Libmonster ID: RU-15313
Автор(ы) публикации: Ю. И. ГОРБУНОВ

В 1950-е годы Намибия (до 1958 г. она называлась Юго-Западной Африкой) оставалась фактической колонией южноафриканских и местных расистов. Южно-Африканский Союз (ЮАС) оккупировал ее территорию в 1915 г., в 1920 г. получил мандат Лиги наций на управление ею. После второй мировой войны ЮАС (с 1961 г. - Южно-Африканская республика - ЮАР) отказался передать Намибию в систему международной опеки ООН, игнорируя резолюции ООН, заключения Международного суда и требования мировой общественности предоставить ее коренному населению право на самоопределение. Этот отказ породил жалобы африканцев в ООН. В конце 50-х годов в освободительную борьбу включились новые организации. Наиболее популярными из них были тогда Народная организация овамбо (ОПО), переименованная в 1960 г. в Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), и Национальный союз Юго-Западной Африки (СВАНУ).

Южноафриканский парламент распоряжался делами туземцев, вопросами обороны и внешней политики, управлял железными дорогами, таможенной службой, полицией, ввозил валюту и контролировал деятельность банков. Законодательная ассамблея, избираемая белым населением, представляла интересы местных колонистов (африканеров, немцев, англичан и др.), занималась делами "цветных", прибывавших из ЮАС, и рехоботеров, ведала вопросами образования, здравоохранения, организацией общественных работ, распоряжалась бюджетом и добычей полезных ископаемых1 .

Министр ЮАР по делам банту был волен назначать и смещать вождей племен, разделять и объединять последние по своему усмотрению, собирать налоги с коренных африканцев в фонд опеки над резерватами. Вожди и старосты - традиционная знать - были превращены, по сути дела, в оплачиваемых государством чиновников. Они должны были исполнять функции полицейских и доносчиков, вербовщиков рабочей силы на шахты и заводы, принадлежащие иностранным компаниям; но допускать создания политических организаций, цели которых не были бы одобрены администрацией; выполнять указания южноафриканских властей и доводить до соплеменников их приказы и законы2 .

Сначала Германия, а затем ЮАС включили Намибию в мировую экономическую систему капитализма, превратив ее в свой сырьевой придаток. Она оказалась доходной колонией. В ней действует более 100 иностранных компаний, фирм, транснациональных корпораций. Наиболее развитые отрасли хозяйства: горнодобывающая, мясоконсервная и рыбоконсервная отрасли, производство каракулевых шкурок. Около 60% территории страны - земли, на которых расположены разведанные и добываемые природные богатства и плантации колонистов, - выделены в район для белых. Под резерваты отведены обезвоженные земли, бедные пастбищами, где африканцы имели натуральное хозяйство. В 1962 г. на душу африканца приходи-


1 Фёрст Р. Юго-Западная Африка. М. 1965, с. 145.

2 Там же, с. 134 - 140.

стр. 180


лось в среднем 17 рандов валового национального продукта, на душу белого - в 21 раз больше3 .

Южноафриканские власти пытались законсервировать родоплеменные отношения в резерватах, создали систему принудительного труда по контрактам на срок от полугода до полутора лет. По окончании контракта африканские отходники были обязаны возвращаться в резерваты. В городах африканцы жили в специальных гетто-локациях. По закону о городских районах (1923 г.) и закону о туземной администрации (1927 г.) коренным жителям запрещалось владеть лавками, магазинами, землей за пределами резерватов и локаций4 . Хотя издавна в ЮЗА усиленно насаждался апартеид - раздельная жизнь белых и небелых, в 1950-е годы коренные африканцы еще проживали в черте городов, что противоречит расистским законам.

В 1959 г. колонизаторы решили ликвидировать Старую локацию в Виндхуке, административном центре территории. Она представляла собой африканское гетто, беспорядочно застроенное лачугами, собранными из кусков фанеры, досок, жести. Немощеные улочки в сухой сезон покрывались толстым слоем пыли, в дождливый превращались в потоки грязи. В локации имелись три муниципальных учреждения - кинотеатр, пивной бар и больница. Больница размещалась в нескольких ветхих домишках. Три белых врача пользовали всех живших в гетто: и тех, кто находился на излечении в больнице, и тех, кто нуждался в поликлинической помощи. Больница была всегда переполнена, всюду царила антисанитария5 .

Расистов не устраивало то, что Старая локация находилась в черте города и не была огорожена колючей проволокой. Здесь таилась определенная опасность для колонистов в случае бунта африканцев, о чем свидетельствовал южноафриканский опыт. В этой локации африканцы не были расселены по секциям, предназначенным для жителей одной этнической группы, что способствовало их сплочению и не вызывало одобрения колониальной администрации. Представители различных этнических групп в локации жили между собой дружно. Бесправие и беспощадная эксплуатация одинаково сказывались на судьбе каждой из них. Их глубоко возмущал план переселения, потому что они считали землю, на которой находилась локация, своей собственностью. В этом районе жили нама и гереро, некогда находилась ставка вождя нама Йонкера. Он-то и назвал эту местность "Виндхук". В конце прошлого века германские колонизаторы построили здесь свою крепость. Из крааля Йонкера выросла столица современной Намибии6 . Жизнь на земле предков символизировала для коренных жителей свободу. Когда власти пригрозили насильственным переселением, африканцы в ответ прекратили пользоваться муниципальными заведениями и выставили пикеты на площади у больницы.

Основная причина отказа от переселения в новый пригород - Катутуру (в переводе означает "нас постоянно будут переселять") - была экономической. Жизнь в пригородном гетто за колючей проволокой гораздо дороже, чем в Старой локации. Надо больше платить за проезд в автобусах, возрастал налог на землю и домик, пришлось бы переплачивать в каждой лавке (за доставку продуктов). Это вызвало бы падение и без того невысокого уровня жизни, особенно многодетных семей. Перспектива переселения волновала в первую очередь женщин: они обязаны были кормить семью на мизерную зарплату мужа и сами хоть что-нибудь заработать. Проезд на работу в город и обратно отнимал бы гораздо больше времени.

Протест африканцев локации против переселения был заявлен во время обсуждения вопроса о школах для африканцев. Суть его сводилась к тому, что в локации была открыта школа для африканцев всех этнических групп. Один из учителей предложил проект создания школ на трибалнетской основе, с разделением по племенам. Такие школы и появились в Катутуре. Данное предложение совпало с


3 Murray R. The Namibian Economy: an Analisis of the Role of Foreign Investment and the Policies of the South African Administration. Lnd. 1974, pp. 24, 34.

4 To Be Born a Nation. Lnd. 1981, p. 65.

5 O'Brien Winter C. Namibia: The Story of a Bishop in Exile. Lnd. 1977 pp. 46 - 48.

6 Vedder H. South West Africa in Early Times. Lnd. 1938, pp. 141, 181 - 182, 233.

стр. 181


планами расистов, и они его поддержали, тогда как большинство жителей осудило школьный трибализм7 .

Бойкот муниципальных учреждений встревожил власти. 2 декабря 1959 г. они собрали обитателей локации на стадионе, чтобы разъяснить им "преимущества" жизни в Катутуре, надеясь получить поддержку со стороны вождей. Однако первые же выступления расистов накалили обстановку на стадионе до предела. Одна африканка взбежала на помост для президиума и бросила им в лицо: "Мы никуда не уедем! Вам придется везти наши трупы в вашу проклятую Катутуру!" Воспользовавшись замешательством, микрофон в руки взял президент ОПО С. Нуйома. Он объяснил причины отказа африканцев от переезда и закончил свою речь призывом: "Уезжайте в свою Южную Африку! Мы и сами в состоянии управлять нашей страной". Стадион единодушно поддержал Нуйому и начал скандировать: "Буры, убирайтесь в Какамас!" (Какамас - отдаленный поселок на окраине Капской провинции ЮАР).

Расисты были вынуждены поспешно покинуть стадион. 10 декабря они пригласили группу влиятельных жителей локации в зал местного кинотеатра и открыто заявили, что расправятся с теми, кто откажется переезжать. Весть об этой угрозе мгновенно распространилась по локации. Под вечер африканцы вышли на мирную демонстрацию с протестом и против насильственного переселения и против всей системы апартеида. Африканки шли вместе с мужьями. На площади демонстранты наткнулись на полицейский кордон. Начался неравный бой. В локацию прибыли вызванные сюда полицейские подразделения. Демонстрантов избивали дубинками, африканцы отбивались камнями. Пожилая африканка К. Мунгунда подожгла полицейский фургон. Один из очевидцев рассказывал: "Сотни разъяренных женщин и мужчин толпились на свободном пространстве, крича и размахивая кулаками. Двойная шеренга полицейских пыталась оттеснить их назад, к бару. Дубинки рассекали воздух, обрушиваясь на людей и валя их на землю. Но вопящая людская масса заставила полицию отступать шаг за шагом и заглушала рев мегафона"; затем один из офицеров приказал полицейским открыть огонь по безоружной толпе. Первым выстрелом в упор была убита Мунгунда; полицейские вели прицельный огонь до тех пор, пока люди не разбежались; в лужах крови на площади остались лежать 11 убитых и более 50 раненых, позже двое из них умерли8 .

На следующий день газеты многих стран опубликовали сообщения о кровавых событиях в Виндхуке. Весь мир был возмущен злодеяниями расистов. Долго и упорно создаваемая правящими кругами ЮАС легенда о том, что коренные жители ЮЗА добровольно признали южноафриканское правление и не стремятся к независимости, лопнула, как мыльный пузырь. К тому же кровавая расправа в локации произошла в тот день, когда за десять лет до того, 10 декабря 1949 г., ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены те права и свободы, которых лишены африканцы в Южной Африке: равноправие, свобода передвижения и выбора места жительства, право на свободу убеждений и на свободное выражение их, на свободу ассоциации и проведения собраний, право на самоуправление и самоопределение, труд и равную оплату за равный труд, право на отдых.

Власти попытались сбить волну народного гнева и расправиться с организаторами бойкота и демонстрации, надеясь, избавившись от "агитаторов", восстановить спокойствие в локации. Полиция арестовала Нуйому и его товарищей. Вот что рассказывал позднее сам президент СВАПО: "Расисты были вынуждены выпустить меня на свободу, но обвинений не сняли. По совету товарищей, в феврале 1960 г. я выехал из ЮЗА в США через Бечуаналенд, Южную и Северную Родезию, Танганьику (нынешние Ботсвана, Зимбабве, Замбия и Танзания. - Ю. Г.),Кению в Судан. Первым независимым государством в моей жизни стал Судан. Позже через Гану из Либерии я вылетел в Нью-Йорк. Мне посчастливилось присутствовать на исторической сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой 14 июня 1960 г. была принята "Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам". Ее предложил Советский Союз, и за нее проголосовало абсолютное боль-


7 Ya-Otto J. Battfront: Namibia. An Autobiography. Lnd. 1982, pp. 42 - 43.

8 Ibid., pp. 43 - 53.

стр. 182


шинство членов ООН... Я был восхищен Декларацией. Она послужила толчком для активизации моей работы и деятельности СВАПО в целом"9 . В январе 1261 г. Нуйома, вернувшись в Африку, открыл представительство СВАПО в Каире, а к концу года перебрался в Танзанию, получившую независимость, и основал штаб-квартиру СВАПО в Дар-эс-Саламе. Эмигрантское крыло СВАПО развернуло активную деятельность среди намибийских беженцев и наладило публикацию периодических изданий, чтобы информировать мир о преступлениях расистского режима, которые тот пытался скрыть от общественности10 .

Демонстрация в Старой локации явилась своеобразным зеркалом революционной освободительной борьбы. Она показала, что широкие слои коренного населения еще питали иллюзии расширить свои права мирным путем, не допустить распространения апартеида на ЮЗА, надеясь на помощь международных организаций. Расстрел демонстрации обнаружил, что верить в мирный исход борьбы трудно; что следует готовиться к решительной схватке за власть большинства, мобилизуя и объединяя массы на прямое сопротивление колониально-расистскому режиму и дав им четкую политическую программу действий; что целесообразно начать военную подготовку коренной молодежи и готовиться к развертыванию вооруженной борьбы по примеру борцов за национальное освобождение в Алголе и ЮАР.

Первая политическая программа СВАПО была принята в 1962 г.; в ней были выдвинуты такие задачи: "Полная национальная независимость теперь,.. объединение всех народов ЮЗА в сплоченную, представительную, национальную организацию независимо от расовой, этнической, религиозной принадлежности, создание в ЮЗА свободного демократического правительства в соответствии с чаяниями и при участии всего народа страны, а также всемерное сотрудничество со всеми национально-освободительными движениями в Африке и прогрессивными силами во всем мире с целью избавления Африканского континента от всех форм иностранного господства и перестройки его в соответствии с чаяниями нашего народа"11 .

Политическая программа ориентировала СВАПО на работу среди африканцев - отходников, слуг, крестьян-общинников. Мобилизуя рабочих на борьбу с расизмом, эта организация выдвинула такие цели: "Все рабочие получат право создавать профсоюзы, добиваться повышения заработной платы и отстаивать собственные интересы; государство обеспечит равную оплату за равный труд независимо от возраста, пола, национальности, расовой или религиозной принадлежности; правительство СВАПО будет гарантировать минимальную заработную плату, обеспечивающую каждому рабочему нормальный уровень жизни; государство примет серьезные моры по созданию многоотраслевой экономики и обрабатывающей промышленности,.. принудительный труд будет запрещен". В интересах крестьян СВАПО выдвинула в программе задачи: провести земельную реформу и передать пустующие земли в руки тех, кто их обрабатывает и живет на них; организовать кооперативы, механизировать сельскохозяйственный труд и пр. СВАПО обещала также создать систему медицинского обслуживания и просвещения для всего населения12 .

Итак, с декабря 1959 г. в намибийском освободительном движении обозначился новый этап борьбы, теперь уже под руководством африканских политических организаций. СВАПО развернула вооруженные действия с августа 1966 г. и создала Народно-освободительную армию Намибии. Количество ее сторонников росло год от года. В середине 70-х годов в нее влился ряд африканских политических организаций, и она превратилась в революционно- демократический общенациональный фронт. ООН и другие международные организации признали ее единственно законным представителем намибийского парода. Она руководила забастовками, выступлениями масс против политических фарсов Претории, сделала серьезные шаги по осуществлению плана ООН по Намибии, изложенного в резолюциях Совета Безопасности ООН 385 (1976 г.) и 435 (1978 г.). В своей политической программе 1976 г.


9 Conversation with Sam Nuioma. In: Babing A., Brauer H. - D. Namibia. Dresden. 1981, S. 341 - 342.

10 Ibid.

11 SWAPO Constitution. S. 1. 1962, p. 16.

12 Ibid., pp. 18 - 22.

стр. 183


она провозгласила выбор социалистической ориентации для независимой Намибии13 .

СВАПО объявила 10 декабря Днем намибийских женщин. Ныне он торжественно отмечается как внутри страны, так и в лагерях беженцев, расположенных в Анголе, Замбии, Ботсване. Намибийский народ всегда будет высоко чтить героизм, проявленный жителями Старой локации, смело вступившими в сражение с колониальной полицией14 . Что касается плана переселения, то расистам удалось его реализовать лишь спустя десять лет. Власти отключили в локации воду, перестали убирать мусор, запретили владельцам предприятий под страхом штрафов принимать на работу жителей этого района. Последних обитателей локации вывезли на армейских грузовиках в 1968 году. Бульдозеры сровняли хижины с землей15 .

Почерк расистов в Намибии не изменился и в наши дни. 17 июня 1985 г., когда на Кайзерштрассе в центре Виндхука прошел военный парад в честь создания и приведения к присяге военно-оккупационному режиму "временного правительства", образованного из местных марионеток, на стадионе в Катутуре состоялся десятитысячный митинг протеста против неоколониалистского фарса. Борьба, вспыхнувшая в Старой локации, продолжалась. А только что сформированное "правительство" не замедлило отдать приказ разогнать митинг автоматными очередями. Было изувечено 72 человека. Полиция провела аресты. В конце 1986 г. в тюремных застенках оказалось более 70 борцов за независимость16 .

На состоявшейся 4 - 5 ноября 1987 г. встрече представителей партий и движений, прибывших на празднование 70-летия Великого Октября в Москву, бессменный президент СВАПО Нуйома подчеркнул: "Политическая и военная ситуация, сложившаяся сейчас на Юге Африки, представляет собой серьезную угрозу миру и безопасности во всем мире. Вот почему мы всегда считали и считаем, что борьба за национальную независимость неразрывно связана с борьбой за сохранение всеобщего мира и обеспечение международной безопасности"17 . В летописи этой борьбы "кровавый декабрь" 1959 г. в Виндхуке навсегда останется одним из памятных эпизодов.


13 Political Programme of SWAPO. Lusaka. 1976, p. 6.

14 The Combatant. The Monthly Organ of PLAN, December 1984, vol. 6, N 5, pp. 6 - 7.

15 O'Brian Winter C. Op. cit., p. 52.

16 IDAF (International Defence and Aid Fund) Briefing Paper on Southern Africa, May 1986, N 20, p. 6.

17 Правда, 6.XI.1987.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-КРОВАВЫЙ-ДЕКАБРЬ-1959-Г-В-ВИНДХУКЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. И. ГОРБУНОВ, "КРОВАВЫЙ ДЕКАБРЬ" 1959 Г. В ВИНДХУКЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.06.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-КРОВАВЫЙ-ДЕКАБРЬ-1959-Г-В-ВИНДХУКЕ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Ю. И. ГОРБУНОВ:

Ю. И. ГОРБУНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
287 просмотров рейтинг
07.06.2019 (1756 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"КРОВАВЫЙ ДЕКАБРЬ" 1959 Г. В ВИНДХУКЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android