Libmonster ID: RU-18665
Автор(ы) публикации: А. ТУРГИЕВА

Сменивший Б. Ельцина на посту президента России В. Путин четырежды в течение 2000 г. встретился с новым японским премьером Иосиро Мори, что стало абсолютным рекордом в двусторонних отношениях.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В. ПУТИНА НА ЯПОНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Первая встреча В. Путина и И. Мори состоялась в Санкт-Петербурге в апреле, вторая - на саммите "большой восьмерки" на Окинаве в июле, третья - в сентябре в Токио, во время официального визита российского президента, и, наконец, последняя - в ноябре, на саммите АТЭС в Брунее.

29 апреля 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялась неформальная встреча Мори и Путина. Это была первая зарубежная поездка Мори в качестве премьер-министра. Она была призвана продемонстрировать его "особое отношение к России", которое он унаследовал от отца, мэра города Нэагори. Многие годы Мори-старший устанавливал дружеские контакты с городами Иркутской области, и в 1990 г., согласно завещанию, часть его праха была захоронена в городе Шелехов. И. Мори ссылался также на слова своего предшественника К. Обути, который буквально перед смертью просил его "развивать японо-российскую дружбу". Одной из основных целей визита японского премьера таким образом стало "создание атмосферы доверия"1 .

Руководители двух государств вновь зафиксировали общее понимание стратегической важности российско-японских отношений в современном мире и сформулировали основные направления их дальнейшего развития: торгово-экономическое сотрудничество, заключение мирного договора. В заявлении для журналистов В. Путин подчеркнул, что у лидеров "формируются хорошие личные отношения". Кроме того, как сказал Мори, они "условились называть друг друга Йоша и Володя"2 . Правда, Путин так этим и не воспользовался, в то время как Мори с удовольствием несколько раз назвал российского коллегу Володей, лишь единожды сбившись на "господина Путина".

Спор о принадлежности четырех островов Курильской гряды не был включен в повестку дня переговоров. Но по окончании визита Мори не удержался и заявил о стремлении подписать мирный договор до конца 2000 г. Правда, он не уточнил, чье это стремление. Политические круги в Японии стали заметно нервничать, чувствуя, что В. Путин не столь либерален в своем подходе к территориальной проблеме, как Б. Ельцин.

Вторая встреча Путина и Мори состоялась на саммите "восьмерки" на Окинаве 21 - 23 июня 2000 г. Беседа заняла всего около часа. Разговор шел об итогах работы саммита и о предстоящем визите президента России в Японию. В частности, премьер-министр Японии заявил, что "японо-российские отношения имеют стратегическую и геополитическую важность. В этой связи особенно необходимы тесный диалог и сотрудничество между Японией и Россией в целях стабилизации обстановки на Корейском полуострове. Сотрудничество двух стран важно и с точки зрения развития Сибири и Дальнего Востока..."3 . Мори поблагодарил Россию за поддержку предложения о приеме Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН.

Не обошлось и без упоминания проблемы отсутствия мирного договора между двумя странами. И. Мори заявил: "Нам известно о решимости президента России сделать все возможное, чтобы защитить ее честь и достоинство... Проблема мирного договора должна быть разрешена таким образом, чтобы действительно были защищены честь и достоинство и России, и Японии"4 . Президент России, в свою очередь, выразил согласие со стремлением к всеобъемлющей нормализации отношений с Японией, включая подписание мирного договора, и подтвердил, что Россия в целях разрешения этой задачи сохраняет приверженность всем уже достигнутым двусторонним договоренностям.

Сентябрьскому визиту 2000 г. предшествовало событие, которое можно рассматривать как продуманный жест - остановка В. Путина на Сахалине по пути в Токио. В ответ на вопросы журналистов Путин спросил: "А кто вам сказал, что Россия собирается отдавать спорные острова? Мы ведем переговоры, мы говорим о том, что проблема существует, но ни о какой передаче Курил речи не идет. Речь идет об обсуждении этой проблемы, которую мы признаем в качестве таковой"5 .

Посещение Путиным Сахалина должно было продемонстрировать всем россиянам, что у него нет намерения осуществить эту передачу. В сходном ключе прозвучала большая статья главы Российского госкомитета рыбного хозяйства Ю. Синельникова в "Независимой газете", в которой отмечалось, что воды морей, омывающих Южные Курилы, способны давать ежегодно до 1 млрд. долл. "рыбных" дохо-


Окончание. Начало см. "Азия и Африка сегодня", 2005, N 4.

стр. 23


дов6 . Вывод прост - никаких территориальных уступок.

Обеспокоенность японских журналистов и истерика правых, разъезжавших по Токио на микроавтобусах и грузовиках и выкрикивавших в микрофон: "Путин, отдай острова!", оказались неуместными: переговоры пошли по заранее намеченному сценарию.

Лайнер главы российского государства приземлился в токийском аэропорту Ханэда. Демонстрируя подчеркнутое гостеприимство, В. Путина и его супругу у трапа самолета встретил премьер-министр Японии И. Мори с супругой.

Путин и Мори сели в один автомобиль, украшенный флагами двух стран. Японский премьер проводил президента России до дворца Акасака в центре Токио, который стал его резиденцией на время визита. Они провели там первую краткую беседу за чашкой чая.

По прибытии в японскую столицу В. Путин заявил, что отношения России с Японией сейчас на таком уровне, на котором они не находились со времен окончания Второй мировой войны. "Мы очень дорожим этим и готовы развивать такие отношения в будущем"7 , - сказал президент, уточнив, что Россия готова развивать их со своим соседом по всем направлениям на основе ранее достигнутых договоренностей и, в частности, договоренностей 1998 г.

Японские политики во главе с премьером Мори предложили придерживаться обновленного Каванского плана решения проблемы, озвученного Р. Хасимото в апреле 1998 г.* Путин, в свою очередь, предложил двигаться к мирному договору постепенно, одновременно наращивая весь комплекс отношений, для чего пригласил Мори посетить Россию с визитом. Два лидера договорились проводить официальные встречи не реже, чем раз в год.

Были приняты 15 российско-японских документов. Среди них - Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах (первый подобный документ в практике российско-японского диалога), Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области. Впервые устанавливались связи между пограничными службами России и Японии, был подписан также меморандум в области разоружения, утилизации ядерных отходов.

Одним из новых направлений в российско-японских отношениях стало обсуждение системы мирового порядка. России и Японии было важно сблизить свои подходы по актуальным международным вопросам. Отмечалась важность взаимодействия в установлении стабильности на Корейском полуострове.

Что касается главной проблемы - отсутствия мирного договора между двумя странами, - было подписано Совместное заявление, в котором отмечалось, что после Красноярской договоренности в ноябре 1997 г. (приложить максимум усилий в целях заключения мирного договора к 2000 г.) достигнут целый ряд позитивных результатов, в частности, в плане углубления контактов в районе Южных Курил, реализации соглашения о японском рыболовном промысле, посещении островов японскими гражданами по безвизовому режиму. Стороны в очередной раз согласились продолжить переговоры с целью выработки мирного договора "путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи", опираясь на все достигнутые на тот момент договоренности, в том числе Токийскую (1993 г.) и Московскую (1998 г.) декларации.

Заявив о приверженности Совместной декларации СССР и Японии 1956 г., российская сторона продолжала дипломатично настаивать на оптимальности предлагаемой ею формулы решения проблемы пограничного размежевания через продолжение переговоров в обстановке поступательного развития российско-японских отношений в целом, включая связи и контакты в районе островов.

С известным упорством японская сторона снова подтвердила официальную позицию по вопросу о принадлежности островов, однако выразила намерение решить проблему таким образом, чтобы это не разделяло, а сближало народы двух стран.

При всем обилии подписанных соглашений токийский саммит ни на шаг не приблизил устранение главного раздражителя в двусторонних отношениях. Сентябрьский визит Путина в Токио развеял веру японцев в магию числа 2000. Разочарование Токио тут же вылилось в шпионский скандал с российским военно-морским атташе8 . В посольстве России инцидент расценили как провокацию, направленную на подрыв всего достигнутого в двусторонних отношениях за последние годы, в том числе и в ходе только что завершившейся встречи на высшем уровне. Подобного инцидента не было с 50-х гг. прошлого века, когда двусторонние отношения находились в состоянии "холодного мира".

В следующий раз президент России и премьер-министр Японии встретились на саммите АТЭС в Брунее 15 ноября 2000 г. Скорее, это была беседа, которая продолжалась не более получаса. Стороны поручили министрам иностранных дел своих стран готовить встречу на высшем уровне.

По мере того как до конца 2000 г. оставалось все меньше времени, в заявлениях японцев все больше стала прорываться досада. "Стыдно, что мы вступаем в XXI в. без мирного договора", - сетовал официальный представитель японского МИДа Кавамура9 , прилетевший в ноябре в Москву вместе с министром иностранных дел Иохэем Коно. За две недели до нового года сам Коно заявил в Токио, что не понимает российскую позицию, и сообщил, что приедет в Москву 15 - 17 января 2001 г. (а не в декабре, как ожидалось ранее). Тем самым глава внешнеполитического ведомства дал понять - в Токио окончательно расстались с "красноярскими иллюзиями".

Запутанная, почти скандальная ситуация с графиком предстоящих встреч лидеров России и Японии, уже имевшая прецеденты в прошлые годы, похоже, повторялась. Главной целью переговоров И. Коно в Москве была подготовка официальной


* Более подробно см. начало статьи, опубликованной в 2005 г., N 4, с. 31.

стр. 24


встречи президента В. Путина и премьера И. Мори в феврале в Иркутске, о которой они договорились осенью.

Путин главу японского МИДа на этот раз не принял (и этим, кстати, японцы были недовольны, поскольку о такой встрече речь первоначально шла). После переговоров с коллегой И. Ивановым японский министр объявил журналистам, что очередной саммит состоится 25 - 26 февраля в Иркутске. Казалось, цель достигнута, и Коно отбыл на родину.

Но уже в самолете по пути в Токио его настиг звонок из Кремля. Москва настаивала, чтобы провести встречу в верхах не 25 - 26 февраля, а в те же числа марта. Как пояснил министр Иванов в телефонном разговоре с Коно, российская сторона не хотела совмещения по срокам намеченного на конец февраля визита В. Путина в Сеул с саммитом в Иркутске10 .

Японский же МИД дал другое объяснение этого загадочного звонка. Как заявил 23 января начальник Европейского департамента К. Того, "в России есть силы, которые хотели бы затянуть переговоры по территориальной проблеме, и есть силы, которые хотят хороших отношений с Японией"11 . Их конфронтация и приводит, по мнению этого высокопоставленного японского дипломата, к отсрочке саммита.

Спустя некоторое время по дипломатическим каналам удалось договориться о проведении встречи на высшем уровне 25 марта 2001 г. в Иркутске. Накануне своего отъезда в Иркутск В. Путин дал интервью японской национальной телекомпании "Эн-Эйч-Кей". На двусмысленный вопрос японских журналистов: "Владимир Владимирович, наступает сезон, когда многие японские семьи выезжают любоваться цветением сакуры. Представьте, что Вы оказались среди простых японцев и вместе с ними любуетесь цветами. Что бы Вы сказали простым японцам о российско-японских отношениях?" - Путин ответил: "У нас, в России, говорят: мечтать - не вредно... Что касается развития и состояния российско-японских отношений, то, отталкиваясь от той ситуации, которую вы предложили, можно было бы, наверное, сказать следующее: вообще, когда мы наблюдаем за природой, нас всегда поражает гармония, которая царит в природе. Мне кажется, что мы должны стремиться к такой же гармонии и в межгосударственных отношениях"12 . Президент добавил, что Россия искренне стремится к заключению мирного договора с Японией и что для этого есть неплохие предпосылки с обеих сторон. Что ж, тон был задан.

25 марта 2001 г. состоялась рабочая встреча президента России и премьер-министра Японии. Несколько часов общения принесли неплохие результаты. Было подписано "Иркутское заявление о продолжении переговоров по проблеме мирного договора". Документ "реанимировал" Совместную декларацию СССР и Японии, определив ее как "базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о заключении мирного договора"13 . Это стало новостью, поскольку в Японии еще год-другой назад и слышать не хотели о 1956 г., заявляя, что дальнейшие события сделали его в некотором роде "историей".

Однако и иркутский документ при желании можно трактовать как угодно, и после него переговорный процесс также мог тянуться сколь угодно долго. Другое дело, что он обозначал факт отсутствия тупика и продолжение процесса переговоров - и этим ценен. В этой связи, как представляется, интересно проанализировать, что было сказано по итогам саммита - не только о мирном договоре, но и о договоренностях по экономическим и политическим проблемам.

