Libmonster ID: RU-17929

Марина ХАЛИЗЕВА, журналист

Будущее отечественной нефтегазовой отрасли тесно связано с разработкой шельфовых месторождений, прежде всего в Арктике. Не случайно этот регион называют "ресурсной базой страны", "стратегическим резервом на XXI век": здесь сосредоточено 85% всех на сегодня разведанных запасов углеводородов российского шельфа. Только в Баренцевом, Печорском и Карском морях, где выявлено более 40 перспективных для добычи нефти и газа геологических структур, извлекаемые запасы оценены в 100 млрд. т условного топлива. Одно из крупнейших месторождений здесь - Приразломное, открытое в 1989 г. на шельфе Печорского моря в 60 км от побережья Ненецкого автономного округа, с извлекаемым запасом нефти свыше 70 млн. т и перспективой годового уровня добычи ~6,6 млн. т. Для его освоения сюда в августе 2011 г. доставили морскую ледостойкую стационарную платформу - многофункциональный комплекс, обеспечивающий все операции по разработке и практически готовый к бурению промышленной скважины. Это первый отечественный проект по добыче углеводородов на арктическом шельфе и первая в мире платформа, способная работать в экстремальных климатических условиях: в паковых льдах при температуре до -50°С.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТА

"Приразломная" - детище Производственного объединения "Севмаш" (г. Северодвинск Архангельской области) - центра отечественного атомного судостроения, структуры которого (конструкторские бюро, корабле- и машиностроительные заводы), работающие в тесной кооперации с отечественными научными организациями, образуют уникальный комплекс морских технологий. Платформу заложили в Северодвинске в декабре 1995 г. по заказу созданной тремя годами раньше с одобрения Правительства РФ компании "Росшельф". В состав ее первых акционеров вошли 19 КБ, НИИ, предприятий и организаций в основном атомного подводного кораблестроения, нефтегазового комплекса, геологоразведки, представители Архангельской, Мурманской областей, а

стр. 21

Конструкция ледостойкой стационарной платформы "Приразломная".

также корпорация "Газпром", с 1993 г. владевшая контрольным пакетом акций и поддерживающая компанию авторитетом и финансами. К тому времени "Росшельф" уже получил лицензии на право недропользования двумя месторождениями - нефтяным Приразломным и газоконденсатным Штокмановским, расположенным в Баренцевом море, разработку которого планировал начать позже.

Долгое время комплекс северодвинских предприятий, ранее специализировавшихся на строительстве атомных подводных лодок, находился на острие военно-морского соперничества Советского Союза и США, поэтому их научно-технический, производственный и кадровый потенциал развивался исключительно быстрыми темпами. Однако значительное сокращение в 1980-х годах оборонных заказов практически не оставляло шансов на его сохранение. И если бы не названный проект, то весь технологический арсенал "Сев-маша" вместе с инфраструктурой, т.е. морские технологии, созданные трудом нескольких поколений ученых и инженеров, могли исчезнуть в нашей стране. А строительство уникальной ледостойкой платформы позволило производственному объединению, не теряя способности строить, ремонтировать АПЛ, параллельно развивать новую для страны отрасль промышленности, нацеленную на морскую добычу нефти и газа.

Во главе этой масштабной диверсификации стоял академик Евгений Велихов. Именно он, предвидя развитие негативных тенденций в оборонной промышленности, вовремя оценил ситуацию и предложил тогда высшему руководству страны объединить богатейшие разведанные ресурсы углеводородов на шельфе российской Арктики с уникальным отечественным потенциалом морских технологий для производства продукции, пользующейся высоким спросом на внутреннем и мировом рынках.

Ученый и его сторонники не сомневались: заводы, конструкторские бюро и научные центры атомной отрасли могут в полном объеме вложить свои знания в реализацию нового проекта. Дело в том, что в строительстве АПЛ и морских платформ нет значительных отличий: работа в стационарных условиях с максимальной автоматизацией, надежностью, компактностью оборудования и его компоновки, с высокой степенью защиты персонала. Поэтому технологии судостроителей с небольшой модификацией можно было применять и для сооружения нефтяных буровых комплексов.

Однако идея Велихова и промышленных акционеров "Росшельфа" не всем пришлась по душе. Выступили против и многие представители крупнейших западных деловых кругов. Велихову и его коллегам пришлось вести жесточайшую бескомпромиссную борьбу, отстаивая национальную концепцию "Росшельфа", ориентированную на распределение научно-технической работы по проекту главным образом среди отечественных НИИ и предприятий.

ОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ

Разумеется, компания не исключала альянса с западными партнерами. Более того, реализация столь масштабного нефтяного проекта его подразумевала.

стр. 22

Конструкция кессона платформы "Приразломная".

Ведь работа на шельфе вообще, а на северном в особенности, изначально носит международный характер. Государства, имеющие границы в Заполярье (Норвегия, Швеция, Англия), чрезвычайно внимательно следят за тем, что происходит у соседей на морских акваториях. Поэтому рассчитывать на успех можно было только в условиях тесной кооперации с этими странами. Кроме того, в связи с отсутствием наших нефтеперерабатывающих заводов в прибрежных районах Северо-Запада сырую нефть на первом этапе предполагалось отправлять на европейский рынок. И, наконец, самое главное: реализация идеи как таковой требовала привлечения западных инвестиций, международных экспертиз. Вот почему еще летом 1993 г. "Газпром" и "Росшельф" заключили соглашение с крупнейшей в мире австралийской горнорудной компанией ВНР, договорившись о том, что она будет вкладывать средства на стадии подготовки технико-экономического обоснования проекта, а затем при разделе продукции для нее будут созданы максимально благоприятные условия. Но едва закончив первую стадию работ, австралийцы фактически ушли в сторону, заняв выжидательную позицию, а в 1998 г. и вовсе отказались от участия в разработке Приразломного месторождения, объясняя это высокой степенью риска, изменением планов корпорации. Тем не менее проект уже был запущен и опирался главным образом на возможности "Газпрома".

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

Морские буровые платформы, работающие автономно и, как правило, удаленно от населенных пунктов и материковой инфраструктуры, - сложные инженерные сооружения. Их блоки весом в десятки тысяч тонн строят одновременно в нескольких странах в течение 1,5 - 2 лет, буксируют к месту установки иногда за тысячи километров от места строительства и стыкуют в назначенный день и час с точностью до миллиметра. Сегодня в море установлены тысячи добывающих платформ. Однако конструкций, работающих среди льдов в экстремальных природно-климатических условиях Арктики, еще не возводил никто. Они требуют принципиально иного технического уровня исполнения, сравнимого по сложности с сооружением крейсерского корабля. "Севмаш" стал первопроходцем в этой области.

За основу судостроители взяли вариант, предложенный Центральным конструкторским бюро морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург), - платформу гравитационного типа, состоящую из металлического основания (кессона) и верхнего строения.

Уже осенью 1996 г. на "Севмаше" заложили первые секции четырех суперблоков весом по 12 - 18 тыс. т каждый. Тяжеловесные конструкции предполагалось изготавливать сразу в нескольких цехах завода, перемещая из одного в другой по мере увеличения объема и веса, а на завершающем этапе вывести из эллинга в наливной бассейн, на плаву отбуксировать к достроечной набережной завода и там уже состыковывать подводной сваркой в единую конструкцию.

"Сухой" вес кессона - 79 тыс. т, а с учетом балласта - все 500 тыс. т. Такое сооружение будет неподвижно стоять на морском дне, удерживаемое собственной тяжестью, что позволит вести добычу сырья круглый год, не опасаясь напора льдов и штормов. Кроме того, оно может служить опорной конструкцией для верхнего строения и размещения там бурового и технологического оборудования, электрогенераторов, терминалов для отгрузки нефти, вертолетной площадки, жилого модуля и других систем. Партнером в проектных работах стала известная в области морского нефтегазового инжиниринга американская компания "Kellogg Brown & Root", гарантирую-

стр. 23

щая профессиональный подход к делу. К слову, в ее учебных центрах прошли стажировку сотни специалистов "Севмаша" и "Рубина".

"Росшельф" предполагал развернуть в Северодвинске серийный выпуск ледостойких платформ, что потребовало реконструкции головного предприятия и сертификации производства по международным стандартам. Практически за два года объединение подготовили к крупномасштабному строительству морских нефтегазовых комплексов. В корпусообрабатывающем цехе установили 6 кислородно-плазменных газорезательных машин шведской компании "ESAB" и машину водоэжекционной резки, в сборочно-сварочном - механизированный стенд для производства так называемого таврового соединения, при котором торец одного элемента примыкает под углом и приваривается к боковой поверхности другого, а также линию изготовления плоскостных секций производительностью 8 - 10 тыс. т в год. В электродном цехе смонтировали новое прессовое оборудование и электропечь. В заводской акватории углубили фарватер для перемещения суперблоков основания платформы. На закупку импортного технологического оборудования "Газпром" потратил тогда 13 млн. дол. Среди отечественных промышленных гигантов "Севмаш" стал наиболее продвинутым предприятием для обустройства морских месторождений нефти и газа. Работа по его реконструкции в 1999 г. получила Государственную премию России.

ПЕРИПЕТИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Однако в конце 1990-х годов сооружение платформы остановили, так как возникший между менявшимися инвесторами конфликт интересов привел к прекращению финансирования. Положение спасла нефтяная компания "Роснефть", вошедшая в 2001 г. в состав акционеров "Росшельфа" и ставшая на тот момент главным инвестором. При этом представите-

стр. 24

ли оборонных предприятий были выведены из Совета директоров, а "Газпром", "Роснефть" и обновленный "Росшельф" создали на паритетных началах ЗАО "Севморнефтегаз" (в 2009 г. его переименовали в "Газпром нефть шельф"). Ему же перешли и лицензии на освоение Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений.

"ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ"

Смена инвестора едва не привела к утилизации задела "Севмаша" по строительству кессона: "Роснефть" решила приобрести в Канаде старый морской буровой комплекс, не пригодный для работы в ледовых условиях, и использовать его для добычи на Приразломном. Евгений Велихов, обратившись напрямую к премьер-министру, остановил эту "инициативу", и в 2002 г. северодвинцы возобновили строительство. Спустя два года они вывели в заводской бассейн первый из четырех суперблоков основания ледостойкой платформы, а в 2005-м последний. Тогда же все конструкции состыковали у достроечного пирса, сдав кессон для монтажа оборудования верхнего строения.

О масштабности работ, выполненных в цехах корпусно-сборочного производства объединения и на плаву, красноречиво говорит то, что для формирования конструкции кессона заказчик закупил в сталелитейной компании "Северсталь" (г. Череповец Вологодской области), а специалисты "Севмаша" обработали ~80 тыс. т листового проката марки АБ-2. Протяженность сварных швов при формировании суперблоков в единую конструкцию составила ~12 тыс. п.м, в ходе стыковых соединений методом подводной сварки было выполнено ~2500 п.м. швов. Чтобы сварка под водой соответствовала требуемым характеристикам, конструкторы объединения в кооперации с северодвинским водолазным предприятием "ИнтерАква" разработали специальное устройство, гарантирующее должное качество и безаварийность производства.

Вообще работа сварщиков заслуживает особого разговора. На создание суперблоков шла хладостойкая сталь, выдерживающая низкие температуры - от -40 до -60°С. У такого металла сложный "характер": под воздействием электрода он выгибается от напряжения. Сладить с ним могут только специалисты высшей квалификации, способные превращать рутинный процесс "лоскутного шитья" в тонкое технологическое искусство. Для овладения им рабочие прошли специальный обучающий курс.

"ХАТТОН" ДЕРЖИТ КУРС НА "СЕВМАШ"

В 2002 г. для удешевления и ускорения строительства "Приразломной" заказчик решил поставить на опорное основание закупленную в том же году за рубежом верхнюю часть нефтяной платформы "Хаттон". Ее построили в 1984 г. на шотландском предприятии "Highland Fabricators Inc.". Затем, отработав

стр. 25

12 лет на нефтепромыслах в Северном море, она стояла на якоре в Норвегии. Лишь в 2003 г. "иностранку" за 21 день доставили из Ставангера в Мурманск, где произвели демонтаж: верхнюю часть платформы отделили от нижней и в августе того же года транспортировали в Северодвинск к заводской набережной объединения.

Над модернизацией строения трудились специалисты конструкторских бюро "Севмаша", "Рубина", "Коралла" (г. Севастополь), "Kellogg Brown & Root" и ЗАО "Морнефтегазпроект", созданного в 2002 г. для разработки проектной документации технических средств, работающих на шельфе, и ставшего генеральным проектантом "Приразломной".

В ходе зимовки "Хаттона" в Мурманске и Северодвинске выяснилось: оборудование платформы не выдерживает испытание низкими температурами. В результате в 2006 г. было принято решение его демонтировать, заменив на новое, а также поменять трубопроводы, воздуховоды и кабели. По признанию специалистов, от "старушки" осталось не более 30%. Евгений Велихов в интервью интернет-порталу flotprom.ru утверждал: "Если бы не идея купить платформу "Хаттон", то "Севмаш" сделал бы все верхнее строение в лучшем виде".

Заново спроектировали в ЦКБ "Рубин" и построили на Выборгском судостроительном заводе жилой блок, в 2009 г. поставив его на основание. В трехъярусном модуле предусмотрены одно- и двухместные каюты, офисные помещения, комнаты отдыха, кинозалы, блоки для организации питания и медобслуживания. Кстати, процесс накатки верхнего строения на опорное основание делали на плаву по уникальной технологии "Севмаша".

Только в 2010 г., когда завершился заводской этап изготовления, платформа приобрела законченные очертания. Гигантское сооружение высотой 141, длиной 139 и шириной 144 м (размеры опорного основания 126x126x24,3 м), массой 117 тыс. т (без твердого балласта), с хранилищем нефти объемом 113 тыс. м3, топливными цистернами, насосными станциями, сотнями километров кабелей и трубопроводов, несчетным числом узлов и механизмов, палубой 93x93 м, где расположено верхнее строение весом 39 тыс. т, предназначенное для бурового, технологического оборудования, и жилым блоком, рассчитанным на 200 человек, - такой предстала "Приразломная" в ноябре 2010 г. перед отправкой в Мурманск.

ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

В Кольском заливе на 35-м судоремонтном заводе, входящем в состав северодвинского Центра судостроения "Звездочка", шла достройка платформы. При этом производственное объединение как генеральный подрядчик по-прежнему не упускало "Приразломную" из поля зрения. Вместе с мурманскими судоремонтниками и специалистами предприятий-поставщиков оборудования они занимались прокладкой кабельного хозяйства, благоустройством жилого модуля, корпусными, электротехническими, трубопроводными и пусконаладочными работами.

Благополучно прошла проверку вертолетная площадка. Именно с помощью винтокрылых машин в зимних условиях будет происходить смена экипажа буровой. Его будут доставлять к месту работы с перевалочной базы в ближайшем от месторождения поселке Варандей.

В Мурманске севмашевцы провели операцию по балластировке основания платформы - закачке в ее кессон бетона. "Бетонный балласт, - пояснял архангельской областной газете "Правда Севера" заместитель гендиректора, начальник производства морской техники и гражданского судостроения "Севмаша" Валерий Бородин, - нужен для того, чтобы равномерно распределить нагрузку на борт платформы и увеличить вес "Приразломной", тогда она будет крепче держаться на грунте". Но для принятия такого груза нужны большие глубины - не менее 19 - 20 м.

стр. 26

Акватория Северной Двины не позволяла сделать этого, поэтому операцию осуществляли в Мурманске. Приняв чуть более 120 тыс. т раствора, платформа осела на 16,5 м. Уже на месте постановки на грунт, где глубина моря составляет 19,2 м, в нее закачают морскую воду, чтобы увеличить осадку. Затем основание укрепят ста тысячами тонн бутового камня - мощные ледовые поля, покрывающие поверхность Печорского моря большую часть года, вынуждают принимать такие меры предосторожности.

НЕФТЕГАЗОВАЯ ЛОГИСТИКА В АРКТИКЕ

В августе 2011 г. первую отечественную ледостойкую платформу весом 247 тыс. т (с твердым балластом) транспортировали к месту постоянной дислокации в Печорское море.

Буровое оборудование и вышка от "National Oilwell Varco" (NOV) и "Indrill International" - ведущих американских производителей данной продукции - позволяют бурить до 40 скважин с вертикальными, наклонными и горизонтальными стволами.

Для освоения Приразломного месторождения сформирована специализированная морская транспортная система вывоза нефти, в которую включены многофункциональные ледокольные суда, челночные, линейные танкеры и плавучее нефтехранилище, установленное на якоре в районе Мурманска.

"Газпром нефть шельф" уже зарезервировал два челночных танкера "Совкомфлота" - "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров" - с дедвейтом (массой полезного груза) 70 тыс. т. Построенные в кооперации с проектной компанией "Aker Arctik Technology" (Финляндия) на ОАО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург), они могут круглогодично работать в жестких условиях Крайнего Севера. Судна снабжены специальной носовой конструкцией, разработанной для комплекса устройств прямой отгрузки нефти с платформы. Система производительностью 10 тыс. м3/ч позволяет поднимать по трубопроводу диаметром 500 мм и длиной 80 м 70 тыс. т сырья всего за 8 - 9 ч.

По заказу "Газпром нефть шельф" фирма "Havyard AS" (Норвегия) построила два многофункциональных ледокола-снабженца - "Владислав Стрижов" и "Юрий Топчев" - для удержания челночных танкеров во время грузовых операций около платформы. Они оснащены средствами для локализации нефтяного пятна на море и сбора разлитой нефти.

На "Приразломной" впервые опробуют технологию "мокрого" хранения продукта: 14 танков, расположенных в кессоне, будут постоянно заполнены жидким содержимым - нефтью или забортной (балластной) водой. Это исключает попадание кислорода в резервуар и образование в нем взрывоопасной среды.

Ресурс добывающего комплекса рассчитан на 25 лет, но как гидросооружение он может прослужить и дольше. Тем более что "Газпром нефть шельф" планирует замкнуть на платформу соседнее Долгинское месторождение и использовать ее как терминал. По разным источникам, компания затратила на обустройство Приразломного ~4 млрд. дол., почти половину из них - на строительство платформы. Первые баррели нефти с арктического шельфа будут добыты, согласно скорректированным планам, в сентябре-октябре 2013 г.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АРКТИЧЕСКИЙ-ПРОЕКТ-СЕВМАША

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Марина ХАЛИЗЕВА, АРКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СЕВМАША" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.10.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АРКТИЧЕСКИЙ-ПРОЕКТ-СЕВМАША (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Марина ХАЛИЗЕВА:

Марина ХАЛИЗЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
95 просмотров рейтинг
17.10.2022 (550 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
23 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АРКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СЕВМАША"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android