Libmonster ID: RU-10181
Автор(ы) публикации: А. ФРОЛОВ

А. ФРОЛОВ, доктор педагогических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета

Происходящие в экономике процессы в большой степени зависят от всей совокупности явлений общественной жизни. Американский социолог Ф. Фукуяма поставил вопрос о культурном измерении экономической жизни. На основе исследования различных эпох социально-экономического развития и современного положения разных стран он приходит к выводу что важнейшим фактором формирования экономической политики является культура: "Культура есть унаследованный этический навык или привычка"; культура "меняется очень медленно - гораздо медленнее, чем идеология"1.

Сущность культуры - этические предписания, нравы и обычаи, на основе которых общество регулирует поведение своих членов: неписаные моральные правила, традиции, усвоенные с детства, навыки бытового поведения, передаваемые из поколения в поколение. Здесь действует не рациональный выбор, а привычка общественной жизни, исторически сложившаяся в ходе преодоления человеческой разобщенности и эгоизма.

В основу экономики положена концептуальная модель рационального и корыстного поведения человека, она довольно полно раскрывает закономерности функционирования денег и рынков, четко ориентируется на принцип личной пользы, материального блага, потребительского благосостояния2. Но они приобретают максимальную эффективность, жизнеспособность и гуманистическую направленность, когда опираются на сложившуюся культуру и развивают ее. Тогда вступает в действие социальный капитал, который "вырастает из приоритета общественных добродетелей над индивидуальными"3.

Социальный капитал выступает в форме спонтанной социализированности, то есть в виде добровольных и инициативных сообществ с едиными моральными нормами, ценностями и дисциплиной. Такие объединения не только становятся действенным фактором производственно-хозяйственной жизни, но и приобретают "принципиальное значение буквально для каждого аспекта социальной жизни в целом"4. Выделяются общества с высоким уровнем социализированности, в которых актуальной стала задача его под-


1 Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. М., 2004. С. 66, 76.

2 Там же. С. 31.

3 Там же. С. 54.

4 Там же. С. 26.

стр. 144

держания (США, Япония, Германия), и общества с ее низким уровнем, где имеет место "парадокс семейных ценностей" (Китай, Корея, Италия, отчасти Франция, а также СССР/Россия).

В США промышленное и экономическое процветание во многом обусловлено способностью общества "стихийно создавать прочные объединения "среднего звена" - где-то между семьей и государством"5. Среди них выделяются сплоченные религиозно-этические сообщества, сначала пуританские секты колонистов (квакеры и др.), затем евангелическое движение (методисты, баптисты) и его современный вариант - мормоны и др. Сильный частный сектор опирается на разветвленную сеть других добровольных объединений: профессиональные и благотворительные ассоциации, больницы, школы и университеты, средства информации и др. Это позволяет считать, что асоциальный индивидуализм в США на протяжении всей истории государства сдерживался мощным противовесом общественного инстинкта и коммунитаристской ориентацией экономики6. Снижение во второй половине XX в. этой высокой степени социализированности, последовательная утрата общественного капитала подрывают экономическое лидерство США в мире7.

Успешное промышленно-экономическое развитие демонстрирует Япония на базе повышения спонтанной социализированности. Ее "облегченное производство", сети кейрецу основаны на возрастающей роли взаимных моральных обязательств, коллективности и доверия в обществе. На низовом уровне это выражается в пожизненной занятости на одном предприятии, в действии производственных команд и кружков качества8. Суть этих нововведений - передача рабочему значительной части ответственности в управлении производственным процессом и существенное расширение спектра квалификации работника.

В Германии высокий уровень развития социального капитала поддерживается в основном на базе системы образования. Осуществляется массовое производственное обучение при ведущей роли длительной стажировки на предприятии, создаются условия для постоянного повышения квалификации и образованности рабочего9.

Успехи этих и других стран показывают, что дальнейшее развитие производства вступает во все более тесное взаимодействие с развитием человека как существа морального и разумного. Четко обозначаются социальная природа человеческой личности, самоценность труда и его смысл в радости от работы, а не просто в материальной выгоде и заработке.

Социологическое исследование Ф. Фукуямы позволяет открыть новые перспективы в изучении наследия А. С. Макаренко - социального педагога-реформатора, признанного в мире классика педагогики. Такой подход согласуется с содержанием и результатами отечественных и зарубежных исследований его наследия, начавшихся в 1970-х годах, составляющих их качественно новый этап. В результате обнаруживаются принципиально новые аспекты в трактовке достаточно широко известных идей и терминов Макаренко.

В полноценный научный оборот вводятся забытые, игнорируемые или неизвестные ранее его положения и понятия. С необходимой полнотой и четкостью выясняются структура этого наследия, его понятийно-терми-


5 Фукуяма Ф. Указ. соч. С. 99.

6 Там же. С. 29, 94.

7 Там же. С. 27, 29, 500.

8 Там же. С. 283, 420.

9 Там же. С. 386 - 393.

стр. 145

нологический аппарат10. Как справедливо отмечает академик Л. Абалкин, педагогика А. С. Макаренко не чисто школьная, а социальная, она особенно нужна сейчас, когда экономический анализ без оценки социально-культурных процессов будет несовершенным и неполноценным11.

Становится ясно, что фундаментальной проблемой социально-педагогического творчества Макаренко является положение человека в системе производства как основа основ положения человека в обществе. "Не может быть воспитания, если не сделана центральная установка о ценности человека"12.

Предстоит устранить искажения в наследии Макаренко, которые принижают или исключают роль производства и социального фактора вообще в его концепции педагогики. Ключевое значение приобретает до сих пор по достоинству не оцененное или отвергаемое его положение о возможной "нейтральности трудового процесса"13. Имеется в виду моральная нейтральность, то есть очень слабая мотивация труда, обусловленная его бедным социальным содержанием и установкой в основном на технологические умения и навыки (то, что дается в процессе обучения). Макаренко здесь на первый план выдвигает воспитание, основу которого составляют социально-нравственный опыт, мотивация деятельности и поведения.

Выделяя "труд - работу" и "труд - заботу"14, отстаивая приоритет воспитания, Макаренко вступает в противоречие с общепринятым тогда направлением трудовой школы, а затем трудового воспитания, в котором педагогические задачи, в сущности, ограничивались общетрудовым или узкопрофессиональным обучением, подготовкой "батрака".

Необходимо отходить от школы-учебы, надо создавать школу-хозяйство, формировать у молодого поколения хозяйственную заботу, развивать хозяйственно-производственную мотивацию; требуется социально-экономическое воспитание15. База собственно воспитания заключается в реальной жизненной практике, устойчивом моральном поведении в трудовой общине, в едином коллективе детей и педагогов, взрослых в воспитательно-образовательном учреждении.

Этот приоритет этического навыка, обычая, привычного поведения в деле воспитания - главный пункт выдвигаемых обвинений в муштре и при жизни Макаренко, и по сей день. Так прикрывается стремление лишить детей и молодежь естественной потребности в полноценном воспитании, ограничиться выучкой подневольного, безответственного и безынициативного человека, придатка машины и винтика общественного механизма.

Макаренко использовал два пути в социально-нравственном воспитании и во всей системе воспитания на основе труда: с одной стороны, неуклонное развитие хозяйства, его оснащенности, культуры; с другой - внедрение коллектива в управление этим хозяйством16, включение работников в процесс хозяйствования. Этому должны служить соответствующая организационная структура трудового коллектива и система управления им, совмещающая


10 Подробнее см.: Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире. Историография освоения и разработки его наследия (1939 - 2005 гг., критический анализ). Нижний Новгород, 2006; Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Статьи 1921 - 1928. Нижний Новгород, 2007.

11 Абалкин Л. Обоснована ли тревога? Ответы экономиста на трудные вопросы // Звезда. 1989. N 2. С. 172.

12 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 249.

13 Там же. Т. 3. С. 454.

14 Там же. Т. 1. С. 11.

15 Там же. С. 11, 46 - 47.

16 Там же. Т. 3. С. 454 - 455.

стр. 146

административное руководство и самоуправление, функции постановления и исполнения. Низовой уровень такой организации - первичный коллектив (7 - 12 человек) с его прямым представительством в органах управления.

Созданная Макаренко трудовая колония имени М. Горького, затем трудовая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского - это открытые учреждения, свободное объединение людей, здесь никого не заставляли жить насильно, хотя часть подростков (несовершеннолетних правонарушителей) и направляли туда по постановлению административных органов17. На добровольности, предполагающей нравственные обязательства и дисциплину, строились многообразные динамичные и инициативные трудовые группы (отряды), постоянные и временные.

Стремление Макаренко преодолеть противоречие между эффективным производством и педагогическим процессом привело его к знаменитой идее их параллельного действия. Оно позволяет при сохранении специфики производства ставить на первый план его человеческое измерение, задачи воспитания. "Только труд, приносящий ценности, только производство неубыточное могут рассматриваться как положительное воспитательное средство"18.

Воплощение педагогического содержания в жизненно-практическом плане, прежде всего в труде как базовом компоненте человеческого существования, освобождает воспитание от искусственности и формализма. Это то, что "определяет свободу в самочувствии воспитанника, позволяет ему более просто и радостно переживать свое детство"19. Наиболее полная реализация потенциалов детства и юности, общественно значимая система перспективных линий коллектива и личности порождают жизнерадостное мироощущение, мажорный стиль воспитания.

Фундаментальный этико-педагогический принцип А. Макаренко "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему" может быть правильно востребован только в контексте обращения к сфере производства. В ней утверждаются вера в человека, безграничное доверие к его способностям, творческим силам и духовному росту. Это признание прав и свобод личности в неразрывной связи с обязанностями.


17 Макаренко А. С. Указ. соч. Т. 1. С. 218; Т. 7. С. 96.

18 Там же. Т. 1. С. 41 - 42, 101.

19 Там же. С. 48.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ЧЕЛОВЕК-В-СИСТЕМЕ-ПРОИЗВОДСТВА-У-Ф-ФУКУЯМЫ-И-А-МАКАРЕНКО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Sergei KozlovskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kozlovski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ФРОЛОВ, "ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА" У Ф. ФУКУЯМЫ И А. МАКАРЕНКО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ЧЕЛОВЕК-В-СИСТЕМЕ-ПРОИЗВОДСТВА-У-Ф-ФУКУЯМЫ-И-А-МАКАРЕНКО (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ФРОЛОВ:

А. ФРОЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Россия
817 просмотров рейтинг
07.10.2015 (3116 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА" У Ф. ФУКУЯМЫ И А. МАКАРЕНКО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android