На совместной пресс-конференции было объявлено, что скоро в Россию отправится делегация крупнейших предпринимателей Японии во главе с председателем Федерации экономических организаций, которая будет обсуждать крупные проекты сотрудничества с Россией, в том числе в сфере высоких технологий. Путин указал, что достигнута договоренность об активизации экономического сотрудничества. Оба лидера отметили растущее сближение подходов по многим региональным проблемам - по укреплению стратегической стабильности, по Корее (ее упомянул Мори, но не Путин), Ближнему Востоку, Балканам и даже Средней Азии. В то же время Мори признал, что пока не видно разрешения "очень сложной" территориальной проблемы. Было решено расширить круг переговорщиков, чтобы он не ограничивался чиновниками МИДа.

Отвечая на вопрос корреспондента "Майнити", Мори сказал, что Декларация 1956 г. обсуждалась долго и подробно. Отвечая на тот же вопрос, Путин отметил, что документ 1956 г. был ратифицирован Верховным Советом СССР, а раз так - Россия, как правопреемник, должна выполнять все взятые обязательства, и Декларация - "важный, но не единственный" документ, лежащий в основе наших отношений, при этом для его единообразного понимания нужна "работа экспертов двух стран"14 . Премьер Японии подчеркнул: "Что же касается мирного договора, самого сложного направления, то сегодня проведен важный обмен мнениями на основе доверия. Нам предстоит глубоко обдумать содержание иркутских переговоров, которые создают хорошую отправную точку для дальнейших переговоров"15 .

Так каковы же итоги? Иркутское заявление стало подтверждением того, что стороны в процессе долголетних переговоров действительно достигли значительного прогресса. Правда, касалось это не самих островов, а доведенного почти до совершенства умения облекать неразрешимые проблемы в обоюдоудобные формулировки.

Японцы иркутским итогам в общем были довольны: раз Декларация 1956 г. признается "базовым юридическим документом", значит, Россия действительно готова передать часть спорных территорий. А поскольку в заявлении перечислялись все четыре острова - можно рассчитывать даже не на компромисс, а на победу. Пусть и не скорую. Бурной радости не высказывалось по одной причине - именно потому, что не скорую.

Российские дипломаты тоже не считали себя в проигрыше: для них словосочетание "базо-

стр. 25


выи юридический документ означало лишь то, что именно после подписания Декларации стало возможным формальное окончание состояния войны, а перечисление всех четырех островов свидетельствовало о том, что ни по одному из них нет решения.

Обе стороны прекрасно осознавали значение этих маленьких уловок. Путин, подводя итоги переговоров, не зря сказал, что для единообразного понимания Декларации 1956 г. необходима совместная работа экспертов двух государств. Это самым удачным образом сочеталось с так и оставшимися без расшифровки обещаниями обоих лидеров в самом ближайшем будущем сосредоточиться на конкретных параметрах решения проблемы мирного договора.

Через месяц после ухода в отставку И. Мори выступил со смелым заявлением. В интервью телекомпании "Асахи" он сообщил, что на его встрече с Путиным в Иркутске была разработана схема переговоров о принципах передачи Японии части островов Курильской гряды. Суть договоренностей, пояснил он, сводилась к тому, чтобы решить территориальный вопрос в два этапа: на первом - обсудить судьбу Кунашира и Итурупа, на втором - сделать то же самое в отношении Шикотана и гряды Хабомаи. Эти острова непосредственно прилегают к Японии, и, по мнению Мори, Москва не прочь передать их уже в самое ближайшее время. Как утверждал бывший японский премьер, Токио получил принципиальное согласие на их возвращение, осталось лишь договориться об условиях.

Однако у российских дипломатов была иная трактовка тех событий, значительно отличавшаяся от категоричных заявлений экс-премьера. Замминистра иностранных дел России А. Лосюков заявил: "Японии необходимо определиться с позицией по проблематике мирного договора, чтобы совместно продолжить поиски решения проблемы"16 . В Москве указали на то, что в ходе иркутского саммита речь шла о решении спора на основе всех имеющихся двусторонних документов, в том числе и Декларации 1956 г., которая действительно содержит положение, допускающее передачу двух островов Японии. Однако говорить об этом, как о согласии России передать острова, нельзя. В Декларации 1956 г. речь идет о том, что Москва может рассмотреть возможность передачи Токио двух - а не четырех - островов. А может и не рассмотреть. И даже если рассмотрит - может и не передать. Никаких обязательств в этой связи у Москвы перед Токио нет. Так что бывший японский премьер пробовал выдать желаемое за действительное.

НОВАЯ ПОЛИТИКА КОИДЗУМИ

Новое японское правительство во главе с Дзюньитиро Коидзуми, победившим на выборах 26 апреля 2001 г., казалось, не собиралось пользоваться результатами договоренностей бывшего премьера. Как дала понять глава японского МИДа Макико Танака, новый кабинет "займет в отношении островов иную позицию, чем та, которой Япония придерживалась при Мори"17 . По данным японской газеты "Иомиури", премьер-министр Коидзуми направил российскому президенту письмо с предложением обменяться мнениями по поводу 4-х спорных островов Южно-Курильской гряды, в котором также содержался намек на то, что они должны быть возвращены Японии18 . Только после этого между двумя странами возможно подписание мирного договора.

Таким образом, можно говорить о значительной смене акцентов в японской политике на российском направлении. Во-первых, заметен отход от принципа параллельного решения проблемы территорий и мирного договора. Во-вторых, Коидзуми, в отличие от своего предшественника Мори, не согласен вести речь только о двух островах, вновь заявляя о претензиях на все четыре.

"Я хотел бы обсудить с вами общие принципы нашей совместной политики, направленной на достижение мирного соглашения и решение проблемы возвращения северных территорий"18 , - говорилось в письме. Коидзуми также отметил: "Очень важно добиться прогресса в двусторонних отношениях между Японией и Россией. Я надеюсь встретиться с президентом России в ближайшее время". Судя по всему, он имел в виду возможность переговоров с Путиным во время июльского саммита стран "большой восьмерки" в Генуе в Италии.

Именно тогда и состоялась их первая личная встреча. В ходе переговоров с президентом России 21 июля 2001 г. Д. Коидзуми поднял вопрос о возвращении Японии "северных территорий". Как сообщила телекомпания "Эн-Эйч-Кей", он стремился услышать, в первую очередь, конкретные предложения российской стороны о судьбе островов Хабомаи и Шикотан. Коидзуми также заявил о стремлении Токио к сбалансированным переговорам относительно двух других островов - Итурупа и Кунашира и намерении энергично вести переговоры по этому вопросу и впредь.

Премьер-министр Японии, получив от Путина приглашение посетить Россию, выразил надежду, что еще до визита будет согласован график предварительных переговоров по территориальной проблеме. Казалось, доверительные отношения были установлены, но не тут-то было. Со свойственной ему резкостью, выступая в Токио по итогам саммита стран "большой восьмерки", Коидзуми назвал спор о принадлежности Южно-Курильских островов "занозой" в отношениях с Россией.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРЕЖНИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ

9 октября в Токио открылись российско-японские консультации на уровне замминистров иностранных дел. Обсуждались вопросы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и поиска путей продвижения вперед в деле пограничного размежевания. Была достигнута договоренность о встрече В. Путина и Д. Коидзуми в ходе саммита стран-участниц форума АТЭС в Шанхае.

21 октября после саммита состоялась вторая встреча Путин -

стр. 26


Коидзуми. Можно сказать, она подвела черту под "переходным" периодом, который образовался в российско-японских отношениях после смены кабинетов в Японии весной 2001 г. В Шанхае было окончательно согласовано, что Россия и Япония продолжат взятый ранее курс, основное содержание которого - углубление взаимодействия на международной арене, расширение торгово-экономического и иного сотрудничества, продолжение переговоров по мирному договору. Фундаментом, на котором предполагалось строить работу, стал пакет договоренностей, выработанных к тому времени.

На протяжении нескольких предшествовавших месяцев переговоры по мирному договору фактически не велись, поскольку отсутствовала ясность насчет того, на какой основе и в каком направлении вести их дальше. Шанхайская встреча дала ответ на этот вопрос - премьер-министр Коидзуми подтвердил намерение энергично продвигать вперед переговоры о заключении мирного договора, опираясь на достигнутые до сего времени результаты, в том числе итоги переговоров на высшем уровне в Иркутске. Исходя из этого, стороны в основном согласились одновременно и параллельно, без выдвижения предварительных условий, вести дискуссии об островах Хабомаи и Шикотан, а также Кунашир и Итуруп. Тем самым сохранялась преемственность в переговорном процессе.

Стороны, как и прежде, обнаружили сходство позиций по международным проблемам. Оба лидера договорились и впредь поддерживать тесную связь, в частности, в области обмена информацией.

В течение следующих семи месяцев лидеры двух стран не провели ни одной встречи на высшем уровне, пока не встретились на саммите "большой восьмерки" в Кананаскисе в июне 2002 г.

ТРИУМФ В. ПУТИНА В КАНАНАСКИСЕ

Главным событием саммита в канадском Кананаскисе стало окончательное превращение "семерки" в полноценную "восьмерку за счет полноправного участия России. Правда, так саммит официально уже назывался в 2001 г. в Генуе. Но тогда большинство обозревателей еще предпочитало, говоря о встрече глав основных семи индустриально развитых стран мира и России, использовать формулировку "семь плюс один", как это было в течение предыдущих 10 лет.

"Россия в Кананаскисе получила все, а нас на саммите "восьмерки" никто даже толком не замечал"19 . Примерно так, с горькой обидой, расценили в Японии итоги завершившегося в Канаде совещания лидеров ведущих стран мира, на котором, по выражению газеты "Токио симбун", Путин заработал своей стране "и славу, и деньги", а о премьере Коидзуми вспоминали лишь в связи с "хроническим хозяйственным застоем" в экономике второй экономической державы планеты.

Токио, кстати, последовательно выступал против подключения Москвы к обсуждению экономических проблем на саммите. Даже в ходе встречи в Канаде генеральный секретарь кабинета министров Японии Я. Фукуда заявил, что "предоставление России права провести совещание "восьмерки" в 2006 г. еще не означает, что она уже получила статус полноправного члена этого элитного клуба". Роль Москвы в "восьмерке" еще "остается предметом разногласий", подчеркнул Фукуда20 .

На саммите глава японского правительства был вынужден предпринять шаги к налаживанию отношений с Москвой, чтобы не выглядеть белой вороной на фоне беспрецедентного сближения России и Запада. На встрече с Путиным в канадском городе Калгари сразу же после завершения совещания "восьмерки" Коидзуми сам высказал намерение посетить Москву "в декабре или январе", хотя еще несколько дней назад о перспективах такого визита в обеих странах говорили с крайним сомнением. Причины пессимизма были очевидны. В Японии разгрому подверглись сторонники поиска компромисса с Москвой по территориальной проблеме: три ареста по обвинению в коррупции и неправильном расходовании средств на помощь Южным Курилам, несколько уволенных из МИДа, серия административных взысканий. В результате был нарушен весь сложившийся к тому времени механизм диалога с Россией. В заявлениях Токио по вопросу о мирном договоре с Москвой исчезли намеки на возможные варианты, взамен участились высказывания о необходимости пересмотра принятых ранее программ экономического сотрудничества с соседом.

Однако в Канаде премьер Коидзуми был предельно осторожен: на встрече с Путиным он даже не сказал, что Токио требует возвращения "северных территорий" или хотя бы признания над ними своего суверенитета, а говорил лишь о необходимости урегулировать спор о Южных Курилах. Более того, на итоговой пресс-конференции Коидзуми подчеркнул свое желание развивать сотрудничество с Россией, "преодолевая трудные проблемы, включая вопрос о северных территориях"21 . Как писала крупнейшая японская газета "Иомиури", Токио намеревался вновь искать пути решения спора о Южных Курилах путем укрепления контактов с Москвой в экономической сфере и на международной арене. Застой в двустороннем диалоге, разъясняла газета, слишком уж бросался в глаза на фоне почти союзнических отношений России с США и Западной Европой, и это могло привести к некоторой изоляции Японии в "восьмерке"22 .

Путин пригласил Коидзуми на празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Тогда же стороны пришли к соглашению провозгласить 2003 г. - "Годом Японии в России". Руководители обеих стран выразили надежду, что предстоящий визит Коидзуми в Россию придаст стимул дальнейшему развитию японо-российских отношений, и достигли согласия в вопросе о разработке "Японо-российского плана действий".

САММИТ В МОСКВЕ

Во время визита министра иностранных дел Японии Йорико Кавагути в Москву в октябре

стр. 27


2002 г. была достигнута договоренность о встрече лидеров двух государств, на которой предлагалось одобрить совместный план действий, включавший шесть основных элементов: 1) углубление политического диалога; 2) усилия по заключению мирного договора; 3) сотрудничество на международной арене; 4) сотрудничество в экономической области; 5) сотрудничество в правоохранительной и оборонной областях; 6) культурный обмен.

Японские и российские СМИ накануне визита Д. Коидзуми в Москву (9 - 11 января 2003 г.) отмечали, что территориальные претензии Японии к России предъявляться не будут, следовательно, не будут и обсуждаться. Они уверяли, что президенту Путину перед думскими и президентскими выборами не с руки идти на уступки Японии по вопросу о принадлежности Южно-Курильских островов. Это, дескать, понимают в Токио, который решил пока не педалировать эту проблему.

Однако эти прогнозы не оправдались. "Я направляюсь в Россию с твердой решимостью совместно с президентом Путиным придать новое дыхание японо-российским отношениям, - заявил перед поездкой в Москву японский премьер. - Полагаю, что главными темами переговоров будут, в частности, проблема заключения мирного договора, сотрудничество в сфере экономики и взаимодействие на международной арене... Если мы добьемся заключения мирного договора, вопрос о котором долгое время остается нерешенным, это позволит вывести японо-российские отношения на качественно новый уровень... В ходе визита я надеюсь откровенно побеседовать с президентом Путиным, в том числе и на эту тему"23 .

И откровенная беседа состоялась, о чем прямо сказал В. Путин на совместной пресс-конференции: "Я убежден, что у двусторонних связей между Россией и Японией хорошие перспективы, хорошее будущее. Естественно, что мы добьемся этого только в том случае, если решения будем принимать, учитывая интересы обеих стран". Согласившись, что справедливое урегулирование территориального спора не может быть достигнуто без учета всех имеющихся договоренностей, президент подчеркнул: "При этом нужно учитывать, в результате каких событий и каких решений эти острова оказались под российской юрисдикцией"24 .

Главным итогом переговоров в Москве считается подписание т. н. "Плана действий", который Коидзуми назвал "путеводной картой" для дальнейшего налаживания отношений между Россией и Японией. Он содержит перечень уже названных 6-ти областей возможного российско-японского сотрудничества, но в иной последовательности, где на первое место выдвинут территориальный вопрос - переговоры по мирному договору, заключение которого тесно увязывается японской стороной с передачей ей Южно-Курильских островов. В "Российско-японском плане действий" прямо сказано, что обе стороны "будут активизировать переговоры в целях скорейшего выхода на решение еще остающихся проблем, исходя из понимания того, что Совместная декларация СССР и Японии 1956 г., Токийская декларация 1993 г., Иркутское заявление лидеров России и Японии 2001 г. и другие договоренности составляют базу для переговоров с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов и достижения таким образом полной нормализации двусторонних отношений"25 .

Стороны отлично понимали: простой ссылкой на правовые акты проблему не решить. Необходимо, чтобы к этому была готова общественность. В текст "Плана" был внесен специальный пункт: "продолжать... усилия по разъяснению общественности обеих стран важности заключения мирного договора.., включая совместную подготовку и распространение соответствующих информационных материалов"26 .

До сего момента подготовкой "информационных материалов" занимались только японцы - это из их брошюр и видеокассет россияне узнавали, каким образом должен решаться территориальный спор. Интересно, а теперь, после того как президент России принял "План действий", кто и как будет готовить россиян к предстоящему событию?

Есть в этом документе и региональный раздел: рассматривать вопросы о формах экономических связей между Японией и Сахалинской областью с учетом их географической близости. Примечателен и такой факт: в "План действий" включен пункт о совместной работе по освоению островов Курильской гряды. То есть практически реализовано давнее предложение заниматься не политикой, а (объединив усилия) конкретной работой. И в этом - главное отличие состоявшихся переговоров от тех, которые проходили в 2000 г. в Японии, где в качестве основной проблемы фигурировал вопрос о т.н. "северных территориях".

стр. 28


Кроме того, стороны отметили необходимость расширять сотрудничество в рамках Программы углубления сотрудничества в торгово-экономической области, подписанной в сентябре 2000 г., а также в области промысла морских ресурсов. Важным итогом переговоров стало подписание В. Путиным и Д. Коидзуми "Соглашения о сотрудничестве в вопросах строительства нефтепровода с месторождений Сибири до Приморского побережья" протяженностью примерно 4 тыс. км.

В Плане также выражалась готовность сторон предпринять совместные действия для снижения напряженности на Корейском полуострове, а также поддержание и укрепление мира и стабильности в Северо-Восточной Азии, отмечалось, что Россия поддержит кандидатуру Японии в постоянные члены СБ ООН.

Сложно оценить однозначно - позитивно или негативно - итоги визита японского премьера. Интенсивность двустороннего экономического взаимодействия была неудовлетворительной. В этой связи можно согласиться с тем, что для России важным являлось принятие столь многогранного документа. В отношении же "курильского узла" заявления российской стороны, на мой взгляд, выглядели несколько неоднозначно, не отвечали на вопрос: какую же все-таки позицию занимало российское руководство.

ВСТРЕЧИ В ПЕТЕРБУРГЕ, ЭВИАНЕ И БАНГКОКЕ

Новая встреча В. Путина и Д. Коидзуми состоялась 30 мая 2003 г. в Санкт-Петербурге. Она проходила в Школе высшего спортивного мастерства, где в свое время занимался и Путин. Перед личной беседой руководители Японии и России наблюдали за тренировкой мастеров дзюдо, которую проводил профессор университета "Токай" Ясухиро Ямасита, прибывший из Японии, чтобы поделиться опытом с российскими дзюдоистами. Отметим, что через несколько месяцев этот спортсмен войдет в состав комиссии, призванной решать территориальную проблему нестандартным образом.

Неформальный способ общения наблюдался в течение всего визита Коидзуми. Встречу лидеров двух стран телекомпания "Эн-Эйч-Кей" назвала "саммитом достойных партнеров". Как отметил ее обозреватель, "глава российского государства относится с большим уважением к культуре и традициям Японии, а японский премьер знает и любит российскую музыку"27 .

Но Коидзуми волновала не столько российская музыка, сколько "долгоиграющая" проблема заключения мирного договора. Выразив благодарность за теплый прием, оказанный ему в Москве в январе 2003 г., он вновь заговорил о том, что принятый "План действий" предусматривает расширение связей между Японией и Россией в различных областях в целях заключения мирного договора путем решения территориальной проблемы.

Со своей стороны, Путин поспешил заверить Коидзуми, что Москва решительно настроена в пользу урегулирования этой проблемы и не имеет намерения затягивать ее решение. "Япония важна для России, и Россия в свою очередь также важна для Японии. Ничто не должно мешать нашим отношениям", - подчеркнул президент России28 .

На встрече глав "восьмерки" в Эвиане 2 июня 2003 г. В. Путин и Д. Коидзуми не затрагивали вопросы мирного договора, а их короткая беседа носила неофициальный характер. Были обсуждены проблемы экономического сотрудничества, вопросы терроризма и охраны окружающей среды, в частности, Киотский протокол по охране окружающей среды.

Некоторые новые результаты принесла их очередная встреча в Бангкоке на саммите АТЭС в октябре 2003 г. Путин и Коидзуми рассмотрели вопросы двусторонних отношений, в том числе в торгово-экономической сфере, крупные проекты в топливно-энергетической сфере, в частности, проект строительства нефтепровода через Находку, а также северокорейский вопрос.

Два лидера обсудили идею создания так называемого "Совета мудрецов", который бы предлагал новые проекты для российско-японского сотрудничества. С японской стороны "Совет мудрецов" возглавил бывший премьер И. Мори, с российской - мэр Москвы Ю. Лужков. От каждой страны в него вошли семь человек. Японию представляют также председатель совета директоров корпорации "Тойота" Х. Окуда, консультант банка "Токио-Мицубиси" Т. Такагаки, дзюдоист Я. Ямасита и др.; Россию - президент компании "Роснефть" С. Богданчиков, академик Е. Велихов, ректор МГУ В. Садовничий и др.

Тем не менее приходится констатировать, что решение многих вопросов, и прежде всего "курильского узла", так и не сдвинулось с мертвой точки. Дело не пошло дальше деклараций о намерениях решать проблему и "личных директив" лидеров двух стран своим правительствам в целях активизации сотрудничества по самой проблемной стороне отношений.

Прорыв наметился, но не в перспективе решения территориального спора, а в количестве встреч на высшем уровне лидеров России и Японии. О наличии проблем они стали говорить открыто, призывая друг друга к поиску взаимоприемлемого решения на основе интересов двух стран и людей, проживающих на территории Южных Курил. Все бы хорошо - подход конструктивный, и отношения между лидерами сложились нормальные, но проблема не решается. Ни одна из сторон не готова идти на уступки и отходить от позиции - "это наши острова".

Не помогло и первое заседание "Совета мудрецов", проходившее в Москве 14 - 16 апреля 2004 г. Не удалось достичь согласия ни по одному из затронутых вопросов. "Российские мудрецы" утверждали, что японцев интересовал только территориальный вопрос, в то время как предложениям России о сотрудничестве в области борьбы с международным терроризмом, ряду культурных и экономических проектов не было уделено достаточного внимания. В результате единственным более-менее значимым событием стало вручение И. Мори ордена Дружбы президентом Путиным.

стр. 29


Японские СМИ оценили первое заседание Совета негативно. Так, газета "Санкей" писала: "Появляются сомнения, что японская сторона достигла своей цели - посредством заседания "Совета мудрецов" заложить основу решения территориальной проблемы"29 .

Поскольку встреча Мори и Путина в Кремле носила неофициальный характер, то и о выработке подходов речь не шла, следовательно, по мнению японской стороны, необходимо как можно скорее проводить новую встречу на высшем уровне. Российская сторона в лице Лужкова отреагировала спокойнее: "Мы начали работать, будем стараться получить результаты"30 .

2004 ГОД - НОВЫЕ ВСТРЕЧИ, СТАРЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ

Очередная встреча двух лидеров в рамках саммита "большой восьмерки" на Си-Айленде (США), состоявшегося 9 - 10 июня 2004 г., также была малорезультативной. В ходе беседы Коидзуми и Путина были достигнуты соглашения о проведении мероприятий, посвященных 150-летию со дня подписания Трактата о торговле и границах между Японией и Россией. Стороны договорились приложить все усилия для поиска путей урегулирования спорных вопросов и подписания мирного договора в преддверии визита Путина в Японию в 2005 г.

На переговорах японцам был передан проект документа "Долгосрочная программа российско-японского сотрудничества в области энергетики". Кроме того, с российской стороны был поставлен вопрос "о налаживании более тесного сотрудничества в борьбе против незаконной добычи биоресурсов - морского браконьерства"31 . Обсуждались также проблемы сотрудничества в области охраны окружающей среды, в частности, президент пообещал сделать все возможное для ратификации Россией Киотского протокола как составляющего элемента всемирной борьбы с глобальным потеплением.

Казалось бы, японская сторона поумерила свой пыл, а сам Коидзуми подустал от своих экстравагантных высказываний. Однако не тут-то было - в конце августа 2004 г. на сайте влиятельной газеты "Файненшл Таймс" появилось сообщение о намерении японского премьера посетить Курильские острова32 . Несмотря на заявление министра иностранных дел С. Лаврова, что подобная "инспекция" может спровоцировать дипломатический скандал и поставить под угрозу планируемый на начало 2005 г. визит В. Путина в Японию, 2 сентября 2004 г. Д. Коидзуми довольно долго плавал на катере вдоль разграничительной линии с Россией в водах у Южнокурильских островов. Таким образом японцы в очередной раз продемонстрировали настойчивость в своих территориальных требованиях, не обратив никакого внимания на заявление российского министра.

В связи с этим странно прозвучало интервью С. Лаврова 15 сентября 2004 г., в котором он заявил, что "Москва готова отдать Японии два из четырех спорных Южнокурильских островов... Кремль признает Совместную декларацию 1956 г., согласно которой СССР должен уступить японцам остров Шикотан и гряду Хабомаи"33 .

Два из четырех островов наша страна была готова отдать и во времена Хрущева, и Горбачева, и Ельцина, а Совместная декларация 1956 г. являлась основой нормализации двусторонних отношений. Японцев же, по сути, такой вариант никогда не устраивал - в случае отказа от возврата всех четырех островов не может идти и речи о подписании мирного договора. Все верно, кроме одного "но" - о передаче островов заговорили не в Токио, а в Москве, и не кто-нибудь, а министр иностранных дел. Похоже, российская дипломатия не думала о будущем тысяч людей, которые, понимая, что их предают, вышли на массовый митинг в Южно-Сахалинске с плакатами "Наша Родина - Сахалин и Курилы" и "Владимир Владимирович, услышьте сахалинцев! Мы голосовали за Вас". В акции приняли участие почти 4 тыс. жителей Сахалина и Курильских островов. Было собрано около 3 тыс. подписей под обращением к руководству России с целью отказа от планов передачи островов Японии.

Реакцией японской стороны было молчание. Для японцев сказать "нет" было бы недипломатично, а обсуждать такое предложение не имело для них смысла, так как позиция Токио хорошо известна. СМИ также не комментировали заявление Лаврова, ведь с точки зрения общественных и деловых кругов, Россия предлагала уладить территориальный спор, отдав Японии "всего лишь" гряду Хабомаи и необитаемый Шикотан. Иными словами, таким "бездействием" Япония подтвердила приверженность своей линии в отношении территориальных требований.

22 октября 2004 г. состоялась встреча лидеров двух стран в рамках саммита АТЭС. На ней президент Путин подтвердил свое намерение осуществить визит в Японию в начале следующего года и провести консультации по вопросам заключения мирного договора. Коидзуми высоко оценил ратификацию Россией Киотского протокола и призвал активнее развивать сотрудничество во всех сферах двусторонних отношений. Снова ничего конкретного.

По-моему, имеется более чем достаточно оснований сказать, что решение главной проблемы в отношениях между двумя странами на данный момент отсутствует. Возможно, будущим поколениям политиков удастся найти выход из ситуации.

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Сценариев возвращения Курильских островов существует несколько. Но все они по тем или иным причинам не устраивают ни Россию, ни Японию.

Возвращение двух островов - два островных образования (Хабомаи и Шикотан) передать Японии, а два острова (Кунашир и Итуруп) оставить России. Это так называемая "концепция возвращения двух островов" - предложение, сделанное Японии Советским Союзом при Н. Хрущеве, когда в 1955 - 1956 гг. шли переговоры о мирном договоре между Японией и СССР. Япония в то время склонялась к принятию этого предложения.

стр. 30


Однако тогдашний кабинет министров И. Хатоямы отказался сделать окончательный шаг, причем, в определенной степени под давлением со стороны госсекретаря США Дж. Даллеса.

Компромиссы и уступки представляют собой неотъемлемые атрибуты переговоров. Тем не менее, если Россия согласится передать хотя бы два острова Японии, это будет означать, что она уступила и тем самым ущемила свои интересы. Проблема российско-японских отношений в настоящее время - это не споры или переговоры о количестве возвращаемых или не возвращаемых островов. Если бы проблема заключалась только в этом, вероятно, можно было бы нащупать почву для компромисса и сближения позиций сторон. В настоящее же время вопрос с российской стороны должен стоять принципиально: сохранение всех Южно-Курильских островов.

Переход Южно-Курильских островов под "совместное управление" - идея, бередящая умы желающих поскорее "хоть как-нибудь" решить существующий территориальный вопрос.

Надо отметить, что в истории еще не было ни одного успешного примера подобной практики. В свое время Сахалин был превращен в район смешанного проживания россиян и японцев. Между ними непрерывно возникали различные недоразумения, и в конечном итоге в этой ситуации была поставлена точка - в 1875 г. был заключен Договор об обмене Курильских островов на Сахалин, и Сахалин стал российской территорией, а Курильские острова японской территорией.

Рассматривая "совместное управление" таким образом, российская сторона, пусть даже оно будет относиться к двум островам - Кунаширу и Итурупу, с этим не согласится. К тому же Япония требует восстановления суверенитета над всеми островами. Если внимательно рассмотреть предложение о "совместном управлении", внесенное российской стороной, станет ясно, что это - проект, по которому суверенитет над спорными землями поровну распределен не будет. Смысл подобных российских предложении заключается в том, чтобы японская сторона, насколько это возможно, признала бы российский суверенитет над этими землями, а за японской стороной осталось бы право в той ли иной степени осуществлять их хозяйственное освоение.

Скорее всего, на подобные предложения японская сторона согласиться не сможет. То, что в настоящее время Япония не отвергает категорически и абсолютно планы совместной хозяйственной деятельности на островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп (в духе предложений Е. Примакова), объясняется тем, что региональное экономическое сотрудничество, не наносящее ущерба позиции Японии в вопросах суверенитета, в конечном счете может способствовать созданию атмосферы для возвращения Японии названных выше островов.

Обращение в Международный суд ООН - еще один вариант решения конфликта вокруг Южнокурильских островов. Но если заглянуть вперед, такой подход окажется не только нерациональным, но и приведет к трудностям. Сразу возникает вопрос: разве можно передавать решение деликатной проблемы в отношениях между двумя государствами на усмотрение третьей стороны? При обращении с иском в Международный суд ООН необходимо договориться о том, что обе стороны будут выполнять его решение. Между тем ни Япония, ни Россия пока не испытывают желания обращаться в этот суд.

Один из противников такого варианта, видный российский японист И. Латышев полагает, что все члены суда ООН вынесут решение в пользу Японии - великой экономической державы, влиятельного государства, которое находится в тесных отношениях с ведущими странами Запада. Ясно, что страны "большой семерки" по данному вопросу встанут не на сторону России, а на сторону Японии.

При отсутствии результатов в двусторонних переговорах Международный суд ООН не может вынести решение, приемлемое для обеих стран. Решения этого суда не обладают достаточной принудительной силой, и поэтому они окажутся заведомо бессмысленными, если хоть одна из сторон их не примет.

Создание "специальной административной зоны" - т.н. "северные территории" уже рассматриваются Японией как своего рода "специальная зона": суверенитет России в отношении названных островов Японией не признается. Данное положение представляет проблему, ибо Россия разрешила японцам посещение "северных островов" без оформления российских виз и даже рассматривает предложение о ведении Японией и Россией совместной хозяйственной деятельности на островах в форме, которая не наносит ущерба переговорам об их принадлежности Японии.

Предложение превратить в "спецзону" Южные Курилы, возможно, разделяется третьими странами. Однако нельзя не задать вопрос, каков будет ее юридический статус? Если данный район не будет принадлежать ни России, ни Японии, ни какой-либо другой стране, то предложение о такой зоне нельзя оценить иначе, как легковесное и безответственное.

Близка к этому идея об учреждении зоны, которая находилась бы под опекой ООН. На первый взгляд, это кажется допустимым, но в таком случае от управления устраняются Россия и Япония, имеющие здесь свои особые интересы. Подобное решение представляло бы нелогичный подход к проблеме. В случае с Курилами возникает сомнение, пожелает ли российское население, проживающее на островах, оказаться под такой опекой?

Из истории известно, что все 11 районов, которые были включены в систему опеки после Второй мировой войны, позднее получили независимость. Последние из них - Маршалловы острова, Микронезия и Палау в Тихом океане. Подопечные территории - это районы с временным статусом до тех пор, пока они либо достигнут независимости, либо войдут в состав какого-нибудь государства. Представить независимость островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп - абсурдно.

стр. 31


На самом деле, замысел превратить Курильские острова в "специальную административную зону" - это мера, которая, спасая престиж России и Японии, смягчила бы удар по первой в случае передачи суверенитета над этими островами в руки второй. Больше всего такой неопределенный статус и, как результат этого, обстановка на этих островах не удовлетворят российское население Курил, настроенное на ответственный подход к решению проблемы.

ОСТРОВА ОТДАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Кунашир, Итуруп, Шикотан и гряда Хабомаи - суть территориальных претензий официального Токио. Казалось бы: "Ну что России, с ее просторами, какие-то островки в Тихом океане? Отдадим их японцам, да и дело с концом!" Однако все-таки стоит задуматься. Ведь неспроста же японцы так настойчивы в своих требованиях.

Слово "кунашир" - название одного из островов - с древнего японского переводится примерно как "земля за пределами страны". Таким образом, японское требование "отдайте нам Кунашир" звучит анекдотично - "отдайте нам то, что за границей".

Территория Курильских островов составляет 296 тыс. кв. км. В прибрежных водах вылавливается около 1,2 млн. т рыбы(!) в год. Места нереста лососевых при правильном и разумном подходе могут принести огромные деньги. Ресурсов Курильских островов достаточно, чтобы обеспечить бюджет любого региона России. Запасы углеводородов на континентальном шельфе оцениваются в 1,6 млрд. т условного топлива. Ресурсы золота на островах оцениваются в 1867 т, серебра - в 9284 т, титана - в 39,7 млн. т, железа - в 273 млн. т. На Итурупе ежегодный вынос с газами редкого металла рения, который дороже золота, составляет 36 т, что соответствует его годовому мировому потреблению. Оценочная стоимость полезных ископаемых всех островов - 45,8 млрд. долл.

Задумаемся над тем, каковы могут быть последствия передачи островов Японии.

Первое - территориальные притязания других государств. Ни одно уважающее себя государство ни под каким предлогом не даст пересмотреть результаты войны, в которой оно вышло победителем. Так что японцы хотят ни много ни мало - изменить в свою пользу итоги Второй мировой войны. Добровольная передача островов Японии фактически означала бы признание за ней права игнорировать решение победителей. Кроме того, у России нет никаких гарантий, что, в случае принятия благоприятного для японцев решения, кто-то другой не потребует пересмотра тех или иных документов. Наверняка потребует!

Второе. Передача четырех островов не решит территориальную проблему - притязания Японии пойдут дальше и, что вполне возможно, не ограничатся только Курилами. Напомним, что на японских картах к "спорной территории" относится также половина Сахалина. Праздник "северных территорий" в Японии никто отменить не обещал.

Третье. России (главным образом ее Дальнему Востоку) не миновать тяжелых социальных последствий, связанных с выводом с островов российских вооруженных сил и переселением коренных жителей. Переселение потребует вложения средств. И немалых, что так или иначе скажется на каждом жителе Российской Федерации. А довольно распространенную мысль о том, что коренное население останется, можно сразу отсеять - японцам не нужны русские на их островах.

Четвертое. Возникнут проблемы, связанные с потерей Россией части промысловых вод -продовольственное обеспечение огромной страны станет более скудным, что опять же скажется на уровне жизни россиян.

Пятое, и, возможно, главное - неминуемо падение престижа России на международной арене. Страна, раздающая свои территории, не может заслуживать уважения. Упадет и доверие к правительству, что, в свою очередь, приведет к росту недовольства и укреплению политической оппозиции.

Перечень можно продолжить. Но и уже сказанного вполне достаточно, чтобы понять - Курильские острова отдавать нельзя! Четыре острова российской национальной гордости имеют слишком большое значение и в политическом, и в экономическом плане. В силу чего не может быть и речи о пересмотре итогов Второй мировой войны.

-----

1 "Невское время", N 79 (2202), 29.04.00.

2 Посольство Японии в России. Информационный бюллетень N 32, апрель 2000 (здесь и далее http://www.embjapan.ru).

3 "Независимая газета", 22.06.00.

4 Посольство Японии в России. Информационный бюллетень N 33, май 2000.

5 "Сахалин", 01.09.00.

6 "Независимая газета", 02.09.00.

7 Кунин В. "Москва и Токио развивают диалог", 04.09.00 // Сайт КМ-новости (http://www.km.ru).

8 "Парламентская газета", 09.09.00.

9 Посольство Японии в России. Информационный бюллетень N 35, август 2000 г.

10 "Независимая газета", 01.02.01.

11 Там же.

12 Интервью президента России В. Путина телекомпании "Эн-Эйч-Кей" от 22.03.01 (http://www.president.kremlin.ru/events/).

13 Посольство Японии в России. Информационный бюллетень N 37, апрель 2001 г.

14 "Майнити", 25.03.00.

15 "Независимая газета", 25.03.01.

16 Горностаев Д. "Россия не ведет речь о передаче островов Японии", 14.05.01 (http://www.strana.ru).

17 Посольство Японии в России. Информационный бюллетень N 37, апрель 2001 г.

18 "Иомиури", 13.05.01.

19 "Токио симбун", 27.06.02.

20 "Нихон кэйдзай", 27.06.02.

21 "Иомиури", 27.06.02.

22 Там же.

23 "Майнити", 07.01.03.

24 Выступление и ответы на вопросы на совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Д. Коидзуми по итогам российско-японских переговоров, 10.01.03. Сайт МИД РФ (http://www.ln.mid.ru/ns-rasia.nsf)

25 "Российско-японский план действий" // Сайт посольства Японии в России, (http://www.embjapan.ru).

26 Там же.

27 "Summit of Dignity", 30.05.03 (http://www.nhk-grp.co.jp).

28 "Независимая газета", 30.05.03.

29 "Санкей", 16.04.04.

30 "Независимая газета", 14.04.04.

31 "Известия", 10.06.04.

32 "The Financial Times", 28.08.04.

33 "Известия", 15.09.04.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-КУРИЛЬСКИЙ-УЗЕЛ-В-РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ-ОТНОШЕНИЯХ-1990-2004-2

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ТУРГИЕВА, "КУРИЛЬСКИЙ УЗЕЛ" В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (1990 - 2004) (2) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-КУРИЛЬСКИЙ-УЗЕЛ-В-РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ-ОТНОШЕНИЯХ-1990-2004-2 (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ТУРГИЕВА:

А. ТУРГИЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
105 просмотров рейтинг
29.05.2023 (324 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
Вчера · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"КУРИЛЬСКИЙ УЗЕЛ" В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (1990 - 2004) (2)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android