Libmonster ID: RU-11704
Автор(ы) публикации: И. К. КОБЛЯКОВ

Редакционная коллегия: Л. С. Гапоненко, Г. К. Деев, Н. Н. Калинин, И. К. Колосовский, Г. Д. Обичкин, М. А. Харламов. Государственное издательство политической литературы. 1960. 836 стр. Тираж 30000 экз. Цена 1 руб. 50 коп.

Подготовленный Комиссией по изданию дипломатических документов четвертый том документов внешней политики Советского Союза вводит в научный оборот большое количество новых материалов. Из 347 советских документов 208 публикуются впервые. К этому можно добавить, что из документов иностранного происхождения, помещенных в томе, многие впервые публикуются на русском языке. Вместе с тем и повторно публикуемые документы значительно облегчат работу исследователей и студентов, поскольку в настоящее время трудно разыскать материалы, напечатанные в газетах 40 лет тому назад.

Особо следует отметить, что в рецензируемом томе впервые публикуются подписанные В. И. Лениным письма и телеграммы по внешнеполитическим вопросам. Среди них послание эмиру Афганистана (док. N 67), телеграмма представительству РСФСР в Великобритании от 7 мая 1921 г. (док. N 74), телеграммы М. М. Литвинову в Ригу от 11 и 13 августа 1921 г. (док. N 84) и Американскому обществу техниче-

стр. 132

ской помощи России от 11 августа того же года (док. N 179).

Впервые публикуются и такие важнейшие документы, как инструкции Народного комиссариата иностранных дел РСФСР некоторым советским полпредам за границей (стр. 84 - 88, 165 - 168 и др.). Значительную ценность представляет помещенный с небольшими сокращениями годовой отчет НКИД к IX съезду Советов (стр. 630 - 727). Изданный в 1921 г. небольшим тиражом, он в настоящее время является библиографической редкостью. Отчет, как известно, служит важнейшим источником для изучения внешней политики СССР и международных отношений 1920 - 1921 годов. В приложении почти целиком приводится годовой отчет Народного комиссариата внешней торговли РСФСР к IX съезду Советов (декабрь 1920 г. - декабрь 1921 г.), где содержатся ценные материалы о внешнеторговых связях Советской России. В томе имеются и другие документы по этому вопросу.

Четвертый том хронологически охватывает период с 19 марта по 31 декабря 1921 года. Это был, как известно, год тяжелых испытаний для молодого Советского государства.

Документы рецензируемого тома проникнуты ленинскими идеями мирного сосуществования государств с различными общественно-политическими системами, равноправия всех без исключения наций, уважения суверенитета и независимости других государств, невмешательства в их внутренние дела. Определяя главную задачу Советской России и ее правительства, В. И. Ленин говорил: "...Нам всего дороже сохранение мира и полная возможность посвятить все силы восстановлению хозяйства..."1 .

Однако установление мирных отношений между Советской страной и капиталистическими странами оказалось довольно трудным и к тому же весьма длительным процессом из-за нежелания последних признать Советскую власть в России. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что агрессивно настроенные круги империалистических держав пытались нарушить мирную передышку, которую наша страна получила после окончания гражданской войны и разгрома иностранной вооруженной интервенции. Они организовали ряд вооруженных нападений на Советскую Россию со стороны некоторых пограничных с нею государств. Империалисты поощряли продолжение японской интервенции на Советском Дальнем Востоке. В 1921 г. США, Англия и Франция пытались использовать голод в ряде губерний для свержения Советской власти в России и установления своего контроля над ее экономикой.

Публикуемые в томе документы подтверждают, что благодаря прежде всего настойчивым усилиям нашего правительства удалось сохранить мир и урегулировать на взаимной основе спорные вопросы с соседними государствами. Это значительно облегчило установление торгово-экономических связей между Советской страной и некоторыми пограничными государствами. X съезд РКП (б) отметил, что неудача интервенции и стремление увеличить свои прибыли вынуждали капиталистические государства переходить к установлению договорных отношений с Советской Россией2 .

В 1921 г. Советское правительство предприняло новые усилия, чтобы достигнуть мирного урегулирования спорных проблем посредством заключения соответствующего равноправного соглашения с капиталистическими странами. По мысли Советского правительства, это соглашение одновременно должно било стать основой для взаимовыгодного экономического сотрудничества всех народов Европы, которое могло служить важнейшей предпосылкой сохранения и укрепления мира.

В целях достижения соглашения с другими государствами Советское правительство готово было пойти на известные уступки. Это подтверждает, в частности, нота от 28 октября 1921 г., адресованная США, Англии, Франции и другим державам. Советское правительство заявило, что в целях устранения угрозы войны и развития экономического сотрудничества оно не исключает возможности признания довоенных долгов России, если капиталистические страны предоставят льготные условия, обеспечивающие практическую возможность выплаты этих долгов, дадут обязательство прекратить борьбу против советских республик, гарантируют неприкосновенность их границ и заключат с Советской страной окончательный всеобщий мир (стр. 445 - 448). Эта политика, направлен-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. 32, стр. 94.

2 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. I. Госполитиздат. 1953, стр. 566.

стр. 133

ная на установление мирных отношений и на максимальное развитие деловых связей и торговых отношений с капиталистическими странами, была одобрена IX съездом Советов РСФСР в конце 1921 года.

Много внимания и времени Советское правительство уделяло нормализации политических и экономических отношений между Советской Россией и Соединенными Штатами Америки. Ярким свидетельством этого служит обращение ВЦИК к конгрессу и президенту США Гардипгу. В обращении говорилось: "Даже тогда, когда американские войска вместе с другими участвовали в нападении на Советскую Россию, Правительство Советской Республики продолжало выражать надежду на скорое изменение американской политики по отношению к ней и подчеркивало это своим особо предупредительным отношением к американцам в России" (стр. 9). Отметив, что президент Вильсон осуществлял враждебную Советской России политику, ВЦИК выражал надежду, что США не будут упорствовать в дальнейшем проведении этой политики и что "новое американское правительство ясно поймет, какую громадную пользу принесет обеим Республикам возобновление между ними деловых сношений, и примет во внимание интересы обоих народов, повелительно требующие устранения разделяющей их теперь стены" (стр. 10). Советская Республика, говорилось далее в заявлении, "не намерена ни в малейшей мере вмешиваться во внутренние дела Америки". ВЦИК заявлял, что его обращение к Гардингу является "официальным предложением установить между Россией и Америкой торговые отношения. Для этой цели должны быть вообще урегулированы отношения между обеими Республиками" (там же). В заключение предлагалось отправить в Соединенные Штаты специальную делегацию для ведения переговоров с американским правительством. Однако правительство США отклонило это предложение, выдвинув в качестве предварительного условия изменение существующего в Советской России государственного строя (стр. 10 - 11).

Правительство США не желало равноправного соглашения с Советским правительством. Оно хотело полной капитуляции молодого Советского государства, реставрации капиталистического строя в нашей стране. Только этим и объясняется отказ американского правительства допустить Советскую Россию и Дальневосточную Республику на Вашингтонскую конференцию. Последняя рассматривала такие вопросы, как разоружение и тихоокеанские проблемы, решение которых непосредственным образом затрагивало интересы Советской России (стр. 224 - 226).

Несмотря на враждебную политику правительства США в отношении Советского государства, в Соединенных Штатах, как показывают документы, большое количество фирм выражало желание торговать с Советской Россией (стр. 28 и др.). Из крупных государств Европы в то время остро нуждались в восстановлении торговли с РСФСР Великобритания, промышленность которой была поражена экономическим кризисом, а также Германия, потерявшая свои рынки и колонии в минувшей войне. Испытывая сильное давление деловых кругов Англии, правительство Ллойд-Джорджа решило наконец заключить с Советской Россией временное англо-советское соглашение, подписанное 16 марта 1921 года. Это было полуторговое, полуполитическое соглашение, признававшее Советское государство де-факто.

В РСФСР, как об этом говорил народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин, надеялись, что англо-советское соглашение от 16 марта откроет новую страницу в истории русско-английских отношений. "Мы со своей стороны, - говорил Г. В. Чичерин, - будем строго придерживаться взятых на себя обязательств, и мы имеем полное право ожидать, что Англия также будет честно выполнять свои обязательства относительно отказа от враждебной деятельности" (стр. 13 - 14). В заявлении Наркоминдела подчеркивалось, что "основой всей нашей политики является мир и экономическое сотрудничество со всеми странами, независимо от их политического и социального строя" (стр. 14).

Однако не успели просохнуть чернила на подписанном соглашении, как английский представитель Р. Хорн передал Л. Б. Красину особое письмо3 , в котором содержались клеветнические обвинения в "антибританской деятельности советской дипломатии в Афганистане". Это письмо, во-первых, свидетельствовало о нежелании большой части английской империалистической буржуазии нормализовать отношения с Советским государством, во-вторых, говорило о


3 "Англо-советские отношения со дня подписания торгового соглашения до разрыва (1921 - 1927 гг.)". Ноты и документы. М. 1927, стр. 8 - 10.

стр. 134

том, что правительство Англии пыталось помешать развитию дружественных взаимоотношений Советской России с другими странами, в частности с Афганистаном. Отвечая на это письмо, НКИД 18 апреля 1921 г. категорически отверг английские обвинения как необоснованные и лживые (стр. 72 - 73).

Фарисейские протесты против вымышленной "антибританской деятельности советской дипломатии" были тем более неуместны, что английское правительство и после подписания указанного соглашения совершило ряд враждебных актов против Советского государства. Так, оно не только продолжало оказывать финансовую помощь русским контрреволюционерам через Лигу Наций, но и осуществляло переброску на Дальний Восток врангелевских офицеров, которые должны были вести вооруженную борьбу против Советской России. 17 июня 1921 г. Советское правительство было вынуждено заявить протест против этих враждебных шагов (стр. 180 - 181).

Но на этом английское правительство не остановилось в своих враждебных действиях против советских республик. Через своих агентов в Константинополе око производило незаконный досмотр пароходов, груженных товарами, принадлежавшими Советской России. Тем самым оно нарушало свободу торговли РСФСР, что противоречило духу и букве англо-советского соглашения от 16 марта (стр. 178). В конце июня английские военные власти арестовали и выслали из Турции ответственных членов русско-украинской торговой делегации. В нотах от 1 и 5 июля официальный представитель РСФСР в Лондоне Л. Б. Красин потребовал от английского правительства объяснения причин ареста этой комиссии (стр. 211 - 212). Вслед за тем правительство Советской Украины также заявило Англии решительный протест (стр. 231 - 232).

Английское правительство активно противодействовало нормализации отношений Советской России с рядом стран, в первую очередь с Польшей, Финляндией, Румынией. Характеризуя эту сторону английской политики в отношении Советского государства, Л. Б. Красин писал Г. В. Чичерину 11 октября 1921 г.: "Великобританское правительство старается воспрепятствовать не только нашему соглашению с Францией, но также возобновлению наших сношений с остальными государствами Европы" (стр. 410).

В своей ненависти к Советскому государству реакционные английские правящие круги не останавливались ни перед какими средствами. Они использовали подложные и сфабрикованные документы. Такого рода фальшивки, в частности, были положены в основу ноты Керзона от 7 сентября 1921 года4 . В своем ответе на эту ноту НКИД разоблачил антисоветские фальшивки (стр. 374 - 380). Вместе с тем Советское правительство в ноте от 27 сентября еще раз заявило о своей готовности обсудить с английским правительством все спорные вопросы, если последнее проявит такое же желание (стр. 380).

Если бы не враждебные действия английских правящих кругов против нашего государства, заключение англо-советского соглашения от 16 марта 1921 г. имело бы гораздо более ощутительные результаты.

В четвертом томе мало документов, освещающих отношения между Советской Россией и Германией (всего II из общего количества более чем 400). При этом в их число входит несколько второстепенных материалов, например, информационная телеграмма Г. В. Чичерина шести советским заграничным представительствам (сюда включается и советский представитель в Германии - док. N 28), телеграмма Л. Б. Красина о предложении Виккерса и Круппа учредить совместное общество по ремонту русских паровозов (док. N 115). Хотя последнее предложение и представляла большой интерес, однако в то время по целому ряду причин оно не было осуществлено, и поэтому его действительное значение оказалось ничтожным. Еще меньше оснований было для помещения документа, в котором говорится, что германское консульство в Лондоне отказывало в предоставлении виз на въезд в Германию гражданам, имевшим советские паспорта (док. N 194). В то же время в рецензируемый сборник не включено достигнутое путем обмена нотами советско-германское соглашение от 6 мая 1921 г., которое действовало до 1926 г., о курьерской службе между РСФСР и Германией и транзитной российской курьерской службе через Германию. О важности этого соглашения свидетельствует, в частности, тот факт, что о нем идет речь в отчете НКИД к IX съезду Советов5 .

По непонятным причинам в том не вклю-


4 Там же, стр. 14 - 21.

5 "Отчет НКИД к IX съезду Советов". М. 1921, стр. 12, 14; см. также "Вестник НКИД", 1921, N 9 - 10, стр. 184 - 185.

стр. 135

чен текст советско-германского договора от 10 декабря 1921 г. о передаче Германии в пользование 8 немецких пароходов, которые были захвачены Россией в годы первой мировой войны6 .

Редколлегия поступила правильно, поместив в томе несколько десятков документов, характеризующих рост торговых и экономических связей Советского государства с капиталистическими странами. Среди них имеется ряд концессионных договоров с иностранными фирмами, а также договоров об учреждении смешанных обществ (всего в том включено 13 документов такого рода).

Для привлечения иностранного капитала в Советскую Россию Советское правительство в различных формах изъявляло готовность пойти на известные уступки. Однако оно решительно боролось против попыток монополистических объединений навязать нашей стране кабальные условия.

Как показывают документы, Советское правительство строило свои отношения с другими странами на основе принципа невмешательства во внутренние дела. Убедительным доказательством этого служит публикуемая в рецензируемом томе телеграмма Г. В. Чичерина в Берлин представителю РСФСР В. Л. Коппу от 2 июля 1921 года. В ней вновь подтверждалась "инструкция воздерживаться от какого бы то ни было соприкосновения с немецкой внутренней политикой". В телеграмме напоминалось, что "всем представителям Советского правительства за границей запрещено какое-либо вмешательство во внутренние дела государств их пребывания" (стр. 202).

В IV томе помещено свыше 35 документов, относящихся к борьбе советского народа против голода в нашей стране, охватившего территорию, где проживало свыше 30 млн. человек. Организация борьбы с голодом, в том числе и привлечение некоторой помощи из-за границы, стала для Советского правительства важнейшей задачей. Однако привлечение помощи из-за границы осложнялось тем, что державы Антанты и США пытались использовать голод для того, чтобы добиться капитуляции Советского правительства. Они навязывали Советскому государству условия, несовместимые с честью и независимостью Советской страны. Об этом, в частности, свидетельствуют переговоры с АРА в августе 1921 г. в Риге, за которыми пристально следил В. И. Ленин (стр. 262, 263). В ноте от 7 сентября 1921 г., адресованной правительствам Англии, Франции и других стран, Советское правительство раскрыло перед всем миром коварные планы империалистических держав, пытавшихся использовать голод в качестве политического орудия в борьбе против Советской России (стр. 307 - 311).

Державы Антанты и США в то время вновь усилили политику интервенционистских наскоков на Советское государство. Для этой цели они использовали соседние с советскими республиками государства, прежде всего Польшу, Румынию и Финляндию (стр. 330, 400). Особенно вызывающе вело себя правительство буржуазно-помещичьей Польши, отношения с которой по вине ее правящих кругов и после подписания мирного Рижского договора продолжали оставаться весьма напряженными. Это подтверждают многие документы данного тома. Как показывают документы, благодаря выдержке и настойчивости Советского правительства в деле установления добрососедских отношений был сохранен мир и урегулированы некоторые спорные вопросы с западными соседями (демаркация границ с Польшей и Финляндией, создание советско-польской комиссии для урегулирования пограничных конфликтов и др.).

Значительная часть материалов посвящена отношениям Советской России со странами Востока. Советское государство покончило с неравноправными договорами, которые в свое время заключило царское правительство с восточными странами. Говоря о политике Советской власти в этом вопросе, В. И. Ленин в послании афганскому эмиру отмечал: "Старая империалистическая Россия исчезла навсегда, и северным соседом Высокого Афганского Государства является новая Советская Россия, которая протянула руку дружбы и братства всем народам Востока и афганскому народу в первую очередь" (стр. 94).

Эти мысли В. И. Ленина, а также выдвинутые им принципы мирного сосуществования государств с различными общественными системами легли в основу инструкции Народного комиссариата иностранных дел, которую получил полпред РСФСР в Афганистане 3 июня 1921 года. Инструкция предписывала ни в коем случае не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. "Мы, - указывалось в ней, - говорим афганскому правительству: у нас один строй, у вас другой; у нас одни идеа-


6 "Отчет НКИД к IX съезду Советов", ста. 79.

стр. 136

лы, у вас другие; нас, однако, связывает общность стремлений к полной самостоятельности, независимости и самодеятельности наших народов. Мы не вмешиваемся в ваши внутренние дела, мы не вторгаемся в самодеятельность вашего народа; мы оказываем содействие всякому явлению, которое играет прогрессивную роль в развитии вашего народа" (стр. 167). Характеризуя политику Советской России на Востоке, инструкция отмечала, что это "есть политика мира и дружбы" (стр. 166).

Несмотря на то, что Советская страна находилась в то время в исключительно тяжелом экономическом положении, она тем не менее делала все возможное для оказания помощи народам Востока.

Верное принципам дружбы и братства, закрепленным в советско-турецком договоре от 16 марта 1921 г., Советское правительство согласилось при подписании этого договора предоставить Турции финансовую помощь в сумме 10 млн. золотых рублей. Половина этой суммы была предоставлена Турции в апреле - июне 1921 года. Кроме того, в ноябре 1921 г., несмотря на трудности, связанные с голодом и послевоенной разрухой, Советское правительство сумело предоставить Турции еще 1 100 тыс. руб. золотом, о чем свидетельствует телеграмма представителя РСФСР в Закавказье Леграна, посланная Г. В. Чичерину 15 ноября 1921 года.

Советская дипломатия, как об этом свидетельствуют многочисленные документы рецензируемого тома, вела систематическую борьбу за нормализацию отношений со всеми странами и разоблачала тех, кто распространял лживые утверждения, будто Советская Россия готовится развязать войну. В своем интервью "L'Humanite" в июне 1921 г. Г. В. Чичерин, выражая точку зрения Советского правительства, подчеркивал: "Совершенно исключено, чтобы мы, большевики и коммунисты, стремились к развязыванию войн между народами. Как раз напротив, мы призываем трудящихся всех стран выступать против войн, которые готовят капиталистические государства" (стр. 237). Эти слова и сегодня звучат актуально.

В заключение хотелось бы отметить представляющую большой интерес для историков документацию по вопросу о военнопленных. Известно, что Советское правительство делало все возможное, чтобы добиться скорейшего возвращения на родину русских военнопленных, интернированных и гражданских лиц, оказавшихся за рубежом в результате мировой войны. Оно вело с другими государствами переговоры об учреждении специальной миссии, а также заключило ряд соглашений о возвращении домой граждан, оказавшихся на чужбине. С этой целью было заключено дополнительное советско-германское соглашение о возвращении военнопленных и гражданских интернированных лиц (стр. 105 - 107). О важности этого соглашения говорит тот факт, что по состоянию на декабрь 1918 г. в Германии находилось 1200 тыс. русских пленных7 , жаждавших скорейшего возвращения на родину и нуждавшихся в помощи и поддержке.

Русские пленные были и в других странах. Советское правительство принимало близко к сердцу их тяжелую участь. Однако в силу сопротивления и нежелания правительств капиталистических стран возвратить в Советскую Россию бывших русских солдат это дело затянулось на несколько лет. В соглашениях по этому вопросу Советское правительство добивалось установления твердых сроков и четкого порядка. Кроме того, в соответствии с заключенными соглашениями об учреждении миссий по делам военнопленных Советское правительство оказывало через эти миссии посильную материальную и правовую помощь попавшим в плен русским военным и гражданским лицам, защищало их права и вело борьбу за возвращение их в Советскую Россию.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что опубликованные документы имеют серьезное научное и политическое значение. Они показывают последовательную активную борьбу Советского правительства за мир и мирное сосуществование. Борьба эта уже в 1921 г. принесла свои положительные результаты. Она содействовала превращению временной передышки в целый период мирного сосуществования СССР с капиталистическими странами и укреплению его международного положения.


7 Veroffentlichungen des Max - Planck - Institute fur Geschichte. Herbert Helig. Die Trager der Rapallo - Politik. Vandenhoeck - Ruprecht in Gottingen. 1958. S. 31.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДОКУМЕНТЫ-ВНЕШНЕЙ-ПОЛИТИКИ-СССР-Т-IV

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Eugene SidorofКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sidorof

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. К. КОБЛЯКОВ, "ДОКУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР". Т. IV // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.04.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДОКУМЕНТЫ-ВНЕШНЕЙ-ПОЛИТИКИ-СССР-Т-IV (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. К. КОБЛЯКОВ:

И. К. КОБЛЯКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Eugene Sidorof
Кондопога, Россия
1522 просмотров рейтинг
16.04.2016 (2904 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ДОКУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР". Т. IV
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android