Libmonster ID: RU-10081

28 ноября 1945 г. исполнилось 125 лет со дня рождения величайшего мыслителя и деятеля XIX в., неутомимого борца за освобождение рабочего класса, друга и соратника Маркса - Фридриха Энгельса. Этой исторической дате была посвящена ноябрьская сессия отделения истории и философии Академии наук СССР.

Во вступительном слове акад. В. П. Волгин указал, что многосторонняя деятельность Ф. Энгельса, революционера и философа, составляет весьма значительную страницу в развитии науки. Его изучают, в его произведениях черпают вдохновение и методологические указания учёные различных специальностей: физики и химики, геологи и биологи, историки и этнографы - все, кто стремится философски осмыслить данные своей науки.

С докладом на тему "Энгельс и классификация наук" выступил Б. М. Кедров. Доклад был построен в историческом плане: в первой части рассматривались классификационные системы, предложенные до работ Энгельса или независимо от них; вторая часть была посвящена анализу взглядов Энгельса; в заключительной части была сделана попытка применить выработанные Энгельсом принципы к современному естествознанию. Особенно интересна попытка применения этих общих принципов классификации наук к решению дискуссионного вопроса о соотношении современной физики и химии и к решению вопроса о месте переходных наук, как физикохимия, биохимия, геохимия и др.

Проф. С. А. Токарев сделал доклад о значении трудов Энгельса для современной этнографии. Докладчик отмечает, что Энгельс владел основным этнографическим материалом, известным науке в его время. Он внимательно следил за накоплением фактического материала и за появлявшимися новыми теоретическими построениями; при этом он всегда активно реагировал на них. Взгляды Энгельса по вопросам этнографии находились на уровне передовых научных знаний его времени. Наиболее глубокое влияние оказал на "его Л. Г. Морган, которого, однако, Энгельс воспринял критически.

Этнографический материал интересовал Энгельса не сам по себе. Энгельс умело использовал этнографический материал для постановки и решения основных принципиальных вопросов науки, прежде всего исторической. Наряду с этим, указывает докладчик, Энгельс с большим уменьем пользовался данными этнографии для ориентировки в актуальных политических вопросах, связанных с Индией, Ближним Востоком, славянскими странами и т. д.

Приведя богатый конкретный материал, полученный в результате многочисленных исследований как наших, так и зарубежных этнографов, подтверждающий основные положения Энгельса, С. А. Токарев дал обзор принципиальных исторических проблем, которые разрабатываются советскими этнографами в духе Энгельса. Это - проблема периодизации древнейшей истории человечества, проблема истории рода и семьи, проблема происхождения институтов классового общества, проблема развития мировоззрения, включая происхождение и развитие религии, и, наконец, проблема, имеющая в наши дни не только глубокое научное, но и острое политическое значение, а" именно: проблема этногенеза отдельных народов.

Доклад на тему "Энгельс об особенностях развития Германии" сделал чл. -корр. АН СССР С. Д. Сказкин.

Докладчик начал с напоминания о том, что ещё в самом начале своей совместной с Энгельсом литературной деятельности Маркс отметил в истории Германии то особое, в борьбе с чем он и Энгельс видели задачу своей жизни, своей организационной и политической деятельности, то особое, что заставляло их весьма скептически относиться к революционным возможностям немецкого общества и неустанно бичевать чванство, заносчивость, грубость реакционной юнкерской военщины, лакейство и трусость немецкой буржуазии, революционную беспомощность немецкого крестьянства. Дело идёт о роковой связи история Германии со всеми реакционными движениями в Европе. В замечательной статье "К критике гегелевской философии права", написанной ещё в 1844 К. Маркс писал: "Да, немецкая история гордится движением, которого на историческом небе ни до неё не сделал, да и потом не сделает ни один народ. А именно, мы разделяли с новыми народами реставрации, не разделяя их революций... С нашими пастырями во главе, мы всегда находились в обществе свободы только в одном случае - день её погребения"1 .


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. I, стр. 400.

стр. 152

Маркс и Энгельс всегда сомневались в революционных возможностях немецкой буржуазии. Это обстоятельство с самых ранних пор их деятельности заставило их поставить вопрос об особенностях исторического развития Германии.

Опыт революции 1848 - 1849 гг. подтвердил основательность их сомнений. В многочисленных высказываниях этого времени Энгельс - так как именно он по преимуществу интересовался историей Германии - указал причины невозможности для Германии якобинской революции по примеру Франции и дал в "Революции и контрреволюции в Германии" и в "Крестьянской войне в Германии" подробный анализ исторического развития Германии, подчеркнув своеобразное положение в общественной структуре и истории Германии её мелкой буржуазии.

Причины неудачи германской революции, по Энгельсу, лежат в своеобразном сочетании классовых сил в Германии в отличие от других стран. "В то время как в Англии и Франции феодализм был окончательно разрушен или, по крайней мере, низведён, как в первой, к немногим незначительным остаткам могущественной и богатой буржуазией, сосредоточенной в больших городах, в частности в столице, - в Германии феодальное дворянство сохранило значительную часть своих старых привилегий... Феодальное дворянство, крайне многочисленное и частью весьма богатое, официально считалось первым сословием страны. Оно поставляло высших правительственных сановников, оно же почти исключительно давало офицеров для армии"1 . Настоящая буржуазия, - владельцы промышленных предприятий и крупных капиталов появляется в Германии только после 1815 года. Характерной чертой и вместе с тем особенностью германского развития, подчёркивает докладчик мысль Энгельса, является многочисленная мелкая буржуазия. "Огромная масса населения, не принадлежащего ни к дворянству, ни к буржуазии, состояла в городах из мелких ремесленников и торговцев, с одной стороны, и рабочих, с другой, в деревнях - из крестьянства"2 . Энгельс очень подробно останавливается на характеристике этого слоя мелкой буржуазии. Именно этот слой во Франции был преимущественно носителем идей и представителем революционного якобинства.

"Класс мелких ремесленников и торговцев, - говорит далее Энгельс, - в Германии крайне многочислен благодаря хилому развитию в ней класса крупных капиталистов и промышленников, В более крупных городах он составляет почти большинство жителей, в более мелких - преобладает вполне в силу отсутствия более богатых и более, влиятельных конкурентов... Его промежуточное положение между классами более крупных капиталистов, торговцев и промышленников" так называемой буржуазией в собственном смысле слова, и пролетарским, или рабочим; классом определяет его характер... В монархических и феодальных странах этот класс нуждается для своего существования в заказах двора и аристократии, и потеря этих заказов может разорить значительную его часть. В более мелких городах военный гарнизон, окружная администрация, суд с его штатом очень часто образуют основу его благосостояния. Достаточно их перевести в другое место, - и все эти лавочники, портные, сапожники, столяры пойдут ко дну. Таким образом, вечно колеблясь между надеждой войти в ряды более богатого класса и страхом опуститься до положения пролетариев или даже нищих, между надеждой получить возможность защищать свои интересы путём завоевания для себя участия в управлении общественными делами и страхом вызвать несвоевременной оппозицией гнев правительства, которое держит в руках их судьбу, ибо оно может удалить лучших их клиентов; обладая малыми средствами, необеспеченность обладания которыми тем больше, чем меньше эти средства, - этот класс крайне шаток в своих взглядах. Смиренный и рабски покорный при сильном феодальном или монархическом правительстве, он переходит на сторону либерализма, когда влияние буржуазии усиливается; когда буржуазия достигает господства, он отдаётся бурным демократическим порывам, но пятится назад в гнусном страхе, лишь только класс, стоящий ниже его, пролетариат, предпринимает самостоятельное движение. Мы не раз увидим дальше, как мелкая буржуазия в Германии поочередно переходила из одного из этих состояний в другое"3 . Итак, говорит докладчик, Энгельс рисует перед нами печальную картину революционной импотентности немецкой буржуазии и объясняет её своеобразием исторического развития Германии. Значение этого объяснения станет понятным, если мы вспомним, каковы были политические Цели Маркса и Энгельса во время революции 1848 года. "Разложение Прусского государства, развал Австрийского, действительное объединение Германии как республики, - только такой могла быть наша революционная программа на ближайшее время", - писал Энгельс в 1884 г. вспоминая о своей и Маркса деятельности в 1848 - 1849 годах4 . Но уже и тогда, в феврале 1848 г., он чрезвычайно низко оценивал революционные возможности Германии. "Все народы идут вперёд, - писал он тогда. - Самые малые, слабые нации постоянно улавливают в сложных европейских отношениях удобные для себя моменты, чтобы, наперекор своим сильным реакционным соседям, вводить у себя" всё новые современные учреждения. Лишь сорок миллионов немцев не двигаются с места... Немцы сначала должны основательно скомпрометировать себя перед всеми остальными нациями, они должны ещё в большей


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т VI, стр. 17.

2 Там же, стр. 19.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VI, стр. 19 - 20.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. соч. Т. II, стр. 26.

стр. 153

степени, чем в настоящее время, стать посмешищем для всей Европы, их надо принудить к революции. И тогда они действительно восстанут - не трусливые немецкие обыватели, а немецкие рабочие; они восстанут, чтобы положить коней всем нечистоплотным, запутанным, официальным немецким порядкам, чтобы радикальной революцией восстановить немецкую честь"1 .

Энгельс "последствии часто останавливался на этой роля немецкой мелкой буржуазии, немецкого мещанства. Оно продолжало существовать как весьма значительная прослойка немецкого общества и значительно позже, постепенно видоизменяясь внутренне, но сохраняя свою пагубную для революции роль. Для Германии было характерно сохранение сильных пережитков феодализма в лице феодальной по происхождению аристократии, многочисленного дворянства, наиболее полно выраженного в своей реакционной сущности в прусском юнкерстве, второй характерной чертой германского развития был союз этого постепенно обуржуазившегося юнкерства с промышленной буржуазией. Эти союзники, при всех разногласиях внутри, согласно выступали против рабочих как ярко выраженная реакционная сила. Мелкая буржуазия же, пополнявшаяся по мере капиталистического развития Германии кадрами буржуазно-технической интеллигенции и многочисленными служащими, так сказать чиновничеством промышленной буржуазии, н, наконец, верхушкой самого рабочего класса, говорит С. Д. Сказкин, эта мелкая буржуазия, назовём её в послеэнгельсовские времена немецким термином Mitteistand (среднее сословие), продолжала оставаться великой реакционной силой, дав в послеверсальский период основные кадры фашизма со всей его человеконенавистнической идеологией.

Одновременно с этим Энгельс подчёркивал реакционную роль немецкого дворянства и особенно Пруссии как юнкерского государства. Позже он занялся вопросом о "втором издания" крепостничества в остэльбской Германия и дал генезис прусского юнкерства ("К истории прусского крестьянства", "Марка" и др.), отметив его роль я своеобразное сочетайте классовых сил в Германии по поводу конституционного конфликта, австро-прусской войны и франко-прусской войны. Единственной, надеждой Маркса и Энгельса, говорит докладчик, от начала до конца оставался революционный немецкий пролетариат, страх перед которым толкнул немецкую буржуазию ещё в 1848 г. в объятия реакции.

Подводя "тоги историческому развитию Германии после пресловутой "революции сверху" и объединения Германия йод главенством Пруссии, Энгельс отмечал, что величайшее прогрессивное движение, каким явилось в немецкой истории национальное объединение Германии, свершилось в результате экономического союза крупной буржуазии с прусским юнкерством, однако при полном фактическом отказе от политической власти.

Энгельс, продолжает докладчик, всегда отмечал также, что революционная немощь немецкой буржуазия " подчинение её господствующему реакционному классу феодального дворянства, особенно прусскому юнкерству, имели своим результатом вырождение революционной идеи национального объединения в узкий националистический шовинизм и идею национальной исключительности немцев. Шовинизм немцев, их националистическая нетерпимость, - давнего происхождения. Естественный народный подъём в борьбе с Наполеоном вследствие трусости немецкого мещанства, которое после похмелья освободительной войны проснулось снова у "старого верноподданного корыта", был использован реакцией для раздувания знаменитого французоедства ещё в начале XIX века. Впротивовес передовым идеям классической немецкой философии, тоже, впрочем, не лишённой значительной доли политического филистёрства и примиренчества к подлейшей реакционной действительности Германии этого времени, реакционная, особенно прусская, публицистика стала проповедывать зоологический национализм, вражду ко всему французскому, отрицание прогрессивных идей французской революции, загнала общественное мнение в "тупик германского квасного патриотизма". "Всё это миросозерцание, - говорит Энгельс, - было философски несостоятельно, ибо под его углом зрения весь мир был создан ради немцев, а сами немцы давно достигли высшей ступени развития"2 . Дальнейшие слова Энгельса звучат настоящим пророчеством о нынешних днях: "Неметчина была отрицанием, абстракцией в гегелевском смысле. Она создавала абстрактных немцев, отметая всё то, что не было истинно немецким на шестьдесят четыре поколения назад и не выросло из народных корней. Даже видимо положительное в ней было отрицательно, ибо повести Германию к её идеалам можно было только путём отрицания целого тысячелетия и проделанной в нём эволюции; она хотела толкнуть нацию вспять в германское средневековье или даже в чистое древнее тевтонство из Тевтобургского леса"3 . "Какое полное предвосхищение основных идеологических тенденций фашизма!" - восклицает докладчик.

Исключительный интерес представляет данный Энгельсом прогноз. Он указал в 1887 г., что Германия, как расширенная Пруссия, как "Священная германская империя прусской нации", после франко-прусской войны и захвата Эльзаса и Лотарингии обречена на ведение "политических войн", чуждых интересам народа, и рано или поздно должна стать причиной колоссальной мировой войны.

В наши дли, говорит докладчик, когда только что окончилась величайшая из войн, какую когда-либо видел мир, невольно воз-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "О реакционном пруссачестве", стр. 31 - 32. 1943.

2 К. Марке и Ф. Энгельс. Соч. Т. II, стр. 70.

3 Там же.

стр. 154

никает вопрос об особенностях исторического развития виновницы этой войны - Германии каким образом страна поэтов и мыслителей могла превратиться в огромный и страшный в своей бесчеловечности механизм воины, как она могла терпеть правительство убийц и преступников, каким образом она, пережив одну горькую катастрофу, безудержно покатилась к другой, безмерно горшей, чем первая, к катастрофе, подобную которой трудно найти в летописях истории?

Последним из заслушанных сессией докладов был доклад проф. А. И. Молока на тему Энгельс как руководитель международного рабочего движения". Проф. Молок начал свой обзор и анализ деятельности Энгельса с осени 1870 г., когда после 20-летнего вынужденного пребывания в Манчестере Энгельс переехал в Лондон и был введён в состав Генерального совета Международного товарищества рабочих в качествё секретаря-корреспондента для Бельгии, а затем для Испании и Италии. С этого момента он активно включился в руководство международным рабочим движением и взял на себя почти всю переписку с социалистическими организациями различных стран, чтобы освободить Марксу время для доведения до конца его гениального труда - "Капитал". Вместе с Марксом Энгельс в этот период решительно выступил против волны шовинизма, захватившей немцев под влиянием побед прусского оружия в войне 1870 - 1871 годов. С тревогой отмечал Энгельс, что эта волна угрожает захватить и рабочий класс.

Во время Парижской коммуны 1871 г. Энгельс, как и Маркс, был всей душой на стороне коммунаров, разоблачал интервенционизм немецких оккупантов, клеймил жестокую расправу версальцев над побеждёнными, опровергал клеветнические вымыслы реакционной печати, разъяснял сущность и значение коммунизма.

В начале 1870-х годов Энгельс принял деятельное участие в борьбе против разлагающей деятельности анархистов-бакунистов. Памятником этой борьбы явилась брошюра "Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих", написанная Энгельсом совместно с Лафаргом по поручению Гаагского конгресса 1872 года. Тому же вопросу посвятил Энгельс свою статью "Бакунисты за работой" (1874), в которой дал уничтожающую критику вредоносной тактики анархистов во время революционных событий 1873 - 1874 гг. а Испании.

В 1872 - 1876 гг., во время пребывания Генерального совета Международного товарищества рабочих в США, Энгельс осуществлял систематическое руководство его работой, инструктируя Зорге, который вплоть до 1874 г. стоял во главе Генерального совета.

После роспуска Интернационала (1876) в центре внимания Энгельса, как и Маркса, стало социалистическое движение в Германии. Германская социал-демократия была в то время самой сильной из рабочих партий в Европе и во всём маре. К тому же она действовала в стране, являвшейся одним из главных оплотов милитаризма и реакции. Вместе с Марксом Энгельс вёл непримиримую борьбу со всеми антипролетарскими колебаниями и шатаниями среди немецких социалистов, резко критиковал "Готскую программу" и увлечение дюрингианством ("Анти-Дюринг").

В период исключительных законов против социалистов в Германии (1878 - 1890) Энгельс вместе с Марксом, а после смерти Маркса один направлял нелегальную работу германской социал-демократии, борясь на два фронта - против оппортунизма правого крыла партии (Эдуард Бернштейн и др.) и против полуанархистской тактики "леваков" (Мост и др.) - за боевую классовую тактику. Борьба эта не прошла бесследно: она способствовала выправлению тактики партийного руководства в эти годы.

Много внимания уделял Энгельс французскому социалистическому движению. Вместе с Марксом он принял участие в составлении программы "Французской рабочей партии", основанной под руководством Геда и Лафарга (1879 - 1880).

В 1883 г., после смерти Маркса, вся тяжесть руководства международным рабочим движением легла на плечи Энгельса. Энгельс являлся советником и руководителем социалистов всех европейских стран. "Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса"1 .

Замечательное свойство Энгельса как руководителя Международного рабочего движения состояло в том, что в своих тактических указаниях деятелям социалистических партий различных стран он всегда исходил из конкретных условий данной страны и данного периода, умело выдвигая главное, решающее. Он требовал беспощадной борьбы с анархизмом, с реформизмом и примиренческим отношением к ним. Он неустанно разоблачал оппортунизм лидеров английских тредюнионов и во многом способствовал полевению в рабочем движении Англии к концу 1880-х годов. Американских социалистов Энгельс резко критиковал за их сектантскую оторванность от массовой повседневной борьбы рабочего класса, за их нежелание работать в тредюнионах. Итальянских социалистов Энгельс настойчиво призывал к активному участию в, назревавшем с начала 1890-х годов революционно-демократическом движении, но вместе с тем предостерегал их против слияния с буржуазными радикалами. Социалистам Австро-Венгрии, где огромную роль играл национальный вопрос, Энгельс доказывал необходимость сплочения рабочих различных областей этого многонационального государства. С горячим сочувствием следил Энгельс за героической борьбой русских революционеров против царизма. Он радостно приветствовал образование группы "Освобождение труда" (1883). Он поддерживал близкую связь с Плехановым, Верой Засулич и другими зачинателями марксизма в России.

Энгельс принял деятельное участие в борьбе, которая развернулась в 1889 г. вокруг


1 Ленин. Соч. Т. I, стр. 415.

стр. 155

созыва Международного конгресса социалистических партий и привела к основанию II Интернационала. Свои усилия Энгельс направил на то, чтобы помешать оппортунистическим элементам захватить руководство возрождающейся международной организацией. Эти усилия увенчались успехом.

В последние годы своей жизни (1891 - 1895) Энгельс опубликовал ряд работ в которых резко критиковал оппортунистические настроения, чрезвычайно усилившиеся среди германской социал-демократии после отмены исключительных законов и под влиянием больших избирательных успехов (введение к 3-му изданию работы Маркса "Гражданская война во Франции", статья "Крестьянский вопрос во Франции ив Германии", предисловие к книге Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 до 1850 гг. и др.). Он с тревогой отмечал рост филистёрства в рядах немецких социалистов, он требовал от партийного руководства классово-выдержанной тактики, он напоминал о боевых традициях Парижской коммуны.

Энгельс умер в момент, когда капитализм перерастал в свою новейшую и последнюю стадию - империализм. Особенности империализма не были вскрыты Энгельсом. Этим, между прочим, объясняются ошибки, допущенные им в статье "Внешняя политика русского царизма" (1890) и в письмах на имя Бебеля (1891), в которых он называл царскую Россию "последней твердыней общеевропейской реакции" и утверждал, что победа Германии в войне против России означала бы "победу революции". Ошибочность этой статьи вскрыл товарищ Сталин в своём известном письме членам Политбюро ЦК от 19 июля 1934 года1 .

"После смерти Энгельса западноевропейские социал-демократические партии стали перерождаться из партий социальной революции в партии "социальных реформ"2 . Такую эволюцию проделала, в частности, германская социал-демократия. В дальнейшем реакционные лидеры этой партии, предав забвению заветы Маркса и Энгельса, капитулировали перед империалистической буржуазией своей страны и изменяли делу рабочего класса, расчистив в 1914 г. путь поджигателям первой мировой войны, а в 1933 г. - гитлеровской фашистской банде, которая ввергла человечество в ужасы второй мировой войны и довела Германию до небывалой катастрофы.

Знамя революционного марксизма, заканчивает докладчик, выпавшее в 1895 г. из рук Энгельса, высоко подняла партия Ленина - Сталина, под руководством которой трудящиеся нашей страны совершили Великую Октябрьскую социалистическую революцию, построили новое, социалистическое общество, отстояли в Великой Отечественной войне против немецких захватчиков свободу и независимость своей родины и спасли цивилизацию от гитлеровских погромщиков.


1 "Большевик" N9 за 1941 год.

2 "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 135.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/125-ЛЕТИЕ-СО-ДНЯ-РОЖДЕНИЯ-Ф-ЭНГЕЛЬСА-СЕССИЯ-ОТДЕЛЕНИЯ-ИСТОРИИ-И-ФИЛОСОФИИ-АН-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. АЛЬТМАН, 125-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА. СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ АН СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 02.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/125-ЛЕТИЕ-СО-ДНЯ-РОЖДЕНИЯ-Ф-ЭНГЕЛЬСА-СЕССИЯ-ОТДЕЛЕНИЯ-ИСТОРИИ-И-ФИЛОСОФИИ-АН-СССР (date of access: 06.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. АЛЬТМАН:

В. АЛЬТМАН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
361 views rating
02.10.2015 (2134 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПЕРЕСЛАВСКИЙ КРАЕВЕД С. Е. ЕЛХОВСКИЙ И ЕГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ
18 hours ago · From Россия Онлайн
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ
Catalog: История 
18 hours ago · From Россия Онлайн
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
2 days ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
2 days ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
2 days ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
4 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
125-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА. СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ АН СССР
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones