Libmonster ID: RU-18635


С изменением геополитической обстановки в мире участие государств, блоков, общественных и государственных структур в миротворческой деятельности выдвигается в ряд приоритетных направлений их внешней и военной политики.

Процесс образования на территории бывшего СССР Содружества независимых государств, а также государств, не присоединившихся к этому Содружеству, наличие противоречий внутри них, а в некоторых случаях и между ними привели нас к пониманию необходимости создания сил по поддержанию мира. В современных условиях, когда европейские государства - члены СНГ не проявляют заинтересованности в разрешении вооруженных конфликтов своими силами, Россия остается единственным государством, обладающим военными и техническими ресурсами для проведения операций по поддержанию и восстановлению мира, и своей практикой подтверждает это.

Свои основные усилия она, разумеется, направляет на урегулирование кризисных ситуаций и вооруженных конфликтов в районах непосредственной близости от своих границ, т.к. стабильность на этих территориях имеет жизненно важное значение для Российского государства и его граждан, 25 млн. которых проживают в ближнем зарубежье. Она была и остается единственной силой, способной развести враждующие стороны и усадить их за стол переговоров. Сама жизнь показывает, что никакая международная организация или группа государств не заменит наши миротворческие усилия на территории бывшего СССР.

Вместе с тем мы вовсе не исключаем привлечения миротворческих сил под флагом ООН или СБСЕ, если в этом, по мнению мирового сообщества, возникнет необходимость.

Ответственность России - постоянного члена Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности и как государства, несущего основное бремя миротворческой деятельности на территории бывшего СССР, отражена в Конституции Российской Федерации, Законе об обороне, военной доктрине и других нормативных актах, в которых прямо указывается, что Россия содействует усилиям мирового сообщества, различным органам коллективной безопасности по предотвращению вооруженных конфликтов, поддержанию или восстановлению мира и считает необходимым для этого иметь силы для проведения операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами.

Таким образом, впервые миротворчество в России возведено в ранг государственной политики.

История миротворчества нашего государства берет отсчет с 1973 года, когда 36 первых советских военных наблюдателей приняли участие под флагом ООН в операции по контролю за условиями перемирия на Ближнем Востоке.

В последующие годы военные наблюдатели принимали участие в операциях по поддержанию мира (OПM) под эгидой ООН в Египте, Израиле. Сирии, Ливане, на ирако- иранской границе, в Западной Сахаре, Камбодже, Мозамбике, бывшей Югославии. Дважды выставлялись российские военные наблюдатели в Абхазии по р. Гумиста, где они уверенно выполняли свои обязанности и на время было прекращено кровопролитие. И только неконструктивная политика враждующих сторон не позволила тогда прекратить войну в этом региона.

Представлялся хороший шанс прекратить войну и на армяно-азербайджанской границе в сентябре 1992 года, когда для реализации условий Сочинского соглашения министров обороны Россия, Грузия, Беларусь, Украина, Казахстан должны были выделить военных наблюдателей в пять зон ответственности. Однако это было выполнено только Россией.

И по сей час 105 российских военных наблюдателей продолжают нести эту нелегкую службу во многих "горячих точках" планеты.

Непринятие решительных мер в ближнем зарубежье могло ввергнуть бывшие регионы СССР в еще большую кровь, а пламя войны перекинуться непосредственно на территорию России. В соответствии с межгосударственными соглашениями Министерство обороны, не дожидаясь принятия законодательной базы о миротворческих силах, сформировало и направило в Южную Осетию, Республику Грузия и Приднестровский регион Республики Молдова летом и осенью 1992 года девять батальонов российских войск.

В это же время по просьбе таджикского правительства частям 201-й мсд российским руководством было приказано выполнять миротворческие задачи, а осенью 1993 года сформированы и введены на территорию Республики Таджикистан коллективные миротворческие силы СНГ от России, Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Развитие события на юге самой России (ситуация в Ингушетии), отсутствие законодательных актов о миротворческих силах и механизма их задействования вынудили для прекращения кровопролития и поддержания правопорядка на территориях Северной Осетии и Ингушетии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации создать сводную войсковую группу численностью около 12 тыс. человек из войск СКВО и внутренних войск МВД. Сегодня численность военнослужащих Российской армии, выполняющих миротворческие задачи, составляет свыше 16 тыс. человек.

