Libmonster ID: RU-13347
Автор(ы) публикации: А. К. КИСЛОВ

История Соединенных Штатов Америки знает немало примеров того, как та или иная национальная или религиозная группировка пыталась оказывать давление на федеральное правительство с целью заставить его поддержать определенное государство или выступить против него. Этот политический феномен проявлялся буквально с первых лет существования США. Достаточно вспомнить о бурных протестах ирландских эмигрантов против заключенного в 1794 г. англо-американского договора "о дружбе, торговле и мореплавании" (так называемого договора Джея - по имени подписавшего его первого председателя Верховного суда США Дж. Джея), который должен был урегулировать старые споры между Англией и США, связанные с выполнением Версальского мирного договора 1783 г., и новые конфликты, вызванные англофранцузскими войнами. Характерно, что граждане США - выходцы из Ирландии выступали в данном случае не против того, что договор Джея был не вполне равноправным, а против самого факта соглашения с Англией, которая рассматривалась ими как государство, угнетающее их бывшую родину. Известны так же настойчивые попытки американцев голландского происхождения втянуть США в войну с Англией на стороне буров во время англо- бурской войны (1899 - 1902 гг.), активизация деятельности значительной части американцев немецкого происхождения в пользу фашистской Германии в 1930-е годы и т. д.

Американский еженедельник "Time" заметил по этому поводу, что "политическое давление, основанное на этнической лояльности, является частью американской демократии". В статье под характерным названием "Существует ли еврейская внешняя политика?" этот еженедельник подчеркивал, что "ни одна из национальных групп, однако, не может идти ни в какое сравнение с 6 миллионами американцев еврейского происхождения в отношении экономической и политической поддержки, оказываемой ими другой стране"1 , а именно Израилю. Как свидетельствуют факты американской политической жизни, с этим утверждением трудно не согласиться, однако при одной, но весьма существенной оговорке: речь может и должна идти не вообще об американцах еврейского происхождения, а о сионистах.

Разрабатывая теоретические основы национального вопроса, и в частности марксистского подхода к такому явлению, как националистическая идеология (в том числе и сионистская), В. И. Ленин указывал, что правильно понять факты национальной жизни можно только в том случае, "если смотреть на нее по-марксистски, т. е. с точки зрения классовой борьбы, если сличать лозунги с интересами и политикой классов, а не с пустыми "общими принципами", декламациями и фразами"2 . Из этого следует исходить и при рассмотрении вопроса о роли сионис-


1 "Time", 16.III.1970, р. 17.

2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 119.

стр. 48


тов в политической жизни США вообще и об их связях с Белым домом в частности.

Первые еврейские иммигранты - небольшая группа беженцев, спасавшаяся от испано- португальских гонений в Бразилии, - прибыли на территорию США еще в 1654 году. В XIX в. еврейская иммиграция в США была уже весьма значительной (число американцев еврейского происхождения приближалось в конце века к 1 млн.), и, как указывается в опубликованном в США в 1970 г. труде "Расовое влияние на американскую внешнюю политику", еще в XIX в. иммигранты-евреи, как и представители ряда других национальностей, пытались оказывать влияние на выработку внешней политики США, впрочем, далеко не всегда успешно3 . В этом отношении еврейские иммигранты в тот период ничем не отличались от иммигрантов других национальностей. Правда, в "Энциклопедии по вопросам сионизма и Израиля", изданной в Нью-Йорке в 1971 г., делаются попытки доказать, что "задолго до возникновения современного политического сионизма значительная часть общественного мнения в Соединенных Штатах Америки благоприятно относилась к идее восстановления еврейского национального очага в Палестине"4 . Однако в подтверждение этого высказывания авторы энциклопедии смогли сослаться лишь на написанное президентом США Дж. Адамсом в октябре 1818 г. письмо, в котором говорилось о желательности создания независимого еврейского государства в Палестине и распространения на евреев "всех привилегий граждан во всех частях мира", а также на представленный президенту Б. Гаррисону 5 марта 1891 г. чикагским протестантом У. Блэкстоуном "меморандум", призывающий помочь переселению "преследуемых евреев России" в Палестину (среди 413 человек, подписавших этот меморандум, был и конгрессмен У. Мак-Кинли, ставший впоследствии президентом США)5 .

В действительности лишь в конце прошлого века после выхода на общественно- политическую арену сионизма с его широковещательной программой "окончательного разрешения еврейского вопроса" путем создания еврейского государства на территории Палестины, а особенно после того, как сионизм, по существу, стал не только официальной идеологией Израиля, но и разветвленной, охватывающей многие страны системой организаций и политической практикой крупной еврейской буржуазии, тесно сросшейся с монополистическими кругами США и других империалистических держав, определилась та роль, которую играет "еврейский (вернее, сионистский. - А. К.) фактор" в политической жизни США. Суть этого явления состоит в том, что с самого начала сионизм проявил себя как реакционная, антинародная, буржуазно-националистическая идеология и политика буржуазии еврейского происхождения, заняв важное место в общем арсенале средств борьбы империалистических кругов со (всем передовым и прогрессивным.

В американской политической литературе, посвященной вопросам появления и распространения сионизма в США, довольно единодушно высказывается мнение, что широкие контакты сионистского лобби6 с


3 См. "Racial Influence on American Foreign Policy". Ed. by George W Shepherd Jr. N. Y. -L. 1970, pp. 65 - 66.

4 "Encyclopedia of Zionism and Israel". Ed. by Raphael Potai. N. Y. 1971, p. 1156.

5 Ibid.

6 В американской политической литературе термин "лобби" означает систему организаций или отдельных лиц (лоббистов), оказывающую с помощью различных легальных, а подчас и нелегальных методов давление на законодательные и исполнительные органы власти США с целью распространения влияния стоящих за лоббистами групп. Система лоббизма - один из важнейших рычагов осуществления власти монополистического капитала. Под понятием "сионистское лобби" в статье подразумевается совокупность американских сионистских и просионистских организаций и деятелей, которые стремятся оказать воздействие на выработку прежде всего внешнеполитического курса США в выгодном для международного сионизма и Израиля плане, а также обеспечить максимально возможную финансовую, политическую, пропагандистскую и иную поддержку международному сионизму и Израилю.

