Libmonster ID: RU-15999
Автор(ы) публикации: В. И. Фёдоров

При всей своей занятости военными делами верховный правитель России А. В. Колчак думал об экономическом будущем России, о разработке экстренных мер в области финансов, снабжения армии, восстановления производительных сил и товарообмена в стране. 21 ноября 1918 г., на третий день правления, он созвал Чрезвычайное государственное экономическое совещание, которое приступило к работе 28 ноября. Вскоре в его состав был включен В. В. Никифоров - председатель якутской областной земской управы.

Василий Васильевич Никифоров (1866 - 1928) - виднейший представитель якутской национальной интеллигенции начала XX в., председатель совета Якутского сельскохозяйственного общества, основатель первой политической организации "Союз якутов" в 1906 г., организатор борьбы за земское самоуправление1.

9 декабря 1919 г., год спустя после начала работы колчаковского экономического совещания, за шесть дней до переворота 15 декабря, когда была свергнута власть администрации Колчака в Якутии, Никифоров выступил на четвертом Чрезвычайном областном земском собрании с докладом "О поездке в Омск на Государственное экономическое совещание"2. Это был его отчет о работе в качестве члена Совещания. Текст доклада сохранился; в нем содержится материал о деятельности самого Никифорова и Государственного экономического совещания, а также о составе правительства Колчака и отдельных его деятелях.

Представляют интерес уже дорожные впечатления автора, полученные им на пути в Омск, о влиянии обстановки гражданской войны на выполнение земских повинностей по отбыванию обывательской и почтовой гоньбы. По словам Никифорова, получив 1 июня 1919 г. телеграфное извещение об утверждении его членом Совещания, из Якутска он выехал 6 июня первым почтовым рейсом. Никифоров приехал в Омск только 30 июня, хотя по дороге нигде не останавливался, только в Иркутске пробыл два дня. От Жигалова до Иркутска и раньше добраться можно было только почтовыми подводами. Теперь же, когда ехал Никифоров, не давали ни по-


Фёдоров Василий Игнатьевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Якутск.

стр. 81

чтовых, ни обывательских лошадей, и ему пришлось нанимать за свои деньги "вольных" лошадей. Никифоров причину этого видел в большевизации крестьян, проживавших вдоль Иркутско-Якутского тракта; они отказывались от своих обязательств "перед казной по обганиванию почтовых подвод". Он "сам лично убедился и слышал" разговоры крестьян "с выражением недовольства существующим порядком управления и надежды на скорое возвращение большевиков". Из слов Никифорова видно, что его тревожила сложившаяся обстановка в непосредственной близости от границ области, тем более что якутская часть тракта являлась прямым продолжением всего этого пути, обслуживаемого тем же русским крестьянством.

Приехав в Омск 30 июня, Никифоров от директора канцелярии Совещания С. А. Знаменского узнал, что членам Совещания "отведены временные квартиры в здании, занимаемом, между прочим, Центросибирью". Там, в небольшой комнате казарменного типа, уже разместились четыре члена Совещания, он оказался пятым. Чтобы не стеснять коллег своим присутствием, Никифоров поселился в пустовавшей квартире В. С. Панкратова - члена Учредительного собрания от Якутской области. Уже из этого можно понять сложность положения в котором действовало правительство, объявившее себя всероссийским, но не располагавшего возможностью нормально разместить несколько десятков членов Совещания, приехавших в столицу решать государственные проблемы.

К приезду Никифорова в Омск из 68 членов только что сформированного Совещания прибыло немногим более половины депутатов. На пленарном заседании его избрали членом комиссии по делам призрения, и двух других комиссий: по пересмотру положения о земских учреждениях в Сибири и по открытию политехнического института во Владивостоке. Оба эти вопроса представляли для Сибири большой интерес. Земство было здесь новым явлением, оно вводилось в совершенно изменившихся после 1917 г. условиях, еще не прояснилось его место и роль в системе общественного управления. Что касается политехнического института, то необходимость его была очевидна - перспектива развития Сибири основывалась на богатых сырьевых ресурсах, а значит требовались инженерно-технические и научные кадры.

По требованию членов Совещания (Буяновского и Скороходова) на одном из следующих заседаний в закрытом режиме был заслушан доклад начальника штаба верховного главнокомандующего генерала А. И. Андогского о положении на фронте, санитарных условиях войск и снабжении армии продовольствием. Члены Совещания пришли к решению экстренно ассигновать 100 млн. руб. "для принятия немедленных мер для улучшения санитарного состояния на фронте".

Члены совещания сгруппировались по своим корпоративным интересам. Образовались три основные группы. Первая - представители земских и городских самоуправлений, затем к ним примкнули представители казачества; вторая - представители торгово-промышленных организаций и частных банков; третья - так наз. академики, то есть представители образования и науки, лица, в большинстве введенные в Совещание правительством.

Подробно описал Никифоров встречу депутации Совещания с верховным правителем. Она состоялась после одного из первых частных совещаний, когда члены промышленной и часть академической группы на основе принципиального расхождения с остальными членами Совещания отделились от них. Земская группа, опасаясь раскола внутри членов Государственного экономического совещания, признала необходимым довести об этом до сведения верховного правителя через специальную депутацию. В нее были избраны А. В. Созонов, представлявший совет Всероссийских кооперативных

стр. 82

съездов, Н. А. Вармунда - председатель пермской земской управы, Ф. Ф. Рюмкин - делегат Забайкальского казачьего войска, В. А. Можаров - делегат Иркутска и Никифоров - председатель якутской областной земской управы. Депутации было поручено представить Колчаку записку, составленную в частном совещании членов земской группы. Их позиция выражалась в ряде пунктов: 1) борьба с большевизмом должна быть доведена до его поражения, 2) по освобождении России - обязательный созыв Учредительного народного собрания на основе всеобщего избирательного права, 3) строгое проведение в жизнь требований законности и правопорядка, 4) невмешательство военной власти в дела гражданского управления в местностях, не объявленных на военном и осадном положении, 5) создание солидарного (то есть коалиционного. - В. Ф.) Совета министров на основе определенной демократической программы, 6) срочное учреждение, взамен Государственного экономического совещания, Государственного совещания - законодательного органа с правом законодательной инициативы, для рассмотрения бюджета и контроля над деятельностью исполнительной власти.

Докладную записку подписали 19 из 30 членов земской группы, остальные по тем или иным причинам уклонились. Как видно, разногласия были и внутри самой группы.

Высказанные земской группой пожелания отражали первоочередные требования момента для создания свободного, демократического государства. Но среди них пункт 6 занимает особое место: опыт первых же заседаний Совещания убедил часть его членов в необходимости кардинально реорганизовать этот орган в высшую законодательную инстанцию государства, чего никогда не было в России и что имело бы стратегическое значение в новом государственном строительстве.

Прием депутации начался в 14 час. дня 30 июля 1919 г. и продолжался два часа; в нем участвовал председатель Совещания Г. К. Гинс. Созонов обратился к верховному правителю с речью, в которой объяснил причину просьбы о приеме делегации, и огласил докладную записку. Затем выступили члены депутации, говорившие об общих и местных проблемах. Никифоров доложил верховному правителю "об исключительных условиях отдаленной Якутской области, требующих применения особых мероприятий, о неудовлетворительном состоянии отправления правосудия среди инородческого населения и выразил радость населения тому, что верховное управление государством вверено ему - лицу, лично знакомому с условиями жизни этой окраины". По наблюдению Никифорова, Колчак вначале слушал оглашаемую записку и выступления членов депутации несколько нервозно, но затем успокоился и "с чрезвычайным вниманием, подробностью останавливался на каждом пункте... записки, приводя такие факты и обстоятельства, которые показывали о полном и всестороннем знакомстве с положением дела на местах и на фронте".

В заключение Колчак поручил членам депутации передать своим избирателям ответы верховного правителя на поставленные вопросы и заявил, что борьба с большевизмом и окончательная победа над ним составляет его основную и главную задачу; что созыв учредительного народного собрания по освобождении России "ни на минуту не должен вызывать сомнений"; что проведению в жизнь начал законности и правопорядка он уделяет серьезное внимание. В то же время он считает, что насаждение их "в морально разложившейся среде одними силами... только правительственного аппарата является делом чрезвычайно трудным и в этом деле само общество должно прийти на помощь"; что в условиях гражданской войны трудно строго соблюдать невмешательство той и другой власти, бывает неотложная необходимость

стр. 83

момента, так что о всех такого рода действиях приходится судить по причинам и последствиям; что вопрос об общественном представительном органе, содействующем законодательной работе, занимает его давно, но на этом чрезвычайно важном государственном вопросе он сосредоточить все свое внимание не может, так как все его мысли и внимание отвлечены положением на фронте. Когда появится возможность, "для обсуждения и разрешения этого вопроса он созовет особую комиссию".

Ответы правителя на поставленные депутацией вопросы, по заключению Никифорова, свидетельствовали о его компетентности и владении ситуацией. Но Колчак согласился с депутацией не во всем. Например, по вопросу о представительном органе власти у него обнаружилось свое видение, заключающееся в том, что он должен быть не законодательной инстанцией, а органом, "содействующим законодательной работе". Никифоров в своем докладе не комментировал эту часть ответа правителя.

На членов депутации Колчак произвел сильное впечатление. "Правитель своим обаянием, своей убежденностью и своей верой является неотразимым, - отозвался о нем Никифоров. - Его откровенная беседа, его решительная манера говорить вещи собственными именами не может не подкупать даже самого предубежденного человека. Ввиду этого мы о беседе с верховным правителем сохраним самое лучшее воспоминание". Оценивая значение приема депутации верховным правителем, Никифоров в докладе Областному земскому собранию сказал, что первоначально отношение членов Совета министров к Государственному экономическому совещанию было "чрезвычайно неопределенным", чувствовалось некоторое равнодушие, желание избегать контакта с ним. После приема депутации положение кардинально изменилось, министры стали посещать заседания Совещания и выступать на них (министр внутренних дел В. Н. Пепеляев, заместитель председателя правительства Г. Г. Тельберг, министр иностранных дел И. И. Сукин).

Сам Никифоров участвовал в заседаниях Совещания, на которых обсуждались законопроекты об ассигнованиях Министерству путей сообщения (10 млн. руб.) и Министерству внутренних дел (90 млн. руб. на постройку бань, дезинфекционных камер и бараков), об учреждении санитарного совета (в связи с угрозой вспышки опасных болезней среди войск на фронтах), об учреждении Сибирского института сельского хозяйства и промышленности и института исследования Сибири; о разработке материалов 2-й Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. в Сибири; об учреждении Ангаро-Байкальского казенного пароходства и др. Эти проекты, согласно положению о Государственном экономическом совещании, имели рекомендательный характер и до утверждения верховным правителем проходили множество обсуждений, согласований в правительстве.

Большую активность проявил Никифоров, когда обсуждались вопросы, связанные с жизнью населения Севера, в первую очередь Ленского края. 11 августа 1919 г. с его участием рассматривался проект "О принятии в заведование Министерства путей сообщения грунтовых дорог, имеющих общегосударственное значение и пролегающих по Иркутской, Якутской и Забайкальской областям", а также доклад торгово-промышленной комиссии "О положении об отделе рыболовства и охоты при промысловом комитете". Никифоров указал на недостаток проекта, не предусматривавшего участие в составе промыслового комитета представителя Якутской области, тогда как якутская окраина являлась одним из самых рыбопромышленных районов; кроме того, там добывалось немало ценной пушнины. С учетом этого, заявил Никифоров, в составе комитета должен быть представлен интерес этого края3. В черновике протокола зафиксировано продолжение его

стр. 84

выступления, где, говоря о порядке формирования комитета, он сказал, что рыбопромышленники выдвигают известное число кандидатур министру земледелия, то есть членами комитета будут не избранные, а назначенные представители. В этой части законопроект должен быть переработан, заявил он4.

По приезде в Омск Никифоров возбудил ходатайство перед Министерством внутренних дел и Министерством финансов о ссуде в размере 300 тыс. руб. на земские нужды и добился ее во внеочередном порядке, без больших формальностей и сбора сведений, требуемых при прочих равных условиях.

Много вопросов решал Никифоров в Министерстве народного просвещения: об открытии в области учебных заведений: трех высших начальных училищ - Таттинского в Якутском уезде, Нерюктяйского в Олекминском уезде, Нюрбинского в Вилюйском уезде, профессиональных школ по слесарному, кожевенному и рыбному производствам. Министерство народного просвещения, когда Никифоров еще был в Омске, разрешило открыть 19 новых начальных школ и отпустило средства на развитие внешкольного образования и на ремесленные школы. Были возбуждены ходатайства и по другим вопросам - об отпуске средств на расширение Якутской женской гимназии с постройкой нового здания и о привилегиях учащимся с отдаленных окраин. С министром народного просвещения П. И. Преображенским удалось договориться о назначении уполномоченного министерства по Якутской области.

В Министерстве сельского хозяйства Никифоров добивался отпуска средств на учреждаемые якутские четырехгодичные курсы, но министерство соглашалось лишь на содержание низшей сельскохозяйственной школы. В области издавна хотели создать именно четырехгодичную школу, и якутское земство уже открыло на свои средства четырехгодичные курсы. Просьбу об открытии сельскохозяйственной школы в Олекминском уезде министерство обещало удовлетворить.

Омское правительство отпустило 10 млн. руб. Якутской области для приобретения мануфактуры и других товаров первой необходимости. В переговорах с министром продовольствия и снабжения Никифоров предлагал возложить заведование продовольствием и снабжением на местах на земские учреждения и указал на возможность обмена продовольствия на пушнину. Казалось, что министр поддержал эти соображения и заявил, что и сам работает в этом же направлении. Однако изданное им распоряжение фактически лишило население правильного снабжения мануфактурой, вместо этого отпущенные правительством средства пошли на приобретение пушнины спекулятивным путем. Никифоров обещал своим земцам постараться выяснить эти обстоятельства.

В заключение Никифоров сообщил, что председателю правительства П. В. Вологодскому и министру внутренних дел Пепеляеву он представил докладную записку о положении в Якутии, подписанную пятью членами Государственного экономического совещания.

В записке на 13 машинописных страницах описаны природно-климатические условия, пути сообщения, традиционные отрасли хозяйства, положение населения; все это показывало убогое состояние края. Никифоров в своем докладе перечислил просьбы авторов записки: 1) ускорить окончание Аяно-Нельканской дороги; 2) открыть зимний почтовый тракт от станции Рухлово Амурской железной дороги до Якутска; 3) установить порто-франко для товаров, ввозимых в область каким бы то ни было путем; 4) выдать якутскому областному земству 10 млн. руб. в беспроцентную ссуду на 10 лет на организацию предприятий местной добывающей и обрабатывающей промышленности; 5) ускорить введение суда присяжных заседателей и готовить введение выборных мировых судей; 6) открыть высшие начальные училища, ремес-

стр. 85

ленные и сельскохозяйственные школы; 7) просить МВД разработать законопроект о принятии на счет государства содержание лепрозориев.

При встрече с председателем правительства Никифоров напомнил ему о горьком опыте отмены Сибирским правительством летом 1918 г. прав якутского земства облагать пушнину и другие промыслы. Пепеляев якобы заверил его, что в этом направлении Совет министров разрабатывает законопроект. Министру внутренних дел Никифоров вручил ходатайство об отпуске якутскому земству ссуды в 720 тыс. руб. на строительство и оборудование Кемпендяйской грязелечебницы в Сунтарской волости, создаваемой отчасти на земские средства.

На обратном пути из Омска Никифоров в Иркутске познакомился с американским консулом Г. Пальмером, который помог ему выхлопотать у главного доктора американского Красного Креста пожертвования якутскому народу в виде медикаментов, перевязочных средств и бельевого материала на 300 тыс. руб., и часть всего этого имущества привез с собой. По словам Никифорова, Пальмер чрезвычайно интересовался естественными богатствами края и обещал при своей предстоящей поездке в Америку обратить внимание на них своих соотечественников. Он рассчитывал весной побывать в Якутске и организовать то или иное предприятие при непременном участии земства. По этому поводу в советской историографии делался вывод, что "верхушка Якутской буржуазии была готова широко открыть двери богатого края американскому капиталу", говорилось о широко задуманном плане проникновения американского капитала в этот богатый край при содействии местных господствующих классов5.

Находясь в Омске в июле-августе 1919 г. в качестве члена Совещания, Никифоров старался решить насущные проблемы Якутской области. В этом проявились его эрудиция, знание вопросов родного края, деловые качества общественного и государственного деятеля. Достинутые результаты в работе с чиновниками правительства Колчака являлась его личной заслугой, особенно важной ввиду того, что якутское земство оказалось в глубоком кризисе.

Никифоров покинул Государственное экономическое совещание 15 сентября 1919 года. В этот день в закрытом заседании Совещания был рассмотрен доклад комиссии личного состава и было принято решение "членов совещания В. В. Никифорова и Н. Н. Старохотлицкого считать выбывшими... согласно поданных ими заявлений об отказе от звания членов Государственного экономического совещания6. Заявление, поданное Никифоровым, не обнаружено. Очевидно, он видел, что Совещание не имеет реальных полномочий и прав, чтобы влиять на курс, проводимый правительством Колчака, и предпочел освободиться от бесплодной работы, так как на родине его ждали более важные дела.

Примечания

1. При установлении советской власти Никифоров был арестован. После амнистии работал в органах Сибнаца, в научных экспедициях АН СССР, вновь был арестован в сентябре 1927 г. и умер в тюремной больнице 15 сентября 1928 г. в Новосибирске. Реабилитирован в 1992 году.

2. Национальный архив Республики Саха (Якутия), ф. 24, оп. 6, д. 276, л. 31 - 45. Никифоровым в текст доклада внесены дополнения.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 190, оп. 1, д. 56, л. 1об., 30.

4. Там же, л. 113.

5. История Якутской АССР. Т. 3. М. 1963, с. 32; МАКАРОВ Г. Г. Северо-Восток РСФСР в 1918 - 1921 гг. Якутск. 1988, с. 57.

6. ГАРФ, ф. 190, оп. 55, д. 65, л. 4.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-В-Никифоров-и-Государственное-экономическое-совещание-в-Омске-в-1919-г

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. И. Фёдоров, В. В. Никифоров и Государственное экономическое совещание в Омске в 1919 г. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.04.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-В-Никифоров-и-Государственное-экономическое-совещание-в-Омске-в-1919-г (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. И. Фёдоров:

В. И. Фёдоров → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
486 просмотров рейтинг
14.04.2020 (1472 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, дискотека 90х
Каталог: Разное 
час назад · от Денис Николайчиков
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В. В. Никифоров и Государственное экономическое совещание в Омске в 1919 г.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android