Libmonster ID: RU-12810

"...Наконец я в центре русского полушария и всемирного просвещения; пишу к тебе, сидя в прекрасном доме, на выпуклой крыше которого огромными хрустальными буквами изображено: Гостиница для прилетающих... Ночью, как дома освещены внутри, эти блестящие ряды кровель представляют волшебный вид... Мы летели очень тихо; хотя здешние почтовые аеростаты и прекрасно устроены, но нас беспрестанно задерживали противные ветры. Представь себе, мы сюда из Пекина тащились едва на восьмой день!

Что за город, любезный товарищ! что за великолепие! что за огромность!.. Впрочем больших новостей от меня не жди; ...я успел заметить одно: что воздушные дороги здесь содержат в отличном порядке; да - чуть не забыл - мы залетели к экватору, но лишь на короткое время, посмотреть начало системы теплохранилищ, которые отсюда тянутся почти по всему Северному полушарию; истинно, дело достойное удивления! Труд веков и науки! Представь себе: здесь непрерывно огромные машины вгоняют горячий воздух в трубы, соединяющиеся с главными резервуарами; а с этими резервуарами соединены все теплохранилища, особо устроенные в каждом городе сего обширного государства; из городских хранилищ теплый воздух проведен частию в дома и в крытые сады, а частию устремляется по направлению воздушного пути, так, что во всю дорогу, несмотря на суровость климата, мы почти не чувствовали холода. Так русские победили даже враждебный свой климат!..

Но теперь не до того: все заняты одним - кометою, которая через год должна разрушить нашу Землю... Уже было несколько дипломатических собраний: наше дело, во-первых, осмотреть на месте все принимаемые меры против, сего бедствия... Впрочем, здешние ученые очень спокойны и решительно говорят, что если только рабочие не потеряют присутствия духа при действии снарядами, то весьма возможно будет предупредить падение кометы на Землю: нужно только знать заблаговременно, на какой пункт комета устремится; но астрономы обещают вычислить это в точности, как скоро она будет видима в телескоп. В одном из следующих писем я тебе расскажу все меры, предпринятые здесь по сему случаю правительством. Сколько знаний! Сколько глубокомыслия!

Удивительная ученость и еще более удивительная изобретательность в этом народе! Она здесь видна на каждом шагу; по одной смелой мысли воспротивиться падению кометы ты можешь судить об остальном: все в таком же размере, и часто, признаюсь, со стыдом воспоминал я о состоянии нашего отечества... Да, мой друг, мы отстали, очень отстали от наших знаменитых соседей; будем же спешить учиться, пока мы молоды и есть еще время. Прощай; пиши ко мне с первым телеграфом. P. S. Скажи твоему батюшке, что я исполнил его комиссию и поручил одному из лучших химиков снять в камер-обскуру некоторые из древнейших здешних зданий, как они есть, с абрисом и красками"...1 .

Эти строки - отрывок из письма воображаемого китайского студента, прибывшего в русскую столицу в 4337 г. и пораженного всем, что он там увидел, - представляют собой отрывок из научно-технической утопии "4338-й год". В то время, когда писались эти строки, более чем 130 лет тому назад, нигде в мире не существовало еще ни воздушных сообщений, ни теплоцентралей, ни


1 В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы. М. 1959, стр. 419 - 423.

стр. 196

цветной фотографии ("камеры обскуры"). Повесть принадлежит Владимиру Федоровичу Одоевскому (1803 - 1869 гг.), одному из оригинальнейших представителей русской культуры и просвещения XIX в., общественному деятелю, писателю, ученому, изобретателю, композитору, музыковеду, мыслителю, другу А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и многих других выдающихся деятелей русской литературы, науки и искусства первой половины XIX столетия.

Творчество Одоевского сложно и противоречиво. Этот потомок одной из ветвей старинного аристократического рода Одоевских и сын бывшей крепостной крестьянки первым в России предпринял попытку популяризировать новейшие достижения тогдашней науки среди крестьян и мастеровых. Он гордился тем, что, по его собственному выражению, "писал именно для мужиков и Именно о химических и физических предметах и NB, NB - писал один во всей русской литературе"2 . Отрицательно относясь к революционным методам преобразования общества, он вместе с тем был другом декабристов. В. К. Кюхельбекер сообщал ему в 1845 г.: "...Тебе и Грибоедов, и Пушкин, и я завещали все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени..."3 . Сторонник идеалистическо-романтических взглядов на многие вопросы культуры и общественной жизни, он в то же время придавал огромное значение научно-техническому прогрессу и его общественной роли. "...То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборванцем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решится вопрос об управлении аеростатами", - писал он в подготовительных заметках к "4338-му году" и добавлял: "Любопытно знать, как жизнь человечества будет в пространстве, какую форму получит торговля, браки, границы, домашняя жизнь, законодательство, преследование преступлений и проч. и т. п. - словом, все общественное устройство?"4 .

Резко отрицательно относясь к капиталу, к бездушной идеологии наживы и стяжательства, он в то же время независимо от своей воли отражал в своей общественной деятельности рост капиталистических отношений в русском народном хозяйстве. Задолго до отмены крепостного права, работая в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел, Одоевский стремился проводить политику, по сути дела, в духе буржуазного либерализма. Он разрабатывал положение об акционерных обществах, устав общества страхования жизни и текст закона об авторском праве, а позднее был ревностным защитником буржуазных реформ 60-х годов XIX века. Все эти противоречия в его деятельности являлись зеркалом реальных противоречий той эпохи.

Одоевский вступил на арену общественной жизни в период углублявшегося разложения феодально-крепостнического хозяйства и развития капиталистического уклада в России. В дореволюционной, а отчасти и в советской литературе Одоевского часто относили к славянофилам. Но это вряд ли можно считать правильным. Его позиция весьма своеобразна. Мы знаем, что славянофилы были сторонниками ограниченных реформ. В частности, они говорили о желательности отмены личной крепостной зависимости крестьян; но в то же время отстаивали другие стороны существующего строя, идеализировали монархию и прославляли "патриархальность" деревни. Они верили в грядущее величие России, но связывали его с мнимым превосходством православия и "исконных" консервативных традиций допетровской Руси над "западными идеями".

Разделяя некоторые воззрения славянофилов, Одоевский решительно расходился с ними по ряду существенных вопросов. Ему прежде всего было совершенно чуждо равнодушие или даже отрицательное отношение славянофилов к научно-техническому прогрессу. Свой идеал будущей России Одоевский с наибольшей полнотой раскрывает в научно- технической утопии, отрывки из которой процитированы выше. По замыслу Одоевского, через 2500 лет (в черновых вариантах - через 2000 лет) человечество в целом должно будет переживать трудную пору: выяснится несоответствие уровня культуры с идеалами, "несоразмерность человеческих средств с целью", чем будет наводиться на все человечество "безнадежное уныние". Однако Россия представит исключение. Там будет развиваться гармоническое общество в результате познания "общих законов развития сил человека в мире природы и искусства". А в основе этого удачного решения общественных и личных проблем будет лежать непрестанный про-


2 В. Ф. Одоевский. Романтические повести. М. 1929, стр. 85.

3 "Отчет имп. Публичной библиотеки. 1893". СПБ. 1894. Приложение, стр. 69 - 73.

4 В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы, стр. 444.

стр. 197

гресс в области науки, техники и культуры, русское просвещение.

"До сих пор поездка моя была благополучна, - пишет китайский студент в первом из своих "петербургских писем" в уже известной нам утопии, - мы с быстротой молнии пролетели сквозь Гималайский туннель, но в Каспийском туннеле были остановлены неожиданным препятствием: ты верно слышал об огромном аеролите, недавно пролетевшем через Южное полушарие; этот аеролит упал невдалеке от Каспийского туннеля и засыпал дорогу. Мы должны были выйти из электрохода и со смирением пробираться просто пешком между грудами метеорического железа; в это время на море была буря; седой Каспий ревел над нашими головами и каждую минуту, кажется, готов был на нас рухнуться; ... но однако ж, на этот раз человеческое искусство выдержало натиск дикой природы; за несколько шагов нас ожидал в туннеле новый электроход, великолепно освещенный гальваническими фонарями, и, в одно мгновение ока, Ерзерумские башни промелькнули мимо нас. Затем путешественники пересели в "русский гальваностат", то есть в дирижабль с электрическим двигателем, "На воздушной станции я застал русского министра гальваностатики (то есть электротехники. - В. В.) вместе с министром астрономии; вокруг них толпилось множество ученых..," Автор письма восхищается тем, как русские преобразуют климат, почву, как они выводят небывалые новые сорта плодов и т. д.5 .

Повесть Одоевского не была закончена, В подготовительных материалах к ней автор выдвигает еще более смелые идеи: "Нашли способ сообщения с Луною; она необитаема и служит только источником снабжения Земли разными житейскими потребностями, чем отвращается гибель, грозящая Земле по причине ее огромного народонаселения. Эти экспедиции чрезвычайно опасны, опаснее, нежели прежние экспедиции вокруг света; на эти экспедиции единственно употребляется войско"6 .

Думал он и о весьма популярной сейчас в научной фантастике теме о пришельцах из космоса. Забавно, что он употребил тот самый термин "зеленые человечки", которым условно обозначают в современной зарубежной литературе таких воображаемых гостей: "Зеленые люди на аеростате спустились в Лондон"7 . Появление научно- технических, а не только социальных утопий и повестей, а также своеобразных разоблачительных повестей-предостережений со стороны Одоевского (о последних пойдет речь дальше), разумеется, не случайно. Конец 20-х и 30-е годы XIX в., когда Одоевский приступал к разработке этого нового литературного жанра8 , были временем завершения промышленного переворота в Англии и подготовки подобного же перехода от ремесленно-мануфактурного к машинному производству в ряде других стран, в том числе в России9 .

Если Россия вступила на путь промышленного переворота позже некоторых стран Запада, то в области научных исследований наблюдалась другая картина. Скажем, в области математических и астрономических исследований, теоретической и практической разработки учения об электричестве ученые Петербурга, Москвы, Дерпта и Казани шли в первых рядах мировой науки и техники. Напомним, что опыты Гальвани и Вольта были развиты и продолжены прежде всего в Петербурге, в Медико-хирургической академии В. В. Петровым, который первым демонстрировал явление электрической дуги в. 1802 г., тогда как английский ученый Х. Дэви, давший этой дуге название "вольтовой", пришел к тем же результатам значительно позже. Петров же первым выдвинул мысль о применении электрической дуги для электросварки металлов. В 1828 - 1832 гг. русский ученый, друг Пушкина П. Л. Шиллинг, с которым, кстати, они встречались в доме В. Ф. Одоевского10 , работал над электро-


5 Там же, стр. 419 - 431.

6 Там же.

7 Там же, стр. 444.

8 Отрывок из второй части утопии был впервые напечатан в журнале "Московский наблюдатель" (1835 г.). Б дальнейшем автор продолжал работать над своим произведением. В полном виде оно было опубликовано лишь в 1926 г. под редакцией О. В. Цехновицера. В конце 1830-х годов была написана повесть-предостережение "Город без имени", разоблачающая капиталистические порядки.

9 Начало промышленного переворота в России датируется советскими историками по-разному. По нашему мнению, его следует относить к концу 30-х годов XIX века.

10 О близком знакомстве А. С. Пушкина с П. Л. Шиллингом и многими другими деятелями науки, техники и культуры (в их числе и с В. Ф. Одоевским) сообщает акад. М. П. Алексеев в своей работе "Пушкин и наука его времени" (см. "Пушкин. Исследования и материалы". Т. 1. М. 1956, стр. 55 сл.). В частности, М. П. Алексеев цитирует воспоминания историка М. П. Погодина, отмечавшего, что в начале 30-х годов у Одоевского "сходились веселый Пушкин..., толстый путешественник... Шиллинг" и др.

стр. 198

магнитным стрелочным телеграфом. Первая линия этого телеграфа, еще нигде не применявшегося, была проведена им в Петербурге в 1832 году. Еще в период Отечественной войны 1812 г. Шиллинг "выдумал, - как писал один современник, - способ в угодном расстоянии посредством электрицитета" взрывать подводные и иные мины11 . В 1833 г., вскоре после открытия М. Фарадеем явления электромагнитной индукции, уроженец Дерпта, член Петербургской академии наук Э. Х. Ленц установил всем теперь знакомый "закон Ленца", обобщающий законы электромагнитной индукции и устанавливающий направление индуцированного тока. В дальнейшем Ленц вывел принцип обратимости электромагнитных машин. Выходец из Германии, связавший всю свою научную деятельность с Россией и неизменно с гордостью называвший себя русским ученым, Б. С. Якоби, работавший с 1835 г, в Дерпте, а потом в Петербурге, создал практически применимый электродвигатель нового типа, который в 1838 г. был установлен на судне ("электроботе"), ходившем по Неве. Еще ранее он высказывал пожелание, чтобы "Нева раньше Темзы или Тибра покрылась судами с магнитными двигателями". В 1836 - 1838 гг. Якоби совершил свое всемирно знаменитое открытие: "производить медные изделия из медных растворов с помощью гальванизма", заложив основы гальванотехники (как гальванопластики, так и гальваностегии).

Удивительно ли, что Одоевский, патриот, желавший своей стране экономического, технического и культурного процветания, считал на основе многих современных ему достижений русских ученых и изобретателей, что Россия может стать и станет во главе всемирной культуры? Научно-технические предвидения Одоевского в утопии "4338-й год" объясняются, во-первых, тем, что автор находился в курсе выдающихся достижений отечественных ученых и изобретателей и лично был знаком со многими из них; во- вторых, тем, что Одоевский был широко эрудированным человеком и прекрасно знал мировую экономическую, философскую и научно-техническую литературу своего времени.

И все же конкретность некоторых его научно-технических прогнозов как в данном, так и в других произведениях не может не поражать. Напомним, что "4338-й год" писался в годы, когда Жюль Верн был еще ребенком (его первый "роман о науке", "5 недель на воздушном шаре", вышел в 1862 г.). Американский писатель Эдгар По начал выступать в жанре научной фантастики только в 40-х годах XIX века. В 1849 г. По также написал повесть-предостережение о будущем ("Меллонта таута"!), направленное прежде всего против мещанства и пошлости современной ему Америки. И он тоже фантазирует на тему об успехах грядущей техники. Но, скажем, во вопросу о воздухоплавании, который являлся темой и ряда других научно-фантастических рассказов у По, автор не мог даже представить себе управляемого аэростата, ну хотя бы с паровым двигателем. А ведь еще в 1809 г. англичанин Дж. Кейли выдвинул идею о возможности применить паровую машину на летательном аппарате. Поскольку все практические попытки в этом направлении закончились тогда неудачей, По не увидел возможности и в будущем создать управляемый аэростат. Единственный прогресс, по его мысли, будет заключаться в том, что аэростат сможет искать, поднимаясь и опускаясь, "благоприятное течение воздуха", а затем двигаться по воле ветра. Эту же идею использует и герой вышеназванного романа Ж. Верна, написанного 13 лет спустя.

А вот Одоевский думал об управляемых аэростатах с электрическим мотором. Первые опыты по устройству подобного дирижабля попытались осуществить лишь пол веком позже. Здесь Одоевский распространил на сферу воздухоплавания идеи, которые якоби развивал применительно к водному транспорту, экспериментируя со своим "электроботом". Примерно на столько же обогнала действительность и мысль Одоевского об электрифицированных железных дорогах. Кстати, идея применения электромотора на рельсовом транспорте также выдвигалась в 30-х годах Якоби. Что касается упоминаний в черновых набросках Одоевского о космических полетах, то они сейчас представляют для нас понятный интерес. Байрон писал в 20-х годах XIX в. о том, что скоро паровая машина доставит нас на Луну. Одоевский более осторожен. Он не гадает, каким именно двигателем будет вооружен пригодный для того аппарат. Но как проницателен оказывается он, когда утверждает, что первыми будут совершать космические экспедиции военные люди! Характерно, что Одоевский, как и подавляющее большинство других авторов утопий и


11 Ф. П. Фонтом. Воспоминания. Т. 1. СПБ. 1862, стр. 26.

стр. 199

научных фантазий, заблуждался, перенося осуществление предвидений в далекое будущее. Оказалось, что все произошло гораздо скорее - не через тысячи лет, а лишь через сотню с небольшим.

Суждения Одоевского о будущем общественном строе России утопичны. В социально- политическом отношении Россия 4338 года представляет собою, по его мысли, нечто совершенно отличное и от славянофильской утопии патриархальной "народной" монархии и от западнических мечтаний о европеизированной парламентарной России. В повести Одоевского Россия именуется сословной империей. Там упоминаются Государственный совет, министерства, даже "сословия". Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что сословия - это специальности: "сословия историков, географов, физиков, поэтов". Выясняется, что единственным критерием для занятия ответственных должностей является в "Северном царстве" не происхождение и не богатство, хотя частное богатство и знатность сохраняются, а просвещенность и квалификация. Будущие руководящие лица непременно подготовляются "в особенном училище", которое носит название "Училище государственных людей"; туда принимаются "отличнейшие ученики из всех других заведений".

Да и министерства в грядущей России своеобразны и отнюдь не похожи на учреждения, современные Одоевскому. "Министр примирений есть первый сановник в империи и председатель Государственного совета". Он не только пресекает всяческие тяжбы и устраняет различные конфликты между гражданами, но "ему равным образом вверено наблюдение за всеми учеными и литературными спорами". Он обязан следить, "чтобы этого рода споры продолжались столько, сколько может быть полезно для совершенствования науки". Выше уже говорилось о министрах электротехники и астрономии. Кроме того, Одоевский предусматривает должности министров воздушных сил, изящных искусств, философии. Ученый конгресс академии играет в России будущего едва ли не большую роль, чем Государственный совет. В целом "империя" Одоевского сильно напоминает идеальную "Республику словесности" ("Republique des lettres"), описанную в работах просветителей XVIII века.

И не только преклонение Одоевского перед грядущими успехами техники, науки и искусства разительно отличает его от славянофильских бардов допетровской старины. В будущей России Одоевского нет места ни для православного, ни для какого-либо иного религиозного культа. Ни храмов, ни священнослужителей! И даже предстоящее столкновение Земли с кометой не вызывает у населения никаких мистических чувств. В. Г. Белинский, вообще очень высоко оценивавший литературную деятельность Одоевского, писал об утопии "4338-й год", отрывок из которой был тогда же напечатан в альманахе "Утренняя заря", следующее: "Главная мысль романа, основанная на таком твердом веровании в совершенствование человечества и в грядущую мирообъемлющую судьбу России, мысль истинная и высокая, вполне достойная таланта истинного"12 .

Однако нарисованная Одоевским яркая картина "Северного царства" разума имела зияющий пробел: в ней был почти не представлен народ. Одоевский не раз упоминает о мужестве, изобретательности, радушии, откровенности русских людей. Но в поле его зрения все время остается образованная элита, "здешнее высшее общество". Если там и упоминаются труженики, то лишь как "труженики науки". Очевидно, по мнению автора, общество "разума и гармонии" будет построено в России без каких-либо социальных конфликтов. В этом Одоевский сделал шаг назад по сравнению со своими предшественниками, авторами утопических произведений из среды декабристов. Так, А. Д. Улыбышев, участник литературно-политического общества "Зеленая лампа", в утопическом рассказе "Сон" (1819 г.) отразил представления будущих декабристов о грядущей России, достигшей свободы и просвещения после того, как "великие события, разбив наши оковы, вознесли нас на первое место среди народов Европы и оживили также почти угасшую искру нашего народного гения".

Одоевский полагал, что одно лишь просвещение народа явится тем мощным рычагом, который выдвинет Россию на первое место в мире по уровню производства, науки и культуры. Этих взглядов он придерживался до конца жизни. "...В России все есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наук а", - писал он, например, в 1868 году. Он мечтал о временах, когда "во всех концах нашей великой земли... учредятся библиотеки, физические кабинеты,


12 "Отечественные записки", 1839, т. VII, декабрь, отд. VII, стр. 10 - 11.

стр. 200

химические лаборатории, для всех открытые и в уровень науки"; когда будут читаться ученые лекции "всенародно и общедоступно". "Тогда машинистами на фабриках, на железных дорогах, на пароходах будут преимущественно русские лица; тогда научившийся мужичок будет заправлять деревенскими локомобилями, да сам же приспособит их к местному делу".

Одоевский чрезвычайно гордился своей деятельностью по популяризации научных знаний. "Может быть, Вы слышали уже, что я теперь прилежно занимаюсь естественными науками и в особенности химиею, - писал он М. А. Максимовичу в 1833 г., - я здесь весь прошлый год брал уроки у академика Гесс (ужасного атомистика, но того-то мне и надобно было) с целью написать народную химию"13 . Одним из вариантов "народного", популярного изложения Одоевским современных ему химических воззрений явился его очерк "Краткое понятие о химии, необходимое для свечных мастеров", опубликованный во второй книжке "Журнала общеполезных сведений" за 1833 год.

Придавая особое значение электротехнике, Одоевский в 1844 г. выпустил в свет (за подписью К. О...) одну из первых в России книг на эту тему со следующим пространным заголовком: "Гальванизм в техническом применении, или искусство гальваническим путем производить типы (копии. - В. В.), покрывать медью разные вещи для сохранения их; также делать медные доски для гравирования; изготовлять гравюры; травить посредством гальванизма; золотить, серебрить, платиновать, меднить, бронзировать; осаждать цинк, бронзу, олово, свинец и проч. мокрым и гальваническим способом; составлять электромагнитные телеграфы, электромагнитные машины и проч. с объяснением необходимых предварительных понятий о химии и физике и с 89 чертежами в тексте. Для любителей природы и искусства и для технического употребления. Составил из опытов разных ученых и своих собственных К. О..."14 . Любопытна ссылка на исследования самого Одоевского по прикладной физике и химии.

Совместно со сторонником освобождения крестьян, известным экономистом А. П. Заблоцким-Десятовским Одоевский стал в 1843 г. издавать "Сельское чтение" - сборник статей общеобразовательного и прикладного характера для крестьян, написанный простым и доходчивым языком. В. Г. Белинский дал высокую оценку "Сельскому чтению", заявив, что оно "составит собою эпоху в истории едва начинающегося у нас образования низших классов"15 . К 1864 г. этот сборник выдержал уже 11 изданий. Составители настойчиво проводили мысль о том, что крестьяне должны улучшать свое хозяйство, а не держаться отсталых обычаев: "не все умом отцов своих жить". Одоевский поместил в "Сельском чтении" ряд статей на естественнонаучные темы, например: "Что такое чертеж земли, иначе план, карта, и на что все это пригодно"; "Что такое выставка сельских произведений"; "Советы на случай повальных болезней". Целый цикл научно- популярных статей написан Одоевским от имени крестьянина "дяди Иринея". В одной из "грамоток дяди Иринея" рассказывалось о построенной незадолго до того Царскосельской железной дороге и о начавшемся строительстве железной дороги Петербург - Москва16 . "Дядя Ириней" утверждал, что железная дорога будет "и дальше до Нижнего Новгорода, а к той дороге другие со всех краев дорожки будут". Интересна ссылка Одоевского на крепостного крестьянина Михаила Васильевича Федотова, который построил пароход на Ладоге. "Дядя Ириней" советовал "смышленым мужичкам" заниматься изобретательством по примеру этого крестьянина.

Разумеется, в попытках Одоевского и его либеральных единомышленников просветить крестьян особенно наглядно проявлялась


13 "Киевская старина". Т. V. 1883, стр. 844. Академик Г. И. Гесс - выдающийся петербургский ученый, один из основоположников термохимии, сторонник атомистической теории. "Отчет о публичных лекциях по химии г. Гесса" был помещен им в "Отечественных записках" за 1839 год.

14 В книге, кроме того, упоминалось о применении электричества в освещении (вольтова дуга), во взрывных работах (электрозапал), в электромагнитных двигателях и др.

15 В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений. Т. VI. М. -Л. 1955, стр. 684; т. XI. стр. 301.

16 Одоевский проявлял живой интерес к вопросам дорожного строительства. Именно он рекомендовал А. С. Пушкину в 1836 г. поместить в "Современнике" статью в защиту тогдашних железнодорожных проектов одного из видных поборников строительства железных дорог, инженера М. С. Волкова. Смерть поэта прервала переговоры, и статья не увидела света. Служа в 30-е годы в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел, Одоевский активно изучал проекты дорог специального устройства (навесных). Сам он был изобретателем торцовой мостовой особого типа.

стр. 201

классовая ограниченность первых. Основной причиной отсталости сельского хозяйства и бедственного положения крестьян было наличие крепостного права и самодержавия. Однако Одоевский, по-прежнему отрицательно относясь к революционному движению, упорно закрывал глаза на тот факт, что организуемое им просветительство при сохранении прежних общественных поряди ков даст ничтожные результаты. Этой позицией Одоевского объяснялся и его конфликт с Н. А. Некрасовым. В 1853 г. появилось известное сатирическое стихотворение Некрасова "Филантроп". Там описывается некое прекраснодушное "сиятельное лицо", не разобравшееся в подлинном горе маленького человека и толкнувшее последнего на гибель. Одоевский, среди многих других своих общественных обязанностей, возглавлявший тогда "Общество посещения бедных", принял стихи на свой счет. Он послал Некрасову негодующее письмо, где доказывал, что в его практике не было ни одного случая подобного отношения к нуждающимся. Некрасов возражал, что вовсе не имел в виду лично Одоевского, а выступал в целом против "Черты современного общества".

Между тем стихотворение Некрасова (это обстоятельство обычно не отмечается в литературных комментариях к "Филантропу") бичевало отнюдь не только барскую благотворительность праздных любителей, которые "голодного от пьяного не умеют отличить". Там вообще дается саркастическая оценка просветителей, оторванных от народа, в частности человека, который не только

В популярном изложении
Восемь томов написал.
Продавал в большом количестве
Их дешевле пятака,
Вразумить об электричестве
В них стараясь мужика...

но и, "нам терпенье проповедуя", составляет рецепты того, "как бы свет весь заново к общей пользе изменить"17 . Это относилось как раз к Одоевскому я его единомышленникам. Проповедь "терпенья", отказа от борьбы против существовавших порядков в сочетания с верой в спасительность чистого просветительства особенно возмущала представителей революционно-демократического лагеря.

Грядущему русскому "государству разума и гармонии" Одоевский противопоставляет в некоторых своих произведениях, особенно в "Русских ночах", в повести "Город без Имени" (1839 г.), мрачные перспективы развития западного капитализма, которому, по выражению автора, предстоит пойти по губительному пути "банкирского феодализма"18 . Одоевский был убежден, что никакие достижения науки и техники не спасут от краха мир, основанный на волчьих законах наживы, на бездушном стремлении к обогащению. Одним из первых в русской литературе подверг он систематической, глубокой и остроумной критике тогдашнюю политическую экономию как защитницу этих порядков. "Успех Адама Смита весьма понятен, - саркастически говорит один из героев Одоевского в "Русских ночах", - главная цель его была доказать, что никто не должен вмешиваться в купеческие дела, а что должно предоставить их так называемому естественному ходу и благородному соревнованию. Можно себе представить восхищение английских торговцев, когда они узнали, что с профессорской кафедры им предоставляется право барышничать, откупать, по произволу возвышать и понижать цены и хитрой уловкой, без дальнейшего труда, выигрывать 100 на 1, что во всем этом "они не только правы, чуть не святы"... Благодаря Адаму Смиту и его последователям, ныне основательностью, делом называется лишь то, что может способствовать купеческим оборотам, а под непонятным выражением естественное течение дел, - которого отнюдь не должно нарушать, - разумеются банкирские операции, денежный феодализм, ажиотерство, биржевая игра и прочие тому подобные вещи"19 . Если Одоевский беспощаден даже к корифеям политической экономии конца XVIII в., то можно себе представить, какое негодование вызывают у него вульгарные апологеты буржуазного строя вроде Мальтуса, Бентама и других. В повести- предостережении "Город без имени" рассказывается, что в столице воображаемой западной страны высится памятник Бентаму, тому самому, которому впоследствии К. Маркс дал известную характеристику как "архифилистеру" и "трезво-педантичному, тоскливо-болтливому оракулу пошлого буржуазно-


17 Н. А. Некрасов. Сочинения. Т. 1. М. 1958, стр. 113,413 - 414.

18 Термин "денежный (или "банкирский") феодализм" явился в произведениях Одоевского результатом развития понятия "аристокрация богатства", весьма употребительного у декабристов.

19 В. Ф. Одоевский. Русские ночи. М. 1913, стр. 8 - 9.

стр. 202

го рассудка XIX века"20 . И сама страна, фигурирующая в этой повести, именуется Бенамией. Читатель без труда узнаёт в ней Соединенные Штаты Америки. "...Банкирский феодализм на Западе не попал прямо на дорогу бентамитов, а на другом полушарий есть страна, которая, кажется, пошла и дальше по этой дороге", - писал Одоевский21 .

Будущее Бентамий представляется Одоевскому трагическим, несмотря на то, что вначале эта страна переживала период подъема и" технического прогресса. "Скоро земля была возделана, огромные Здания, как бы сами собой, поднялись из нее; в них соединились все прихоти, все удобства жизни; машины, фабрики, библиотеки, все это явилось с невыразимою быстротою"22 . Но в Бентамий господствовал бесчеловечный закон эгоистической личной пользы и обоготворения золота, а в этом таился зародыш будущего краха. В качестве примера того, как интересы накопителей вступают в противоречие с техническим прогрессом, Одоевский рассказывает о таком эпизоде. Богатые угольные копи залило водой. Цены на уголь резко возросли. Были предложены технические средства для откачки воды из шахт. Однако шахтовладельцы воспротивились; им было выгоднее продавать малое количество угля за дорогую цену, нежели восстановить работу для осушения копей.

В храмах Бентамий доказывали, что польза есть единственное основание нравственности. В театрах разрешались только пьесы, прославлявшие извлечение пользы. Яростная конкуренция и жажда наживы пронизывали собою всю жизнь Бентамий. "В обществах был один разговор - о том, из чего можно извлечь себе пользу?.. Одни только такого рода книги и выходили... Мальчик лет 12 уже начинал откладывать деньги на составление капитала для торговых оборотов..." Политика Бентамий по отношению к соседям становилась все более и более захватнической. Рядом с Бентамией процветал, например, миролюбивый земледельческий остров. Он показался правителям Бентамий "весьма удобным местом для так называемой эксплуатации". И вот Бентамия задерживает разными хитростями провоз необходимых товаров на этот остров, а потом продает им свои собственные товары втридорога. Она ссорит эту миролюбивую страну с соседями, ссужая сбою жертву в этих Случаях Деньгами, которые возвращаются в Бентамию сторицей.

Островитяне вовлекаются в биржевую игру, а посредством искусных Махинаций выигрывают всегда банкиры Бентамий. Бентамские агенты "лестью, коварством, деньгами, угрозами" все более навязывают островитянам свою монополию во всех областях. Затем в совете "выборных людей" Бентамий начинаются прения, изображённые автором с беспримерным сатирическим мастерством. Спор идет лишь о том, каким путем присоединить разоренную страну - "деньгами или силою"? Те, кто возражает против захватов вообще, объявляются "вредными мечтателями". "Приведя в торговый баланс издержки на войну с выгодами, которые можно было извлечь из земли наших соседей, мы напали на них вооруженною рукою..., а сами вступили в обладание островом", - рассказывает один бентамит. Страна начинает непрерывные акты агрессии против своих соседей - прогноз тем более удивительный, что он был сделан Одоевским на рубеже 30-х и 40-х годов XIX в., когда США лишь готовились вступить на путь широких колониальных захватов.

Итак, "Бентамия сделалась государством грозным и сильным". Однако это были обманчивые успехи. После того, как в Бентамий купцы стали "правителями и правление обратилось в компанию на акциях", перед развитием науки и техники оказались непреодолимые препятствия. "Исчезли все великие предприятия, которые не могли непосредственно принести какую-либо выгоду или которых цель неясно представлялась ограниченному, корыстному взгляду торговцев... Все, что не было направлено прямо к коммерческой цели, что не могло приносить процентов, было названо мечтами. Банкирский феодализм торжествовал. Науки и искусства замолкли совершенно; не являлось новых открытий, изобретений, усовершенствований. Умножившееся народонаселение требовало новых сил промышленности, а промышленность тянулась по старинной, избитой колее... Воспитание считалось излишним. Одно считалось нужным - правдою или неправдою добыть себе несколько вещественных выгод". Отцы боялись своих детей, и не без оснований. "Юный бентамит с ранних лет... научился одной науке: избегать законов... и смотреть на них


20 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, стр. 623.

21 В. Ф. Одоевский. Русские ночи, стр. 172.

22 В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы, стр. 405 сл.

стр. 203

лишь как на одно из средств извлекать себе какую-нибудь выгоду... Все отвлеченные, общие мысли, связывающие людей между собою, показались бредом; книги, знания, законы нравственности - бесполезной роскошью... Все силы дряхлели в человеке... Обман, подлоги, умышленное банкротство, полное презрение к достоинству человека, боготворение злата, угождение самым грубым требованиям плоти стали делом явным, позволенным, необходимым".

Одоевский знал, конечно, что, кроме банкиров, купцов, продажных литераторов и полицейских, в Бентамии должен быть и трудовой народ - "ремесленники и земледельцы". Однако Одоевский не верил в то, что эти люди смогут спасти западную цивилизацию. Правда, "ремесленники и земледельцы" Бентамии в его повести захватывают власть, изгнавши "купцов". Однако сами они оказываются слишком невежественными и зараженными духом корпоративной нетерпимости. Они неспособны восстановить страну. В конце концов Бентамия гибнет. На месте пышных городов остаются развалины, и самое имя столицы, где еще высится пьедестал статуи Бентама, забывается человечеством.

По мнению Одоевского, перед человечеством стоит альтернатива: либо построение царства Просвещения во главе с Россией, основанного на общественной пользе и развитии самых благородных сторон человеческого духа, либо путь, исходящий из личной пользы, с его борьбой всех против всех, приводящей к одичанию и гибели культуры. Думается, что при написании общей истории отечественной культуры XIX в. имя В. Ф. Одоевского, встречающееся в наших исторических работах довольно редко, должно быть обязательно упомянуто, а его деятельность - получить достойную оценку.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Ф-ОДОЕВСКИЙ-КАК-СОЦИОЛОГ-И-УТОПИСТ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. С. ВИРГИНСКИЙ, В. Ф. ОДОЕВСКИЙ КАК СОЦИОЛОГ И УТОПИСТ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 02.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Ф-ОДОЕВСКИЙ-КАК-СОЦИОЛОГ-И-УТОПИСТ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. С. ВИРГИНСКИЙ:

В. С. ВИРГИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
1357 просмотров рейтинг
02.12.2016 (2674 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ КАК СОЦИОЛОГ И УТОПИСТ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android