Libmonster ID: RU-15034

"Хроника земли Прусской" Петра из Дусбурга - первый памятник историографии Тевтонского ордена в Пруссии, официальная анналистика которого складывалась в конце XIII века. Местом написания хроники, как полагают, был Кенигсберг; завершена она в 1326 году. В ней описываются события, связанные с завоеванием и колонизацией Пруссии крестоносцами, начиная с их вторжения в прусские земли на рубеже 1230-х годов и до конца первой трети XIV века. Хроника содержит данные о Пруссии, Литве, Руси и является важным источником по истории народов СССР. В ней отражена ранняя история пруссов. По этому источнику можно воссоздать обстоятельства их покорения Тевтонским орденом и образования Орденского государства, борьбу пруссов и литовцев против крестоносцев. В хронике есть такие сведения о политических объединениях, культуре и верованиях пруссов, которые невозможно почерпнуть из иных памятников, ибо многие источники, лежащие в основе хроники, не дошли до нас.

Написана хроника на латинском языке и состоит из четырех книг. Первая повествует об основании Ордена бременско-любекскими купцами около 1190 г. при осаде крестоносцами Акры в Палестине; вторая - о вторжении крестоносцев в Пруссию после того, как император Фридрих II "пожаловал" в 1226 г. Ордену в качестве феода прусские земли; третья - о войнах с пруссами до 1283 г. и с Литвой до 1326 г.; четвертая - о различных событиях всемирной истории. Сохранились дополнения 1326 - 1330 гг., тоже принадлежащие, вероятно, Петру из Дусбурга. Его хроника - компиляция, основанная на материалах нарративных источников (хроники и анналы отдельных монастырей в Пруссии), дипломов (грамоты) и устных преданий о крестоносцах. Автор пишет: "Из этих [событий] немногие я видел, о других слышал от тех, которые видели и принимали участие, остальные - те, повествование [о которых] признал достоверным"1 . Не исключено, что хронист имел доступ к архиву магистров Тевтонского ордена. О Петре из Дусбурга известно, что он был священником в Ордене и, судя по тексту хроники, имел теологическое образование. Родился он либо в Дуйсбурге (Германия), либо в Дусбурге (Нидерланды).

Источниковедческие проблемы, связанные с хроникой, рассмотрены в ряде работ немецкой2 и польской3 историографии XIX - XX веков. Судя по посвящению, адресованному Петром из Дусбурга великому магистру Вернеру фон Орзельн


1 Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg. In: Scriptores rerum Prussicarum. T. I. Leipzig. 1861, p. 24.

2 Toppen M. Geschichte der preussischen Historiographie. Brl. 1853; Perlbach M. Ober die Narracio de primordiis Ordinis Theutonici. - Forschungen zur deutschen Geschichte, Gottingen, 1873, Bd. 13; ejusd. Der alte preussische Chronist in der Chronik von Oliva. - Altpreussische Monatsschrift, Konigsberg, 1884, Bd. 21; Ziesemer W. Nikolaus von Jeroschin und seine Quelle. Brl. 1907; Krogmann W. Peter von Dusburg. - Verfasserlexikon des deutschen Mittelalters, Brl. 1955, Bd. V, Nachtrage.

3 Ketrzyriski W. Fontes Olivenses. In: Monumenta Poloniae Historica. T. VI. Krakow. 1893, s. 277 - 290; Labuda G. Studia nad annalistyka pomorska z XIII - XV wieku. - Zapiski Towarzystwa Naukowego w Toruniu, Toruri, 1954, t. 20, zesz. 1 - 4; ejusd. O zrodlach "Kroniki Pruskiej" Piotra z Dusburga. - Komunikaty Mazursko- Warminskie. Olsztyn, 1971, N 2 - 3 (112 - 113); Pollakowna M. Kronika Piotra z Dusburga. Wroclaw - Warszawa - Krakow. 1968; Wenta J. Kronika Piotra z Dusburga a dzieje Zakonu krzyzackiego zawarte w Kronice Oliwskiej. - Studia Zrodloznawczc, Warszawa - Poznan, 1980, t. XXV.

стр. 63


(1324 - 1330 гг.), хроника была написана по заказу правящей верхушки Ордена. В течение столетия немецкие рыцари огнем и мечом разоряли Пруссию, изгоняя с исконных земель их коренных жителей и воздвигая там замки и храмы. Цеь деятельности Тевтонского ордена в Пруссии была в значительной степени достигнута уже к 1283 г., когда большая часть прусских земель была завоевана им, чем; и заложена основа создания Орденского государства. Однако Орден продолжал агрессию в других восточноприбалтийских землях. На "Хронику земли Прусской" возлагалась тогда роль одного из средств идеологического самоутверждения Ордена.

Хроника подчинена замыслу дать обоснование и оправдание захватническим действиям крестоносцев. Этому посвящены пролог и в значительной части вторая книга4 . Обращаясь к хронике как источнику, следует помнить о взглядах автора, который движущую силу истории видел в противоборстве добра и зла. Воплощением сил добра у него являются бог, дева Мария и другие святые, покровительствующие Тевтонскому ордену; силы зла - это дьявол и многочисленные демоны, подстрекающие язычников на "кощунства". Так трактуется антагонизм между агрессорами-рыцарями и ведшими освободительную борьбу пруссами. Отсюда - контрастность повествования: хронист нарочито создает как бы черно-белое изображение описываемых им событий.

Петр из Дусбурга стремится придать захватам Ордена характер мирной миссии, а крестоносцев представить в виде миротворцев, несущих "слово божье" в языческие земли. Однако описываемые им миротворческие методы оказываются вполне в духе апологета крестовых походов Бернара Клервоского (1090 - 1153 гг.), для которого святым делом было ведение войны против иноверцев, и такая война у него оправдывала любые средства. Хронист вполне откровенен поэтому при описании жестокостей по отношению к покоряемым пруссам как "детям дьявола". Многие страницы хроники доносят перипетии этой войны, результатом которой стало опустошение прусских земель, истребление или изгнание их жителей (некоторые из них искали спасения в Литве и на Руси) и подчинение остальных власти захватчиков, что привело в дальнейшем к их вымиранию либо насильственной ассимиляции.

Эта тенденция диктует отбор и расположение фактического материала, оценку конкретных событий, суть которых зачастую отражена в лаконичных заголовках. Она же определяет использование автором литературных приемов, характерных для средневековых сочинений и нацеленных на создание идейной основы хроники. Неотъемлемым свойством ее является насыщенность рассказами о чудесах и видениях - жанрах, распространенных в средневековой литературе. Введенные в хронику, они стали дополнительным средством идеологического воздействия. Поэтому использование данного источника требует особо критического подхода с учетом его тенденциозности.

Ко времени агрессии крестоносцев Пруссия была заселена племенами, относившимися к балтской группе народов и близкими литовцам и латышам5 . Пруссия представляла собой конфедерацию одиннадцати этнически родственных территорий (Помезания, Погезания, Вармия, Натангия, Бартия, Самбия, Надровия, Скаловия, Судовия, Галиндия и Сассовия)6 и граничила с Литвой, Русью и Польшей. Ее земли членились на волости и сельские общины, которые состояли из индивидуальных и патриархальных семей. Государства у пруссов еще не существовало; не было и прочного политического союза между отдельными землями. Едва начавшийся у пруссов процесс феодализации, становления государства был прерван вторжением Тевтонского ордена. Основными занятиями населения наряду с земледелием являлись охота, рыболовство, бортничество и ремесла. Развивалась торговля, и внутренняя, и с пограничными странами, а также со Скандинавией. В основе религиозных


4 Об этом подробнее см.: Матузова В. И. Идейно-теологическая основа "Хроники земли Прусской" Петра из Дусбурга. В кн.: Древнейшие государства на территории СССР, 1982. М. 1984.

5 О языке пруссов: Топоров В. Н. Прусский язык. Словарь. М. 1975 - 1984; Maziulis V. Prusu kalbos paminklai. Vilnius. T. I. 1966; t. II. 1981.

6 Lowmianski H. The Ancient Prussians. - Baltic Countries, Torun, 1935, vol. 1, N 2, p. 150.

стр. 64


верований пруссов лежало обожествление сил природы. Письменности они еще не имели.

Отражая натиск крестоносцев, некоторые прусские земли выступали в союзе друг с другом. В советской историографии принято различать три этапа их борьбы с Тевтонским орденом7 : 1233 - 1249; 1249 - 1260; 1260 - 1283 годы. Начавшееся в 1233 г. непосредственное наступление захватчиков привело около 1240 г. к завоеванию ими западных земель - Помезании, Погезании и Вармии. Однако власть крестоносцев не была там прочной. В первом антинемецком восстании (1242 - 1249 гг.), которое, как и все последующие, Петр из Дусбурга называет "вероотступничеством", приняло участие население всех трех завоеванных Орденом земель. Новые выступления против крестоносцев, особенно восстание 1260 - 1274 гг., привели к подрыву мощи Тевтонского ордена и поставили его на грань катастрофы. Пруссов в борьбе с Орденом поддерживала дружественная им Литва8 . Но борьба все же не была равной. При поддержке правителей ряда западноевропейских государств и не без помощи прусской знати Ордену удалось подавить освободительную борьбу местного населения и захватить к 1283 г. восточнопрусские земли.

В советской историографии уделялось немалое внимание источникам по истории народов Восточной Прибалтики. На русском языке была издана "Хроника Ливонии" Генриха Латвийского9 , являющаяся важным источником по истории средневековой Ливонии в годы ее завоевания немецкими рыцарями. Она хронологически и тематически родственна "Хронике земли Прусской". Закономерен интерес к этим источникам в республиках Советской Прибалтики, где эти памятники изданы в переводах на национальные языки10 . Подготовка в Институте истории СССР АН СССР в рамках "Свода древнейших источников по истории народов СССР" издания хроники Петра из Дусбурга (вступительная статья, текст, перевод, комментарий) на русском языке осуществляется в отечественной историографии впервые. За основу взято издание М. Тёппена (Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg. In: Scriptores rerum Prussicarum. T. I. Leipzig. 1861). Оно было подготовлено с учетом всех имевшихся в то время четырех рукописей, хранившихся в библиотеках Кенигсберга, Торуни, Берлина и Вены. Они представляют собой списки "Хроники земли Прусской" от XVI - XVII веков. Оригинал не сохранился. Неизвестна и дальнейшая судьба упомянутых рукописей. М. Тёппен осуществил издание по Торуньской рукописи XVII в., считая ее наиболее совершенной. Разночтения приводились по остальным рукописям с учетом отрывков, хранящихся в библиотеках Гданьска. Для настоящей публикации отобран ряд фрагментов из III книги этой хроники, дающих представление о ее характере в целом, и сохранена нумерация глав и хронология их расположения в источнике, чтобы можно было проследить ход действий Ордена. Эти фрагменты содержат некоторые важные географические и этнографические сведения, знакомят с манерой ведения рыцарями боевых операций и их политикой, рассчитанной и на собственную мощь, и на привлечение на свою сторону местной знати, и на использование предательства среди пруссов. Перевод текста, вступительная статья и комментарий подготовлены В. И. Матузовой. Публикатор выражает благодарность Р. К. Батуре за помощь, оказанную при комментировании географических названий.

2. ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

Земля Прусская границами своими, внутри которых она расположена, имеет Вислу, соленое море1 , Мемелу2 , землю Руссии, княжество Мазовское и княжество Добжиньское3 . Висла - это река, текущая из Краковии4 в землю Померанскую5 ,


7 Пашуто В. Т. Борьба прусского народа за независимость (до конца XIII в). -История СССР, 1958, N 6.

8 Пашуто В. Т. Помезания. М. 1955, с. 20; Batura R. Prusai ir Lietuva. - Mokslas ir gyvenimas, 1985, N 1, pp. 26 - 27.

9 Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.-Л. 1938.

10 Henriku Liiwimaa. Kroonika. Tallinn. 1982, Petras Dusburgietis. Prusijos zemes kronika. Vilnius. 1985.

стр. 65


впадающая в море у крепости Данцке6 , отделяя Польшу и Померанию от Пруссии. Мемела - также река, вытекающая из королевства Руссии, впадающая в море рядом с замком и городом Мемельбургом7 , самую Руссию, Литву и Куронию8 , также отделяющая от Пруссии.

3. О РАЗНООБРАЗИИ И СИЛЕ ПРУТЕНОВ9

Прусская земля делилась на 11 частей. Первая была Кольмская земля и Любовия10 , которая до прихода братьев11 Тевтонского ордена была почти необитаемой. Вторая - Помезания12 , в которой живут помезаны. Третья - Погезания13 , в которой живут погезаны. Четвертая - Вармия14 , в которой живут вармийцы. Пятая - Натангия15 , в которой живут натанги. Шестая - Самбия16 , в которой живут самбиты. Седьмая - Надровия17 , в которой живут надровиты. Восьмая - Скаловия18 , в которой живут скаловиты. Девятая - Судовия19 , в которой живут судовиты. Десятая - Галиндия20 , в которой живут галиндиты. Одиннадцатая - Барта и Плика Барта21 , которые ныне называются великой и малой Бартой, в которой живут барты, или бартенсы. Едва ли был хоть один из этих народов, у которого не было бы для сражений двух тысяч конницы и многих тысяч воинов. Богатая и многонаселенная Самбия могла иметь 4 тысячи конницы и 40 тысяч воинов22 . Благородные судовиты как благородством нравов выделялись среди прочих, так превосходили их и богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч конницы и почти бессчетное множество прочих воинов. У каждого из этих [языческих] народов было много мощных замков, которые слишком долго пришлось бы перечислять... Семь братьев Тевтонского ордена с горсточкой воинов, построив укрепление в Кольмской земле на одном дубе23 ,.. сначала дерзнули выступить против такого огромного и бесчисленного множества язычников, а с течением времени за 53 года перебили их так, что не осталось ни одного, кто не подставил бы выю свою под ярмо веры [...]

5. ОБ ИДОЛОПОКЛОНСТВЕ И ОБРЯДАХ И НРАВАХ ПРУТЕНОВ

Прутены не имели понятия о боге. Поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь его, а так как письменности у них не было, то не могли созерцать его и в писании. В самом начале они чрезвычайно дивились тому, что кто-то, отсутствуя, мог пояснить свои намерения буквами. И вот, поскольку они не знали бога, то случилось, что, заблуждаясь, они всю природу почитали вместо бога, а именно солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы! Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не осмеливались в них рубить деревья или пахать или ловить рыбу. Было же среди этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название свое от Рима, в котором жил некто, по имени Криве24 , которого они почитали, как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литвины и прочие народы земли Ливонской. Такова была власть его, что не только он сам или кто- либо из сородичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей25 и простого люда. Хранил он также, по древнему обычаю, негасимый огонь. Прутены верили в воскрешение плоти, однако не так, как следовало. Ибо они верили, что если кто-то является знатным или незнатным, богатым или бедным, властительным или бесправным в этой жизни таким будет и после воскрешения в будущей жизни. Вот почему случалось, что с умершими знатными сжигались оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, что они относили к военному делу. С незнатными сжигалось то, что относилось к их занятиям. Они верили, что все сожженное воскреснет с ними и будет служить, как и прежде26 . Вокруг этих мертвых было такое наваждение дьявольское, что, когда умирали родители, они шли к упомянутому папе Криве, прося, чтобы в такой-то день или ночь он посмотрел перешли ли они в свой дом; этот Криве безо всякого колебания показывал и то,

стр. 66


как мертвый распоряжался одеждой, оружием, конями и челядью, и для вящей убедительности говорил, что на притолоке дома своего он (покойный. - В. М.) оставил такой-то след копьем или другим орудием.

После победы они приносили жертву своим богам и от всего того, что досталось им победой, третью часть подносили упомянутому Криве, который это сжигал. Ныне же литвины и прочие язычники этих мест сжигают упомянутую жертву в каком-то священном месте согласно их обряду, но, прежде чем сжечь коней, их загоняют настолько, что они едва могут стоять на ногах. Прутены редко приступали к какому-либо важному делу, пока не узнавали, бросив по обычаю своему жребий27 , у богов своих, воспоследует ли им добро или зло. Они не пеклись о запасной или нарядной одежде, да и поныне не пекутся; как снял ее сегодня, так завтра и надевает, не обращая внимания, что она вывернута наизнанку. Они не пользуются мягкими ложами и тонкими яствами. В качестве напитка они пьют простую воду и мед, или брагу, и кобылье молоко; а молоко это пьют только, когда его освятят. Иных напитков они испокон веку не знали. К гостям своим они выказывают всяческое гостеприимство, на какое только способны, и не бывает в доме их такой еды или питья, которых они не разделили бы с ними. Кажется им, что они плохо принимают гостей, если те не напьются их напитка до опьянения. Есть у них в обычае, что в попойках они все участвуют равно и пьют без меры, вот почему все хозяева подносят гостю своему столько напитка, сколько они выпили сами, и такое подношение повторяется до тех пор, пока гость с хозяевами, жена с мужем, сын с дочерью все не опьянеют.

По древнему обычаю прутены поныне следуют тому, что жен своих покупают за определенную сумму денег. Вот почему [муж] относится к ней, как к служанке, и она не ест с ним за одним столом, и каждый день моет ноги домашним и гостям. Никому среди них не позволено просить подаяние, нищий свободно ходит у них от дома к дому и без зазрения совести ест, когда угодно. Если у них совершается убийство, то примирение наступает только после того, как этого убийцу или его близкого убьют родичи убитого. Когда по неожиданному стечению обстоятельств они сталкиваются с непреодолимыми трудностями, то обычно кончают жизнь самоубийством. Не было у них ни различия, ни счета дней. Вот почему случается, что когда определяется срок для заключения договора друг с другом или с иноземцами или проведения совета, то один из них в первый день делает один знак на каком-нибудь дереве или узел на шнурке или поясе. Во второй день он прибавляет снова второй знак, и так по одному, пока не дойдет до того дня, когда должен быть заключен этот договор. Одни из них в знак почитания своих богов каждый день ходят в бани, другие бань совсем не признают. Мужчины и женщины должны прясть, одни - лен, другие - шерсть, чем, как полагают, они угождают своим богам. Одни не смеют ездить верхом на вороных конях, другие же - на белых или иного цвета из-за богов своих.

14. О РАЗРУШЕНИИ МНОГИХ ЗАМКОВ И О ПОКОРЕНИИ ПОМЕЗАН [1234 г.]

В земле Помезанской была некогда волость, называемая Рейсен, где жили славные мужи и доблестные воины, на которых упомянутый правитель28 , идя напролом и без оглядки, храбро нападал и нередко разорял ее мечом и огнем, проливая немало крови язычников. Замок их, расположенный близ реки Мокеры, и все укрепления, бывшие у них в этом месте, называемом Стумо, близ Постелина29 , близ Ризенбурга30 и Ризенкирхена31 , близ озера Друзина и Вильденберга, он разрушил мощным ударом и, обратив в пепел, сровнял с землей, а язычников убил или взял в плен. Но никто не может достойно ни словами сказать, ни каламом32 описать, с какой силой и храбростью вышеупомянутый маркграф, словно лев, не страшащийся никаких столкновений, сражался с упомянутыми язычниками. Таким грозным был он в битве с ними, что они подчинились вере и братьям. Согласно договорам и свободам, которые им тогда давались, после направлялись прочие новообращенные.

стр. 67


26. ОБ ИЗБИЕНИИ ЯЗЫЧНИКОВ И РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА И УКРЕПЛЕНИЯ ПАРТЕГАЛЬ33 [1240 г.]

Из упомянутых замков прутенов ежедневно выходило сражаться столько воинов, что братьям были отрезаны все пути к наступлению на врагов и совершенно исключена возможность сражаться с ними. Обеспокоенные этим братья не раз собирались на совет, ища выхода из этого положения. Наконец, сам Христос, не перестающий милосердно утешать преданных ему, находящихся в затруднении, призвал милостью духа своего некоего Поманду, знатного мужа, некогда пользовавшегося большим уважением у прутенов, но только что перешедшего в веру Христа и к братьям, чтобы таким образом приобщиться к делу веры и правоверных. Этот Поманда из замка Балга34 отправился к своим соотечественникам прутенам, прикинувшись врагом веры и христиан; при виде его прутены возрадовались радостью великою, ибо они надеялись всю силу братьев ослаблять действиями этого человека.

Итак, по совету этого Команды, все лучшие люди Вармии, Натангии и Барты и прочие, способные сражаться, собрались и встали лагерем, осаждая Балгу, но братья, которые задолго до этого предугадали такой поворот дела, уже объединившись с упомянутым правителем Брунсвика35 и с прочими паломниками, во всеоружии вступили в сражение с ними и всех их перебили, так что не осталось ни одного, кто бы после известил об этом событии. После этого тот герцог и братья с войском своим пошли на замок Партегаль и на укрепление и захватили их, всех людей убив и взяв в плен, а замок и укрепление обратив в пепел. Тот же правитель провел много других сражений за один год, когда он находился в упомянутом замке Балга, и так часто нападал он на прутенов, что они дух перевести не могли. А по истечении года и исполнив обет паломничества своего, он с радостью воротился восвояси.

27. О ПОКОРЕНИИ ВАРМИЙЦЕВ, НАТАНГОВ И БАРТОВ И СООРУЖЕНИИ МНОГИХ ЗАМКОВ [1241 г.]

А поскольку прутены из Вармии, Натангии и Барты, по воле божией лишенные сил братьями и упомянутым герцогом, не могли более оказывать сопротивление, то превратили нужду в добродетель и, дав заложников, подчинились вере и власти братьев. А братья, дабы обезопасить себя в дальнейшем и лишить прутенов возможности возобновлять действия, построили в земле Натангии, близ реки, называемой Каустера, Круцеберг36 , в земле бартенсов - три замка: Бартенштейн37 , Визенбург38 и Резель39 . Говорят, что они со временем построили в земле Вармии Брунсберг40 и Хелисберг41 , а в земле Галиндии - какой-то город, разместив в них для обороны многих братьев и воинов. Многие другие замки построили нобили и феодатарии42, пришедшие из пределов Алемании43 со всем домом и челядью и родственниками на помощь упомянутой земле; имена их один бог знает. С тех пор стали христиане в земле Прусской множиться, а божественное вероучение распространяться во хвалу и славу Иисуса Христа.

62. О ВЗЯТИИ ЗАМКА ХРИСТБУРГ44 [1247 г.]

Все еще не насытившись кровью христианской, этот Святополк45 поставил целью грешить до тех пор, пока снова не навлечет гнев всевышнего бога. Ведь ему нестерпима была радость братьев, что они (союзники Святополка. - В. М.) так и не захватили замок помезанский, и стал думать, как одержать победу. Итак, собрал он всю силу войска своего и новообращенных Пруссии и поскольку... он был воплощением всякого зла, то всегда действовал коварно. Вот почему он разделил войско свое на две части, чтобы одна напала на замок спереди, другая - сзади. Итак, он прошел с одной частью упомянутого войска к ближней и менее укрепленной части, и таким грозным был он при штурме, что братьям едва удалось отстоять эту часть. Вот почему случилось так, что другая часть войска, не встретив никакого сопротивления, проникла в замок с другой стороны. И вот одни спереди, другие сзади напали на них, так что, короче говоря, всех братьев с их общиной они предали мечу.

стр. 68


65. О ГИБЕЛИ МНОГИХ ПОМЕРАН46 И ПРУТЕНОВ [1248 г.]

Когда был возведен замок Христбург, безумцы эти, новообращенные и Святополк, встревожились и все, как одни, стали думать, как его разрушить и уничтожить, прикидывая разные способы нападения. Наконец они сговорились вместе осадить замок Христбург и не снимать осады до тех пор, пока не сровняют его с землей. Итак, прутены собрали огромное войско и выслали вперед многих оруженосцев для охраны повозок и четырехколесных телег, везущих провизию и оружие. На этих посланных вперед напали братья и в схватке всех убили, а телеги и повозки увели в свой замок. Узнав об этом, разгневанные прутены воротились восвояси. Но Святополк с войском своим пошел на замок Сантирий47 и там встал лагерем и выслал вперед многих воинов и оруженосцев, чтобы они хорошенько разведали, можно ли осадить замок Христбург. На этих воинов также напали братья из Христбурга, и когда многие из них были убиты, прочие с громким криком бежали в войско господина своего Святополка. Это войско померан так было напугано этим, что все они обратились в бегство. Увидев это, братья погнались за ними и одних убили, других взяли в плен, остальные утонули в Висле, а князь с горсточкой людей едва спасся на судах. И вот Святополк, потерпев поражение, ибо вся сила его войска была подорвана, отныне успокоился.

70. О ПОКОРЕНИИ САМБИТОВ [1254 г.]

Когда вышеупомянутые язычники вернулись к единству серы, то оставались все еще самбиты, для покорения которых Христос в год от воплощения своего 1254 послал Отакара, короля Богемии48 , мужа, как преданного богу, так и закаленного в сражениях, Оттона маркграфа Бранденбургского, бывшего маршалом в этом паломничестве, герцога Австрии, маркграфа Моравии, Генриха епископа кульмского, Ансельма епископа вармийского и епископа оломоуцкого с великим множеством паломников, а из Саксонии, Тюрингии, Мейсена, Австрии, Рейнской области и других частей Алемании - баронов, воинов и знать, чьи души воспламенились жаждой мщения за поругание распятого господа. Таково было множество этого войска, что насчитывало оно более 60 тысяч воинов; о числе телег и повозок с оружием и провизией я не слышал.

Итак, это войско пришло зимой в Эльбинг49 [...] король Богемии повел войско свое до самого замка Балги, где, как устроили братья, он встретил одного старика по имени Гедуне, отца Виссегауда из Меденова, из рода тех, кто называется Кандейм, досконально знавшего всю силу воинов из Самбии. Когда король спросил у него при появлении первой небольшой части войска, можно ли воевать со столькими воинами, он ответил, что нет. Затем войско стало вдвое больше, увидев которое, он ответил, как и прежде; далее войско увеличилось втрое, но и этого еще было ему недостаточно; наконец подоспела вся остальная часть войска, которое покрыло лед, как саранча покрывает землю, и когда король спросил, можно ли воевать в земле Самбии с таким войском, он ответил: "Достаточно. Иди, куда тебе угодно, и ты добьешься, чего пожелаешь". После этого король дал ему знаки свои, чтобы он укрепил их на своих владениях и домах своих подданных и чтобы при виде королевских знаков никто не причинил бы ему вреда. А он слишком мешкал, не зная, как стремительны тевтонцы в войне, вот почему, когда он воротился восвояси, то обнаружил, что его дом и дома его [людей] сожжены. Челядь его и его люди и брат его по имени Рингел и все единокровные убиты.

Итак, король вошел в Самбию с войском своим близ волости, называемой Меденов, и, спалив все, что могло быть взято огнем, и захватив в плен и убив многих людей, там же заночевал. На следующий день он пришел в волость Рудовию и там мощным ударом взял замок, и такое было содеяно там избиение народа самбитского, что нобили предложили королю заложников, прося, чтобы он оказал им честь милостиво принять их и не уничтожил весь народ. После этого он пришел в волости Кведенов, Вальдов, Кайм и Тапиов, и, чтобы он не учинил им такое же побоище, как и другим, все они отдали сыновей своих в заложники, обязуясь под страхом

стр. 69


смертной казни смиренно повиноваться требованиям веры и братьям. Когда все это было должным образом совершено, король передал вышеупомянутых заложников братьям и прошел до горы, на которой ныне стоит замок Кунигсберг50 , задумав с братьями воздвигнуть там замок для защиты веры [и] оставив им чудесные королевские дары как помощь для сооружения его. Когда же труд паломничества его был совершен, король вернулся в королевство, не понеся больших потерь.

75. О ЗАХВАТЕ ДРУГИХ ЗАМКОВ И ПОКОРЕНИИ ЗЕМЛИ ВОХЕНСТОРФ51

На будущий год (1256. - В. М.) тот комтур Кунигсберга52 снова собрал сильное войско и выступил на упомянутую землю Вохенсторф, и оми встали лагерем для осады замка Охтолиты53 и, вышеупомянутым способом 54 взяв его, захватив там и на прилежащих землях в плен и убив многих людей, сожгли его дотла. А обитатели трех других замков, а именно: Унсатраписа, Гундова и Ангетета55 , видя, что господь сражается за братьев и что они не могут более оказывать им отпор в войне, отдали заложников и смиренно подставили выи свои вере христианской и братьям.

76. О РАЗОРЕНИИ ОДНОЙ ЧАСТИ НАТАНГИИ [1256 г.]

Из этих мужей из Вохенсторфа и прочих, оказавшихся в распоряжении этого комтура, он собрал войско и напал на один рубеж земли Натангии, который не желал признавать наконец установленный с остальными мир, и разорил его огнем и мечом. Вождя упомянутого рубежа по имени Годукке с двумя сыновьями и многими другими людьми он убил, жену его и всю челядь с женщинами и детьми и прочей добычей увел.

98. О ПОБЕДОНОСНОМ СРАЖЕНИИ, В КОТОРОМ ГРАФЫ ИЗ ЮЛИАКА И МАРКИ УБИЛИ ТРИ ТЫСЯЧИ САМБИТОВ [1262 г.]

Потрясенные этими разными несчастьями, братья и христиане земли Прусской, уже на грани гибели, смутившись духом, возрыдали плачем великим, пока не повыплакали глаза и не могли уже утешать друг друга, ибо боялись навлечь на себя еще больший гнев божий. Уже два года они сражались и всегда терпели поражение, а враги веры одерживали победы. Вот почему со смиренным и смятенным сердцем, воззрев на небо, они со слезами взывали к господу о помощи, и он внял им. Ибо он послал [графа] из Юлиака56 и из Марки графа Энгельберта57 с огромной силой воинов, которые в год от рождества господня 1262, в канун дня святого Винцентия58 , под вечер пришли в замок Кунигсберг. И они хотели в тот же день взять укрепления самбитов, которыми был осажден замок Кунигсберг, но братья отсоветовали, ибо оставалось немного дней до столь великой битвы.

Наутро, когда войско христиан собиралось приступить к захвату укреплений, там не осталось ни одного самбита; они ушли, бросив укрепления, и преградили путь паломникам. Встревоженный этим, граф юлиакский отступил со своим войском, не зная, есть ли на его пути засады. Для этого по совету братьев он выслал вперед людей, чтобы разведать, нет ли на дорогах засад; один из них, а именно Стантекон, который столкнулся с охраной самбитов, тяжело раненный, обнаженным и обагренным кровью мечом указал на засаду. Вот почему паломники приготовились к битве, а граф из Марки верхом, прочие пешими обрушились мощным ударом, так что, хранимые божественной силой, они торжествовали над врагами; одних они сразили мечом, другие обратились в бегство, третьи отошли в деревню, которая некогда [называлась] Калиге, а ныне называется Склуниен59 , откуда их изгнали с большим трудом. Ведь пришлось призвать всех братьев и их воинов из Кунигсберга. Они храбро напали на них и после долгой битвы, в которой с обеих сторон многие были ранены и убиты, всех уничтожили. Итак, по воле божией в тот день было убито более трех тысяч самбитов и прочих прутенов, в тот же день, что и год тому назади когда состоялась битва при Покарвисе60 .

стр. 70


135. О ГИБЕЛИ ГЕНРИХА МОНТЕ, ВОЖДЯ НАТАНГОВ

После ухода этого правителя61 натангов, как никогда прежде, обуял страх. Нигде не было настолько потаенного места, где бы они чувствовали себя в безопасности. Вот почему случилось так, что, когда Генрих Монте, вождь их, с некоторыми своими союзниками ушел в леса и остался один в шатре своем, в то время как товарищи его пошли на охоту, к этому месту неожиданно подошли братья Генрих из Сконенберга, комтур Христбурга62 и Хельвик из Гольтбаха с несколькими воинами, и при виде Генриха они очень обрадовались и, схватив его, повесили на дереве и повешенного пронзили мечом.

136. О ГИБЕЛИ ГЛАППО, ВОЖДЯ ВАРМИЙЦЕВ, И О ПОКОРЕНИИ ВАРМИЙЦЕВ И НАТАНГОВ

У Глаппо, вождя вармийцев, был один подданный, которого он нежнейше любил, по имени Стейнов. Не раз спасал он его от смерти. Но тот, не помня об оказанных ему благодеяниях, воздавал злом за добро и ненавистью за любовь. Ибо он замыслил погубить его и, чтобы исполнить это, он предложил ему взять один замок, находящийся в земле Самбии, близ берега Свежего моря63 , почти напротив замка Бранденбург64 , назначив ему день, когда он должен был прибыть со своим войском. Тем временем явился этот Стейнов к комтуру Кунигсберга и рассказал об этом, советуя, чтобы он с войском своим пошел с ним. Он, вняв совету его, вместе со многими братьями и воинами пришел и обнаружил, что Глаппо с войском своим осаждает упомянутый замок и, внезапно напав на них, всех убил. Но Глаппо он повел с собой в Кунигсберг и повесил на горе, которая по сей день по его имени называется горой Глаппо. Когда же были убиты вождь и все, кем велась война, натанги и вармийцы снова подчинились вере и братьям.

171. О ПОКОРЕНИИ ПОГЕЗАН И О ВЕЛИЧАЙШЕМ ИЗБИЕНИИ ИХ И О МИРЕ, ВОЗВРАЩЕННОМ ХРИСТИАНАМ [1273 г.]

Итак, магистр и братья, встревоженные таким скорбным событием65 , собрали всю силу войска своего, чтобы отомстить за поругание убиенных, и, войдя в землю Погезании, опустошая ее огнем и мечом от края и до края, убили мужчин, а женщин и детей, взятых в плен, увели с собой. Кроме того, они захватили и замок Хельсберг, бывший тогда в руках погезан, всех взяв в плен или убив, и с тех пор земля Прусская упокоилась в мире.

175. О ВОЙНЕ С НАДРОВИТАМИ И КРЕЩЕНИИ МНОГИХ ИЗ ЭТОЙ ЗЕМЛИ [1274 г.]

В год от рождества господня 1274, когда погезаны, вармийцы, натанги, барты и самбиты вернулись к единой святой матери церкви и дали, как водится, заложников, чтобы впредь не предпринимать ничего противозаконного, но смиренно подчиниться вере и власти братьев, магистр и братья, радеющие о расширении пределов христианских, вооружились против племени надровитов. Ведь после того, как Тирско, отец Маудело, возглавлявший замок в Вилове66 , [...] со всеми примкнувшими к нему подчинился вере и братьям, многие властительные и знатные люди из Надровии пришли постепенно к братьям со всей челядью своей и, возродившись в источнике крещения, оставив идолов, служили живому богу Иисусу Христу.

176. О ВЗЯТИИ ДВУХ ЗАМКОВ ЗЕМЛИ НАДРОВИИ В ВОЛОСТИ РЕТОВЫ [1274 г.]

Брат Конрад из Тирберга67 . магистр, учитывая благоразумие и верность этих надровитов и то, что из-за их ухода земля Надровии потеряла значительные силы, послал брата Теодорика, фогта земли Самбийской68 , и войско с ними в упомянутую землю Надровии. Они, войдя, разорили волость Ретовы огнем и мечом и, пройдя дальше, к двум замкам упомянутой волости, после долгого сражения, разгоревшегося

стр. 71


между ними, наконец, с божьей помощью взяли их оба и, убив и взяв в плен многих людей, замки вместе с предместьями предали огню; и они захватили столько добычи из коней, скота и прочего добра, что едва могли все увести.

177. О ВЗЯТИИ ЗАМКА ОТОЛИХИИ69 [1274 г.]

Вскоре после тот же брат Теодорик, фогт, по повелению магистра, вместе со многими братьями и 150 всадниками, со многими пехотинцами, идущими на судах, прибыл в волость Надровии, называемую Каттов, и, расставив, где надо, лучников и приставив к стенам лестницы, они приступили к штурму замка Отолихии. Но поскольку обитатели замка слышали, что братья раньше столь мощным натиском взяли два других замка, то в отчаянии и страхе они не могли долго оказывать сопротивление, но после недолгого штурма, в котором многие из замка были смертельно ранены, а прочие пали, братья стремительно вторглись в замок и, убив мужчин и взяв в плен женщин и детей, сожгли его дотла.

178. О ВЗЯТИИ ЗАМКА КАМЕНИСВИКЕ70 [1274 г.]

Затем магистр с большим войском прошел по земле Надровии с огнем и мечом и, придя к замку Каменисвике, стоящему на реке Арсе, разместив, как полагается, все необходимое для штурма, он пошел на замок, и с обеих сторон многие были ранены, а так как в вышеупомянутом замке было 200 храбрых воинов, наконец, после долгого и очень тяжелого сражения братья стремительно ворвались и, убив всех вышеупомянутых мужчин, взяв в плен женщин и детей и захватив огромную добычу, самый замок целиком сожгли.

179. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ЗЕМЛИ НАДРОВИИ [1274 г.]

Славно велись против этой земли Надровии многие битвы, которые не описаны в этой книге, ибо было бы чрезвычайно долго повествовать о каждой в отдельности. Вот почему надровиты, хотя до сих пор располагали большой воинской силой и многими укреплениями, наконец, оставив всякую дикость, подчинились вере и братьям, за исключением немногих, ушедших в землю Литовскую; итак, вышеупомянутая земля Надровии вплоть до нынешнего дня остается в запустении.

182. О ВЗЯТИИ ЗАМКА РАГАНИТА71

Брат Теодорик, фогт самбийский, по повелению магистра ведя с собой многих братьев и тысячу мужей, все ведающих в штурме укреплений, пришел на судах в землю скаловитов, расположенную по обоим берегам Мемелы, и, внезапно подступив к замку, находившемуся тогда в том месте, где ныне находится замок Раганита, начал его штурмовать. Некоторые силились взобраться по приставленным к стенам лестницам. Но когда скаловиты пытались выступить в свою очередь, то лучники братьев дождем стрел отбили их. Итак, когда они стремительно ворвались, одни - через стены, другие - через ворота замка, все то множество язычников, которых в замке было больше, чем людей в войске братьев, они предали мечу, а женщин и детей с огромной прочей добычей увели с собой. После этого они сожгли замок и его предместье и прочие строения, находившиеся поблизости.

184. О РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА ЛАБЕГОВ72

Когда же это дошло до слуха скаловитов, страх насквозь пронизал их, и собравшиеся старейшины народа все вместе решили, как им отомстить за себя. И они по общему согласию послали 400 лучших в сражении мужей, которые, придя на судах к замку братьев Лабегов, внезапно на рассвете, когда люди еще покоились на ложах своих, взяли его, убив в нем всех до одного представителей мужского пола, но пощадив женщин и детей, которых они с огромной добычей увели с собой, спалив сначала замок.

стр. 72


205. О НАПАДЕНИИ НА ЗЕМЛЮ СУДОВИИ И О ВЗЯТИИ В ПЛЕН И ГИБЕЛИ МНОГИХ СУДОВИТОВ [1280 г.]

В то время, как это войско язычников было в земле Самбии73 , брат Ульрих Баувар, комтур из Тапиова74 , с 12 братьями и 250 всадниками вошел в Судовию и, помимо прочего ущерба, нанесенного ей огнем и мечом, он взял в плен и убил 150 человек, взял в плен жен нобилей, чад и домочадцев, так что суд овиты здесь потеряли больше, чем приобрели в Самбии.

211. ОБ ОБРАЩЕНИИ СКУМАНДА, ВОЖДЯ СУДОВИТОВ, В ХРИСТИАНСТВО [1280 г.]

Этот Скуманд был могущественным и богатым человеком в волости Судовии, называемой Красима, и так как он не мог сопротивляться постоянным нападениям братьев, то со всей челядью и друзьями ушел из земли своей на Русь. Прожив в ней некоторое время, истомившись в изгнании, он вернулся на свою родину. Узнав об этом, братья снова пошли на него войной, столько раз тревожа его, что он, наконец, со всеми чадами и домочадцами подчинился вере и братьям.

217. О ВЗЯТИИ ЗАМКА КИМЕНОВИИ75 И ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО 1600 СУДОВИТОВ [1283 г.]

В это же время этот брат Конрад, магистр, радеющий о вверенном ему деле, провел много бессонных ночей, думая, как наставить врагов веры судовитов на путь истины. Вот почему, когда он, собрав для осуществления этого великое множество братьев и прочих воинов, был на пути в Судовию, ему встретился брат Людвиг из Либенцелы, ведший с собой Кантегерда, который держал его в плену, и тысячу шестьсот людей обоего пола из Судовии, которых он, будучи в плену, обратил в веру Христа. Увидев их, магистр возрадовался и повелел им следовать в Самбийскую землю. После этого на следующий день магистр с войском своим вошел в волость Судовии, называемую Кименов76 , и замок с этим же названием так мощно штурмовал, что жители замка, наконец, при условии, что он сохранит им жизнь и имущество, сдались ему, обещая принять веру Христа. Посему, дав им проводника, он повелел им без промедления следовать в пределы Самбии. Но на следующий день, когда, разорив вышеупомянутую волость Кименовии, братья с войском своим уходили, стало известно, что упомянутые жители замка Кименовии, убив проводника своего, другой дорогой отправились в землю Литвы. Но брат Людвиг со своей свитой выступил в землю Самбии, где все возродились в источнике крещения.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Соленое море - Балтийское море.

2 Мемела - р. Неман.

3 Княжества Мазовии и Добжиньское - польские княжества к югу от Пруссии.

4 Краковия - земля в Южной Польше.

5 Земля Померанская (Померания) - польское Поморское княжество (Поморье).

6 Данцке - Гданьск.

7 Мемельбург (совр. Клайпеда) - самая северная из крепостей Тевтонского ордена в Пруссии, основана в 1252 году.

8 Курония - земля племени куршей в Латвии.

9 Прутены - латинская форма этнонима "пруссы".

10 Кольмская земля и Любовия - Кольмская (Хельминская) земля тенденциозно причислена хронистом к прусским. Но ее население было славянским, население же прилегающей к ней Любовии было, вероятно, смешанным. К началу агрессии крестоносцев эта территория в результате польско-прусских войн обезлюдела.

11 Братья - имеются в виду рыцари Тевтонского ордена.

12 Помезания - самая западная из прусских земель в бассейне Вислы и Ногата. Первой (в 1233 г.) подверглась натиску крестоносцев.

13 Погезания - земля восточнее Помезании между оз. Друзно и верхним течением Лыны.

14 Вармия - земля северо-восточнее Погезании, между Вислинским заливом и средним течением Лыны.

стр. 73


15 Натангия - земля восточнее Вармии, между реками Лына и Прегола.

16 Самбия - земля на п-ве между Вислинским и Куршским заливами, по правому берегу Преголы.

17 Надровия - земля восточнее Самбии, в бассейне Преголы.

18 Скаловия - земля на востоке Пруссии по обоим берегам Немана в нижнем его течении и по берегу Куршского залива.

19 Судовия (Ятвягия - по русским летописям) - земля по левому берегу Немана, в верхнем его течении.

20 Галиндия - земля в Южной Пруссии, западнее Судовии.

21 Барта и Плика Барта - земля на правом берегу Лыны.

22 Цифры "Хроники земли Прусской" о численности пруссов или их военной силы, как правило, во много раз завышены.

23 По преданию, для первого укрепления, сооруженного крестоносцами на месте будущей Торуни, был использован дуб.

24 Сведения о Ромове и Криве не являются достоверными, хотя и свидетельствуют о наличии у пруссов жреческого сословия, исполнявшего культовые и военно-административные функции.

25 Под королями (лат. reges), вероятно, подразумеваются вожди прусских племен. Тут - единственное употребление в хронике этого термина применительно к высшей прусской знати. Нобили - прусская знать.

28 Сведения о трупосожжении у пруссов подтверждаются другими письменными памятниками средневековья и данными археологии.

27 Прусский обычай метать жребий запечатлен на многих страницах этой хроники.

28 Речь идет о Генрихе, маркграфе Мейссенском (1222 - 1288 гг.).

29 Постелин - деревня в центральной части Помезании.

30 Ризенбург - замок на юге Помезании, основан Орденом в 1236 г. на месте бывшего прусского укрепления.

31 Ризенкирхен - замок в Центральной Помезании, юго-восточнее оз. Друзно, основан Орденом.

32 Калам - тростниковая палочка для письма, которой пользовались средневековые писцы.

33 Партегаль - прусское укрепление в Северо-Западной Вармии, юго- восточнее Балги.

34 Балга (Бальга) - замок в Вармии, на берегу Вислинского залива, основан Орденом в 1239 г. на месте бывшего прусского укрепления.

35 Имеется в виду Оттон, герцог Брунсвикский (Брауншвейгский, 1236 - 1253 гг.); в Пруссии находился в 1239 - 1240 годах.

36 Круцеберг (Крейцбург) - замок в Западной Натангии, на р. Пасмар, основан Орденом в 1241 году.

37 Бартенштейн - замок на р. Лына, на границе между Бартией и Натангией, основан Орденом в 1240 году.

38 Визенбург (Валевона) - замок в Восточной Бартии, локализуется на правом берегу р. Губра, в верхнем ее течении, основан Орденом в 1241 году.

39 Резель (Рёссель) - замок в Бартии, основан Орденом в 1241 году.

40 Брунсберг (Браунсберг) - замок в Вармии, в нижнем течении р. Пасарге, основан Орденом в 1241 году.

41 Хелисберг (Хейльсберг) - замок в Вармии, на правом берегу Лыны, основан Орденом в 1241 году.

42 Нобили и феодатарии - немецкие феодалы.

43 Алемания - здесь: Германия.

44 Христбург (Кишпорк) - замок в Помезании, основан Орденом в 1247 г. на месте бывшего прусского укрепления.

45 Святополк - князь польского Поморья (1220 - 1266 гг.). Неоднократно выступал в союзе с пруссами против Тевтонского ордена. Однако его политическая позиция не была устойчивой и временами он переходил на сторону Ордена, а к концу жизни вообще стал его союзником.

46 Померане - жители Поморья.

47 Сантирий (Зантир) - замок на правом берегу Вислы, долгое время был резиденцией первого прусского епископа Христиана (1216 - 1245 гг.).

48 Пржемысл II Отакар - король Чехии в 1253 - 1278 годах.

49 Эльбинг (совр. Эльблонг) - замок в Погезании, на р. Эльбинг, близ Вислинского залива, основан Орденом в 1237 году.

50 Кунигсберг, или Кенигсберг (совр. Калининград) - замок в Самбии, на правом берегу Преголы, основан Орденом в 1255 году.

51 Вохенсторф (Вонсторф) - земля в Восточной Натангии.

52 Речь идет о комтуре (главе округа) Бургарде фон Хорнхузене.

53 Охтолита - прусское укрепление в Бартии на левом берегу р. Лыны.

54 Т. е. штурмом (ранее хронист рассказывал о штурме крестоносцами прусского укрепления Капостете).

55 Унсатрапис (Вонсдорф) - замок в земле Вохенсторф (см. прим. 51); Гундов (Гундау) - прусское укрепление в Восточной Натангии, на левом берегу Лыны, разрушено Орденом; Ангетет - прусское укрепление в Надровии, разрушено Орденом.

стр. 74


56 Имеется в виду Вильгельм фон Юлих; Юлих - графство в западной части Нижнего Рейна, на пограничье Бельгии и Голландии.

57 Энгельберт из Марки - граф Энгельберт (1249 - 1277 гг.) из Бранденбургской марки на р. Эльба.

58 День св. Винцентия - 21 января.

59 Деревня Калиге (Кальген), или Склюниен, находилась к юго-западу от Кенигсберга.

60 Битва состоялась 22 января 1261 года. В ней войско крестоносцев было наголову разбито. Покарвис (Покарвен) - деревня на севере Вармии, близ Вислинского залива.

61 Имеется в виду Дитрих, маркграф Мейссенский.

62 Генрих из Сконенберга (фон Шёнеберг) упоминается в документах как комтур Христбурга в 1271 - 1272 гг. и 1275 - 1276 гг.; в 1273 - 1274 гг. комтуром Христбурга был Хартунг. В силу этого подвергалась сомнению датировка Петром из Дусбурга описываемого события, относимого им к 1273 или 1274 году.

63 Свежее море - Вислинский залив.

64 Бранденбург - замок в Самбии при впадении р. Фришинг в Вислинский залив, основан Орденом в 1267 году.

65 Имеется в виду сражение между восставшими пруссами и крестоносцами при Эльбинге в 1273 г., в котором Орден потерпел поражение.

66 Вилов (Велау) - прусское укрепление в Надровии, на правом берегу Преголы.

67 Конрад из Тирберга (фон Тирберг-старший) - магистр Тевтонского ордена в 1273 - 1279 годах.

68 Фогт - одна из должностей Ордена. Теодорик - Дитрих фон Лиделау, фогт Самбии в 1278 - 1292 годах.

69 Отолихия - центр волости Каттов в Надровии.

70 Каменисвике - прусское укрепление в Надровии, на р. Ангераппе.

71 Раганита (Рагнит, совр. Неман) - замок в Скаловии, на левом берегу р. Неман, основан Орденом в 1289 г. на месте бывшего прусского укрепления.

72 Лабегов (Лабиау) - замок в Самбии, близ Куршского залива, на границе между Самбией и Надровией, основан Орденом в 1258 году.

73 В 1280 г. судовиты выступили против Ордена.

74 Тапиов (Тапиау) - замок в Самбии, на правом берегу Преголы, основан Орденом в 1265 году.

75 Кименовия - прусский замок в Судовии.

76 Кименов - область в Юго-Восточной Судовии.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ХРОНИКА-ЗЕМЛИ-ПРУССКОЙ-ПЕТРА-ИЗ-ДУСБУРГА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

"ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ" ПЕТРА ИЗ ДУСБУРГА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.11.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ХРОНИКА-ЗЕМЛИ-ПРУССКОЙ-ПЕТРА-ИЗ-ДУСБУРГА (дата обращения: 29.03.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1600 просмотров рейтинг
01.11.2018 (1975 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ" ПЕТРА ИЗ ДУСБУРГА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android