Libmonster ID: RU-18660
Автор(ы) публикации: В. КУЗНЕЦОВ

В. КУЗНЕЦОВ

Доктор исторических наук

С появлением в 1949 г. Китайской Народной Республики в международной обстановке в Азии произошли крутые перемены. Место свергнутой гоминьдановской Китайской Республики в сообществе азиатских стран заняла КНР, коренным образом отличающаяся от них по своей социально-политической системе и государственной идеологии.

Для обеспечения признания и доверия своих соседей коммунистический режим всегда стремился взять в союзники религию. И хотя официальной идеологией страны был и остается марксистский атеизм, традиции буддизма бережно сохраняются, поскольку остаются важным инструментом внешней и внутренней политики, средством достижения целей, провозглашенных коммунистическим руководством КНР.

Прежде всего, это относится к внешнеполитической сфере, где буддизм играет роль своего рода духовной основы, способствующей поддержанию межгосударственных отношений. Важным сегментом внешнеполитической деятельности Пекина является так называемая "буддийская дипломатия". Смысл ее - в использовании буддийского феномена во всей его совокупности для осуществления внешнеполитических установок государственного руководства. Непосредственным проводником "буддийской дипломатии" выступает Китайское буддийское общество (КБО), составное звено государственного аппарата КНР.

Как вспоминал председатель КБО Чжао Пучу, Чжоу Эньлай, Ляо Чэнчжи и другие руководители КНР вскоре после создания нового Китая не раз говорили ему, как важно очень серьезно относиться к развитию дружеских отношений с Японией. Ляо Чэнчжи внушал Чжао Пучу, что "...мир и дружба между Китаем и Японией - гарантия мира в Азии и во всем мире". Ляо подчеркивал, что связи между народами играют первостепенную роль и что их развитию призваны служить контакты китайских и японских буддистов.

ЧТО ТАКОЕ КБО?

Во время своих посещений Японии Чжао Пучу общался не только с представителями буддийских кругов, но и с официальными лицами. В 1992 г. он возглавлял китайскую религиозную делегацию, приезжавшую в Японию, и встретился с тогдашним премьер-министром Киити Миядзава. Естественно, они обсуждали не только вопросы связей буддистов КНР и Японии. Признанием заслуг Чжао Пучу в развитии отношений между КНР и Японией служит его награждение Токио Большой орденской лентой Ордена тайного сокровища.

Буддизм стал основой известных "Пяти принципов" ("панча-шила") миропорядка, совместно провозглашенных в 1950-х гг. Пекином и Нью-Дели. Это продемонстрировал визит премьера КНР Чжоу Эньлая в Индию в декабре 1954 г., в год Будда джаяньти, когда отмечалось 2500-летие со времени погружения в нирвану Шакьямуни-Будды. Протоколом пребывания предусматривалось его совместное с премьером Д. Неру посещение святых мест в Раджгире и Наланде1 .

В 1960-х гг. выступления общественности Японии, в том числе буддийских кругов, против "Нового японско-американского договора о безопасности" нашли активную поддержку у КБО и высшего руководства КНР. В знак протеста против заключения договора один из вожаков буддийской секты школы "Дзёдо синею" ("Истинная школа чистой земли"), председатель "Общества откровенных разговоров между буддистами" Отани Сугато вышел из рядов Либерально-демократической партии Японии. КБО решительно поддержало поступок Отани Сугато, направив ему телеграмму с выражением "глубочайшего восхищения". Руководитель КБО Чжао Пучу воздал хвалу "...разогнувшему спину истинному сыну Будды, который громовым голосом разгоняет ядовитый туман"2 .

В мае-июне 1961 г. Отани Сугато побывал в КНР во главе "Делегации со списком имен китайцев, жертв войны, погибших в Японии". Делегация передала КБО "Клятву, что Япония и Китай не воюют друг с другом", подписанную японскими буддистами и преподавателями университетов. В "Клятве" говорилось, что они выступают за вечное мирное существование с народом Китая, чтобы больше не возникало войны3 .

Делегацию принял Чжоу Эньлай. А по возвращении в Японию ее члены опубликовали свои впечатления о поездке в КНР, подчеркивая при этом большую мобилизующую роль, которую сыграли встречи с руководством КБО, в борьбе против японо-американского договора о безопасности. Говорилось также об общих молениях за сохранение всеобщего мира4 . Словом, была проявлена солидарность руководства КБО и части буддистов Японии в поддержке внешнеполитических установок руководства КНР. 24 августа 1963 г. на митинге общественности японской столицы Чжао Пучу выступил в качестве проповедника внешнеполитической концепции Пекина. Глава КБО провел встречи с ведущими деятелями Всеяпонского совета за запрещение атомного и водородного оружия и Общества японо-китайской дружбы, действуя в качестве эмиссара буддийской дипломатии, являющейся частью народной дипломатии.

стр. 25


БУДДИСТЫ ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА "ПОД КРЫЛОМ" ПЕКИНА

Подавление в мае 1959 г. восстания в Лхасе, повлекшее за собой бегство далай-ламы и исход ряда буддийских иерархов, неудачная попытка посредничества в тибетском вопросе руководителей Цейлона (с 1972 г. - Шри-Ланка), Бирмы и Индии негативно повлияли на имидж КНР в глазах части мировой буддийской общественности. Такие же последствия имели вооруженные столкновения между Китаем и Индией в начале 1960-х гг. Этот кризис доверия к КНР среди членов мирового буддийского сообщества Пекин рассчитывал преодолеть, выступив в поддержку буддистов Южного Вьетнама, ставших жертвами преследований южновьетнамского режима, союзника США. По существу, была предпринята попытка создания антиамериканского буддийского фронта, поддерживаемого Пекином через КБО - фактически составную часть политической системы КНР. Формально именно КБО было инициатором защиты буддистов Южного Вьетнама.

Вслед за тем Пекин выступил организатором международной буддийской конференции по Южному Вьетнаму, стремясь выставить себя защитником буддистов этой части страны. А поскольку глава южновьетнамского режима Нго Динь Дьем был католиком, проведение конференции позволяло Пекину предстать в роли глашатая азиатской буддийской солидарности, борца против вмешательства Запада, внедряющего чуждое верование в духовно-политическую жизнь азиатских народов.

21 июня 1963 г. по призыву КБО буддисты Пекина собрались на митинг, чтобы почтить память погибших единоверцев Южного Вьетнама и выразить протест против жестоких репрессий американо-дьемовской клики в отношении южновьетнамских буддистов.

17 октября 1963 г. в Пекине открылась конференция буддистов 11 стран и районов Азии5 .

Выступая перед делегациями, премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай сделал акцент на главной внешнеполитической установке Пекина - о недопустимости вмешательства посторонних сил в дела азиатских стран. Для решения индокитайской проблемы, говорил Чжоу Эньлай, было подписано Индокитайское соглашение. Однако Нго Динь Дьем при поддержке США проигнорировал положения этого документа.

Солидарность КНР с борьбой японского народа против ядерного оружия выразилась не только в участии представителя китайских буддистов в форуме в Токио. Глава правительства КНР воздал хвалу тем силам Японии, которые выступали против внешнего вмешательства, и заявил об их поддержке. "Пример Вьетнама, - подчеркнул Чжоу Эньлай на встрече, - как раз соответствует нашей идее: вмешательство иностранных государств вообще не может иметь положительного результата... Япония, Лаос как раз выступают против иностранного вмешательства... Положение Китая, хотя не совсем одинаково, однако в основе такое же, поэтому мы легко понимаем друг друга, легко солидаризируемся, легко понимаем сообща..." Чжоу указал на Токио как на один из центров борьбы буддистов с вмешательством империализма в дела Азии. "Эта конференция, - отметил он, - призвала буддистов мира быть солидарными, поддержать борьбу буддистов Южного Вьетнама... Надеемся, что еще представятся случаи для таких форумов. Необязательно проводить их в Пекине, можно и в Токио..."6

Солидарность буддистов КНР и Японии Чжоу преподнес как образец для подражания: "Нужно чаяния, сообща выраженные буддистскими кругами Китая и Японии, сделать общим пожеланием буддистов всех стран". Чжоу ратовал за укрепление "буддийских связей", он призывал единоверцев чаще встречаться, расширить практи-

стр. 26


ку общения. Глава правительства КНР высказался также за налаживание совместных изысканий в области буддологии7 .

МОНАХ ЦЗЯНЬ ЧЖЭНЬ В ЯПОНИИ И КИТАЕ

Власти КНР широко использовали 1200-летнюю годовщину со дня кончины буддийского монаха Цзянь Чжэня, благодаря стараниям которого в Японии получил распространение буддизм, в пропагандистских целях с перспективой развития политических контактов с Токио. По случаю годовщины буддисты двух стран обменялись в 1963 г. многочисленными делегациями. Было принято совместное заявление, в котором воздавалась хвала Цзянь Чжэню, выражалось стремление крепить вечную, нерушимую дружбу между Японией и Китаем. Это заявление получило высокую оценку Чжоу Эньлая. Он одобрил контакты китайских и зарубежных буддистов, отводя им важную роль в развитии дружеских отношений КНР с другими государствами, в том числе с Японией8 .

4 октября 1963 г. в Пекине состоялся торжественный митинг, посвященный этой дате. На нем присутствовали высокопоставленные лица, в том числе Го Можо, заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Председательствовавший на митинге глава Китайского народного общества культурных связей с зарубежными странами Чу Тунань в своей речи сказал: "Более тысячи лет назад предки китайского и японского народов вписали кровью и слезами славную главу в дружбу и культурные обмены между двумя странами, таким образом, заложив нерушимую основу традиционной дружбы двух народов. Китайский и японский народы всегда всеми силами хранили как сокровище эту славную традицию и желают развивать ее дальше"9 .

Экскурс в прошлое оратор использовал для того, чтобы убедить представителей японской общественности в необходимости поддержать внешнеполитический курс правительства КНР, как отвечающий интересам китайского и японского народов. "В прошлом штормы и бури открытого моря не поколебали духа и воли наших предков, - заявил он. - Как могут тогда препятствия, расставленные сегодня на пути героических народов наших стран, помешать сильному желанию дружить, которое существовало на протяжении поколений среди широких масс наших народов, и их твердой решимости бороться плечом к плечу против общего врага, империализма США, против агрессивных войн и за мир в Азии и во всем мире? Мы твердо верим, что, опираясь на солидарность и сотрудничество народов наших стран, мы, несомненно, сможем изгнать всех монстров и злых духов, которые стоят на нашем пути, и превратить Восточно-Китайское море времен Цзянь Чжэна в море мира и дружбы"10 .

ЦЗЮЙШИ С ПАРТБИЛЕТОМ

В начале 1960-х гг. руководство КНР стремилось поднять значимость Китая как политического центра Азии. Исходившая из Пекина проповедь антиимпериализма по сути дела была пропагандой лозунга паназиатизма "Азия для азиатов". Последние, как считали китайцы, должны управлять своими делами сами, без вмешательства внешних сил, главные из которых - "империализм" и "гегемонизм". Поскольку марксизм-ленинизм не нашел повсеместной и массовой поддержки элиты в большинстве азиатских стран, Пекин, осуществляя претензии на главенствующую роль в регионе, рассчитывал использовать в качестве идеологической основы такой политики традиционную массовую идеологию - религию. А именно - буддизм.

Стремление китайского руководства реанимировать статус Китая имперских времен, когда он выступал как центр миропорядка в Азии, проявлялись в борьбе с "империализмом" и "гегемонизмом", олицетворяемыми соответственно США и Советским Союзом. Борьба шла в основном в идеологической сфере. Коммунистический Пекин вознамерился стать центром миро-

стр. 27


вого буддизма. Объективно тому способствовала историческая традиция: в Корею и Японию буддизм пришел из императорского Китая. Отсюда пиетет некоторых буддийских деятелей Японии в отношении теперь уже коммунистического Китая и одобрение его инициативы по объединению под началом КБО международной буддийской общественности.

Наши возможности, посетовал во время беседы зарубежных буддистов с Чжоу Эньлаем Канэтогава Хидэити, очень ограничены. Надеемся, что в области усиления дружеских связей у китайской стороны больше возможностей. Чжоу Эньлай ответил: "Спасибо. Сила нравственности отнюдь не мала. Раз друзья надеются, что мы побольше сделаем, то мы и должны побольше делать"11 . У вас в Китае, продолжил Канэтогава Хидэити, есть господин Чжао Пучу. По нашему мнению, то, что Китай возложил на него работу по объединению буддистов Азии (выделено мною. - В. К. ), это самое подходящее. Чжоу не возражал. Его ответ был таков: "Главное опираться на усилия всех. Цзюйши12 Чжао Пучу способен служить для всех, стать младшим новообращенным"13 .

Однако в годы "культурной революции" с ее богоборчеством КБО прекратила свое существование. Буддийский фактор заметно утратил свое значение во внешней политике КНР.

"БУДДИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ" ДЭН СЯОПИНА

Положение изменилось со сменой лиц в высших эшелонах власти КНР. Новое руководство страны в лице Дэн Сяопина отрешилось от некоторых идеологических догм, определявших внутреннюю и внешнюю политику Пекина, провозгласило курс на открытость Китая внешнему миру. Эта установка распространялась не только на сферу экономики, но также и на духовные контакты. Развитие экономических контактов с внешним миром требовало как расширения общения между людьми, так и межцивилизационного общения. Проведение в жизнь так называемого "курса открытости" означало активизацию связей и по религиозной линии. С этого времени с полным основанием можно говорить о возрождении "религиозной дипломатии" как об одном из направлений внешнеполитической деятельности Китая. Почин положил заместитель премьера Госсовета КНР Дэн Сяопин во время визита в Японию в 1978 г.

Дэн Сяопин прибыл в Японию на церемонию обмена ратификационными грамотами китайско-японского "договора о мире и дружбе". 28 октября он посетил г. Нару, где осмотрел храм Тодай. Как объяснили ему хозяева, здешнее изображение Будды, выполненное из чистой меди, - самое большое в мире, а помещено оно в громадном зале, построенном целиком из деревянных конструкций, согласно техническим приемам танского Китая. Дэн Сяопин, сложив ладони рук, выразил уважение изваянию Будды. Такое поведение руководителя социалистического государства произвело большое впечатление на присутствовавших японцев14 . 29 октября Дэн Сяопин посетил храм Тосёхисаги, где находились изваяние Цзянь Чжэня и его могила, на которую он возложил ветку орхидеи.

Как сказал Дэн Сяопину настоятель храма Кавагути Оита (Моримото Тикаси), он не раз предлагал, чтобы изваяние Цзянь Чжэня вернули на родину. Дэн Сяопин ответил: "Очень растроган этими словами. И независимо от того, сколь бы не велики были трудности, безусловно, учитель Цзянь Чжэнь прибудет в Китай"15 .

13 апреля 1980 г. изваяние Цзянь Чжэня было возвращено на родину, - "осуществилось многолетнее желание Кавагути Оита (Моримото Такаси) и буддистов Китая и Японии"16 .

"Буддийская дипломатия" Пекина традиционно рассчитана на широкое общественное мнение. Во время официальных визитов руководители КНР неизменно демонстрируют уважительное отношение к буддийским святыням разных стран. Так, в марте 1985 г. в Бирме с государственным визитом побывал председатель КНР Ли Сяньнянь. В Рангуне он посетил буддийский храм Шведагон. Таким способом, первое лицо коммунистического Китая выразил свое уважение культовому памятнику буддийской Бирмы. Визитом в пагоду руководитель КНР продемонстрировал общность политической линии коммунистического Китая и буддийской Бирмы, опосредуемой через буддийскую традицию.

В декабре 2001 г. председатель КНР Цзян Цзэминь совершил государственный визит в Мьянму (бывш. Бирму). Это было знаковое событие в отношениях Китая и Мьянмы, которая подверглась политическому остракизму со стороны мирового сообщества из-за антидемократического характера власти. Целью визита Цзян Цзэминя было поддержать правящий режим экономически и духовно. Было объявлено, что Ки-

стр. 28


тай вложит 100 млн. долл. в 12 больших проектов, чтобы помочь Мьянме в развитии сельского хозяйства, инфраструктуры и человеческих ресурсов.

Цзян Цзэминь также продемонстрировал свою сопричастность к духовному укладу буддийской страны. В сопровождении министра иностранных дел Мьянмы Вин Ауна Цзян Цзэминь с супругой Ван Епин посетили пагоду Шведагон. Председатель КНР обошел золотое здание 98-метровой вышины. Сняв обувь, в носках он ступал по холодным мраморным настилам, обычно заполненным босыми богомольцами17 .

Важный метод осуществления "буддийской дипломатии" Пекина - предоставление возможности зарубежным буддистам поклоняться святыням, находящимся в КНР. Такая практика дополняет мероприятия официальной дипломатии, создавая благоприятный психологический климат среди общественности за рубежом.

Начало экспонированию за рубежом буддийских святынь Китая было положено еще в 1955 - 1956 гг., когда зуб Будды из Китая был прислан в Бирму18 .

КУДА ПОКАЗЫВАЕТ "ПАЛЕЦ БУДДЫ"?

Реликвии, связанные с именем Будды, Пекин использует как средство упрочения политических связей с зарубежными странами, где буддизм является господствующей религией. При этом власти КНР варьируют конкретные адреса, куда разрешается вывозить для экспонирования буддийские святыни, учитывая состояние отношений с теми или иными государствами и особенности политического момента.

Если в 1950-х гг. расположением Пекина по части ознакомления с буддийскими святынями Китая выступали антиимпериалистические Индия, Шри-Ланка, Бирма, то в 1990-х гг. местом для размещения такой экспозиции избирается Таиланд с его давней репутацией союзника США в Юго-Восточной Азии. В 1994 г. правительство Таиланда обратилось к руководству Китая с просьбой прислать для экспонирования в Таиланде палец Будды, что хранился в храме Фамэньсы (Сиань). На правительственном уровне была достигнута соответствующая договоренность, и министр иностранных дел Таиланда Тхаксин Шинаватра специально прибыл в Пекин, чтобы эскортировать святыню.

В самом конце XX в. со стороны Пекина наблюдается явный дрейф в сторону Японии и Республики Корея, интерес, продиктованный, в первую очередь, соображениями экономического порядка, а именно тем, что эти страны обладают большими финансовыми возможностями и научно-техническим потенциалом. Они более привлекательны для КНР и с точки зрения привлечения капиталов и внедрения передовых технологий, нежели государства Южной и Юго-Восточной Азии. Естественно, Китай не мог не использовать в своей политике в отношении Японии и Корейской Республики "буддийский фактор". Это проявилось, в частности, в том, что на заседаниях проходившей с 22 по 23 октября 1994 г. 5-й конференции по изучению китайско-японских буддийских контактов, помимо официально объявленных участников мероприятия, присутствовали деятели буддийской общественности Республики Корея.

Подобные конференции стали для Китая своего рода традицией. Так, в мае 1995 г. состоялась конференция на тему "Дружеские контакты буддистов Китая, Кореи и Японии", а в октябре того же года на тему "Перспективы китайско-японских буддийских дружеских связей в XXI в.". В отчетах КБО отмечалось, что ЦК КПК и Госсовет КНР одобрили инициативу проведения таких конференций и их результаты.

Вслед за Пекином о намерениях возродить "золотые узы" буддистов заявили в Сеуле и Токио. По случаю открытия в Сеуле конференции, посвященной дружественным связям буддистов Кореи, КНР и Японии, заместитель премьера Госсовета КНР и министр иностранных дел Цянь Цичэнь направил ее участникам приветственную телеграмму. В ней выражалась уверенность, что эта конференция внесет вклад в содействие дружеским связям буддистов трех государств, в развитие традиционной дружбы народов трех стран, в защиту мира в Азии и во всем мире19 . 7 октября 1997 г. Цянь Цичэнь направил поздравления "3-й конференции буддистов Китая, Кореи и Японии за дружбу и контакты", которая проходила в Токио.

24 сентября 2003 г. в Пекине состоялось представительное собрание по случаю 50-летия основания КБО. Оно получило от руководства страны конкретные установки в сфере внешнеполитической деятельности: продолжать активно развивать внешние контакты, укреплять связи с хуацяо, заморскими ханьцами, сообща бороться против международного терроризма, поддерживать мир и стабильность во всем мире20 . Данные установки последовательно и целеустремленно реализуются.

Опыт Китая по части весьма эффективного использования религиозного фактора во внешней политике государства уникален, по крайней мере, для так называемых стран "социалистического лагеря", ныне не существующего.

-----

1 The Times of India. 18 December 1956.

2 Чжао Линь. Цун цзинь со лянь дао "Хуан цзинь нюдай". Фа инь. 1996, N 9, с. 16.

3 Сяньдай фосюе. 1961, N 2, с. 41.

4 Чжао Линь. Указ соч., с. 17.

5 Welch H. Buddhism under Мао. Cambridge, Massachusetts. 1972, p. 217.

6 Чжоу Эньлай. Вайцзяо вэньсюань. Пекин. 1990, с. 348.

7 Там же, с. 349, 356.

8 Там же, с. 354.

9 Информационный бюллетень агентства Синьхуа. 1963, N 1232, с. 13.

10 Там же, с. 9.

11 Чжоу Эньлай. Указ. соч., с. 354.

12 Цзюйши - светский буддист.

13 Чжоу Эньлай. Указ. соч., с. 356.

14 Чжао Линь. Дуань пин цзюй шоу ню гань шэнь. Фа инь, 1997, N 4, с. 2.

15 Чжао Линь. Указ соч., с. 30.

16 Там же.

17 The Daily Yomiuri. December 14, 2001.

18 Welch H. Buddhism under Mao. Cambridge, Massachusetts. 1972, p. 154.

19 Фа инь. 1997, N 11, с. 7.

20 Фа инь. 2003, N 10, с. 7.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БУДДИЗМ-С-КОММУНИСТИЧЕСКИМ-ЛИЦОМ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. КУЗНЕЦОВ, БУДДИЗМ "С КОММУНИСТИЧЕСКИМ ЛИЦОМ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БУДДИЗМ-С-КОММУНИСТИЧЕСКИМ-ЛИЦОМ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. КУЗНЕЦОВ:

В. КУЗНЕЦОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
144 просмотров рейтинг
29.05.2023 (326 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
9 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БУДДИЗМ "С КОММУНИСТИЧЕСКИМ ЛИЦОМ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android