Libmonster ID: RU-18464
Автор(ы) публикации: Р. СИКОЕВ

КАК РАЗОШЛИСЬ ПУТИ ТАЛИБОВ И ИХ УЧИТЕЛЕЙ

Р. СИКОЕВ, Кандидат филологических наук

Осенью 1994 года на территории Афганистана внезапно появилась новая сила, называвшая себя "Исламским движением Талибан". С этого момента военно-политическая конфигурация в стране резко изменилась, начался новый виток эскалации боевых действий.

После захвата ряда крупных городов (Кандагара, Герата) талибы объявили страну Исламским Эмиратом Афганистан (ИЭА), а своего лидера муллу Мухаммада Омара провозгласили "повелителем правоверных" - "амир-уль-муминин". Так, спустя почти два с половиной века, афганское государство, возникшее в 1747 году как империя Дуррани и прошедшее через стадии монархического и республиканского правления, на рубеже XX- XXI веков превратилось, по существу, в военно-теократическое государство. При этом талибы считали, что созданный ими Эмират - это всего лишь первая ступень на пути создания всемирного халифата.

Начатый руководством ИЭА на захваченной территории процесс исламизации, сопровождавшийся массовыми нарушениями прав человека, а также многие его шаги во внешнеполитической области - укрывательство международного террориста Усамы бен Ладена, признание Чечни независимым государством, призывы к мусульманскому миру объявить джихад "неверным", поддержка исламских экстремистов в сопредельных странах - не могли не вызвать озабоченность многих государств, особенно в Центральной Азии, да и всего международного сообщества.

После потрясших мир террористических актов 11 сентября 2001 года и отказа лидера талибов муллы Мухаммада Омара выдать для предания суду бен Ладена и членов его организации "Аль-Каида" 7 октября 2001 года США и их союзники начали антитеррористическую операцию на территории Афганистана.

В течение сентября-декабря 2001 года под ударами международной коалиции и Северного альянса режим талибов начал разваливаться. Один за другим рушились его бастионы: города Кабул, Джалалабад, Мазари-Шариф, Кундуз, Герат и др. Наконец, 6 декабря 2001 года, спустя чуть более семи лет со времени появления талибов в Афганистане пал их последний оплот - город Кандагар, ставка муллы Мухаммада Омара.

Исчез с афганской земли Исламский Эмират - военно- террористическое государственное образование талибов, о котором теперь напоминает лишь недостроенная мечеть в Кандагаре, получившая в честь лидера талибов название "мечеть Омара".

Талибы сошли с военной и политической сцены Афганистана и вряд ли вновь на нее вернутся.

Но мировую мусульманскую общину по-прежнему будоражит, она переживает очередную фазу возрождения ислама, причем в самой радикальной форме. Воинствующие исламисты в различных государствах мусульманского мира призывают к новому джихаду - "священной войне" против "неверных".

Нельзя быть уверенным, что, говоря словами известного исламоведа, Анри Массэ, "мистический зов уже более никогда не раздастся из глубин ислама" 1 и в каком-нибудь уголке мусульманского мира, в том числе и Афганистане, не объявятся новые талибы во главе со своим "повелителем правоверных" и не заявят о намерении продолжить джихад и создать всемирную мусульманскую империю.

ПОЧЕМУ ПОЯВИЛИСЬ ТАЛИБЫ?

Выход движения "Талибан" на авансцену афганского политического поля не был случайным.

Оно явилось порождением кризисной ситуации в Афганистане, ответной реакцией на поразившую страну и общество смуту, толчком к которой, несомненно, послужил июльский переворот 1973 года, ликвидировавший монархический строй.

После падения монархии в стране сменилось несколько верховных правителей, четверо из

стр. 33


которых погибли насильственной смертью (М. Дауд, Н. М. Тараки, Х. Амин, Наджибулла), один окончил жизнь в изгнании (Б. Кармаль). Каждый из них пытался править страной согласно собственным убеждениям, предлагая народу свою модель обустройства страны, зачастую игнорируя традиции и моральные ценности афганского народа, выработанные в течение многих веков. В конечном счете, все эти "эксперименты" привели к гражданской войне, к гибели сотен тысяч и бегству из страны миллионов людей, к разрушению национального хозяйства.

Более того, в военные годы, особенно после 1992 года, в Афганистане сложились условия, которые благоприятствовали затяжному характеру борьбы, переводу ее в русло вялотекущего конфликта. В первую очередь здесь можно указать на такие факторы, как трансформация "священной войны" против "безбожного правительства в Кабуле" в этническую междоусобицу, усиление центробежных сил и сепаратистских тенденций, слабость центральной власти и вмешательство иностранных государств. Поэтому не будет преувеличением сказать, что народ, уставший от бесконечной войны, беззакония, насилия, коррупции, отсутствия безопасности, был психологически готов к восприятию любой силы, которая избавила бы его от ужасов войны и восстановила привычный порядок жизни.

Вопреки заявлениям талибской пропаганды о том, что появление талибов - это воля Аллаха и "благодатный дождь, пролившийся на афганскую землю и очистивший ее от скверны", видимо, любая другая военно-политическая сила, которая пообещала бы навести порядок, например, под знаменем монархии, была бы встречена с не меньшим энтузиазмом. Ведь именно обещания обеспечить мир, безопасность и спокойствие привлекли на сторону талибов значительную часть населения. Ради мира и порядка люди были готовы даже смириться с талибской исламизацией, жестоко насаждавшей "чистые законы шариата пророка Мухаммеда".

Природу движения "Талибан" трудно понять и вне увязки с общей ситуацией в мусульманском мире после иранской революции 1979 года. Речь идет о резком росте активности различных экстремистских течений, использующих насильственные методы для достижения своих политических целей и в конечном счете -захвата власти под религиозными лозунгами.

Как представляется, события последних лет в Афганистане и ряде других регионов мира - очередной рецидив явления, на этот раз в более радикальной форме, известного в научной литературе под различными названиями - "мусульманский Ренессанс", "возрождение", "обновление", "исламская революция", "исламская Реформация" и т.п.

Сами мусульманские улемы называют такое явление "тадждид" ("обновление"), вкладывая в это понятие не только религиозный, но и социально-политический смысл, поскольку, согласно провозглашенному ими постулату, "ислам не только религия, но и образ жизни".

По мнению президента Исламской Республики Иран С. М. Хатами, Ренессанс и Реформация в Европе явились результатом столкновения двух цивилизаций - христианской и мусульманской, Запада и Востока. Но если Западу это помогло выйти из средневековья, то Восток получил лишь "хаос" в теории и "зависимость и нищету на практике". "Тем не менее, - отмечал С. М. Хатами, - не прекращалась борьба с чужим влиянием, и в области политики появилось много реформаторов и революционеров, которые стремились восстановить религиозную мысль и местные традиции, ориентируя их на будущее. Эта борьба продолжается и сегодня". И далее президент ИРИ приходит к главному выводу: "И реформаторы, и те, кто хотели восстановить исконные традиции, подчиняясь страсти или ненависти, страдали экстремизмом или бездействием и потеряли свою дорогу в борьбе между традициями и новаторством (Подчеркнуто автором -Р. С.)". 2 Такая характеристика вполне применима к политике талибов, которые подчинялись чувству ненависти и неприятия любых проявлений прогресса и демократии, пытались экстремистскими методами навязать современному афганскому обществу "религиозную мысль" в ее средневековой трактовке. Это и загнало их в тупик.

Религиозно-политические лозунги талибов, в которых религиозный консерватизм сочетается с политическим экстремизмом, методы их реализации в целом укладываются в общую схему идеологических догм, составляющих понятие "тадждид". Это и требование возврата к "славному прошлому", ко временам "праведных халифов", и очищение ислама от всех вредных и порочных новшеств, привнесенных в ислам "немусульманской цивилизацией", и неотступное следование Корану, сунне и хадисам ("таклид") и, наконец, призыв к единению всех мусульман и объединение их во всемирную исламскую империю - халифат.

Если в более узком значении "тадждид" - своего рода идеологическая база процесса "обновления", носящая характер явно регрессивной утопии, то инструментом ее практической реализации, несомненно, служит "джихад" - "священная война", которая может быть объявлена как, "неисламским и коррумпированным правительствам" в мусульманском мире, так и внешним врагам. "Джихад, - говорят талибские улемы, - это не только война с кафирами ("неверными"), но и борьба против фесада (мздоимства, беспорядков, зла), против тех правителей, которые совершили преступления". 3

Руководство Исламского Эмирата декларировало свою готовность вести "священную войну" в любом районе мира, где "мусульманские братья" подвергаются "притеснению и угнетению со стороны неверных".

Согласно исламской традиции, для реализации идей "обновления" необходимо присутствие харизматической личности, вождя, религиозного авторитета, "муджаодида", - "обновителя", который появляется в критические для ислама и мусульман времена, чтобы спасти их и вернуть их на праведный путь, завещанный пророком Мухаммедом.

В истории ислама известно немало выдающихся имен "муджаддидов", которые если и не были пророками, то, по крайней мере, воспринимались как вероучители.

Среди таких "обновителей" упоминают основателя секты "Ахмадия" Мирзу Гулама Ахмада, основоположника идеологии "ваххабизма" Ибн Абд аль-Ваххаба, имама Шамиля, лидера исламской революции в Иране имама Хомейни и многих других.

стр. 34


В Афганистане к "муджаддидам" причислялись, например, главы суфийских орденов - шейхи Аодул Кадир Гилани, Шихабуддин Сухраварди, Ахмад Сирхинди, Сайид Ахмад Барелви.

Поэтому неудивительно, что талибы пытались представить своего лидера муллу Мухаммада Омара именно как нового "муджаддида", на которого возложена божественная миссия спасти афганский народ и вызволить его из "дьявольского круга несчастий", порожденного внутренними и внешними "безбожниками". Наконец, то, что движение "Талибан" возглавили выходцы из религиозных школ, также вполне укладывается в рамки существующей традиции как в самом Афганистане, так и мусульманском мире. Достаточно вспомнить имена известных борцов против британской колониальной агрессии, вышедших из сословия простых деревенских священнослужителей и учеников медресе - талибов - и прославившихся в годы трех англо-афганских войн, как организаторов народного сопротивления.

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ - ТАЛИБЫ

Каким образом бывшие ученики медресе совершили головокружительный скачок к вершинам власти?

К осени 1994 года, когда впервые появилось движение "Талибан", обстановка в Афганистане оставалась крайне нестабильной. Продолжались боевые действия между различными группировками моджахедов, боровшимися за передел власти, страна фактически оказалась расколотой на множество автономий, где полевые командиры правили по собственным понятиям. Правительству Б. Раббани так и не удалось взять под свой контроль всю территорию Афганистана.

Такая ситуация не устраивала бывших союзников моджахедов - Пакистан, Саудовскую Аравию и США, которые в течение более десяти лет оказывали им морально-политическую и военно- финансовую помощь в борьбе против режима НДПА и поддерживавшего его советского воинского контингента и рассчитывали на политические и экономические дивиденды. Однако со временем правительство Б. Раббани стало все больше склоняться к сотрудничеству со странами, которых Пакистан считал своими соперниками в регионе - Ираном и Индией. Подобное развитие событий никак не вписывалось в планы пакистанских властей. Не оправдались и расчеты Вашингтона на то, что моджахеды полностью устранят влияние России и Ирана в Афганистане.

Не меньше американскую администрацию беспокоила проблема обеспечения безопасности американо-саудовского проекта с участием корпорации "Юнокал", предусматривавшего прокладку газопровода в обход Ирана из Туркменистана через Афганистан в Пакистан.

В свою очередь Эр-Рияд не мог допустить усиления влияния Ирана в Афганистане. Саудовская Аравия, претендовавшая до исламской революции в Иране на место лидера в мировой мусульманской общине, с приходом к власти в Тегеране шиитского духовенства, выступавшего с ультрареволюционными лозунгами "экспорта исламской революции", создания "всемирной исламской общины под эгидой Ирана", почувствовала явную угрозу своим позициям. Отношения между двумя странами особенно обострились после скандала, вызванного действиями иранских паломников в Мекке в 1982 года, когда саудовские власти были вынуждены выслать из страны руководителя иранских паломников Мусави Хаэниха. В ответ иранское руководство обвинило правящую королевскую династию в "сговоре со сверхдержавами и Израилем" и поставило вопрос о передаче мусульманских святых мест под контроль выборного международного исламского центра. Когда Исламабад решил создать альтернативную моджахедам силу, которая могла бы противостоять укреплению позиций Ирана в Афганистане, Саудовская Аравия поддержала Пакистан, рассчитывая, что это, во- первых, поможет осуществлению проекта строительства нефтегазопровода, а во-вторых, изолирует Иран и резко уменьшит его влияние в регионе.

В наиболее сложном положении оказался Пакистан, который с начала гражданской войны в Афганистане (1978 - 1979 годы) активно поддержал моджахедов, предоставив свою территорию миллионам беженцев из Афганистана, создав лагеря для подготовки боевиков, оказывая военную и финансовую помощь лидерам моджахедских партий, воевавших против кабульского режима.

Разумеется, делалось это не бескорыстно. Исламабад рассчитывал в случае победы моджахедов привести к власти в Кабуле угодное ему правительство, которое содействовало бы решению старой "проблемы Пуштунистана" - источника постоянной напряженности между соседними государствами.

"Проблема Пуштунистана" досталась Пакистану в наследство от Британской Индии в ре-

стр. 35


зультате заключения договора о присоединении части афганской территории, населенной пуштунами, к британским владениям в Индии. Документ был подписан в 1893 году эмиром Абдуррахманом и секретарем по иностранным делам колониальной английской администрации в Британской Индии Мортимером Дюрандом. Пограничная линия, получившая название "линии Дюранда", рассекла этническую территорию пуштунских племен, часть пуштунов оказалась в Пакистане (в настоящее время более 12 миллионов), а другая в Афганистане (примерно девять миллионов). Афганские власти фактически никогда не признавали "линию Дюранда" в качестве официальной границы с Пакистаном. 4

После распада СССР Пакистан, испытывавший серьезные экономические трудности, рассчитывал использовать открывшиеся перед ним возможности для проникновения в экономику центральноазиатских стран. Вопрос состоял в том, как технически решить задачу выхода на рынок Центральной Азии, создать своего рода новый вариант "шелкового пути", обеспечить безопасность транспортных путей через Афганистан. Сделать это в условиях междоусобной войны, когда Афганистан по сути дела распался на ряд независимых уделов, лишь формально подчинявшихся центральным властям (или совсем не признававших их), было практически невозможно.

В самом Афганистане нужно было найти силу, которая гарантировала бы безопасный транзит пакистанских грузов через территорию воюющей страны.

Своему появлению на свет движение "Талибан" во многом обязано тому, что на каком-то историческом этапе интересы трех покровителей талибов (Пакистана, США и Саудовской Аравии) совпали. При этом, по утверждению лидера афганской социал- демократической партии Анвархака Ахади, в неофициальном "тройственном союзе" роли распределялись следующим образом: Пакистан брал на себя обязанность подготовить боеспособную армию, Саудовская Аравия предоставляла деньги, а США оказывали политическую поддержку. 5

Талибы появились не на пустом месте. Они воспользовались тем, что после вывода советских войск и падения режима Наджибуллы в 1992 году джихад как "священная война" против "неверных" по существу был завершен и в начавшейся междоусобной борьбе "жирные куски пирога" достались удачливым и обладавшим большей военной силой полевым командирам, а значительная часть простых бойцов-моджахедов оказалась обделенной. Им не оставалось ничего другого, как отправиться в свои родные дома или возвратиться в лагеря для беженцев в Пакистане, где оставались их родственники. Из числа таких недовольных "молодых пуштунских львов" вскоре выделилась группа, в которую вошли бывшие полевые командиры среднего и низшего звена, в основном из сторонников Ю. Халеса и М. Наби Мухаммади. В состав этой группы входили Мухаммад Омар, Мухаммад Раббани, Мухаммад Гауе, Мухаммад Хасан, Вакиль Ахмад (Мутаваккиль), Ихсанулла Ихсан и др. (К 2001 году из этой "старой гвардии" в боях с Северным альянсом погибли мулла Ихсанулла Ихсан, мулла Яр Мухаммад, а в апреле 2001 года от болезни скончался Мухаммад Раббани, второй после М. Омара человек в движении "Талибан".)

Неясно, когда и как пакистанская Межведомственная разведка (МБР) и покровитель талибов министр внутренних дел Насирулла Бабар вышли на эту группировку. Вначале Исламабад, видимо не считая талибов сколько-нибудь серьезной военной силой, хотел выпустить их на арену под флагом "Движения исламской революции Афганистана" (ДИРА) во главе с М. Наби Мухаммади и еще долгое время, видимо не особо полагаясь на боевые и политические возможности талибов, пытался подключить их то к союзу с А. Дустумом, то с Г. Хекматьяром.

Первое столкновение талибов с отрядом моджахедов, принадлежавших к "Исламской партии Афганистана" (ИПА) Г. Хекматьяра, произошло 11 или 12 октября 1994 года в афганском пограничном пункте Спинбулдак. Отряд талибов численностью 200 бойцов (по другим данным 30) был переброшен через пакистано- афганскую границу на пакистанских автобусах из пограничного пункта Чаман в Спинбулдак, а атака талибов была поддержана артиллерийским огнем пакистанских пограничников. Талибы разбили отряд моджахедов и захватили склад вооружений и боеприпасов в военном лагере "Паша", принадлежавшем ИПА.

Далее события развивались следующим образом. 29 октября автоколонна из 30 пакистанских грузовиков с экспортными товарами, вышедшая из Кветты и направлявшаяся в Туркменистан, была перехвачена в местечке Тахти-Пуль, в 35 километрах от Кандагара полевыми командирами Мансуром Ачакзаем, Амиром Лали, Усталом Халимом, Сар Катебом, Гуль Агой. Талибы разбили их, освободив захваченный караван и взяв командиров в плен. Рассказывают, что перед казнью один из них - Амир Лали - успел крикнуть толпе: "Берегитесь! Талибы готовятся напасть на город!" 6

Но было поздно. 2 ноября "джинн из Спинбулдака", вырвавшийся на волю, захватил без особого сопротивления древнюю столицу Афганистана - Кандагар. Правда, позже злые языки утверждали, талибы просто "купили" город за 1,5 миллиона долларов у командующего силами муджахедов генерала муллы Наки-

стр. 36


буллы, подчинявшегося президенту Б. Раббани. Далее началось триумфальное шествие движения "Талибан" по всей стране. После захвата Кандагара численность талибов возросла до 2,5 - 3 тысяч человек, а к началу января 1995 года почти до 12 тысяч. 7

Без покровительства и помощи Пакистана движение "Талибан" никогда бы не смогло смести со своего пути своих противников. 8 Только МБР и кадровые офицеры пакистанской армии могли в короткий срок превратить анархичную массу талибов, готовых довольствоваться локальным успехом в Кандагаре и предпочитавших действовать партизанскими методами, в организованную и боеспособную армию, что признавали даже их злейшие противники.

27 сентября 1996 года талибы вступили в Кабул, а к 2001 году смогли установить свою власть почти на 90 процентах территории Афганистана. Им лишь не удалось сломить сопротивление сил Ахмад Шаха Масуда, продолжавших удерживать районы Панджшира и Бадахшана.

Однако в конечном счете талибы не оправдали надежд, возлагавшихся на них "крестными отцами". Они не стали орудием возвращения к власти бывшего монарха, не обеспечили стабильной ситуации для реализации проектов по транспортировке через Афганистан нефтегазовых потоков, не искоренили наркобизнес и не ликвидировали лагеря по подготовке террористов, они не выдали по требованию администрации Б. Клинтона в марте 1998 года У саму бен Ладена и т.д. Напротив, со временем талибы все чаще стали выступать с разного рода воинственными заявлениями, демонстрируя свою "независимость" и "самостоятельность".

Более того, руководство Исламского Эмирата, внешне демонстрируя лояльность Исламабаду, в то же время поддерживало самые тесные связи с различными экстремистскими исламскими организациями, находившимися в оппозиции правительствам Наваза Шарифа и генерала Первеза Мушаррафа. Эти организации, в свою очередь, пытались разыграть "талибскую карту". Так, в апреле 1998 года основатель "Движения за победу ислама" маулана Абдул Каюм Хаккани заявил, что в Пакистане начинается создание исламского движения по образу и подобию "Талибана", конечная цель которого - восстановление в Пакистане "порядка времен праведных халифов". 9

Маулана Сами уль-хак - ответственный секретарь и лидер одной из двух фракций фундаменталистской партии "Джамаат-и улама-и ислами" (ДУИ), выступая в марте 1998 года на пресс-конференции в Лахоре, заявил, что "исламская революция, подобная движению "Талибан", - единственный путь решения нынешних проблем Пакистана". Он обратился с призывом ко всем исламским организациям Пакистана объединиться в единый фронт и выступить против правительства. При этом он угрожал, что если исламской оппозиции не удастся путем "мирной революции" сменить правительство, то произойдет "кровавая революция", которая сметет существующий в стране "богопротивный" режим. 10

Разумеется, подобные заявления не вызывали восторга у официального Исламабада. Судя по всему, Первез Мушарраф уже тяготился ролью "опекуна" строптивых талибов. "Талибский Афганистан, - признавала в конце 1999 года пакистанская "Ньюс", - не только превратился в прибежище религиозных экстремистов и различных джихадских группировок, но и явился причиной небывалого давления на Пакистан со стороны международного сообщества". 11

ИСЛАМСКИЙ ЭМИРАТ: ОДИН ЭМИР И 250 ХАЛИФОВ

На начальном этапе руководство талибов, излагая свою позицию в отношении будущего государственного устройства, предпочитало отделываться общими декларациями о намерении построить в Афганистане "подлинно исламское государство", установить "справедливый исламский строй", "вернуться к временам праведных халифов".

Первый реальный шаг по пути формирования структуры своей власти талибы предприняли задолго до занятия ими Кабула.

3 апреля 1996 года в Кандагаре в присутствии 1500 представителей афганского духовенства лидер талибов мулла Мухаммад Омар Ахунд был провозглашен "повелителем правоверных" - "амир- уль-муминин". В истории Афганистана это был лишь второй случай присвоения такого титула. Впервые афганское духовенство удостоило этим званием в 1834 году эмира Дост Мухаммад-хана, собиравшегося начать войну с сикхами.

Кто же он - новый "повелитель правоверных", которого проталибски настроенные деятели в эмиграции стали величать "яркой звездой западных пуштунов" и даже "великим вождем"?

Об этом человеке известно очень мало. Он крайне редко встречался с журналистами, да и то с весьма ограниченным кругом, не разрешал себя фотографировать.

Согласно тем скудным сведениям, которые просочились в афганскую эмигрантскую печать, Мухаммад Омар происходит из кандагарских пуштунов. Родился он в семье сельского муллы, по одним данным, в местечке Панджвайи, что неподалеку от Кандагара, по другим - в селе-

стр. 37


нии Сангихисар, где окончил медресе и даже какое-то время был имамом местной мечети. Вероятно, М. Омару не удалось получить полного религиозного образования из-за начавшейся войны с "неверными", когда ему пришлось "отложить в сторону книги и взять в руки автомат". 12

По одной из версий, в годы "священной войны" он сражался в отрядах лидера "Движения исламской революции Афганистана" (ДИРА) М. Н. Мухаммади, по другой - был командиром отряда моджахедов из "Исламской партии Афганистана" (ИПА) Мухаммада Юнуса Халеса. В ходе боев был ранен, лишился одного глаза. Говорили, что именно М. Юнус Халес, известный религиозный авторитет, оказал наибольшее влияние на формирование мировоззрения будущего лидера талибов.

Мухаммаду Омару около 45 лет, он высокого роста, у него четыре жены, последняя из которых - дочь Усамы бен Ладена. По информации эмигрантской газеты Тиндукуш", ссылающейся на лондонскую "Гардиан", М. Омар не выезжал за пределы Кандагара, предпочитая общаться со своими подчиненными по спутниковой связи. Каждое утро он принимал доклады своих представителей по всей стране и давал им указания. 13

Присвоение мулле Мухаммад Омару титула "амир-уль- муминин", который прежде всего ассоциировался с военным управлением, четко обозначило вектор политических амбиций верхушки движения "Талибан", направленный на создание в Афганистане военно-теократического режима.

Получив из рук духовенства этот титул, лидер талибов стал верховным вождем мусульманской общины, по крайней мере, на территории, подчиненной талибам, и сосредоточил в своих руках всю полноту политической, военной и даже религиозной и судебной власти, хотя формально две последние принадлежали Высшему совету улемов и духовенства и двум Верховным судьям.

В отличие от всех прежних правителей Афганистана, исполнение которыми религиозных функций носило скорее формальный характер и никоим образом не давало повода считать Афганистан теократическим государством, талибы решили довести до логического завершения дело объединения светской и религиозной власти в руках "повелителя правоверных".

Одновременно с провозглашением Мухаммада Омара "повелителем правоверных" кандагарское собрание объявило президента Б. Раббани "неспособным" управлять "исламским народом Афганистана". 14 В свою очередь, тогдашний Верховный суд Исламского государства Афганистан объявил джихад талибским улемам (тем самым фактически причислив их к "кафирам"), подтвердив полномочия президента Б. Раббани, как легитимного правителя. 15

Реакция на избрание муллы Омара "повелителем правоверных" была неоднозначной. Себгатулла Моджаддиди - известный богослов, председатель "Координационного совета" антиталибской коалиции - в интервью Би-Би-Си заявил: "Избрание кого-то "повелителем правоверных" в нынешнее время выше моего понимания. Присвоение титула "амир-аль-муминин" было естественным во времена праведных халифов или позднее. Такой эмир являлся повелителем всех мусульман мира, которые присягали ему на верность. Талибы могли объявить своего лидера кем угодно: эмиром или президентом Афганистана, но никак не "повелителем правоверных". 16

Со своей стороны талибы утверждали, что присвоение титула "повелитель правоверных" - это вполне законный акт и что они совсем не против, чтобы весь мусульманский мир признал их лидера в качестве своего главы (халифа). Одновременно пропагандистский аппарат талибов прилагал немало усилий, чтобы внедрить в сознание масс необходимость беспрекословного повиновения "повелителю правоверных" и новым властям, печатая на первых полосах наставления такого рода: "Бойтесь Бога, молитесь пять раз в день, соблюдайте пост, раздавайте милостыню, повинуйтесь своим эмирам, и вы попадете в рай".

Спустя шесть месяцев после провозглашения муллы Мухаммада Омара "повелителем правоверных", овладев в сентябре 1996 года Кабулом, талибы стали официально именовать страну "Исламским Эмиратом Афганистан" (ИЭА). Так они сделали заявку на создание теократического государства в форме эмирата, в котором в конечном счете воплотилось бы "идеальное единство" государства и мечети.

О своем намерении создать в Афганистане "подлинно исламское государство" постоянно твердили и лидеры мождахедских военно- политических группировок. В своих программных документах они декларировали намерение установить после свержения "безбожного режима коммунистов" исламский строй, при котором конституцией являлся бы Коран, а гражданам были бы обеспечены социальная справедливость, равенство перед законом и другие права. Наиболее радикально настроенные из них, например, Г. Хекматьяр, выступали за создание халифата с выборным главой государства, "вначале в пределах границ одной страны, а затем в рамках мусульманского мира и в конце концов - во всемирном масштабе". 17

Каким же виделся лидерам талибов их Исламский Эмират? Его концепция была довольно проста и сводилась к следующему: ислам не предписывает какую-либо конкретную форму государственного устройства, он требует одного - создать такой общественный строй, который бы обеспечил благополучие людей. Нет никакой необходимости изобретать какие-то новые государственные формы, поскольку существует образец для подражания - "первое исламское государство, созданное в Медине пророком Мухаммедом", в котором он одновременно был и духовным пастырем и главой государства. 18

Совет старейшин ("шура") в Исламском Эмирате предполагалось наделить не законодательными, а только консультативно- совещательными функциями. Талибские идеологи утверждали, что каждому мусульманину уже ниспосланы божественные указания в виде шариатского свода законов и его обязанность - беспрекословно следовать этим "вечным и неизменным законам Аллаха", а не пытаться изменить их, поскольку "несовершенный человеческий разум не обладает ни правом, ни способностью изменить их". 19

Одно время в некоторых эмигрантских изданиях муссировался тезис о том, что в скором времени талибы якобы представят народу новую Конституцию, над проектом которой работают улемы из Саудовской Аравии и Па-

стр. 38


кистана. После взятия талибами Кабула в столицу даже приезжала делегация улемов ДУЙ, которая должна была заняться составлением проекта Основного закона. Однако никакой проект Конституции так и не было обнародован. Тогдашний министр иностранных дел талибов Вакиль Ахмад Мутаваккиль в интервью радио "Пайгами афган" ("Послание афганца") твердил, что все организации Исламского Эмирата работают согласно законам шариата, ибо шариат был создан раньше, чем любая конституция. 20

Если законы были от Аллаха, то талибам оставалось только создать механизм управления.

Прежде всего, исходя из своих военно-стратегических задач, они учредили два центра исполнительной власти. Один из них был сформирован в Кандагаре, где находилась ставка "повелителя правоверных" и действовал "Высший руководящий Совет исламского движения Афганистана" из шести человек, который возглавлял лично Мухаммад Омар. Другой - Совет министров, состоявший из 23 министерств, - находился в Кабуле. Официально он назывался "Попечительским Советом Исламского государства", а все члены кабинета, начиная от тогдашнего премьер-министра муллы Мухаммада Раббани и его двух заместителей - маулави Абдул Кадира и муллы Мухаммада Хасана Ахунда - и кончая заместителями министров, считались только "исполняющими обязанности".

Тем самым талибы демонстрировали свою приверженность кораническому принципу, согласно которому вся власть принадлежит Аллаху, а они, осуществляя его волю и поручение, только временно исполняют свои функции управления Эмиратом. Талибы не стали разрушать полностью существовавший при прежних режимах аппарат управления, а только привели его в соответствие со своими политическими целями, укрепив его преданными им лицами духовного звания. Насколько известно, талибы создали только одну новую структуру - министерство по "поощрению нравственности и искоренению порока".

Все министры относились к духовному сословию и, хотя в результате частых ротаций многие из них переходили на другую работу, их место занимали такие же муллы или другие духовные лица, которые возглавляли также все главные ведомства, управления, банки, судебные и правоохранительные органы и т.п.

Ключ к пониманию сущности высшей власти, созданной талибами в пределах Исламского Эмирата, давало высказывание маулави Абдушукура Хаккани - тогдашнего министра по делам хаджа и вакфов. Указав, что только в Кабуле действует 250 крупных мечетей и подчеркнув важную роль имамов в общественной жизни, министр заявил, что "в отсутствии амир-уль-муминина они являются его заместителями". 21 Если исходить из его слов, напрашивался вывод, что не премьер-министр и не члены "Высшего руководящего совета" могли замещать "повелителя правоверных" в его отсутствии, а только имамы и улемы, т.е. высшая каста афганского духовенства.

Объявив себя хранителями высших моральных принципов ислама, талибское духовенство сформулировало и свое кредо в отношении методов строительства "чисто исламского государства". "Настоящее исламское государство, - писала столичная газета "Анис", - одними проповедями и пропагандой не построишь и в борьбе со злом и безнравственностью следует прибегать к силе". 22 Следуя этому принципу, талибы проводили политику морального и физического террора, стремясь создать в обществе атмосферу страха и неуверенности.

По существу в пределах Исламского Эмирата был создан режим религиозно-политической диктатуры в виде теократического государства.

Об этом свидетельствуют не только такие формальные атрибуты теократии, как провозглашение подвластной талибам территории Исламским Эмиратом, а его главу - "повелителем правоверных", но и концентрация всей исполнительной и судебной власти в руках духовного сословия, а главное - вся практика насильственного насаждения законов шариата.

В свое время выдающийся российский ученый, академик В. В. Бартольд высказал мнение о том, что если теократическая идея и сохранилась на мусульманском Востоке, то "...только как идеал, не имеющий ничего общего с действительной жизнью". 23 А сам ислам останется "...только религией без притязания подчинить себе всю государственную и общественную жизнь". 24

Пример Ирана, а затем и Афганистана не подтвердил эти прогнозы. Практика талибов в захваченных ими районах позволила сделать вывод о том, что в Афганистане, или, по крайней мере, на большей части ее территории, пришедшее к власти мусульманское духовенство создало режим религиозно-политической диктатуры в виде теократического государства.

Однако, действия талибов полностью подтверждали другое положение В. В. Бартольда о том, что теократическая идея может сохраниться "...как орудие политических стремлений". 25 Именно это и происходило на территории Афганистана: объявив о создании Исламского Эмирата, талибы затем заявили о намерении создать всемирный исламский халифат, видимо, рассчитывая, что центром его станет Афганистан, а они займут в нем господствующее положение.

(Окончание следует)

1 Массэ А. Ислам. М. 1982, с. 160.

2 Хатами С. М. Традиция и мысль во власти авторитаризма. М., 2001, с. 9.

3 "Тулуйи афган". 26.03.1977.

4 Энциклопедия Пакистана. М., 1988, с. 65. См. также сборник Афганистан - Талибан: мировая политика, где со ссылкой на последнюю перепись населения Пакистана 1981 года численность пуштунского населения этой страны оценивается в 11 миллионов человек - с. 229. Подробнее о "линии Дюранда" см. также Темирханов Л. Восточные пуштуны. М., 1987, с. 74 - 83.

5 Афганистан - Талибан и мировая политика, с. 171.

6 Там же, с. 71 - 72, 75, 122.

7 Там же, с. 76, 123.

8 Там же, с. 169.

9 "Вахдат". 13.04.1998.

10 "Шариат". 22.03.1998.

11 "The News". 21.11.1999.

12 "Вафа". 31.12.1995.

13 "Гиндукуш", 9.01.1997.

14 "Замана", 26.06.1997.

15 "Мизан", 15.01.1997.

16 " Вафа", 16.04.1996.

17 Спальников В. Н. Афганистан: исламская контрреволюция. М., 1987, с. 108.

18 "Анис", 17.07.1997.

19 "Анис", 26.05.1998.

20 "Аинейи Афганистан", N 84, март 2001. с. 65.

21 "Шариат", 9.01.1997.

22 "Анис", 26.05.1998.

23 Бартпольд В. В. Соч. т. VI. М., 1966, с. 316.

24 Там же, с. 137.

25 Там же, с. 316.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЙНА-С-ТЕРРОРОМ-АФГАНИСТАН-НЕСОСТОЯВШИЙСЯ-ВСЕМИРНЫЙ-ХАЛИФАТ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вадим КазаковКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakoff

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. СИКОЕВ, ВОЙНА С ТЕРРОРОМ. АФГАНИСТАН. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ВСЕМИРНЫЙ ХАЛИФАТ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЙНА-С-ТЕРРОРОМ-АФГАНИСТАН-НЕСОСТОЯВШИЙСЯ-ВСЕМИРНЫЙ-ХАЛИФАТ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Р. СИКОЕВ:

Р. СИКОЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вадим Казаков
Smolensk, Россия
147 просмотров рейтинг
30.03.2023 (366 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВОЙНА С ТЕРРОРОМ. АФГАНИСТАН. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ВСЕМИРНЫЙ ХАЛИФАТ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android