Libmonster ID: RU-16492
Автор(ы) публикации: М. И. РОМАНОВА

Первой европейской страной нового времени, где борьба за отмену рабства - аболиционизм получила свое практическое воплощение в виде деятельности общественных организаций, стала Великобритания. Аболиционистское движение зародилось в Англии в 60-е годы XVIII века. В отечественной историографии почти нет работ, посвященных британскому аболиционизму нового времени1. Зарубежные исследователи объясняют его появление разными причинами: экономическими (монополией плантационных хозяйств), социальными (восстаниями самих рабов), религиозными (рабство противоречило христианским заповедям) и гуманистическими (влиянием идей Просвещения и гуманизма)2.

Кроме того, у рабовладения была весьма спорная правовая база, поскольку даже в начале XVIII в. оставался открытым вопрос о том, разрешено ли в Англии рабство. Для колоний наличие рабовладения являлось бесспорным, но юристы расходились во мнениях на то, изменялся ли статус раба, когда его привозили на территорию Англии. С одной стороны, не существовало конкретного закона, запрещавшего англичанину иметь рабов. В XVIII столетии обычной практикой было держать в богатых домах чернокожих слуг, которых хозяева называли "арапами", заковывали их в ошейники и обращались с ними как с домашними животными. Попытки рабов обратиться в Королевский суд с жалобой на произвол хозяев и с просьбами о свободе, как правило, успеха не имели.

Однако, вместе с тем, ряд юристов выступал против такого положения дел, считая, что оно противоречит английскому законодательству. Так, еще в 1700 г. известный правовед Чемберлен заявлял, что в Англии не может быть рабов - ни соотечественников, ни иностранцев - и что "как только раб-иностранец касается ногой английского берега, он становится свободным от рабства". Его заявление поддержал Верховный судья Д. Халтон, сказав, что английский закон не признает статуса "раб"3. Правда, на судебную практику эти высказывания почти не повлияли. Только в 1772 г. появился первый прецедент, связанный с освобождением раба по решению суда, когда известный британский судья лорд Мэнсфилд вынес подобный приговор по делу чернокожего раба Дж. Сомерсета, привезенного его хозяином Стюартом из Виргинии в Англию. Свое решение Мэнсфилд обосновал тем, что "природа


Романова Марина Ибрагимовна - кандидат исторических наук, доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

стр. 26


рабства не соответствует ни моральным, ни юридическим законам Англии, поэтому негр Сомерсет должен быть освобожден от обязательств в отношении своего хозяина". Он также заявил: "Воздух Англии - это воздух свободы, и каждый, кто дышит им, становится свободным. Все, кто прибывают на этот остров, имеют право на защиту английского закона, независимо от его происхождения и цвета кожи"4. Его слова получили широкую известность и были взяты на вооружение либералами (хотя сам Мэнсфильд принадлежал к умеренным тори), стремившимися обосновать правовую необходимость отмены рабства.

Аболиционизм стал составной частью либерального движения XVIII - начала XIX века. Требование отмены рабства органично вписывалось в доктрину политической и экономической свободы личности, проповедуемую либералами. Кроме того, аболиционистские воззрения отвечали интересам фритредеров, поскольку рабовладельческие хозяйства Вест-Индии (британской колонии, где наиболее широко использовался рабский труд на сахарных плантациях) имели монопольные привилегии (налоговые и таможенные льготы). Вест-индские плантаторы не допускали расширения сахарного производства за счет появления новых рабовладельческих хозяйств. Внедриться в этот прибыльный бизнес новому человеку было практически невозможно. Все это противоречило концепции свободного рынка и свободной конкуренции.

Социальной базой аболиционизма был так называемый "средний класс" (торгово-промышленная буржуазия, средние и мелкие собственники, интеллигенция), который составлял наиболее активную часть английского либерального движения в XVIII - первой половине XIX века. И наконец, интересы аболиционистов в парламенте в этот период представляли виги, являвшиеся в тот период сторонниками либеральных идей.

Первоначально английское аболиционистское движение не было организационно оформлено, а проявилось в стихийной публицистической кампании. Его первым этапом можно считать период с конца XVII в. до 1787 г., когда вышел целый ряд работ, критикующих рабство. Появление этих публикаций было подготовлено либеральными идеями Дж. Локка и А. Смита об экономической и гражданской свободе личности. Аболиционистские произведения стали идеальной формой пропаганды либеральных ценностей. С одной стороны, они защищали интересы самой униженной части английского общества, которая была лишена свободы личности в полном смысле этого слова. Описание ужасов рабства давало либералам возможность показать к чему может привести несоблюдение гражданских прав человека. С другой стороны, призывы к отмене рабства реально не затрагивали экономические интересы большинства англичан (в отличие, например, от призывов улучшить участь рабочих и неимущих жителей в самой Англии). Да и сами рабы (за немногими исключениями в виде слуг из богатых лондонских домов) являлись для английского общества далекой заокеанской экзотикой, и вызвать сочувствие читателей к их тяжелой участи для либеральных авторов было проще и романтичнее, чем заставить жалеть грязного и оборванного нищего с соседней улицы.

Большинство аболиционистских произведений написано нонконформистами. В этом нет ничего удивительного, поскольку, с одной стороны они сами были лишены ряда прав в английском обществе того времени (возможности заседать в парламенте, учиться в университетах). С другой стороны, аболиционизм с самого начала был тесно связан с основополагающими протестантскими доктринами: оправданием верой и божественным предопределением. Эти доктрины предполагали наличие свободы воли и свободы совести, которая должна определять религиозный выбор каждого человека: бог принимает только тех, кто пришел к нему добровольно; раб же не имеет свободы религиозного самоопределения, поскольку он не принадлежит себе, а, следовательно, он не может обратиться к богу. Рабовладельцы сами определяли, какую религию будет исповедовать их раб, что являлось грубым нарушением религиозных заповедей нонконформистов. Более того, в тот пери-

стр. 27


од архиепископ Кентерберийский широко популяризировал среди англичан идею об отправке в Вест-Индию миссионеров, чтобы обратить всех рабов в англиканство. Таким образом, рабство и работорговля противоречили основополагающим протестантским доктринам. Поэтому в XVIII столетии они были дополнены требованием отмены рабства, а участие в аболиционистском движении стало обязательным для каждого протестанта.

Аболиционистские публикации конца XVII-XVIII вв. были представлены разнохарактерными работами. Во-первых, это религиозно-этические сочинения, такие как труд основоположника методистской церкви Дж. Уэсли "Мысли о рабстве", в котором он взывал к совести и христианским чувствам работорговцев и рабовладельцев5. Во-вторых, это медицинские трактаты о болезнях рабов Вест-Индии, "проистекающих от чужого для них климата и плохого обращения со стороны хозяев". Среди подобных работ следует выделить труд Дж. Рамсея "Эссе о лечении и изменении положения африканских рабов в британских сахарных колониях"6. Эта публикация наделала много шума в Англии, поскольку критика британской колониальной системы исходила из уст не нонконформиста, а англиканина.

В-третьих, это написанные английскими авторами биографии бывших рабов, а также автобиографии и сочинения самих рабов, среди которых большую популярность получила переписка бывшего раба И. Санчо с выдающимися деятелями английской культуры XVIII столетия. В своих письмах он открыто осуждал методы колониальной политики британских властей: "Я с сожалением отмечаю, что практика вашей страны... была одинаково несправедливой на Востоке, в Вест-Индии и даже на побережье Гвинеи. Великой целью английских колонизаторов... являются деньги. Но я не обвиняю их в этом. Торговля была предназначена Богом для того,.. чтобы объединить человечество в благословляемых цепях братской любви... Просвещенный христианин должен был распространять богатство Евангелия мира. Торговля, проводимая со строгой честностью и религиозностью, была бы благословением каждому берегу, которого она бы коснулась. Но вместо этого в Африке христиане занялись отвратительной работорговлей, превращая бедных несчастных аборигенов в рабов". Санчо не видел прямой связи между колониальной политикой Британской империи и работорговлей. Он не выступал против самой идеи колонизации Африки англичанами, так как считал, что колониальная торговля и миссионерская деятельность последних должна улучшить жизнь народов Африки и способствовать их процветанию. Он осуждал лишь методы колонизации, в частности, торговлю англичан "неправильными товарами" и работорговлю7. Такой точки зрения в дальнейшем придерживались аболиционисты (например, Т. Бакстон, У. Уилберфорс, Дж. Милль и Д. С. Милль), поддерживавшие британскую колониальную политику, но стремившиеся придать ей культуртрегерский характер.

Четвертую группу аболиционистских трудов составляли произведения художественной литературы (в основном, поэмы), в которых описывалось тяжелое положение рабов. Среди авторов, обращавшихся к этой теме, были и знаменитости, такие как Л. Стерн и Т. Чаттертон. Однако наибольшую популярность у читателей XVIII в. приобрела поэма "Умирающий негр", написанная ныне малоизвестным радикальным поэтом-нонконформистом Т. Дэем. Он был сторонником идей Ж.-Ж. Руссо о воспитании и считал главной задачей литературы дидактику. Его поэма была призвана внушить англичанам, и, прежде всего молодежи, мысль о необходимости освобождения негров, поскольку они, как и европейцы, достойны свободы8.

Большинство публикаций аболиционистского характера осуждало рабство с моральных позиций. Следует отметить, что ни в одной из этих работ нет рассуждений об экономической нецелесообразности рабского труда. Вообще, если судить по ранним сочинениям, появление аболиционистских идей в британском обществе в XVIII в. было вызвано, в первую очередь, не экономическими, а этическими и религиозными причинами. Это обстоятельство не означает, что в процессе возникновения английского аболиционизма эко-

стр. 28


номика не играла никакой роли. На самом деле в аболиционистском движении на втором этапе развития, когда оно приобрело организационный характер, приняли активное участие представители фритредерской буржуазии. Но даже в этот период требования отмены рабства по экономическим причинам звучали редко, и на первый план британские аболиционисты выдвигали этические и религиозные соображения. Выше указывалось, что вопрос о доходности рабовладельческих хозяйств в конце XVIII - начале XIX в. до сих пор является дискуссионным в исторической науке. Поэтому нельзя однозначно объяснить участие фритредеров в аболиционистском движении только экономическими интересами, ими также руководили политические (аболиционизм был одной из форм оппозиции властям) и нравственно-этические мотивы. Ярко выраженный нравственно-религиозный характер британского аболиционизма конца XVIII - начала XIX в. в сочетании с дискуссионностью вопроса об экономической эффективности рабовладения в этот период, возможно, и стал причиной того, что представители советской исторической науки, жестко ориентированные на идеи исторического материализма, практически не обращались к данной теме.

Второй этап развития британского аболиционизма начался с 1787 г., когда появилось первое общество борцов за уничтожение рабства, и продолжался до 1807 г., когда был принят закон об отмене работорговли в английских колониях. В этот период аболиционистское движение приобрело организованный характер, а его лидеры сосредоточили все свои усилия на парламентской деятельности.

Основоположником организованного движения за отмену рабства и создателем первого аболиционистского общества стал англиканский священник Т. Кларксон, который выдвигал идею о национальной вине англичан за торговлю рабами и считал своей миссией "нравственно очистить не только отдельных индивидуумов, но и нацию в целом". Он заявлял, что "не только рабы должны быть освобождены, но и нация в целом должна очиститься от вины, которую создала наша система". Английские авторы именуют эту позицию Кларксона "моральным национализмом9. В 1786 - 1787 гг. Кларксон опубликовал две работы: "Эссе о рабстве и работорговле" и "Общий взгляд на работорговлю и возможные последствия ее отмены", в которых выдвинул идею создания общественной организации для борьбы за освобождение рабов. Эта идея была реализована уже в 1787 г., когда Кларксон и его друг, чиновник Г. Шарп, основали "Аболиционистское общество", которое первоначально объединяло всего 12 человек. Хотя Кларксон и Шарп были англиканами, 9 участников их нового общества являлись нонконформистами. Члены религиозного "Общества друзей", одного из нонконформистских течений, более известные под именем квакеров, сыграли большую роль в становлении аболиционистского движения. Их лидеры Дж. Уэсли и Д. Уэджвуд активно поддерживали аболиционистов.

Основным направлением деятельности ""Аболиционистского общества" Кларксон считал сбор сведений о злоупотреблениях рабовладельцев и организацию парламентских слушаний с целью привлечь внимание парламентариев к тяжелому положению рабов в английских колониях. Он опросил 20 000(!) моряков, рассказавших о фактах жестокого обращения с рабами, и собрал целую коллекцию орудий пыток, используемых на невольничьих судах (железных наручников, ножных кандалов, винтов для раздавливания пальцев, клейм и др.).

К середине XVIII в. британские суда перевозили примерно по 50 тыс. рабов в год. Условия перевозки рабов были ужасающие. Для экономии места ими так набивали трюмы, что рабы еле могли двигаться, часто их при этом ещё приковывали цепями. Моряки английского Королевского флота утверждали, что могут за 10 подветренных миль почувствовать зловоние судна, везущего рабов. В 1788 г. благодаря усилиям Кларксона, один из наиболее вопиющих фактов стал предметом обсуждения в Палате общин: британское невольничье судно "Ручьи", которое могло взять на борт максимум 451 чело-

стр. 29


века, перевозило из Африки в Америку 600 рабов, скованных по рукам и ногам. Парламентарии заслушали свидетельство судового врача Т. Троттера. Он показал, что "рабы при перевозке были скованы и тесно прижаты другу к другу, они часто сталкивались и калечились в тесноте, а воздух в трюме был загрязнен испражнениями"10. Для расследования дела была создана парламентская комиссия. Эти слушанья, получившие широкий общественный резонанс, а также деятельность комиссии способствовали принятию парламентом 1 августа 1788 г. "Акта о регулировании отгрузки и перевозки рабов на британских судах от побережья Африки". В этом документе капитанов судов и работорговцев обязывали не брать на борт рабов, больше, чем могло вместить судно, а также создать им "гуманные" условия перевозки. В противном случае капитанам и владельцам судов грозил штраф и даже запрет заниматься торговлей рабами. Для контроля назначались особые чиновники, у которых капитаны и работорговцы должны были получить специальный допуск на занятие своей деятельностью. Безусловно, эта мера являлась малоэффективной, поскольку реально контролировать условия перевозки рабов было очень трудно. Кроме того, торговцы живым товаром давали чиновникам взятки, чтобы они закрывали глаза на злоупотребления при транспортировке невольников.

Тем не менее, первые парламентские слушания, устроенные аболиционистами, имели большое значение. Во-первых, важен был сам факт первого публичного морального осуждения тяжелого положения рабов и то, что к этому удалось привлечь внимание парламентариев. Во-вторых, был создан прецедент законодательного ограничения деятельности работорговцев, что давало аболиционистам возможность парламентским путем бороться за принятие законов об отмене работорговли и рабства. Принятие актов, регулировавших деятельность и ограничивавших злоупотребления работорговцев, стало парламентской практикой. С 1788 г. подобные акты принимались парламентом ежегодно вплоть до 1807 г., когда был принят закон об отмене работорговли.

Помимо парламентской деятельности, "Аболиционистское общество" занималось публикацией антирабовладельческих сочинений, в которых члены общества полемизировали со сторонниками сохранения рабства. Большой интерес у современников вызвала критика уже упоминавшейся выше идеи архиепископа Кентерберийского о необходимости обращения всех британских рабов в англиканство. Против этого предложения выступил один из самых активных аболиционистов - квакер Р. Уэддеберн, мулат, незаконнорожденный сын плантатора с Ямайки. В своей брошюре "Критическое, историческое и предостерегающее письмо Архиепископу Кентерберийскому" он подверг критике идею миссионерства в английских рабовладельческих колониях, поскольку был убежден, что, во-первых, это нарушило бы свободу воли рабов; а, во-вторых, рабовладельцы будут использовать миссионеров в своих интересах. Уэддеберн считал, что священники станут "проповедовать черным рабам беспрекословное повиновение их белым хозяевам"11.

Его произведение стало популярным и привлекло внимание парламентария, богатого купца, англиканина-евангелиста12 У. Уилберфорса. Несмотря на принадлежность к англиканской церкви, он разделял точку зрения аболиционистов-нонконформистов на несовместимость рабовладения с идеями христианской морали. Кроме того, как купец, Уилберфорс был недоволен монопольным положением рабовладельцев-плантаторов. Этим воспользовался Дж. Уэсли, который убедил последнего создать парламентскую группировку аболиционистов. Дело в том, что большинство членов "Аболиционистского общества" не имели права заниматься политической деятельностью, поскольку до 1828 г. нонконформистам запрещалось становиться членами парламента.

Будучи сторонником тори и университетским другом Питта-младшего, Уилберфорс попытался заинтересовать аболиционистскими идеями молодого премьера. Питт-младший поддержал его. Трудно точно указать, какими

стр. 30


мотивами он при этом руководствовался, поскольку сам Питт не оставил прямых свидетельств на этот счет. Однако известно, что премьер-министр, начинавший свою политическую карьеру как виг, а затем примкнувший к тори, стремился к созданию коалиционного кабинета. Поэтому возможно Питт посчитал, что аболиционизм будет способствовать позитивному взаимодействию вигов и тори. Для него, как для глубоко верующего человека, существование работорговли было, в первую очередь, моральной проблемой. Питт мог полагать, что и тори, и виги, будучи христианами, должны были одинаково отрицательно относиться к рабовладению, и, таким образом, аболиционизм положил бы начало процессу объединения парламентских группировок. Это предположение подкрепляется личными убеждениями самого премьера. В тот период Питт был не только правоверным христианином, но и активным сторонником гражданских свобод. Поэтому идеи аболиционизма могли быть ему близки не только как политику, но и как человеку.

12 мая 1789 г. при поддержке Питта-младшего Уилберфорс выступил в Палате общин с предложением отмены работорговли. Его речь получила большую известность и была опубликована либеральными изданиями13. Выступление Уилберфорса стало своеобразным манифестом аболиционистов конца XVIII - начала XIX века. Он утверждал, что существование работорговли - это позор для Англии, в котором "мы все должны признать себя виновными, не перекладывая вину на других". Уилберфорс говорил о работорговле как о "национальном преступлении", о том, что "нация должна приложить все усилия, чтобы облегчить корабль государства от такого груза вины и позора". Как евангелист, он разделял точку зрения о том, что все люди должны испытывать чувство вины за совершенные ими грехи. Потому он взывал, в первую очередь, к совести соотечественников, утверждая, что работорговля - "самое грязное пятно, когда-либо осквернившее наш национальный характер", и предлагал "как можно быстрее его стереть". Уилберфорс упрекал в этом преступлении не одних только работорговцев, а прямо указал на парламент как на главного виновника: "Когда я, как парламентарий, упрекал плантаторов Вест-Индии и работорговцев, они отвечали мне, что именно Британский Парламент уполномочил их вести эту торговлю. Они говорили: "Это действия вашего Парламента, ваша поддержка, вера в ваши законы, вашу защиту соблазнила нас вести эту торговлю, которая теперь стала необходимой для нас". Мне на это было трудно что-либо возразить".

Уилберфорс объяснял, что работорговлю необходимо отменить прежде всего по этическим соображениям: "Даже если правы те, кто упорно утверждает, что разграбление Африки необходимо для процветания Вест-Индии, я не поддержу их, поскольку не может процветать то, что основано на грабеже и кровопролитии". Уилберфорс обращался к "чувству гуманности" работорговцев, которые не должны совершать "действий, противоречащих божественной доктрине". Как сторонник фритреда он был уверен в гуманной цивилизаторской миссии торговли и считал, что торговля Англии с "варварскими странами" (к ним Уилберфорс относил Африку) должна была способствовать их культурному расцвету. Но в Африке, по его мнению, "превращение людей в товар, в предметы потребления принесло насилие, опустошение и беззаконие". Работорговля способствовала развращению племенных вождей, развитию у них "личной жадности и чувственности". "Король-варвар хочет бренди? - приводил пример Уилберфорс. - Он посылает ночью свои отряды жечь и опустошать соседние деревни; захваченных пленников он меняет на спиртное у британского торговца"14.

В своей речи Уилберфорс повторил доводы Кларксона об ужасных условиях содержания рабов и о том, что при перевозке их смертность превышает 50% от числа купленных в Африке. Кроме того, Уилберфорс также указал на высокую смертность рабов на плантациях Вест-Индии. Он считал, что причинами этого являлись: "Во-первых, плохое медицинское обслуживание. Во-вторых, гибель при подавлении беспорядков. Третья причина смертных слу-

стр. 31


чаев в Вест-Индии - чрезмерный труд, соединенный с неподходящим продовольствием... Еще одна причина смертности рабов - ужасная распущенность их манер. Рабы, рассматриваемые своими владельцами как рогатый скот,.. без любого учреждения брака... станут, несомненно, развратны; и, пока не будет предпринято попыток изменить такую ситуацию этот источник смертности останется".

Уилберфорс доказывал, что отмена работорговли приведет к изменению сложившегося положения и, с одной стороны, улучшит жизнь плантационных рабов, а с другой, - не повлияет отрицательно на доходы плантаторов. Он говорил, что "все эти причины смертности среди рабов, несомненно, имеют средство излечения, и это средство - отмена работорговли. Каждому торговцу должно быть ясно, что свежий импорт рабов из Африки не сможет остановить смертные случаи... Но если торговлю рабами отменят, то хозяева вынуждены будут проявлять усердную заботу об их здоровье, морали, учреждениях брака и многих других вещах, о которых рабовладельцы пока не думают, потому что они станут абсолютно необходимы. Количество рождений среди рабов Вест-Индии, таким образом, увеличится естественно, и это сделает ненужными новые поступления негров из Африки. Каждое поколение будет лучше и больше предыдущего, и, в конечном счете, Вест-Индия станет самостоятельно получать прибыль, обходясь без работорговли... По правде, говоря, - заключал Уилберфорс, - я не вижу ничего, что мешало бы вест-индским плантаторам не согласиться с отменой работорговли".

Таким образом, Уилберфорс прибегал не только к моральным, но и к экономическим аргументам в попытке убедить рабовладельцев в том, что они не понесут убытков от отмены работорговли. В его доводах был определенный резон, если учитывать внешнеполитическую ситуацию того периода (последствия войны за независимость Североамериканских колоний, колониальное соперничество с Францией), которая сделала работорговлю дорогостоящим предприятием и соответственно привела к росту цен на рабов.

Однако сторонники аболиционизма столкнулись с серьезной оппозицией в лице парламентских сторонников вест-индских плантаторов, во главе которых стоял отец будущего английского премьера и лидера либеральной партии У. Глад стона - Дж. Гладстон, также имевший плантации в Вест-Индии. В числе противников Уилберфорса оказались и представители Лондонского Сити, и, вопреки ожиданиям Питта-младшего, большинство тори. Никто из выступавших против Уилберфорса не отрицал нравственной необходимости отмены работорговли. Однако все они выдвигали причины, по которым рассмотрение этого вопроса необходимо было отложить на неопределенное время. Следует отметить, что все доводы противников отмены рабства носили экономический характер. Они считали работорговлю и рабский труд выгодными для экономики Англии.

Так, лондонский олдермен Ньюнхэм заявил, что, хотя он "как любой человек желает отмены работорговли, исходя из соображений гуманности", все же, как представитель Лондона, он "не может дать свое согласие на это, поскольку торговля рабами является... источником дохода для многих его жителей". Ньюнхэм был убежден, что "если ее отменить, то это повлекло бы банкротства и крушения для многих лондонцев". Поэтому он "предостерег бы господ-парламентариев от опрометчивого решения положить конец работорговле как выгодной отрасли нашей национальной торговли". Торийский депутат лорд Пенрайн выразил сомнение в справедливости высказывания Уилберфорса, что сахарный тростник можно дешево выращивать на плантациях без сохранения работорговли, обеспечивавшей постоянный приток бесплатной рабочей силы. Он заявил: "Это нереально, поскольку плантаторы уже пробовали обойтись без закупок рабов (в период конфликта с Североамериканскими колониями. - М. Р.) и пробовали напрасно. Поэтому, несмотря на возвышенные цели предложения об отмене работорговли, оно не может пройти... Иначе это ударит по собственникам в Вест-Индии, которые лишились бы доходов на сумму не менее 70 млн. фт. стерлингов".

стр. 32


Еще один важный аргумент против принятия закона об отмене работорговли привел богатый купец Г. Круджер. Выразив согласие с Уилберфорсом в том, что этот закон стал бы актом гуманности, он обратил внимание парламента на то обстоятельство, что правительственной казне "придется возмещать убытки, которые понесут работорговцы и плантаторы в результате отмены торговли рабами. Эти расходы составят, по крайней мере, 60 или 70 млн. фт. стерлингов". Необходимость данных выплат он мотивировал тем, что, "поскольку работорговля была санкционирована в соответствии с законами этой страны, ее граждане, в случае отмены этих законов, могут выдвигать справедливое требование компенсации понесенных убытков. Это практика каждой цивилизованной нации". Круджер особенно беспокоился за судьбу работорговцев, которые (в отличие от плантаторов, чьи убытки казна, возможно, сможет возместить) полностью потеряют свой бизнес15.

Доводы противников Уилберфорса показались торийскому большинству убедительными, и его законопроект был отвергнут парламентом. Поскольку тори выступили против отмены работорговли, Уилберфорс был вынужден вступить в коалицию с вигами Ч. Фоксом, Р. Шериданом, У. Гренвиллем и Г. Брумом. Но вигская оппозиция была немногочисленна, и когда в 1791 г. Уилберфорс попытался вновь, теперь уже при поддержке вигов, выдвинуть законопроект об отмене рабства в британских колониях, его предложение было отвергнуто Палатой общин 163 голосами против 8816.

Тогда Уилберфорс попробовал получить поддержку вне стен парламента. В 1792 г. он вместе с Шарпом организовал сбор подписей под петицией с требованием отмены торговли рабами. В "Сообщении относительно отмены работорговли" представленном Шарпом и Кларксоном членам "Аболиционистского общества" от 23 января 1792 г., указывалось на желательность того, чтобы под этой петицией стояли подписи представителей различных социальных групп и особенно "ходатайства от мэра Лондона, разных корпораций и территориальных округов"17. Из этой инструкции ясно, что уже в тот период аболиционисты пытались придать своему движению общественный характер и заручиться поддержкой широких социальных слоев. За короткий срок (менее 2-х месяцев) "Аболиционистскому обществу" удалось собрать 400 тыс.(!) подписей под петицией об отмене рабства. Простой расчет показывает, что под этим документом ежедневно подписывались свыше 6500 человек. Это был успех аболиционистов. Количество подписей впечатлило парламентариев, и петиция была принята к рассмотрению в марте 1792 года18.

Однако использовать этот успех противники работорговли не смогли, так как конфликт Англии с революционной Францией в 1793 г. снова ослабил их позиции. Выступления аболиционистов против работорговли воспринимались как поддержка революционных идей, так как жирондисты и якобинцы выдвигали аналогичные лозунги и уже добились отмены рабства во французских колониях. Несмотря на то, что Уилберфорс и его сторонники продолжали бороться за отмену работорговли, собирать подписи под петициями (так, массовая петиционная кампания была проведена "Аболиционистским обществом" в 1794 и в 1797 гг.) и регулярно выступать в парламенте с подобными заявлениями, в течение 13 лет депутаты не принимали этот законопроект к рассмотрению. Только в 1805 г. Палата общин согласилась принять закон, по которому запрещался как ввоз рабов в Англию, так и участие англичан в работорговле, но он был отклонен Палатой лордов19.

В феврале 1806 г., после смерти Питта-младшего, к власти пришел вигский кабинет лорда Гренвилля, противника работорговли. Виги активно поддерживали аболиционистов по ряду причин. Во-первых, это было "партийное" противостояние, поскольку большинство плантаторов принадлежало к тори. Во-вторых, виги стремились угодить общественному мнению, в котором (как показали петиционные кампании аболиционистов) идея отмены работорговли была популярна. В-третьих, виги в определенной степени выражали интересы фритредерской буржуазии, которая их поддерживала. И, наконец, важным фактором стали личные убеждения части вигов и самого

стр. 33


премьера лорда Гренвилля в том, что работорговля - это аморальное явление, противоречащее принципам христианства и позорящее Англию.

Уилберфорс и Ч. Фокс (ставший министром иностранных дел) возобновили кампанию в Палате общин за отмену работорговли в британских колониях. Гренвилль же попытался убедить Палату лордов принять этот законопроект, утверждая, что работорговля "противоречит принципам правосудия, гуманности и здравой политике государства". Его поддержали виги, а также та часть тори, которая не была напрямую связана с плантаторами и работорговцами. Однако сразу отказаться от такой доходной отрасли торговли правительство не решилось. Королевская администрация при поддержке Палаты лордов попыталась совместить уступки аболиционистам с экономической выгодой, фактически сделав работорговлю монополией государства. Сторонники этой идеи утверждали, что данная мера решила бы сразу две задачи. Во-первых, ликвидировала бы злоупотребления, связанные с работорговлей (чиновники будут следить за условиями транспортировки рабов и за их содержанием); во-вторых, пополнила бы доходы казны20.

Первоначально такая аргументация убедила большинство парламентариев. 23 мая 1806 г. парламент двумя третями голосов принял закон, ограничивавший ввоз рабов на территорию Британской империи. Согласно этому акту работорговлей могли заниматься только правительственные чиновники, получившие специальную лицензию (в первую очередь, колониальная администрация). За ввоз живого товара без лицензии с британских подданных предполагалось взимать штраф в размере 50 фунтов стерлингов за каждого раба. Сами рабы, а также суда, на которых они ввозились, подлежали конфискации в государственную казну. Однако под давлением работорговцев, не желавших терять свои прибыли, 21 июля 1806 г. вышеупомянутый закон был дополнен актом "О регулировании африканской морской торговли". Данный документ разрешал перевозку рабов из Африки в британские колонии английским судам, которые ранее (то есть до принятия указа) были зафрахтованы для этого21.

Аболиционисты справедливо посчитали, что эти постановления только ограничивали работорговлю, а не решали вопроса об ее отмене, и потому продолжили свою агитацию в парламенте. 10 февраля 1807 г. Гренвилль и Уилберфорс впервые представили законопроект об отмене работорговли. Его первое и второе чтение (состоявшиеся 24 февраля) сопровождались возобновленной "Аболиционистским обществом" петиционной кампанией за принятие закона об отмене работорговли. 25 марта 1807 г. прошло третье чтение, и закон был принят Палатой общин абсолютным большинством голосов (114 против 15). Палата лордов приняла его с преимуществом в 21 голос (41 против 20)22. В тот же день его подписал король.

По этому закону работорговля отменялась на всей территории Британской империи, и для всех без исключения британских подданных это занятие признавалось незаконным. Также незаконным объявлялся провоз рабов на всех английских судах. Капитанов, которые продолжали работорговлю, стали штрафовать на 100 фт. стерлингов за каждого раба, которого находили на борту их судна. Вместе с тем в законе были также предусмотрены некоторые компенсации работорговцам, потерявшим доход от продажи рабов. В первую очередь, морским офицерам и матросам. Им и членам их семей выплачивалось единовременное пособие, составлявшее "40 фт. стерлингов на каждого мужчину, 30 фт. - на каждую женщину и 10 фт. - на каждого ребенка младше четырнадцати лет"23. Эти суммы были достаточно скромными, если учесть, что от каждого раба рабовладельцы получали доход от 50 до 100 фт. стерлингов.

Однако на практике, когда закон вступил в действие, эти меры не смогли остановить торговлю рабами. Капитаны продолжали заниматься этим выгодным бизнесом, а если им грозила опасность быть оштрафованными, избавлялись от нелегального груза, выбрасывая рабов за борт в море24. Власти вынуждены были неоднократно возвращаться к вопросу о соблюдении

стр. 34


закона об отмене работорговли и издавать указы, предписывающие усилить контроль за его исполнением25.

Принимая антирабовладельческий закон, власти пошли навстречу аболиционистам не только из-за давления, оказанного организованной ими петиционной кампанией, (число аболиционистских петиций, поданных в парламент к 1807 г., превысило 100 тыс.26), но и потому, что к этому времени изменилась внешнеполитическая ситуация. Во-первых, соперничество англичан с голландцами в Африке, откуда шел основной поток рабов, привело к стремлению первых заручиться поддержкой местного населения, чтобы одержать победу. Во-вторых, война с Наполеоном способствовала удорожанию морских перевозок, что увеличило цены на рабов. И, наконец, основные экономические интересы англичан в начале XIX в. сосредоточились в Индии, где применялись иные, чем рабство, формы эксплуатации. Фактором, ускорившим подписание закона об отмене работорговли Георгом III, стало прошение об отставке, поданное 25 марта 1807 г. Гренвиллем, несогласным с позицией короля по вопросу об эмансипации католиков. Неуступчивый в религиозной политике Георг III хотел, однако, сохранить популярного премьера, и поэтому согласился принять менее значимый для него закон об отмене работорговли, за который также выступал Гренвилль. Тем не менее своей цели король не достиг, так как Гренвилль все равно покинул пост премьера.

Таким образом, предпосылками отмены работорговли стали идеи христианской морали, на которых базировалось аболиционистское движение и широкое распространение антирабовладельческих настроений в английском обществе, а непосредственной причиной - изменение внешнеполитической ситуации и уменьшение доходов от работорговли из-за военных действий, а также отставка Гренвилля.

В данной работе впервые в отечественной историографии предпринята попытка показать процесс становления британского аболиционизма как составной части либерального движения второй половины XVIII - начала XIX века. За это время в своем развитии английский аболиционизм прошел два этапа: от отдельных публикаций против ужасов рабства до организованного общественно-политического движения, которое добилось значительных успехов, действуя как в парламенте, так и вне его стен. Закон об отмене работорговли 1807 г., который парламентарии приняли под давлением петиционных кампаний, организованных противниками рабства, стал первым крупным парламентским успехом либералов. На примере аболиционистских методов борьбы была "обкатана" тактика, которая широко применялась либералами в борьбе за парламентскую реформу и отмену хлебных законов. Дальнейшая борьба аболиционистов привела к ликвидации рабовладения в британских колониях в 1833 году. Несмотря на свой умеренный характер, закон об отмене рабства явился важным дополнением парламентской реформы 1832 г. и ее естественным продолжением. Он стал победой не только аболиционистского движения, но и реализацией либеральной идеи свободы личности.

Деятельность английских антирабовладельческих обществ в конце XVIII - начале XIX в. сыграла большую роль в становлении международного аболиционистского движения. Английские противники рабства первыми сумели организовать общественную поддержку своим идеям и использовать общественное мнение для давления на парламент и правительство. Особенностью английского аболиционизма было активное участие в деятельности обществ нонконформистов. Именно они обосновали религиозный и моральный аспект этого движения, обеспечивший ему широкую общественную поддержку и международную популярность. Сами англичане и в XIX в., и сегодня, рассматривают аболиционистские законы 1807 и 1833 гг., прежде всего, как акт моральной победы, как первый закон, положивший начало отмене рабства в эпоху нового времени. Именно так этот закон освещается в английских школьных и университетских учебниках и на официальном учебном сайте, посвященном аболиционизму. И это верно, несмотря на то, что впервые рабство было отменено во французских колониях в период Великой Французской революции

стр. 35


XVIII века. Дело в том, что именно англичане сумели придать аболиционизму характер общественного движения и сделать его влиятельной силой. Под непосредственным воздействием деятельности британских антирабовладельческих обществ в середине XIX в. стало развиваться мощное аболиционистское движение в Соединенных Штатах Америки.

Примечания

1. За исключением диссертации В. Лобанова о взглядах и деятельности У. Уилберфорса и отдельных глав в исследованиях Л. Скрипниковой, посвященных истории английских колоний в Вест-Индии.

2. Подробнее об аболиционизме см.: Antislavery, Religion and Reform. Folkestone. 1980; Slavery and British Society 1776 - 1848. Lnd. 1972; "Politics and the Public conscience". Slave Emancipation and the Abolitionist Movement in Britain. Lnd. N.Y. 1973; TEMPERLY H. British Anti-Slavery 1833 - 1970. Lnd. 1972; LEWIS G.K. Slavery, Imperialism, and Freedom: Studies in English Radical Thought. N.Y. Lnd. 1978.

3. Цит. по: УОЛЛЕР М. Лондон. 1700 год. Смоленск. 2003, с. 317, 318.

4. См.: Campbell's Chief Justices. Lnd. 1797.

5. WESLEY J. Thoughts upon Slavery. Lnd. 1774.

6. GRAINGER J. An Essay on the More Common West Indian Diseases, and the Remedies which that Country Itself Produces. To which are Added some Hints on the Management of the Negroes (1764). - Slavery, Abolition and Emancipation. Vol. 7. Kinokuniya. 1999; RAMSAY J. An Essay on the Treatment and Conversion of African Slaves in the British Sugar Colonies (1784). - Ibid.

7. Sancho to Jack Wingrave, the son of Sancho's friend John Wingrave, 1778. - Sancho's Correspondence with Laurence Sterne. - www. brycchancarey. com/Sancho.

8. DAY TH. and BICKNELL J. The Dying Negro: a Poem. Lnd. 1775, p. 15.

9. "Politics and the Public conscience", p. 38.

10. Ibid.

11. WEDDERBURN R. A Critical, Historical and Admonitory Letter to the Archbishop of Canterbury. Lnd. 1791, p. 22.

12. Евангелистские христиане - направление, возникшее в англиканской церкви с 30-х годов XVIII века. Они проповедовали жизнь в соответствии с христианскими заповедями и призывали к моральному усовершенствованию всех членов общества. Но в первую очередь, евангелистские христиане пытались приучить к христианским ценностям неимущие слои населения (рабочих, люмпенов, рабов).

13. См.: Debate on Mr. Wilberforce's Resolutions respecting the Slave Trade. - COBBETT W. The Parliamentary History of England. From the Norman Conquest in 1066 to the Year 1803. 36 Vols. Lnd. 1806 - 1820. Vol. 28 (1789 - 1791), cols 42 - 68; The Morning Star, 13.V.1789.

14. Debates on the slave trade. - Parliamentary History, XXVIII, p. 41 - 101. 12/21 May 1789.

15. Ibid., p. 67 - 101.

16. Parliamentary Debates, 1791, Vol. 27, p. 96, 206, 220, 339, 592.

17. "Report on impending ending of slave trade". - SHARP G. London Committee. January 23, 1792.

18. OLDFIELD J.R. Popular Politics and British Anti-Slavery: the Mobilization of Public Opinion against the Slave Trade, 1787 - 1807. Lnd. 1998, p. 61; GISBORNE TH. Remarks on the late decision of the House of Commons respecting the abolition of the slave trade. Lnd. 1792.

19. Parliamentary Debates, 1802, Vol. 37, p. 1219, 1270; 1804, Vol. 41, p. 96, 206, 220, 339, 592; 1805, Vol. 5, p. 592.

20. Cm: United Kingdom. House of Commons. "Note, June 12, 1806". - The Journal of the House of Commons. Vol. 61 (1806). June 12, 1806.

21. Anno vicesimo octavo Georgii III. Cap. LII, CXIX. Chronological Table of the Statutes. Lnd. 1959, p. 46.

22. OLDFIELD J.R. Op. cit., p. 282.

23. Anno vicesimo octavo Georgii III. Cap. XXXVI, p. 47, 72.

24. "Politics and the Public conscience", p. 125.

25. С 1811 no 1828 гг. был издан ряд указов по этому поводу: "Указ, призванный сделать более эффективным "Закон об отмене работорговли" от 14 мая 1811 г.; "Указ об увеличении времени судебного преследования за работорговлю" от 10 июля 1813 г.; "Указ об обеспечении помощи конфискованным у работорговцев рабам до принятия судебного решения" от 11 июля 1815 г.; "Указ, призванный сделать более эффективным "Закон об отмене работорговли" от 10 июня 1818 г.; "Указ об ускорении следствий по нарушениям "Закона об отмене работорговли", совершенных в отдаленных частях света и морях, а также в Африке" от 12 июля 1819 г.; "Указ об установлении регистрации колониальных рабов в Великобритании, для создания дальнейших условий для их освобождения в Британских Колониях" от 12 июля 1819 г.; "Указ о более эффективном контроле за исполнением закона об отмене африканской работорговли" от 31 марта 1824 г.; "Указ по исправлению и объединению законов, касающихся отмены работорговли" от 24 июня 1824 г.; "Указ о продолжении действия "Указа по исправлению и объединению законов, касающихся отмены работорговли" от 25 июля 1828 года.

26. Slavery and British Society 1776 - 1848, p. 9.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АНГЛИЙСКИЙ-АБОЛИЦИОНИЗМ-И-ЛИБЕРАЛЬНОЕ-ДВИЖЕНИЕ-вторая-половина-XVIII-начало-XIX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. И. РОМАНОВА, АНГЛИЙСКИЙ АБОЛИЦИОНИЗМ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ (вторая половина XVIII - начало XIX в.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.02.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АНГЛИЙСКИЙ-АБОЛИЦИОНИЗМ-И-ЛИБЕРАЛЬНОЕ-ДВИЖЕНИЕ-вторая-половина-XVIII-начало-XIX-в (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. И. РОМАНОВА:

М. И. РОМАНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
621 просмотров рейтинг
14.02.2021 (1160 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
11 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АНГЛИЙСКИЙ АБОЛИЦИОНИЗМ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ (вторая половина XVIII - начало XIX в.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android