В истории СССР есть еще немало проблем, требующих тщательного изучения, уточнения, научного спора. К их числу относится и вопрос о советизации казахского аула, относительно которого спор длится вот уже 20 лет. И, разумеется, только подлинно научный обмен мнениями, творческая дискуссия могут привести к плодотворным результатам, к выяснению истины. К сожалению, этот важный принцип соблюдается не всегда.
Возражая против трактовки реализации лозунга "Советизация аула", изложенной в моих работах1 , некоторые казахские авторы делают вывод, будто я отрицаю наличие Советской власти в Казахстане вплоть до 1926 г.2 и утверждаю, что "в большинстве аулсоветов Казахстана хозяйничали баи"3 . В этом же упрекают меня и Т. Жангельдин и П. Пахмурный4 .
В рецензии на второй том "Истории Казахской ССР" (Алма-Ата, 1959), опубликованной в журнале "История СССР" (1961, N 4) и письме-ответе на письмо группы казахских историков ("История СССР", 1962, N 2), я пытался документально опровергнуть упреки, выдвинутые в мой адрес. Однако в 1963 г. в журнале "Партийная жизнь Казахстана" появилось "Письмо в редакцию" М. Козыбаева и В. Савосько, которое, по существу, является рецензией на мою книгу "Советизация казахского аула". Авторы письма утверждают, что в книге "нет ясного толкования сути советизации аула"5 , что "А. П. Кучкин, по существу, отрицает наличие власти Советов на огромной территории Казахстана вплоть до 1926 года"6 , что якобы я и "раньше" (имеется в виду статья 1946 г. "Советизация казахского аула". - А. С.) "прямо говорил о фактическом отсутствии Советской власти в ауле вплоть до 1926 года"7 .
К сожалению, до сих пор не представлялось возможности дать ответ на эти новые выступления казахских товарищей. Однако в интересах выяснения истины необходимо еще раз вернуться к существу спора. В моей книге, в главе I, озаглавленной "Казахский народ впервые создает свою государственность", на протяжении 48 страниц раскрывается процесс создания советской государственности в Казахстане начиная с победы Октябрьской революции. В доказательство приведу хотя бы некоторые цитаты из этой главы: "Ленинский лозунг "Вся власть Советам!" был основным лозунгом и для Казахстана. Советы в городах, рабочих поселках, железнодорожных станциях, а затем и в ближайших к ним аулах были созданы в первые же месяцы после Февральской революции"8 . Вскоре после взятия государственной власти II Всероссийским съездом Советов "под руководством большевиков в Казахстане в городах, рабочих поселках, на железнодорожных станциях, в русских и украинских деревнях, в примыкавших к ним аулах стала устанавливаться Советская власть. 30 октября взял власть в свои руки Перовский Совет"9 . И далее указывается, когда и в каких пунктах Казахстана власть перешла к Советам. Этот всемирно-исторического значения процесс увенчался созданием всеказахской советской государственности - КАССР. "4 октября 1920 г. открылся исторический первый Всеказахский съезд Советов, который выразил чаяния трудящихся казахских масс и оформил советскую государственность в Казахстане"10 . Далее показывается процесс упрочения и развития Казахской автономной советской республики до 1925 г. включительно. В книге сказано: "Советская власть в Казахстане к 1925 г. значительно окрепла по сравнению с 1918 - 1919 гг. Влияние ее проникало все глубже в толщу казахских масс. За семь прошедших лет социальная база Советов упрочилась, вокруг Советов ширился актив из трудящихся"11 .
1 А. П. Кучкин. Советизация казахского аула (1926 - 1929 гг.) ("Вопросы истории", 1946, N 10); его же. Советизация казахского аула. М. 1962.
2 См. "История СССР", 1962, N 2, стр. 229.
3 Там же, стр. 232.
4 См. "Вопросы истории КПСС", 1962, N 2, стр. 147, 149.
5 "Партийная жизнь Казахстана", 1963, N 8, стр. 76.
6 Там же, стр. 77.
7 Там же, стр. 76 - 77.
8 А. П. Кучкин. Советизация казахского аула, стр. 56.
9 Там же, стр. 60.
10 Там же, стр. 65.
11 Там же, стр. 91.
Как же можно утверждать, что я отрицаю существование Советской власти в Казахстане вплоть до 1926 года?
Цитируя мою книгу, авторы делают это так, что я не могу с этим согласиться. "По утверждению автора (книги. - А. К .), - пишут они, - только в 1929 г. "аульные трудящиеся массы впервые за время существования Советской власти практически приобщились к управлению государством..."12 . Оборвав цитату и поставив многоточие, авторы письма тем самым исказили смысл, ибо получается, что якобы я отрицаю приобщение аульных трудящихся масс к управлению Советским государством вплоть до 1929 года. А опустили они следующую, не существенную, на их взгляд, концовку фразы: "в невиданном до того масштабе"13 .
В их письме вообще нет ни одной ссылки на источник, откуда берется та или иная цитата. Читатель лишен возможности проверить, правильно ли цитируются указанные работы. В противном случае читатель легко мог бы убедиться, что М. Козыбаев и В. Савосько неправильно трактуют текст книги. В доказательство приведу еще один пример.
Авторы письма усматривают в книге непоследовательности, противоречия14 . Так, они пишут: "В одном месте он (Кучкин. - А. К .) говорит, что в 1925 - 1926 гг. "классовая борьба была не острой, а значительно притуплённой, ибо преобладала не классовая, а родовая борьба..." Затем он отходит от этой точки зрения и заявляет: "Родовая борьба являлась уже формой классовой борьбы. При Советской власти родовая борьба выражала собою прежде всего борьбу между классами: баями с одной стороны и трудящимися - с другой". Чему же верить?15 . В данном случае авторы письма приводят две цитаты из моей книги, относящиеся к проблеме родовой борьбы в Казахстане. Первая цитата, кстати, оборванная многоточием, взята со стр. 33 книги, вторая - со стр. 135. В первом случае я полемизирую с утверждением, будто перевыборы Советов в ауле в 1925 - 1926 гг. проходили "в обстановке острой классовой борьбы" со стороны бедноты, а во втором случае излагаю на четырех страницах процесс трансформации родовой борьбы при Советской власти. Пишу о том, что родовая борьба при царизме была борьбой за власть между богатыми баями, что она была направлена не против государственной власти, а напротив, - на ее упрочение. При Советской же власти родовая борьба приобрела форму классовой борьбы баев против трудящихся, за свержение Советской власти.
Таким образом, правомерно и то и другое. В первом случае речь идет о классовой борьбе трудящихся масс против баев, во втором случае - о классовой борьбе баев против трудящихся. Неужели столь разящая разница осталась незамеченной М. Козыбаевым и В. Савосько?
Упрекая бездоказательно меня в догматизме, авторы письма сами впадают в ошибку. Они привели цитату из речи Л. И. Мирзояна на VI Пленуме Казкрайкома ВКП(б) в 1933 г., в которой отмечается: "Очень часто слышишь разговоры, что в ауле сплошь и рядом засилье кулацко-байских агентов.., что неправомерно"16 . Кучкин, мол, тоже видит в ауле только засилье бая.
Но ведь к 1933 г. баи были в основном уже ликвидированы, и тот, кто говорил тогда о засилье баев, был неправ, таким и надо было дать резкую отповедь, какую дал Мирзоян. Зачем же характеристику положения в ауле нового периода переносить на минувший?
От неверного изложения моей трактовки советизации казахского аула не удержались и казахские историки Б. Джумагалиев, К. Парфенов, Я. Пильгук. Они пишут о "несостоятельности утверждений" "историка А. П. Кучкина", о том, что "партийная организация в Казахстане якобы не существовала до 1925 года"17 . В этом упрекают меня и некоторые другие казахские историки. Но никогда и нигде ничего подобного я не утверждал.
Как известно, предмет моего исследования ограничен хронологическими рамками
12 "Партийная жизнь Казахстана", 1963, N 8, стр. 77.
13 А. П. Кучкин. Советизация казахского аула, стр. 384.
14 См. "Партийная жизнь Казахстана", 1963, N 8, стр. 77.
15 Там же.
16 Там же, стр. 78.
17 "Казахстанская правда", 23.VII.1963.
1926 - 1929 годов. Однако, несмотря на то, что объем моей статьи в журнале "Вопросы истории" (1946, N 10) не позволял сделать более широкий экскурс в предшествовавший период истории Казахстана, тем не менее в ней имеется материал о численности и деятельности партийной организации до 1926 года. Так, в статье можно найти следующее: "Парторганизация Казахстана в конце 1925 г. состояла из 30 тысяч" членов и кандидатов партии18 . Далее речь идет об аульных ячейках партии, но отмечается, что "ячеек в аулах было мало"19 , о деятельности крайкома партии Казахстана, о V (1925 г.) Всеказахской партконференции20 .
И в книге также можно найти материал о численности и деятельности партийной организации Казахстана к 1925 году21 . Здесь подчеркивается, что с момента Октябрьской революции "под руководством большевиков в Казахстане"22 стала устанавливаться Советская власть. Анализируются резолюции партийных конференций Казахстана23 и решения пленумов Казахского обкома партии начиная с 1921 года. В заключение я пишу: "Таким образом, высшая партийная инстанция Казахстана (имеется в виду решение V партконференции. - А. К. ), подводя итоги пройденного пути и выполняя указание ЦК РКП(б) от 1 декабря 1924 г., мобилизовала внимание партийных и советских органов Казахстана на дальнейшее укрепление советской государственности, на решительную борьбу с баем"24 .
Итак, совершенно ясно, что в моих работах нет тезиса об отсутствии партийной организации Казахстана вплоть до 1925 года.
Пора, давно пора историкам отказаться от подобных методов критики. Такой метод не способствует выяснению истины, а затемняет ее.
18 "Вопросы истории, 1946, N 10, стр. 6.
19 Там же.
20 Там же, стр. 6, 8.
21 А. П. Кучкин. Советизация казахского аула, стр. 91.
22 Там же, стр. 60.
23 Там же, стр. 77 - 81, 88 - 90.
24 Там же, стр. 109.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |