Libmonster ID: RU-16532
Автор(ы) публикации: М. А. ЕМЕЛЬЯНОВ-ЛУКЬЯНЧИКОВ

К 60-летию Победы

Во втором томе энциклопедического справочника "Герои Советского Союза" биография Фёдорова И. Е. в 1941 - 1945 гг. представлена так: "участник Великой Отечественной войны"1 . Однако столь краткая характеристика, равно как и отсутствие упоминаний об Иване Евграфовиче в большинстве других энциклопедических работ, создает впечатление, что многочисленные награды, перечисленные в конце биографической статьи, получены им за заслуги, оказанные Отечеству в других войнах. Действительно, Фёдоров участвовал в боевых действиях в Испании, Китае, Корее, Финляндии и на Халхин-Голе, однако, именно в Великую Отечественную он проявил себя наиболее ярко и героически.

Иван Евграфович Фёдоров родился в 1914 г. в Харьковской губернии. В 1932 г. он был призван в Красную армию, где окончил Военную авиационную школу пилотов в Ворошиловграде и Высшие офицерские авиационные курсы в Липецке 2 .

К 1941 г. майор Фёдоров - участник трех войн и кавалер двух орденов Красного Знамени - был по достоинству оценен С. А. Лавочкиным как летчик-испытатель и не был мобилизован с началом Великой Отечественной войны. В июне 1942 г. Фёдоров "убежал" на фронт. Воспоминания Ивана Евграфовича, в целом подтверждаемые архивными документами, как нельзя лучше иллюстрируют этот и последующие эпизоды его биографии, одновременно демонстрируя характер Фёдорова.

"Побег" состоялся после того, как ему для испытания поставили на самолет новую 20-ти миллиметровую пушку. Выстрелами из нее Фёдоров все щиты на полигоне разнес в щепки. Предстояла длительная доводка пушки, и Фёдоров понял, что просьба его об откомандировании на фронт не будет удовлетворена.Сделав замедленную "бочку" (которую тогда делали немногие), передал по радио: "ждите по окончании войны, при условии, если уцелею; с приветом, Фёдоров", и улетел3 .

Сразу же после прибытия на аэродром Мигалово, в место дислокации 3-й Воздушной армии Калининского фронта, Фёдоров обратился к командарму М. М. Громову, Тот был рад опытному пилоту, однако, чтобы развеять его сомнения, - стоит ли ради Фёдорова претерпевать возможные неприятности за фактическое потворство "дезертиру", - Иван Евграфович вызвался отучить летать над советской территорией появившегося в этот момент в небе "Хенкель-111". Догнав немца, он запросил по радио: "В каком виде прикажете фашистов на землю доставить - горящими на обломках, или с зонтиками?" Оказалось, с зонтиками. "Я - вспоминает Фёдоров, ударил по левому крылу - оно с мотором оторвалось, и с 2000 метров самолет посыпался к земле. Упал на границе аэродрома"4 .

В тот же день, уже в качестве старшего инспектора по технике пилотирования 3-ей Воздушной армии, Фёдоров был послан на аэродром в Бошарово. По пути он


Емельянов-Лукьянчиков Максим Александрович - аспирант Московского городского педагогического университета.

стр. 146


встретил двенадцать "Хенкелей", летевших в сторону Торжка. "А я знаю по Испании, как ведущего сбил, все разбегаются, кто куда может". Тогда он на высоте 1800 - 2000 метров, в отвесном пике, с прямовосходящей свечки сбивает ведущего. И подбивает другого - за ним полился горящий шлейф. При обходе он вышел на двух прикрывающих "Мессеров", которые заметили его слишком поздно. Зашел почти с нуля градусов и - оба взорвались. Затем ушел. Когда сел на землю, получил телеграмму: "С КП наблюдал, как от ЛАГГ-3-го падают "Мессершмидты". Желаю дальнейших успехов. Громов"5 .

Описание многих воздушных боев Фёдорова дает Громов. Он подтверждает один из первых сбитых Иваном Евграфовичем вражеских самолетов: 12 июля 1942 г. северо-западнее г. Белый в группе им был сбит Me-1096 .

В дальнейшем инспектор Фёдоров, по оценке Громова, "проделал большую работу по переучиванию летного состава шести разных конструкций самолетов на истребителей". Доверие к новому летчику выражалось и в том, что Иван Евграфович представлял Громова на многих заседаниях Военного совета фронта, где познакомился с командующим И. С. Коневым.

