Libmonster ID: RU-12014
Автор(ы) публикации: И. А. КИРИЛИН

В истекшем десятилетии советская внешняя политика добилась выдающихся успехов. Это были успехи, одержанные в борьбе за мир и дружбу между народами, против опасности мировой термоядерной войны, за мирное сосуществование стран с различным социальным строем, за всемерное укрепление единства и могущества мировой социалистической системы и ликвидацию колониальной системы империализма. Это были успехи, достигнутые в борьбе за ослабление международной напряженности и создание на этой основе благоприятных внешнеполитических условий, необходимых для строительства коммунизма в нашей стране и социалистического строительства в странах народной демократии. Эти успехи стали возможны прежде всего благодаря тому, что Коммунистическая партия Советского Союза, ее Центральный Комитет, отстаивая генеральную линию миролюбивой советской внешней политики, в новых исторических условиях творчески развили ленинские принципы этой политики.

В период культа личности, особенно в последние годы жизни Сталина, имели место случаи ненаучного, догматического и субъективистского подхода к оценке отдельных сторон международной жизни, к определению задач советской внешней политики, временами допускались серьезные ошибки в решении некоторых внешнеполитических вопросов.

Коммунистическая партия Советского Союза, развенчав культ личности Сталина, отбросила догматизм и субъективизм в оценке международного положения и проделала огромную работу по изучению послевоенного развития мировых экономических и социально-политических сил, на основе чего были четко сформулированы задачи советской внешней политики, решение которых проходило в духе ленинских традиций. Успешное выполнение этих задач было невозможно без разгрома антипартийной фракционной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и других. Молотов, возглавляя в течение многих лет Министерство иностранных дел Советского Союза, проявлял крайний консерватизм и косность в решении внешнеполитических вопросов. После 1953 г. в новых условиях развития международных отношений он всячески мешал проведению в жизнь намеченного партией и правительством внешнеполитического курса, фактически выступая против политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем, и отрицал целесообразность установления личных контактов между государственными деятелями СССР и других стран.1 .


1 Подробнее об этом см. Постановление июньского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. IV. Изд. 7-е, стр. 271 - 277; "XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". М. 1962. Т. I, стр. 104 - 107, 446 - 449.

стр. 16

Развитие советской внешней политики в великое десятилетие можно разделить на два периода, отличающиеся друг от друга конкретным содержанием задач и способов их решения, вытекающих из внутреннего и международного положения Советского Союза.

Первый период охватывает 1953 - 1958 гг., то есть время, когда в нашей стране завершалось строительство социалистического общества, в странах народной демократии заканчивалось построение основ социализма, а в колониальных и зависимых странах широко развернулось национально-освободительное движение. Эти годы ознаменовались резким изменением соотношения экономических и военных сил между двумя системами - капиталистической и социалистической - в пользу социализма. К началу 1959 г. на долю социалистических стран в мировом промышленном производстве приходилось около 33% против 20% в 1950 году2 .

Изменение соотношения сил вынуждены были признать и на Западе. Известный американский публицист С. Сульцбергер в книге "Что неладно в американской внешней политике", вышедшей в 1959 г., писал: "В 1945 году... стратегические позиции США и их западных друзей были хорошими. Сейчас их можно назвать, в лучшем случае, слабыми. Мы и. наши союзники утратили одну за другой сильные позиции на Ближнем и Среднем Востоке и в Азии... Мы утратили наше кратковременное атомное превосходство, и Советская Россия после изумительно быстрого восстановления стала сверхдержавой во всех отношениях... Менее чем 15 лет тому назад мы были величайшей державой мира... Мы почти были в состоянии продиктовать миру "Pax americana" (мир на американских условиях. - Ред.). Что мы видим теперь? Везде или почти везде мы и наши принципы терпят провал"3 .

На основании анализа соотношения сил между социализмом и капитализмом, учитывая могучие факторы, способствовавшие борьбе за мир и безопасность народов, XX съезд КПСС в феврале 1956 г. сформулировал положение о том, что в мире не существует фатальной неизбежности войны. В решениях съезда подчеркивалось, что ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем был и остается генеральной линией внешней политики Советского Союза4 .

Вывод XX съезда КПСС о возможности предотвращения войн в современную эпоху явился творческим развитием марксистско-ленинской теории применительно к новым историческим условиям. Он был одобрен Совещаниями представителей коммунистических и рабочих партий 1957 и 1960 гг. и стал исходным для определения стратегии и тактики международного коммунистического движения на современном этапе.

Главная задача советской внешней политики в 1953 - 1958 гг. состояла в том, чтобы сохранить и упрочить мир, добиться ликвидации международной напряженности, возникшей по вине агрессивных кругов западных держав, и тем самым создать благоприятные условия для завершения строительства социалистического общества в нашей стране и постепенного перехода к коммунизму. Исходя из этого, XX съезд обязал Центральный Комитет КПСС и Советское правительство активно бороться за мир и безопасность народов, за


2 "Страны социализма и капитализма в цифрах". М. 1963, стр. 24; "Мировая экономика и международные отношения", 1959, N 11, стр. 22.

3 C. Sulzberger. What's Wrong with U. S. Foreign Policy. New York. 1959, pp. 13, 17.

4 Подробнее об этом см. С. И. Беглов. Развитие ленинских принципов мирного сосуществования в трудах Н. С. Хрущева. "Вопросы истории", 1964, N 4.

стр. 17

установление доверия между государствами5 . Внешнеполитическая деятельность Советского Союза осуществлялась в эти годы по следующим направлениям: ликвидация существовавших очагов войны и предотвращение возможности новых военных конфликтов; урегулирование отношений с рядом государств в целях смягчения международной напряженности; улучшение отношений между великими державами; поиски новых путей для укрепления мира в Европе, решение проблемы разоружения, запрещения атомного оружия; установление прочных отношений со всеми миролюбивыми странами; всемерное расширение политических, экономических и культурных связей с зарубежными государствами.

Второй период в развитии советской внешней политики начинается с 1959 г., когда советский народ приступил к выполнению семилетнего плана развития народного хозяйства СССР, являющегося важным этапом на пути создания материально-технической базы коммунизма. 1959 - 1964 годы ознаменовались еще более значительным изменением соотношения сил на мировой арене в пользу социализма. Доля социалистических стран в мировом промышленном производстве неуклонно возрастала. В 1963 г. она превысила 38%6 . Если в 1953 г. промышленное производство в СССР было немногим более 30% по отношению к уровню США, то в 1963 г. оно уже составляло около 65 %7 .

Рост могущества мировой социалистической системы и ее превращение в главный фактор развития общества, ослабление позиций капитализма, рост рабочего и коммунистического движения, крушение колониальной системы империализма - все это обусловило начало третьего этапа общего кризиса капитализма, обозначившегося во второй половине 50-х годов.

Теоретические и практические вопросы советской внешней политики на новом этапе развития Советского государства получили всестороннее, глубокое обоснование в решениях XXII съезда и новой Программе КПСС. Главной задачей советской внешней политики на этом этапе является исключение войн из жизни общества, установление вечного мира на земле. Эта задача вполне осуществима. Империалисты, не раз уже создававшие очаги войны, вынуждены были в каждом случае идти на их ликвидацию. И причина этого - воздействие стран социалистического лагеря, всех миролюбивых сил. А это означает, что мировая социалистическая система в состоянии заставить империалистов придерживаться политики мирного сосуществования. "Мирное сосуществование между государствами с различным социальным строем, - отмечал Н. С. Хрущев, - хотя еще неполное и не всегда прочное, уже стало реальностью"8.