Опыт участия российских "голубых касок" в урегулировании вооруженных конфликтов в ближнем зарубежье обогащает мировой опыт миротворчества. Так, ввод их в зоны вооруженного противостояния осуществлялся в условиях непрекращающегося огневого воздействия, и в их задачу входило разъединение противоборствующих сторон. Новым является и то, что участниками операции по восстановлению и поддержанию мира наряду с российскими миротворцами являются представители конфликтующих сторон, а не только нейтральных государств.

Становление миротворческих сил России происходит в сложных условиях. Мы понимаем, что урегулирование вооруженных конфликтов является общим делом государств соответствующего региона и мирового сообщества в целом. Следовательно, и бремя расходов должно распределяться между ними. Этот принцип нашел отражение в ряде двусторонних и многосторонних соглашений в рамках СНГ.

Однако, к большому сожалению, на сегодняшний день во всех "горячих точках" бывшего Союза Россия, являясь посредницей в разрешении конфликтов и имея, контингенты миротворческих сил, превосходящие других участников ОПМ по личному составу, технике и вооружению иногда в несколько раз, компенсации за свое участие не получает.

Более того, средства на проведение ОПМ из федерального бюджета не выделяются, а финансирование участия воинского контингента в ОПМ осуществляется из средств Министерства обороны.

Вопрос возмещения расходов на эти цели за счет взносов государств в рамках СНГ в соответствии с протоколом Ташкентской встречи глав государств-участников СНГ (май 1992 г.) остается нереализованным.

Многие политики на Западе сейчас все чаще говорят о вроде бы малом нашем участии в ОПМ. Несправедливо ограничивая численность миротворческих сил батальоном в Югославии и наблюдателями. На наш взгляд, новая, но благородная миссия предотвращения кровопролития не должна ограничиваться интересами политики отдельных государств, а должна определяться количеством сил и средств, задействованных в гуманитарных миссиях. Было бы более справедливо рассматривать расходы по финансированию этих операций как непосредственный долевой вклад России в бюджет ООН на проведение ОПМ и предоставление этим операциям мандата ООН (СБСЕ).

В связи с известными событиями в нашей политической жизни до сих пор не приняты законодательные акты по миротворческим силам России. Не определен их статус. Контингенты Вооруженных Сил, выполняющие миротворческие функции, только приказами министра обороны отданы как миротворческие. Не отрегулирован и механизм предоставления (задействования) этих сил.

При планировании операций по поддержанию и установлению мира необходимо исходить из того, что миротворческие задачи должны выполнять не линейные части Вооруженных Сил, а специально созданные, профессионально подготовленные и оснащенные для этих целей миротворческие силы. Их численность, состав, порядок применения и целый ряд других вопросов должны быть четко регламентированы государством. К сожалению, у нас еще не все понимают, что создание, комплектование и применение миротворческих сил должно законодательно определяться высшими органами государственной власти, а не Министерством обороны.

Поэтому первоочередной задачей, на наш взгляд, является разработка и принятие Концепции участия России в миротворческой деятельности и Закона "О порядке предоставления миротворческих сил для участия в операциях по поддержанию мира". Необходимо также утвердить их статус (положение), т.е. подвести под российское миротворчество нормативно-правовую базу.

Одновременно с этим на новую оргштатную структуру, отвечающую требованию автономности при выполнении подразделениями миротворческих задач, необходимо перевести одну-две мотострелковые дивизии Сухопутных войск (15-16 тыс. чел.). Сейчас нами высказано предложение вывести эти силы за договорные рамки по ограничению обычных вооружений. Необходимо также создать надлежащую учебно-материальную базу для их подготовки. Первые очереди учебных центров 27-й и 45-й мсд уже практически созданы. Но для более качественной подготовки личного состава для действий в необычных условиях необходимо значительно совершенствовать их. И опять вопрос упирается в финансовый голод, который хронически испытывают Вооруженные Силы.

Создание миротворческих сил России, на наш взгляд, должно осуществляться на принципах соответствия их организационной структуры, состава и численности, требованиям военной доктрины, концепции безопасности России и ее международным обязательствам, централизованного руководства, максимального использования имеющегося военного потенциала и существующих структур, учета преемственности национальных традиций, норм международного права, опыта других государств.

Они должны включать части и подразделения (воинские контингенты) Министерства обороны; военный, гражданский и милицейский персонал (руководящий состав миссии, наблюдатели, эксперты), подразделения связи, обеспечения и обслуживания.

Комплектование рядовым и сержантским составом должно осуществляться (и уже осуществляется) только на добровольной основе. Заключение контракта должно идти с лицами, которые, как правило, уже прошли службу в линейных частях. Сегодня же профессионалов- контрактников в частях миротворческих сил явно недостаточно. Это является результатом несоответствия материальной заинтересованности с риском для жизни и условиями службы "миротворцев".

Подразделения миротворческих сил должны быть укомплектованы до полного штата до начала их подготовки к миротворческой деятельности. Сейчас из-за трудностей с комплектованием личным составом часто приходится "собирать" подразделения в последний момент перед отправкой в зоны вооруженных конфликтов.

По решению Правительства Российской Федерации для объединения усилий министерств, комитетов и ведомств в вопросах миротворческой деятельности создана Межведомственная координационная комиссия. Разрабатываются ее организационные и правовые документы. В Министерстве обороны уже более года функционирует Направление по руководству силами поддержания мира, которое осуществляет контроль подготовки и выполнения задач подразделениями МС. К сожалению, из-за его малочисленности ряд вопросов государственно-правового характера, международной и общественной миротворческой деятельности из поля зрения направления выпадает. Эти вопросы решают многие управления Министерства обороны, но для более качественной и эффективной работы было бы желательно объединить эти функции миротворчества в одном органе.

В связи с возрастанием масштабов участия миротворческих сил в поддержании мира в ООН совершенствуется структура органов управления, формируется профессиональный военный штаб для оперативного управления силами, выделенными ООН. При Совете Безопасности ООН учреждается специальный комитет по совершенствованию миротворческих операций.

Разрабатываются и теоретические вопросы подготовки и проведения ОПМ, в частности концепция по урегулированию кризисов и вооруженных конфликтов НАТО и США, концепция операций второго поколения, проводится активная работа по созданию "резервных сил" ООН.

Во всех этих вопросах Россия принимает активное участие. В частности, в последнее время положительно решен вопрос о включении в "резервные силы" ООН 27-й гв. мсд, проводятся консультации по вопросам миротворческой деятельности представителей России с международными организациями (ООН, СБСЕ, ССАС, НАТО и другими) и на двусторонней основе. В июле 1994 года планируется проведение первого совместного российско-американского командно-штабного учения по миротворческой деятельности. В нем примут участие 27-я мсд России и 3-я пд США.

"Голубые каски" России и сейчас стоят между противоборствующими в конфликтах сторонами. Своей деятельностью они обеспечивают прекращение огня, создают условия для окончательного урегулирования конфликтов политическими методами. Несмотря на ряд нерешенных вопросов, они с честью несут свою нелегкую, но такую необходимую сегодня во многих регионах службу.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ГОЛУБЫЕ-КАСКИ-РОССИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Генерал-полковник Георгий КОНДРАТЬЕВ, заместитель министра обороны РФ, "ГОЛУБЫЕ КАСКИ" РОССИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ГОЛУБЫЕ-КАСКИ-РОССИИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Генерал-полковник Георгий КОНДРАТЬЕВ, заместитель министра обороны РФ:

Генерал-полковник Георгий КОНДРАТЬЕВ, заместитель министра обороны РФ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
106 просмотров рейтинг
24.05.2023 (309 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
8 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ГОЛУБЫЕ КАСКИ" РОССИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android