Libmonster ID: RU-10181

А. ФРОЛОВ, доктор педагогических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета

Происходящие в экономике процессы в большой степени зависят от всей совокупности явлений общественной жизни. Американский социолог Ф. Фукуяма поставил вопрос о культурном измерении экономической жизни. На основе исследования различных эпох социально-экономического развития и современного положения разных стран он приходит к выводу что важнейшим фактором формирования экономической политики является культура: "Культура есть унаследованный этический навык или привычка"; культура "меняется очень медленно - гораздо медленнее, чем идеология"1.

Сущность культуры - этические предписания, нравы и обычаи, на основе которых общество регулирует поведение своих членов: неписаные моральные правила, традиции, усвоенные с детства, навыки бытового поведения, передаваемые из поколения в поколение. Здесь действует не рациональный выбор, а привычка общественной жизни, исторически сложившаяся в ходе преодоления человеческой разобщенности и эгоизма.

В основу экономики положена концептуальная модель рационального и корыстного поведения человека, она довольно полно раскрывает закономерности функционирования денег и рынков, четко ориентируется на принцип личной пользы, материального блага, потребительского благосостояния2. Но они приобретают максимальную эффективность, жизнеспособность и гуманистическую направленность, когда опираются на сложившуюся культуру и развивают ее. Тогда вступает в действие социальный капитал, который "вырастает из приоритета общественных добродетелей над индивидуальными"3.

Социальный капитал выступает в форме спонтанной социализированности, то есть в виде добровольных и инициативных сообществ с едиными моральными нормами, ценностями и дисциплиной. Такие объединения не только становятся действенным фактором производственно-хозяйственной жизни, но и приобретают "принципиальное значение буквально для каждого аспекта социальной жизни в целом"4. Выделяются общества с высоким уровнем социализированности, в которых актуальной стала задача его под-


1 Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. М., 2004. С. 66, 76.

2 Там же. С. 31.

3 Там же. С. 54.

4 Там же. С. 26.

стр. 144

держания (США, Япония, Германия), и общества с ее низким уровнем, где имеет место "парадокс семейных ценностей" (Китай, Корея, Италия, отчасти Франция, а также СССР/Россия).

В США промышленное и экономическое процветание во многом обусловлено способностью общества "стихийно создавать прочные объединения "среднего звена" - где-то между семьей и государством"5. Среди них выделяются сплоченные религиозно-этические сообщества, сначала пуританские секты колонистов (квакеры и др.), затем евангелическое движение (методисты, баптисты) и его современный вариант - мормоны и др. Сильный частный сектор опирается на разветвленную сеть других добровольных объединений: профессиональные и благотворительные ассоциации, больницы, школы и университеты, средства информации и др. Это позволяет считать, что асоциальный индивидуализм в США на протяжении всей истории государства сдерживался мощным противовесом общественного инстинкта и коммунитаристской ориентацией экономики6. Снижение во второй половине XX в. этой высокой степени социализированности, последовательная утрата общественного капитала подрывают экономическое лидерство США в мире7.

Успешное промышленно-экономическое развитие демонстрирует Япония на базе повышения спонтанной социализированности. Ее "облегченное производство", сети кейрецу основаны на возрастающей роли взаимных моральных обязательств, коллективности и доверия в обществе. На низовом уровне это выражается в пожизненной занятости на одном предприятии, в действии производственных команд и кружков качества8. Суть этих нововведений - передача рабочему значительной части ответственности в управлении производственным процессом и существенное расширение спектра квалификации работника.

В Германии высокий уровень развития социального капитала поддерживается в основном на базе системы образования. Осуществляется массовое производственное обучение при ведущей роли длительной стажировки на предприятии, создаются условия для постоянного повышения квалификации и образованности рабочего9.

Успехи этих и других стран показывают, что дальнейшее развитие производства вступает во все более тесное взаимодействие с развитием человека как существа морального и разумного. Четко обозначаются социальная природа человеческой личности, самоценность труда и его смысл в радости от работы, а не просто в материальной выгоде и заработке.

Социологическое исследование Ф. Фукуямы позволяет открыть новые перспективы в изучении наследия А. С. Макаренко - социального педагога-реформатора, признанного в мире классика педагогики. Такой подход согласуется с содержанием и результатами отечественных и зарубежных исследований его наследия, начавшихся в 1970-х годах, составляющих их качественно новый этап. В результате обнаруживаются принципиально новые аспекты в трактовке достаточно широко известных идей и терминов Макаренко.

В полноценный научный оборот вводятся забытые, игнорируемые или неизвестные ранее его положения и понятия. С необходимой полнотой и четкостью выясняются структура этого наследия, его понятийно-терми-


5 Фукуяма Ф. Указ. соч. С. 99.

6 Там же. С. 29, 94.

7 Там же. С. 27, 29, 500.

8 Там же. С. 283, 420.

9 Там же. С. 386 - 393.

стр. 145

нологический аппарат10. Как справедливо отмечает академик Л. Абалкин, педагогика А. С. Макаренко не чисто школьная, а социальная, она особенно нужна сейчас, когда экономический анализ без оценки социально-культурных процессов будет несовершенным и неполноценным11.

Становится ясно, что фундаментальной проблемой социально-педагогического творчества Макаренко является положение человека в системе производства как основа основ положения человека в обществе. "Не может быть воспитания, если не сделана центральная установка о ценности человека"12.

