1962 г.
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
ЛЕГЕНДА О НАУМАНЕ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Между тем, ларчик просто открывался. Загадка электрического тока объясняется, во-первых, тем что, токи бегут не внутри проводников, а вокруг них, в прилегающем к проводнику эфире. А, во-вторых, тем, что квантами электрической энергии являются не только электроны, но и плюсовые электроны. И в третьих тем, что если минусовые электроны могут распространяться внутри проводников в качестве свободных электронов, то плюсовые электроны могут существовать только как эфирные токи, которые способны генерировать плюсовые электроны в качестве античастицы минусовым электронов.
Catalog: Физика 
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. СБОРНИК СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЛХОВИТИНОВА. М., 2002
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
Б. Н. КОМИССАРОВ, С. Г. БОЖКОВА. ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОСЛАННИК В БРАЗИЛИИ Ф. Ф. БОРЕЛЬ. СПб., 2000
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ Р. Р. РОЗЕН
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"ТАРИХ"
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones