Libmonster ID: RU-12915

К 80-летию со дня рождения академика С. Д. Сказкина

19 октября 1970 г. видному советскому ученому академику Сергею Даниловичу Сказкину исполнилось 80 лет1 .

С. Д. Сказкин - выдающийся историк-марксист. Его научные интересы отличаются большой широтой и многогранностью, как в смысле проблематики его работ, так и в смысле разнообразия стран и народов, история которых привлекает его внимание. Более чем за 50 лет научной и педагогической деятельности С. Д. Сказкин не только создал свою исследовательскую школу, но и открыл ряд новых успешно развивающихся направлений в советской медиевистике, которая является его основной специальностью.

Проблемы аграрной истории занимают центральное место в исследованиях С. Д. Сказкина. Критически используя лучшее из наследия русской буржуазной школы историков-аграрников - Лучицкого, Ковалевского, Савина и др., творчески применяя марксистско-ленинскую теорию, С. Д. Сказкин поставил и решил ряд важных проблем средневековой аграрной истории Европы. Уже в лекционных курсах 1935 - 1938 гг., а затем в учебнике по истории средних веков (ч. I и II, изд. 1939, 1956, 1966 гг.) С. Д. Сказкин дал сохраняющий свое значение и поныне анализ аграрного строя Франции и Испании, объяснивший, почему в первой сложился союз буржуазии с крестьянством, обеспечивший торжество великой буржуазной революции конца XVIII в., а во второй ограбленные феодалами крестьяне в своей значительной части стали наследственными бродягами, нищими или военными наемниками, проливавшими кровь в захватнических европейских и колониальных авантюрах испанской династии.

В истории раннего средневековья С. Д. Сказкин разработал вопрос о путях перехода к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя. В результате его исследований были опровергнуты догматические представления о якобы обязательном прохождении всеми народами стадии развитой рабовладельческой формации и невозможности прямого перехода от первобытнообщинного строя к феодализму2 .

В аграрной истории периода развитого феодализма внимание С. Д. Сказкина привлек такой важный эпизод классовой борьбы итальянского крестьянства, как восстание под руководством Дольчино. В противоположность буржуазной историографии, изображавшей это выступление масс как взрыв религиозно-мистического фанатизма, С. Д. Сказкин показал его в качестве одного из составных звеньев общей цепи крестьянских восстаний XIV в. в Европе. Стержнем этих восстаний была борьба против остатков крепостничества и захвата феодалами общинных земель, за сокращение нормы феодальной эксплуатации и увеличение степени хозяйственной самостоятельности крестьянства, то есть за прогрессивное направление аграрного развития. Эти вопро-


1 Очерк творческого пути академика С. Д. Сказкина см. "Вопросы истории", 1966, N 4.

2 М. Н. Мейман, С. Д. Сказкин. К вопросу о непосредственном переходе к феодализму на основе разложения первобытнообщинного способа производства. "Вопросы истории", 1960, N 1.

стр. 149

сы нашли освещение в статьях С. Д. Сказкина, одна из которых была представлена в качестве доклада на X Международном конгрессе исторических наук в Риме в 1955 году3 .

Большое внимание уделяет С. Д. Сказкин исследованию "второго издания крепостничества" в странах Центральной и Восточной Европы. В основных ее аспектах эта проблема была им поставлена в специальном исследовании4 , включенном в число докладов советских историков на XI Международном конгрессе исторических наук в Стокгольме в 1960 году. К разным ее сторонам С. Д. Сказкин возвращался в связи с дискуссиями, имевшими место на таллинской (1958 г.), московской (1959 г.), киевской (1960 г.)5 и второй московской (1965 г.) сессиях межреспубликанского симпозиума по аграрной истории стран Восточной Европы, а также на общесоюзной научной сессии по вопросам перехода от феодализма к капитализму в России6 . Эта проблема в целом рассматривается ученым как две стороны общего процесса с разными итогами для стран Западной и Восточной Европы. Первая выражала прогрессивное для того времени капиталистическое развитие, вторая - зарождавшееся на основе складывания мирового капиталистического рынка международное разделение труда, обернувшееся для областей к востоку от Эльбы торжеством феодальной реакции.

Много и плодотворно С. Д. Сказкин занимается теоретическими проблемами аграрной истории феодализма. Его перу принадлежат, в частности, работы о характере феодальной собственности и внеэкономическом принуждении и об основном экономическом законе феодальной формации (последняя в соавторстве с М. Н. Мейманом)7 . С. Д. Сказкин рассматривает феодальную собственность на землю как категорию, имеющую определяющее значение для всей системы экономических, социальных и правовых отношений феодального общества. Она определяет характер производственных отношений феодальной формации. Формой ее реализации является феодальная рента в различных ее модификациях. Эти факторы в совокупности с внеэкономическим принуждением и характером производительных сил составляют ту основу, исходя из которой может быть выведен основной экономический закон феодализма. Формулируется этот закон как "производство крепостными и феодально-зависимыми крестьянами прибавочного продукта, присваиваемого феодалами в форме феодальной ренты"8 .

Все рассмотренные выше штудии С. Д. Сказкина по аграрной истории средневековья являются, по существу, исследованиями узловых проблем, органически вписавшихся в рамки его капитального труда, готовившегося долгое время и вышедшего в свет в 1968 году9 . Эта книга имеет свою историю. Она возникла в результате многократного чтения ее автором специального курса по истории средневекового крестьянства для студентов и аспирантов исторического факультета Московского университета в сочетании с исследовательской работой над рядом основных проблем средневековой аграрной истории. Одновременно она в известной мере подытоживала многолетнюю работу таких ведущих советских историков-аграрников, как Е. А. Косминский, А. И. Неусыхин и другие. Рукописью спецкурса в течение ряда лет пользовались многие советские (особенно молодые) историки. Издание монографии сделало ее


3 С. Д. Сказкин. Исторические условия восстания Дольчино. "Десятый Международный конгресс историков в Риме. Сентябрь 1955 г. Доклады советской делегации"! М. 1956; его же. Первое послание Дольчино. "Из истории социально- политических идей". Сборник статей к 75-летию академика В. П. Волгина. М. 1955; см. также его же. Восстание Дольчино. "Преподавание истории в школе", 1949, N 4.

4 С. Д. Сказкин. Основные проблемы так называемого "второго издания крепостничества" в Средней и Восточной Европе. "Вопросы истории", 1958, N 2.

5 См. "Ежегодники по аграрной истории Восточной Европы". Таллин. 1959; М. 1960; Киев. 1962.

6 См. "Переход от феодализма к капитализму в России". М. 1969.

7 С. Д. Сказкин. Классики марксизма-ленинизма о феодальной собственности и внеэкономическом принуждении, "Средние века". Вып. V, 1954; С. Д. Сказкин, М. Н. Мейман. Об основном экономическом законе феодальной формации. "Вопросы истории", 1954, N 2.

8 "Вопросы истории", 1954, N 2, стр. 75.

9 С. Д. Сказкин. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М. 1968.

стр. 150

доступной широкому кругу читателей, и она сразу же получила высокую оценку научной общественности10 .

В этом капитальном труде последовательно прослеживается связь истории средневекового крестьянства с насущными социально-экономическими проблемами современности, что придает книге научную актуальность. Книгу отличает также высокий теоретический уровень всех разделов исследования, насыщенного обширным и разносторонним фактическим материалом. Одновременно ей присуща острая полемичность. Анализируя такие проблемы, как генезис феодализма, роль товарного производства, разложение феодального способа производства, проблемы классовой (борьбы и т. д., автор разоблачает реакционные концепции буржуазных ученых, критикует догматические или ошибочные положения и выводы отдельных советских историков и исследователей-марксистов зарубежных стран. Большое внимание уделено в книге истории развития производительных сил (вопросу, не получившему еще должного освещения в работах наших медиевистов). Автор приводит и в этой области разносторонний и свежий материал. Все это, а также удачный отбор основных аспектов исследования, несмотря на очерковую структуру книги, позволило С. Д. Сказкину воссоздать широкое историческое полотно, выделить главные проблемы.

Весом вклад С. Д. Сказкина в отстаивание марксистского учения о закономерной смене общественно-экономических формаций. Рассмотрение ученым рабовладельческой формации как построенной на заимствовании рабов преимущественно за пределами самих рабовладельческих государств, что обусловливает органическое сочетание в рамках одной и той же системы рабовладельческих и дорабовладельческих обществ, имеет очень важное методологическое значение. Оно позволяет, в частности, рассматривать кризис Римской империи и первобытнообщинного строя окружавшей ее "варварской периферии" как разные стороны одного и того же всемирно-исторического процесса. Становится очевидным, что при существовавшем тогда уровне развития производительных сил и общества в целом рабовладельческая формация могла выступать лишь в своей "не универсальной" форме и на относительно ограниченной части земного шара"11 . Такая диалектическая постановка проблемы очень плодотворна. Вывод, сделанный С. Д. Сказкиным, дает основание понимать кризис поздней Римской империи, разложение первобытнообщинного строя варваров и образование у них феодального строя в его различных вариантах как кризис единой в целом системы, а не как два процесса в их механическом соприкосновении.

В дополнение к упоминавшейся ранее теоретической разработке вопроса о характере и месте феодальной собственности на землю и феодальной ренты в феодальном обществе С. Д. Сказкин осуществляет в своей монографии тщательное и многоплановое, построенное на солидном фактическом материале исследование о соотношении феодальной собственности на землю и крестьянского землевладения. Отвергая ошибочные построения некоторых историков, ставящих фактически знак равенства между собственностью на землю феодала и владельческими правами крестьянина на нее, С. Д. Сказкин делает вывод, что "мы не можем крестьянина, непосредственного производителя феодальной формации, как бы ни были прочны и широки его владельческие права, считать собственником"12 . Идентификация же этих двух важнейших экономических и юридических категорий фактически "снимает" классово-антагонистический характер феодального общества, социально уравнивая получателя и плательщика феодальной ренты.

Очень широко, многогранно и свежо разработана в книге история общины, ее различных форм, модификаций и ее эволюции в различных странах и регионах. Новаторство С. Д. Сказкина в трактовке этой темы, весьма скрупулезно изученной советскими и зарубежными историками, состоит в смелом привлечении им для анализа и синтеза западноевропейского материала обширных данных из истории русской общины.


10 См. рецензии: М. А. Барга в журнале "Вопросы истории", 1969, N 1, Ю. В. Бромлея, В. И. Буганова, В. И. Корецкого ("Ценное исследование по истории западноевропейского крестьянства и проблеме аграрных отношений на Востоке Европы") в журнале "История СССР", 1970, N 1.

11 С. Д. Сказкин. Очерки.., стр. 60 - 64.

12 Там же, стр. 129.

стр. 151

Глубокому исследованию подвергнут С. Д. Сказкиным сложный комплекс вопросов, связанных с развитием товарно-денежного хозяйства, его влияния на эволюцию вотчины - манора - сеньории. В связи с этим дается критическая оценка и модной в 50-х годах XX в. в буржуазной литературе концепции "общего кризиса феодализма" XIV - XV вв., научная несостоятельность которой теперь становится все более очевидной даже для прежних ее сторонников. С точки зрения анализа фактического материала очень ценна глава о так называемом "освобождении" крестьян в Западной Европе13 .

Столь же важен в этом отношении и обширный, насыщенный огромным материалом и оснащенный многочисленными отсылками к специальной литературе раздел об истории крестьянства в Европе в XVI - XVIII веках. Здесь С. Д. Сказкин дает комплексное исследование внешне различных по своему характеру и региональному проявлению событий - судеб западноевропейского крестьянства в условиях генезиса капитализма и центрально- и восточноевропейского крестьянства в условиях "второго издания крепостничества". Особенно богатый фактический материал приводится по второй проблеме. Если в своей ранее опубликованной статье С. Д. Сказкин дал преимущественно постановку вопроса и наметил основные пути ее решения, то в книге тщательно прослежен механизм становления "второго издания крепостничества" во всем его историко-региональном многообразии и специфике. И здесь С. Д. Сказкин, не довольствуясь традиционными географическими рамками, апеллирует к русскому материалу, вступая в интересную дискуссию со специалистами по истории русского феодализма14 .

Последняя из рассматриваемых в монографии проблем - о закономерностях классовой борьбы крестьян в средние века - служит важным звеном в общей концепции автора, ставя точки над "и" в определении места классовой борьбы в феодальном обществе и историческом процессе вообще. И здесь С. Д. Сказкин, верный своей манере изложения, критикует ошибочные взгляды некоторых советских историков по этому вопросу15 .

История аграрных отношений средневековой Европы, история крестьянства продолжает и поныне оставаться для С. Д. Сказкина главной темой. В настоящее время он в качестве главного редактора возглавляет работу большого коллектива ученых, занятых составлением обобщающего труда "История европейского крестьянства". Создан уже план-проспект издания. С. Д. Сказкин в соавторстве с М. А. Баргом и Ю. Л. Бессмертным выступил в печати с двумя статьями, в которых рассмотрены принципы построения, задачи, характер и структура подготовляемого труда16 . Успех этого начинания, как подчеркивается в упомянутых статьях, зависит в значительной мере от того, насколько редакторскому и авторскому коллективу удастся правильно отобрать основные проблемы, вычленить из огромного количества факторов, связей и категорий основные, определяющие, разработать общие основы и принципы построения издания по томам и в целом. Поэтому большое внимание уделяется таким вопросам, как классификация факторов (постоянные, переменные, системно-синтезирующие), уточнение понятийных дефиниций (понятие региона не только как определенного географического ареала, но и как историко-социологического термина, означающего специфический тип стадиального развития явления в его целом; понятие феодальной ренты не только как определенной экономической категории, но и как фокуса социальных антагонизмов феодального общества, а следовательно, и как "всеопределяющей связи", и т. д.)17 . Определяются также основные этапы истории феодального крестьянства от его складывания до вступления в период социального расслоения в условиях разложения феодализма и генезиса капитализма. При этом подчеркивается двусторонность этого процесса, как разложения, с одной стороны, феодальной сеньории, с другой - феодаль-


13 Там же, стр. 227 - 251.

14 Там же, стр. 349 - 350.

15 Там же, стр. 352.

16 М. А. Барг, С. Д. Сказкин. История средневекового крестьянства в Европе и принципы ее разработки. "Вопросы истории", 1967, N 4; С. Д. Сказкин, Ю. Л. Бессмертный. История европейского крестьянства: задачи и характер издания. "Средние века". Вып. 32. 1969.

17 "Вопросы истории", 1967, N 4, стр. 68 - 72, 74.

стр. 152

ного крестьянства, с разными его симптомами и модификациями для западноевропейского и центрально- и восточноевропейского регионов18 .

Такой подход к определению принципов и задач издания диктует и характер его структуры. Исходным является типологическо-региональный принцип. Но в его рамках должно быть отведено место и показу страноведческо-хронологического разнообразия модификаций процесса, и тематической компоновке, и формационно-системному синтезу19 . Эти замыслы, уже осуществляемые путем создания авторских очерков, свидетельствуют о том, что С. Д. Сказкин находится в расцвете своих творческих исканий, сохраняя в полной мере дух новаторства и широкий размах, столь характерные для его работ по аграрной истории средневековья.

Уделяя особое внимание аграрной истории, С. Д. Сказкин не замыкался, однако, в рамки только этой проблематики. Интересовала его и история феодального государства. Он является создателем той концепции западноевропейского абсолютизма, от которой до сих пор отправляется большинство советских медиевистов в своих конкретных исследованиях. Основные положения этой концепции были высказаны С. Д. Сказкиным еще в конце 30-х - начале 40-х годов20 . Затем они были развиты и дополнены в 50- х - начале 60-х годов21 .