Предстоит устранить искажения в наследии Макаренко, которые принижают или исключают роль производства и социального фактора вообще в его концепции педагогики. Ключевое значение приобретает до сих пор по достоинству не оцененное или отвергаемое его положение о возможной "нейтральности трудового процесса"13. Имеется в виду моральная нейтральность, то есть очень слабая мотивация труда, обусловленная его бедным социальным содержанием и установкой в основном на технологические умения и навыки (то, что дается в процессе обучения). Макаренко здесь на первый план выдвигает воспитание, основу которого составляют социально-нравственный опыт, мотивация деятельности и поведения.

Выделяя "труд - работу" и "труд - заботу"14, отстаивая приоритет воспитания, Макаренко вступает в противоречие с общепринятым тогда направлением трудовой школы, а затем трудового воспитания, в котором педагогические задачи, в сущности, ограничивались общетрудовым или узкопрофессиональным обучением, подготовкой "батрака".

Необходимо отходить от школы-учебы, надо создавать школу-хозяйство, формировать у молодого поколения хозяйственную заботу, развивать хозяйственно-производственную мотивацию; требуется социально-экономическое воспитание15. База собственно воспитания заключается в реальной жизненной практике, устойчивом моральном поведении в трудовой общине, в едином коллективе детей и педагогов, взрослых в воспитательно-образовательном учреждении.

Этот приоритет этического навыка, обычая, привычного поведения в деле воспитания - главный пункт выдвигаемых обвинений в муштре и при жизни Макаренко, и по сей день. Так прикрывается стремление лишить детей и молодежь естественной потребности в полноценном воспитании, ограничиться выучкой подневольного, безответственного и безынициативного человека, придатка машины и винтика общественного механизма.

Макаренко использовал два пути в социально-нравственном воспитании и во всей системе воспитания на основе труда: с одной стороны, неуклонное развитие хозяйства, его оснащенности, культуры; с другой - внедрение коллектива в управление этим хозяйством16, включение работников в процесс хозяйствования. Этому должны служить соответствующая организационная структура трудового коллектива и система управления им, совмещающая


10 Подробнее см.: Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире. Историография освоения и разработки его наследия (1939 - 2005 гг., критический анализ). Нижний Новгород, 2006; Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Статьи 1921 - 1928. Нижний Новгород, 2007.

11 Абалкин Л. Обоснована ли тревога? Ответы экономиста на трудные вопросы // Звезда. 1989. N 2. С. 172.

12 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 249.

13 Там же. Т. 3. С. 454.

14 Там же. Т. 1. С. 11.

15 Там же. С. 11, 46 - 47.

16 Там же. Т. 3. С. 454 - 455.

стр. 146

административное руководство и самоуправление, функции постановления и исполнения. Низовой уровень такой организации - первичный коллектив (7 - 12 человек) с его прямым представительством в органах управления.

Созданная Макаренко трудовая колония имени М. Горького, затем трудовая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского - это открытые учреждения, свободное объединение людей, здесь никого не заставляли жить насильно, хотя часть подростков (несовершеннолетних правонарушителей) и направляли туда по постановлению административных органов17. На добровольности, предполагающей нравственные обязательства и дисциплину, строились многообразные динамичные и инициативные трудовые группы (отряды), постоянные и временные.

Стремление Макаренко преодолеть противоречие между эффективным производством и педагогическим процессом привело его к знаменитой идее их параллельного действия. Оно позволяет при сохранении специфики производства ставить на первый план его человеческое измерение, задачи воспитания. "Только труд, приносящий ценности, только производство неубыточное могут рассматриваться как положительное воспитательное средство"18.

Воплощение педагогического содержания в жизненно-практическом плане, прежде всего в труде как базовом компоненте человеческого существования, освобождает воспитание от искусственности и формализма. Это то, что "определяет свободу в самочувствии воспитанника, позволяет ему более просто и радостно переживать свое детство"19. Наиболее полная реализация потенциалов детства и юности, общественно значимая система перспективных линий коллектива и личности порождают жизнерадостное мироощущение, мажорный стиль воспитания.

Фундаментальный этико-педагогический принцип А. Макаренко "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему" может быть правильно востребован только в контексте обращения к сфере производства. В ней утверждаются вера в человека, безграничное доверие к его способностям, творческим силам и духовному росту. Это признание прав и свобод личности в неразрывной связи с обязанностями.


17 Макаренко А. С. Указ. соч. Т. 1. С. 218; Т. 7. С. 96.

18 Там же. Т. 1. С. 41 - 42, 101.

19 Там же. С. 48.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ЧЕЛОВЕК-В-СИСТЕМЕ-ПРОИЗВОДСТВА-У-Ф-ФУКУЯМЫ-И-А-МАКАРЕНКО

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ФРОЛОВ, "ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА" У Ф. ФУКУЯМЫ И А. МАКАРЕНКО // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ЧЕЛОВЕК-В-СИСТЕМЕ-ПРОИЗВОДСТВА-У-Ф-ФУКУЯМЫ-И-А-МАКАРЕНКО (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ФРОЛОВ:

А. ФРОЛОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
744 views rating
07.10.2015 (2124 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА" У Ф. ФУКУЯМЫ И А. МАКАРЕНКО
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones