Libmonster ID: RU-15946

Во второй половине XIX в. в связи с осложнившейся религиозно-политической ситуацией, быстрым ростом количества сектантов и отходников от Русской православной церкви с позволения Правительствующего Сената и Святейшего Синода на территории Российской империи возникли многочисленные религиозно-просветительские и миссионерские организации как на государственном, так и на местном уровне. Одной из таких организаций стало образованное в 1882 г. Православное Палестинское общество, председателями которого были великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга - великая княгиня Елизавета Федоровна. Центральные отделения Общества находились в Палестине (Иерусалим) и Российской империи (Москва).

Императорское Православное Палестинское общество создавало сеть своих отделов на территории Российской империи. К 15 октября 1905 г. действовали отделы "в Архангельске, Астрахани, Благовещенске, Витебске, во Владимире, в Вологде, Воронеже, Вятке, Екатеринбурге, Екатеринославле, Житомире, Казани, Калуге, Каменец-Подольске, Кишиневе, Киеве, Костроме, Красноярске, Курске, Минске, Нижнем Новгороде, Новгороде, Новочеркасске, Одессе, Оренбурге, Орле, Пензе, Перми, Петрозаводске, Полтаве, Пскове, Рязани, Симбирске, Симферополе, Смоленске, Ставрополе, Тамбове, Твери, Тифлисе, Тобольске, Томске, Туле, Уфе, Харькове, Чернигове, Якутске, Ярославле" 1. Местные отделы Православного общества открылись в 52 епархиях Русской церкви. Их возглавляли архиереи, вице-председателями являлись губернаторы и вице-губернаторы. Отделы Общества создавались с целью оказания помощи в его деятельности на Святой Земле, для материальной и научной поддержки, а также проведения просветительской деятельности на территории Российской империи, которая выражалась в организации чтений о Святой Земле в каждом отделе Общества. Местные отделы должны были осуществлять и контролировать денежные сборы в пользу Палестины. Кроме того проводились сборы в пользу Православного Миссионерского общества, Православной миссии в Японии, восстановления христианства на Кавказе и в западных губерниях и другие.

Для Православного общества одним из главных источников финансирования был кружечный сбор пожертвований на улучшение быта православных паломников на Святой Земле, который собирался по указу Синода. Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины было основной задачей отделов Общества. Эта деятельность и стала импульсом к их созданию в 1893 году.


Половникова Марина Юрьевна - аспирант Вятского государственного университета. Киров.

стр. 141

В начале XX в. Вятская епархия относилась к числу "наиболее крупных по количеству православного населения. По данным на 1908 - 1909 гг. в Вятской губернии, в границах которой существовала епархия, проживало 3 611 141 человек. Из них к православному вероисповеданию принадлежали 3 210 162 чел. (89%)" 2. В конце XIX

- начале XX в. ситуация в губернии осложнилась: православие начало терять свое главенствующее положение. Вятское отделение Православного Палестинского общества содействовало представителям церкви в укреплении православной веры.

Один из отделов Императорского Православного Палестинского общества был создан в Вятской губернии в 1894 - 1895 гг. изначально под председательством Алексия, епископа Вятского и Слободского. Затем его на этом посту сменил Никон, еще позже, в 1905 г., Филарет, епископ Вятский и Слободской. Деятельность каждого председателя отразилась на становлении и развитии Вятского отдела. Его цели сводились к обеспечению материальной базы Общества на Святой Земле посредством сборов на Пасхальной неделе и во время чтений о Святой Земле, а также к ведению религиозно-просветительской работы среди местного населения Вятской губернии.

В 1894 г. при поддержке центральной власти епископ Вятский и Слободской Алексий взял на себя обязанности по ведению деятельности отдела Общества на Вятской земле. В развитии Вятского отдела принимали участие представители различных слоев населения. Необходимо отметить, что Православное общество, в первую очередь, являлось организацией религиозного плана, поэтому преобладающее количество членов отделов, в частности, и Общества в целом, были напрямую связаны с церковью. Сюда входили и люди, связанные с системой образования, медициной, чиновничьим аппаратом, купечеством. Это было необходимо для полноценной организации деятельности каждого отдела и самого Православного Палестинского общества. Взаимодействие представителей различных слоев населения позволяло шире охватить все проблемы Общества и наиболее эффективно помочь его представителям в их деятельности на Святой Земле. Население принимало непосредственное участие в развитии отделов Общества и его деятельности в библейском регионе через пожертвования и участие в чтениях, проводимых членами каждого отдела.

Важную роль в становлении и развитии Вятского отдела Императорского Православного общества играли его активные члены. Деятельность Вятского отдела во многом зависела от его правящего состава, который нес ответственность за активную работу по всем направлениям. Председателю отводилась руководящая и контролирующая роль. Исключение составлял первый председатель - епископ Вятский и Слободской Алексий, который стал одним из главных инициаторов создания Вятского отдела и расширения его просветительской деятельности.

Первый председатель Вятского отдела общества Алексий, епископ Вятский и Слободской, был, по оценке современников, личностью многогранной и неоднозначной. Алексий, в миру Алексей Алексеевич Опоцкий, родился в 1837 г. "в селе Шкнятине Порховского уезда Псковской губернии и учился в псковской семинарии, из которой перешел в Петербургскую духовную академию" 3. По окончании академии в 1863 г. со степенью кандидата богословия он стал главным корреспондентом официальной газеты "Северная Почта", а с 1864 г. началась его педагогическая карьера. Ему была присуждена степень кандидата богословия за сочинение "Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении".

В 1864 - 1866 гг. он был инспектором в Виленском духовном училище, а в 1865 г. - законоучителем в Виленской женской гимназии и других школах. По принятии священства стал наставником виленской Николаевской церкви и в 1866 - 1871 гг.

- учителем женской гимназии. В 1871 - 1891 гг. Алексий был переведен в г. Гродно, занял место протоиерея при Софийском соборе и должность законоучителя при местной классической гимназии. В эти годы Алексий занимался распространением православия, "в целях христианско-просветительной благотворительности, для проведения в жизнь тамошнего общества начал православия и русской народности им было учреждено в 1882 г. "православное Свято-Софийское братство в память Царя - освободителя"" 4. После смерти жены в 1891 г. отец протоиерей Опоцкий принял монашество, был возведен в сан архимандрита и назначен ректором литовской ду-

стр. 142

ховной семинарии (1891 - 1893 гг.). В 1893 г. Алексий получил должность епископа балахнинского и викария нижегородской епархии, а в 1896 - 1901 гг. стал епископом Вятским и Слободским. В 1901 г. получил место экзарха Грузии и члена Святейшего Синода, а в 1905 - 1910 гг. стал архиепископом Тверским и Кашинским. После увольнения на покой в 1910 г. Алексий переселился в Москву, где и проживал до своей кончины. Он был назначен сверхштатным членом Московской Синодальной конторы и оставлен членом Синода. В эти годы он проживал в Донском монастыре иконы Божией матери, управляя им.

За свое короткое пребывание в Вятке в качестве епископа Вятского и Слободского, а также, будучи председателем Вятского отдела Православного Палестинского общества, Алексий занимался просветительской и административной деятельностью, оставив о себе добрую память в сердцах священнослужителей и прихожан. "Вятская епархия долго не забудет тебя, как своего бывшего любвеобильнейшего архипастыря и редкой души человека, вносившего всюду с собой жизнь, мир, радость и счастье!" 5.

В 1903 г. место председателя отделения Общества занял епископ Вятский и Слободской Никон, а через год - преосвященнейший Филарет. Никон стоял во главе епархии и отдела около года, поэтому его вклад незначителен. Новый епископ Вятский и Слободской Филарет занимал данное место длительное время, вел активную просветительскую деятельность и был инициативным членом вятских организаций. Епископ Филарет был не слишком популярен в Вятке, "известный своею неудачною административною деятельностью" 6. В Вятском отделе его роль председателя в большей мере была номинальной.

В состав Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества длительное время входил епископ Глазовский Варсонофий (Курганов). Необходимо отметить, что "в наиболее обширных и населенных епархиях еще в XIX в. было разрешено создавать викариатства" 7. Варсонофий, епископ Глазовский, занимал этот пост продолжительное время. Он был сыном пензенского священника, окончил семинарию и начал службу в приходе. Смерть жены подвигла его на поступление в Казанскую Духовную Академию и принятие монашеского пострига. Варсонофий служил инспектором, а затем ректором ряда семинарий. В 1894 г. его назначили в Глазов викарным епископом Вятской епархии, где прошел наиболее плодотворный период его деятельности. Владыка Варсонофий был любим прихожанами и духовенством, занимался многими важными делами, среди которых было членство в Вятском отделе Императорского Православного Палестинского общества.

Члены Общества должны были вносить членские взносы в зависимости от своего положения, о чем неоднократно упоминалось на собраниях Вятского отдела. Им рассылались напоминания о выплатах, которые непосредственно составляли казну отделения и шли на нужды книгопечатания.

Как уже говорилось, цели Вятского отдела Православного Палестинского общества сводились к обеспечению материальной базы Общества на Святой Земле посредством сборов на Пасхальной неделе, во время чтений о Святой Земле. Члены общества должны были созывать собрания для обсуждения деятельности отдела в просветительском плане развития знаний о Святой Земле среди местного населения. Лица, побывавшие в Палестине, проводили беседы и чтения с разными слоями населения Вятской губернии. Общество распространяло литературу о деятельности Православного общества на Святой Земле, занималось издательской деятельностью.

Вятский отдел Императорского Православного Палестинского общества также занимался кружечным сбором в пользу Святой Земли. На каждом собрании ставилась цель проследить за сбором средств. Так, на собрании 11 марта 1898 г. речь шла "о правильной постановке Вербного сбора за церковными службами в течение шестой недели Великого поста" 8, о чем должно было напомнить старостам и настоятелям церквей. Кружечный сбор был постоянной задачей Общества, о которой упоминается во всех его отчетах. Пожертвования на нужды Святой Земли "в кружку или на блюдо при чтениях" 9 не должны были смешиваться с Вербными сборами, потому что первый сбор шел в отдел Общества, а второй - в Духовную консисторию.

22 марта 1899 г. на Вятской земле была организована комиссия по кружечному сбору под руководством Александра Ивановича Трапицына, что позволяло яснее понять ситуацию, сложившуюся со сборами. Средства поступали в отдел под ответ-

стр. 143

ственность одного человека, поэтому они могли распределяться более эффективно, а их поступление строго регламентировалось. Для увеличения поступлений в казну Общества печатались "в губернских и епархиальных ведомостях объявления о сборе пожертвований на Вербной неделе" 10. Так, например, в 1892 г. в "Вятских Епархиальных ведомостях" было напечатано объявление о сборе средств в пользу Императорского Православного Палестинского общества в день Входа Господня в Иерусалим. Кроме того, для сбора "заблаговременно... из Консистории препровождаются по церквам епархии надписи для блюд и кружек, а равно и воззвания и беседы для бесплатной их раздачи" 11, а за неделю до дня сбора к наружным дверям церкви должно было быть прикреплено воззвание Общества о сборе. Прихожане Вятской губернии знакомились, "посредством проповеди, с значением и целью сбора, а также бесплатною раздачею доставленных бесед"12. Таким образом, члены Вятского отдела Православного Палестинского общества активно занимались решением вопросов, связанных со сбором средств на нужды Общества и его деятельности на Святой Земле.

Однако денежные сборы не были единственной темой для обсуждения на собраниях. На годовом собрании подводились итоги деятельности отдела в прошедшем году, казначей выступал с отчетом о поступлениях и расходах денежных средств. Проводилось также обсуждение вопроса по организации чтений о Святой Земле.

Неграмотность населения, неразвитость религиозной жизни, сводившейся к обрядам, были приемлемы в XIX в., но в начале XX в. ситуация изменилась: интерес народа к чтению возрос, повысились грамотность и желание получать знания. Это требовало совершенствования системы образования, изменения в просветительской работе, сближения простого народа и интеллигенции. Члены Вятского отдела Общества содействовали в образовательно-просветительской деятельности духовенству и стремились внести свой вклад в эту работу: развивали школьное образование, расширяли кругозор и знания населения по истории христианства, Святой Земли и иным вопросам.

Чтения о Святой Земле были неотъемлемой частью работы каждого отдела. Население мало знало о проблемах и жизни арабского населения, а также о Святой Земле. Поездки туда, несмотря на многочисленный поток паломников, были доступны далеко не всем, поэтому Общество стремилось просветить не только население Востока, но и верующих Российской империи. В отчете за 1898 - 1999 гг. говорилось о возобновлении чтений о Святой Земле и самом Обществе в Вятке и уездных городах Вятской губернии, на ее заводах, в слободах и торговых селах: "Распорядителем назначить преподавателя Вятского епархиального женского училища Николая Григорьевича Гусева и помощника смотрителя Духовного училища Сергея Семёновича Липягова, посетившего летом 1898 г. Святую Землю" 13. Чтения о Святой Земле подразумевали также и посильный сбор средств по их окончании и раздачу бесплатных книг, брошюр и листов.

Так, в 1899 г. чтения проводились в зале Общественного Собрания, в епархиальном женском училище, в мужском Духовном училище, в образцовой школе при епархиальном училище и в доме трудолюбия, в образцовой школе при Вятской Духовной семинарии, в помещениях 3-го приходского градского училища. Чтения велись Н. Г. Гусевым и С. С. Липяговым с демонстрацией "туманных картинок". А в 1903 - 1904 гг. эти же чтения проводились в образцовой школе при духовной семинарии, в зале епархиального женского училища, в Духовном училище, в аудитории Вятского губернского земства, в аудитории Вятского уездного попечительства о народной трезвости 14. Эти чтения "в значительной мере способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Св. Земле, целях и деятельности Палестинского общества" 15. Императорское Православное Палестинское общество оказывало Вятскому отделу помощь в проведении таких чтений посредством обеспечения его необходимыми брошюрами, листками и видами Святой Земли.

Таким образом, круг деятельности Вятского отдела Общества был достаточно широк и направлен на улучшение финансового положения Общества и роста знаний о Палестине среди местного населения. Эти задачи достигались посредством сотрудничества членов отдела Общества и населения Вятской губернии. Организация чтений о Святой Земле, проводимых паломниками в учебных и общественных заведениях Вятки, являлась одним из наиболее важных направлений деятельности Вятского

стр. 144

отдела Православного Палестинского общества. Вятский отдел вел активную религиозно-просветительскую деятельность в Вятской губернии, просвещая и распространяя знания о деятельности Православного Палестинского общества, истории и жизни на Святой Земле среди местного населения.

Примечания

1. Циркуляр-отчет о деятельности ИППО. 1904 - 1905 гг.

2. Очерки истории Вятской епархии (1657 - 2007): 350-летие Вятской епархии. Вятка. 2007, с. 268.

3. Алексий (архиепископ) (1837 - 1914): некролог. - Исторический вестник. 2.II.1915, кн. 2, с. 705.

4. Там же, с. 705.

5. Архиепископ Алексий (некролог) (1837 - 1914). - Вятские Епархиальные Ведомости. 1915, N 1 - 2, с. 19.

6. К духовенству. - Вятская речь. 9.V.1910, с, 2.

7. Очерки истории Вятской епархии, с. 273.

8. Отчет Вятского отдела Императорского Палестинского общества за 1898 - 1899 г. Вятка. 1889, с. 4.

9. Там же.

10. Отчет Вятского отдела Императорского Палестинского общества за 1899 - 1900 г. Вятка. 1900, с. 4.

11. Вятские Епархиальные ведомости. 1892, N 4, с. 72.

12. Там же, с. 72 - 73.

13. Отчет Вятского отдела Императорского Палестинского общества за 1898 - 1899 г., с. 5.

14. Отчет Вятского отдела Императорского Палестинского общества за 1903 - 1904 г. Вятка. 1904, с. 5.

15. Об устройстве народных чтений о Святой Земле в 1900 - 11901 году. - Вятские Епархиальные ведомости. 1900, N 23, с. 506.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Вятский-отдел-Императорского-Православного-Палестинского-общества-в-конце-XIX-начале-XX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. Ю. Половникова, Вятский отдел Императорского Православного Палестинского общества в конце XIX - начале XX в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.03.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Вятский-отдел-Императорского-Православного-Палестинского-общества-в-конце-XIX-начале-XX-в (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. Ю. Половникова:

М. Ю. Половникова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
457 просмотров рейтинг
16.03.2020 (1495 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Вятский отдел Императорского Православного Палестинского общества в конце XIX - начале XX в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android