Опираясь на обширный конкретный материал, главным образом из истории Франции и Испании, и творчески используя указания основоположников марксизма-ленинизма по этому вопросу, С. Д. Сказкин пришел к выводу, что абсолютизм - это последняя по времени форма феодального государства, орган классового господства дворянства22 , а отнюдь не "торгового капитала", как считали некоторые советские историки в 20-х - начале 30-х годов. Высокая степень централизации этого государства и его кажущаяся независимость от всех классов общества, по мнению ученого, были следствием не столько обострения классовой борьбы между феодалами и крестьянами, как считали другие советские историки, сколько результатом зарождения капитализма и нового класса - буржуазии в наиболее передовых странах Западной Европы. Установившееся между буржуазией и дворянством временное равновесие сил в этот период создало условия для усиления центральной власти, которая получила возможность лавировать между этими классами. При этом С. Д. Сказкин убедительно показал, что "независимость" абсолютной монархии от дворянства была лишь кажущейся, что вся политика государств этого типа была направлена на то, чтобы поддерживать дворянство, все более терявшее свое экономическое, а отчасти и политическое значение, ограждать его привилегии и доходы. Она даже способствовала иногда увеличению последних с помощью государственных податей, выжимаемых из крестьянства и буржуазии, так как огромная часть налоговых поступлений в разных формах попадала в руки господствующего класса.

В своих работах 50-х - начала 60-х годов С. Д. Сказкин особо подчеркнул неантагонистический характер отношений между буржуазией и дворянством в период становления абсолютизма. Существовавшие между ними противоречия не мешали этим двум классам выступать вместе и в союзе с центральной властью в борьбе с народными, и в частности крестьянскими, движениями. Такое единство буржуазии, дворянства и королевской власти в деле угнетения трудящихся масс деревни и города также способствовало укреплению централизованной государственной власти. В книге по истории средневекового крестьянства С. Д. Сказкин еще раз подчеркнул, что социальную опору абсолютных монархий повсюду составляло дворянство - в Восточной Европе закрепостившее крестьян, в Западной, где не было благоприятных условий для сохранения барского хозяйства, - дворянство, выросшее из рыцарства XIV - XV веков23 .


18 Там же, стр. 71 - 72, 75 - 76.

19 "Средние века". Вып. 32. 1969, стр. 23 - 25.

20 "История средних веков". Т. II. М. 1939; С. Д. Сказкин. Маркс и Энгельс о западноевропейском феодализме. "Ученые записки" Московского городского педагогического института. Т. III, вып. 1. М. 1941.

21 С. Д. Сказкин. Проблема абсолютизма в Западной Европе. "Из истории средневековой Европы X - XVII вв.". М. 1957; см. также его статью "Абсолютизм" в "Советской исторической энциклопедии". Т. 1.

22 "История средних веков". Т. II, стр. 14.

23 С. Д. Сказкин. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века, стр. 217 - 218,

стр. 153

С. Д. Сказкин первым среди советских ученых поставил также проблему многообразия форм абсолютизма в разных странах Европы - во Франции, в Испании, Англии, Пруссии, Австрии. Он предложил также рассматривать как специфическую форму абсолютизма власть западногерманских князей XVI - XVIII вв. и указал на близость к этой форме государства итальянской тирании XV - XVI веков. Понимание социальной природы абсолютизма в Западной Европе, выдвинутое С. Д. Сказкиным, послужило отправным моментом для дальнейшей теоретической и конкретно-исторической разработки этой проблемы применительно к истории разных стран, которая успешно ведется в настоящее время рядом советских медиевистов.

Значительное место в исследованиях С. Д. Сказкина постоянно занимали вопросы средневековой культуры и идеологии. Среди них особенно важны работы по истории Возрождения и гуманизма. И в его статьях об отдельных деятелях Возрождения24 и в работах, посвященных общим аспектам проблемы25 , большое место занимают вопросы методологического характера - о классовых корнях и сущности культуры Возрождения, об его исторической обусловленности и т. д. Подойдя к этой проблеме с марксистско-ленинских позиций, С. Д. Сказкин пришел к выводу, что нет оснований к отказу от выдвинутого еще Ф. Энгельсом понимания культуры Возрождения и гуманизма как в основе своей раннебуржуазной, связанной с интересами нарождающегося класса буржуазии. Он счел невозможным согласиться с теми историками, в том числе и советскими, которые переоценивали роль феодальных, дворянских элементов в возникновении этой культуры, либо видели в ней отражение вкусов и настроений городских ремесленников или еще более широких трудящихся масс города. Особенно решительно он выступил против современных буржуазных историков, которые не замечают принципиальных различий между средневековой культурой более раннего периода и культурой Возрождения, усиленно подчеркивая неразрывную связь последней, в частности, с наиболее темными и отрицательными сторонами первой. Истоки Возрождения и гуманизма восходят, по мнению С. Д. Сказкина, к городской культуре того периода, когда начали зарождаться раннекапиталистические отношения, а средневековое бюргерство стало перерастать в буржуазию. Именно этот переходный социальный слой, как считает ученый, и был первым носителем культуры Возрождения и гуманистической идеологии, которые отражали самые начальные фазы формирования буржуазии. Вот почему это культурное явление нельзя полностью отождествлять с буржуазной культурой эпохи развитого капитализма, хотя ей был свойствен уже ряд черт, - например, индивидуализм, - характерных для буржуазии на всех этапах ее дальнейшего развития. Вместе с тем С. Д. Сказкин указал и на большую сложность этого культурного явления, на воздействие, которое оказывали на него также известные дворянские представления, с одной стороны, народные, даже крестьянско-плебейские - с другой.

Значение работ С. Д. Сказкина не исчерпывается данной им трактовкой Возрождения и гуманизма. Они имеют и более широкое общеметодологическое значение, намечая основные принципы правильного подхода к истории средневековой культуры и идеологии вообще. Эти принципы сводятся к тому, что, исследуя такие явления прошлого, ученый должен идти от изучения общественной жизни и положения разных классов каждой эпохи к рассмотрению их отражения в области морали и этики, затем к обоснованию последней в общем философском мировоззрении и, наконец, к отражению общественного бытия в эстетике26 . Этими принципами в значительной мере руководствуются и по сей день многочисленные ученики С. Д. Сказкина, другие советские ученые, разрабатывающие проблемы истории гуманизма.

С. Д. Сказкин анализировал и многие другие явления средневековой культуры, в частности идейные основы католической религии и реформационных учений, а также


24 С. Д. Сказкин. Коперник и Возрождение. "Исторический журнал", 1943, N 10; его же. Эпоха Коперника и ее люди. В кн.: "Николай Коперник". М. - Л. 1947; его же. Леонардо да Винчи (1452 - 1519). "Преподавание истории в школе", 1952, N 4; его же. Средневековая культура и зарождение буржуазной идеологии. Стенограмма лекций (ВПШ при ЦК ВКП (б). М. 1940.

25 С. Д. Сказкин. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. "Средние века". Вып. XI. 1958; см. его же статью "Возрождение" в "Советской исторической энциклопедии". Т. III.

26 См. "Средние века". Вып. XI. 1958, стр. 134.

стр. 154

некоторые проявления крестьянско-плебейской идеологии27 . Он явился инициатором специального изучения истории средневековой культуры до эпохи Возрождения. Его ученикам, и, прежде всего Н. А. Сидоровой - видному советскому специалисту в данной области, принадлежит большое место в разработке этих сложных проблем.

С. Д. Сказкин неизменно играл большую роль в активизации исследований в тех областях медиевистики, которые ранее почти или совсем не разрабатывались историками- марксистами - в области истории средневековой Италии, Испании, Нидерландской революции, генезиса капитализма. Направляя в эти области интересы своих учеников и сотрудников, возглавляя ряд коллективных начинаний, посвященных некоторым из этих проблем, он значительно содействовал расширению проблематики советской историографии средних веков.

Большой вклад внес С. Д. Сказкин в историю международных отношений и дипломатии. Он всегда связывал их с классовой структурой и потребностями господствующих классов- государств, взаимодействующих на международной арене. Такой строго научный подход сочетается в его работах с ярким и живым изложением обширного конкретного материала28 .

Творческий облик С. Д. Сказкина был бы неполон без учета его неутомимой деятельности по созданию коллективных трудов, посвященных истории средневековья. Он является одним из создателей марксистской концепции истории средних веков (наряду с Е. А. Косминским, Н. П. Грацианским, А. Д. Удальцовым, А. И. Неусыхиным, О. Л. Вайнштейном), которая вырабатывалась в конце 30-х годов в процессе чтения лекционных курсов и создания вузовских учебников по этому, предмету. С тех пор С. Д. Сказкин является неизменно одним из авторов и редакторов всех изданий двухтомного вузовского учебника по истории средних веков, и в частности самого нового, вышедшего в 1966 году29 . Он активно работал как автор и редактор III и IV томов "Всемирной истории"30 , а также "Истории дипломатии". В настоящее время вместе с большим коллективом советских итальянистов С. Д. Сказкин работает над сводным трудом по истории Италии. Он является одним из ведущих редакторов обобщающей работы по истории генезиса капитализма, подготовляемой в Институте всеобщей истории АН СССР. В кратком очерке невозможно перечислить многие другие работы С. Д. Сказкина, в частности все его учебники, учебные пособия, статьи, рецензии, книги, вышедшие под его редакцией и с его вводными статьями, свидетельствующие о его глубокой эрудиции31 . Будучи историком, очень широкого профиля, С. Д. Сказкин наряду с историей средних веков всегда уделял много внимания истории нового времени32 . Здесь его также интересовали, прежде всего, аграрные проблемы, в частности, положение французского крестьянства накануне революции 1789 г., которым он начал заниматься еще в студенческие годы. Этому вопросу он посвятил ряд статей, заложивших основу для дальнейших исследований в згой области33 . Весьма плодотворно работал


27 См. "История Италии". Т. I. Под ред. С. Д. Сказкина, Л. А. Котельниковой, В. И. Рутенбурга, М. 1970, гл. 7 (С. Д. Сказкин, В. В. Самаркин. Крестьянские движения XIV - XV вв).

28 С. Д. Сказкин. История международных отношений и дипломатии в средние века. Стенограмма лекции; его же. История международных отношений и дипломатии западноевропейских государств в XVI - XVIII вв. Стенограмма лекций. М. 1945 (Высшая школа партийных организаторов, при ЦК ВКП (б); его же. Глава в коллективном труде "История дипломатии". Т. I. Изд. 1-е. М. 1941; (изд. 2-е. М. 1959).

29 "История средних веков", Т. I. Под ред. С. Д. Сказкина, Е. В. Гутновой, А. И. Данилова, Я. А. Левицкого. М. 1966; т. П. Под ред. С. Д. Сказкина, А. Д. Люблинской, А. С. Самойло, Ю. М. Сапрыкина, М. М. Смирина, А. Н. Чистозвонова. М. 1966.

30 "Всемирная история". Т. III. М. 1957; т. IV. М. 1958.

31 Подробную библиографию трудов С. Д. Сказкина до 1967 г. включительно см. в кн. "Сергей Данилович Сказкин" в серии "Биобиблиография ученых СССР". М. 1967.

32 Более полные сведения о трудах С. Д. Сказкина по новой истории см. "Вопросы истории", 1966, N 4, стр. 155 - 157.

33 С. Д. Сказкин. Отражение феодальной реакции в наказах некоторых бальяжей Шампани в Северо-Восточной Франции накануне Великой революции. "Труды" Института истории РАНИОН. М. 1926; его же. Дифференциация крестьян во Франции накануне революции. "Историк-марксист", 1936, N 2 (54); его же. Февдист Эрве и его учение о цензиве. "Средние века". Вып. I. 1942.

стр. 155

С. Д. Сказкин также в области истории русско-германских отношений в 70 - 80-е годы XIX века. Его перу принадлежит превосходная, основанная на архивных материалах монография по этому вопросу - "Конец австро-русско-германского союза. 1879 - 1884" (М. 1928) и статьи, освещающие отдельные стороны этого вопроса34 . Занимался С. Д. Сказкин и историей Италии периода ее объединения, которая до него почти не разрабатывалась в советской историографии35 . Интересовался ученый также и историей Пруссии XVIII - XIX веков36 .

Примечательной особенностью творческого облика С. Д. Сказкина является то, что его невозможно представить себе вне педагогической деятельности. Тесные узы связывают его с Московским университетом, где он преподает уже свыше 50 лет и поныне читает специальные курсы, руководит дипломниками и аспирантами. В разные годы он работал также и в других высших учебных заведениях. Он подготовил много сотен высококвалифицированных историков, ввел в науку, особенно в медиевистику, много молодых талантливых ученых, оказывая им всегда содействие в научных исследованиях и в практической работе.

Многолетнее руководство С. Д. Сказкина Сектором истории средних веков Института всеобщей истории АН СССР (с 1962 г.) и кафедрой истории средних веков МГУ (с 1949 г.), секцией генезиса капитализма научного совета "Закономерности исторического развития общества и переход от одной социально-экономической формации к другой" (с 1957 г.) и Межреспубликанским симпозиумом по аграрной истории Восточной Европы (с 1958 по 1967 г.) в немалой степени способствовало успехам советской медиевистики. Трудно переоценить его вклад в развитие советской исторической науки, особенно же в изучение истории средних веков. Все важнейшие начинания в этой области за последние десятилетия так или иначе связаны с его именем. С. Д. Сказкин обогатил эту отрасль исторического знания не только собственными трудами, но и новыми идеями, которыми он всегда щедро делился со своими многочисленными учениками.

К своему 80-летию С. Д. Сказкин пришел с новыми творческими достижениями. Два года назад вышла в свет его монография о средневековом крестьянстве, успешно идет при его повседневном активном участии подготовка сводного коллективного труда на эту тему. Летом 1970 г. при авторском участии С. Д. Сказкина и под его редакцией вышел первый том коллективного труда по истории Италии (с V по XVIII в.).

С. Д. Сказкин провел большую и плодотворную работу по подготовке советских медиевистов к XIII Международному конгрессу исторических наук, состоявшемуся в Москве в августе 1970 года. Возглавляя этот отряд наших ученых на конгрессе (совместно с профессором И. А. Федосовым), он во многом способствовал их успеху. В оживленных дискуссиях, которые происходили на секции средневековой истории конгресса, советские медиевисты успешно отстаивали марксистско-ленинские позиции по ряду основных проблем истории феодального общества. Сам С. Д. Сказкин выступил на секции с убедительной критикой доклада американского историка Г. Поста "Суверенитет и его ограничения в средние века".

Являясь ныне одним из старейших советских историков, Сергей Данилович Сказкин по- прежнему полон сил, бодрости и удивительной творческой энергии, которую он всегда так щедро отдавал и отдает советской исторической науке.


34 С. Д. Сказкин. Берлинский конгресс 1787 г. "Дипломатический словарь". Т. I. М. 1948; его же. Дипломатия А. М. Горчакова в последние годы его канцлерства. "Международные отношения, политика, дипломатия XVI - XX вв.". Сборник статей к 80- летию академика И. М. Майского. М. 1964.

35 С. Д. Сказкин. Кавур и воссоединение Италии. "Историк-марксист", 1935, N 5 - 6; его же. Вводные статьи к русскому переводу книг Дж. Берти "Россия и итальянские государства в период Рисорджименто" (М. 1959) и Д. Канделоро "История современной Италии" (т. I. М. 1958).

36 С. Д. Сказкин. Фридрих II после Кунерсдорфа. "Исторический журнал", 1945, кн. 3; его же. Конец Прусского государства. "Преподавание истории в школе", 1947, N 3.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АКАДЕМИК-СЕРГЕЙ-ДАНИЛОВИЧ-СКАЗКИН-И-ПРОБЛЕМЫ-МЕДИЕВИСТИКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. В. ГУТНОВА, А. Н. ЧИСТОЗВОНОВ, АКАДЕМИК СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ СКАЗКИН И ПРОБЛЕМЫ МЕДИЕВИСТИКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АКАДЕМИК-СЕРГЕЙ-ДАНИЛОВИЧ-СКАЗКИН-И-ПРОБЛЕМЫ-МЕДИЕВИСТИКИ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. В. ГУТНОВА, А. Н. ЧИСТОЗВОНОВ:

Е. В. ГУТНОВА, А. Н. ЧИСТОЗВОНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
1791 просмотров рейтинг
09.12.2016 (2688 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АКАДЕМИК СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ СКАЗКИН И ПРОБЛЕМЫ МЕДИЕВИСТИКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android