стр. 49


исполнительной властью США и прежде всего с Белым домом начались после избрания президентом страны в 1912 г. В. Вильсона. Многие авторы связывают это с тем влиянием, которое имел на Вильсона один из виднейших деятелей американского сионизма, президент Сионистской организации Америки Л. Брэндейс, близкий и доверенный советник президента. Вильсон даже назначил Брэндейса в 1916 г. членом Верховного суда США, что встретило решительную оппозицию сената, так как это был первый случай назначения в Верховный суд еврея. Тем не менее утверждение Брэндейса состоялось, и он не только занимал этот пост до 1939 г., но и фактически положил начало традиции, согласно которой при всех последующих президентах (за исключением Никсона) одним из членов Верховного суда США обязательно был американец еврейского происхождения.

Именно при Вильсоне 31 августа 1918 г. Белый дом опубликовал письмо президента одному из американских лидеров сионизма, С. Уайзу, в котором выражалось "удовлетворение в связи с прогрессом сионистского движения... в период, прошедший после обнародования деклараций Бальфура"7 . Это письмо, указывается в "Энциклопедии по вопросам сионизма и Израиля", явилось "первым документом в длинной серии заявлений с выражениями симпатии к делу сионизма, сделанных американскими президентами"8 . Как утверждается, и, видимо, с достаточными основаниями, в некоторых американских работах, сама декларация Бальфура, рассматриваемая сионистами в качестве "юридического основания" их претензий на Палестину, была подготовлена при участии и консультации если не непосредственно самого Вильсона, то, во всяком случае, одного из его ближайших советников, Брэндейса. В подтверждение этой точки зрения ссылаются, в частности, на визит Бальфура в мае 1917 г. в Вашингтон и его встречи там с Вильсоном и Брэндейсом. При этом отмечают, что инициатива относительно встречи с последним исходила от английского министра. Есть также данные о том, что окончательный проект декларации был направлен Брэндейсу еще до того, как секретари Бальфура положили его на стол своему непосредственному начальнику. Во всяком случае, известно, что еще в середине октября 1917 г. специальный представитель Вильсона полковник Хауз информировал английское правительство о том, что окончательная формула в отношении сионистского движения, предложенная последним, одобрена президентом9 .

Столь большое внимание, проявленное Белым домом уже в то время к проблемам, поднимаемым на щит сионистами, свидетельствует о том, что еще в годы первой мировой войны в Соединенных Штатах сложилось весьма влиятельное сионистское лобби, которое, по выражению газеты "The New York Times", превратилось впоследствии "в одно из самых влиятельных в вашингтонском субправительстве"10 . Можно привести немало примеров усиления влияния этого лобби на Белый дом в конце второго десятилетия нынешнего века. Так, упоминавшееся выше письмо Вильсона с выражением поддержки сионизму было, видимо, написано без консультации с государственным секретарем США Р. Лансингом, который не только не поддерживал идею образования еврейского государства в Палестине, которую сионисты взяли на свое вооружение, но и в специальном меморандуме, подготовленном в сентябре


7 Эта "декларация" представляла собой письмо министра иностранных дел Англии Бальфура барону Ротшильду от 2 ноября 1917 г., в котором выражалось согласие Англии "а создание в Палестине еврейского "национального очага".

8 "Encyclopedia of Zionism and Israel", p. 1156.

9 Cm. "Great Jewish Personalities in Modern Times". Ed. by Simon Noveck. Clinton, 1960, pp. 309 - 310; "America First. The Mideast Problem in the Light of America's Traditional Policy of Non-intervention". Washington. 1971, p. 12; "Encyclopedia of Zionism and Israel", p. 1156.

10 "The New York Times", 6.IV. 1970.

стр. 50


1918 г. для членов американской делегации на Парижской мирной конференции, предусматривал создание в Палестине автономного государства под чьим-либо протекторатом, не упоминая при этом о специальном статусе для евреев. Тем не менее в заявлении, опубликованном в Вашингтоне 2 марта 1919 г., Вильсон вновь заявил о своем "личном одобрении декларации британского правительства, касающейся чаяний и исторических претензий еврейского народа в отношении Палестины", и выразил уверенность, что все союзные державы дадут согласие на создание в Палестине "основ еврейского государства"11 . Даже вывод состоящей из одних американцев "международной" комиссии по изучению настроений населения Сирии, частью которой в то время считалась Палестина (так называемой комиссии Кинга - Крейна), о том, что необходимо отказаться от плана образования еврейского государства в Палестине, не поколебал позицию Вильсона, а сам доклад этой комиссии был положен под сукно и на Парижской мирной конференции даже не обсуждался12 . Более того, когда в феврале 1920 г. встал вопрос о будущих границах Палестины, тяжело больной тогда Вильсон по просьбе Брэндейса дал указание представителям США в Париже поддержать требование сионистов о включении в границы Палестины экономически важной долины реки Эль-Литании, а также западных и южных склонов горного массива Хермон (то есть части нынешней территории Ливана).

Усилившиеся в последующие годы в США изоляционистские тенденции отодвинули на второй План все внешнеполитические проблемы, в том числе и палестинскую. Тем не менее президент У. Гардинг, который пришел в Белый дом после Вильсона, подписал принятую сенатом и палатой представителей 11 сентября 1922 г. совместную резолюцию, включающую в себя положения декларации Бальфура, что сионисты расценили как моральную поддержку своим планам. Однако, несмотря на этот шаг Гардинга, США, рассматривавшие в период между двумя мировыми войнами Ближний Восток как в основном сферу влияния Англии, особой политической активности в этом районе не проявляли. Однако уже тогда американские монополии энергично включились в борьбу за установление контроля над ближневосточными нефтяными богатствами и в этой борьбе все активнее использовали поддержку государственных органов США. В этом отношении какой-либо особой разницы между политикой республиканских администраций и политикой, которую проводил в первые годы пребывания в Белом доме президент Ф. Д. Рузвельт, представлявший демократическую партию, не было.

По мере приближения второй мировой войны деятельность сионистов в США значительно активизировалась. Усилилось и их давление на Белый дом, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, с конца 20-х - начала 30-х годов завязываются все более тесные связи между руководством Всемирной сионистской организации и видными представителями американского финансового капитала. Если еще в начале 20-х годов международный сионизм делал главную ставку на Англию, и попытка американских сионистов, в частности Брэндейса, прорваться к непосредственному руководству Всемирной сионистской организацией потерпела неудачу, то к концу 30-х годов отношения сионистов с Англией, которая, заигрывая с правящими кругами арабских стран, стала ограничивать еврейскую иммиграцию в Палестину, заметно охладели. Особенно обострились эти отношения после того, как английское правительство ввиду провала созванной под его эгидой Лондонской конференции, имевшей целью найти какой-то компромисс между позициями правителей арабских стран и сионистов, опубликовало 7 мая 1939 г. так называемую "Белую книгу", которая значительно сокращала квоту еврейской иммиграции, а через пять лет, то есть с 1944 г., вообще обус-


11 "Encyclopedia of Zionism and Israel", p. 1157.

12 См. "Дипломатический словарь". Т. II. М. 1961, стр. 52.

стр. 51


ловливала ее согласием местных арабских властей (получить которое сионисты, естественно, не рассчитывали). По словам самих сионистов, в период между опубликованием "Белой книги" и созданием государства Израиль они "рассматривали Англию как величайшее препятствие на пути к осуществлению их надежд"13 . Отсюда все большая ставка сионистов на США. Однако выбор Соединенных Штатов в качестве центра международного сионизма объясняется и другими, гораздо более весомыми причинами. Именно в США уже тогда находились самые многочисленные и самые мощные с точки зрения финансовых возможностей сионистские и просионистские организации, которые в своей деятельности опирались на самую многочисленную в мире еврейскую общину, тесно связанную с монополистическим капиталом и аппаратом управления. Сионисты рассчитывали, и, как показал опыт, не без основания, легко и быстро распространить свое влияние на значительную часть евреев, живущих в США, демагогически используя в своих целях нацистские гонения на евреев и разжигая буржуазно-националистические настроения среди американцев еврейского происхождения. Сионистские лидеры считали сложившуюся ситуацию настолько благоприятной для расширения и укрепления своих позиций на политической арене США, что открыто делали ставку также на вовлечение в орбиту своего влияния многих честных американцев нееврейского происхождения, искренне выступавших против зверств фашизма. Что касается непосредственно Рузвельта, то он по вопросам, связанным с сионизмом, занимал, как правило, осторожную, если не сказать двусмысленную, позицию. С одной стороны, от его имени сионистским кругам давались, например, заверения в том, что американское правительство никогда не одобряло английской "Белой книги" 1939 г.; с другой - в закрытых дипломатических нотах правительствам арабских стран сообщалось, что США никогда не выступали с осуждением этого документа и что никакого решения по вопросу о Палестине США не примут без консультаций с арабами и евреями. Такую двойственность можно отчасти понять, учитывая то сложное и опасное положение, которое сложилось на Ближнем Востоке в первые годы второй мировой войны, особенно во время наступления немецко-итальянской армии Роммеля на Египет.

Во-вторых, в эти же годы ускорился перевод руководящих органов международного сионизма из Западной Европы, и прежде всего из Англии, в США, который завершился вскоре после окончания войны. Американские правящие круги не оказывали никакого противодействия этому. В последние военные и первые послевоенные годы особенно бурно развивались два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: усиление и расширение проникновения американского капитала в страны Ближнего Востока и захват им в этом районе доминирующих экономических и военно-стратегических позиций, а с другой стороны, рост численности и активизация деятельности сионистских организаций в США. Именно в эти годы сионисты, широко используя в своих целях основную массу американцев еврейского происхождения и даже многих американцев другой национальной и религиозной принадлежности, начинают оказывать все возрастающее влияние на политическую жизнь США. Помимо указанных выше, это объясняется рядом факторов, из которых в первую очередь нужно назвать следующие.

Влиятельные финансовые и экономические позиции, которыми располагает верхушка американской еврейской буржуазии, к тому же значительно расширившая и укрепившая в последние десятилетия свои контакты с крупнейшими монополистическими группировками США, которые раньше не имели тесных связей с монополистической буржуа-


13 Th. Draper. Israel and World Politics. Roots of the Third Arab-Israel War. N. Y. 1968, p. 5.

стр. 52


зией еврейского происхождения. При этом следует особо подчеркнуть, что значительная часть средств массовой информации и пропаганды США находится под прямым контролем представителей еврейской буржуазии.

Сосредоточение основной массы американцев еврейского происхождения в нескольких районах, имеющих особо важное значение для жизни страны. Приблизительно 2,4 млн. евреев (40% всех американцев еврейского происхождения) проживают в Нью-Йорке, составляя более четверти его населения. Около 13% американцев еврейского происхождения приходится на штат Калифорния, в котором живет около 700 тыс. евреев (из них примерно 550 тыс. - в Лос-Анджелесе). Крупные и влиятельные еврейские общины сложились также в таких важных центрах, как Филадельфия (штат Пенсильвания) - более 330 тыс., Чикаго (штат Иллинойс) - около 270 тыс., Бостон (штат Массачусетс) - около 180 тыс. человек и т. д. Значительные группы еврейского населения имеются в штатах Нью-Джерси (около 390 тыс.), Флорида (около 190 тыс.), Огайо (около 160 тыс. чел.) и в некоторых других14 . А это как раз те штаты, которые посылают наибольшее число делегатов на национальные съезды как демократической, так и республиканской партий и дают наибольшее число выборщиков президента.

Влияние евреев как одной из этнических групп США на выборах нельзя, однако, сводить только к голосам примерно 3 млн. активных избирателей еврейской национальности, которыми располагает американский электорат. Газета "The New York Times" цитировала как-то одного из сенаторов с Дальнего Запада США, заявившего, что "в его штате только одна или две тысячи евреев, но все они вносят финансовый вклад в его избирательную кампанию"15 . Не могут, естественно, не учитывать этого фактора и претенденты на кресло в Белом доме, тем более что взносы американцев еврейского происхождения в предвыборные фонды того или иного кандидата в президенты могут быть весьма весомыми, ибо средний уровень жизни и доходов евреев в США значительно выше среднеамериканского уровня16 .

Существует и другой, возможно, не менее важный, аспект помощи, которую оказывают представители американцев еврейского происхождения кандидатам на общенациональных и местных выборах. Он связан прежде всего с влиятельными позициями американской еврейской буржуазии в органах массовой информации и пропаганды США, а также с тем опытом работы в этой области, которым располагают многие ее ставленники. Как указывала та же "The New York Times", "часть наиболее важной помощи, предоставляемой евреями кандидатам, заключается не в деньгах, а в той работе, которую они проводят как сотрудники аппарата того или иного кандидата, разрабатывая стратегию и планы кампаний, составляя речи и подготавливая телевизионные рекламные передачи"17 . Что же касается непосредственно Белого дома,


14 "American Jewish Year Book. 1970". Philadelphia. 1970, pp. 345 - 352.

15 "The New York Times", 6. IV. 1970.

16 Так, по данным, опубликованным в журнале "Newsweek", уже к 1965 г. 57% еврейских семей в США получали доход, превышающий 7 тыс. долл. в год, в то время как в целом по США таким доходом пользовалось, лишь 35% семей. С тех пор эта пропорция, судя по сложившимся на протяжении всего послевоенного периода тенденциям, могла если и изменяться, то лишь в пользу американцев еврейского происхождения. Это, конечно, не означает, что американским евреям незнакома нищета. Наоборот, но данным того же еженедельника, более 13%, или 800 тыс., американцев еврейского происхождения живут на уровне или ниже официально признанного в США уровня бедности ("Newsweek", 1.III.1971, pp. 45, 47). Но сионисты на них и не рассчитывают. Они делают ставку именно "а буржуазную прослойку евреев. Так, по данным израильской газеты "Гаарец", в 1970 г. из проживающих в Нью-Йорке 800 тыс. еврейских семей пожертвования сионистам сделали менее 20%, причем более половины общей суммы в 62 млн. долл. было внесено 864 семьями миллионеров (см. "Мировая экономика и международные отношения", 1972, N 6, стр. 20).

17 "The New York Times", 6.IV. 1970.

стр. 53


то, по словам отнюдь не антисемитски настроенных (а таких немало в США) американских экспертов, занимающихся проблемами жизни американских евреев, "нельзя игнорировать и тот впечатляющий факт, что к штату Белого дома прикомандированы евреи, которые находятся в нем, как можно предположить, для того, чтобы: с одной стороны, консультировать президента относительно взглядов, преобладающих среди американских евреев по тем или иным вопросам, а с другой - быть своего рода связными между еврейской общиной и президентом. Сколь бы неопределенной и неясно очерченной она ни была, так называемая еврейская точка зрения стала фактором, с которым приходится считаться на самых высоких уровнях политического влияния"18 . "Американские президенты, начиная с Рузвельта и кончая Джонсоном, по традиции назначали в штат Белого дома людей, которые занимались вопросами, получившими наименование "еврейского портфеля", или "еврейских дел", - отмечал журнал "The New Leader"19 .

Необходимо, наконец, учитывать существование в Соединенных Штатах Америки широкой и разветвленной сети сионистских и просионистских организаций, охватывающих значительную, если не большую, часть взрослых американцев еврейского происхождения20 и могущих быстро и весьма ловко организовать в местных масштабах или в масштабах всей страны ту или иную политическую кампанию, в которую часто оказываются вовлеченными и американцы других вероисповеданий и национального происхождения. Арсенал средств, используемых в ходе таких кампаний, весьма широк и разнообразен. В него входят активнейшая работа со средствами массовой информации и пропаганды США, открытый и скрытый шантаж общественных и государственных деятелей, не исключая и хозяев Белого дома, организация различных демонстраций, митингов, обедов и других сборищ, которые иногда принимают откровенно хулиганский характер, подчас открытые угрозы, нападения, поджоги, убийства и многое другое.

За примерами далеко ходить не надо. По подсчетам американских журналистов, из каждых семи редакционных статей в американской печати, посвященных ближневосточному кризису, шесть написаны с явно произраильских позиций. Стоит лишь, отмечал известный вашингтонский обозреватель Р. Эванс, появиться где-либо статье, которая может рассматриваться как антиизраильская, как происходит нечто невообразимое: со всех концов страны в газету начинают поступать критические письма, но чувствуется, что все они направляются одной "невидимой" рукой, так как и содержание и формулировки в них одни и те же. И это постоянная практика, добавлял Эванс21 . О том, как достигается подобная синхронность, рассказал как-то в порыве откровенности один из руководителей сионистского лобби в Вашингтоне, вице-президент и фактический руководитель так называемого Комитета по американо-израильским общественным отношениям И. Кенен. "Когда возникает трудная ситуация, я посылаю инструктивное письмо примерно 700 лицам, которые, в свою очередь, вступают в контакт с национальными и местными руководителями еврейской общины Америки, а также с Вашингтонскими деятелями. Я могу также вызвать их к себе в контору, чтобы на-


18 "The Ghetto and Beyond". Essays on Jewish Life in America. Ed. by Peter L. Rose. N. Y. 1969, p. 72.

19 "The New Leader", 27.XII. 1971, p. 6.

20 Только открыто сионистские организации США объединяют сейчас около 750 тыс. чел., или каждого четвертого взрослого американца еврейского происхождения ("Political Affaires", 1971, N 8, p. 40). Кроме того, многие сотни тысяч американцев еврейского происхождения, не желающих прямо связывать себя с сионизмом, входят в многочисленные другие еврейские организации, которые, формально не являясь сионистскими, на практике по многим важным вопросам и прежде всего по вопросам поддержки Израиля и антисоветской деятельности стоят практически на сионистских позициях.

21 "National Journal", 8.I.1972, p. 69,

стр. 54


сторожить в отношении того, что происходит, и потребовать от них принять все возможные меры. Например, в случае, если какие-то сенаторы не подписали необходимый документ, я прошу сделать в отношении этих сенаторов все возможное"22 . Разумеется, это лишь один из методов, с помощью которых сионистское лобби добивается или, во всяком случае, пытается добиться своих целей.

Не свободен от давления сионистского лобби и Белый дом. Журнал "Newsweek" сообщал, что в конце ноября 1971 г. "по настоянию Израиля" в Вашингтоне должны были собраться "руководители основных еврейских организаций США с тем, чтобы заявить президенту, что если Израиль не получит запрашиваемые истребители-бомбардировщики "Фантом", то Никсон рискует потерять голоса и поддержку евреев на выборах 1972 года"23 . (Характерно, что уже 30 декабря 1971 г. в Вашингтоне стало известно, что решение о возобновлении поставок "Фантомов" Израилю Белым домом принято.)

В последние годы скандальную известность приобрели бандитские действия так называемой "Лиги защиты евреев". Однако американские сионисты имеют давние традиции организации различных хулиганских манифестаций, которые подчас ставят в щекотливое положение официальный Вашингтон. Еще 15-летним (подростком главарь "Лиги защиты евреев" М. Кахане принимал в 1947 г. участие в такого рода демонстрациях, организованных сионистами против прибывшего в США английского министра иностранных дел Э. Бевина, правительство которого, по их мнению, препятствовало якобы созданию государства Израиль. Известно также, что и без того серьезные трения в отношениях между США и Францией были обострены действиями сионистов во время визита президента Ж. Помпаду в США в феврале 1970 года. Сионисты организовали тогда "демонстрации протеста" против позиции Франции, осудившей экспансионистские акты Израиля. Их выступления приобрели столь шумный и наглый характер, что возник даже вопрос о досрочном прекращении визита Помпиду. Дело приняло настолько деликатный характер, что накануне посещения французским президентом цитадели американского сионизма - Нью-Йорка - представители Белого дома сочли необходимым специально обратиться к израильскому посольству в Вашингтоне с просьбой оказать содействие в прекращении хулиганских выходок сионистов. В связи с подобной ситуацией, подчеркивала "The New York Times", возник даже вопрос, "не является ли странным такое положение, при котором правительство США обращается в иностранное посольство с просьбой оказать помощь в деле установления контроля над поведением американских граждан?"24 . Просьба Белого дома была, правда, уважена, и антифранцуэские манифестации американских сионистов пошли на убыль. Тем не менее мэр Нью-Йорка Дж. Линдсей, учитывая, надо полагать, настроения своих избирателей еврейского происхождения, составляющих четверть электората города, постарался избежать встреч с президентом Франции. Зато в конце февраля 1970 г. Линдсей появился во Флориде на конференции сионистских организаций США и Канады, где выступил с призывом отказаться от "нейтралитета" на Ближнем Востоке и усилить поддержку агрессивной политики Тель-Авива.

Приведенные факты (а их гораздо больше) достаточно ясно показывают, какими средствами и методами добиваются американские сионисты своих целей.

В законченном виде цели американских сионистов были впервые сформулированы в так называемой Билтморской программе, одобренной


22 Ibid., p. 63.

23 "Newsweek", 22.XI.1971, р. 10.

24 "The New York Times", 6.IV.1970.

стр. 55


Сионистской организацией Америки 11 мая 1942 года. Эта программа, проект которой, кстати сказать, был подготовлен будущим премьер-министром Израиля Д. Бен-Гурионом в Палестине, "стала затем официальной политикой Всемирной сионистской организации"25 . Программа требовала создания еврейского государства, включающего всю Палестину, формирования еврейской армии, аннулирования английской "Белой книги" 1939 г. и разрешения неограниченной еврейской иммиграции в Палестину. Годом позже эта программа была утверждена Американской еврейской конференцией, на которой были представлены все крупные еврейские организации США, что открыло перед сионистами дополнительные широкие возможности для распространения своей идеологии и, следовательно, своего влияния среди американцев еврейского происхождения. Недаром журнал "The American Zionist" писал недавно, что Билтморская программа и ее утверждение "в сущности, сионизировали американскую еврейскую общину"26 .

Еще в годы второй мировой войны американские сионисты, используя весь арсенал средств, имевшихся в их распоряжении, предпринимали энергичные попытки добиться официальной поддержки Вашингтоном своих целей. Во многом они преуспели. Законодательными собраниями ряда штатов были приняты явно просионистские резолюции. - Во время предвыборной кампании 1944 г. обе главные американские буржуазные политические партии в своих предвыборных программах высказались за "открытие" Палестины для неограниченного числа еврейских иммигрантов и в поддержку создания там "свободного и демократического еврейского государства". Правда, Белый дом, учитывая, что боевые действия в районе Средиземноморья еще продолжались, и не желая, видимо, обострять отношения с арабскими странами, резко протестовавшими против создания еврейского государства на территории Палестины, выступил против того, чтобы эти положения предвыборных программ были официально одобрены конгрессом США. Белому дому, в частности, удалось убедить конгресс не принимать специальной резолюции, которая была подготовлена по этому вопросу и в поддержку которой высказались 411 из 535 членов конгресса США 78-го созыва.

Что же касается самого Рузвельта, то он по-прежнему стремился, во всяком случае, публично, не связывать себе руки открытой поддержкой требований сионистов, в то же время давая понять последним, что они могут рассчитывать по меньшей мере на его благожелательность. "Рузвельт, - подчеркивается в книге "Рождение Израиля. Развороченная дипломатическая постель", - лично не выступал в поддержку сионистской программы. Однако он поручил раввину Стефану Уаизу (один из лидеров американских сионистов того времени. - А. К.) заявить представителям печати, что президент полностью поддерживает пункт платформы демократической партии, касающийся Палестины. Он направил также ежегодной конференции Сионистской организации Америки специальное послание, которое должно было быть зачитано сенатором от штата Нью-Йорк Робертом Ф. Вагнером. В этом послании Рузвельт обещал "в случае избрания (на выборах 1944 г. - А. К.) помочь претворить в жизнь пункт программы демократической партии о Палестине"27 .

Еще более активно Белый дом начал поддерживать требования сионистов после того, как 12 апреля 1946 г. кресло в нем занял Г. Трумэн. С его прямого одобрения уже в декабре 1945 г. в обеих палатах конгресса США были приняты подавляющим большинством голосов просионистские резолюции. И если Рузвельт не шел в основном дальше общих заявлений с выражениями симпатии и поддержки сионистам,


25 H. B. Ellis. The Dilemma of Israel. Washington. 1970, p. 25.

26 "The American Zionist", 1972, June, p. 5.

27 H. Feis. The Birth of Israel. The Tousled Diplomatic Bed. N. Y. 1969, p. 16.

стр. 56


то годы президентства Трумэна ознаменовались рядом важных и крупных практических шагов, способствовавших реализации требований сионистов. Вскоре после вступления на пост президента Трумэн поручил американскому делегату в Межправительственной комиссии по беженцам Э. Гаррисону расследовать положение с "еврейскими беженцами" и выяснить их "нужды и пожелания". 24 августа 1945 г. Гаррисон доложил, что перемещенные лица еврейской национальности "хотят быть немедленно эвакуированы в Палестину" и что "единственным реальным решением" проблемы может быть "быстрый допуск в Палестину ста тысяч евреев"28 . Препровождая выводы Гаррисона правительству Великобритании, Трумэн от своего имени настоятельно требовал, чтобы Англия предоставила разрешение на въезд в Палестину 100 тыс. евреев. В связи с тем, что английское правительство фактически отказалось пойти на удовлетворение этого требования, утопив решение этого вопроса в созданных по его предложению совместных англо-американских комиссиях по расследованию, 4 октября 1946 г. Трумэн вновь обратился к Англии с призывом немедленно, не дожидаясь решения проблемы создания "еврейского национального очага" в целом, допустить 100 тыс. еврейских иммигрантов в Палестину. Он даже предложил оплатить расходы по их транспортировке и оказать им финансовую помощь в деле освоения новых земель.

Смысл этого обращения Трумэна и время, когда оно появилось, были далеко не случайны. Дело в том, что предвыборная борьба, в ходе которой и демократы и республиканцы стремились приобрести голоса еврейских избирателей Нью-Йорка, достигла большого накала. Известно, что Трумэн выступил со вторым обращением к Англии после того, как кандидаты демократов на пост губернатора штата Нью-Йорк и сенатора от этого штата Дж. Мид и Г. Леман попросили Белый дом срочно сделать просионистское заявление. Они аргументировали эту просьбу тем, что республиканский кандидат на пост губернатора штата Нью-Йорк Т. Дьюи готовит аналогичное заявление. Однако обращение Трумэна к Англии отнюдь не помешало Дьюи обнародовать свое заявление, в котором утверждалось, что "не сто тысяч, а несколько сот тысяч" евреев должны быть немедленно допущены в Палестину29 .

Но, пожалуй, еще большее воздействие оказало сионистское лобби на Белый дом в ходе президентских выборов 1948 г., что особенно отчетливо проявилось в действиях США, связанных с созданием государства Израиль. Как известно, Соединенные Штаты проголосовали за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины, которая была одобрена 29 ноября 1947 года. Столкнувшись, однако, с решительным противодействием осуществлению этой резолюции со стороны Англии и арабских стран, США решили несколько изменить тактику и 19 марта 1948 г. внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции об установлении временной опеки над Палестиной. Характерно, что буквально на следующий день Трумэн поручил своему советнику С. Розенману связаться с руководителем Всемирной сионистской организации Х. Вейцманом и заверить последнего, что "в долгосрочной политике США, о которой Трумэн говорил с Вейцманом, не произошло и не произойдет никаких изменений". В ответ Вейцман позвонил другу Трумэна Э. Джекобсону и заявил последнему: "У тебя есть задание: держать для нас двери Белого дома открытыми"30 . Это поручение было выполнено. Касаясь широкой кампании, развернутой в то время сионистами в США, Трумэн писал в своих мемуарах: "Я не думаю, что когда-либо еще при мне на Белый дом оказывалось такое сильное давление и такой пропагандист-


28 "Encyclopedia of Zionism and Israel", p. 1158.

29 См. H. B. Ellis. Op. cit., p. 26; H. Feis. Op. cit, p. 34.

30 H. Feis. Op. cit., p. 58.

стр. 57


ский нажим, как в данном случае. Настойчивость некоторых крайних сионистских лидеров, побуждаемых политическими мотивами и доходящих до политических угроз, раздражала и беспокоила меня... Отдельные лица и группы лиц обращались ко мне с выраженными обычно в довольно скандальной и эмоциональной форме просьбами остановить арабов, удержать англичан от поддержки арабов, направить американских солдат, сделать то, это и т. д."31 .

Несмотря на выражаемое на словах недовольство подобными действиями, Трумэн признал "существование еврейского государства" буквально через несколько минут после провозглашения сионистами декларации о создании государства Израиль. Беспрецедентная поспешность и форма, в которой это было сделано, явились неожиданностью даже для американской делегации в ООН, продолжавшей до последней минуты отстаивать на созванной по инициативе США специальной сессии Генеральной Ассамблеи проект опеки над Палестиной. Создалось настолько щекотливое положение, что президент счел необходимым на поспешно созванном совещании руководителей государственного департамента и послов США в странах Ближнего Востока принести свои извинения в связи с тем, что, объявляя о признании государства Израиль. Белый дом не нашел даже времени проинформировать об этом заранее американскую делегацию в ООН. "Я, - сказал Трумэн, - весьма сожалею (об этом. - А. К.), но я должен был дать ответ сотням тысяч тех, кто всемерно желает успеха сионизму. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов"32 . Незадолго до президентских выборов в октябре 1948 г. Трумэн счел необходимым выступить с новым заявлением в поддержку плана раздела Палестины и заявил, что не согласится с каким-либо изменением положений резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г., которые не будут приемлемы для государства Израиль.

С президентства Трумэна и берут свое начало "особые отношения", сложившиеся между США и Израилем и характеризующиеся всесторонней экономической, политической и военной поддержкой, оказываемой Соединенными Штатами экстремистским планам израильских руководителей. Эти отношения, сохранение и укрепление которых остается главной задачей сионистского лобби в США, продолжались с теми или иными модификациями при всех последующих президентах, и голос сионистского лобби на протяжении последних десятилетий всегда явственно звучал в Белом доме. Правда, в некоторых кругах (в том числе и арабских стран) бытует мнение, что демократическая партия и ее представители в Белом доме гораздо больше, чем республиканская партия и президенты-республиканцы, поддаются влиянию и нажиму сионистов, В подтверждение этой точки зрения ссылаются, как правило, на Д. Эйзенхауэра на том основании, что его администрация не только не поддержала публично франко-англо-израильскую агрессию против Египта в 1956 г., но и предприняла ряд шагов, объективно способствовавших выводу израильских войск с оккупированных ими египетских территорий. Однако этот аспект действий США объясняется отнюдь не альтруистическими соображениями и не стремлением защитить интересы арабов, В его основе прежде всего лежит нежелание поддержать попытку Англии и Франции сохранить свои позиции на Ближнем Востоке и стремление поживиться за счет других колониальных держав33 . Кроме того, нельзя забывать, что ближневосточная политика США в 1956 г., как и во все другие годы, определялась целями, которые ставил перед собой американский империализм в глобальном масштабе. Да и сама трой-


31 H. S. Truman. Memoirs. Vol. 2. N. Y. 1956, pp. 158, 160.

32 "America First", pp. 17, 18.

33 См. Г. В. Фокеев. Борьба за ликвидацию последствий агрессии против Египта в 1956 - 1957 годах. "Вопросы истории", 1972, N 8.

стр. 58


ственная агрессия 1956 г. явилась своего рода следствием экономической и политической борьбы, которую вели в те годы США против Египта и против всего арабского национально-освободительного движения, о чем ярко свидетельствовали такие факты, как высадка американских войск в Ливане и поддержка Соединенными Штатами английской интервенции в Иордании, последовавшими сразу же после июльской революции 1958 г. в Ираке.

Было бы упрощением утверждать, что в основе ближневосточной политики США в целом и американо-израильских отношений в частности лежит деятельность сионистского лобби в США. Эта политика определяется прежде всего тем, что, по мнению правящих кругов США, интересы американского империализма тесно связаны с защитой, поддержкой и укреплением государства Израиль на Ближнем Востоке, которое рассматривается как американский форпост в этом районе мира. Тем не менее воздействие сионистского лобби на хозяев Белого дома и на кандидатов в президенты США недооценивать нельзя. Подчас дело в этом отношении доходило до того, что, по выражению одного из видных американских специалистов по проблемам сионизма, А. Лилиенталя, во время, например, предвыборной борьбы в 1960 г. оба кандидата на пост президента (и бывший тогда вице- президентом республиканец Р. Никсон и сенатор-демократ Дж Кеннеди) настолько прислушивались к требованиям сионистов и давали им такие обещания, что "порой создавалось впечатление, будто они ведут себя скорее, как кандидаты на пост президента Израиля, чем президента США"34 . После того, как Кеннеди одержал победу незначительным большинством голосов, он еще до своего официального вступления на пост президента заявил израильскому премьер-министру Бен-Гуриону: "Я был избран голосами евреев Нью-Йорка, и я бы хотел что-то сделать для евреев"35 .

И это были не пустые слова. По определению авторов "Энциклопедии по вопросам сионизма и Израиля", "отношение к Израилю и сионизму демократической администрации президента Джона Ф. Кеннеди было явно дружественным"36 . Именно при нем окончательно наметился переход к прямому военному сотрудничеству США с Израилем, когда в 1962 г. была достигнута договоренность о поставках последнему зенитных ракет "Хок" и о направлении в США израильских военных специалистов для обучения обращению с ними. (До начала 60-х годов США предпочитали непосредственно не поставлять оружие Израилю, используя в качестве "передаточных инстанций" своих союзников по НАТО, прежде всего Францию, ФРГ, Англию и Канаду.) Подобная позиция Джона Кеннеди, отец которого и основатель "династии" Джозеф Кеннеди был известен в США как "заклятый антисемит"37 , далеко не случайна, ибо, когда дело доходило до необходимости получить голоса еврейских избирателей, все братья Кеннеди забывали об антисемитских традициях семьи. Роберт Кеннеди, например, в 1964 г., когда он еще боролся за место в сенате США от штата Нью-Йорк, появлялся перед еврейскими аудиториями в национальном еврейском головном уборе -


34 A. M. Lilienthal. The Other Side of the Coin. N. Y. 1965, p. 229.

35 "United States Interests in the Middle East". Ed. by G. Lenczowski. Washington. 1968, p. 31.

36 "Encyclopedia of Zionism and Israel", p. 1160.

37 В самый канун второй мировой войны гитлеровский посол в Лондоне Дирксен, сообщая в германский МИД о беседе с вновь назначенным американским послом в Англии Джозефом Кеннеди, передавал его слова о том, что "в Соединенных Штатах имеют Место очень сильные антисемитские тенденции и что широкие слои населения проявляют понимание позиции немцев в отношении евреев" (в Германии как раз перед этим прошли еврейские погромы, вызвавшие волну возмущения за рубежом. - А. К.) (см. "СССР в борьбе за мир накануне второй мировой войны. Сентябрь 1938 - август 1939 г.". М. 1971, стр. 42). Заявляя Дирксену о "понимании позиции немцев в отношении евреев", Джозеф Кеннеди в первую очередь выражал, надо полагать, свои собственные взгляды, хотя, конечно, антисемитизм в США был довольно распространенным явлением.

стр. 59


ермолке (кстати, к этому же приему неоднократно прибегал в ходе последней кампании по выборам президента США кандидат демократов Дж. Макговерн) и не скупился на рассказы о том, какие дружеские чувства питал его отец к еврейским семьям, методы воспитания которых он даже перенес на своих детей. А сразу же после победы Р. Кеннеди и его избрания в сенат еврейский университет Йешива в Нью-Йорке получил в дар от фонда Джозефа Кеннеди 1450 тыс. долл.38 .

Все эти примеры свидетельствуют о том весе, который приобрело сионистское лобби в политической жизни США, и о том влиянии, которое оно оказывало и продолжает оказывать на Белый дом и на тех, кто стремится занять в нем кресло.

Еще более явный характер приобрела деятельность сионистского лобби в годы президентства Линдона Джонсона, который, еще будучи лидером демократического большинства в сенате, не раз выступал энергичным проводником сионистских интересов. Известно, в частности, что, когда во время Суэцкого кризиса 1956 - 1957 гг. республиканская администрация Эйзенхауэра рассматривала меры, которые она могла бы предпринять, чтобы оказать давление на Израиль и добиться вывода его войск с оккупированного им Синайского полуострова, Джонсон отправился в Белый дом и в резкой форме заявил Эйзенхауэру, что сенат никогда не одобрит каких-либо карательных санкций против Израиля39 . После того, как Джонсон в 1960 г. был избран вице- президентом США, он не только сразу посетил Израиль, но и демонстративно начал скупать облигации израильских займов, в распространении которых его супруга принимала самое деятельное участие. Он поддерживал также тесные контакты с многочисленными сионистскими организациями США, часто представляя Белый дом на их сборищах.

Когда после убийства Дж. Кеннеди Л. Джонсон стал президентом США, одним из первых объявлений новой администрации было сообщение о том, что помощник специального советника и консультант Белого дома по ближневосточным проблемам М. Фельдман, которого Еврейское телеграфное агентство назвало "стражем интересов Израиля в Белом доме", сохранит свой пост. При этом агентство предсказывало, что Фельдман будет играть в делах Белого дома гораздо большую роль, чем, например, советник "по еврейским делам" в администрации Трумэна Д. Найлс или советник "по еврейским делам" в администрации Эйзенхауэра М. Рабб40 . И оно действительно не ошиблось в своих предсказаниях. М. Фельдман не только сохранил свои позиции представителя и выразителя интересов сионистских групп в штате Белого дома, но и всего через несколько месяцев в апреле 1964 г. занял пост специального советника президента вместо ушедшего в отставку Т. Соренсена. Следует напомнить и о той открыто произраильской и просионистской позиции, которую заняла администрация Джонсона после израильской агрессии 1967 года. Не секрет, что и сама эта агрессия едва ли была бы развязана, не чувствуй Израиль прямой поддержки США.

Не представляет собой исключения и находящаяся ныне у власти республиканская администрация. Более того, как неоднократно подчеркивал израильский посол в Вашингтоне И. Рабин, "ни один президент США не сделал для Израиля больше, чем нынешний"41 . Подобная позиция президента, которая становилась все заметнее по мере приближения очередных президентских выборов, объясняется во многом тем, что исход голосования если не всех, то значительной части американцев еврейского происхождения (это считается в США аксиомой) зависит прежде


38 См. Н. Н. Яковлев. Преступившие грань. М. 1970, стр. 273, 274, 291.

39 См. "Congressional Record", December 23, 1963, p. 7818.

40 См. "Congressional Record", December 20, 1963, p. A-7781.

41 "National Journal", 8.I.1972, p. 67.

стр. 60


всего от отношения того или иного кандидата к Израилю. По словам видного представителя американских сионистов раввина Р. Херша, для евреев - граждан США и особенно для сионистов "Израиль является не внешнеполитическим, а внутриполитическим вопросом"42 . Сионистское лобби активно этим пользуется, добиваясь, в частности, от претендентов на кресло в Белом доме определенных уступок в форме различных обещаний и "гарантий".

Значит ли это, что сионистскому лобби принадлежит последнее слово при решении Белым домом вопросов, связанных с ближневосточной политикой США? Конечно, нет. До тех пор, пока основные интересы сионистов и правящих кругов США совпадают, сионисты могут на определенных этапах добиваться внесения некоторых коррективов в выгодном для себя духе в генеральную внешнеполитическую линию США, во всяком случае, на Ближнем Востоке. Особенно успешно в этом направлении они могут действовать в годы президентских выборов. Однако было бы неправильным утверждать, что в вопросах, связанных с ближневосточной политикой США, Вашингтон из-за предвыборных соображений готов отказаться от проведения собственной политики, определяемой глобальными интересами американского империализма, а также объективной реальностью, складывающейся в современном мире. Сионистское лобби, сколь бы влиятельным оно ни было, и какой бы неотъемлемой частью американского "истэблишмента" оно ни являлось, представляет интересы лишь определенной группы американских монополий, в то время как Вашингтон как символ государственной власти в США выражает интересы американской буржуазии в целом. И если интересы отдельных монополистических группировок, будь то сионистские, нефтяные или какие-либо другие, вступают в противоречие с интересами класса капиталистов в целом, то, естественно, последнее слово принадлежит именно ему. Окончательное решение о проведении того или иного курса действий остается поэтому за Вашингтоном, который не всегда полностью стоит на позициях, навязываемых ему сионистским лобби. С этим аспектом проблемы связано и вынужденное подчас приспособление политики организаций международного сионизма и Израиля как его государственной базы к внешнеполитическому курсу США, а также использование международного сионизма и Израиля американским империализмом в своих целях, что, несомненно, является определяющим фактором.


42 Ibid., p. 72.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БЕЛЫЙ-ДОМ-И-СИОНИСТСКОЕ-ЛОББИ-2017-02-01

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. К. КИСЛОВ, БЕЛЫЙ ДОМ И СИОНИСТСКОЕ ЛОББИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БЕЛЫЙ-ДОМ-И-СИОНИСТСКОЕ-ЛОББИ-2017-02-01 (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - А. К. КИСЛОВ:

А. К. КИСЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
672 просмотров рейтинг
01.02.2017 (2634 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
10 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
16 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БЕЛЫЙ ДОМ И СИОНИСТСКОЕ ЛОББИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android