Libmonster ID: RU-15429
Автор(ы) публикации: З. И. СТРОГАЛЬЩИКОВА

Проблемы этнического развития малых народов привлекли пристальное внимание общественности. Причин тому много: новизна информации, нравственный аспект проблем и глубокая тревога за то, что перед лицом деформаций в области национальной политики именно эти народы оказались особенно беззащитными. Среди них есть и такие, которые не имеют самоуправления и значатся в официальной статистике как "другие национальности", т. е. даже не удостоились чести быть включенными в статистическую отчетность. Численность входящих в эту графу народов сократилась с 152 тыс. в 1970 г. до 66,5 тыс. человек к 1979 году. Вепсы - одна из тех народностей, что не имеют автономии. Численность их за последние 50 лет сократилась с 32 тыс. до 8 тыс. человек (данные переписи 1979 года). Судьба вепсов особенно отчетливо выявляет механизм растворения малых народов.

По переписи 1897 г. вепсов было 25,6 тыс. человек. Большая часть их проживала компактно в прилегающих друг к другу местностях Олонецкой и Новгородской губерний. Почти все вепсы были крестьянами, но занимались также ремеслами и промыслами. Они были известны на русском Севере как искусные кузнецы, ювелиры, гончары. До наших дней донесли свое исконное ремесло - работу по камню - прионежские вепсы.

После Великой Октябрьской социалистической революции вепсы потянулись к свету, к знаниям. Открываются школы, улучшается торговое и медицинское обслуживание. Возросла и численность вепсов: в 1926 г. их насчитывалось уже 32 773 человека. На рубеже 20-х и 30-х годов вепсы были включены в состав национальных меньшинств РСФСР, и работа по хозяйственному и культурному развитию этой народности находилась под контролем Отдела национальностей ВЦИК и Госплана РСФСР. Однако к тому времени земли вепсов оказались уже в разных административных образованиях: вепсское Прионежье в 1924 г. присоединили к Карельской АССР, а остальная вепсская территория вошла с 1931 г. в состав Ленинградской области, что, видимо, и послужило препятствием к созданию вепсской автономии. Впрочем, были организованы национальные районы: в 1927 г. в Карельской АССР - Шелтозерский, в 1931 г. в Ленинградской области - Винницкий. Планировалось создать также Шимозерский национальный район, а пока вепсские поселения в соседних районах были объединены в национальные сельсоветы. Но уже в то время выявилась и такая тенденция: тогдашнее руководство Карель-


Строгальщикова Зинаида Ивановна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР.

стр. 74


ской АССР с момента создания Шелтозерского района ввела там школьное обучение на финском языке, хотя вепсы относились к этому отрицательно. Обучение вепсских детей в школах на финском языке продолжалось с 1929 по 1937 год. И это несмотря на то, что в 1931 г. была разработана вепсская письменность, а с 1932 г. в вепсских селах, расположенных в Ленинградской области, преподавание в начальных школах велось на родном языке. Активно шла в Ленинграде и подготовка национальных кадров: было открыто вепсское отделение в педагогическом техникуме, в областной совпартшколе нацменьшинств готовились работники для органов местной власти из числа вепсов. Курсанты школы принимали участие и в создании школьных учебников на вепсском языке. К 1937 г. было подготовлено 30 книг.

Однако в конце 1937 г. вся деятельность по национальному развитию вепсской народности была резко прекращена. Часть вепсской интеллигенции, некоторые из авторов учебников были репрессированы. Обучение в школах стали вести на русском языке, учебная литература на родном языке была конфискована. С тех пор вепсский язык бытует только в устной речи. Была прекращена работа по созданию Шимозерского национального района, а его территория с 8-тысячным вепсским населением передана Вологодской области. Таким образом, этническая территория вепсов оказалась разделенной между двумя областями и Карельской АССР. Винницкий национальный район и сельсоветы утратили статус национальных. Даже районная газета "Вепсская правда" была переименована в "Винницкую правду".

Начиная с 1938 г. политика руководителей Ленинградской и Вологодской областей была прямо направлена на ускорение ассимиляции вепсов. Численность вепсов сокращается стремительно. Если в 1939 г. вепсов32 тыс., то в 1959 г. - 16,4 тыс., в 1970 и 1979 гг. - 8,1 тыс. человек, из них 6,6 тыс. человек в Карельской АССР. Причем, по данным переписи, уже к 1970 г. в местах исконного проживания (в селах Ленинградской и Вологодской областей) вепсов осталось всего 337 человек, хотя еще в 1959 г. их там было 7447 человек (перепись 1979 г. сведений о вепсах в этих областях не дает).

Научные сотрудники нашего института установили несоответствие реальной численности вепсов в этих районах данным официальной статистики. В нехозяйственных книгах население прежде вепсских сел было записано как русское, между тем 92% опрошенных подтвердили свою принадлежность к вепсской национальности. Работники сельских Советов, изменивших национальность жителей сельских Советов, ссылаются на распоряжение вышестоящих органов, утверждавших, что национальности "вепс" нет в списке национальностей СССР. На том же основании в паспортах у большинства вепсов значится, что они русские. Таким образом, реальная численность вепсов в стране была затіжена по сравнению с данными официальной статистики примерно на 4 - 4,5 тыс. человек сельского населения и составляет в действительности около 12 - 13 тыс. человек.

Сейчас этническая территория вепсов находится не только на окраинах двух областей и автономной республики, но и на окраинах семи районов, где доля вепсского сельского населения составляет от 1 до 11 %. Отсутствие межрайонных транспортных связей (из-за бездорожья), запустение и гибель многих вепсских деревень привели к разделению народности на группы, нарушению связей между ними и даже изоляции некоторых из них. Возникла реальная угроза исчезновения отдельных этнических островков. По данным обследования в 1983 г., сами вепсы плохо осведомлены о местах проживания своего народа.

Основной удар по вепсской народности нанесла политика укрупнения сел по принципу их разделения на "перспективные" и "неперспективные". По существу, это означало разрушение традиционной системы

стр. 75


расселения вепсов как группы небольших по людности деревень, связанных единым центром. Большинство "перспективных" поселений такими центрами не являлись, они не могли и обеспечить мигрантов даже жильем. Поэтому основной поток вепсов устремился в города. В целом в Ленинградской области численность вепсского сельского населения за последние 50 лет сократилась в 4 раза, в Вологодской области - почти в 10 раз. Мигранты с "русскими" паспортами, вступая в межнациональные браки, быстро подвергаются естественной ассимиляции.

В Карелии ситуация несколько иная. Здесь с начала образования национального района и до 1939 г. наблюдался рост вепсского населения. После упразднения Шелтозерского района его численность сократилась с 7,2 до 5,6 тыс. человек, причем больше половины вепсов в Карельской АССР живет в городах. При организации Шелтозерского района он был практически однонациональным (в 1933 г. вепсы там составляли 80%), сейчас на той же территории вепсов только 52%. Интенсивное заселение Прионежья пришлым населением при продолжающейся активной миграции вепсов в города ведет к быстрой ассимиляции вепсов посредством смешанных браков, к переходу их и в быту на русский язык.

Ускоренная ассимиляция не могла не сказаться на национальном самочувствии вепсов. Особенно актуальна проблема сохранения языка, напрямую связанная с перспективой существования народности. Исследование, проведенное в 1983 г., показало, что почти все вепсы хорошо владеют как своим, так и русским языком, но более половины считают, что вепсский язык они знают лучше. Родным его признают около 80% вепсов. Однако основными хранителями вепсского языка являются лица старше 40 лет. Молодежь же лучше знает русский язык: около половины называет родным русский язык, треть - вепсский, а остальные - либо оба, либо затрудняются сделать выбор. Большинство молодых людей считает необходимым и престижным знание только русского языка.

Большинство вепсов, живущих на своей этнической территории и в своей этнической среде, признает себя принадлежащим к этой народности. Сейчас в Ленинградской и Вологодской областях вепсское городское население незначительно, хотя лиц, имеющих вепсское происхождение, довольно много. Многие при отъезде из села просят указать в паспорте русскую национальность. Чем объясняет вепсское население стремление молодежи записаться русскими? Половина причину отхода молодежи от своей национальности видит в плохом знании родного языка. Часть объясняет это русским окружением и распространением смешанных браков. Но около 40% связывают желание молодежи стать русскими с отношением к вепсской национальности, как со стороны окружающих, так и самой молодежи, о чем свидетельствуют такие ответы: "Русским быть приличнее", "вепсскую национальность не любят, не уважают", "сами вепсы ее стесняются, стыдятся".

Особенно четко эти тенденции проявляются в Ленинградской и Вологодской областях. Здесь делалось все, чтобы ускорить ассимиляцию вепсов. Неудивительно, что на вопрос "хотели бы Вы, чтобы Ваши дети наследовали Вашу национальность", в Ленинградской и Вологодской областях только 19% ответили утвердительно, в Карелии таких было 48%. Процесс этнического самоотрицания надо остановить, иначе последствия его будут необратимыми. В сложившейся ситуации только административное объединение вепсов в пределах своей этнической территории в виде национального округа способно положить начало установлению прочных экономических и культурных связей между разъединенными группами вепсского населения и таким образом возродить народность. Никакие причины не могут служить основанием для отказа принять решения о пересмотре границ, установленных в годы грубого нарушения принципов ленинской национальной политики и без учета расселения здесь вепсов.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕПСЫ-ИСТОРИЯ-И-ПРОБЛЕМЫ-ЭТНИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. И. СТРОГАЛЬЩИКОВА, ВЕПСЫ: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.10.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕПСЫ-ИСТОРИЯ-И-ПРОБЛЕМЫ-ЭТНИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - З. И. СТРОГАЛЬЩИКОВА:

З. И. СТРОГАЛЬЩИКОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
931 просмотров рейтинг
10.10.2019 (1654 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВЕПСЫ: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android