Таллин. Изд-во "Ээсти раамат". 1977. 235 стр. Тираж 3000. Цена 1 руб. 34 коп.
Книга академика АН ЭССР В. А. Маамяги привлекает внимание свежестью замысла и глубиной решения исследовательской задачи. Монография явилась воплощением идеи, высказанной автором еще в 1961 г.1 и с тех пор ставшей одной из главных в творческой биографии ученого.
В обширной литературе об исторических переменах в жизни народов СССР в эпоху социализма почти отсутствуют работы о многочисленных национальных меньшинствах, проживающих в среде советских наций и народностей, о том, как складывались и складываются их судьбы в процессе формирования и развития новой исторической общности людей - советского народа. В. А. Маамяги создал первое серьезное исследование истории эстонского национального меньшинства в СССР в довоенные годы; до него проводился в разное время лишь учет эстонских поселений либо освещались (преимущественно в историко-краеведческом плане) отдельные аспекты темы.
Эта научная проблема привлекает автора по следующим отмеченным им самим (стр. 10 - 11) причинам: во-первых, с точки зрения характеристики вклада переселенцев в освоение малозаселенных областей и окраин России, в развитие сотрудничества людей различных национальностей, проживающих в местах их расселения; во-вторых, потому, что важно выяснить участие многих представителей эстонских переселенцев в революционном преобразовании России в послеоктябрьское время, богатейший опыт партии по решению национального вопроса; в-третьих, с точки зрения изучения проблемы становления и развития новой исторической общности людей - советского народа, составной частью которого стали не только нации и крупные национальные образования, но и меньшинства, выработавшие в себе в условиях социализма интернациональное сознание и общесоветские черты характера; в-четвертых, история эстонского народа в целом многое потеряла бы без включения в нее истории эстонского национального меньшинства в СССР за довоенные годы, если бы среди прогрессивных явлений, представляющих предмет национальной гордости эстонцев, не был учтен опыт эстонских переселенцев в социалистическом переустройстве жизни. Наконец, в-пятых, правдивая история эстонских поселенцев помогает разоблачать измышления буржуазных фальсификаторов о положении национальных меньшинств в СССР.
Осуществление столь обширного замысла даже применительно только к сельскому населению потребовало от автора огромной разыскательской работы. О каком-то компактном документальном материале не могло быть и речи: источники оказались до чрезвычайности распыленными. В. А. Маамяги изучил материалы эстонских секций ВКП(б) и комсомола, эстонского отдела Наркомнаца, отдела национальностей ВЦИК и - особенно широко - печать (эстонские издания, разнообразную местную периодику, выходившую в местах расселения эстонских мигрантов). Использованы (нередко записанные автором) воспоминания выходцев из эстонских поселений, материалы специальной экспедиции в Томскую область и Красноярский край.
В монографии обстоятельно раскрыты такие темы, как возникновение поселений эстонцев в России; эстонские поселенцы в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны; эстонское советское крестьянство и де-
1 В. А. Маамяги выступил тогда в АН ЭССР с докладом, в котором выдвинул задачу изучения истории эстонского национального меньшинства в СССР в 1917 - 1940 годах.
стр. 155
ятельность национальных организаций в деревне в годы восстановления народного хозяйства и в начале реконструкции (1921 - 1929 гг.); коллективизация эстонских крестьянских хозяйств; эстонские поселенцы и буржуазная Эстония. Ценным дополнением к исследованию является составленная по данным переписи населения 1926 г. таблица численности и расселения эстонцев на территории СССР.
В. А. Маамяги выясняет социальный состав эстонских переселенцев (в основном это были батраки, сельская беднота, крестьяне-арендаторы, а также представители некоторых других социальных категорий), подчеркивает, что переселение являлось одной из форм классовой борьбы крестьян против помещиков. В книге показано, что с развитием капитализма социальная дифференциация среди переселенцев углублялась: накануне первой мировой войны среди колонистов кулаки составляли 15%. середняки - 20%, бедняки - 65% (стр. 40). Эстонская буржуазия пыталась оказывать на колонистов влияние, используя периодическую печать, просветительные общества, церковь. Несмотря на это, переселенческая беднота устанавливала контакты с социал- демократическими организациями, вступала в ряды РСДРП (б), участвовала в революции 1905 - 1907 гг., солидаризировалась с российским пролетариатом. Это убедительно подтверждается приведенным в книге материалом.
Автор обстоятельно показывает организацию и деятельность эстонских секций РСДРП(б) - РКП (б), которые, проводя большую партийно-политическую и агитационно-пропагандистскую работу среди эстонского населения (после захвата германскими империалистами Эстонии, а затем установления в ней буржуазного строя численность эстонских переселенцев еще более возросла), выступали в едином русле с местными партийными комитетами, исходили из общих задач социалистической революции. В книге освещено активное участие многих эстонских рабочих, коммунистов в свержении Временного правительства, установлении Советской власти на местах, разносторонне охарактеризованы деятельность эстонского отдела Наркомнаца РСФСР, мероприятия, направленные на завоевание доверия трудящихся крестьян. В монографии показано, как эстонские полки Красной Армии, сведенные в феврале-марте 1919 г. в Эстонскую дивизию, самоотверженно сражались на различных участках фронтов гражданской войны, утверждая Советскую власть, защищая ее завоевания; как постепенно переходило к активной защите Советской власти и эстонское трудовое крестьянство.
Большой интерес представляет предпринятая автором попытка установить численность эстонского населения в СССР в середине 20-х годов (после того, как в результате оптации в Эстонию выехало около 30 тыс. человек). По переписи 1926 г., в СССР проживало около 155 тыс. эстонцев - на 148,3% больше, чем по переписи 1897 г. (стр. 91). В книге дана характеристика эстонского населения, проживавшего не только на территории РСФСР, но и в других республиках (на Украине, в ЗСФСР, Белоруссии, Узбекистане и Туркмении); определено, что в конце 20-х годов в СССР существовало 22265 эстонских крестьянских хозяйств, включавших 115790 человек (стр. 94); значительное внимание уделено их экономическому и социальному развитию.
Впервые в литературе В. А. Маамяги раскрывает деятельность эстонских секций ВКП(б) и комсомола в деревне, направленную на разъяснение ленинских идей, политики и задач Советской власти, подготовку условий для кооперирования крестьянских хозяйств. Характеризуя работу эстонского отдела Наркомнаца, автор подчеркивает, что отдел последовательно проводил в жизнь принципы ленинской политики, учитывая при этом специфику этнического развития эстонского национального меньшинства, что содействовало росту активности населения при выборах в Советы, образованию национальных сельских Советов (в начале 30-х годов в СССР насчитывалось 66, а вместе со смешанными до 90 национальных эстонских Советов, где делопроизводство велось на эстонском языке). В книге убедительно показаны те блага, которые принес социализм эстонскому крестьянству: повсеместно были открыты школы; кадры учителей готовились в Эстонском педагогическом техникуме, а также в эстонском секторе отделения национальных меньшинств пединститута имени А. И. Герцена в Ленинграде; эстонская молодежь обучалась во многих вузах страны; была создана широкая сеть эстонской национальной периодики; широко развернулась культурно-просветительная работа.
Обстоятельно исследован автором вопрос о коллективизации эстонских крестьянских хозяйств. Этот процесс развертывался в
стр. 156
общем русле социалистического переустройства сельского хозяйства в стране. Колхозный строй и в эстонской деревне рождался в острой классовой борьбе. На большом материале в книге прослежено, как колхозный строй радикально преобразил жизнь эстонского крестьянина, приобщил его к активному участию в строительстве и упрочении социализма. Многие приведенные автором факты свидетельствуют о том, что уже в ходе коллективизации в эстонских селениях шел быстрый процесс преодоления национальной замкнутости, складывания межнациональных производственных связей, в дальнейшем проявившийся еще в большей степени.
Большое внимание В. А. Маамяги уделил раскрытию темы "Эстонские поселенцы и буржуазная Эстония". В годы гражданской войны правительство буржуазной Эстонии пыталось втянуть эстонских поселенцев в борьбу против Советской России. Когда этот план провалился, оно задалось целью вернуть как можно больше эстонцев из Советской России в Эстонию. В Тартуском мирном договоре от 2 февраля 1920 г. было зафиксировано право лиц эстонского происхождения, проживавших в Советской России, в течение года со дня ратификации договора оптировать гражданство Эстонии. Эстонская буржуазия развернула националистическую пропаганду, не гнушалась фантастическими посулами, распространением провокационных слухов и т. д., надеясь добиться массового возвращения эстонских переселенцев на родину. Автор показал, что, несмотря на это, основная масса эстонского населения советской России, в том числе и подавляющая часть переселенцев, выехать в буржуазную Эстонию не захотела. Те же, кто вернулся, в большинстве своем не получили ни земли, ни постоянной работы. В последующие годы эстонская буржуазия прилагала усилия к тому, чтобы объединить зарубежных эстонцев (прежде всего советских) в националистических организациях с целью противопоставления их другим народам и установления тесных связей с буржуазной Эстонией. Все эти попытки потерпели крах.
В книге глубоко раскрыто развитие революционной солидарности эстонского населения СССР с трудящимися буржуазной Эстонии (сбор средств в помощь рабочим Эстонии, работа ячеек МОПР и т. д.). Советское правительство предоставило политическое убежище борцам революции, вынужденным спасаться от террора эстонской буржуазии, принимало беженцев, переходивших границу. С огромной радостью эстонскими поселенцами была встречена в 1940 г. победа революций в Эстонии, Латвии и Литве и вступление их в состав СССР.
Монография завершается коротким обзором жизни эстонских поселенцев с 1941 г. до наших дней. Автор характеризует их активное участие в защите социалистической Родины в период Великой Отечественной войны; отмечает, что в связи с укрупнением колхозов в послевоенное время бывшие эстонские колхозы превратились в многонациональные, технически высокооснащенные хозяйства, что многие эстонские колхозники стали рабочими совхозов. В. А. Маамяги выделяет такие важные черты этнического развития эстонского населения, проживающего вне Эстонии, как широкое распространение двуязычия, приобщение к образу жизни, обычаям и прогрессивным традициям окружающего населения, сближение и частичное слияние с инонациональной средой. При этом, отмечает автор, "процесс сближения и слияния бывшего эстонского национального меньшинства с другими национальностями идет значительно быстрее, чем процесс сближения и слияния целых наций" (стр. 225.).
Особенности рецензируемого труда можно свести к следующему: в нем 1) последовательно прослеживается развитие экономических и культурных связей эстонских колонистов с окружавшим их населением, укрепление солидарности эстонских трудящихся с рабочими и крестьянами других национальностей в общероссийском освободительном движении; 2) раскрывается многогранная деятельность Коммунистической партии и Советского государства по формированию у эстонских переселенцев интернационального сознания, по приобщению их к активному участию в строительстве социализма; 3) показывается торжество ленинской национальной политики, осуществление которой позволило обеспечить всестороннее развитие эстонского национального меньшинства, установить его братские отношения с другими народами СССР; 4) характеризуется процесс преодоления замкнутости национальных поселений, постепенного стирания национальных различий и укрепления интернационального единства советского народа. Наконец, в книге ярко рассказывается о жизни и деятельности многих выдающихся людей - политических и хозяйственных руко-
стр. 157
водителей, командиров Красной Армии, работников культуры. Среди них - В. Кингисепп, Я. Анвельт, Х. Пегельман, Я. Пальвадре, И. Газа, Н. Янсон, А. Корк и другие. Книга убеждает, что, несмотря на источниковедческие трудности, нужно стремиться к комплексному изучению всех социальных категорий населения, составляющего то или иное национальное меньшинство. Во многих случаях автор, хотя и пытался сосредоточиться на истории эстонского сельского населения, вынужден был обращаться к характеристике вклада рабочих и интеллигенции в социальное, экономическое и культурное развитие крестьян. Приходится также сожалеть, что глубокая разработка темы в очерченных автором хронологических рамках не продолжена до наших дней. Именно для последних десятилетий особенно свойственны интенсивная межнациональная и межэтническая интеграция, широкое восприятие инонационального, взаимообщение и взаимообогащение национальных культур. Освещение этих процессов на материале национальных меньшинств, где они проявляются наиболее отчетливо, могло бы дать многое для прогнозирования аналогичных явлений в крупных национальных образованиях.
Своим фундаментальным исследованием, правдиво изображающим историю эстонских поселенцев в братской семье народов СССР на протяжении длительного времени, В. А. Маамяги заложил прочную основу для дальнейшего изучения указанных проблем.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |