Libmonster ID: RU-16404
Автор(ы) публикации: Е. Калкаев

28 - 29 мая 2002 года в Институте Дальнего Востока РАН в восьмой раз прошла ежегодная конференция "Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация". В конференции приняли участие специалисты из научных учреждений и высших учебных заведений России, Украины и КНР.

Открыл конференцию доклад директора ИДВ РАН, члена- корреспондента РАН, профессора М.Л. Титаренко. Как было отмечено в докладе, в настоящее время все страны мира, включая азиатские, стоят перед проблемой адаптации к новым условиям. Темпы изменений столь велики, что общество не успевает осознать те факторы, которые начинают определять его жизнь, и вызванные ими отрицательные тенденции в социальном развитии. В частности, в рамках объективно существующего процесса глобализации мировая культура сталкивается с вызовом, бросаемым многообразию цивилизаций. Не обошла эта проблема стороной и КНР - государство, обстановка в котором имеет огромное значение для России. С началом проведения политики реформ и открытости развитие Китая стало приобретать все больше черт экстравертности, что, с одной стороны, способствует налаживанию межцивилизационного диалога, а с другой - таит в себе ряд рисков для национальной и мировой культуры. В докладе подчеркивалось, что в этом контексте важной задачей науки является раскрытие роли китайской философии в развитии Азиатского региона и всего мира, поскольку решающим для развития Китая фактором является объединяющая роль системы ценностей китайской цивилизации.

Выступление руководителя Центра изучения духовных цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН профессора А.Е. Лукьянова "Космогония как принцип власти" затронуло проблему принципа мировоззренческой легитимности власти, воплощенного в космологических учениях. В сообщении были обоснованы определения двух типов власти. Один из них присущ подлинной цивилизации, которая представляет собой сознательное поддержание субъектами власти - союзами духовных лидеров - статического и динамического алгоритмов действия архетипа этнокультуры в физическом, духовном и идеально-мыслительном планах. Второй тип власти принадлежит псевдоцивилизации, суть которой - целенаправленное изменение действия архетипа политическими идеологами.

Доклад В.Ф. Феоктистова (ИДВ РАН) "Был ли Ван Би идеалистом? Еще раз о категориях у и ю " был посвящен переводу на русский язык важнейших терминов китайской философии. Как отметил автор доклада, искажение философских категорий при переводе приводит к неверному представлению о китайской философии, из чего вытекает и неправильная квалификация отдельных философов и целых направлений. В подтверждение своих слов В.Ф. Феоктистов показал, как историки философии воспринимали учение Ван Би -

стр. 183


мыслителя III в. н.э., до настоящего времени необоснованно причисляемого к идеалистам. Это связано с неправильным переводом терминов у и ю как "небытие" и "бытие", тогда как данные понятия не существовали в древней китайской философии. В заключение автор подчеркнул, что без адекватного перевода терминов нельзя правильно понять и сами философские идеи.

Основная часть сообщений на конференции затрагивала различные проблемы традиционной китайской мысли. Доклад А.И. Кобзева (ИВ РАН) ""Странное учение" Хуй Ши" посвящен одному из главных представителей древнекитайской "школы имен". Подробно рассмотрев немногие свидетельства об этом мыслителе в памятниках письменности, отметив значительные расхождения в датах жизни этого философа и разобрав квалификации его учения в различных древних источниках, докладчик сосредоточил внимание на знаменитых "десяти парадоксах" Хуй Ши. А.И. Кобзев указал на то обстоятельство, что Хуй Ши впервые в истории китайской мысли выделил логико-лингвистическую проблематику, отказавшись от исключительно "морально- прагматизированного" философствования. Эта проблематика и стала разрабатываться рядом древнекитайских мыслителей в качестве методологии познания, альтернативной общепринятой в культуре Китая нумерологии.

Другой видный представитель "школы имен" - Гунсунь Лун - оказался в центре внимания Н.Л. Кварталовой (ИДВ РАН). Свое сообщение она посвятила разбору знаменитого парадокса Гунсунь Луна "Белая лошадь не есть лошадь". По ее мнению, данное утверждение становится возможным, если автор использует метаязык, имея в виду содержание понятий "лошадь" и "белый" - в этом случае понятие "белая лошадь" оказывается шире понятия "лошадь". Метаязык, по определению Н.Л. Кварталовой, представляет собой средство описания так называемого объектного языка. Как отмечает автор доклада, в главе "Бай ма" трактата "Гуньсунь Лун-цзы" можно четко разграничить эти уровни и соотнести их с участниками диалога.

Доклад С.А. Горбуновой (ИДВ РАН) был посвящен знаменитому реформатору китайского буддизма - Тайсюю, оказавшему большое влияние на развитие буддийских доктрин и религиозной практики в Китае XX века. Он ставил своей целью создание новой модели буддизма, которая должна была способствовать распространению и популяризации этого учения. Выступая за синтез концепций махаяны и науки, призывая к изменению устройства религиозных институтов, Тайсюй пытался адаптировать буддизм к реалиям современной общественной жизни. В сообщении А.Б. Калкаевой (ИДВ РАН) была рассмотрена эволюция понятия "жизнь" в творчестве китайского философа XX в. Лян Шумина. Показав развитие этой категории в различных произведениях мыслителя, докладчица продемонстрировала, как от дуальной модели "жизнь - безжизненная основа мира" он постепенно пришел к интерпретации жизни как единственной высшей реальности. Н.Е. Боревская (ИДВ РАН) в своем выступлении проследила общую линию истории педагогической мысли Китая, начиная с Конфуция (VI-V вв. до н.э.) и Мэн-цзы (IV - начало III в. до н.э.) и вплоть до конфуцианства эпохи Мин (XIV-XVII вв. н.э.). В докладе была отмечена тесная связь концепций обучения с различными взглядами на природу человека. Говоря о педагогических воззрениях Ван Янмина (1472-1529), Н.Е. Боревская указала на основополагающую роль его теории врожденного знания для позднейших образовательных стратегий. Общий анализ педагогических концепций привел ее к заключению, что в Китае сложились причины для отсутствия эмоционального обучения; тем не менее, по мере эволюции педагогической мысли постоянно возрастало внимание к индивидуальности учащихся.

В двух докладах были затронуты проблемы методологии китайской философии. В выступлении на тему "Типологические матрицы мыслительных

стр. 184


процессов древних китайцев и проблема универсалий" А.Н. Воробьев (ИДВ РАН) доказывал первичность "пяти элементов" (у сим) по отношению к понятиям у цай ("пять материалов") и лю фу ("шесть складов"), а также обосновывал свое заключение о том, что проблема универсалий, поставленная западной философией, "была решена китайцами еще в VI в. до н. э.". Сообщение П.М. Кожина (ИДВ РАН) было посвящено представлениям о нормах и исключениях в древнекитайских философских текстах.

Теме влияния традиционного наследия Китая на современность были посвящены выступления Бао Оу (ИИЕТ РАН) и К.А. Богатырева (РУДН). Бао Оу в докладе "Научно- техническая инновация и китайская традиция" рассказала о формах и интерпретациях инновации (чуансинь) в Китае в разные исторические периоды, а также о ее значении в современной жизни страны. К.А. Богатырев затронул проблему влияния конфуцианства на современную китайскую действительность. Осветив роль этого учения в древнем и средневековом Китае, автор показал характер и направления воздействия конфуцианской философской традиции на развитие китайского общества в новое и новейшее время, негативные и позитивные последствия такого воздействия.

На конференции было уделено внимание и японской философской мысли. Доклад Д.Г. Главевой (ИДВ РАН) был посвящен анализу одного из важнейших понятий принятой в японском буддизме доктрины "просветления" - хонгаку ("исходной просветленности"). Д.Г. Главева проследила эволюцию принципа хонгаку и показала, что несмотря на различия его определений, представители разных школ сходились в главном: доктрина "исходной просветленности" предполагает принадлежность природы "просветленности", "постижения" (каку) чему-то уже существующему. Концепция хонгаку, легшая в основу буддийской культуры Японии, обусловила практическую направленность основных школ японского буддизма и идею абсолютного равенства феноменов и ценностей в их построениях.

Важные элементы традиционной культуры Китая нашли освещение в выступлениях B.C. Кузнецова (ИДВ РАН) и В.Б. Югай (ИСАА). В докладе B.C. Кузнецова "Представление китайцев о фатальной значимости цифр" на основе многочисленных этнографических данных была продемонстрирована важная роль, которую вплоть до настоящего времени в жизни китайцев играет символика цифр. Было отмечено, что многие представления о значении определенных чисел восходят к древним воззрениям, отраженным в классической литературе, и напрямую соотносятся с нумерологическими построениями традиционной философии. В.Б. Югай рассказала об истории чайной культуры в Китае в ее связи с конфуцианством, даосизмом и буддизмом, подчеркнув позитивное восприятие чаепития "тремя учениями". В докладе было описано распространение чая в Китае во времени и пространстве, а также была дана характеристика некоторых посвященных чайной культуре текстов, созданных в разные периоды китайской истории.

Широко обсуждавшаяся в ходе конференции проблема диалога Китая и Запада стала центральной для некоторых докладов. Так, в своем выступлении А.В. Ломанов (ИДВ РАН) рассказал о научной и миссионерской деятельности Джеймса Легга - знаменитого переводчика и интерпретатора китайской классики, жившего в XIX веке. Докладчик подробно остановился на участии Дж. Легга в спорах о переводе основных богословских терминов на китайский язык и подчеркнул его внимание к традиционной культуре Китая, а также убежденность в том, что в конфуцианстве присутствует ряд предвосхищающих христианство элементов. К.И. Шилин (ИСАА) предложил собравшимся переосмыслить наследие К. Маркса и обратить внимание на "экософский уровень" его идей. На основе своих изысканий докладчик сделал вывод о том, что пози-

стр. 185


тивное развитие мира возможно при условии синтеза евразийской, китайской и западной культур и коренной переориентации системы управления экономикой и культурой.

С.И. Королев (Московский институт исторической антропологии) призвал собравшихся осуществлять интерпретирующие переводы с целью адекватной интеграции текстов, созданных в рамках других культур, в пространство данной культуры. Проблема перевода стала основной и для доклада Л.И. Головачевой (Севастополь) "Внутритекстовые связи, акростишие и мезостишие в "Лунь юй"", продолжившего серию ее исследований в области текстологии этого древнего конфуцианского трактата. Стремясь к достижению адекватной интерпретации, докладчица рассматривает "Лунь юй" в качестве мезотекста, образованного объединенными при помощи ряда технических способов фрагментами.

Три сообщения на конференции затронули проблемы литературы. Доклад В.Ф. Сорокина (ИДВ РАН) был посвящен жизни и творчеству писателя и критика XX в. Чжоу Цзожэня, чьи литературоведческие труды были незаслуженно забыты, а творческие искания не получили развития в китайской литературе в последующие годы. Чжоу Цзожэнь полагал, что писатель не должен излагать в своих работах какое-либо учение, ему следует отказаться от стремления "принести пользу". Полемизируя с марксистами, он писал, что литература не может оказать решающего влияния на массы, а если в книге и отражается классовая позиция, это происходит независимо от намерений автора. В своем выступлении А.Н. Желоховцев (ИДВ РАН) рассказал о новом "Учебном курсе по истории современной китайской литературы" Чэнь Сыхэ, изданном в 1999 г. Фуданьским университетом (Шанхай). Благодаря новым методологическим установкам данный курс смог представить современную китайскую литературу намного полнее, чем другие работы китайских специалистов. Чжао Чуньмэй (Нанкайский университет, КНР) в сообщении "Л.Н. Толстой и китайская классическая философия" рассмотрела тему влияния культуры Китая на знаменитых русских писателей.

Отдельным проблемам современного Китая были посвящены доклады сотрудников ИДВ РАН О.Н. Ворох, Т.В. Шайковой, Л.И. Кондрашовой и В.Н. Усова. О.Н. Ворох затронула тему научной коррупции (сюэшу фубай) в КНР - проблему, которую активно обсуждают в последнее время в китайских СМИ в попытках выявить причины возникновения этого явления, его влияние на развитие науки и способы борьбы с ним. В докладе Т.В. Шайковой рассказывалось о статье ректора Хэйлунцзянского университета профессора И Цзюньцина "Практическая философия: трансценденция и сублимация", посвященной дискуссиям по поводу практической философии. Л.И. Кондрашова, осветив процесс развития частной и общественной собственности в средневековом и современном Китае, пришла к выводу о том, что необходимо отказаться от представления о взаимоисключающем характере таких понятий, как "частное" и "общественное", "личное" и "коллективное" и рассматривать их в первую очередь как взаимодополняющие категории. В.Н. Усов описал идеологическую ситуацию, сложившуюся в Китае после смерти Мао Цзэдуна, и ее изменение в свете дискуссии о практике как единственном критерии истины.

Тезисы сообщений, представленные в оргкомитет конференции, готовятся к изданию Институтом Дальнего Востока в виде специального сборника.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/VIII-Всероссийская-научная-конференция-Философии-стран-Восточно-Азиатского-региона-и-современная-цивилизация

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. Калкаев, VIII Всероссийская научная конференция "Философии стран Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 20.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/VIII-Всероссийская-научная-конференция-Философии-стран-Восточно-Азиатского-региона-и-современная-цивилизация (дата обращения: 16.04.2024).

Автор(ы) публикации - Е. Калкаев:

Е. Калкаев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
256 просмотров рейтинг
20.01.2021 (1182 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
VIII Всероссийская научная конференция "Философии стран Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android