Libmonster ID: RU-8581
Автор(ы) публикации: В.Б. ВСЕЛЕНОВ

Реалистическое мировоззрение призвано преодолеть крайности материалистического и идеалистического подхода к познанию мира. Об этом размышлял К. Маркс в середине ХIХ в.: "Последовательно проведенный натурализм или гуманизм отличается как от идеализма, так и от материализма, являясь вместе с тем объединяющей их обоих истиной" .

Гуманизм как познание человека и человечества, натурализм как познание природы и составляют в своем диалектическом синтезе основу всякого реализма. Человечество за всю свою историю выработало немало разновидностей как материализма, так и идеализма, поэтому и для реализма допустимы различные его вариации, в основе которых находится человек как целостное предметное существо, а не только его сознание. Н. Бухарин писал, что по Марксу субъект "не абстракция интеллектуальной стороны человеческой деятельности, возведенная в самостоятельную сущность... Субъект марксисткой философии есть целостный субъект" .

В данном случае обосновывается концепция диалектико-материалистического реализма, истоки которого восходят к работам К. Маркса, к категории предметности.

Универсальный, основополагающий характер этой категории Дьердь Лукач сформулировал следующим образом: "Бытие для Маркса равнозначно бытию предметности, а предметность является конкретной и реальной первоначальной формой всякого бытия и, следовательно, всякой категориальной взаимозависимости, проформой, которую мы, после перенесения в мышление, обычно толкуем как категориальную всеобщность..." .

Предметность выражает прежде всего структуру той или иной реальности - объекта или субъекта. Структура первична, а ее функциональные возможности вторичны, определяются постоянством этой структуры или ее модификациями.

Реализм проводит четкую грань между материей как объективной реальностью, объективной структурой, и человечеством как структурой субъективной.

Что же представляет собой материя при таком различии объективного и субъективного? Это не та материя, когда человек "сам со своим сознанием будет объективной реальностью по отношению к другим людям" . Человек и человечество - субъективная реальность и реализм не приемлет релятивистских противоречий, когда человека, субъекта, превращают в объективную реальность по отношению к другим людям. Такой релятивизм, материалистического или идеалистического толка, превращает одних людей по отношению к другим не только в теории, но и на практике из субъектов в объекты, наряду с социальным миром материального и духовного богатства.

В.И. Ленин обращал внимание на углубление познания материи до познания (до понятия) субстанции . Материя в реалистическом понимании как объективная реальность - это естественная и искусственная природа.

Можно сказать, что основной вопрос современной жизни, а значит и философии, это отношение между естественным и искусственным. Понятие естественной природы не нуждается в детальном объяснении - это все многообразие материи, исключая искусственную вторую природу. Искусственная вторая природа - это социальная объективная реальность, социальная материя. Парадокс социальной материи состоит в том, что в нее входит не только материальное, но и объективное духовное богатство общества.

Структура человеческого общества

Социальная материя (социальная объективная реальность, вторая природа) и человечество образуют социум или человеческое общество. Следовательно, человеческое общество есть человечество плюс вторая природа. Структура второй природы предстает как противоречие, которое выражается в давно установившихся понятиях: материальное и духовное богатство, материальная и духовная культура. Однако такая терминология лишь частично отражает объективную сторону общества. Духовное богатство общества, включающее литературу, искусство, науку, это только часть его информационного богатства.

В познавательный арсенал реалистического мировоззрения все более прочно входит информация и все производные от нее понятия. С.П. Залыгин так определяет ключевое значение информации: "Цивилизация - это прежде всего информация, а информация делает народы человечеством" .

Информационное богатство общества - это объективное знание, накопленное человечеством на протяжении всей его истории, это вся социальная информация, запечатленная на различных носителях, начиная от наскальных рисунков и кончая памятью ЭВМ. А по своему вещественному воплощению это также и все многообразие человеческой документации, начиная от индивидуальной по принадлежности, такой как паспорт, и кончая экземплярами международных деклараций, конвенций и договоров.

Все информационное богатство общества, которое выработало человечество за всю свою историю, следует именовать информационной социальной реальностью, в отличие от материальной социальной реальности, вместе они образуют социальную объективную реальность - вторую природу.

Человеческое общество в целом - человечество плюс вторая природа - это социальная реальность.

Таким образом, единая картина общества выражается через понятие реальность следующим категориальным рядом: социальная реальность (социум, человеческое общество), субъективная реальность (человечество), социальная объективная реальность (искусственная вторая природа), материальная социальная реальность (материальное богатство общества), информационная социальная реальность (информационное богатство общества).

Итак, сторонами социальной объективной реальности, второй природы, являются материальное и информационное богатства общества, последнее, в том числе духовное богатство (литература, искусство, наука), по своему содержанию является объективным идеальным богатством, хотя оно всегда облечено в вещественную форму книги, картины, документа и т.п.

Социальная информация различна по форме и будучи либо субъективной в голове человека, либо объективной в социальной объективной реальности, второй природе, едина по своему содержанию - она является той идеальной сущностью, которая характеризует социум, человеческое общество. "Социальная информация идеальна по своей сущности, по своему содержанию" . Следовательно, социальная информация - это та идеальная сущность, которая является отличительным признаком социума и прежде всего человека как субъекта социума.

Концепция человека

Непреложной истиной стало то, что феномен человека - в наличии души, сознания, последнее отождествлялось материализмом с понятием идеального. Однако с возникновением категории социальной информации как идеального фактора, идеальное стало наполняться новым, объективным содержанием, чему способствовала практика - развитие информационной техники и в целом ускоренная информатизация общества.

Феномен человека, его внутреннее противоречие, заключается в диалектике материального и идеального, которая одновременно является диалектикой создаваемой человеком второй природы - материального и информационного богатства общества.

В самом общем виде материальное и идеальное в человеке испокон веков было принято именовать как душа и тело. Материальным в человеке является тело. Структурно оно состоит из различных тканей и органов, жидкостных и газообразных сред. Функционально - из дыхательной, кровеносной и других систем. Более того, материальными являются не только вещественные функциональные системы, но и информационные системы: система органов чувств, периферическая нервная система, включая подсознательную сферу - низшую психическую деятельность. Высшая психическая деятельность (сознание, мышление, общественные чувства) является уже не биологической, а социальной информационной системой, идеальной по своему содержанию. Базисом этой системы является человеческая память, т.е. вся социальная информация, накопленная человеком за всю его жизнь.

Следовательно, вещественная сторона субъекта является всецело его материальной стороной, а информационная его сторона имеет две противоположности - материальную и идеальную информацию. Иными словами, человек имеет материальную сторону - вещество и биологическую информацию, и идеальную сторону - социальную информацию.

Таким образом, на примере человека можно сказать, что вещество и информация это те первопричины, которые выводят познание материи на уровень познания субстанции, на путь поиска Высшей реальности (Высшего разума, Божественной истины и т.п.).

Если вещество в любом случае, вплоть до живого вещества, является материальным образованием, то информация материальна на всех стадиях развития мироздания, кроме социума, когда возникает социальная информация, и субъективная и объективная, т.е. происходит становление идеального. З.Оруджев писал в 1968 г.: "Идеальное, выступая первоначально в форме психического, непосредственно зависит от своего материального носителя - мозга. По мере своего формирования оно отделяется от этой своей основы и в процессе деятельности человека выносится за его пределы, опредмечиваясь в материальном объекте его деятельности. Так отношение материального и идеального усложняется, перерастая в проблему субъекта и объекта" . Проблема субъекта и объекта, в частности проблема социального предмета, следует из более общей проблемы - проблемы предметности.

Проблема предметности

Реалистическое мировоззрение имеет в своей основе принцип предметности, принцип единства и различия вещества и информации, что видно из вышеизложенного на примере человека. Не может быть современного научного мировоззрения без включения в его арсенал таких категорий, как предметность, вещество и информация, социальная информация, материальное и идеальное. Вещество, например, даже при его классификации в менделеевской системе элементов, остается естественнонаучным понятием, философской дефиницией до тех пор, пока оно не будет определено через свою противоположность - информацию, в единстве с ней: вещество является предметностью пространства, информация - предметностью времени. Единство вещества и информации выражает предметность, а их различие выражают пространство и время.

Испокон веков во всяком мировоззрении определяющими были такие понятия, как пространство и время, но они рассматривались преимущественно в плане движения, а не предметности. Движение, как и предметность, имеет двойственную природу, оно совершается как в пространстве, так и во времени. Однако еще Платон и Аристотель отмечали, что если бы все находилось в постоянном движении и не было бы ничего покоящегося, то в мире царила бы полная неопределенность.

Противоположность движения и предметности К. Маркс сформулировал в следующем положении: "Во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности" . Отсюда следует постулировать два фундаментальных принципа, имеющих универсальный характер: принцип предметности и принцип движения. Д. Лукач показал, что по Марксу "предметность является конкретной и реальной первоначальной формой всякого бытия", таким образом она первична, а движение вторично, что и следует в частности из того, что процессу труда предшествует предметность в виде субъекта - рабочего и в виде предметов и орудий труда.

Принципу движения в философии было уделено чрезмерно много внимания, начиная с форм движения материи от механической до социальной. Да и человек рассматривался в этом ключе как противоречие биологической и социальной форм движения материи.

Принцип предметности как основной принцип реалистического мировоззрения, позволяет по-новому взглянуть на человека как на противоречие материального (вещества и биологической информации) и идеального - социальной информации. Принцип предметности также позволяет показать структуру социума в таких категориях, как социальная объективная реальность (вторая природа), материальная социальная реальность, информационная социальная реальность, а также дать предметное определение общества: человеческое общество есть человечество плюс вторая природа (социальная объективная реальность).

Из принципа предметности как основного принципа реализма следует, что высшим предметным фактором человека со стороны вещества является головной мозг, а со стороны социальной информации - человеческая память.

Возникновение и развитие социальности, человеческого общества, человека как Homo Sapiens, существа разумного, стало возможным только благодаря такому предметному фактору как человеческая память, прежде всего индивидуальная, а затем уже и объективная память в виде знания, объективной социальной информации, накопленной человечеством за всю свою историю. На базе субъективной и объективной памяти развивается сознание. Сознание как социальный феномен со стороны предметности характеризуется памятью, знаниями, а со стороны движения - логикой, мышлением.

Таким образом, социальная информация представлена в человеке как в предметном плане в виде памяти, знаний, так и в деятельном плане - логикой, мышлением. До возникновения ЭВМ все объективное знание носило предметный характер, оно было социальной памятью человечества. Но и логика ЭВМ как объективная социальная логика вторична по отношению к их предметной структуре, включающей как электронную схему, так и находящиеся в их памяти знания и программы.

Приоритет принципа предметности над принципом движения, деятельности, по мысли С. Залыгина, бесспорен. "Главная проблема, - говорит он, - это результат, а мы увлекаемся деланием, не представляя себе результата... По-моему мы стоим на пороге возникновения новой науки экологии, как науки о необходимости ограничения любой деятельности. Любой!" .

Увлечение "высшей" деятельностью, освященной интересами некоторых институтов науки, привело человечество к возможности радиационной катастрофы не только в военном, но и в мирном варианте, примером чему является Чернобыльская катастрофа. Об этом предупреждал еще в 1930 г. Н.А. Морозов: "Высокий темп развития современного человечества обязывает каждого из нас к высокому напряжению своих сил в борьбе с вечным врагом знания, с вечной угрозой прогресса - невежеством. Чем выше мы взбираемся по лестнице прогресса, тем страшнее, тем ужаснее для нас становится падение в бездну невежества. Свет знания особенно необходим нам на великих рубежах истории" .

К.Э. Циолковский, по свидетельству А.Л. Чижевского, утверждал, что Н.А. Морозов в своем труде "Периодические системы строения вещества. Теория образования химических элементов" (1907 г.) близко подошел к открытию атомной энергии и, очевидно, увидев, чем все это грозит человечеству, "испугался атомного чудовища и... остановился... отложил развитие этой нечеловеческой идеи превращения материи в энергию" . Известно, что П.Л. Капица не стал испытывать судьбу на этом чудовищном атомном поприще.

Высокий темп развития современного человечества имеет в своей основе принцип движения, но принцип этот положительно работает только при соотнесении его с принципом предметности. Предметная реальность мироздания и его высшего продукта - социума, в отличие от реальности движения, является исходной формой всякого бытия, его проформой, как сформулировал это Д. Лукач.

Всеобщая реальность

Реалистическое мировоззрение, имея в своей основе принцип предметности, а затем и принцип движения, дает возможность построения системы категорий, объединенных в едином ключе понятием реальность. В этой системе категорий наиболее фундаментальной является Всеобщая реальность, которая может быть сформулирована следующим образом.

Всеобщая реальность (Вселенная, мироздание, универсум, мир в целом) есть единство и различие объективного и субъективного. Субъективное - это человечество, объективное - природа естественная и природа искусственная, вторая природа. Вторая природа, социальная объективная реальность, это материальное и информационное богатство общества.

Материальное и информационное богатство общества создается материальным и информационным, в частности духовным, производством. Выделение информационного богатства в качестве социальной объективной реальности, является необходимым шагом на пути исследования идеального не только как субъективного, но и объективного фактора общества.

Идеальное как объективная память человечества является той предметностью, той социальной информацией, которая обладает высшей неподвижностью по сравнению с индивидуальной памятью человека, обладает приоритетом принципа предметности над принципом движения, о чем предельно ясно выразился индийский философ Шри Ауробиндо: "Высший динамизм может возникнуть только из высшей неподвижности. Этот факт может показаться парадоксальным, но он практически имеет смысл" .

Высшая неподвижность - это и есть идеальное как объективная социальная информация, как информационная социальная реальность, как сумма всех тех духовных богатств, которые выработало и сохранило человечество за всю свою историю.

Заключение

В чем особенность реалистического мировоззрения? В первичности принципа предметности и вторичности принципа движения. Принцип предметности, иначе принцип структурирования реальности, позволил показать общую структуру общества как единство и различие его субъективной (человечество) и объективной (вторая природа) сторон. Если объективная сторона общества была рассмотрена с позиций категории всеобщего как различие ее материальной и информационной (идеальной) сторон, то субъективная сторона общества была рассмотрена через призму единичного субъекта, т.е. человека.

Предстоит рассмотреть проблему человека как проблему социального предмета. Социальный предмет является элементом, клеточкой общества, его внутренним противоречием, единством и различием материального и идеального.

Приложение

Диалектический, двойственный характер структуры. Всеобщей реальности, объективной реальности, социальной реальности и социальной объективной реальности.

Структура Всеобщей реальности

Всеобщая реальность 

(Вселенная, мироздание, универсум, природа и человечество, мир в целом )

Объективная реальность 

(естественная и искусственная природа)

Субъективная реальность(человечество)

Структура объективной реальности

Объективная реальность (естественная и искусственная природа)

Естественная объективная реальность (естественная природа)

Социальная объективная реальность (искусственная вторая природа)

Структура социальной реальности

Социальная реальность (социум, человеческое общество)

Социальная объективная реальность (искусственная вторая природа)

Субъективная реальность(человечество)

Структура социальной объективной реальности

Социальная объективная реальность (искусственная вторая природа)

Материальная социальная реальность (материальное богатство общества)

Информационная социальная реальность (информационное богатство общества)


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ЗАЩИТУ-РЕАЛИЗМА-НЕМНОГО-О-ДИАЛЕКТИКЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.Б. ВСЕЛЕНОВ, В ЗАЩИТУ РЕАЛИЗМА (НЕМНОГО О ДИАЛЕКТИКЕ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ЗАЩИТУ-РЕАЛИЗМА-НЕМНОГО-О-ДИАЛЕКТИКЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - В.Б. ВСЕЛЕНОВ:

В.Б. ВСЕЛЕНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
1168 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3145 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
8 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
14 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В ЗАЩИТУ РЕАЛИЗМА (НЕМНОГО О ДИАЛЕКТИКЕ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android