Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-12057

Александр Починок в кругу политиков и экономистов известен давно. Это один из редких примеров, когда государственного деятеля сформировала Дума, законодательная власть. На всех этажах власти исполнительной выходцев из депутатского корпуса немного.

Достаточно редким является и тот шанс, который судьба предоставила Александру Починку. По сути, именно ему в конечном счете предстоит провести в жизнь налоговую реформу в России, которая будет тесно связана с его именем.

Сегодня много говорится о положительных качествах Налогового кодекса. Но жизнь неизбежно вносит свои коррективы. Учесть их, сформировать новое налоговое мышление у бизнесменов, промышленников, политиков и рядовых налогоплательщиков - еще одна задача для Госналогслужбы, которую возглавляет Александр Починок, для него самого как одного из идеологов, организаторов и практиков налоговой реформы. Это масштабное дело станет для него экзаменом на зрелость как государственного деятеля.

Александр Петрович ПОЧИНОК рассказывает о тех изменениях в налогообложении, которые ожидают нас с вами с введением Налогового кодекса. На прошлой неделе, как известно, проект кодекса был принят Госдумой в первом чтении. Следующее рассмотрение состоится в ноябре...

- Самое важное в Налоговом кодексе - реформа налогообложения физических лиц. Было два варианта. Один внесли профессора от коммунистической фракции Госдумы. Они предложили резко увеличить налог с богатых - за счет прогрессивной шкалы. А мы выдвинули непопулярный вариант: общее снижение налогов с физических лиц! Почему? Да потому, что простым ростом ставок увеличить поступления в бюджет невозможно. Есть устоявшийся в мире уровень налогов, с большинством развитых стран у нас есть соглашения об исключении двойного налогообложения. И те, кто легально зарабатывает большие деньги - взять наших спортсменов, того же Кафельникова, - они всегда имеют возможность выбрать, где платить налоги.

Нашлись лишь два человека - Мстислав Ростропович и его жена, которые захотели, чтобы в России им ввели дополнительный налог. Сейчас они 5 процентов от своих доходов дают дополнительно в бюджет России, и это большая сумма. Конкретных размеров ее, как вы понимаете, я назвать не имею права... Но это чисто добровольный шаг, и не думаю, что он станет массовым явлением.

Человек же, как правило, выбирает, где ему выгоднее платить налоги. Представьте, мы вводим 85-процентный налог со сверхбогатых. И те, кто легально зарабатывает большие деньги, элементарно оказываются в другой стране. Тем более что этот налог - запретительный. Человек пойдет на все, чтобы спрятать свои деньги, не отдавать 85 процентов да плюс еще отчисления в различные фонды.

А вот как выглядит наш вариант. С обычного работяги берем 12 процентов подоходного налога. Не 20 - 25, как теперь уже платят многие сотрудники успешно работающих предприятий из-за того, что шкала ставок подоходного налога давно не пересматривалась, а ведь это многовато! По Налоговому кодексу с дохода до 5 млн. рублей в месяц (60 млн. в год) берем 12 процентов. Таким будет подоходный налог для большей части населения страны. По сравнению с нынешней системой сбора налогов человек, получающий, скажем, 2 миллиона рублей в месяц, после введения Налогового кодекса выигрывает порядка полутора миллионов рублей в год.

Более богатым людям с доходов свыше 60 миллионов в год придется платить 30 процентов. Конечно, это больше, чем 12, но это разумная ставка, примерно соответствующая немецкой или американской. Какой выигрыш получает государство? В России впервые появились люди, которые стали декларировать доходы как физические лица - на сотни тысяч, на миллионы долларов. Они готовы отдавать треть доходов в государственную казну, а это огромные деньги. Мы хотим поддержать их стремление разумной системой налогов. Ведь чем больше богатых людей, тем богаче государство - если, конечно, эти люди легально платят налоги.

Чтобы добиться легализации доходов, мы намерены провести амнистию капиталов. Пожалуйста, вези деньги в Россию, покажи их, задекларируй - и плати налоги.
Тем более заполнение авансового отчета и прочие налоговые бонусы у нас уже давно и эффективно работают. Мы поступим так же, как в Америке, Франции, Аргентине: не будем спрашивать, откуда эти деньги, не будем требовать их конфискации. Потому что на следующий год после того, как эти деньги легализованы, человек становится нашим серьезным налогоплательщиком. Силой же, путем принуждения вернуть капиталы из-за рубежа невозможно, ни одной стране в мире этого не удавалось. Налоговая амнистия - вот то, что в мировой практике всегда действовало на 100 процентов. Но здесь нельзя спешить, ведь люди должны поверить, что государство будет играть с ними честно. Поэтому я не требую немедленно ввести амнистию.

- Предприятия-неплательщики тоже могут рассчитывать на налоговую амнистию?

- Нет, это касается только физических лиц. К предприятиям подход совсем другой. Они ведь все разные. Есть те, которые честно платили налоги, и те, что уходили от налогообложения. И мы не можем себе позволить, простив тем, кто не платил, оставить в дураках послушных налогоплательщиков.

Здесь мы впервые начали действовать по правительственному постановлению N 254, причем теперь для нас нет "неприкасаемых". Предприятию предлагаются три варианта. Первый: плати налоги, погашай долги. Заплатил - претензий нет. Второй вариант: если нечем платить, значит - банкротство. Третий вариант, когда нам говорят: понимаете, мы готовы вносить текущие платежи, но гигантский старый долг сразу выплатить не в состоянии. Тогда, по тому же 254 постановлению, - реструктуризация долгов предприятия на 5 - 10 лет. Плюс план по текущим платежам.

Возьмем в качестве примера самых крупных должников бюджета. "Газпром". Он уже перешел на график полной уплаты и теперь даже беспокоится, в каком банке хранятся счета его налоговой инспекции, надежный ли это банк. Раньше подобные проблемы его не волновали...

"АвтоВАЗ". Здесь другая ситуация. Колоссальный 7-триллионный долг, из них 2,8 трлн. рублей - перед федеральным бюджетом. Сразу погасить такой долг предприятие просто не в состоянии. Как договорились? "АвтоВАЗ" вносит текущие платежи, по 350 млрд. рублей в месяц, а мы ему на 10 лет реструктурируем долг. Но в качестве залога он отдает контрольный пакет акций. Два месяца срывает платежи - значит, государство может продать свои 50 процентов плюс одну акцию. Предприятие фактически оказывается на крючке! Конечно, это очень тяжелое решение, но - справедливое. Потому что если ты собственник, то должен платить налоги. А если не можешь, значит, должен прийти новый хозяин. Это не национализация, ведь государство не забирает себе акции "АвтоВАЗА". Оно продаст их новому собственнику, если предприятие окажется несостоятельным. И теперь уже сам "АвтоВАЗ" заинтересован платить текущие налоги, чтобы не потерять контрольный пакет.

Группа "ЮКОС". Это нефтеперерабатывающие заводы, нефтеторговые и нефтедобывающие компании - огромная структура. Тут мы применили еще один вариант - облигации. Текущие платежи "ЮКОС" уже заплатил, хотя это и далось ему с огромным трудом, ведь деньги-то гигантские. А старые долги реструктурировали на два года под залог выпущенных облигаций. Опять-таки, не пойдет что-то - государство продаст эти облигации, то есть продаст его долги.

"Нижневартовскнефтегаз". Здесь - невозможность платить текущие платежи, жесткое сопротивление. Комиссия по оперативным вопросам приняла столь же жесткое решение: банкротство предприятия.

"Сибнефть". Подписано соглашение, что до 15 сентября 1,8 трлн. рублей поступят в бюджет. Компания выпускает свои ценные бумаги, будет их продавать и погасит долги государству. Все права и обязанности сторон четко расписаны. В случае их невыполнения компания опять же теряет контрольный пакет.

"Норильский никель". Разработан график, установлены четкие сроки. Предприятие полностью гасит свои долги, отдает их платиной, драгоценными металлами, деньгами.

Сейчас мы начинаем серьезную проверку череповецкой "Северстали", Магнитогорского металлургического комбината, Московского и Рязанского нефтеперерабатывающих заводов...

- Александр Петрович, ваши примеры связаны с мощными предприятиями, акционерными обществами. А как налоговые органы будут работать с бюджетными организациями, какие для них изменения предусмотрены в Налоговом кодексе? И как быть в тех случаях, когда бюджет виноват перед предприятиями, которые не получают вовремя те средства, которые должны были получить?

- Во-первых, так быть не должно. И поэтому, чего бы это ни стоило, бюджет-98 должен быть реальным - тик в тик. Сейчас такой бюджет и разрабатывается.

И что меня поразило на Правительстве! Обычно чуть только внесут проект бюджета, сразу начинался крик: Минфин плохой, надо увеличить расходы и прочие разбирательства... Чубайс впервые перевернул пирамиду. Он сказал - вот есть "пирог", столько-то средств у государства, делим его "на куски" определенным образом. По каждому министерству, ведомству, сфере устанавливается лимит. Образно скажем, на нужды обороны -100 триллионов рублей, Министерству внутренних дел - 50 триллионов и так далее. Вот в эти рамки и укладывайтесь. Ваше дело, сколько у вас людей и зданий, какая у сотрудников будет зарплата. Главное - уложиться в лимит, потому что больше денег не дадут.

Жить по средствам, между прочим, очень непросто. Нам, например, в налоговой службе пришлось "резать по-живому". Это очень больно. Мы были вынуждены распрощаться с пенсионерами, закрывать и "сливать" восемь управлений. Почему? Потому что я твердо знаю: вот у меня сумма, в которую я должен уложиться. И количество денег не изменится от того, сколько у меня будет работать людей. Это единственно нормальный вариант. Так живут во всем мире.

Но мы в этом случае сможем оперировать реально существующими деньгами. А значит, вероятность того, что бюджетные деньги вовремя дойдут до бюджетных же организаций, многократно возрастает. Если же это нарушается, налоговые санкции к предприятию применять нельзя! Такая норма должна быть однозначно. Государство не имеет права облагать налогом доходы бюджетных предприятий, если оно само еще не заплатило людям зарплату...

Кстати, именно для того, чтобы начать жить по средствам, Правительство и внесло в Госдуму закон о секвестре бюджета. Он предусматривает на четверть снизить федеральные расходы. Да, это больно, тяжело, неприятно! Легче быть добреньким и обещать всем, что дадим денег. Но дать-то можно только реальные рубли. В этом различие программы Правительства от высказываний того же Селезнева, Илюхина, которые говорят: давайте печатать деньги.

Но ведь если мы проведем сейчас эмиссию, то случится то же, что произошло в отдельных странах Восточной Европы в 40-е годы. В Венгрии, например, если б мы с вами пошли в ресторан году эдак в 1947-м, то нам принесли бы меню с одними ценами, а к тому моменту, когда надо платить по счету, цены успели бы уже подняться вдвое! В Германии зарплату выдавали три раза в день, и надо было успеть потратить эти деньги, потому что они быстро обесценивались. И у нас было бы то же самое... Причем любая эмиссия обогащает богатого, потому что, пока деньги дойдут до бедного, они успеют обесцениться.

- Жить по средствам - это, конечно, прекрасно. Но ведь в числе тех бюджетников, которые пострадают от запланированного Правительством сокращения государственных расходов, будут и организации здравоохранения, культуры, образования. А они и без того давно уже живут "не по средствам", в смысле - практически не получают необходимых им денег...

- Это распространенное заблуждение, что в результате секвестра обиженными окажутся образование и здравоохранение. Наоборот! Парадокс в том, что в секвестрированном бюджете доля их становится больше, чем при фактическом исполнении. Почему? Да обычная житейская практика. Когда денег всем не хватает, то их получает тот, кто посильнее, у кого есть "ходы" в Минфин, в Правительство. А для действительно бедных и несчастных - для той же Третьяковки, где собрались интеллигенты, которые и ругаться-то не умеют, - для них денег, как правило, не остается. А тут, если мы убрали незащищенные статьи бюджета, а оставили защищенные, то распределение средств будет справедливым. И казначейство сможет четко отслеживать исполнение на все 100 процентов. Вот для чего необходимо снижение федеральных расходов. Принцип сначала собрать, а потом заработать, неверен. Надо сначала заработать, а потом собрать...

- Сколько же теперь предприятия в общей сложности будут отдавать государству?

- В Налоговом кодексе мы закрепили снижение уровня сбора до 32 процентов от валового продукта. Это по всей совокупности налогов, не только по федеральным. И - запретить всякие дополнительные сборы. На сегодня государство в той или иной форме забирает больше половины валового продукта предприятия. Доля федеральных налогов в этом "пироге" невелика: в отдельные месяцы мы собирали всего 7 процентов, предел мечтаний - 12 процентов, а в этом году надеемся выйти на 14. Но ведь есть еще областные, региональные, местные налоги, есть отчисления во внебюджетные фонды: Пенсионный, обязательного медицинского, социального страхования, фонд занятости. Да плюс еще чисто российское изобретение - налог натурой. Это когда государство командует: МПС должно перевезти солдат в Чечню. Или - не отключать в школах и больницах электроэнергию.

Налогов, не учтенных законодательством, быть не должно. Мы сейчас добиваемся отмены их десятками, тех же аэропортных сборов. И должны до введения кодекса закончить эту работу. Осталось убрать полторы сотни местных налогов, не указанных в кодексе.

Вторая задача - убрать плохие налоги. Например, все налоги с оборота, которые душат предприятия. Налог с оборота хорош, когда высока инфляция, а рентабельность - 50 процентов. В этом случае берем 2 процента в дорожный фонд, это 4 процента от прибыли - не так страшно. А когда рентабельность 5 процентов, как сейчас у многих, то 2 процента с валового оборота в дорожный фонд - это отдать 40 процентов прибыли! Эти налоги- убийцы мы из кодекса полностью выкидываем.

Зато идем на увеличение доли косвенных налогов. Для рядового налогоплательщика они не так заметны, а для бюджета очень существенны. Взять хотя бы акцизы. Благодаря указам Президента и постановлениям Правительства мы чуть-чуть навели порядок на алкогольном рынке, а в итоге поступление акцизов в федеральный бюджет увеличилось втрое!

- Александр Петрович, наверно, ваша система чувствует конкуренцию со стороны другой "системы налогообложения" - бандитской, криминальной? У вас есть данные, насколько они сопоставимы? И собирается ли государство бороться с нелегальной системой сбора налогов?

- Первое, что мы делаем: просим Верховный Суд разрешить нам взимать налог с нелегального дохода. Это принципиально важная вещь. Иначе получается, что мы льготируем человека, занимающегося нелегальным бизнесом. Ведь вы платите налоги с вашей зарплаты, а он со своих доходов - нет. Если будет доказано, что человек получил какие-то доходы (неважно, каким путем), эти доходы должны облагаться налогом! Во многих случаях, я думаю, для него это будет пострашнее, чем сесть в тюрьму. Мы не вступаем в противоречие с уголовным правом. И не освобождаем от уголовной ответственности, но заплатить налоги и штрафы с укрываемого дохода человек обязан. Вы представляете, какие в этом случае будут штрафы!

Второе: малые предприятия. Почему система рэкета, при всем моем неприятии ее, подчас более правильная, чем государственное налогообложение? Они определяют, сколько та или иная торговая точка в состоянии реально дать, и собирают именно эту сумму. Мы же на магазинчик с одним продавцом насылаем 42 вида налогов! Заставляем директора заполнять кучу бумажек, присылаем инспекторов. И наши затраты часто не оправдывают всей суммы взимаемых налогов.

Сейчас под руководством Евгения Ясина отрабатываются варианты патентного обложения, вмененного налога. Смысл очень простой. У вас парикмахерская с двумя мастерами. Вы платите единственный определенный для вас налог - скажем, 135 миллионов в год. И все! По этому принципу работают во многих странах, он себя оправдал. В этом случае предпринимателю легче и лучше заплатить легальный налог, чем уходить от него. При этом государство должно гарантировать защиту малого предприятия от рэкета. Хотя, конечно, тут надо точно определить, что такое малый бизнес. У нас этот бизнес ограничен по численности работающих, но не по суммам. Какая-нибудь нефтеторговая фирмочка: по численности - малое предприятие, а через нее проходят платежечки на несколько сот миллиардов или триллионов рублей!

Есть очень интересные виды бизнеса, где крутятся "теневые" деньги. Так, мы планируем освободить от налога на прибыль... казино! Сейчас они платят 90- процентный налог, который был введен для того, чтобы собирать с акул мирового капитализма большие деньги. Но если вы добавите к этому налогу все остальные сборы, то получится, что казино должно отдавать больше, чем оно зарабатывает. Естественно, большинство казино у нас убыточные! И чтобы их проконтролировать, надо в каждое ставить вооруженную налоговую полицию и весьма часто менять полицейских.

Мы подумали и решили: со следующего года будем брать с них сбор со стола. Довольно большой - порядка 8 - 100 млн. в месяц с каждого стола. Но ведь и реальные доходы там крутятся огромные. И в этом случае их уже не скроешь. Пришли раз в месяц, подсчитали, сколько столов, сверили с лицензией, если нарушения - отобрали лицензию. И все. Между прочим, руководители казино с этим согласны. Они считают, что их бизнес должен стать легальным. А вот те, кто в своем казино "отмывает" деньги, вылетят в трубу, поскольку не смогут доказать свой оборот.

Лотереи. Сейчас готовим поправки к закону, который в первом чтении уже принят Думой. Их суть: мы национализируем лотерею в Российской Федерации. Полностью! Потому что более криминальный рынок трудно придумать. Когда вы подходите к киоску и покупаете "стиралку" - очень популярный вид лотереи,- там написано, что 50 процентов средств идет на выигрыш. Это неправда. Проводились замеры: выигрыши составляют всего от 2 до 11 процентов, а вовсе не 50! А мы любим играть... В прошлом году в России продано лотерейных билетов на 26 триллионов рублей! Бедная страна, а люди продолжают покупать билеты и участвовать в этих лотереях. Государство же получило от них фигу с маслом. А в нормальных странах - до четверти дохода!

- У вас есть статистика, сколько у нас в России сейчас официальных "долларовых" миллионеров и есть ли миллиардеры?

- Миллиардеров нет, а миллионеров достаточно много. Я имею в виду по доходам. В этом году несколько десятков человек - все из мира бизнеса - имели доходы с порядком цифр за миллион долларов. Причем это наши люди, не иностранцы. Они пошли на то, чтобы платить такие налоги! Мало того, некоторые из них подходят и спрашивают: скажи, правда, я больше всех заплатил? И огорчается, если узнает, что нет...


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Александ-Починок-о-налоговой-реформе-конца-1990-х

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Марина КРЮЧКОВА, Татьяна ФОМИНОВА, Александ Починок о налоговой реформе конца 1990-х // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.06.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Александ-Починок-о-налоговой-реформе-конца-1990-х (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Марина КРЮЧКОВА, Татьяна ФОМИНОВА:

Марина КРЮЧКОВА, Татьяна ФОМИНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1445 просмотров рейтинг
24.06.2016 (2835 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Нравы 1990-х. Министр... борется с голодом в казино (фельетон)
Каталог: Экономика 
2709 дней(я) назад · от Alexander Klepatski

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Александ Починок о налоговой реформе конца 1990-х
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android