Перспективы борьбы за предотвращение войн становятся все более и более обнадеживающими. В Программе КПСС в связи с этим говорится, что "еще до полной победы социализма на земле, при сохранении капитализма в части мира, возникает реальная возможность исключить мировую войну из жизни общества. Победа социализма во всем мире окончательно устранит социальные и национальные причины возникновения всяких войн. Уничтожить войны, утвердить вечный мир на земле - историческая миссия коммунизма"9 .


5 "XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". Т. II. М. 1956, стр. 416.

6 "Проблемы мира и социализма", 1963, N 8, стр. 4.

7 "Правда", 17 декабря 1963 года.

8 Н. С. Хрущев. О мире и мирном сосуществовании. "Коммунист", 1964, N 7, стр. 4.

9 "XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". Т. III, стр. 271.

стр. 18

В Программе КПСС и резолюции XXII съезда партии по отчетному докладу ЦК КПСС сформулированы конкретные задачи советской внешней политики: неуклонно и последовательно осуществлять политику мирного сосуществования государств с различным социальным строем, являющуюся генеральным курсом внешней политики СССР; неустанно крепить единство стран социализма, вносить свой вклад в укрепление мощи социалистического содружества; использовать вместе с другими миролюбивыми народами и государствами все возможные средства для предотвращения мировой войны и создания условий, которые привели бы к исключению войн из жизни общества; развивать и укреплять сотрудничество со всеми силами, борющимися за мир; крепить пролетарскую солидарность с рабочим классом и трудящимися всех стран; оказывать всемерную поддержку народам, борющимся за свое освобождение от империалистического и колониального гнета, за укрепление независимости, молодых стран; улучшать и развивать в интересах сохранения мира связи со всеми капиталистическими странами, в том числе с США, Англией, Францией, ФРГ, Японией и Италией; развивать международное сотрудничество в области, торговли, культуры; вести активную и гибкую внешнюю политику, добиваясь урегулирования назревших международных вопросов путем переговоров; всемерно разоблачать происки и маневры поджигателей войны; укреплять мир во всем мире10 .

Предотвращение войны - главный итог великого десятилетия

Борьба за предотвращение опасности мировой термоядерной войны, за сохранение и упрочение мира занимала главное место во внешнеполитической деятельности КПСС и Советского правительства. В истекшем десятилетии империалистические державы своей политикой провокации военных конфликтов не раз ставили человечество на грань термоядерной войны.

В 1950 г. империалисты США, прикрываясь флагом ООН, начали войну в Корее, которую они рассматривали как прелюдию к войне против всего социалистического лагеря. Одновременно шла война в Индокитае, развязанная еще в 1946 г. французскими колонизаторами при активном содействии США.

Советский Союз с первого дня возникновения войны в Корее настойчиво боролся за ее прекращение. По инициативе Советского правительства11 начались переговоры, завершившиеся подписанием 27 июля 1953 г. соглашения о перемирии. Это был крупный успех миролюбивых сил, которые своей активной борьбой против американской агрессии в Корее погасили опаснейший очаг войны. Перемирие в Корее показало, что даже в тех условиях, когда социалистические государства еще не были так сильны, как в настоящее время, возможно было решать сложные международные проблемы на основе принципов мирного сосуществования.

Советский Союз внес решающий вклад в ликвидацию очага войны в Индокитае. По настоянию Советского правительства на совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции в Берлине в январе - феврале 1954 г. было принято решение о созыве в Женеве совещания министров иностранных дел пяти держав - СССР, КНР, США, Англии, Франции - и других заинтересованных государств для окончательного мирного урегулирования в Корее и восстановления мира в Индокитае12 . На Женевском совещании министров


10 Там же, стр. 211 - 212, 272 - 273.

11 "Правда", 24 июня 1951 года.

12 "Международные отношения и внешняя политика СССР. Сборник документов (1871 - 1957 гг.)". М. 1957, стр. 229 - 230.

стр. 19

иностранных дел, состоявшемся в апреле - июле 1954 г., благодаря усилиям Советского правительства было заключено соглашение о перемирии в Индокитае и принята "Заключительная декларация", предусматривавшая политическое урегулирование в Лаосе, Камбодже и Вьетнаме и обязательства участников Совещания уважать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность этих стран13 .

В 1956 г. человечество вновь оказалось перед опасностью мировой войны в связи с англо-франко-израильской агрессией против Египта и провокацией международной империалистической реакции, развязавшей контрреволюционный мятеж в Венгрии.

Социалистические государства решительно выступили в защиту Египта. Правительство СССР в нотах, направленных 5 ноября правительствам Англии, Франции и Израиля, и в Заявлении 10 ноября 1956 г. предупредило о своей решимости сокрушить агрессоров и восстановить мир на Ближнем Востоке14 . Твердое выступление Советского Союза в защиту Египта, его решимость обуздать провокаторов войны заставили последних прекратить военные действия, а затем вывести свои войска из зоны Суэцкого канала. Этот факт огромного международного значения вынуждены были признать даже наиболее реакционные пропагандисты политики "с позиции силы". Так, Маргарита Хиггинс в газете "New York Herald Tribune" писала в те дни: "Подлинной причиной, побудившей Англию, Францию и Израиль принять решение уйти (из Египта. - И. К.), была советская нота предупреждения. Русские, правда, не направили свои пушки и бомбы против Запада. Но одно лишь сознание того, что эта вооруженная мощь существует и может быть использована, изменило весь ход событий на Среднем Востоке"15 .

Развязывая контрреволюционный мятеж в Венгрии, США и их союзники по военным блокам намеревались использовать его как повод для всеобщего наступления на мировую социалистическую систему. Однако решительная поддержка Советским Союзом революционных сил венгерского народа в борьбе с мятежниками сорвала замыслы империалистов. Соединенные Штаты, как признавали впоследствии составители доклада для сенатской комиссии по внешним отношениям конгресса США, вероятно, не отказались бы от вмешательства в дела Венгрии, "если бы советские возможности в области ядерного оружия оставались на уровне 1953 г. Перед лицом того ущерба, который США могли понести в ходе "карающего" удара по своему противнику, который сам был способен на массированное возмездие, американская стратегия ядерного сдерживания обнаружила свою ограниченность"16 .

Советский Союз и другие социалистические страны своими активными действиями, направленными на сохранение и упрочение мира, разрушили планы военного вторжения США и их союзников в Сирию в 1957 году. В сентябре 1957 г. Советское правительство направило правительствам США, Англии, Франции и Турции ноты с решительным требованием не вмешиваться во внутренние дела стран Ближнего и Среднего Востока17 . 19 октября Советское правительство еще раз предупредило США и Турцию, что Советский Союз "не может безучастно относиться к военной провокации, готовящейся в непосредственной близо-


13 "Международная жизнь", 1954, N 1, стр. 132 - 135.

14 "СССР и арабские страны. 1917 - 1960. Документы и материалы". М. 1961, док. NN 79 - 83, 86.

15 Цит. по статье: Н. И. Лебедев. Империалистическая агрессия против Египта в 1956 году. "Вопросы истории", 1963, N 9, стр. 81.

16 "Developments in Military Technology and their Impact on United States Strategy and Foreign Policy", pp. 101, 104.

17 "СССР и арабские страны. 1917 - 1960. Документы и материалы", док. NN 109 - 112.

стр. 20

сти от его южных границ"18 . Учитывая эту позицию, США и их партнеры воздержались от военного вторжения. Правда, это не остановило новые военные провокации империализма на Ближнем и Среднем Востоке. В июле 1957 г. американские войска вторглись в Ливан, английские - в Иорданию. Эта агрессивная акция была предпринята с целью удушения национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке и прежде всего для борьбы с иракской революцией 14 июля 1958 г., приведшей к ликвидации реакционного режима Нури Саида. Вторжение американских и английских войск в Ливан и Иорданию создало опасный очаг войны на Ближнем и Среднем Востоке, и в его ликвидации вновь главную роль сыграл Советский Союз. 16 и 18 июля 1958 г. Советское правительство выстудило с заявлениями, в которых разоблачалась и решительно осуждалась новая разбойничья акция американских и английских империалистов и содержалось требование немедленно вывести оккупационные войска из Ливана и Иордании. Советский Союз предупреждал США и Англию, что он не останется безучастным к актам агрессии в районе, прилегающем к его границам, и примет необходимые меры, диктуемые интересами безопасности СССР и сохранения всеобщего мира19 .

Советское правительство по дипломатическим каналам и на чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, созванной по его инициативе в августе 1958 г., вело решительную борьбу за прекращение англо-американской агрессии. Наряду с этим на южных границах СССР были осуществлены военные меры по укреплению безопасности20 . В результате активной деятельности Советского правительства, поддержанной правительствами социалистических стран, другими миролюбивыми государствами, английские и американские войска вынуждены были уйти из Ливана и Иордании. Опасный очаг войны был погашен.

Все эти факты показали, что социалистические государства при поддержке других миролюбивых стран и народов в состоянии обуздать провокаторов войны и не допустить ее возникновения. Эти возможности значительно увеличились с превращением мировой социалистической системы в решающую силу общественного развития. Об этом красноречиво свидетельствуют события, развернувшиеся в районе Карибского моря в октябре 1962 года.

Используя в качестве предлога военную помощь, предоставленную Советским Союзом Кубе в августе 1962 г. в целях укрепления ее обороны, правительство США в октябре 1962 г. установило военную блокаду Кубы и подготовило силы для вторжения на остров Свободы. Над человечеством нависла непосредственная опасность мировой термоядерной войны. В этот ответственный момент Советское правительство предприняло решительные действия для спасения всеобщего мира и защиты Кубинской Республики. Оно осуществило меры по повышению боевой готовности Советского Союза к отражению агрессии21 . Аналогичные мероприятия были проведены другими государствами - членами Варшавского договора22 . Вместе с тем Советское правительство сделало все возможное для мирного разрешения возникшего кризиса. 27 октября Н. С. Хрущев направил президенту США Дж. Кеннеди послание, в котором говорилось, что если США дадут обязательство воздержаться от вторжения на Кубу, а также будут удерживать от агрессии против Кубы другие государства, связанные с США военными до-


18 Там же, док. N 119.

19 Там же, док. NN 151, 153.

20 "Правда", 17 июля 1958 года.

21 "Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сборник документов. 1962 год" М. 1963, док. N 90.

22 Там же, док. N 91.

стр. 21

говорами, то Советский Союз вывезет с Кубы то оружие, которое США называют наступательным23 . США приняли эти условия. Дж. Кеннеди заявил в ответном послании, что если Советский Союз устранит с Кубы "наступательное оружие" и заверит, что такое оружие не будет доставляться на Кубу в дальнейшем, то США готовы "дать заверение об отказе от вторжения на Кубу"24 . Ликвидация карибского кризиса еще раз показала правильность выводов XX съезда КПСС о том, что фатальной неизбежности войны в современных условиях не существует.

Таким образом, лишь благодаря существованию мировой социалистической системы, обладающей необходимыми силами и средствами для обуздания империалистических агрессоров, в результате ее твердого курса на мирное сосуществование, поддержанного другими миролюбивыми силами, империалистам не удалось толкнуть человечество на путь мировой термоядерной войны.

Укрепление мировой системы социализма - интернациональный долг Советского Союза

Советский Союз осуществляет строительство коммунизма не в одиночестве, а в условиях существования мировой социалистической системы в братской семье социалистических стран. КПСС, весь советский народ считают своей священной обязанностью и интернациональным долгом всемерно крепить могущество мировой социалистической системы как главного фактора развития мирового революционного процесса, сохранения и упрочения всеобщего мира.

В основе взаимоотношений между странами социалистического содружества лежат принципы социалистического интернационализма, товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи, полное равноправие суверенных народов и государств.

Установление отношений на основе этих принципов обусловлено самой природой социализма. Объективные законы развития социалистических стран требуют их тесного экономического сотрудничества, идейного, политического и культурного сближения. В братском единении, при взаимной помощи неизмеримо легче преодолеть исторически сложившиеся различия в уровнях экономического развития социалистических стран, создать материальную базу для перехода этих стран к коммунизму, выиграть историческое соревнование с капитализмом.

Формы связи и сотрудничества между социалистическими государствами непрерывно развиваются и совершенствуются вместе с развитием и совершенствованием самой социалистической системы. До 1956 г. основной формой экономических связей между странами социализма была внешняя торговля. После XX съезда КПСС стала развиваться новая, более высокая форма сотрудничества - координация народнохозяйственных планов, специализация и кооперирование производства. В мае 1956 г. в Берлине состоялась VII сессия Совета Экономической Взаимопомощи, которая приняла решение о разработке совместных планов развития экономики стран - участниц СЭВ. На VIII сессии, состоявшейся в июне 1957 г. в Варшаве, было принято решение о разработке и координации перспективных планов развития народного хозяйства этих стран вплоть до 1975 г., затем планирование охватило период до 1980 года.

Важным событием в развитии сотрудничества между народами социалистических стран явилось Совещание первых секретарей Центральных Комитетов коммунистических и рабочих партий и глав правительств


23 Там же, док. N 96.

24 Там же.

стр. 22

стран - участниц СЭВ, состоявшееся в Москве в июне 1962 года. Участники Совещания признали, что интересы развития мировой социалистической системы требуют более тесного экономического и научно-технического сотрудничества социалистических стран, создания благоприятных условий для расширения и правильного развития международного социалистического разделения труда25 . И. С. Хрущев в связи с этим подчеркивал: "Теперь социалистические страны вступили в такой период развития, когда созрели благоприятные условия для того, чтобы поднять их экономическое и политическое сотрудничество на новую, более высокую ступень. На этой ступени особое значение приобретают координация народнохозяйственных планов, международное социалистическое разделение труда, кооперация и специализация производства, обеспечивающие успешное развитие социалистических стран в их органической связи"26 .

Мировая социалистическая система подошла к такому рубежу, когда жизнь уже настоятельно требует создания единого хозяйственного организма в рамках системы в целом. Совещание одобрило принятые XV сессией СЭВ (состоявшейся в 1962 г.) "Основные принципы международного социалистического разделения труда" и рекомендовало их в качестве основы для составления перспективной программы экономического сотрудничества стран - участниц СЭВ.

Ведущую роль в экономическом развитии и сотрудничестве социалистических стран играет советская экономика. На долю СССР среди стран - участниц СЭВ приходится свыше 70% промышленной и преобладающая часть сельскохозяйственной продукции. Советский Союз, будучи наиболее экономически сильным государством, оказывает другим социалистическим странам максимально возможную помощь.

К началу 1964 г. с помощью СССР в других социалистических странах было построено и находилось в процессе строительства 1140 крупных и средних промышленных предприятий, цехов и объектов, в том числе более 200 предприятий в Китайской Народной Республике. На исключительно льготных условиях СССР предоставляет социалистическим странам кредиты и займы. К началу 1964 г. они составили более 8 млрд. руб., из них на долю КНР приходится 1816 млн. рублей27 .

Важнейшее значение для обеспечения безопасности социалистических стран и сохранения всеобщего мира имеет Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 14 мая 1955 года. Социалистические государства Европы, являясь принципиальными противниками раскола мира на враждебные военные блоки, вынуждены были пойти на создание Организации Варшавского договора в связи с заключением империалистическими странами в октябре 1954 г. парижских соглашений, Открывших путь ремилитаризации ФРГ и вовлечения ее в агрессивный блок НАТО. Жизнь показала, что Организация Варшавского договора оказывает сдерживающее воздействие на агрессивные круги империалистических стран. Участники Варшавского договора не раз изъявляли готовность прекратить деятельность своей организации, если будут ликвидированы военные блоки империалистических стран. Они также выступают с предложением заключить пакт о ненападении между странами Варшавского договора и НАТО.

В отношениях между социалистическими странами в период культа личности Сталина были допущены ошибки, состоявшие в умалении прин-


25 "Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сборник документов. 1962 год", док. N 42.

26 Н. С. Хрущев. Предотвратить войну, отстоять мир! М. 1963, стр. 328 - 329.

27 "Мировая экономика и международные отношения", 1964, N 3, стр. 83; "Коммунист", 1964, N 7, стр. 43.

стр. 23

ципа равноправия в отношениях между социалистическими государствами. В речи на VI съезде Социалистической Единой партии Германии в январе 1963 г. Н. С. Хрущев говорил: "Сталин допустил серьезные ошибки в национальном вопросе не только внутри нашей страны, но и во взаимоотношениях со странами народной демократии. Наша партия, как и другие марксистско-ленинские партии, подвергнув суровой критике культ личности Сталина, исправила допущенные им ошибки. В результате этого политическая атмосфера внутри социалистического содружества стала более чистой, вопросы, затрагивающие интересы социалистических стран, решаются на основе взаимного обмена мнениями, в духе демократии и пролетарского интернационализма. Отношения между странами социализма - экономические, политические и культурные - окрепли и развиваются на принципах равноправия, взаимной выгоды и взаимной помощи"28 .

Центральный Комитет КПСС и Советское правительство с 1953 г. начали последовательно устранять нарушения принципа равноправия во взаимоотношениях СССР с другими социалистическими странами. Со всей решительностью осудил эти нарушения и ошибки XX съезд КПСС.

С целью исправления допущенных ошибок 30 октября 1956 г. была принята "Декларация Правительства Союза ССР об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими государствами". Советское правительство подчеркнуло в декларации, что страны социалистического содружества должны строить свои взаимоотношения на принципах полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга. Советское правительство заявило о своей готовности обсудить с правительствами других социалистических стран меры, обеспечивающие дальнейшее развитие и укрепление дружбы и сотрудничества внутри социалистического лагеря29 .

Декларация, получившая одобрение всех социалистических государств, сыграла исключительно важную роль в укреплении единства стран социалистического содружества. В 1956 - 1957 гг. на ее основе Советское правительство провело переговоры с правительствами других социалистических государств. В ходе этих переговоров были урегулированы все вопросы, которые вызывали или могли вызвать нарушение принципа равноправия в отношениях между социалистическими странами.

В 1953 - 1955 гг. по инициативе Советского правительства были предприняты меры к нормализации отношений с Югославией, которые были расстроены в период культа личности Сталина. 2 июня 1955 г. была подписана Советско-Югославская декларация, определявшая пути сотрудничества двух социалистических государств. По примеру Советского Союза нормализовали свои отношения с Югославией по государственной линии и другие социалистические страны.

Поддержка Советским Союзом национально-освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран

Одной из характерных черт современной эпохи является мощный подъем национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран, которое слилось в единый революционный поток с победившим социализмом и революционной борьбой пролетариата капиталистических стран.

Размах и успехи национально-освободительной борьбы народов колоний и зависимых стран непосредственно связаны с успехами меж-


28 Н. С. Хрущев. К победе разума над силами войны! М. 1964, стр. 45.

29 "Международные отношения и внешняя политика СССР. Сборник документов (1871 - 1957 гг.)". Док. N 114.

стр. 24

дународного коммунистического рабочего движения и его детища - мировой социалистической системы. В первые десять послевоенных лет, то есть в годы становления и упрочения мировой социалистической системы, национально-освободительное движение охватило главным образом страны Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Его итогом было появление к началу 1955 г. 16 новых независимых государств.

Во второе послевоенное десятилетие национально-освободительное движение развернулось с новой силой, оно охватило главным образом народы Африки и практически привело к крушению колониальной системы. В 1955 - 1963 гг. на политической карте мира возникло 36 новых государств, в которых проживает около 180 млн. человек. Наибольший размах национально-освободительная борьба получила в период третьего этапа общего кризиса капитализма, в годы, когда мировая социалистическая система становится главной силой общественного развития. Лишь с 1959 по 1963 г. независимость завоевали 30 стран с населением более 132 млн. человек30 .

Ликвидация системы колониального управления убедительно показывает, что политика мирного сосуществования, проводимая социалистическими странами, создает наилучшие условия для развития освободительного движения. Н. С. Хрущев отмечал: "Факт, что наибольших успехов в борьбе за политическую независимость народы добились в послевоенный период, т. е. в период, который в целом прошел под знаком мирного сосуществования стран с различным социальным строем. Именно в это время развалилась мировая колониальная система, и империализм, скованный мощью содружества социалистических государств, оказался не в состоянии бросить свои главные военные силы против народов, поднявшихся на борьбу за освобождение"31 .

Национально-освободительные революции еще не завершились. Под колониальным игом продолжает находиться около 50 млн. населения земли. Борьба за немедленное предоставление политической независимости тем народам и странам, которые еще остаются под властью колонизаторов, является важнейшей задачей всего прогрессивного человечества. Что касается тех стран, которые завоевали политическую независимость, то и здесь борьба против колониализма не закончена. Завоевание политической самостоятельности является лишь первым шагом на пути достижения подлинной независимости, которая может быть завоевана лишь тогда, когда до конца будет выкорчевано господство иностранных монополий в этих странах, создана национальная промышленность, ликвидированы феодальные пережитки, проведены радикальные аграрные реформы. Решение этих задач возможно лишь на основе создания в этих государствах широкого национального фронта всех демократических сил во главе с рабочим классом и трудящимися массами крестьянства, которые более всего заинтересованы в полном освобождении своих стран от остатков колониальной зависимости.

Советский Союз и другие социалистические страны, выполняя свой интернациональный долг, оказывают национально-освободительному движению всемерную помощь и поддержку. Силы мирового социализма решающим образом содействовали освободительному движению колониальных народов. Самый факт крушения колониальных режимов стал возможен лишь благодаря существованию мировой социалистической системы и ее все возрастающему воздействию на исторический процесс. Страны социалистического содружества, всей своей экономической, политической и военной мощью сковывая силы империализма, облегчают победу национально-освободительных революций.


30 Подсчеты сделаны по книге: "Страны социализма и капитализма в цифрах". М. 1963.

31 Н. С. Хрущев. К победе разума над силами войны!, стр. 396.

стр. 25

Советский Союз оказывает борющимся народам не только моральную и политическую поддержку, но и предоставляет им помощь вооружением. Такая помощь была оказана народам Алжира, Индонезии, Йемена, ОАР и некоторых других стран. В наиболее трудные периоды развития освободительного движения в той или иной стране, когда империалистические агрессоры прилагали все усилия к его удушению, Советский Союз неизменно и решительно вставал на защиту народа этих стран. Примером могут служить события в Египте в 1956 г., Сирии - в 1957 г., Ливане и Иордании - в 1958 г., Конго - в 1960- 1962 гг., на Кубе - в 1961 - 1962 гг., Кипре и Занзибаре - в 1964 году.

23 сентября 1960 г. Н. С. Хрущев по поручению Советского правительства внес на рассмотрение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН документ большой политической важности - проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам32 . Этот проект был поддержан социалистическими государствами и подавляющим большинством молодых стран. 14 декабря 1960 г. ООН приняла резолюцию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в основу которой были положены предложения Советского Союза. На последующих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз и другие социалистические страны, а также афро-азиатские государства настойчиво добивались скорейшей реализации резолюции Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года. На XVIII сессии в сентябре 1963 г. Советское правительство высказалось за то, чтобы позорная колониальная система империализма была уничтожена к 1965 г. - двадцатой годовщине ООН33 .

Советский Союз оказывает молодым странам Азии, Африки и Латинской Америки большую помощь в развитии их национальной экономики. По состоянию на начало 1964 г. СССР предоставил им кредиты на льготных условиях на сумму около 3 млрд. рублей. Эти кредиты составляют заметную долю капиталовложений в национальную экономику этих стран. Так, в Индонезии доля советских кредитов составляет 15% государственных капиталовложений в промышленность на период 1961 - 1968 гг., в Индии - около 13% (на 1961 - 1966 гг.), в Афганистане - около 7з (на 1956 - 1961 гг.)34 .

К 1963 г. при содействии Советского Союза в слаборазвитых странах построено и строилось около 500 промышленных предприятий и объектов, имеющих первостепенное значение для создания национальной экономики этих стран. В их числе 34 предприятия черной и цветной металлургии, более 30 машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, свыше 20 химических и нефтеперерабатывающих заводов, 20 электростанций, 20 заводов по производству строительных материалов35 .

Наряду с СССР большую помощь развивающимся государствам оказывают другие страны социалистического лагеря. Так, государства - члены СЭВ сооружают или закончили строительство свыше 400 предприятий в странах Азии, Африки и Латинской Америки36 .

Борьба Советского Союза за разоружение и осуществление других мероприятий, направленных на сохранение и упрочение мира

Важнейшей частью внешнеполитической деятельности КПСС и Советского правительства в великое десятилетие являлась борьба за ра-


32 См. Н. С. Хрущев. О внешней политике Советского Союза. Т. II. М. 1961, стр. 334 - 348.

33 "Правда", 21 сентября 1963 года.

34 "Международная жизнь", 1964, N 3, стр. 87 - 88.

35 "Коммунист", 1964, N 8, стр. 5.

36 Н. С. Хрущев. К победе разума над силами войны!, стр. 403.

стр. 26

зоружение, запрещение испытаний ядерного оружия и осуществление других мероприятий, способствующих разрядке международной напряженности. Марксистско-ленинские партии глубоко убеждены в возможности осуществления разоружения. Ф. Энгельс еще в 1893 г., когда в мире безраздельно господствовал капитализм, в статьях "Может ли Европа разоружиться?" утверждал, что разоружение вполне возможно37 .

В наше время тем более имеются реальные возможности для решения проблемы разоружения. Выдвигая ее на первый план мировой политики, коммунистические и рабочие Партии исходят из того, что растущая мощь стран социализма, революционная борьба трудящихся, всеобщий демократический подъем и решительные действия всех миролюбивых сил заставят империалистов вопреки их желанию пойти на разоружение. Задача состоит в том, чтобы поднять на борьбу за разоружение все силы народов. "Своими активными действиями, - говорил Н. С. Хрущев на Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир, - народ может заставить уйти с политической арены проповедников войны, добиться изменения курса правительства, всего климата международных отношений. Но для этого требуются действия, действия и еще раз действия всех народных сил. В этом суть!"38 .

В 1946 - 1958 гг. вопрос о разоружении рассматривался в плане осуществления лишь частичного сокращения вооружений и вооруженных сил. Разумеется, такое разоружение не могло избавить человечество от опасности войны. К тому же в ходе переговоров западные державы выдвигали заведомо неприемлемые планы разоружения, рассчитанные на создание их военного превосходства над социалистическими странами. Эта тенденция нашла свое выражение в стремлении американской дипломатии навязать миролюбивым странам пресловутый "план Баруха", имевший целью закрепить монополию США на атомное оружие, а после ликвидации этой монополии - в требовании первоочередного решения вопроса о сокращении обычных вооруженных сил при одновременном отказе от запрещения производства и применения ядерного оружия.

В отличие от западных держав Советский Союз настойчиво добивался первоочередного решения вопроса о запрещении производства и применения ядерного оружия, а также значительного сокращения обычных вооружений и вооруженных сил всех стран, прежде всего пяти великих держав, и заключения между ними пакта мира. Позиция Советского Союза осталась неизменной и после того, как в 1949 г. он стал ядерной державой. Однако в период культа личности Сталина эта политика, направленная на избавление человечества от опасности войны, не подкреплялась достаточно активной творческой дипломатической деятельностью, которая способствовала бы достижению поставленной задачи. С 1953 г. ЦК КПСС смело и решительно встал на путь поиска новых решений проблемы разоружения. Этот курс нашел свое выражение в программе разоружения, внесенной 10 мая 1955 года в комиссию по разоружению. В этих предложениях Советское правительство отошло от прежнего подхода к решению проблемы разоружения и выдвинуло новый план, который учитывал и позицию западных государств. В частности, Советское правительство приняло их предложение начать разоружение с сокращения вооруженных сил и обычных вооружений и взяло за основу выдвинутые ими максимальные уровни, до которых должны быть сокращены армии великих держав (СССР, США и КНР - до 1 - 1,5 млн., Англии и Франции - до 650 тыс. человек)39 .


37 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 22, стр. 387.

38 Н. С. Хрущев. Предотвратить войну, отстоять мир!, стр. 279.

39 "Борьба Советского Союза за разоружение. 1946 - 1960 годы". М. 1961. Приложение V.

стр. 27

Состоявшееся в 1955 - 1958 гг. обсуждение новых советских предложений, развитых и дополненных в документах по вопросам о разоружении от 27 марта и 17 ноября 1956 г., 30 апреля 1957 г. и 18 сентября 1958 г.40 , продемонстрировало динамичность и гибкость советской политики, показало, что Советский Союз удерживает в своих руках инициативу как в постановке вопросов о разоружении, так и в поиске путей и методов их решения.

Однако западные державы не только не проявили желания к разоружению, но использовали переговоры как ширму для прикрытия все усиливавшейся гонки вооружений. Если в 1950 - 1954 гг. среднегодовые расходы стран НАТО на военные цели составляли 56,4 млрд. долларов, то в 1955 - 1959 гг. они увеличились до 64,04 млрд. долларов41 . В обстановке коренного изменения соотношения сил в мире в пользу социализма и усилившейся гонки вооружений в империалистических странах нужно было по-новому подойти к проблеме разоружения.

Выступая 18 сентября 1959 г. на заседании XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Н. С. Хрущев внес предложение о всеобщем и полном разоружении. Советская программа предусматривала осуществление в течение четырех лет трех этапов разоружения: ликвидацию всего вооружения и роспуск вооруженных сил государств, упразднение всех военных и военизированных учреждений и организаций, отмену воинской повинности и прекращение обучения населения военному делу, запрещение отпуска средств на военные нужды. Согласно этой программе, после разоружения в распоряжении государств должны были остаться строго ограниченные согласованные контингенты полиции (милиции), вооруженные обычным оружием. Идея всеобщего и полного разоружения получила поддержку всей прогрессивной общественности мира, и Генеральная Ассамблея в единодушно принятой 20 ноября 1959 г. резолюции признала, что "вопрос о всеобщем и полном разоружении является самым важным вопросом, который стоит перед миром в настоящее время"42 .

Со времени принятия этой резолюции прошло почти пять лет, но осуществление ее всячески саботируется западными державами. Что касается Советского Союза, то он на протяжении всех этих лет неизменно добивался и продолжает добиваться заключения конкретного соглашения о мерах по всеобщему и полному разоружению. Советское правительство, стремясь побудить западные державы стать на путь разоружения, сократило в 1955 - 1959 гг. численность Вооруженных Сил СССР на 2 140 тыс. человек. В январе 1960 г. Верховный Совет СССР принял закон о новом сокращении Советской Армии на 1200 тыс. человек. 15 марта 1962 г. Советское правительство внесло в Комитет 18-ти государств по разоружению Проект Договора о всеобщем и полном разоружении, принятие которого поставило бы дело разоружения на практическую основу. В процессе обсуждения проблемы разоружения на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, в Комитете 10-ти и в Комитете 18-ти Советское правительство внесло в свои первоначальные предложения существенные изменения и дополнения, которые во многом учитывают пожелания западных держав. Особенностью этих предложений являлось то, что они направлены на осуществление в первую очередь ядерного разоружения с тем, чтобы как можно скорее избавить человечество от опасности термоядерной войны. И действительно, если в советской программе всеобщего и полного разоружения от 18 сен-


40 Там же, Приложения VI, VII, IX; "Международные отношения и внешняя политика СССР. Сборник документов (1871 - 1957 гг.)", док. N 115.

41 "Международная жизнь", 1964, N 3, стр. 135 - 137.

42 "Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на Четырнадцатой сессии с 15 сентября по 13 декабря 1959 года". Нью-Йорк. 1960. Резолюция 1378.

стр. 28

тября 1959 г. мероприятия по ядерному разоружению были отнесены к третьему этапу разоружения, то начиная с 1960 г. Советское правительство предлагает уже на первом этапе ликвидировать все средства доставки ядерного оружия и иностранные военные базы, а на втором - полностью прекратить производство ядерного оружия и уничтожить его запасы. Вместе с этим Советское правительство выступает за то, чтобы на первом и втором этапах значительно уменьшить армии всех стран, в том числе вооруженные силы США и СССР. В целях достижения взаимоприемлемого соглашения Советское правительство в принципе приняло предложение западных держав о создании международных вооруженных сил, которые поддерживали бы всеобщий мир после разоружения государств с тем условием, чтобы эти силы создавались только в случае необходимости по решению Совета Безопасности, комплектовались из полицейских (милицейских) контингентов государств и были вооружены обычным оружием. Советское правительство согласилось удлинить срок осуществления мероприятий по разоружению до 5 лет, приняло предложение западных держав об оставлении в распоряжении США и СССР до конца осуществления всей программы всеобщего и полного разоружения строго ограниченного согласованного количества ракетно-ядерных средств, согласилось с предложением США о процентном сокращении по этапам обычных вооружений и вооруженных сил.

Что касается западных держав, то они в течение почти трех лет под разными предлогами отвергали любые предложения социалистических стран, предусматривавшие выработку международного соглашения о всеобщем и полном разоружении. В апреле 1962 г. правительство США внесло в Комитет 18-ти государств "схему основных положений договора о всеобщем и полном разоружении". Этот документ не был конкретным проектом договора о всеобщем и полном разоружении, а являлся лишь, по признанию президента Дж. Кеннеди, "изложением в общих чертах" позиции США по разоружению. США, как и раньше, практически выступили против всеобщего и полного разоружения. "Схема" предусматривала осуществление разоружения в три этапа, но в ней не указывалось, в какой срок должна быть проведена программа разоружения, а лишь говорилось, что на первые два этапа потребуется шесть лет. В американских предложениях не ставится задача ликвидации ядерного оружия и средств его доставки, уничтожения иностранных военных баз, в них совершенно не затрагивается проблема прекращения военного обучения населения, отпуска средств на военные цели, ликвидации военных ведомств и воинской повинности. Главным в американском плане "разоружения" является требование установить всеобъемлющий контроль над вооружениями и вооруженными силами государств без фактического осуществления разоружения.

Одним из факторов, облегчающих решение проблемы разоружения, является заключение Московского договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех сферах, достижение соглашения между тремя ядерными державами о сокращении производства расщепляющихся материалов для военных целей и соглашения между СССР и США о невыводе в космическое пространство объектов с ядерным оружием. Проблема прекращения испытаний ядерного оружия встала с первых дней его появления. В то время, когда США были единственными обладателями ядерного оружия, задача состояла в том, чтобы лишить американских империалистов этого преимущества. Это можно было сделать либо путем запрещения ядерного оружия, либо путем создания советского ядерного щита, который обеспечивал бы безопасность всех социалистических стран. В связи с отказом США прекратить производство ядерного оружия у Советского Союза не остава-

стр. 29

лось иного выбора, кроме создания своих ядерных средств, и эта проблема была успешно решена усилиями советского народа за короткий срок. Во второй половине 50-х годов соотношение ракетно-ядерной мощи двух великих держав изменилось в пользу Советского Союза. В этих условиях по-новому встал вопрос о запрещении атомных испытаний. Теперь продолжение испытаний могло лишь еще более усилить гонку ядерного вооружения. Именно поэтому Советский Союз при поддержке других миролюбивых государств и народов стал настойчиво добиваться прекращения испытаний ядерного оружия, и эти усилия увенчались успехом: 5 августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о прекращении испытаний ядерного оружия в трех сферах - в атмосфере, космосе и под водой43 . Московский договор является документом большого международного значения. Он кладет конец загрязнению воздуха радиоактивными веществами, опасными для здоровья людей. Договор в известной мере тормозит дальнейшее усиление гонки ядерных вооружений, создает предпосылки для укрепления доверия между государствами, открывает более благоприятные перспективы для решения вопроса о всеобщем и полном разоружении. О международном значении Московского договора свидетельствует тот факт, что к нему присоединилось более 100 государств.

В развитие достигнутого успеха по инициативе Советского правительства СССР и США на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН внесли совместную резолюцию о невыводе в космическое пространство объектов с ядерным оружием. 19 октября 1963 г. Генеральная Ассамблея одобрила ее. В апреле 1964 г. между правительствами СССР, США и Англии была достигнута договоренность о сокращении производства расщепляющихся материалов на военные цели.

Для улучшения всей международной обстановки исключительно важное значение имело бы осуществление ряда других мероприятий, связанных с проблемой разоружения. Предложения такого рода Советским Союзом вносились в разные годы неоднократно. 28 января 1964 г. Советский Союз представил на рассмотрение Комитета 18-ти "Меморандум правительства СССР о мерах, направленных на ослабление гонки вооружений и смягчение международной напряженности"44 . В нем наиболее полно сформулированы предложения, связанные с проблемой разоружения. Советский Союз предложил договориться о полном или частичном выводе иностранных войск с чужих территорий, о сокращении общей численности вооруженных сил государств (причем Советское правительство по собственной инициативе в одностороннем порядке уже приступило к дальнейшему сокращению численности своих вооруженных сил45 ); о сокращении военных бюджетов на 10 - 15% (при этом Советское правительство в одностороннем порядке сократило военные расходы в 1964 г. на 600 млн. руб.)46 ; о заключении пакта о ненападении между странами НАТО и Варшавского договора; о создании безатомных зон в Центральной и Северной Европе, в Средиземноморье и на Балканах, в Африке и Латинской Америке и в других районах мира, о предотвращении дальнейшего распространения ядерного оружия; о мерах предотвращения внезапного нападения; об уничтожении бомбардировочной авиации; о запрещении испытаний ядерного оружия под землей.

31 декабря 1963 г. глава Советского правительства Н. С. Хрущев обратился к главам государств (правительств) всех стран с Посланием, в котором содержалось предложение заключить международное соглашение об отказе государств от применения силы для решения тер-


43 "Правда", 6 августа 1963 года.

44 "Новое время", 1964, N 6, стр. 31 - 32.

45 Там же.

46 Там же.

стр. 30

риториальных споров и вопросов о границах. Послание Председателя Совета Министров СССР получило широкий отклик в большинстве стран мира47 . Ныне возникла реальная возможность осуществить советское предложение о недопущении применения силы в решении территориальных проблем.

Борьба СССР за ликвидацию остатков второй мировой войны

В последнее десятилетие ЦК КПСС и Советское правительство осуществляли и продолжают осуществлять огромную работу по ликвидации остатков второй мировой войны, без чего немыслимо укрепление всеобщего мира. 15 мая 1955 г. по инициативе Советского правительства был подписан государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. Переговоры о заключении этого договора начались еще в 1946 году. В 1949 г. проект договора в основном был согласован. Однако западные державы, стремясь сохранить в своих руках Австрию в качестве военного плацдарма НАТО в Центральной Европе, всячески препятствовали завершению переговоров. Советское правительство в апреле 1955 г. провело переговоры с австрийской правительственной делегацией, в результате которых были урегулированы все проблемы, связанные с государственным договором, что и открыло путь к его подписанию. Заключение государственного договора с Австрией явилось важным успехом советской внешней политики в ее борьбе за ослабление международной напряженности и укрепление мира48 .

Благодаря настойчивым усилиям Советского правительства в 1956 г. был урегулирован ряд спорных вопросов в советско-японских отношениях, "что также способствовало ослаблению международной напряженности. Переговоры между СССР и Японией, начавшиеся в июне 1955 г., завершились подписанием 19 октября 1956 г. совместной советско-японской декларации, предусматривавшей прекращение состояния войны, восстановление дипломатических отношений между двумя странами и урегулирование некоторых других проблем. В декларации содержалось обязательство сторон вступить в переговоры о заключении мирного договора49 . Однако японские правящие круги не пошли по пути дальнейшего улучшения советско-японских отношений, они всячески саботировали выполнение обязательства вступить в переговоры о заключении мирного договора. Более того, правительство Киси, находившееся у власти с февраля 1957 г. по июль 1960 г., взяло курс на активное военное сотрудничество с США, направленное против социалистических стран. В январе 1960 г. между Японией и США был подписан договор "О взаимном сотрудничестве и безопасности", значительно расширивший участие Японии в агрессивных планах США на Дальнем Востоке50 . Советское правительство неоднократно указывало, что заключение японо-американского договора о военном сотрудничестве ухудшит обстановку на Дальнем Востоке и усилит опасность войны. Оно заявило о готовности в случае провозглашения нейтралитета Японии гарантировать этот нейтралитет, заключив для этого специальный советско-японский договор или многостороннее соглашение51 . Однако правящие круги Японии не приняли советских предло-


47 См. "Известия", 21 января 1964 г.; "Правда", 23 января 1964 г.; "Известия", 25 января 1964 г.; "Правда", 28 января и 4 марта 1964 года.

48 Подробнее об этом см.: А. Ефремов. Советско-австрийские отношения после второй мировой войны. М. 1958.

49 "Правда", 20 октября 1956 г.; Л. Н. Кутаков. История советско-японских дипломатических отношений. М. 1962, стр. 483 - 503.

50 См. "Международная жизнь", 1960, N 4, стр. 157 - 158.

51 Н. С. Хрущев. Мир без оружия - мир без войн. Т. I. М. 1960, стр. 243 - 249; "Правда", 6 мая 1959 года.

стр. 31

жений. Советский Союз продолжает настойчиво добиваться коренного улучшения отношений с Японией. В связи с поездкой в Японию в мае 1964 г. советской парламентской делегации во главе с А. И. Микояном Н. С. Хрущев направил премьер-министру Японии Х. Икэда послание, в котором выдвигается широкая программа мер по улучшению отношений между двумя странами и прежде всего предлагается заключение мирного договора52 .

Интересы упрочения мира на Дальнем Востоке настоятельно требуют решения корейской проблемы. 19 лет прошло с момента окончания второй мировой войны, но корейский народ до сих пор остается разъединенным. Причина этого состоит в том, что американские империалисты, превратившие Южную Корею в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке, продолжают осуществлять фактическую военную оккупацию Южной Кореи. Советский Союз, КНДР и другие социалистические государства на протяжении многих лет настойчиво добивались вывода американских войск из Южной Кореи и предоставления корейскому народу возможности самому решить проблему объединения Кореи в единое государство на миролюбивой, демократической основе в виде конфедерации двух корейских государств или в иной форме. Однако правящие круги Южной Кореи отказываются предпринять какие-либо шаги для сближения двух корейских государств, а правительство США не проявляет желания вывести свои войска из Кореи. Таким образом, вопрос о выводе из Южной Кореи американских войск и об объединении Кореи в единое демократическое государство усилиями самих корейцев все еще требует своего решения. Заключение нового японо-американского военного договора, отказ от объединения или сближения корейских государств, продолжавшееся наращивание империалистическими державами военной, в том числе ядерной, мощи на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана свидетельствовали о возрастании угрозы безопасности социалистических стран в Азии. В этих условиях СССР и КНДР сочли необходимым заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 6 июля 1961 г. в Москве53 .

Исключительно важное значение для дела мира имеет мирное урегулирование с Германией. Среди нерешенных проблем, связанных с германским мирным урегулированием, стоят такие проблемы, как признание другими державами существования двух немецких государств и прием их в ООН, ликвидация оккупационного режима в Западном Берлине, юридическое оформление германских границ. За истекшие десять лет Советское правительство внесло немало конкретных предложений по вопросу о германском мирном урегулировании, о прекращении опасной политики возрождения милитаризма в ФРГ, о путях решения проблемы единства Германии. 25 января 1955 г. Советский Союз объявил о прекращении состояния войны с Германией. В том же году был предоставлен полный суверенитет Германской Демократической Республике54 , а также установлены дипломатические отношения с ФРГ. 10 января 1959 г. Советский Союз представил на рассмотрение заинтересованных государств проект мирного договора с Германией55 , в котором воспроизводились многие важные положения советских проектов договора, предлагавшихся в 1952 и в 1954 годах. Учитывая, что на развалинах гитлеровского рейха образовались два различных по своему социально-экономическому устройству государства,


52 "Правда", 16 мая 1964 года.

53 "Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сборник документов. 1961 год". М. 1962, док. N 47.

54 "Правда", 21 сентября 1955 года.

55 "Правда о политике западных держав в германском вопросе. (Историческая справка)". М. 1959, стр. 117 - 134.

стр. 32

Советский Союз и другие социалистические страны предлагают заключить мирный договор с обоими государствами или с германской конфедерацией, если она будет создана. Советский проект предусматривает право Германии иметь вооруженные силы для обороны страны, но отказывает ей в праве производить ядерное и ракетное оружие, бомбардировщики и подводные лодки. Согласно проекту, впредь до восстановления единства Германии Западный Берлин получает статус вольного демилитаризованного города. Границы германских государств фиксируются по состоянию на 1 января 1959 года. Эти предложения встречают сопротивление правящих кругов западных держав и ФРГ, которые не хотят расставаться с военной базой НАТО в Западном Берлине, не желают считаться с фактом существования двух германских государств, вынашивают планы поглощения ГДР. Свое нежелание заключить мирный договор западные державы объясняют отсутствием единой Германии, утверждают, что сначала нужно "воссоединить" Германию, а потом уже заключать с ней мирный договор, хотя именно западные державы в союзе с западногерманскими реваншистами пошли на раскол Германии. "Воссоединение" Германии они мыслят как насильственное присоединение ГДР к Западной Германии. Упразднение опаснейшего очага международных конфликтов и столкновений в Европе путем мирного урегулирования с Германией остается важнейшей задачей миролюбивых государств. Заботой о сохранении и упрочении мира и безопасности в Европе и во всем мире было продиктовано подписание 12 июня 1964 г. Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ГДР56 . Договор закрепляет, углубляет и расширяет отношения братства между двумя странами, основанные на полном равноправии, взаимном уважении государственного суверенитета, невмешательстве во внутренние дела друг друга. Стороны заявили, что одним из основных факторов европейской безопасности является неприкосновенность государственных границ ГДР, и подтвердили свою решимость совместно обеспечивать эту неприкосновенность, а также принять все необходимые меры для недопущения агрессии со стороны западногерманских реваншистов, добивающихся ревизии результатов второй мировой войны. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи будет, таким образом, способствовать решению проблемы мирного урегулирования с Германией.

Развитие экономических и культурных связей Советского Союза с зарубежными странами

В современных международных отношениях все большее значение приобретают экономические и культурные связи между государствами, расширение которых является важным фактором в борьбе за мир и мирное сосуществование. Советский Союз неизменно стоит на ленинской позиции всемерного укрепления деловых связей со всеми государствами, независимо от их социального строя.

Наша страна добилась больших успехов в развитии внешней торговли. Общий объем внешнеторгового оборота Советского Союза в 1963 г. превысил уровень предвоенного 1938 г. в 11,5 раза. СССР за эти годы по размерам внешнеторгового оборота переместился с 16-го на 5-е место (после США, ФРГ, Англии и Франции). В 1963 г. СССР вел торговлю с 91 государством мира. За последние десять лет объем внешней торговли СССР увеличился в 2,7 раза. В истекшем году внешнеторговый оборот возрос на 6% по сравнению с 1962 г. и в ценностном выражении составил почти 13 млрд. рублей57 .


56 "Правда", 13 июня 1964 года.

57 "Правда", 31 января 1954 г.; "Правда", 6 марта 1964 года.

стр. 33

Центральное место во внешнеторговых связях Советского Союза занимают отношения с социалистическими странами, на долю которых приходится около 2/3 общего объема советской внешней торговли. Быстрыми темпами растет торговля со странами, сбросившими колониальные оковы. За период 1953 - 1963 гг. торговля Советского Союза с молодыми государствами Азии, Африки и Латинской Америки возросла более чем в десять раз. К началу 1953 г. СССР имел торговые и платежные соглашения только с тремя слаборазвитыми странами, а сейчас - с 35 государствами Азии, Африки и Латинской Америки. По расчетам советских экономистов, оборот внешней торговли СССР с этими странами может возрасти к 1980 г. примерно в 8 раз по сравнению с 1963 г. и превысить 10 млрд. рублей58 .

Непрерывно растет товарооборот Советского Союза с экономически развитыми капиталистическими странами. В 1962 г. товарооборот СССР по сравнению с 1955 г. вырос: в торговле с Англией - более чем на одну треть, Италией - почти в 7 раз, Францией - в 2,5 раза, ФРГ - примерно в 7 раз, Японией - почти в 65 раз59 .

Советский Союз решительно выступает против раскола мира не только на военно-политические, но и на экономические блоки, за ликвидацию дискриминации и искусственных препятствий в международной торговле, создаваемых империалистическими кругами западных стран. Во второй половине 50-х - начале 60-х годов Советское правительство неоднократно выступало на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, в Экономическом и Социальном совете и региональных экономических комиссиях с предложениями о ликвидации замкнутых экономических группировок и нормализации экономических отношений между странами. Однако эти предложения отвергались западными странами.

На XVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1962 г. Советский Союз выступил с предложением созвать в рамках ООН всемирную экономическую конференцию для обсуждения насущных вопросов международной торговли. Это предложение было принято, и конференция состоялась в 1964 г. в Женеве. Советский Союз выступил на ней с рядом важных конструктивных предложений, направленных на улучшение международной торговли, в защиту интересов развивающихся государств. В этом духе были выдержаны проект "Принципов международных торговых отношений и торговой политики" и проект резолюции о создании международной торговой организации, внесенные СССР на рассмотрение конференции совместно с Польшей и Чехословакией.

Конференция приняла 16 июня 1964 г. "Заключительный акт", в котором зафиксировала свои основные решения. В одобренных конференцией принципах международной торговли провозглашается запрещение дискриминации, основанной на различии социально-экономических систем, равноправие в экономических отношениях между странами и невмешательство в их внутренние дела. Принято решение регулярно созывать подобные конференции, создан Совет по торговле и развитию, в состав которого вошел Советский Союз. Конференция приняла к сведению заявление социалистических стран о их готовности расширить торговлю с развивающимися странами. Результаты работы конференции свидетельствуют об успехе сил мира и прогресса и серьезном поражении противников международного сотрудничества.

Советский Союз поддерживает тесные связи со многими странами мира в области науки и культуры. Наибольшее развитие они получили в последние годы. Если в 1956 г. Советский Союз поддерживал культурные связи почти с 50 государствами, то в настоящее время куль-


58 "Новое время", 1964, N 14, стр. 38.

59 "Мировая экономика и международные отношения", 1964, N 4, стр. 8.

стр. 34

турное сотрудничество осуществляется более чем со 100 странами60 . Ежегодно за границу выезжают сотни тысяч советских граждан и сотни тысяч гостей из-за рубежа посещают Советский Союз.

Советское государство оказывает бескорыстную помощь в создании национальных кадров для молодых стран Азии, Африки и Латинской Америки. При поддержке Советского Союза были созданы учебные заведения в Бирме, Индии, Индонезии, Камбодже, Гвинее, Мали, Эфиопии и других странах. В советских учебных заведениях обучается около 24 тыс. юношей и девушек из 128 стран мира61 . Советское правительство в 1960 г. открыло специальное высшее учебное заведение - Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, в котором получают образование будущие физики, математики, инженеры, врачи, агрономы, юристы, экономисты, историки, филологи из 83 стран Азии, Африки и Латинской Америки62 .

Осуществляя политику установления широких культурных связей с зарубежными странами, советский народ исходит из того, что различия в мировоззрении не должны препятствовать развитию дружбы между народами, что культурное сотрудничество поможет людям глубже узнать и понять друг друга и содействовать установлению взаимного доверия и мирного сотрудничества.

В деле укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами Советское правительство придает важное значение контактам государственных деятелей.. Об этом свидетельствует тот факт, что за период между XX и XXII съездами КПСС только члены Президиума ЦК КПСС совершили большое число выездов в социалистические страны и 65 поездок в несоциалистические государства. Более 30 поездок в 18 государств Европы, Азии и Америки совершил глава Советского правительства Н. С. Хрущев. Исключительно важное значение имела поездка Н. С. Хрущева с официальным визитом в США в сентябре 1959 года. Встречи и беседы Н. С. Хрущева с представителями американской общественности способствовали уяснению американцами миролюбивой внешней политики Советского Союза, более ясному пониманию характера советского общественного и государственного строя. Выступления Н. С. Хрущева помогли в значительной степени рассеять туман антисоветской лжи, который годами застилал глаза многим американцам.

Крупным вкладом в развитие дружественных отношений Советского Союза с другими государствами и упрочение мира явились визиты Н. С. Хрущева в мае - июле 1964 г. в ОАР и скандинавские страны.

*

Развитие международных отношений за истекшее десятилетие подтверждает правильность и жизненную силу выводов XX и XXII съездов партии, Программы КПСС, а также Совещаний коммунистических и рабочих партий по важнейшим вопросам современного мирового развития. Активная, гибкая и целеустремленная внешняя политика Советского Союза, творчески разрабатываемая и направляемая ленинским Центральным Комитетом КПСС во главе с Н. С. Хрущевым, одержала огромные успехи в обеспечении мира.


60 "Известия", 28 апреля 1964 года.

61 Там же.

62 "Международная жизнь", 1964, N 2, стр. 142 - 143.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВНЕШНЯЯ-ПОЛИТИКА-СССР-В-ВЕЛИКОЕ-ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. А. КИРИЛИН, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ВЕЛИКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.05.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВНЕШНЯЯ-ПОЛИТИКА-СССР-В-ВЕЛИКОЕ-ДЕСЯТИЛЕТИЕ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. А. КИРИЛИН:

И. А. КИРИЛИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1734 просмотров рейтинг
31.05.2016 (2859 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ВЕЛИКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android