Неудивительно поэтому, что уже спустя несколько дней после "побега", Громов отметил Фёдорова. Иван Евграфович был награжден медалью "За боевые заслуги"7 .

Когда после приказа Сталина о создании штрафных подразделений возник вопрос, кого назначить командиром группы штрафников армии, выбор пал на Фёдорова. Его попросили назвать лучших летчиков армии, которых он хотел бы взять к себе - сложно следить за штрафниками в воздухе. "Да у нас плохих нет, - ответил Фёдоров, - плохие летчики в первых боях погибают..."8 .

Майор Фёдоров назвал Героев Советского Союза В. А. Зайцева и Г. Д. Онуфриенко. Григорий Денисович имел опыт участия в боевых действиях в войне с Финляндией, а Василий Александрович через год за 299 совершенных боевых вылетов был отмечен второй медалью "Золотая Звезда". Назвал Фёдоров и молодых офицеров, которым еще только предстояло проявить себя - А. Е. Боровых, М. С. Баранова и других.

Под руководством Фёдорова группа штрафников численностью более полусотни человек за три месяца сбила и подбила, по данным Ивана Евграфовича, порядка пятисот самолетов противника. Свои потери при этом составили всего четыре человека, самолетов - на порядок больше, так как пилоты покидали горящие самолеты на парашютах.

Но не только небольшие боевые потери были характерны для группы штрафников под командованием Фёдорова. Немалое значение имело и то обстоятельство, что он наотрез отказывался расстреливать своих летчиков, считая, что если за каждую оплошность стрелять - воевать будет некому. Состоялся жесткий разговор с командующим фронта И. С. Коневым, в ходе которого последний выяснил, что чересчур самостоятельный майор Фёдоров не хочет расстреливать других русских "Иванов". Командующий понял, что, защищая других, Фёдоров не боится рисковать собственным будущим9 .

Камандир штрафников подавал пример не только на земле, но и в небе. Вот описание воздушных боев Фёдорова за пять дней (по показаниям очевидцев).

Командарм Громов: 23 сентября, над аэродромом Бошарово майор Фёдоров вел "неравный бой с 24 самолетами противника (восемнадцать Ю-88 и шесть ME-109), в котором сбил один и подбил два самолета (все три - Ю-88). В этом бою т. Фёдоров получил легкое ранение в ногу, и на сильно поврежденном самолете произвел благополучную посадку на своем аэродроме"10 .

Начальник штаба 163-го истребительного авиационного полка майор Сушко: "Я ... был очевидцем воздушного боя 23 сентября 1942 года - над аэродромом Бошарово, в 8:30, на высоте 1200 метров - между восемнадцатью Ю-88 и шестью Ме-109ф и четверкой наших, из которых воздушный бой вел командир группы штрафников Калининского фронта 3 ВА - майор Фёдоров.

В результате воздушного боя, двумя атаками - снизу, спереди и сзади - с дистанции 50 - 75 метров им был сбит один самолет Ю-88, который упал в районе северо-восточнее Ржева в 2 км. При падении самолет разбит, экипаж погиб, что и подтверждаю"11 . За один подобный бой многие советские летчики получали звание Героя.

Уже череадень командарм был свидетелем того, как над Ржевом, "в бою "пятеркой" против восьми самолетов противника Фёдоров сбил ME-109"12 .

Летчики 157-го истребительного авиаполка 273-ей истребительной авиадивизии майор В. Ф. Волков и Герой Советского Союза капитан И. С. Зудилов свидетельствуют: "Мы... 25 сентября 1942 года наблюдали воздушный бой командира группы

стр. 147


штрафников майора Фёдорова с группой самолетов противника Ю-88 и Ме-109ф, в районе аэродрома Бошарово. В результате воздушного боя майор Фёдоров сбил один Ю-88 и один ME-109ф, которые упали в районе: восточнее Ржева, в 15 км. Самолеты сгорели"13 .

На следующий день, 26 сентября, Громов: "над Ржевом, ведя бой с девятью самолетами противника, Фёдоров сбил один самолет Ю-88, и в тот же день, в другом воздушном бою - против десяти самолетов противника, - подбил один самолет Ю-88".

И, наконец, 27 сентября, "также надо Ржевом, в воздушном бою он сбил один, и подбил второй самолет противника (оба - ME-109). В этом бою т. Фёдоров был сбит сам и получил ранение лица и ног"14 . Иван Евграфович не скрывает этого: "был случай, когда меня сбили; самолет повредили, что нельзя лететь было"15 .

По свидетельству Героя Советского Союза генерал-майора Е. Е. Ерлыкина, в 1943 г. возглавившего 6-й истребительно-авиационный корпус, в составе которого воевал Фёдоров, Иван Евграфович "в период командования группой штрафников на Калининском фронте произвел 84 боевых вылета, ... в которых лично сбил пять Ю-88, один ДО-217, шесть ME-109Ф и в паре с ведомым сбил один ME-109ф и два Ю-88".

Вот как, по свидетельству заместителя начальника штаба 3 ВА подполковника Колчанова, проявил себя майор Фёдоров только за период Ржевской операции (август-сентябрь 1942 г.): "по данным боевых донесений и учетным данным, им ... сбито в воздушных боях два Ме-109ф, четыре Ю-88, один ДО-215, кроме того, подбит один Ме-109ф и два Ю-88. Кроме того, в паре с летчиком Зудиловым сбит один Ме-109ф"16 .

Всего Фёдоров уничтожил за время командования штрафниками 29 вражеских самолетов17 . Приказом по армии N 067 от 23 октября 1942 г. Фёдорову было доверено формирование полка ассов. По свидетельству генерал-майора Е. Е. Ерлыкина эта задача была возложена на Ивана Евграфовича непосредственно командующим ВВС Красной Армии (и одновременно - заместителем наркома обороны по авиации) генерал - майором авиации А. А. Новиковым18 . Выбор оказался верным - за последующий месяц молодые ассы ("по три треугольника") сбили, по данным Ивана Евграфовича, более двухсот самолетов противника, одиннадцать из которых записал на свой боевой счет сам командир19 .

Даже для ассов Фёдоров был примером. Вот телеграмма Громова от 27 ноября 1942 года:

"Для майора Фёдорова.

Сегодня получил заключение наземных войск. "Юнкере" упал около Ржева. Дрался как настоящий советский истребитель. Молодец, доверие оправдал. Поздравляю"20 .

Среди совершенных Фёдоровым боевых вылетов были не только вылеты на истребителях с целью сопровождения и прикрытия штурмовиков и бомбардировщиков, но и на бомбометание и штурмовку противника. Этот пилот, владея "всеми типами отечественных истребителей и некоторых иностранных", в проведенных боях "показал высокое мастерство воздушного бойца, проявив подлинные отвагу и мужество"21 .

За боевые заслуги в конце 1942 г. Фёдоров был представлен Громовым к ордену Отечественной войны первой степени, который и получил 5 января 1943 года22 .

В беседе с историком Ю. Смирновым Фёдоров привел минимальную статистику сбитых им самолетов - 49 лично и 42 в группе (всего 91 самолет)23 . Во время пребывания на должности инспектора по технике пилотирования 3-ей Воздушной армии им сбито 18, во время командования штрафниками - 29, а ассами - 11 самолетов. Впоследствии, когда Иван Евграфович командовал 256-ой, а затем 273-ей истребительными авиадивизиями и замещал комдива 269-ой авиадивизии, он сбил, соответственно, - 3, 9 и 7 самолетов противника. Кроме того, "за 16 вылетов на поединки для помощи друзьям" и на "свободную охоту", сбил в 1942 г. еще 21 самолет24 .

Статистика сбитых Фёдоровым вражеских самолетов лишь ненамного превышает названную Смирновым и в целом (лично и в группе) составляет 98 самолетов. Его боевой азарт побудил Громова пожурить Фёдорова за любовь работать в одиночку, без подстраховки: "на следующий раз надо учесть, что даже на своей территории нужно работать парой: один атакует, другой прикрывает"25 .

В начале 1943 г. Фёдорову было поручено командование 256-ой, а затем и 273-ей истребительными авиадивизиями26 . Этими частями Иван Евграфович командовал в общей сложности более полутора лет. Специфика обеих дивизий была в том, что в них служили в основном молодые, неопытные пилоты. Здесь Фёдоров не только передавал свой боевой опыт, но и показал себя как умелый командир.

Он говорил молодым летчикам в 256-ой авиадивизии: "Если хотите быстро научиться воевать, а сами остаться живыми - следите за моим самолетом. И чтобы я ни делал, и вы делайте: я - крен, и вы крен, я на лопатки положил, и вы...". Через

стр. 148


некоторое время эти пилоты на минимальной высоте уже делали все фигуры высшего пилотажа....27 .

Наиболее ярко проявил себя Фёдоров в 273-ей дивизии, где сменил на посту командира Героя Советского Союза полковника Н. Д. Антонова. Вместе с назначением на новую должность Фёдорову было присвоено звание подполковника28 . В апреле 1943 г. в состав дивизии были приняты 157-ой, 163-ий и 347-ой истребительные авиаполки, укомплектованные молодым летным составом, не имевшим боевого опыта. При этом в 157-ом полку, бывшем полку ассов, "стариков" оставалось совсем немного.

"Под непосредственным повседневным руководством И. Е. Фёдорова, - писал Ерлыкин, - в течение 10 - 15 дней летный состав полков был сколочен, обучен в ведении воздушного боя и вполне подготовлен к выполнению боевых заданий"29 . Это было по достоинству оценено руководством корпуса и армии. 28 мая 1943 г. Фёдоров получил звание полковника30 .

Укомплектованная новыми самолетами часть, была переброшена на центральный участок советско-германского фронта, и за период с мая по октябрь 1943 г. участвовала в операциях на Курской дуге, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином и Черниговом. Личный состав выполнял задания по прикрытию наземных войск и сопровождению бомбардировщиков, принимая участие в многочисленных воздушных сражениях.

С 6 октября в составе 1-го Белорусского фронта личный состав части вел бои за правобережный плацдарм р. Сож, принимая участие в наступательной операции у Гомеля. За овладение этим городом 26 ноября 1943 г. приказом Верховного Главнокомандования дивизии было присвоено наименование "Гомельская"31 .

По данным генерал-майора Ерлыкина за время командования Фёдоровым (апрель-декабрь 1943 г.), дивизией было "сбито в воздушных боях самолетов противника - 243, на которые имеются подтверждения по наблюдениям с земли, и 266 по донесениям летчиков; а всего сбито самолетов противника 509.... Потери дивизии составляют: самолетов - 70, летчиков - 50. Эти потери в основном были в период июля-августа, в момент сильнейших, напряженных боев на Курском выступе".

"Лично полковник И. Е. Фёдоров, - характеризует его Ерлыкин, - летает ... с большим желанием. В бою смел, и при встрече с противником жестко навязывает ему бой. Своим личным примером беспредельного мужества и отвагой всегда увлекает за собой и воодушевляет к бою летный состав", который благодаря ему "сколочен в единый боевой коллектив..."32 .

Частью этого боевого коллектива были А. Е. Боровых и М. С. Баранов, которых еще в 1942 г. Фёдоров пригласил для наблюдения за штрафниками, назвав одними из лучших летчиков 3-ей Воздушной армии. К лету 1943 г. они уже совершили 341 и 276 боевых вылетов соответственно, сбив лично и в группе 67 самолетов противника. По представлению Фёдорова командиры звеньев 157-го истребительного авиаполка 273-ей истребительной авиадивизии Боровых и Баранов в августе 1943 г. получили звание Героя Советского Союза33 .

30 ноября Фёдоров за успешное руководство дивизией был представлен к ордену Александра Невского, кавалером которого он стал 16 декабря 1943 года34 .

Однако в июне 1944 г., согласно приказу 14-ой Воздушной армии, Фёдоров был переведен на должность заместителя командира 269-ой истребительной авиадивизии35 .

Причиной была его "излишняя" самостоятельность и отстаивание собственного мнения, не взирая на звания и должности.

Примером "излишней" самостоятельности может служить случай, "благодаря" которому в том же 1944 г. Фёдоров так и не дождался реализации представления его к званию Героя Советского Союза, которое было составлено незадолго перед этим, и движение которого по инстанциям было остановлено.

Причина была в том, что Фёдоров, попав на машине в лесную засаду из двух человек, одетых в форму Красной армии (но с бородами), и уже успевших приставить оружие к головам Фёдорова и его шофера, ранил и захватил их в плен. Оказалось, что Иван Евграфович не зря любил практиковаться в стрельбе от бедра из "маузера", который оставил на память со сбитого немецкого "Фокке-Вульфа".

Кем оказались эти двое - диверсантами, или незадачливыми партизанами - не ясно, однако когда пленных доставили в штаб 16-ой Воздушной армии военком Л. В. Виноградов не удержался от реплики: "о, да ты у нас не только в воздухе герой, но и на земле!". Высокопоставленный смершевец, любивший не воевать, а "ставить на место", не постеснявшись присутствия командарма - С. И. Руденко, обвинил Фёдорова в том, что тот применил оружие без единого выстрела со стороны противника. Не ясно, чего здесь было больше - откровенной неприязни или попытки выслу-

стр. 149


житься, но когда мнение контрразведки было выслушано на Военном совете, представление Фёдорова к званию Героя Советского Союза не было реализовано36 .

В первые месяцы после назначения на новую должность полковник Фёдоров, по свидетельству комдива, находился на главной станции наведения и вызова, непосредственно на переднем крае линии фронта. Затем включился в работу по подготовке и вводу в боевой строй молодого летного состава.

К концу 1944 г. он "с целью поверки и контроля ведения воздушной войны ... произвел 12 боевых вылетов - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, прикрывая поле боя, и на свободную охоту". Кроме того, за это же время Фёдоров произвел 35 вылетов на испытание материальной части, "вызывающей сомнения на пригодность к дальнейшей эксплуатации, поверку техники пилотирования руководящего состава полков, тренировку летного состава по ведению воздушного боя", и прочитал несколько лекций по ведению воздушного боя37 .

Комдив Додонов характеризовал деятельность Ивана Евграфовича, как явно способствующую "успешному продвижению наших наземных войск и боевым действиям авиации по освобождению Прибалтики". Обучая молодых пилотов, Фёдоров продолжает летать сам, за первые месяцы 1945 г. проведя около 50 показательных вылетов на воздушный бой и технику пилотирования и 12 боевых вылетов с целью контроля эффективности действий нашей авиации.

Особенно запомнился очевидцам - и в небе и на земле - бой 25 апреля 1945 года. Додонов писал, что в этом бою Фёдоров "лично сбил два самолета противника типа ФВ-190"38 .

Совсем по-другому запомнили бой летчики 269-ой авиадивизии и сам Фёдоров. Этот бой - с 24 самолетами противника - Фёдоров провел в паре с гвардии младшим лейтенантом Савельевым. В ходе прикрытия тридцати самолетов 199-ой штурмовой авиадивизии, истребители залетели на территорию противника. "Облачность помогла, - вспоминает Фёдоров, - мимо, не заметив нас, проскочили сначала "четверка", потом "шестерка". Затем "десятка" - я двух снял и Савельев одного. Чуть позже - я еще двух сбил. Но тут выскакиваю на ведущего "четверки" - сам не ожидал, из-за облака, но не растерялся - снял и его". После того, как ряды немецких пилотов поредели, оставшиеся собрались в круг. "Несмотря на взбушованный воздух, я бросился в этот круг, и там еще двоих сбил, а Савельев одного". Всего за этот бой Фёдоров сбил семь, а Савельев - два самолета. "А командир только двух записал, хотя бой видели сопровождаемые штурмовики" - недоумевал Иван Евграфович в беседе со мной39 .

Говоря об этом рекорде по количеству сбитых в одном бою самолетов, Фёдоров ссылается на то, что помогли облачность и неопытность немецких летчиков, которые были явно молодыми - из спешных наборов последних месяцев войны. Однако умение пользоваться погодными условиями и неопытностью противника, равно как и хладнокровная работа в паре в бою с двадцатью четырьмя самолетами противника - все это говорит о пилотном мастерстве Фёдорова.

Активная боевая жизнь Фёдорова имела своим следствием множество ранений. Уже с Испании имевший два ранения, в Великую Отечественную войну он получил еще несколько, а совершив ряд воздушных таранов, и будучи контуженным, еще более расстроил свое здоровье. При этом, большинство ранений пришлось на 1942 г., когда Фёдоров сбил почти половину самолетов из своего боевого счета. Два легких, один раз в руку, другой - в ногу (23 сентября) и два тяжелых - одно в лицо и в ноги (27 сентября), и другое в лицо, - вот ранения за несколько месяцев 1942 года40 .

За бои и ранения, не всегда адекватно отраженные в учетных документах, Фёдоров неоднократно представлялся командиром 269-ой авиадивизии к правительственным наградам. В результате, уже в конце войны, 14 октября 1944 г. он был награжден орденом Отечественной войны второй степени, а 6 июня 1945 г., за бой 26 апреля получил второй орден Отечественной войны первой степени, хотя представлялся к ордену Красного Знамени41 .

В целом, за почти три года войны полковник Фёдоров был награжден орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны первой степени и одним - второй степени, медалью "За боевые заслуги".

За участие в других войнах и выслугу лет Иван Евграфович награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны первой степени и орденом Красной Звезды42 .

Звание Героя долго обходило стороной Фёдорова в основном в силу его независимого и решительного - даже в общении с военным руководством - характера. В то время, когда многие летчики после каждого удачного боя или серии боев награждались очередным орденом, Иван Евграфович зачастую "удостаивался" констатации: "за эти сбитые самолеты полковник Фёдоров не награждался"43 .

стр. 150


Сам он не скупился на награждение достойных подчиненных, ценя в них творческий подход к бою. За время Великой Отечественной войны он представил к званию Героя до 70 человек.

Но звание Героя, пусть с третьего представления (первое имело место после войны в Испании) все же было присвоено Фёдорову. Это произошло, когда Лавочкин, как он впоследствии сам объяснил Фёдорову, при личной встрече со Сталиным рассказал ему об этом летчике своего завода. Охарактеризовав Ивана Евграфовича как гордость Советского Союза, которого он после войны лично просил отдать в свое распоряжение, и которому некрасивые человеческие качества отдельных представителей генералитета не позволили за всю войну получить давно заслуженное звание, Лавочкин получил устное согласие Сталина на присвоение Фёдорову звания Героя еще до написания представления44 . Поводом стал новый геройский поступок Фёдорова, уже как летчика-испытателя.

После окончания войны в СССР были продолжены испытания сверхзвуковых самолетов с реактивными двигателями. В конце 1947 г. Фёдоров во время пробного полета на истребителе конструкции Лавочкина, достигнув восьмикилометровой высоты, попал в сильнейшую тряску, грозившую разрушить самолет. Когда машина стала неуправляемой и начала падать, Фёдоров выбрался из кабины с парашютом. Однако встречный поток воздуха прижал его к самолету, вместе с которым Иван Евграфович падал с высоты в 5 километров. Выждав момент, он сумел оттолкнуться от самолета и раскрыть парашют. Благополучно приземлившись, рассказал о поведении самолета во время пилотирования и аварии, так как успел заметить все показания приборов. Этим он помог усовершенствовать самолет и избежать дальнейших аварий45 .

За мужество и профессионализм, проявленные при этом испытании, а также за "наивысшие в СССР показатели скорости" на новых видах самолетов в 1948 г. полковнику Фёдорову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Даже в представлении Фёдорова к званию Героя Советского Союза, подписанном Лавочкиным, указывалось, что за всю Великую Отечественную войну Фёдоров сбил всего 17 самолетов противника. В документе говорилось, что Фёдоров из Китая был "по личной просьбе переведен на должность заместителя командира 269 иад ... что и было удовлетворено в 1944 году". Тем самым утверждается, что Иван Евграфович принял участие в войне, якобы начиная лишь с июня 1944 года46 . Подобная информация была приведена Лавочкиным не из-за незнания, а по причине элементарной осторожности - чтобы не упоминать о понижении в должности, и не дразнить очередных "бумажных бойцов". Факт о десятках сбитых самолетов за менее чем год участия в войне мог показаться нереальным. Это стало причиной неправильного описания боевого пути Фёдорова во время Великой Отечественной войны. Многие исследователи без проверки фактов опирались на представление Лавочкина, усугубленное краткой формулировкой в справочнике "Герои Советского Союза".

Участвовавший почти во всех войнах СССР 1930-х - 1950-х годов, опытнейший летчик-испытатель и боевой летчик И. Е. Фёдоров по праву может быть назван одним из наиболее выдающихся летчиков России. И самым ярким периодом в его боевой биографии была Великая Отечественная война.

Примечания

1. Герои Советского Союза, краткий библиографический словарь в 2-х тт. Т. 2. М. 1988, с. 643.

2. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), учетно- послужная картотека офицерского состава, учетно-послужная карта N Б282898 на Героя Советского Союза полковника И. Е. Фёдорова.

3. Запись беседы с И. Е. Фёдоровым. (Архив автора).

4. Там же.

5. Там же.

6. ЦАМОРФ, ф. 33, оп. 687525, д. 101, л. 454об.

7. Там же, л. 454; Учетно-послужная картотека офицерского состава, учетно-послужная карта N Б282898 на Героя Советского Союза полковника И. Е. Фёдорова.

8. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

9. Там же.

10. ЦАМО РФ, ф. 33, оп. 687525, д. 101, л. 454 об.

11. Там же, оп. 686044, д. 1346, л. 159.

12. Там же, оп. 687525, д. 101, л. 454 об.

13. Там же, оп. 686044, д. 1346, л. 157.

стр. 151


14. Там же, оп. 687525, д. 101, л. 454 об.

15. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора)

16. ЦАМО РФ, оп. 686044, д. 1346, л. 151, 160.

17. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

18. ЦАМО РФ, учетно-послужная карта N Б282898; оп. 686044, д. 1346, л. 151.

19. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

20. ЦАМО РФ, оп. 686044, д. 1346, л. 156.

21. Там же, оп. 687525, д. 101, л. 454об.; оп. 690155, д. 7521, л. 168 об.; оп. 687525, д. 101, л. 454об.

22. Там же, учетно-послужная карта N Б282898.

23. СМИРНОВ Ю. Его девиз: "Воля к победе". - "Крылья Родины" 2000, N 7, с. 29 - 31.

24. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

25. ЦАМО РФ, оп. 686044, д. 1346, л. 156.

26. Там же, учетно-послужная карта N Б282898.

27. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

28. ЦАМО РФ, учетно-послужная карта N Б282898.

29. Там же, оп. 686044, д. 1346, л. 151.

30. Там же, учетно-послужная карта N Б282898.

31. Там же, ф. 20244 (273 иад), оп. 1, д. 1, л. 5, 5об.

32. Там же, ф. 33, оп. 686044, д. 1346, л. 152.

33. Герои Советского Союза. Т. 1, с. 194.

34. ЦАМО РФ, учетно-послужная карта N Б282898.

35. Там же.

36. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

37. ЦАМО РФ, ф. 33, оп. 686196, д. 2404, л. 199 об.; оп. 690155, д. 7521, л. 168 об.

38. Там же, оп. 686196, д. 2404, л. 199 об., 199.

39. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

40. ЦАМО РФ, ф. 33, оп, 170415, д. 33, л. 12; оп. 686044, д. 1346, л. 151; оп. 686196, д. 2404, л. 199; оп. 687525, д. 101, л. 454 - 454 об; оп. 690155, д. 7521, л. 168.

41. Там же, учетно-послужная карта N Б282898.

42. Там же.

43. Там же, ф. 33, оп. 686044, д. 1346, л. 151.

44. Запись беседы с Фёдоровым. (Архив автора).

45. БАЛЯЗИН В. Награды России. 1917 - 2000. БАЛЯЗИН В. Н., ДУРОВ В. А., КАЗАКЕВИЧ А. Н. Самые знаменитые награды России. М. 2000, с. 216 - 217.

46. ЦАМО РФ, ф. 33, оп. 170415, д. 33, л. 12 - 12 об.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БОЕВОЙ-ПУТЬ-ЛЕТЧИКА-И-Е-ФЁДОРОВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. А. ЕМЕЛЬЯНОВ-ЛУКЬЯНЧИКОВ, БОЕВОЙ ПУТЬ ЛЕТЧИКА И. Е. ФЁДОРОВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.02.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БОЕВОЙ-ПУТЬ-ЛЕТЧИКА-И-Е-ФЁДОРОВА (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - М. А. ЕМЕЛЬЯНОВ-ЛУКЬЯНЧИКОВ:

М. А. ЕМЕЛЬЯНОВ-ЛУКЬЯНЧИКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
256 просмотров рейтинг
26.02.2021 (1148 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
19 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БОЕВОЙ ПУТЬ ЛЕТЧИКА И. Е. ФЁДОРОВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android