Все реформы современного образования направлены так или иначе на повышение качества образования. Предпринимаются попытки технического обустройства школ, введения новой системы оплаты труда, создания новых форм образовательных учреждений, внедрения образовательных стандартов. Приносят ли эти усилия результат?
Вполне успешная попытка создания особенного учебного заведения была предпринята в начале XIX века: взрастить в рамках одной школы образованных и талантливых общественных деятелей, дипломатов, ученых, поэтов - элиту России. Этим и руководствовался Александр I, подписав 12 августа 1810 года "Постановление о Лицее".
19 октября 1811 года в окрестностях Петербурга в Царском Селе состоялось торжественное открытие Императорского лицея, основанного для "образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Располагался лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811 году архитектором В. Стасовым сообразно нуждам учебного заведения.
На первом этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором - столовую с буфетом, канцелярию и малый конференц-зал. На третьем этаже расположились большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. Четвёртый этаж занимали дортуары - комнаты воспитанников. В первый год работы было отобрано 50 учащихся.
Обучение в Царскосельском лицее было рассчитано на шесть лет и состояло из двух курсов по три года каждый. В лицей принимались "отличнейшие воспитанники дворянского происхождения" в возрасте от 10 до 12 лет. Первый курс именовался начальным, второй - окончательным. Первый курс - это своего рода "зубрёжка", второй -"осмысление".
В лицее изучались языки (русский, латынь, французский, немецкий), логика, закон Божий, алгебра и геометрия, начала физики, история, география, хронология, право, политэкономия, правила риторики. Литература в Постановлении упоминалась как "избранные места из лучших писателей с разбором оных". К изящным искусствам и гимнастическим упражнениям относились чистописание, рисование, "танцование", фехтование, верховая езда и плавание.
На старших курсах добавлялся предмет "Гражданская архитектура и перспектива". На начальном курсе основное внимание уделялось иностранным языкам. Они преподавались ежедневно по четыре часа в день.
Расписание учащегося лицея было примерно таким:
С 6 до 7 часов - "одеяние", молитва, повторение уроков;
8 - 9 - занятия в классах;
10 - завтрак и прогулка;
11 - 12 - классы;
12 - прогулка и повторение уроков;
13 - обед;
14 - чистописание и рисование;
15 - 17 - классы;
17 - отдых, полдник, прогулка, гимнастика;
20 - ужин, повторение уроков;
22 - сон.
Главное правило обучения, которое заявлено в Постановлении: "не заполнять ум детей пространными изъяснениями, а возбуждать их собственное действие". Также "профессор должен стараться не допускать отставания" по своему предмету. В лицее действовал лишь один "методический запрет" - диктант, приветствовались сочинение и перевод.
Система управления данным учреждением была также особенной. Поскольку лицей был уравнен
в правах и преимуществах с российскими университетами, основное руководство и координирование осуществлялись министром просвещения и по некоторым вопросам лично императором. Внутреннее управление возлагалось на директора и двух его заместителей (надзирателей) - по хозяйственной части и "учебно-нравственной" работе.
Директору присваивался 5-й класс, профессору - 7-й, учителю - 10-й класс (по Табелю о рангах). Определение на должность и увольнение директора осуществлялось императором по представлению министра. Персонал лицея набирался непосредственно директором. Жалованье утверждалось штатом, однако директору давалась возможность "располагать оклады учителям по удобности и трудам".
Так, Постановлением оклады полагались следующие: директору - 2600 рублей; профессору - 2000 (плюс квартирные деньги - 500 рублей); адъюнктам - 800; надзирателям (заместителям) - 1500. Учителям назначались оклады в зависимости от предмета, равными были только квартирные деньги - по 200 рублей. Итак, священнослужителю, преподававшему закон Божий, назначалось 800 рублей; учителю изящных искусств - 700, учителю гимнастических упражнений - 625, гувернеру - 600 рублей. Остальным сотрудникам (бухгалтеру, секретарю и т.д.) - по 500 рублей, за исключением доктора, который обходился в 1000 рублей в год.
Для сравнения: 1 рубль 1811 года эквивалентен 2300 рублей 2009 года.
Сточки зрения самоуправления лицей имел конференцию и правление. Эти органы не пересекались.
Профессора (на момент открытия лицея их было семь человек и директор) "составляют Конференцию", которая проводит заседания 1 раз в месяц по вопросам утверждения наставников, способов усовершенствования преподавания наук, расписания для утверждения в министерстве экзаменов ("испытания успехов"). Председательствовал на конференции один из профессоров, за что получал дополнительную плату.
Хозяйственные вопросы брало на себя правление, которое состояло из директора и двух заместителей (надзирателей). В их ведение входило обеспечение образовательного процесса, библиотеки, кабинетов, работы "непедагогических" служащих.
Для справки
За 33 года существования лицея его окончили 286 человек. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, Д. А. Толстой, К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский. В 1843 г. Николай I подписал указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений".
Материал подготовлен Клочко Полиной Александровной, исполнительным директором 000 "Дистанционные технологии и обучение"
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |