Социо-игровая технология на уроке по теме "Радианная мера угла"
Ольга Травина, учитель математики, Оболенская средняя школа, г. Оболенск, Московская обл.
В N 4, 2011 был опубликован материал О. Травиной о том, как её семиклассники начали постигать геометрию ("Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что"). И вот прошло три года с тех событий, ученики О. Травиной - уже десятиклассники. Неужели до сих пор играют? Заглянем к ним на урок геометрии...
Урок начался с того, что каждый, сидя на своём месте, ознакомился (кто как - урок-то был с утра первый) с материалом учебника. Это заняло минуты три.
Затем каждый на небольшом листке написал число, удовлетворяющее условию 0 ≤ а ≥ 360, свернул листок в трубочку и положил его в "шапку" (коробка, пакет, чья-то шапка и пр.).
Затем ученики распределились в три группы (при объединении у всех членов группы должно быть что-то одинаковое). Каждой группе было предложено собраться в одном из углов класса и прислать ко мне посыльного.
* * *
У меня были заготовлены пять вопросов к прочитанному материалу из учебника, их я напечатала крупным шрифтом по одному на листе. И выкладывала эти листы один за другим. Посыльные подходили (одновременно), читали вопрос, шли в группу. Там все обсуждали ответ и, не заглядывая в учебник, записывали его на своём командном листе (посыльные каждый раз были разные).
А вопросы были такие.
1. Назовите номер главы.
2. Назовите номер параграфа.
3. Сколько слов выделено жирным шрифтом?
4. Какие это слова?
5. К каким номерам рисунков были ссылки в тексте?
Содержание вопросов может показаться немного странным, но для начала урока (первого по расписанию) они оказались очень даже "в самый раз". Я наблюдала, как детки просыпались! Каждому в группе пришлось пройтись, что-то прочитать, что-то запомнить, что-то связно пересказать... и всё это стоя!
* * *
Потом мы сравнивали результаты. В каждой группе выбрали "самого-самого", которые со своими листочками подошли к доске. Они обменялись листочками. И опять вслух читали вопросы, а все остальные, уже глядя в учебник, говорили правильный ответ. Посыльный его сравнивал с ответом, указанным на листочке.
За каждый правильный ответ проверяемая группа получала 1 балл. Все баллы записывались на доске.
* * *
Затем все в группе рассчитались по порядку номеров. "Номер три" вместе с ещё одним человеком справа перешли в соседнюю группу. Получились три группы нового состава. Эти группы оборудовали себе "командные места" и прислали по посыльному за заданием.
А задание такое: опять изучить материал учебника. И опять "новый". Время ограничено! - я поставила песочные часы (3 минуты).
* * *
Когда время истекло, посыльные опять подошли за очередным заданием. Оно было таким: восстановить закрашенные слова в тексте. Я заранее сделала копии половины странички из учебника и жёлтой краской закрасила пять слов. Вот их-то и нужно восстановить.
Такой текст с жёлтыми пятнами получила каждая группа. Оказалось, что нужно было дать в каждую группу по паре листов с заданием - впятером читать один листок неудобно.
Всем ребятам это задание понравилось, выполняли его с интересом. При готовности вся группа дружно махала руками.
* * *
Результаты сравнивали так: свою работу оставили на месте, а сами перешли к соседям (в их "гнездо"). Там на их
листе сделали свои поправки (то, с чем не согласны, зачеркнули и записали на полях свою версию).
А потом опять перешли к соседям. После второго перехода группы проверяли мнения соседей и предыдущих судей уже по учебнику. Всё записали правильно! И вернулись к своему "родному листку" узнать, что же оказалось записано у них самих.
* * *
Я задала вопрос: "Кто доволен своей первоначальной работой?" Удовлетворена своей работой была только одна группа. А мне было очень интересно: запомнили они самое необходимое в новом тексте или нет?
Опять сменили состав групп (выбрали в каждой группе человека в самой светлой одежде, он прихватил с собой одного товарища, и они перешли в соседнюю группу).
* * *
Посыльные получают задание: опять в своей новой группе выбрать "самого-самого" и прислать его к учителю. Напомню, что групп у нас было три, поэтому трое избранников взяли для своей группы из "шапки" по пять листочков с числами (тех, что ученики писали в начале урока) и отнесли их в группу.
На этих листках нужно было сделать следующее: на каждом числе подписать символ "градус" - получились углы - и на двух листочках перед углом поставить "минус".
Потом все эти углы нужно изобразить на окружностях (делать всё это на этих же листочках).
* * *
Объяснив своей группе задание, "самые-самые" вернулись ко мне, чтобы такую же работу выполнить, но уже вместе со мной. Потом они возвращались в свою группу, но уже в роли знатоков-консультантов.
И прежде чем уйти в группу, они на маленьких листочках написали по одному углу (из головы). Так они заготовили индивидуальные задания, которые потом были розданы классу в самом конце урока...
Общими усилиями все углы изобразили правильно.
* * *
А потом было самое интересное. От каждой группы выбрали делегата (совсем не представляя зачем). Трое делегатов уселись вместе изучить по учебнику понятие "радиан", чтобы потом познакомить с этим понятием всех остальных в своей группе.
А остальным было предложено объединиться в одну большу-
щую группу и "соорудить" из своих тел в свободном пространстве класса окружность в системе координат.
Ох, и как же понравилось им это задание (чему я тоже очень порадовалась)! Ведь в художественной самодеятельности участвуют далеко не все десятиклассники, а тут каждый что-то изобразил (каждому пришлось как-то подвигать не только других, но и себя). И все подержали друг друга за руки. А кто-то даже решил, что будет понятнее, если он будет стоять на корточках!
И все наулыбались вдоволь!
* * *
А тут освободились трое "учёных-отшельников". Им тоже захотелось поучаствовать в строительстве живой "окружности".
Класс быстренько подобрал им роли: один стал стрелкой на оси "X", другой - стрелкой на оси "Y", третий - подвижным вектором.
Потом и меня тоже приняли в свои ряды. Мне было доверено изображать "начало системы координат".
Тут же наши "учёные-отшельники" рассказали о радианах, показали своим одноклассникам некоторые углы:
* * *
Потом все сели на свои обычные места и получили листочки с индивидуальными заданиями. Нужно было изобразить - теперь уже самостоятельно:
1) заданный угол;
2) угол, ему противоположный;
3) какой-нибудь угол, заданный в радианах.
Но проверить эти работы не успели. Сделаем это на следующем уроке (проверка и закрепление пройденного).
Получилось всё очень неплохо. И мне самой на таком уроке было очень интересно!
(По материалам сайта openlesson.ru.)
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |