Libmonster ID: RU-17485
Автор(ы) публикации: Ю. А. Созина

10 сентября 2002 г. в Институте славяноведения РАН состоялся "круглый стол", посвященный проблемам исследования славянской поэзии и приуроченный ко дню рождения д-ра филол. наук, руководителя Центра истории славянских литератур до 1945 г. (Отдел истории славянских литератур ИСл) Л. Н. Будаговой. Поэзия, представляющая собой, по глубокому убеждению юбиляра, "душу литературы, подобно музыке, которую называют душой искусства", является предметом особого внимания и симпатии Людмилы Норайровны. Вместе с тем в программу "круглого стола" были включены доклады, посвященные более широким вопросам истории литературы и культуры.

Вступительное слово произнес заместитель директора ИСл РАН, д-р филол. наук, проф. В. А. Хорев, отметивший значимость исследовательских и организационных заслуг юбиляра в области славистики и научной деятельности Института. Приветствие В. А. Хорева явилось прелюдией и к многочисленным поздравлениям, прозвучавшим в честь виновницы торжества уже по окончании работы "круглого стола" - на заседании Ученого Совета. Научная деятельность и человеческие качества Л. Н. Будаговой получили высокую оценку в выступлениях С. В. Никольского, стоявшего у истоков формирования коллектива литературоведов, в котором трудится юбиляр; заведующей секцией литературоведения кафедры Славянской филологии МГУ, доцента Л. Л. Машковой; зам. директора Государственного института искусствознания И. В. Поповой. О широком признании научных трудов юбиляра в России и за рубежом свидетельствовали поздравления, пришедшие из Санкт-Петербургского государственного университета, из посольств Чехии и Словакии в Москве. Много теплых слов услышала Людмила Норайровна и от других своих друзей и коллег.

На заседании "круглого стола" было заслушано двенадцать научных докладов. Часть из них составили выступления, специально посвященные отдельным вопросам развития чешской и словацкой литератур, занимающих приоритетное место в научных трудах Л. Н. Будаговой.

В открывшем научную программу выступлении С. В. Никольского ""Инобытие" человеческой энергии в поэтическом осмыслении Иржи Волькера" анализировались философские аспекты баллад чешского поэта. Было отмечено, что в высшей мере свойственное Волькеру ощущение "непрерывности" и взаимосвязанности всего сущего в мире определило его особое внимание к внеличным последствиям поведения человека и их позитивным или негативным, часто трагическим вторжениям в судьбы других людей. Этическая и социальная направленность баллад Волькера и их художественная структура рассматривались в контексте развития данного жанра в чешской литературе, в контексте творчества К. Я. Эрбена, Я. Неруды, П. Безруча, В. Незвала. Доклад С. В. Никольского обозначил проблематику, затронутую также Н. Н. Пономаревой и Н. В. Шведовой. Объединяющей эти исследования исходной точкой стала попытка выявить внутреннюю энергетическую направленность творчества поэта.

Н. В. Шведова в своем выступлении "Судьба человека в атомном столетии (по произведениям Мирослава Валека)" показала, что в творчестве словацкого поэта понимание жизни отмечено ощущением глобальности и катастрофичности происходящего. Валек подчеркивает смертность человека, но он "вечен" как представитель рода. Произведения 1960-х годов у Валека пронизаны больше тревогой, чем "официальным" оптимизмом, "коллективизм" в его стихах - органическая реакция на уязвимость одиночки.

Доклад Н. Н. Пономаревой был посвящен болгарскому поэту Валерию Петрову, вошедшему в литературу в начале 1940-х годов. Сохраненная поэтом на его нелегком жизненном пути вера в человека и гуманитарные ценности оказалась доминирующей в творчестве Петрова. Добрый юмор и сатирическая острота, ирония и самоирония, шутки с серьезным подтекстом, парадоксы в подходе к жизненно важным проблемам прошлого и современности исключали в стихах Петрова пафосность и декларативность, нередко свойственные болгарской литературе 1950-х годов. Обвинив поэта в

стр. 120


формализме, пессимизме, декадентстве, неуместной иронии и т.д., официальная критика безуспешно стремилась подчинить творчество Петрова сложившимся стереотипам, но в 1960-е годы была вынуждена признать его талант. Поэма "Погожей осенью" стала для болгар символом нового времени. Десятилетие признания сменилось десятилетием неприятия - за поддержку присуждения А. И. Солженицыну Нобелевской премии поэт лишился возможности издавать свои произведения, но именно в это время проявил себя как замечательный переводчик и детский писатель. В последующие годы Петров продолжает активно работать, не отступая от своих нравственных и художественных принципов.

Выступление С. А. Шерлаимовой "К проблеме чешского символизма" было посвящено все еще недостаточно изученной, на взгляд автора, литературоведением особой роли этого художественного направления в развитии национальной поэзии. Творчество таких поэтов, как О. Бржезина, К. Главачек и других, оказало большое влияние на художественный облик прежде всего поэзии чешского авангарда, начиная с В. Незвала, высоко ценившего их как своих предшественников. Ярким оказалось начало творческого пути С. К. Неймана, связанное с символизмом. Это течение представляло собой существенный этап в процессе синхронизации развития чешской литературы с европейским литературным процессом. Докладу С. А. Шерлаимовой близок по духу доклад Н. Н. Стариковой "Словенские поэты-экспрессионисты": их роднит широта охвата материала и проникновение в суть национальных особенностей развития общеевропейских художественных направлений. Выступление Н. Н. Стариковой было посвящено периоду между двумя мировыми войнами, который в словенской литературе характеризуется атмосферой свободного творческого поиска и значительного художественного плюрализма, следствием чего стали бесспорные достижения в поэзии. Существенное влияние на литературную ситуацию 1920 - 1930-х годов оказала поэтика экспрессионизма. Его элементы нашли свое отражение в творчестве поэтов, по-разному идейно и художественно ориентированных: в революционной лирике А. Подбевшека, С. Косовела, Т. Селишкара и М. Клопчича, в стихах авторов католической направленности А. Водника, Б. Водушека, Э. Коцбека, в символических образах "космической" поэзии М. Ярца.

Доклад Ю. В. Богданова "К проблематике чешско-словацкого литературного контекста", который, казалось бы, выбивался из общей направленности "круглого стола", тем не менее был посвящен проблеме, так или иначе затронутой в исследованиях остальных участников встречи. Широчайшей областью для научных изысканий представляются взаимодействия различных культур и литератур, их действительный диалог и полилог, самоидентификация отдельных национальных культур через образ "другого", через восприятие или отторжение его опыта. В своем выступлении Ю. В. Богданов затронул проблематику чешско-словацкого литературного контекста, которая приобрела особую актуальность в "оттепельные" 1960-е годы, когда в трудах С. Шмат-лака, а вслед за ним - К. Розенбаума, М. Бакоша, М. Томчика, Д. Дюришина и других словацких ученых получила развернутую, заостренную трактовку идея принципиальной самостоятельности и равноправия обеих национальных литератур, исторически тесно связанных между собой и на разных этапах взаимно дополнявших друг друга. В атмосфере национально- демократического подъема подобная трактовка отвечала нараставшим общественным требованиям государственного переустройства Чехословацкой республики на федеративной основе.

Завершил первую часть встречи доклад Г. П. Мельникова "Дихотомия патриотизма и европейскости в поэзии Богуслава Госиштейнского из Лобковиц", посвященный крупнейшему чешскому поэту эпохи Ренессанса. В поэтическом творчестве Б. Госиштейнского из Лобковиц парадигма включенности чешской истории и культуры в католический универсум сочеталась с приверженностью идеям чешского патриотизма, понимаемого не с культурно-лингвистической точки зрения, а в государственно-исторической ретроспекции. Величие Чехии поэт видит в прошлом ("Элегия на смерть императора Карла IV"), современность он воспринимает остро критически ("Сатира к святому Вацлаву" и др.). Возвеличивание поэтом чешских персонажей в антично-ренессансном духе способствует приобщению чешской традиции к общеевропейской. Функцию "моста" между "европейскостью" и "чешскостью" выполняет категория "patria", неизменно входившая в число наивысших ценностей как латинской, так и чешской культурно-политической традиции.

Основной посылкой доклада А. В. Липатова "История и современность: к вопросу

стр. 121


о национальных путях возвращения в наднациональную Европу" стало утверждение, что славяне принадлежат к той части Европы, которую объединяет то, что ее разъединяет. Преодолеть сей оксюморон, по мнению автора, и призваны гуманитарные науки, которые в силу самой своей сущности не могут быть сведены к какой-либо идеологической системе, создаваемой государственными, конфессиональными или партийными силами, так как воспринимают национальные и универсальные составляющие общей цивилизации в их диалектическом единстве. Поиски выхода из тупика "реального социализма" в общеевропейское пространство означают национально обусловленное преодоление исторически сложившейся ситуации. Рациональное осмысление национальной истории в общецивилизационном контексте способствует актуализации позитивного наследия прошлого. Олицетворяющие вызов объединяющейся Европы демократическая система государства и права, этнический симбиоз, культурная открытость имеют свою историческую параллель в традициях государственности Новгорода, Дубровника, ренессансной Литвы и Польши. Уяснение такого опыта способствует органичности формирования национального сознания.

В особую группу могут быть выделены доклады В. А. Хорева, М. Г. Смольяниновой, Ю. А. Созиной и И. В. Ястребова, посвященные русской теме в жизни и творчестве поэтов - представителей западного и южного славянства, а также русско-славянским литературным связям.

В докладе В. А. Хорева "Константы Ильдефонс Галчиньский и русские поэты" анализируется творчество польского поэта, в чьих стихах реальность и вымысел, осознание всей серьезности момента и шутка, сентиментальное и ироническое, возвышенное и гротескное являются вместе - как и в жизни. Галчиньский с детства увлекался русской поэзией - ему были близки А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, любовь к А. А. Блоку поэт пронес через всю жизнь. Во многих его стихах встречаются блоковские образы, реминисценции из его поэзии. Творческие импульсы шли к Галчиньскому и от поэзии С. А. Есенина. Обращение поэта к Блоку и Есенину способствовало проявлению оригинального и самобытного поэтического таланта. В 1960-е годы к Галчиньскому пришла популярность в России. Автор доклада раскрыл и влияние творчества польского поэта на проблематику и стиль ряда произведений русских поэтов - Д. С. Самойлова, Б. Ш. Окуджавы, И. А. Бродского.

М. Г. Смольянинова в докладе "Россия в поэзии Ивана Вазова" обратилась к наиболее ярким произведениям болгарского поэта, которые вошли в поэтическую трилогию, созданную им в 70-е годы XIX в. (сб.: "Знамя и гусли", 1876; "Горе Болгарии", 1877; "Избавление", 1878). В этой трилогии Вазов воспел героизм русских воинов, сложивших свои головы на алтарь болгарской свободы. Поэзия Вазова - не только литература "высокого стиля", но и хранительница исторической памяти народа, поэтическое послание прошлого будущему.

Выступление Ю. А. Созиной "Переписка Отона Жупанчина. Несколько слов о России" осветило некоторые конкретные вопросы отношения словенского поэта к России. Особое внимание было уделено первому произведению Жупанчича о России -"Канделябры горят". Поэт очень тонко почувствовал безвыходность ситуации, сложившейся в российском обществе рубежа XIX - XX вв., однако готовность к испытаниям и при этом отсутствие разочарованности говорят о невероятной силе русского духа. Стихотворение наполнено ощущением бессилия, сковавшего русский народ, но мощь его духа, пробивающаяся сквозь строки, завораживает и самого поэта.

В докладе "Пролетарская поэзия 20-х годов в Чехословакии и России" И. В. Ястребов представил свое видение данного художественного направления в чешской литературе как своеобразного продолжения русских идей и инноваций. В пролетарской поэзии в Чехословакии своеобразно преломился и "чешский вопрос". Докладчик осуществил культурологическое сопоставление двух вариантов пролетарского направления в поэзии, выделив при этом ее "русскость" и "чешскость". Предметом особого внимания автора стала специфика национального менталитета поэтов, повлиявшая на характер протекания литературного процесса в обеих странах.

В заключение Л. Н. Будагова, поблагодарив организаторов и участников встречи, подвела итоги работы "круглого стола" и наметила возможные дальнейшие пути разработки данной проблематики. По ее мнению, поэзия славян - та область культуры, которая требует особого внимания, популяризации и научного "лоббирования" со стороны современных ученых- славистов.

(c) 2003 г. Ю. А. Созина

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-Круглый-стол-Поэтический-мир-славянства

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. А. Созина, "Круглый стол" "Поэтический мир славянства" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.02.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-Круглый-стол-Поэтический-мир-славянства (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Ю. А. Созина:

Ю. А. Созина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
134 просмотров рейтинг
15.02.2022 (795 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"Круглый стол" "Поэтический мир славянства"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android