Libmonster ID: RU-14283
Автор(ы) публикации: В. ПЕТРОВ

Развитие человеческого общества происходит как сложное диалектически закономерное движение консолидационного характера, в основе которого в конечном счете лежит труд, развитие производительных сил, общественное производство.

Данные, полученные наукой о первобытнообщинном строе, об этом огромном по своей длительности периоде человеческой истории, говорят о многообразии форм общественного бытия, своеобразии эволюции материальной и духовной культуры, отличавшем существовавшие в разных районах мира относительно небольшие и более или менее изолированные и рассеянные группы людей. По мере роста населения Земли происходило укрупнение человеческих коллективов, упрочение и развитие связей между ними. Постепенно с течением времени через ряд посредствующих ступеней складываются более широкие и устойчивые общности людей - народности и нации. Нации, а позднее интернациональные общности являются, следовательно, продуктом сравнительно недавнего исторического развития.

В наше время существует множество различных историко-этнических общностей: наций, национальностей и народностей, равно как и таких социоэтнических групп, как племена, роды. Каждая из них имеет свою длительную историю, свою специфику, вытекающую из особенных внешних и внутренних условий их развития. Объективное и непредвзятое изучение разнообразных конкретных путей этого развития, нередко сложных и извилистых, уважительное отношение к их истории, культуре, нравственным нормам, особенно тем, которые сложились в среде трудящихся, - все это требует строгого проведения принципа историзма, решительной критики концепций, так или иначе содержащих в себе националистические идеи о большем или меньшем совершенстве тех или иных конкретных исторических общностей, о народностях, имеющих историю и якобы не имеющих таковой.

Данные о национальном составе населения Земли говорят о численном преобладании крупных и средних народов и наций. Около 200 наций (более 1 млн. человек каждая) охватывают более 95% населения Земли, а на долю многих сотен небольших народностей (менее 100 тыс. человек в каждой) приходится около 0,5% всего человечества1 . Признавая большое историческое значение крупных и средних народов и наций, особенно роль их рабочего класса и трудящихся в мировой освободительной борьбе, марксизм-ленинизм решительно выступает против недооценки вклада малых народов, наций и этнических групп в историю человечества. Нельзя втиснуть все богатство и многообразие конкретных исторических общностей и путей их развития в русло формирования какой-нибудь одной из них.


1 "Народонаселение стран мира". М. 1974, стр. 321 - 322.

стр. 46


Предметом настоящего исследования является генезис тех разнообразных исторических общностей, которые потом ступень за ступенью развились в современные нации и интернациональные общности. В статье рассматриваются преимущественно те общности, которые развивались до появления капиталистических или социалистических наций. Особое внимание уделяется при этом генезису национальностей (народностей), добуржуазных национальных этнических общностей как непосредственно предшествовавших возникновению наций, преемственности и отличию этих общностей от наций и т. п. О нациях или интернациональных общностях ниже говорится лишь в общих чертах.

В. И. Ленин указывал, что "самое важное,.. с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"2 . Отсюда следует, что и при анализе консолидационных процессов в истории человечества надо стремиться выявить консолидационные тенденции, имевшие место с самого начала существования человечества, проследить их развитие вплоть до образования наций, а затем и на последующих этапах. Такой подход способствует осмыслению современных консолидационных процессов. В современных условиях оживления национальных движений и попыток использования национализма в идеологической борьбе двух противоположных социальных систем научное объяснение консолидационных процессов, путей формирования исторических общностей людей до появления наций актуально не только в научном, но и в политическом отношениях.

История свидетельствует о том, что консолидационные процессы протекали противоречиво, в борьбе различных тенденций. Для антагонистических общественно-экономических формаций, о чем говорит, например, история древних рабовладельческих деспотий, а затем централизованных феодальных и буржуазных государств, характерны были войны между государствами, все более усиливавшаяся классовая борьба. Консолидационные процессы при капитализме и особенно на его империалистическом этапе сопровождались колониальным порабощением подавляющего большинства народов Земли, которое осуществлялось и поддерживалось самыми жестокими насильственными средствами и служило интересам немногих вырвавшихся вперед в технико-экономическом отношении империалистических держав.

В то же время в трудящихся массах всех народов жило постоянное стремление к ассоциации. Оно проявлялось в общественном труде и соответствующих ему воззрениях и нравах, в классовой борьбе, которая была важнейшим фактором общественного прогресса и консолидации, направленным против эксплуататорских классов и всякого рода реакционных союзов между ними. При этом создавались также элементы демократической культуры, которая несла в себе тенденции к возраставшему сплочению народов между собой. В эпоху капитализма стремление трудящихся к ассоциации поднялось на высший уровень интернационализма международного рабочего класса, который повернул в XX в. мировую историю в совершенно новое русло. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества. Вслед за Советским Союзом на путь строительства социализма и коммунизма вступили народы других стран. В условиях социализма процессы консолидации приобрели совершенно иной характер. В СССР на базе развитого социализма сложилась новая историческая общность людей - советский народ, которая носит интернациональный характер, не знает классовых антагонизмов и эксплуатации


2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 67.

стр. 47


человека человеком, в которой обеспечены политическое и фактическое равенство социалистических наций и народностей, расцвет братства и дружбы социальных групп и национальностей3.

Широкие археологические, геологические, палеонтологические, антропологические, этнографические исследования второй половины XX в., и особенно 70-х годов, обогатили науку новыми данными о древнейшем периоде жизни человеческого общества, который оказался намного более длительным, чем было принято считать прежде. Особенное значение имели находки в Восточной Африке - Танзании (Олдувайское ущелье), Эфиопии (долина р. Омо), Кении (район о. Рудольфа) - останков гоминидов вместе с примитивными каменными (галечными) орудиями труда, обнаруженные в геологических отложениях древностью до 2,5 млн. лет4 . Представители "олдувайской культуры", которым наука присвоила имя Homo habilis ("человек умелый"), как можно полагать, существовали за счет коллективной охоты, которую они совмещали с собирательством. Они изготавливали простейшие орудия труда, коллективно делили добычу, имели общие жилища (пещеры и т. п.), объединялись в общих трудовых усилиях. В этих последних, выполняемых уже с помощью орудий, были заложены, таким образом, социальные начала. Это дает все основания говорить о становлении человека в эпоху Олдувая. Здесь и берут начало истоки тех консолидационных процессов, которые в дальнейшем определяли прогрессивный ход истории общества5 .

Огромную социальную роль в развитии человечества, в заселении людьми всех климатических зон земного шара сыграл огонь и его добывание. Ближайшие преемники Homo habilis - питекантроп и синантроп жили, очевидно, лишь в теплых климатических условиях, заселяя большую часть Африки, юг Европы и юг Азии. Дальше были продвинутыми на север области распространения неандертальцев, представлявших следующее пока известное нам звено на пути к современному человеку. Этому продвижению, несомненно, способствовало дальнейшее совершенствование орудий труда, дальнейшие успехи в использовании огня. Каменные орудия труда, уже более совершенные и лучше обработанные, чем у Homo habilis, давали неандертальцам возможность в коллективе (первобытная орда или стадо) приспосабливаться к разнообразным природным условиям, что имело особенно важное значение в условиях ледникового периода. Достигнутый уже, например, к суровому рисскому оледенению (200 - 130 тыс. лет назад) уровень трудового и социального развития позволил человечеству создать коллективным трудом тот вещный защитный барьер (орудия труда и др.), который исключил людей из-под действия общего для животного мира закона расщепления филогенетического ствола, выявив новые закономерности, присущие только человеческому виду. Борьба за преодоление трудностей и удовлетворение вновь возникших потребностей даже форсировала в определенной степени развитие этой вещной искусственной среды и самого человека (еще более широкое употребление огня, одежды, средств передвижения, особенно в условиях поствюрмского потепления, и т. п.)

В наступивший затем послеледниковый, или современный, период (так называемый голоценовый, около 6 тыс. лет до н. э.) человек расселяется уже вплоть до районов Крайнего Севера. К этому времени


3 См.: Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 3, М. 1972, стр. 279; т." 4. М. 1974, стр. 242 - 243; т. 5. М. 1976, стр. 541.

4 М. И. Урысон. Истоки рода человеческого в свете новейших данных. "Вопросы истории", 1976, N 1, стр. 99 - 100. Имеются и новейшие подобные открытия в более древних геологических отложениях до 3 - 3,75 млн. лет, возможно, требующие, однако, более тщательной оценки. См. "International Herald Tribune", 10.III.1976.

5 См. С. А. Семенов. Об олдувайских гоминидах. "Вопросы антропологии". Вып. 49. М. 1975; М. И. Урысон. Указ. соч.

стр. 48


были достигнуты в рамках доклассового общества многие завоевания в области материальной культуры: сложилась высокая техника обработки разнообразных орудий труда, появились одежда, большие многоочажные жилища (указывающие на увеличение численности общин, широкие связи между ними, включая обмен орудиями труда), утварь, посуда и т. п. Развивается на базе коллективного труда и духовная культура: язык, обычаи, нравы, обряды, музыка, искусство. По мере роста материальной и духовной культуры происходит дальнейшее сближение людей на основе общих экономических интересов.

Люди современного вида (неоантропы, Homo sapiens), появившиеся примерно 40 - 70 тыс. лет назад, с биологической точки зрения представляют собой один и тот же вид, который имеет расы, отличающиеся друг от друга физическими признаками: цветом кожи, волос, глаз, чертами лица, ростом, формой черепа и т. п. Выделяются так называемые большие расы: негроидная, европеидная и монголоидная, сложившиеся благодаря воздействию географических условий на ряд поколений6 . Историческое развитие народов, живущих на разных континентах, полностью опровергает расистские концепции о мнимом существовании "избранных" или "низших" рас. "Отсталость" тех или иных народов (с точки зрения европейцев XIX-XX вв.) на самом деле является результатом условий их развития, а вовсе не расовой неполноценности. Об этом говорят, например, весьма развитые для своего времени ныне исчезнувшие цивилизации ацтеков или инков в Америке, некоторые цивилизации в Азии, большое южноафриканское государство Мономотапа с культурой Зимбабве.

Современная наука считает древнейшей формой общественного бытия человека первобытные орды. Однако они были довольно неустойчивой организацией. Первая стабильная форма общественного устройства человечества - материнский род с характерным для него институтом экзогамии (запрещение браков между людьми, принадлежащими к одной родственной группе). Согласно одной из наиболее распространенных в настоящее время гипотез, первоначально роды были связаны попарно брачными отношениями. Постепенно эта дуальнородовая организация стабилизировалась, приобретя ряд социальных функций и превратившись тем самым в племена. Племя обычно объединяло несколько родов.

В процессе социально-экономической консолидации, постепенного перехода от разрозненных групп к племенным образованиям, а затем и более крупным объединениям чрезвычайно важную роль играли производство и обмен предметами культуры, особенно материальной. Материальная жизнь людей приобретала межплеменное значение7 . Таким образом, с самого начала существования человечества одной из важнейших общих тенденций его развития была консолидация, которая воплощалась в образовании первобытных орд, родов, а затем и племен. Этот процесс шел на базе труда, имевшего общественный характер.

Консолидационные процессы и на ранних ступенях развития человечества протекали отнюдь не безболезненно. Имели место военные акции одних племен против других. Однако преобладали все же не эти столкновения. Становившиеся все более и более крупными объеди-


6 Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. М. 1963, стр. 317 - 429; Ю. В. Бромлей. Этнос и этнография. М. 1973, стр. 19. Отмечается богатство разнообразных переходных форм. Расселение людей различных рас по всем странам и равные возможности существования и восприятия ими современной культуры в наши дни стали бесспорным фактом.

7 Этнографам хорошо известно, как охотно выменивались и быстро осваивались металлические орудия или просто куски металла, например, островитянами Океании при первом столкновении с европейцами.

стр. 49


нения людей нередко создавались для защиты от воинственных и агрессивных соседей.

Громадное значение для дальнейшего развития социальной консолидации имел переход от потребляющего (собирательство и т. п.) к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству, что сопровождалось усложнением форм человеческих коллективов8 . С переходом от камня к металлу начинается разложение первобытнообщинного строя, материнско-родовые общины постепенно превращаются в патриархальные роды, которые по мере развития производительных сил сменяются сельскими (соседскими) общинами, имеющими характер уже не кровородственной, а территориальной общности. С той поры можно, видимо, говорить о развитии более широких, имевших определенную дифференциацию, социоэтнических общностей. С ростом производства и обмена между племенными группами, в ходе междоусобных войн и острой внутренней борьбы, сопряженной с вызреванием новых социальных отношений, крепли связи между племенами, создавались сначала семьи племен, а затем и их союзы. Союзы племен укрепляли безопасность каждого племени, обеспечивали регулярный характер межплеменных отношений и обмена. Они отличались от предшествовавших им семей племен не только возросшими внутри них социальными различиями и имущественным неравенством, но и своей этнической структурой. "Союз племен мог включать племена разных семей. Иначе говоря, союзы племен могли быть неоднородными в этническом отношении; в таких случаях их, очевидно, следует рассматривать как своеобразные федерации нескольких этно- социальных общностей"9 .

Союзы племен предпринимали далекие походы и совершали миграции, связанные не только с военной, но и с производственной деятельностью, например, освоением новых обширных пространств, что требовало объединения усилий многочисленных коллективов. Все это вело к перемешиванию населения, ассимиляции, изменениям этнических и племенных границ, складыванию новых, своеобразных культурных общностей, в которых связи между племенами и протонародностями основаны были на известном сходстве ступеней материальной и духовной культуры. Такими культурными общностями на территории СССР, например, были: среднеднепровская, прибалтийская, фатьяновская, абашевская, андроновская и другие10 . Образование союзов племен вместе с развитием многосторонних связей внутри их усиливало необходимость в общем языке - основном средстве общения. Происходили все более интенсивные процессы сближения племенных диалектов, культурной и языковой ассимиляции.

С переходом к классовому обществу, который занял века сложной внутренней борьбы, нередко сопровождавшейся и возвратными движениями, консолидационные процессы пошли под знаком нарастания внутренней классовой дифференциации и обострения антагонизмов между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Древнейшие рабовладельческие деспотии (например, Ассиро-Вавилонская, Персидская и др.) не были этническими образованиями, а тем более предшественниками позднейших национальных общностей. Существовавшие на тех ступенях социоэтнические общности, как правило, многократно перемешивались (кроме, быть может, труднодоступных горных районов, где в силу естественной изоляции и сейчас сохраняется большая этническая пестрота).

Во II-I тыс. до н. э. на огромных пространствах от Дуная и берегов Каспийского моря до Тихого океана на периферии классовых


8 В. М. Массой. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). Л. 1976.

9 Ю. В. Бромлей. Указ. соч., стр. 135.

10 "История СССР". Т. 1. М. 1964, разд. I, гл. 3.

стр. 50


обществ существовали союзы кочевых племен. У кочевых народов широко распространена была практика постепенной адапции иноплеменников и целых этнических племенных подразделений (например, у арабских кочевников)11 . Подобный путь проходили и земледельческие племена, например, славяне, которые в середине I тыс. н. э. под угрозой, нависшей над ними со стороны обитавших на юге кочевников, создают более прочные оборонительные союзы племен: "союзы союзов племен", "протонародности" и т. п.12 .

На определенной стадии исторического развития, когда экономические, политические, культурные и иные связи приобретали на базе роста производства более прочный и устойчивый характер, стали образовываться новые, более широкие общности - народности, или, как их называл Ф. Энгельс применительно к истории Европы, национальности13 . Многие социоэтнические общности, существовавшие при рабовладельческом строе или в пору раннего феодализма, влились в эти новые общности, которые (конечно, далеко не все и не повсюду) развились затем в нации. Например, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, дреговичи, уличи, северяне, древляне, волыняне, поляне и другие восточнославянские племена не могут считаться "народностями", но из них в IX в. сложилась древнерусская народность.

История дает немало примеров того, как народности нередко, в свою очередь, смешивались между собой, что порой и составляло реальные исторические предпосылки для появления в дальнейшем еще более крупных народностей, развившихся затем в нации. Все крупные народности и нации были по происхождению полиэтничными, ибо сложились из различных более ранних общностей, которые, объединившись, как правило, растворялись в новых, более широких общностях. Огромную роль играли при этом развитие производства и связанного с ним обмена, классовая борьба, потребности обороны от внешних нападений и т. п. Например, в Древнерусском государстве уже в IX в. подсечно- огневое земледелие сменяется трехпольной системой, широко применяются железо и сталь для изготовления орудий труда и оружия, возникают многочисленные города как центры ремесленного производства и сопутствующего ему обмена, развиваются железоделательные, кузнечные, гончарные и ювелирные промыслы, распространяется славянская письменность, растут международные связи. Однако хозяйственная раздробленность тогда еще не была преодолена. Лишь с течением времени в рамках феодализма происходят процессы, которые привели к созданию на поздних ступенях новых, еще более устойчивых общностей. На их основе складывается централизованное Русское государство.

Однако, по словам Ленина, "о национальных связях в собственном смысле слова едва ли можно было говорить в то время: государство распадалось на отдельные "земли", частью даже княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска (местные бояре ходили на войну со своими полками), особые таможенные границы и т. п. Только новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было... усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок" 14 . Это


11 Ю. В. Бромлей. Указ. соч., спр. 131.

12 А. В. Арциховский. Основы археологии. М. 1955; Д. А. Авдусин. Археология СССР. М. 1967, а также: Б. А. Рыбаков. Первые века русской истории. М. 1964; его же. Древняя Русь. Сказания. Былины, Летописи. М. 1963; М. Н. Тихомиров. Древнерусские города. М. 1956.

13 См., например, К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, стр. 409.

14 В. И. Ленин. ПСС. Т. 1, стр. 153 - 154.

стр. 51


было время позднего, или развитого, феодализма в России, то есть та пора, когда здесь, как и во многих других странах мира, начинают появляться первоначальные капиталистические хозяйственные формы и в лоне позднефеодальных государств проходят утробный период развития будущие капиталистические нации.

Принятая некоторыми учеными схема "род - племя - народность - нация" является упрощенной. Реальное развитие консолидационных процессов шло гораздо более сложными и извилистыми путями, которые эта схема не учитывает, пытаясь подвести под одну категорию весьма различающиеся между собой типы исторических общностей, как по уровню общественно- экономического развития, так и по степени этнической консолидированности. Простое разграничение общностей по докапиталистическим формациям (например, "рабовладельческая народность", "феодальная народность") также не дает удовлетворительного решения, ибо консолидационные процессы в условиях этих формаций в разных районах протекали иначе, нередко чрезвычайно сложно и противоречиво. Кроме того, иногда нельзя обнаружить существенного отличия между рабовладельческой формацией и ранним феодализмом.

С учетом новейших данных науки можно предложить следующую обобщенную схему развития консолидационных процессов: первобытная орда; род, племя15 , союз племен; более развитые социоэтнические общности рабовладельческих или раннефеодальных обществ (в том числе союзы союзов племен, "протонародности"); народности или, как их называет Энгельс, национальности; нации капиталистические; нации социалистические; интернациональные социалистические общности. Разумеется, эта схема развития исторических общностей является, как и всякая схема, в известной мере условной. Внутри каждого из этих периодов общностей можно выделить переходные формы; различны конкретные пути развития этих общностей в отдельных регионах16 . Постепенное восхождение от низших и простых форм к более высоким и сложным происходило, порой минуя посредствующие звенья.

Хотя консолидационные процессы у различных народов протекали неодинаково, обнаруживается глубокое их взаимодействие и взаимовлияние. Хронологически народы вступали в указанные в схеме стадии разновременно, что объясняется глубокими историческими причинами. Культурные влияния одних народов всегда воспринимались другими народами не пассивно, а на основе собственного опыта, фактически имело место взаимовлияние, и таким образом каждый народ вносит свой вклад в общую сокровищницу мировой культуры и прогресса. Сложные консолидационные процессы, затрагивающие множество этнических и социоэтнических групп и общностей, вели в ряде случаев не только к их слиянию и ассимиляции, но также и к сохранению и образованию иноэтнических и инонациональных вкраплений внутри или в составе населения национальных и многонациональных государств. Инонациональные вкрапления, а также "рассеянное" (дисперсное) состояние национальностей внутри более или менее крупного национального образования имеют место не как исключение (вопреки утверждениям, например, сионистов!), но как весьма распространенное явление. Примером могут служить украинцы в Канаде, армяне и греки в разных странах, китайцы в США и т. п. При анализе консолидационных


15 Академик Б. А. Рыбаков считает, что следует объединить род и племя в одном этапе, оговорив, что это два качественно различных, но сопряженных между собой элемента.

16 Консолидационные процессы отнюдь не сводятся к социоэтническим или национальным. Весьма важную роль играют и такие формы консолидации, как образование крупных национальных и многонациональных государств, развитие региональных связей, например, в средневековой Европе, где для культурной консолидации немалое значение имел латинский язык, различные виды хозяйственной общности.

стр. 52


процессов весьма важен учет как их национальных аспектов, так и совокупности всего многообразного содержания этих процессов.

Обратимся теперь к процессам возникновения и развития народностей и наций, о которых применительно к Европе имеются исследования основоположников научного коммунизма17 , особо подчеркивавших роль народных масс и классовой борьбы18 .

Энгельс отмечал, что после ликвидации Римской империи в Западной Европе "из смешения народов, происходившего в раннем средневековье, постепенно развивались новые национальности, процесс, при котором, как известно, в большинстве бывших римских провинций побежденное население, крестьяне и горожане, ассимилировало победителя - германского властелина. Следовательно, современные национальности также являются продуктом угнетенных классов"19 . Одной из конкретных сторон этого процесса было разграничение языковых групп. Например, при разделе (по Верденскому договору 843 г.) империи Карла Великого - этого обширного разноплеменного конгломерата - король франков Карл Лысый и король немецких областей Людовик Немецкий произносили перед своими войсками клятву о союзе на двух различных языках - романском (впоследствии развившемся во французский и другие языки) и древненемецком. "Как только произошло разграничение на языковые группы.., - продолжает Энгельс, - стало естественным, что эти группы послужили определенной основой образования государств, что национальности начали развиваться в нации. Насколько силен был этот стихийный процесс уже в IX в., доказывает быстрый распад смешанного государства Лотарингия. Правда, в течение всего средневековья границы распространения языка далеко не совпадали с границами государств; но все же каждая национальность, за исключением, пожалуй, Италии, была представлена в Европе особым крупным государством, и тенденция к созданию национальных государств, выступающая все яснее и сознательнее, является одним из важнейших рычагов прогресса в средние века"20 .

Можно проследить существенные моменты этого процесса национальной консолидации, например, во Франции. Развитие феодальных отношений в IX-X вв. расширило возможности для роста производительных сил в рамках крупной земельной собственности и мелкого крестьянского хозяйства. В X-XIII вв. фонд пахотных земель значительно увеличился за счет раскорчевки лесных массивов, освоения болот и пустошей. Такие работы были возможны лишь при широком применении железных и стальных земледельческих орудий. Развитие сельского хозяйства, городов, ремесленного производства, торговли создавало материальную основу для более устойчивых этнических связей, способствовало формированию территориальной общности будущей французской нации. Общественное разделение труда между ремеслом и сельским хозяйством, между городом и деревней еще больше расширило и укрепило внутренние экономические связи. Развитие производства сопровождалось постепенным, но неуклонным разложением натурального хозяйства. В малоподвижную в целом жизнь феодальной Европы вторгались новые элементы, вызывавшие перемены. На основе роста производства, дальнейшего разделения и кооперации труда росли товарно-денежные отношения, увеличивалось значение городов.


17 См., например, работы Энгельса по истории Крестьянской войны в Германии 1525 г. и его рукописи 1885 - 1888 гг., посвященные формированию и развитию национальностей (народностей) в Европе и образованию национальных государств (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 7, 21).

18 См. К. Иванов. Ф. Энгельс о роли народных масс при формировании наций. "Новая и новейшая история", 1969, N 5.

19 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, стр. 409.

20 См. там же, стр. 410 и др.

стр. 53


Громадное влияние на всю историю французского народа оказали освободительные движения трудящихся масс. Эти движения способствовали их консолидации. Первоначально сопротивление крестьян развивалось в основном в пределах отдельных сеньорий, но впоследствии оно приобрело и более широкие масштабы. В 997 г. вспыхнуло восстание в Нормандии, толчком к которому послужило лишение крестьян права бесплатного пользования лесами и водами. Ареной восстаний стала в X-XI вв. и Бретань21 . "В X веке, - отмечают французские историки Ж. и К. Виллар, - огромная масса крестьян, лишенная сеньерами собственности, превратилась в сервов. Этим объясняется ранний и острый характер классовой борьбы, она началась очень рано и охватила, хотя и в зачаточной форме, все крестьянство. Это помогает объяснить силу революционных традиций, составляющих и ныне одну из основных черт национального характера французов"22 . Шагом вперед в процессе консолидации стали и последующие восстания - "пастушков" в 1321 г., Жакерия (крестьянская война 1358 г.) и другие. Все эти выступления не прошли, как пишет Ф. Брюа, "бесследно. Они помогли уничтожить крепостное право"23 .

По мере все более интенсивного отделения ремесла от сельского хозяйства происходил рост городов, городского населения, прежде всего ремесленников. Обострялись социальные противоречия внутри городов24 . Городской верхушке противостояла основная масса стонавших под тяжестью налогового бремени ремесленников и мелких торговцев. Борьба городских ремесленников и нарождавшегося "предпролетариата" все теснее примыкала, а нередко и сливалась с борьбой крестьян. В 1356 - 1358 гг. имели место выступления парижских ремесленников, слившиеся с Жакерией. Конец XIV в. ознаменовался серией стихийных выступлений городской бедноты.

Национальной консолидации французского народа способствовали также освободительные войны. В средние века французы вели долгую борьбу с английскими захватчиками, в том числе так называемую Столетнюю войну 1337 - 1453 годов. Борьба за независимость вызвала рост патриотического самосознания и сплочения народных масс, выдвинула многих героев, в том числе легендарную Жанну д'Арк. Проявлением консолидационных процессов было также постепенное складывание и развитие французской национальной культуры - языка, литературы, искусства, школы, университетов. Проступало нередко прикрытое характерной для средневековья религиозной оболочкой различие между демократической струей этой культуры, так или иначе связанной с трудовой жизнью и устремлениями народа (фольклор, народный театр, литература и т. д.), и дворянско-клерикальным аристократическим течением, лучшие представители которого, впрочем, тоже опирались на творчество народа. Уже в XIV в. обнаруживается то частичное совпадение интересов крестьянства и городского бюргерства в области аграрных отношений и крестьянских прав на землю, которое, постепенно развиваясь, в конце XVIII в. создало возможность для того, чтобы опрокинуть весь феодальный строй25 .

Все эти факторы, и особенно классовая борьба, оказывали катализирующее влияние на консолидационные процессы. Усиливалась централизация государственной власти, возрастала роль армии, постепенно


21 А. Д. Люблинская, Д. П. Прицкер, М. Н. Кузьма и. Очерки по истории Франции с древнейших времен до окончания первой мировой войны. Л. 1957, стр. 44. См. также "Советская историческая энциклопедия". Т. 2, стб. 723.

22 Ж. и К. Виллар. Формирование французской нации. М. 1957, стр. 31.

23 Ж. Брюа. История рабочего движения во Франции. Т. I. М. 1953, стр. 45.

24 Подробнее об этом см.: Н. А. Сидорова. Антифеодальные движения в городах Франции во второй половине XIV - начале XV века. М. 1960, стр. 8.

25 См. "История Франции". Т. I. М. 1972, стр. 156.

стр. 54


изживалась крайняя раздробленность, характерная для раннего французского средневековья. Эти изменения, хотя не меняли в принципе социально- экономического содержания феодальной формации, были уже достаточно глубокими, чтобы вызвать к жизни национальное государство, в котором производство и потребление перестало замыкаться в границах отдельных княжеств или графств.

Возникновение централизованных государств ускорило процесс формирования наций.

"Тенденция к созданию национальных государств, - пишет Энгельс, - выступающая все яснее и сознательнее, является одним из важнейших рычагов прогресса в средние века"26 . Абсолютистские монархии в Западной Европе представляли собой определенную общественно-экономическую общность феодального типа, были машиной коллективного господства феодалов над крестьянами, предназначенной для защиты интересов феодалов от восстававших крестьян и городских низов. Образование "национально оформленных государств" в Европе XVI-XVII вв. было тем рубежом, который ознаменовал начало развития в лоне позднего феодализма капиталистических наций. Этот процесс характеризовался двумя основными противоречивыми тенденциями. С одной стороны, то была пора широких народных антифеодальных движений, выражавшихся на первых порах в разнообразных формах борьбы, прикрытой религиозной оболочкой, а затем поднявшихся до уровня открытых антифеодальных революций, как это было во Франции. С другой стороны, внутри общества в тот же период постепенно вызревали первоначальные формы капиталистических производственных отношений (так называемое первоначальное накопление, развитие мануфактурного производства и т. п.), примером чего может служить Англия.

В XVIII в. возникли идейные направления, отражавшие интересы разных классов, выступавших против феодализма" хотя и расходившихся между собой по весьма важным вопросам. Тогда же возникла мысль о единстве "третьего сословия", которая нашла наиболее полное выражение в знаменитой брошюре аббата Сийеса "Что такое третье сословие?", написанной в канун буржуазной революции 1789 года. "Итак, что такое третье сословие? Вся нация, но нация угнетенная и скованная. Чем стало бы оно без привилегированного сословия? Всей нацией, но нацией свободной и процветающей... Оно (третье сословие) должно знать, что ныне оно фактически представляет в своем лице нацию, тогда как прежде оно было лишь ее тенью"27 . Подобная "внеклассовая" и "надклассовая" интерпретация "третьего сословия", а затем и нации составила позднее отличительную черту буржуазной идеологии. Однако уже в ходе Французской буржуазной революции конца XVIII в. стала ясной иллюзорность этого единства. Высшим этапом развития революции явилась якобинская диктатура, которая, действуя плебейски-крестьянскими методами, сломила феодализм, спасла страну от интервентов, обеспечила ее национальное единство. В тех условиях и концепции якобинцев и лозунг "Свобода, равенство и братство" объективно не могли выйти за пределы буржуазного общества, хотя и выражали стремления широких масс народа, прежде всего крестьянских и городских низов.

Оценивая национальные и революционные движения XVI-XVIII вв., нельзя не видеть огромную, в конечном счете решающую роль народных масс, особенно крестьянства и городских плебеев. Это со всей полнотой и показала Французская буржуазная революция XVIII века. Однако ни одна буржуазная революция, в том числе и


26 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, стр. 410.

27 См. Ж. и К. Виллар. Указ. соч., стр. 154.

стр. 55


французская, не смогла ликвидировать все остатки феодализма, сословности, неравенства национальностей, удушение слабых, отсталых, мелких народностей "передовыми" державами и т. п. Ход и исход Французской буржуазной революции конца XVIII в. показали, что буржуазия не может воплотить в жизнь чаяния и надежды трудящихся. Она по частям переходила на сторону врагов революции, а затем и вовсе положила ей конец, открыв целую эпоху контрреволюционного террора, жестокостей, эксплуатации, национального угнетения и войн. Настоящим вождем и руководителем народно- освободительных революций мог стать только рабочий класс. Но в то время он лишь зарождался. Этого якобинцы не видели, да и не могли видеть.

Свои особенности имел процесс складывания английской нации, что объяснялось в первую очередь спецификой феодального строя в этой стране, сохранением здесь в течение длительного периода свободной сельской общины и свободного крестьянства28 . В начале IX в. несколько англосаксонских королевств объединились в одно государство. Нормандское завоевание второй половины XI в. ускорило политическую централизацию, содействовало завершению феодализации, вызвав, однако, общее ухудшение положения крестьянства и усиление его эксплуатации. В то же время расширялись связи Англии с континентом, ее внешняя и внутренняя торговля, происходил быстрый рост городов. Завоевание привело также к образованию двух различных этнических единиц: могущественной и сплоченной нормандской аристократии, говорившей на чужом языке, и политически бессильной и разобщенной массы англосаксонского населения. К концу XII в. этнические и языковые различия между завоевателями и коренным населением в значительной степени стерлись. Разговорным языком стал лондонский диалект, испытавший сильное влияние французского и латинского языков. В XII-XV вв. определилась языковая и территориальная общность всего населения. Сложился национальный рынок с центром в Лондоне.

Уже в период средневековья у Англии были, как известно, широкие торговые связи со странами континентальной Европы, особенное значение имел при этом вывоз шерсти и шерстяных изделий. Увеличение спроса на шерсть и рост товарно-денежных отношений повлекли за собой "огораживание" общинных земель и насильственный сгон крестьян с наделов, разрушение их домов и целых деревень, массовое обезземеливание крестьянства феодальными владельцами и собственниками. Крестьяне, городские ремесленники и другие выбитые из жизненной колеи люди, превратившиеся в неимущих и нищих пауперов, подымались на борьбу (восстания Роберта Кета 1549 г. и др.) против усиления эксплуатации и налогового гнета.

В XVI-XVII вв. в Англии происходило усиление королевской власти, стоявшей на страже интересов "нового дворянства", нажившегося на "огораживании", а также зарождавшейся, но еще не окрепшей политически и экономически буржуазии. Английская буржуазная революция XVII в. сломила сопротивление старого феодального дворянства, церкви и королевского абсолютизма. Будучи умеренной по демократическим последствиям, она послужила на пользу "новому дворянству" и укрепившейся буржуазии. Движение народных масс, выступавших за углубление революции, в частности за демократическое решение аграрного вопроса, было сурово подавлено. С победой Английской буржуазной революции XVII в., закрепившей господство капиталистического способа производства в Англии, в основном завершился процесс формирования английской нации.


28 См.: Д. Р. Грин. История английского народа. Тт. 1 - 4. М. 1891 - 1892, Дж. Тревельян. Социальная история Англии. М. 1959; M. Briggs, P. Jordan. Economic History of England. L. 1960.

стр. 56


Формирование нации в Германии значительно отличалось от аналогичных процессов во Франции и Англии. Одним из серьезных препятствий к созданию в Германии национального государства была сохранявшаяся от средневековья "Священная Римская империя"29 . Экономические связи между отдельными частями страны были слабыми, что препятствовало созданию единого внутреннего рынка; отсутствовал и общий экономический центр, подобный Парижу и Лондону. Сильная политическая раздробленность тормозила экономическое развитие и обостряла социальные противоречия. "В то время как в Англии и Франции, - писал Энгельс, - подъем торговли и промышленности привел к объединению интересов в пределах всей страны и тем самым к политической централизации, в Германии этот процесс привел лишь к группировке интересов по провинциям, вокруг чисто местных центров, и поэтому к политической раздробленности..."30 .

И в Германии рост городов, расширение мировых торговых связей и развитие внутренних товарно-денежных отношений сопровождались обострением классовых противоречий31 . Высшей точкой классовой борьбы, важным моментом в национальных судьбах страны стала Великая крестьянская война 1524 - 1525 гг., которая вылилась в массовое народное движение, распространившееся на большую часть немецкой территории и грозившее ниспровергнуть устои феодального строя. То была героическая эпоха в истории Германии. "Немецкий народ, - писал Энгельс, - также имеет свою революционную традицию. Было время, когда Германия выдвигала личности, которые можно поставить рядом с лучшими революционными деятелями других стран, когда немецкий народ проявлял такую выдержку и развивал такую энергию, которые у централизованной нации привели бы к самым блестящим результатам"32 .

В работе "Крестьянская война в Германии 1525 года" и других трудах Энгельс показал, что в этот период революционные крестьянские массы и городские низы выступали под знаменами национальной и социально-антифеодальной борьбы, хотя и прикрытой еще религиозной оболочкой. Энгельс, изучая конкретный материал, пришел к следующим выводам: а) немецкое крестьянство было в то время "столь же национально", как и дворянство или бюргерство в противоположность князьям, крупным феодалам и реакционному духовенству, которые выступали за феодальную раздробленность в рамках "Священной Римской империи", иными словами, действовали вопреки национальным интересам Германии; б) при конкретной расстановке классовых сил крестьянство являлось объективно и субъективно основной движущей силой революции и национально-объединительного движения; в) но в ту эпоху победа крестьянства не могла привести в конечном счете к чему-либо иному, кроме как к утверждению буржуазного строя, однако в его наиболее прогрессивной, антифеодальной и общенациональной форме; г) победа Крестьянской войны оказалась тогда невозможной ввиду раздробленности и распыленности немецкого крестьянства, предательства национальных интересов бюргерством, пошедшим на соглашение с князьями, а также из-за слабости тех кругов мелкопоместного дворянства, которые вначале пошли с крестьянами; д) поражение Крестьянской войны затормозило дальнейшее созревание немецкой нации,


29 В Германии, как отмечал Ф. Энгельс, "условия, необходимые для национальной централизации, ...не существовали вовсе или находились в зачаточном состоянии". К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 7, стр. 394.

30 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 7, стр. 347 - 348.

31 М: М. Смирин. Германия эпохи реформации и Великой крестьянской войны. М. 1962, стр. 35.

32 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 7, стр. 345.

стр. 57


вычеркнуло ее на три столетия из списка политически активных наций Европы.

Как известно, национальная консолидация не была достигнута в Германии не только в XVI в., но и гораздо позднее - в результате революции 1848 - 1849 годов. В ходе ее на сцену политической борьбы вышла новая сила в лице пролетариата. В страхе перед ним и крестьянскими волнениями немецкая буржуазия снова, как и в 1525 г., пошла на контрреволюционную сделку с феодальной аристократией и юнкерами, сделав тем самым невозможным национальное объединение страны на демократических основах. Только в 1871 г. представитель прусского юнкерства О. Бисмарк в союзе с крупной немецкой буржуазией осуществил "железом и кровью" объединение Германии вокруг Пруссии.

Проследим теперь историю формирования славянских народностей и наций. Славяне - самая многочисленная в Европе группа народов, объединенная общностью происхождения, близостью языков и исторических судеб. В работах Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, М. Н. Тихомирова, Л. В. Черепнина и других советских историков на богатом материале, включая новейшие данные археологии, лингвистики, истории материальной культуры, исследованы первые ступени и общие закономерности формирования русской, украинской и некоторых других славянских народностей и наций.

Древнерусское государство IX-XII вв. возникло как раннефеодальное. Его появлению предшествовало длительное развитие, которое шло в направлении социоэтнического единения33 . Славянские и другие племена, которые объединились в рамках древнерусского государства, знали развитое пахотное земледелие с применением сохи и тягловой силы животных, трехполье, относительно развитое скотоводство, ремесло, уже отделившееся от земледелия, имели города (Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов, Полоцк и другие), которые были центрами ремесла, торговли и администрации34 . Это было общество, где родоплеменные отношения существовали уже только как пережиток.

Как отмечает Б. А. Рыбаков, в X-XI вв. на обширной территории Древней Руси уже существовали единая культура, общие экономические связи в рамках феодального хозяйства, а также единый язык при наличии диалектов35 . "История Древнерусского государства, - подчеркивает Б. Д. Греков, - это не история Украины, не история Белоруссии, не история Великороссии. Это история государства, которое дало возможность созреть и вырасти и Украине, и Белоруссии, и Великороссии"36 . Один из крупнейших знатоков истории образования восточнославянских языков, Ф. П. Филин, пишет: "Русский, украинский и белорусский языки - языки-братья, имеющие одного предка - древнерусский (восточнославянский) язык. Древнерусский язык образовался в VII-VIII вв. на базе многочисленных говоров древнейшего общеславянского (праславянского) языка, исторические истоки которого уходят в глубокую древность"37 .

Складывание древнерусского этноса происходило в борьбе против феодальной разобщенности. Об этом свидетельствует и "Слово о полку Игореве", воспевшее единство Русской земли. "Безвестный автор "Слова", несомненно, передовой человек своего времени, высоко поднял знамя национального объединения русского народа, прекрасно понимая, что в нем заключено спасение и процветание русской государственно-


33 Б. Д. Греков. Киевская Русь. М. 1953, стр. 25.

34 М. Н. Тихомиров. Древнерусские города. М. 1946, стр. 38.

35 См. Б. А. Рыбаков. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи.

36 Б. Д. Греков. Киевская Русь, стр. 11.

37 Ф. П. Филин. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Л. 1972, стр. 650.

стр. 58


сти"38 , И в летописях XI-XVI вв. неоднократно выражались требования соблюдения национальных интересов39 . Но, как и у многих других народов, сравнительная слабость и неустойчивость раннефеодальных экономических связей привела в XII-XIII вв. к распадению древнерусской этнической общности. В силу внутренних обстоятельств, а затем затянувшегося татаро-монгольского ига и вторжений с Запада произошло временное политическое разъединение, которое не означало, однако, полного разрыва ранее сложившихся этнических связей. "Даже в период феодальной раздробленности, - отмечает В. В. Виноградов, - когда на роль государственно- деловых языков отдельных княжеств претендовали поместно-территориальные диалекты, устная народная поэзия и ее язык выступали как великая культурно- объединяющая сила, как фактор национального сплочения. Именно в недрах устного народного творчества закладывался фундамент будущего национального языка. Стили народной поэзии (особенно былины, исторические песни, сказки, пословицы) были чужды местной, областной исключительности. Они развивались как общерусский народно-поэтический язык"40 .

Набеги степных кочевых племен, как и татаро-монгольское иго (XIII-XV вв.), обрушились всей своей тяжестью прежде всего на широкие народные массы (разрушения, грабежи, дань). Значительная часть князей, бояр, купечества и служителей церкви сравнительно быстро нашла общий язык с монгольскими завоевателями. Другая часть поддерживала национальные устремления народа. В. И. Ленин отметил, что "монгольское иго есть исторический факт, несомненно связанный с национальным вопросом" (но, как подчеркивал он, отнюдь не в том смысле, который вкладывается в это понятие в Европе XX века)41 . В эпоху татаро-монгольского ига "среди русских княжеств шел энергичный процесс образования сильного национального государства"42 . Особенно большую роль в складывании и укреплении русской нации и Российского многонационального государства сыграли народные массы. Основной движущей силой процесса формирования русской народности, как указывал Л. В. Черепнин, явились широкие массы трудового крестьянства и торгово-ремесленного населения городов, объективно заинтересованных в преодолении феодальной раздробленности. Объективно прогрессивную роль в борьбе за ликвидацию политической раздробленности сыграли и определенные слои феодалов43 . Расширение пахотных площадей, заселение пустошей и расчистка лесных участков под пашню, рост ремесла и городов в XIV-XV вв. создавали материальные предпосылки для централизации государства.

Из русской народности выросла русская нация. Этот процесс прошел ряд этапов. Как и в Западной Европе, у русской нации и других наций, населяющих ныне Советский Союз, территориальная общность, язык, экономические связи, культура и т. д. развивались на протяжении многих столетий.

Древнерусский язык, на котором говорили в X-XII вв. и в Киеве, и в Новгороде, и в Ярославле, и в других местах Древнерусского государства, был продуктом творчества всех слоев народа. Территория русской народности и нации складывалась на протяжении многих веков. Известно, что начало продвижению русских на север, в Зауралье, по-


38 А. И. Ефимов. История русского литературного языка. М. 1955, стр. 61.

39 Д. С. Лихачев. Национальное самосознание Древней Руси. М. -Л. 1945, стр. 115.

40 В. В. Виноградов. Великий русский язык. М. 1945, стр. 100.

41 В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 350.

42 Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. Золотая орда и ее падение. М. 1950, стр. 232 и др.

43 См. Л. В. Черепнин. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. М. 1960.

стр. 59


ложили еще новгородцы в XI веке. С образованием Русского централизованного государства в него входит и Сибирь. Еще в XVI в. русские достигли Енисея, а в первой половине XVII в. - побережья Тихого океана. Освоение огромных территорий Сибири явилось выдающимся подвигом русского народа. Главную роль в этом деле сыграли промышленные люди и крестьяне, бежавшие в Сибирь от крепостнического гнета в поисках "вольной жизни". Историческую принадлежность Сибири и Дальнего Востока России определили своим трудом именно трудящиеся массы - прежде всего крестьяне и рабочий люд, освоившие эти земли. Трудовые русские люди, и, прежде всего, крестьяне, принесли более высокие формы хозяйства и культуры многочисленным местным народностям и племенам.

История нашей страны показывает, таким образом, еще раз, насколько огромную, в конечном счете, решающую роль играли народные массы в процессах консолидации. "Являясь самой многочисленной частью населения феодальной России, - писал Б. Д. Греков, - крестьянство на протяжении очень длительного времени было основным производителем материальных благ. Русский крестьянин со своим топором и сохой привел в культурное состояние необозримые пространства восточноевропейской равнины и сумел перенести свои трудовые навыки на Урал, в далекую Азию. Крестьянин с оружием в руках защищал свою родную землю в борьбе с многочисленными врагами и заслужил славу непобедимого. Крестьянин, несмотря на очень неблагоприятные условия, в которых он веками жил, дал своей стране сотни великих людей в области науки, искусства и литературы"44 . На складывание Российского государства и национальный характер русских людей влияли, разумеется, и внешние факторы. Так, борьба против иноземных захватчиков, в ходе которой решалась судьба России, глубоко отложилась в сознании народа, способствуя развитию и укреплению его патриотических чувств. Это отразилось и в исторических памятниках и в героических традициях русского народа, сыгравших впоследствии немалую роль в Великой Отечественной войне.

Консолидационные процессы в Азии, Африке и Латинской Америке на ранних этапах характеризовались перемещениями громадных социальных и этнических пластов населения, что ускоряло переход от родоплеменных союзов к более высоким этническим общностям и государственным образованиям. Так, империя Гана (III-XIII вв.) сформировалась в Африке на основе преобладания этнической группы сонинке, империя Мали (XI-XVI вв.) - группы мандинго, империя Гао (IX-XVII вв.) - группы сонгаи и т. д. Процесс этнической консолидации в странах южнее Сахары шел вокруг определенных центров, населенных в Эфиопии - амхара, на Золотом Берегу - ашанти, в Нигерии - йоруба, в Конго - балуба45 . Следовательно, народы Африки до прихода сюда европейских колонизаторов находились на различных ступенях общественного развития. У одних уже имелись государства, в которых господствовали раннефеодальные или развитые феодальные отношения; в других еще происходило разложение первобытнообщинного строя и образование классового общества. Неодинаковыми были и формы социоэтнических общностей. Постепенно родственные племена через посредствующие звенья объединялись в народности, шли процессы этнического смешения, консолидации и ассимиляции, протекавшие в борьбе объединительных и разъединительных тенденций. В XVI - XVIII вв., когда в Западной Европе шел процесс утробного развития капиталистических наций, феодальные государства Северной Африки


44 Б. Д. Греков. Краткий очерк истории русского крестьянства. М, 1958, стр. 24.

45 См. "Антиимпериалистическая революция в Африке". М. 1967, стр. 42 - 43.

стр. 60


и Азии, казавшиеся еще весьма могущественными и богатыми, в действительности находились в состоянии внутреннего кризиса46 .

В результате арабских завоеваний VII-VIII вв. возникло одно из самых крупных в истории человечества государств - Арабский халифат, в состав которого входили территории от Испании и Марокко на западе до долин Амударьи и Инда на востоке, от Судана и Занзибара на юге до Малой Азии и Закавказья на севере. В процессе взаимодействия арабов и завоеванных ими народов Ближнего, Среднего Востока, Центральной Азии, Северной Африки и Юго- Западной Европы в VII-X вв. сложилась богатая средневековая арабская культура. В результате усиления феодальных центробежных сил, роста освободительных движений покоренных народов и завоевательных походов турок Арабский халифат распался. Но арабская культура, арабский язык и ислам в течение столетий продолжали оказывать очень сильное воздействие на развитие народов Азии и Африки. В процессе сложного многовекового взаимодействия местного населения и арабов продолжалось развитие и самой арабской национальной этнической общности с ее культурой, религией, языком. В ходе борьбы вначале с турецкими захватчиками, а затем с английскими, французскими и итальянскими колонизаторами росли и крепли идеи арабского единства47 .

На месте распавшихся к началу XIII в. Арабского халифата и в XV в. Византийской империи в XIV-XV вв. возникла Турецкая империя. Тюркские кочевники, пришедшие из степей Центральной и Средней Азии через Иран и Ирак в Малую Азию, с течением времени ассимилировали ее население. Тюркские племена объединились под главенством турок-османов и создали военно-феодальную Османскую империю, под иго которой подпали страны, расположенные от границ Ирана на востоке до Магриба на западе, от Аравийского полуострова на юге до долины Дуная на севере. Турецкая народность начала формироваться в XI-XIII вв. на основе смешения части местного населения Анатолии с тюркскими кочевыми скотоводческими племенами. Сливаясь с местным оседлым населением (греками, армянами, грузинами и др.), тюрки ассимилировали его в значительной степени по языку, в то же время во многом перенимая у него навыки хозяйства, черты культуры и переходя к оседлости.

Объединение Малой Азии под властью османского султана и превращение Стамбула в крупнейший административный, торговый, политический и культурный центр способствовали усилению связей между отдельными районами Турции и росту товарно-денежных отношений. В конце XV - первой половине XVI в. уже сформировалась турецкая народность со своей территорией, языком, определенной экономической и культурной общностью. Начиная с 30-х годов XIX в. по мере развития капитализма эта народность постепенно превращалась в нацию. Процесс этот шел относительно медленно, причем развитие буржуазных отношений началось сначала в немусульманских этнических общностях, подчиненных туркам. Сама Османская империя принесла покоренным народам в конечном счете лишь экономический и социальный застой и упадок. Турецкое владычество задержало на несколько веков развитие ряда арабских народов, стран Балканского полуострова48 .

Для Ирана, отброшенного на столетия назад вторжением в XIII - XIV вв. полчищ Чингиз-хана и его преемников, которые уничтожили не только торговлю и многочисленные города, но и сложнейшую


46 См.: "Народы Африки". М. 1954; "Африка. Энциклопедический справочник". Т. I. М. 1963, стр. 59 - 67.

47 См.: В. Б. Луцкий. Проблема арабского единства. "Советская этнография", 1957, N 1; "Переднеазиатский этнографический сборник". Т. I. М. 1958.

48 См.: А. Ф. Миллер. Краткая история Турции. М. 1948; его же. Очерки новейшей истории Турции. М. 1948.

стр. 61


ирригационную сеть, конец XVI - первая половина XVII в. были периодом прекращения господства кочевников и нового подъема феодальной экономики страны. Тенденция к распространению частной феодальной собственности стимулировалась общим ростом производительных сил, развитием товарно- денежных отношений, оживлением торговли и хозяйственным подъемом. В руках представителей новых привилегированных прослоек, среди которых было купечество, сосредоточивались значительные средства, не только вкладывавшиеся в торговлю и ростовщичество, но и использовавшиеся для покупки земельных участков или освоения (с помощью орошения) невозделанной земли. Быстро начинают расти города, развивается ремесленное производство. В силу специфики исторического развития Иран отличался большой пестротой населения, которое состояло из множества народностей и племен (персов, азербайджанцев, курдов, луров, бахтиаров, белуджей). Находясь многие века на путях интенсивного передвижения народов и неоднократно подвергаясь чужеземным нашествиям, Иран испытывал самые разнообразные влияния, накладывавшие свою печать на процессы этногенеза. Поэтому смешение и ассимиляция местных этнических общностей шли там очень медленно. Национальная консолидация к середине XIX в. сильнее всего продвинулась среди персов и азербайджанцев, проживавших в наиболее экономически развитых районах страны49 .

В отличие от Турции и Ирана, в Афганистане феодальный строй сложился относительно поздно. Процесс разложения первобытнообщинного строя у афганцев стал заметно проявляться с XIII в., отличаясь, однако, значительной неравномерностью у отдельных племен. Развитие феодализма, ликвидация общинной собственности на землю и смена ее частной собственностью продолжались у некоторых из них в XIX и даже в XX веке. К XVIII в. завершилась консолидация пуштунов - ядра афганских племен, в народность. Этому содействовала многовековая борьба, которую афганцы вели с монгольскими иранскими феодалами. Национально оформленное государство в Афганистане, основанное феодалами, сложилось только в середине XIX века. На развитии афганской этнической общности сказалось культурное и экономическое влияние соседних народов (таджики, узбеки, индийцы)50 .

В Индии XVI-XVII вв. были периодом расширения государства Великих Моголов - последней крупной империи на территории Индостана в доколониальный период. Хотя государственная собственность на землю продолжала играть здесь важную роль, большое развитие получила и частная феодальная собственность. Как на частных, так и на государственных землях усиливалась феодальная эксплуатация. Общинная организация сохранялась, но приобрела ряд новых черт. Она не только регулировала разделение труда в деревне между земледельцами и ремесленниками и обеспечивала сбор податей, но и стала в качестве низшей ячейки податного аппарата вмешиваться в землепользование своих членов. Имущественная дифференциация все больше проникала в общину и разлагала ее. Быстро росло товарное производство тканей. Вокруг городских центров образовалась обширная ремесленная периферия. Мелкие города с тяготеющими к ним поселениями объединялись вокруг крупного города, образуя своего рода экономические районы. Укреплялись связи между отдельными районами и крупными городами. Таким образом, закладывались предпосылки для создания внутреннего рынка в пределах государства или, по крайней мере, круп-


49 См.: К. Смирнов. Персы. Этнографический очерк истории Персии. Тифлис. 1917; И. П. Петрушевский. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI-XIX вв. Л. 1949; "История Азербайджана". Т. 2. Баку. 1960.

50 См.: "Народы Передней Азии". М. 1957; "Советская историческая энциклопедия". Т. 1. М. 1961, стб. 956.

стр. 62


ных административных областей. Однако процесс разделения труда и роста внутреннего рынка шел в Индии неравномерно. На основе развития товарного ремесленного производства в XVII-XVIII вв. в недрах феодальной экономики появляются новые экономические формы организации труда, которые могут рассматриваться в качестве "зачатков капиталистических отношений". "Индия на рубеже XVIII-XIX вв. подходила к периоду начала мануфактурной стадии развития капитализма в недрах феодальной в целом экономики страны. Однако растущие буржуазные элементы ни экономически, ни политически еще не стояли перед необходимостью революции и завоевания власти"51 .

Одновременно в Индии в рамках позднефеодальных отношений складывались предпосылки формирования наций из народностей, достаточно близких друг другу по их социальной и культурной жизни. "Об этом свидетельствует более или менее одновременное среди всех народов Индии распространение религиозно-реформаторских по своей социальной сущности антифеодальных движений. По мере роста противоречий между угнетателями-феодалами и угнетенными крестьянами, ремесленниками и торговцами сектантские движения приобретали все более острый характер"52 . Такие процессы шли довольно интенсивно в Синде, Пенджабе, Белуджистане, Бенгалии, население которых частично приняло ислам. Бенгалия уже в середине XVIII в. стала областью развитого феодализма; здесь шло складывание общебенгальского рынка и вызревали другие условия для перехода к более высокому типу этнической общности53 .

Большим своеобразием и сложностью отличался процесс формирования национальных общностей в Индонезии, что объяснялось огромной пестротой этнического состава населения, к которому относилось множество народностей и племен с большими различиями в уровнях социально-экономического развития, территориальной раздробленностью, наличием различных языков и диалектов. Но и здесь к моменту прихода европейских колонизаторов отчетливо проявлялась тенденция к созданию крупных централизованных феодальных государств, расширению и укреплению экономических связей между отдельными областями54 .

В странах Азии накануне их колониального завоевания так же, как и в Западной Европе, возникли религиозные формы оппозиции феодальному строю. Это свидетельствует о том, что народы Азии шли в своем развитии в том же направлении, что и европейские народы. В Индии антифеодальная идеология выступала преимущественно в форме учений, объединявших идеи индуистских и мусульманских ересей и непосредственно направленных против феодальной сословности и феодальных привилегий (бхакти, ранний сикхизм и т. п.). В Османской империи, где официальной феодальной идеологией был ортодоксальный суннизм, шиизм оставался идеологическим знаменем восстававших против гнета турецких правителей крестьян и торгово- ремесленного люда городов Малой Азии.

На рубеже средних веков и нового времени началась экспансия западноевропейских государств на других континентах, в следующие три столетия постепенно приведшая к колониальному порабощению большинства стран Азии, Африки и Америки, в том числе и тех, что превосходили европейские государства по численности населения, природным богатствам, а порою шли впереди и в ряде областей культуры.


51 А. М. Чичеров. Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием. М. 1965, стр. 256 - 257.

52 А. М. Дьяков. Национальный вопрос в современной Индии. М. 1963, стр. 27.

53 См. Ю. В. Ганковский. Народы Пакистана (основные этапы этнической истории). М. 1964, стр. 167.

54 См.: "Народы Юго-Восточной Азии". М. 1966. "Советская историческая энциклопедия". Т. 5. М. 1964, стб. 916.

стр. 63


Общая причина того, почему страны Востока оказались объектом колониальной экспансии, заключается в неравномерности исторического развития различных стран и регионов. В данном случае она проявилась в том, что Западная Европа вступила на путь капиталистического развития раньше, чем Азия и Африка. К началу европейской колониализации страны Азии и Африки стояли на различных ступенях экономического и общественного развития: от первобытнообщинного до развитого феодального. В целом эти страны и народы шли теми же путями исторического развития, что и западноевропейские. Но это нормальное развитие было прервано колониальной экспансией. Поэтому историки-марксисты решительно отвергают концепции буржуазных идеологов о неизбежности подчинения Востока Западу, любые попытки изображать народы Востока пассивными и "неисторическими" по своей природе, либо говорить о каком-то превосходстве "динамического западного духа" над "созерцательной" восточной натурой или христианства над религиями Востока.

Накануне колониального завоевания во многих государствах Азии и Африки происходили глубокие изменения. Социальные сдвиги, а также войны и миграции влекли за собой, как и на других континентах, перемешивание населения, принадлежащего к разным этническим общностям. Кровнородственные связи сменялись территориальными, складывались народности, сохранялись еще родовые отношения, правда, в трансформированном виде, как пережиток. Шел процесс формирования более устойчивых добуржуазных национальных общностей. Дальнейший рост общественного разделения труда и создание внутреннего национального рынка способствовали образованию феодально-абсолютистских и феодально- буржуазных национальных или многонациональных государств. В принципе все это означало столь же крупный сдвиг в консолидационных процессах, как об этом писал Энгельс применительно к национально оформленным государствам Европы конца XV в., или как это оценивал Ленин, говоря о создании Российского централизованного государства в XVII веке. При этом и Энгельс и Ленин имели в виду качественно новую ступень консолидации, когда государство характеризуется действительно фактическим слиянием прежде слабо связанных между собой областей или княжеств и когда можно уже говорить о "национальных связях в собственном смысле слова"55 .

В добуржуазных национальных этнических общностях Азии и Африки уже на ранних ступенях проявились социальная неоднородность, острые классовые противоречия. Общности эти характеризовались еще не устойчивыми и не прочными экономическими связями. В ряде государств (например, в Индии) продолжали господствовать сословные, кастовые и религиозные перегородки. Добуржуазные национальные этнические общности возникали на этих континентах в процессе длительного экономического развития, сопровождавшегося углублением общественного разделения труда. Однако эти общности основывались еще на феодальном способе производства или же первоначальных капиталистических хозяйственных формах. Феодальные производственные отношения, возникшие на основе разложения родоплеменного строя и рабовладения и возобладавшие в большинстве стран Азии и Африки накануне колониальных захватов, давали определенный простор развитию производительных сил. Общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия - изменило условия существования крестьян и горожан и вело ко все более глубоким общественным переменам, сказываясь и на развитии национальных этнических общностей.

Обратимся теперь к консолидационным процессам, происходившим на американском континенте после его открытия европейцами. К этому


55 В. И. Ленин. ПСС. Т. 1, стр. 153.

стр. 64


времени некоторые местные индейские племена уже начали переходить от племенной первобытнообщинной системы, описанной американским ученым Л. Морганом и научно проанализированной Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", к классовому обществу. К моменту начала европейской колонизации в Америке уже существовали высокоразвитые цивилизации и раннеклассовые государства, среди которых выделяются империи ацтеков и инков. Культура земледелия в этих государствах была не ниже, чем в тогдашней Европе, а грандиозные строительные сооружения относятся к числу крупнейших построек того времени. Культурное влияние инков и ацтеков широко распространялось среди племен, населявших американский континент. Все это было сметено испанскими и португальскими колонизаторами, а индейское население во многих районах почти полностью истреблено56.

Процесс формирования ныне существующих американских наций начался позднее, в условиях закабаления местного населения европейскими завоевателями. Колонизация сопровождалась, с одной стороны, истреблением или вытеснением местного населения в непригодные для жизни районы, а с другой - значительным перемешиванием народов. Следующий этап консолидации наций приходится здесь на XVIII и XIX вв., когда развернулась борьба американских колоний против их европейских метрополий. Колонии Великобритании в Северной Америке завоевали свою независимость в 70-х - 80- х годах XVIII века. Другие страны континента обрели самостоятельность в результате антиколониальных революций XIX века.

Население западного полушария состояло из трех больших групп: индейцы, негры и белые. Уничтожив и частично поработив индейцев, белые ввезли из Африки на американский континент миллионы черных рабов. Со времени открытия Америки туда же переселились десятки миллионов европейцев. Четкие границы между тремя отмеченными группами населения в ряде стран континента стали исчезать. Происходил сложный процесс стирания этнических различий внутри групп как белого, так и негритянского населения, что свидетельствовало о процессе национальной консолидации на новой основе. Исторически первой буржуазной нацией западного полушария стала американская. Война за независимость привела к появлению США как самостоятельного государства. Американская нация впитывала в себя и ассимилировала значительные эмиграционные потоки, вливавшиеся в США из различных стран мира. "Особо благоприятные условия развития капитализма в Америке и особая быстрота этого развития, - отмечал Ленин, - сделали то, что нигде в мире не перемалываются так быстро и так радикально, как здесь, громадные национальные различия в единую "американскую" нацию"57 .

Подведем некоторые итоги. Человеческие общности, начиная с древнейших более или менее разрозненных коллективов, находились в беспрерывном поступательном развитии, причем при всей его медленности, зигзагах и противоречиях оно шло в направлении все большей консолидации. По мере роста производительных сил, материальной и духовной культуры, а после раскола общества на классы и в ходе острой классовой борьбы повсеместно происходили великие исторические перемены. На определенной, уже сравнительно высокой стадии общественно-экономического развития разрозненные общности, соединявшиеся прежде


56 У. Фостер. Закат мирового капитализма. М. 1951, стр. 47.

57 В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 355.

стр. 65


в непрочные образования, входят во все более устойчивые объединения, обретают такие специфические черты, как общий язык, территорию, пусть сначала относительную, но уже достаточно ясно видимую связь экономической жизни, сходные бытовые и нравственные устои и черты психологии. Возникшие в абсолютистских национальных и многонациональных государствах добуржуазные национальные этнические общности продолжали развиваться в период позднего феодализма. Вызревали первоначальные капиталистические хозяйственные формы и социальные связи, которые мало-помалу меняли социально-экономическое лицо, внутренний уклад жизни, территориальное размещение, психический склад и культуру добуржуазных национальных общностей. Эти общности превращались постепенно в капиталистические нации. Этот процесс развивался неравномерно. Аборигены Австралии, например, оставались на стадии доклассового общества с ранними формами присваивающего хозяйства. Многие народы Земли не знали капиталистических форм.

После Великой Октябрьской социалистической революции многие народности Советского Союза развились на основе коренного преобразования общественных отношений непосредственно в социалистические нации или народности, являющиеся ныне равноправной интегральной частью новой исторической общности людей - советского народа. Образование социалистической системы открыло путь прогрессивного развития отставших народов к социализму, минуя стадию капитализма или развитого капитализма. Понимание этих современных явлений, широко освещаемых в литературе, облегчается и подкрепляется исследованием консолидационных процессов на более ранних ступенях всемирной истории.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ПЕТРОВ-КОНСОЛИДАЦИОННЫЕ-ПРОЦЕССЫ-ВО-ВСЕМИРНОЙ-ИСТОРИИ-И-ИХ-НАЦИОНАЛЬНЫЕ-АСПЕКТЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ПЕТРОВ, В. ПЕТРОВ: КОНСОЛИДАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ИХ НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 02.08.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ПЕТРОВ-КОНСОЛИДАЦИОННЫЕ-ПРОЦЕССЫ-ВО-ВСЕМИРНОЙ-ИСТОРИИ-И-ИХ-НАЦИОНАЛЬНЫЕ-АСПЕКТЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ПЕТРОВ:

В. ПЕТРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
631 просмотров рейтинг
02.08.2017 (2453 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В. ПЕТРОВ: КОНСОЛИДАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ИХ НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android