Libmonster ID: RU-10293

История этого издательства со "счастливым" названием ведет свое начало с далекого 1992 года. Тогда, правда, оно называлось немного длиннее - "Фортуна Лимитед".

Одним из первых его проектов было издание литературного альманаха "Круг чтения", редколлегию которого составили Д. Лихачев, С. Аверинцев, М. Гаспаров, А. Битов, Ф. Искандер. Это был такой крупноформатный ежегодник культурологического характера. В нем печатались стихи и проза, эссе классиков. Всего вышло семь номеров.

А потом у издательства появились новые проекты.

Найти свою, отличную от многочисленных других издательских тем непросто, особенно сейчас, когда предложение явно превосходит спрос и на прилавках невостребованными оседают даже такие желанные прежде гости из прошлого, как книги с картинками. Тем не менее, под маркой "Фортуна ЭЛ" возникла и успешно пополняется в течение ряда лет "Книжная коллекция" - серия классических образцов подобного жанра. В нее входят лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы, проиллюстрированные блестящими художниками. Это всем памятные "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре, "М. Ю. Лермонтов в иллюстрациях Михаила Врубеля", "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина с гравюрами на дереве В. Фаворского, а также "Кола Брюньон" Ромена Роллана с иллюстрациями Е. Кибрика, "Пьесы" А. Н. Островского с гравюрами А. Гончарова, "Книга Руфь" с иллюстрациями В. Фаворского.

В издательстве заботятся не только о воспроизведении книжных богатств, но и об их пополнении. Так, впервые именно читателю "Книжной коллекции" довелось получить книгу Н. В. Гоголя "Мертвые души" с полной серией рисунков Марка Шагала, исключительного права на воспроизведение которых добивались многие. В результате давнего творческого содружества с Маем Митуричем-Хлебниковым были подготовлены для семейного чтения две книги японских сказок ("Журавлиные перья" и "Веер молодости") и "Маугли" Киплинга с фантастическими, яркими иллюстрациями художника. В этой же серии вышли еще две книги для детей: "Армянские народные сказки", украшенные работами Мартироса Сарьяна, и сборник рассказов о природе "Олени в горах" Геннадия Снегирева с новыми рисунками Мая Митурича, друга писателя.

В декабре 2006 года издательство "Фортуна-ЭЛ" и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина провели в Центре эстетического воспитания "Му-

стр. 6

сейон" выставку Мая Митурича "Живопись. Графика. Книжная иллюстрация". К открытию выставки была приурочена презентация книги Геннадия Снегирева "Олени в горах". В свое время Константин Паустовский определил миниатюрные рассказы этого писателя как "поэзию в прозе", а творческих соавторов этой книги - Снегирева и Митурича - "проводниками по чудесной стране, имя которой Россия".

В последнее время "Фортуна-ЭЛ" расширила "Книжную коллекцию" своеобразными книгами-исследованиями, при создании которых использовано немало новых дизайнерских решений. Первая подобная книга "Маяковский - Родченко. Классика конструктивизма" наглядно и полно представила разнообразие рекламы, искусства книжного оформления, рождавшееся в содружестве двух мастеров русского авангарда. Примеры более раннего эксперимента в области футуристической книги вошли в сборник "Будетлянский клич!"

Другое, не менее интересное издание, - "Конструктор книги Эль Лисицкий". В этот альбом, оформленный известным мастером конструктивизма Лазарем Лисицким (1890 - 1941), вошли книга стихотворений Влади-

стр. 7

мира Маяковского "Для голоса" (Берлин, 1923) и работа Казимира Малевича "Супрематизм. 34 рисунка", а также супрематический "Сказ про два квадрата" Лисицкого и его теоретические статьи о книжном дизайне и о новых направлениях в искусстве. Все перечисленные работы Маяковского, Лисицкого и Малевича являются библиографической редкостью.

Из новинок подарочной серии следует отметить оригинальное издание литературного и художественного наследия одного из блистательных художников XX века Бориса Григорьева.

Литература и изобразительное искусство, таким образом, создают в серии "Книжная коллекция" гармоничное единство, что по достоинству ценят не только библиофилы и коллекционеры книжных раритетов, но и рядовые читатели, имеющие вкус к хорошей книге.

стр. 8

Григорьев Б.

Линия. Литературное и художественное наследие

М.: Фортуна ЭЛ, 2006

Художник Борис Дмитриевич Григорьев (1886 - 1939) широко известен прежде всего как автор цикла живописных и графических работ "Расея", представленных на выставках "Мира искусства" 1917 - 1918 годов. Однако мало кто знаком с трудами Григорьева - оригинального писателя (в многотомном словаре "Русские писатели. 1800 - 1917" статьи о нем нет). Подобную неосведомленность, по воспоминаниям Валентины Ходасевич, проявлял и А. М. Горький, чей портрет был написан художником в 1926 году в Италии. Сравнивая художника в шутку с известным литератором Аполлоном Григорьевым, Горький замечал: "Оный Григорьев, хотя и не Аполлон и стихов не сочиняет, критических статей не пишет, но - талантлив удивительно".

В действительности Борис Григорьев с юности мечтал "появиться с новым произведением не как художник, а как писатель". В книге, вышедшей в издательстве "Фортуна ЭЛ", читатель впервые получает возможность познакомиться с прозой, поэзией, мемуарными очерками, полемическими статьями, сохранившими отпечаток его темпераментной, искренней, мятущейся натуры. Уникальность издания в том, что в нем представлены не только собранные по крупицам в зарубежных архивах литературные труды Григорьева, но и его парадоксальные живописные образы и блестящие рисунки - всего около 150 цветных и черно-белых иллюстраций. Благодаря этому отчетливо понимаешь их слитность, ощущаешь их органическое единство.

Две черты определяли, по наблюдениям современников Бориса Григорьева, его творческую индивидуальность: "одержимость линией" и "литературность". Эссе "Линия", давшее заглавие этой книге, стало своего рода манифе-

стр. 8

стом Григорьева как художника и писателя. Он утверждал:

"Сдвиг, пропуск, ироническая гипербола делают линию мудрой. Линия самое минимальное средство в руках художника. Вот почему она требует и "культуры" глаза и изобразительной воли...

Искусство "глаза", искусство "видеть", обладая линией, через нее освобождается от формы немедленно. Ее творческий процесс так краток, как самая молния в сознании глаза".

Тот же образ художник развивает в поэме "Расея", над которой он работал более десяти лет:



И линией премудрой разрежу скуку глаз,
как молния, как утро, она разбудит вас!


Первой книгой Бориса Григорьева стал роман "Юные лучи" (1912), появившийся в свет под прозрачным псевдонимом "Борис Гри". Весь круг русских футуристов, с которыми постоянно встречался Григорьев, узнавал в Георгии Буреве автора, в писателе-авиаторе Булыжникове - Василия Каменского, в художнике До-си видели сатириконца Ре-ми, а салонные нравы, любовные коллизии и петербургская богема, по общему мнению, были обрисованы острым глазом художника-участника событий.

В настоящую книгу включены также несколько мемуарных текстов, публиковавшихся в эмигрантской прессе Берлина по свежим следам драматического отъезда Бориса Григорьева с женой и пятилетним сыном из Советской России осенью 1919 года. Малоизвестные подробности становления революционного искусства, портретные зарисовки его лидеров существенно уточняют наши многократно пересматривавшиеся знания о той эпохе. Наконец, воспоминания художника А. Черкесова, данные в приложении, рассказывают о встречах с Борисом Григорьевым - сначала в Петербурге, в пору его славы, затем в атмосфере парижской эмиграции 1920-хго-дов и на вилле "Бориселла" в окрестностях Ниццы, где художник провел последние годы жизни.

Нельзя не отметить, с какой любовью составлена и подготовлена к печати эта книга, ставшая настоящим подарком к 120-летию со дня рождения Бориса Григорьева, художника, многие годы мечтавшего вернуться на родину: "Ая, кто пел Россию по всему миру, кто славил ее, - должен быть принят в ее объятия, когда сам распахиваю душу ее земле!"

Вера Николаева

стр. 9

Будетлянский клич! Футуристическая книга

М.: Фортуна ЭЛ, 2006

Перед нами уникальная совместная работа Государственного музея В. В. Маяковского и издательства "Фортуна ЭЛ", позволяющая составить довольно верное представление о том, что же это такое - футуристическая книга.

Открывается "Будетлянский клич!" разделом "Типографская картиния". Здесь читателя знакомят с уникальным сборником В. Каменского и А. Кравцова "Нагой среди одетых", выпущенным в 1914 году. В нем поэма поэта-любителя Андрея Кравцова напечатана с использованием всех возможностей типографского набора. По ходу дела меняется форма, размер и жирность букв, их наклон и ширина. И все для того, чтобы сделать визуально как можно более ощутимыми интонацию и ритм текста, "громкость" и "тихость" каждого слова. В следующих далее "Железобетонных поэмах" Василия Каменского к этому добавляется еще один прием - рассечение плоскости листа на ряд геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями. Совсем как в работах кубистов и супрематистов. В результате чего авторский текст превращается в "стихокартину", которую надо одновременно и разгадывать, и рассматривать. Представление о сборнике "Нагой среди одетых" не будет полным, если не сказать, что поэмы в нем напечатаны на оборотной стороне бумажных обоев - грубых, плотных, с шероховатой фактурой. А яркие, как цыганская шаль, обойные рисунки использованы в качестве иллюстраций. Необычна и форма книги - пятиугольная. Все это, действительно, превращает произведения двух поэтов в цветную "типографскую картинию".

Эль Лисицкий, подхвативший опыт дореволюционных футуристических изданий, писал в 1919 году Казимиру Малевичу: "Я считаю, что мысли, которые мы пьем из книги глазами, мы должны влить через все формы, глазами воспринимаемые".

Второй раздел "Будетлянского клича!" - "Самописьмо. Книги автографов". В него включены: факсимиле сборника В. Маяковского "Я!" (М.: Изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913) с иллюстрациями Л. Шехтеля и В. Чекрыгина, а также литографированное приложение к книге В. Хлебникова "Изборник стихов" (СПб.: ЕУЫ, 1914), выполненное художником П. Филоновым.

Эти издания представляют другой вектор исканий футуристов. Здесь главной задачей их создателей было показать богатые изобразительные и выразительные возможности, которые открывает рукописная, а не шрифтовая подача текста. "Типографские литеры вытянуты в ряд, - возмущался Велимир Хлебников, - обиженные, подстриженные, и все одинаково бесцветны и серы", и поэтому лишают поэтическое слово графической индивидуальнос-

стр. 10

ти. Чтобы вырваться из навязанных типографией границ, надо, считал поэт, "вручить свое детище не наборщику, а художнику". И для этого предлагал даже учредить новую профессию - художник почерка, дабы представить читателю не столбцы и ряды безликих букв, а живые, рожденные человеческой рукой строки, способные доносить авторское настроение независимо от смысла слов.

Осуществить хлебниковскую идею можно было, обратившись к технике литографии. Что и сделал Маяковский при подготовке сборника "Я!". Рукотворный текст - без права на ошибку! - сначала наносился на специальную бумагу (эту работу выполнил товарищ Маяковского по Училищу живописи, ваяния и зодчества Василий Чекрыгин). И уже потом написанное запечатлевалось на камне.

Павел Филонов, работая над приложением к книге В. Хлебникова "Изборник стихов", видел перед собой иную цель. Он жаждал с помощью литографской техники возродить приемы оформления русской средневековой рукописной книги, постичь тайну мира языческой мифологии восточных славян, где царствуют Перун и другие боги.

В третьем разделе "Будетлянского клича!", названном "Рукоделие заумное", составители предлагают нашему вниманию еще один образец футуристического книгоделания - "Заумную гнигу" А. Крученых и Алягрова (псевдоним Р. Якобсона) с цветными гравюрами О. Розановой. "Заумная гнига" сохранила некоторые внешние признаки печатного сборника (передний и задний листы обложки), но все, что внутри (иллюстрации и тексты) - ручная работа художницы Ольги Розановой. Крученыховские тексты она наносила резиновыми штампами.

Как живописцы-будетляне любят манипулировать частями тел, так будетляне-речетворцы, считали В. Хлебников и А. Крученых, должны уметь пользоваться разрубленными словами и их причудливыми сочетаниями (заумным языком). Творения Алексея Крученых в "Заумной гниге" являются опытами именно в этом роде: "Щюсель бюзи нябе / кхточ в сирмо тоцилк/ шунды пунды". Сознавая, что лишь немногие будут способны по достоинству оценить подобную поэзию, автор заранее предупреждал на одной из первых страниц: "Читать в здравом уме возбраняю!".

Последний раздел "Будетлянского клича" получил название "Парад экспериментов". В нем факсимильно воспроизведен хранящийся в Государственном музее В. В. Маяковского экземпляр сборника АКрученых "Взорвать" (СПб.: ЕУЫ, 1913) с иллюстрациями Н. Кульбина, Н. Гончаровой, О. Розановой и К. Малевича.

И в самом деле, чего тут только нет! Тексты заумные и незаумные, рукописные, литографированные и нанесенные наборными штампами, тексты,

стр. 11

сопровождаемые абстрактными и фигурными иллюстрациями, тексты на цветных декоративных подложках, тексты, превращенные в графические композиции. Впечатление, которое производили сборники А. Крученых, хорошо передано Сергеем Третьяковым: "Посмотрите его книжки, литографированные или написанные от руки. Буквы и слога вразбивку разных размеров и начертаний; реже эти буквы печатные, чаще написанные от руки и притом коряво, так что не будучи графологом сразу чуешь какую-то кряжистую, тугую, со скрипом в суставах психику за этими буквами. Кроме того, эти буквы весьма неспокойны... Они летают, кувыркаются, играют в чехарду, лазят и скачут по всей странице. Люди ахают: это стихи. Это рисунки, в них преобладает графика, но графика буквенная, несущая с собою в качестве аккомпанемента ощущение звучаний и наросты ассоциаций, сопряженных с речезвуками".

В общем, всем, кому не довелось видеть прежде футуристических изданий, с чистой совестью рекомендуем подержать "Будетлянский клич!" в руках. Наверняка испытаете массу неведомых прежде ощущений. И может быть, вам станет ближе и понятней искусство оформления книги, где русские футуристы сказали свое смелое зычное слово.

Алексей Зименков

стр. 12

Армянские народные сказки

Иллюстрации Мартироса Сарьяна

М.: Фортуна ЭЛ, 2006

Армянские сказки, иллюстрированные крупнейшим армянским художником XX века Мартиросом Сарьяном, - истинный подарок все любителям книги, и не только детям. На протяжении долгой, более чем девяностолетней, жизни Сарьян не раз брался иллюстрировать сказки - и пером, и тушью, и цветной литографией, и акварелью. Акварельный цикл "Сказки и сны" был его дипломной работой в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Да и сам образ Армении в сотнях его картин, ставших классикой живописи XX века, несет в себе явно мифологизированные, сказочно претворенные черты. Родная страна предстает в его ярких, ослепительно солнечных полотнах словно бы накрытой цветастым крылом Жар-птицы. В книге, изданной "Фортуной ЭЛ", около пятидесяти репродукций известных полотен Сарьяна. Таким образом, она может служить и путеводителем по его творчеству.

Очаровательны и сами сказки, в которых действуют говорящие волшебницы-рыбки, чудо-животные вроде всемогущей Кобылицы из Семигорья, "Матери сорока коней" (вроде нашей Сивки Бурки), пастух Назар - армян-

стр. 12

ское соответствие русского Иванушки-дурачка; только скачет он не на Сером Волке, а - как принято на Кавказе - на Тигре или Барсе. И как водится, бедняки здесь всегда счастливо берут верх над всякими богачами - везирами и назирами.

Юрий Архипов

Вошел крестьянский сын в сад, сорвал гроздь красного винограда, поел его и тут же обернулся огромным буйволом. Долго он убивался, но что было делать. Подошел он, горемычный, к белому винограду, поел его немного и вновь обратился в человека. "Вот этого мне и надо, теперь я знаю, как быть".

Набрал он две корзины винограда - одну красного, другую белого - и отправился к царской дочери.

Шел он, шел, долго ли, коротко - бог весть, наконец добрался до страны, где жила царская дочь. Корзину с белым виноградом спрятал в укромном месте, взвалил на плечо корзину с красным виноградом, пошел прямо к царскому дворцу. Стал он под окнами и закричал:

- Кому хорошего винограда, добирайте остатки!

Увидела царская дочь продавца винограда и послала своих слуг:

- Пойдите, - говорит, - купите весь виноград.

Слуги купили весь виноград. Не успела царская дочь положить в рот виноградинку, как тут же обернулась черной буйволицей и пошла, переваливаясь по-буйволиному.

Созвал царь лекарей со всего света, но ни один не смог помочь горю.

Пришел к царю крестьянский сын и говорит:

- Государь, я могу исцелить твою дочку.

"Крестьянский сын и царская дочь"


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ФОРТУНА-ЭЛ-КАК-ВЫ-ЯХТУ-НАЗОВЕТЕ-ТАК-ОНА-И-ПОПЛЫВЕТ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Alex LapeninContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lapenin

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ВЕРА ТЕРЁХИНА, "ФОРТУНА ЭЛ": "КАК ВЫ ЯХТУ НАЗОВЕТЕ, ТАК ОНА И ПОПЛЫВЕТ..." // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ФОРТУНА-ЭЛ-КАК-ВЫ-ЯХТУ-НАЗОВЕТЕ-ТАК-ОНА-И-ПОПЛЫВЕТ (date of access: 04.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - ВЕРА ТЕРЁХИНА:

ВЕРА ТЕРЁХИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alex Lapenin
Moscow, Russia
1095 views rating
24.10.2015 (2111 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
14 hours ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
6 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
6 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
6 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
7 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"ФОРТУНА ЭЛ": "КАК ВЫ ЯХТУ НАЗОВЕТЕ, ТАК ОНА И ПОПЛЫВЕТ..."
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones