Libmonster ID: RU-15764
Автор(ы) публикации: Н. П. ТАНЬШИНА

Вплоть до начала XIX столетия вопросы войны и мира являлись прерогативой монархов, государственных деятелей и философов. Только после Французской революции конца XVIII в. и наполеоновских войн возникают общественные неправительственные пацифистские ассоциации. Объединение граждан в общества под названием "Друзья мира" началось в Великобритании и США. В обеих странах организацией обществ мира занимались главным образом лидеры евангелистской христианской церкви, т.е. люди либеральные, здравомыслящие, стремящиеся претворить в жизнь проповеди Евангелия и выступить против бессмысленной смерти ради абстрактных государственных интересов. В 1816г. различные протестантские группировки - диссентеры, квакеры, евангелические и даже несколько государственных обществ, принадлежавших к англиканской церкви, - объединились в Общество за установление прочного всеобщего мира, именуемое также Лондонским обществом мира.

На территории континентальной Европы первой открыто признанной организацией такого рода стало Общество мира, созданное в Женеве в декабре 1830 г. графом Жан-Жаком де Селлоном (1782 - 1839). Имя этого человека, стоявшего у истоков европейского пацифизма, предвестника "духа Женевы", в России известно разве что специалистам по истории пацифизма. В отечественной историографии нет ни монографии, ни даже статьи о жизни графа де Селлона. В зарубежной науке Селлону повезло немногим больше: несмотря на обширное документальное наследие графа, книги, посвященной его деятельности, тоже нет. Удалось найти лишь одну обстоятельную статью швейцарских ученых, где говорится о взглядах и общественной деятельности де Селлона1, а также статью американского исследователя С. Купера, в центре внимания которого - деятельность европейских обществ мира2.

* * *

Жан-Жак де Селлон родился 20 января 1782 г. в Женеве, в семье Жана де Селлона и Анны Монц. Его предки были французскими протестантами, проживавшими в Ниме и вынужденными покинуть родину после отмены в 1685 г. Нантского эдикта и начала гонений на гугенотов3.

Семья Селлонов разбогатела на торговле шелком; в 1699 г. женевская верхушка допустила Селлонов в свои ряды. Дед Жан-Жака, Жан-Франсуа, владелец замка Алламан,


Таныиина Наталия Петровна - доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории Московского государственного педагогического университета.

1 Rens I., Giesen K. -G. Jean-Jacque de Sellon: pacifiste et precurseur de "l'espri de Geneve". -Schweizerische Zeitschrift fur Geschichte, N 35, 1985.

2 Купер С. Деятельность Европейских обществ мира (1815 - 1871). - Пацифизм в истории. М., 1997.

3 По Нантскому эдикту (1598 г.), завершившему период Религиозных войн во Франции, французские протестанты-гугеноты получали право исповедовать свою веру вне Парижа, созывать периодические собрания, посылать своих представителей в столицу для прямых сношений с королем. Гарантией этих прав являлись 200 крепостей, оставленных за гугенотами.

стр. 101

был женевским министром короля Людовика XV. Отцу Жан-Жака императором Иосифом II в 1786 г. был пожалован титул графа Священной Римской империи.

Об образовании Селлона сохранилось мало сведений. Известно, что до восьмилетнего возраста мальчик получал домашнее образование. Его наставником был молодой протестант Пьер Виц, оказавший заметное влияние на формирование личности и мировоззрения ученика. Именно воспитателю юный Жан-Жак был обязан глубоким интересом к теологическим проблемам и филантропии, именно Виц обучил его немецкому языку. Впоследствии Виц стал пастором во французском Кольмаре, но еще долгое время продолжал переписку со своим учеником.

В 1790 г. вместе с родителями Жан-Жак отправился в Италию. Там они пробыли четыре года, и с этим периодом жизни Селлона как раз и связан его интерес к проблематике смертной казни. В 1793 - 1794 гг. семья проживала в Тоскане. Здесь Жан-Жак узнал об отмене смертной казни великим герцогом Леопольдом. Юного графа поразил тот факт, что упразднение этой меры наказания не привело к росту количества преступлений.

Отвращение к смерти и войне усилилось у него по возвращении на родину. Проезжая через Тироль, Баварию и Швабию, где происходили военные действия, связанные с революционными войнами в Европе, Жан-Жак был потрясен зрелищем множества убитых людей на берегах Рейна. В Женеве он погрузился в штудирование юридической и теологической литературы, посвященной смертной казни.

1794 - 1800 гг. Жан-Жак провел в семейном замке Алламан, в пригороде Женевы, время от времени наведываясь в женевский особняк семьи, расположенный в доме номер 2 по улице Де Гранж. Один из таких визитов в город, в апреле 1798 г., совпал со вступлением туда французской армии. Это событие произвело на молодого человека неизгладимое впечатление. "Я содрогнулся, увидев французов у Корнавенских ворот... -писал он. - Осознав, что они (эти ворота. - Н. Т.) впервые охраняются иностранными войсками, я готов был взять в руки шпагу (в возрасте 16 лет), чтобы помешать французским солдатам сорвать с моей шляпы женевскую кокарду, с которой я не собирался расставаться. С этого самого дня я испытывал глубокое сочувствие к народам, страдающим от утраты своей идентичности"4.

С 1800 г. основным местопребыванием молодого графа стала Женева. В то же время он активно путешествовал по Европе. Являясь восторженным поклонником Наполеона, в 1806 г. Жан-Жак присутствовал на его коронации в Дуомском соборе Милана и вскоре оказался при дворе императора. Наполеон назначил Селлона своим камергером, а потом возвел в кавалеры ордена Воссоединения5. Такой, на первый взгляд, неожиданный карьерный взлет не обошелся без протекции со стороны сестер Жан-Жака. Старшая, Жанна-Виктория (1777 - 1849), была женой барона Ла Турби (1758 - 1814), камергера Наполеона, чрезвычайного министра Сардинского короля в Петербурге, и являлась фрейлиной Полины Бонапарт, сестры Наполеона6. Младшая, Аделаида-Сюзанна (1780 - 1846), в 1805 г. вышла замуж за Мишеля Бензо Кавура (1781 - 1850), ставшего в 1809 г. бароном Империи и камергером Камилло Боргезе, шурина Наполеона7.

После смерти отца в 1810 г. Жан-Жак, единственный его наследник, возвратился в Женеву, принял во владение семейные земли и замок Алламан, женевский особняк, а также торговлю шелком. Став владельцем значительного состояния, он воспользовался им, с одной стороны, для филантропической деятельности, с другой - для приобре-


4 Цит. по: Rens I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 263.

5 Орден Воссоединения (l'Ordre Imperial de la Reunion) был учрежден Наполеоном в 1811 г. после аннексии королевства Голландии. Этот титул Селлон сохранил до падения Первой империи во Франции.

6 После смерти барона баронесса де Селлон де Ла Турби в 1815 г. вышла замуж за герцога Клермон-Тоннера (1769 - 1837), маршала Франции.

7 От этого брака родился будущий премьер-министр Италии Камилло Бензо Кавур.

стр. 102

тения в 1819 г. в пригороде Женевы деревни, названной им Ля Фнэтр и превращенной в летнюю резиденцию8. Кроме того, Селлон регулярно проводил работы по реконструкции замка Алламан, что тоже требовало существенных затрат. 31 марта 1813 г. Жан-Жак женился на Александрине Франсуазе Сесилии де Будэ Буасси (ок. 1790 - 1863), один из предков которой был министром французского короля Франциска І В этом браке родились четыре дочери.

31 декабря 1813 г. в Женеву вступила австрийская армия. Первое же французское укрепление сдалось без боя под восторженные крики толпы. Жан-Жак приветствовал освобождение родного города. Более того, когда в мае 1814 г. швейцарский сейм отправил военный контингент для отражения наступления французской армии генерала Суше, Селлон, считая себя свободным от присяги Бонапарту, занял должность командующего милицией.

С этого времени двери замка Алламан и женевского особняка были открыты для влиятельных европейских политиков, интеллектуалов и аристократов. Гостями де Селлона были знаменитый пианист Ференц Лист, писательница Жорж Санд, российский министр иностранных дел и первый правитель независимой Греции граф И. Каподистрия, императрица Жозефина и многие другие.

По результатам Венского конгресса Женева была присоединена к Швейцарской Конфедерации. Реставрированная женевская республика приняла новую Конституцию. В 1816г. Селлон стал членом высшего законодательного органа Женевы - Верховного представительного Совета. Верный аболиционистским убеждениям, он надеялся найти в Совете почву, благодатную для реализации своих замыслов. В течение 10 лет, по его собственным словам, он обращался к Совету с предложениями упразднить смертную казнь9, но безуспешно. Участие в Совете не оправдало его надежд, и, стремясь вызвать интерес общественности к своему делу, Селлон в 1826 г. решил организовать публичный конкурс на написание работы, посвященной необходимости отмены смертной казни10.

Деятельность графа де Селлона в Женеве не ограничивалась исключительно борьбой за упразднение смертной казни. Истинный патриот своего города, называвший себя "сначала женевцем, а потом уже швейцарцем", он мечтал, чтобы Женева была в "авангарде прогресса", а также увековечила память людей, ее прославивших, - прежде всего Жана Кальвина и Жан-Жака Руссо, которых Селлон глубоко почитал и чьи высказывания постоянно цитировал на страницах своих работ. Поэтому он с большим рвением взялся за организацию подписки по сбору средств для создания памятника Руссо, который планировалось соорудить на острове Берж. Идея эта была реализована, и 24 февраля 1835 г. Селлон присутствовал на торжественной инаугурации.

Возведение памятника Кальвину оказалось делом более сложным. Для Селлона Кальвин, которого он идеализировал, являлся не просто великим церковным реформатором, но и талантливым политиком, "законодателем швейцарской республики". Убежденный защитник религиозной и политической толерантности, граф, тем не менее, оправдывал жесткие, а порой жестокие действия Кальвина на посту главы женевской консистории и его нетерпимость к религиозным оппонентам "духом времени". Например, обосновывая казнь Мигеля де Сервета, знаменитого реформатора и ученого, Селлон отмечал: "В том, что Сервет стал жертвой нетерпимости, виновато скорее время, нежели люди, осудившие его на казнь, поскольку они были уверены в том, что


8 Селлон назвал эту деревню Ля Фнэтр, т.е. "окно", объясняя свое решение тем, что счастлив иметь окно, через которое может видеть самое красивое зрелище: восход солнца над Монбланом и Женевское озеро. См. Sellon J. -J.Recueil de lettres adressees aux Archives de la Societe de la paix par son president. - Sellon J. -J. Ecrits divers. Geneve, 1832, p. 252.

9 Traduction litterale du Preambule du code de Leopold, grand-due de Toscane au vertu duquele il a aboli la peine de mort dans ses Etats, accompagnee de quelques notes de M. de Sellon. - Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 3.

10 Ibidem.

стр. 103

действуют в соответствии с принципами правосудия и поступают точно так же, как все тогдашние правители"11.

Итак, Селлон выступил с инициативой открытия подписки по сбору средств на создание памятника Кальвину, приуроченного к 300-летнему юбилею Реформации, в главном храме города, соборе Святого Петра12. Однако вследствие происходившей тогда борьбы между представителями различных протестантских конфессий его предложение не было поддержано юбилейным комитетом по Реформации. Селлон же, напротив, надеялся, что организация подписки будет способствовать сближению кальвинистской церкви и "сектантов". Не найдя поддержки со стороны властей, он решил взять инициативу в свои руки и лично организовал сбор средств. Помимо этого, 17 августа он обратился в Совет Женевы с предложением выделить место для закладки первого камня памятника Кальвину. Власти заявили, что не могут принять столь поспешное решение, и тогда Селлону пришла в голову мысль водрузить закладной камень на террасе своего женевского дома, где бы тот и находился до тех пор, пока власти не придут к согласованному мнению. Однако место для памятника выбрано так и не было, и проект остался на бумаге.

Неудача в этом деле только лишний раз демонстрирует веру графа в силу просвещения и воспитания, которую разделяло большинство мыслителей XIX в. Конечно, просветительские проекты - сооружение монументов, увековечивание памяти исторических деятелей и организация публичных конкурсов различного рода - носили в основном элитарный характер. После упомянутого конкурса 1826 г. Селлон в 1834 г. предложил Женевскому общественно-полезному обществу провести конкурс на создание лучшего проекта соединения Рейна со Средиземным морем через Швейцарию с тем, чтобы Женева стала "морским портом", и учредить приз в размере 200 франков. Но, как и в случае с проектом памятника Кальвину, эта идея, выдержанная в сен-симонистском духе, не получила поддержки.

Граф де Селлон был автором и многих других предложений к представительному Совету Женевы. Он выступал за понижение избирательного ценза, повышение фиксированного жалованья священникам, установление праздника в честь прибытия в Женеву первого швейцарского гарнизона со времени реставрации Республики и, особенно, за расширение права законодательной инициативы представительного Совета13.

Что касается участия Селлона в политической жизни Швейцарской конфедерации в целом, то она была гораздо скромнее и ограничивалась главным образом публикацией писем швейцарским политикам с целью стимулировать их интерес к делу пацифизма как в Швейцарии, так и за ее пределами. Широко известный в Европе, Селлон состоял во множестве обществ, в частности, являлся членом Женевского общественно-полезного общества, членом и почетным директором Американского общества мира, членом-корреспондентом Английского общества по упразднению смертной казни, членом Общества искусств в Женеве, членом-корреспондентом Общества сельского хозяйства, наук и изящных искусств Макона, членом академий Безансона, Страсбурга, Макона и Аббевиля.

Из всех инициатив, предпринятых им, создание Общества мира в декабре 1830 г. представляло собой наиболее важное и значимое по последствиям событие не только для Женевы, но и для всего мира. Была создана первая на Европейском континенте международная неправительственная организация, ставшая провозвестником особого международного статуса Женевы.

Катализатором обращения Селлона к вопросам борьбы за мир между народами и пацифизму послужили события 1830 г., а именно волна революций, прокатившаяся по


11 Sellon J. -J. Melange. - Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 272.

12 В 1535 г. протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а собор Святого Петра из католического превратился в протестантский.

13 Quelques observations de M. de Sellon sur l'ouvrage intitule: Necessite du maintien de la peine de mort, tant pour les crimes politiques que pour les crimes prives. Geneve, 1831, p. 231.

стр. 104

Европе вслед за июльскими событиями 1830 г. во Франции. Июльская революция вызвала волнения в некоторых швейцарских кантонах, всколыхнула Бельгию, итальянские государства, Польшу. Несмотря на то, что Селлон отвергал революционный способ действия, Июльскую революцию он оправдывал, воспринимая ее как логичное следствие антиконституционной политики Карла X, и подчеркивал ее прогрессивный характер. "То, что это событие породило прогресс, - писал он, - отвлекло меня от мысли об огромном потрясении, которое всегда производит в Европе ниспровержение системы наследования власти в великой монархии"14.

Позже Селлон вспоминал, какое впечатление произвело на него известие об Июльской революции: "Я мирно проводил вечер в кругу семьи, в своей летней резиденции Ля Фнэтр, когда примчался запыхавшийся слуга из Женевы и сбивчиво сообщил, что в Париже произошла великая революция, что король бежал, что за его голову назначили цену, что герцог Орлеанский провозглашен королем и повсюду развевается трехцветное знамя. Я заставил его трижды повторить конец фразы, поскольку без триколора данное событие могло быть всего лишь дворцовым переворотом, а так, напротив, являлось огромной социально-политической революцией. Водружение триколора заставило меня задуматься о том, что революция 1789 г., остановленная 18 брюмера, вновь возобновила свой ход 30 июля 1830 г., но уже имея опыт, обретенный очень дорогой ценой, ценой 4 млн. жизней15 и суровых испытаний, порожденных сначала анархией, затем военным деспотизмом"16.

Как и французские либералы, Селлон подчеркивал умеренный характер Июльской революции и, несмотря на сопровождавшие "три славных дня" баррикадные бои и беспорядки, отдавал должное чувству умеренности парижан. Он писал: "Я усматриваю единодушие во взглядах как сторонников, так и противников этой революции в их признании благоразумия парижан в ходе данного кризиса. Из этого я сделал вывод, что в нынешних условиях возвращение террора невозможно"17.

Особенно графу де Селлону импонировало то обстоятельство, что среди либералов-орлеанистов, которых Июльская революция привела к власти, было много членов Общества христианской морали (А. Тьер, А. Ламартин, А. Токвиль). Одной из целей этого общества провозглашалась борьба за "царство мира на земле"18, а это было созвучно взглядам самого Селлона, вселяло в него уверенность и подтверждало интернациональный характер защищаемого им дела.

Действительно, французские либералы во главе с королем Луи Филиппом, хотя и пришли к власти в результате революции, выступили с идеей проведения умеренного и компромиссного курса в области внешней политики, отказавшись от "экспорта революции" и насильственного распространения либеральных ценностей в Европе. Такой курс был горячо поддержан Селлоном, высоко оценивавшим внешнеполитические декларации тогдашнего главы французского кабинета К. Перье. В частности, анализируя его выступление на заседании палаты депутатов 7 марта 1832 г., когда внимание всей Европы занимало решение бельгийского вопроса19 на Лондонской конференции, Селлон подчеркнул, что в речи Перье он нашел слова, "применимые ко всем временам и ко


14 Sellon J. -J. Recueil de lettres adressees aux Archives de la Societe de la paix par son president. -Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 200.

15 Селлон имеет в виду людские потери Франции за годы революции и наполеоновских войн, которые, по данным современных исследователей, составили 2 млн. человек.

16 Sellon J. - J. Recueil de lettres.., p. 195 - 196.

17 Ibid., p. 196 - 197.

18 Ibid., p. 197.

19 25 августа 1830 г. под непосредственным влиянием Июльской революции во Франции в Брюсселе тоже вспыхнула революция. Она охватила все крупнейшие города Бельгии и привела к отделению Бельгии от Голландии и образованию первого в ее истории независимого государства. Понадобилась Лондонская конференция 1830 - 1831 гг. великих держав, чтобы обеспечить нейтралитет Бельгийского королевства.

стр. 105

всем государствам", созвучные принципам созданного им Общества мира20. В качестве предостережения человечеству он привел высказывание французского министра о том, что в современных условиях "не может быть локальной войны, которая не грозила бы почти немедленно превратиться в войну всеобщую"21.

Селлон придавал огромное значение деятельности Лондонской конференции, воспринимая ее как пример решения сложнейших международных проблем. Он справедливо утверждал, что именно в ходе обсуждения бельгийской проблемы на конференции российский император Николай I был вынужден отказаться от идеи организации вооруженной интервенции в Бельгию с целью восстановления власти короля Вильгельма И22. Весьма обоснованной посчитал Селлон и позицию, занятую королем Луи Филиппом по вопросу о будущем главе бельгийского государства: как известно, Луи Филипп отказался от бельгийской короны для своего сына герцога Немурского, понимая, что восшествие французского принца на бельгийский престол может привести к дальнейшей дестабилизации ситуации как в самой Бельгии, так и во всей Европе23.

Таким образом, внимание Селлона было всецело приковано к общеевропейским проблемам начала 1830-х годов. Он видел, как революционная искра, вспыхнувшая в одной стране, вот-вот воспламенит весь континент, и писал, что Июльская революция "спровоцировала ужасное потрясение"24 в Европе. В то же время, будучи свидетелем решения международных проблем за столом переговоров, он отмечал, что "в современных условиях конференции являются насущной необходимостью цивилизации; они - один из самых достойных ее плодов, поскольку содействуют триумфу разума над силой"25. Идея коллективного решения международных проблем, недопущение войны в Европе -суть Венской системы международных отношений, созданной после окончания наполеоновских войн на конгрессе в Вене в 1814 - 1815 гг. Селлон называл Венский конгресс, а также Священный союз примерами коллективного решения международных проблем.

События в Европе начала 1830-х годов стали для графа Селлона почвой для размышлений, а также для активных действий по созданию Общества мира. По его замыслу, общество должно было функционировать на постоянной основе, а не время от времени для решения неожиданно возникающих споров. "Неужели к 1830 г. все уже забыли о том, что в 1814 - 1815 гг. величайший генерал современности был лишен трона решением конгресса в соответствии с официально провозглашенным мотивом, будто бы его власть была несовместима с достижением всеобщего мира?"26, - писал Селлон и призывал к созданию постоянно действующего конгресса, который бы функционировал не с целью "детронизации монархов, а для освобождения народов от военных бедствий"27.

Революционные события в Европе, без сомнения, подвигли Селлона обратиться к проблематике пацифизма, но его пацифизм находился в прямой зависимости от воспитания, религиозности, а также юношеского опыта.

Граф де Селлон - это прежде всего либерал, хотя его мировоззрению присуща эклектичность. По его собственным словам, он не являлся сторонником какой-то определенной доктрины. Селлон не создавал абстрактных теоретических трудов, не был кабинетным мыслителем, а живо реагировал на волновавшие его проблемы, отражал их на бумаге в виде публицистических работ, статей и в подходящий момент отдавал их в печать, благо материальные проблемы у него отсутствовали.


20 Sellon J. -J. Recueil de lettres.., p. 181.

21 Ibid., p. 183.

22 Ibid., p. 185.

23 Ibid., p. 201.

24 Ibid., p. 200.

25 Ibid., p. 183.

26 Sellon J. -J. Voeux adresses au futur congres. Geneve, 1830, p. 12.

27 Ibidem.

стр. 106

Базовой ценностью для Селлона как для христианина и либерала являлась идея неприкосновенности человеческой жизни. Причем он исходил не столько из естественно-правовой теории, сколько из христианской традиции. Протестант, Селлон выступал за свободу совести, за диалог с католиками, за толерантность в отношениях между протестантами различных направлений. Он писал: "Я, скорее, всегда сокращал, нежели расширял круг своих религиозных предпочтений... Особенно я выделял Нагорную проповедь. Мне кажется, в ней есть все самое главное, что позволяет говорить о превосходстве христианской религии над всеми остальными, особенно в том, что касается прощения обиды. Когда-нибудь это обязательно приведет к упразднению дуэлей, войн и смертной казни, закрывающих дверь этому прощению, во всяком случае в этом мире"28.

Религиозность Селлона - либеральная будь то по отношению к квакерам, будь то по отношению к католикам - в тогдашней Женеве была редкостью29. "Я надеюсь, - писал он, - что однажды протестант сможет высказаться с чувством глубокого уважения о святом Франциске, а католик признает, что Кальвин направил реформаторское движение в верное русло"30. И продолжил эту мысль в другой работе: "Когда я выступаю за упразднение смертной казни, я обращаюсь равным образом к римским католикам, кальвинистам, лютеранам, квакерам, моравским братьям, методистам, англиканам, греческим схизматикам, ко всем тем, кто признает Евангелие в качестве основы своей веры и всеобщей морали"31.

Особенно Селлону импонировала идеология квакеров, "друзей", и непосредственно идеи У. Пенна, основателя колонии Пенсильвания. Для квакеров были характерны простота (в религии, общении, одежде, пище) и терпимость - ценности, ставшие впоследствии для американцев хрестоматийными. Селлон заметил: "Провидение породило квакеров, чтобы доказать, что можно построить общество, не требуя от его членов принесения в жертву религиозных мнений; не требуя от них клятв, зачастую порождающих клятвопреступления; не требуя от них пролития крови себе подобных"32. Несмотря на то, что квакеров часто критиковали за некий сектантский дух, Селлон полагал, что именно им свойственна идея мира в самом широком толковании этого слова.

Помимо морально-этических оснований приверженность Селлона делу борьбы за мир базировалась на его верности идеям экономического либерализма. Он писал: "Доктрина laissez faire, laissez passer представляется мне насущной необходимостью нашего времени, и единственная роль, которую может играть государство, заключается в максимальном развитии средств коммуникаций"33. Под "коммуникациями" Селлон имел в виду навигацию, развитие прессы и промышленности, а также использование телеграфа.

Несмотря на то, что созданное им Общество мира базировалось на религиозных принципах, во главу угла ставились практические и экономические задачи. Проекты касались самых разнообразных сфер - от исправительных заведений до строительства каналов. Селлон полагал, что в условиях интенсивно развивающейся техники, в век технической революции, прогресса, экономические контакты и связи между нациями усиливаются, и это должно стать почвой для преодоления конфликтов и сближения. "Коммуникации между народами - это главный залог мира... - подчеркивал он. - Сначала евангелические миссии, затем караваны - вот единственные легитимные завое-


28 Цит. по: Rens I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 268.

29 В Швейцарии в 1840-е годы происходили настоящие столкновения между католическими кантонами, объединившимися в союз Зондербунд, и протестантскими. В 1847 г. они переросли в военные действия, закончившиеся принятием в 1848 г. новой конституции, превращавшей Швейцарию в федерацию и уменьшавшей степень независимости кантонов.

30 Цит. по: Rens I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 269.

31 Quelques observations de M. de Sellon..., p. 244.

32 Цит. по: Rens I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 268 - 269.

33 Ibid., p. 270.

стр. 107

вательные средства XIX в."34 Войну Селлон отрицал не только как несовместимую с принципом неприкосновенности человеческой жизни, но и как противоречившую материальному развитию цивилизации. Будучи убежденным сторонником политики Наполеона I, чей военный гений никогда не вызывал у него сомнений35, Селлон негативно оценивал влияние наполеоновских войн на развитие частнопредпринимательской инициативы: "Если Европа сохранила благодарные воспоминания о полезных и славных деяниях правления Наполеона, то она отнюдь не забыла о том, что в те времена собственники не занимались строительством, не рисковали вкладывать капиталы в дорогостоящие предприятия, опасаясь потерять все это в одночасье в условиях постоянной военной угрозы"36.

Селлон верил в технический прогресс и его позитивное влияние на человеческое общество. Убежденный в возможности неограниченного экономического роста, основанного на "полезных" технологиях, он был вдохновлен работами видных экономистов той поры - Ж. -Б. Сея, Ж. -Ш. Сисмонди и И. Бентама, - и писал, что если война "разрушительна для всего рода человеческого", то "промышленные изобретения используют... все потребители, составляющие огромное большинство жителей планеты"37.

Как видим, Селлон был уверен, что рано или поздно война как средство коммуникаций между людьми будет заменена международной торговлей. Объединение народов Европы, считал он, возможно лишь на основе общности и взаимозависимости их экономических интересов.

Являясь сторонником экономического прогресса, Селлон в то же время опасался последствий развития военных технологий. "Невозможно понять, как главы великой цивилизованной нации не стесняются использовать капиталы, накопленные в результате труда и производства, в целях создания машин, предназначенных для уничтожения"38, - негодовал он. А его замечание о том, что сторонники войны как средства решения конфликтов, пытаясь оправдать военные изобретения, утверждают, будто бы "чем разрушительнее механизмы, тем ближе момент наступления мира"39, звучит на удивление современно.

Изучив изменения, происшедшие в сфере военной техники и технологии за годы революционных и наполеоновских войн, Селлон пришел к следующему выводу: "Война стала наукой, использующей все новейшие изобретения с целью создания максимально возможного зла. И какого зла, Бог мой! Зла непоправимого!"40.

Одна из центральных идей в его рассуждениях - идея о необходимости примирения индивидуального интереса с общественным, достижения их согласования. Эта мысль, известная еще со времен эпохи Гуманизма и Просвещения, была весьма актуальна для либералов XIX в. Пройдя через революционные потрясения, европейские мыслители, в том числе и граф де Селлон, были убеждены, что общественный прогресс и благодеяния не могут совершаться в ущерб индивиду, поскольку за абстрактными интересами общества могут быть упущены интересы людей, это общество составляющих. "Все для народа, ничего - за счет народа!", - таким, по его мнению, должно быть жизненное кредо всех мыслителей, политиков и правителей41.

Принципиальный сторонник взаимодействия между властью и гражданским обществом, Селлон полагал, что в XIX в., в условиях возрастания роли общественного


34 Ibid., p. 269.

35 По крайней мере, в опубликованных работах Селлона не удалось обнаружить критических высказываний в адрес Наполеона Бонапарта как на посту Первого консула, так и императора.

36 Sellon J. -J. Reflections sur les suites probables de l'Arbitrage europeen. - Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 13 - 14.

37 Ibid., p. 268.

38 Цит. по: Rens I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 270.

39 Sellon J. -J. Melanges. - Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 269.

40 Sellon J. -J. Recueil de lettres.., p. VI.

41 Ibid., p. 125.

стр. 108

мнения, общество может заявить о себе через создающиеся снизу свободные ассоциации. "Преимущество ассоциации, - писал он, - заключается в следующем... каждый ее участник находит в своем воображении средства для достижения общей цели... Общественно-полезные ассоциации являются, следовательно, противовесом структурам, создаваемым с целью ниспровержения социального сооружения вместо его постепенного исправления. Они заслуживают внимания разумных и просвещенных людей, признающих мощь духа ассоциации... Я призываю людей изо всех сил бороться с макиавеллиевскими доктринами, возводящими в ранг национальной чести завоевание слабой и беззащитной страны, оправдывая государственным интересом кровавые экзекуции, чаще всего являющиеся лишь удовлетворением злобных амбиций или плодом рутины"42.

Одна из задач, поставленных перед Обществом мира, заключалась, по словам Селлона, именно в поиске компромисса между индивидуальной свободой, личными правами и общественным интересом. На страницах своей работы он приводит пример из французской истории времен революции 1789 г., к опыту которой часто обращался: "Французский магистрат, переданный революционному трибуналу за то, что, несмотря на существовавший закон, отправлял деньги своим эмигрировавшим детям, ответил, что он знает лишь один высший закон - он не может допустить, чтобы его семья погибла от голода. Люди, воодушевленные чувством гуманности, ответят так же, как этот магистрат. Они повинуются законам, они призывают подчиняться законам, но в то же время они на коленях будут просить исключения из международного права всего того, что санкционирует акты, ведущие к лишению человеческих созданий такого блага, как жизнь, посредством приговоров или военных деклараций, того, что дает гражданам основание вызывать друг друга на поединки, позволяет обидчику убить оскорбленного под видом восстановления справедливости"43.

Главным средством воздействия на общественное мнение Селлон считал организацию публичных конкурсов. Успех организованного им в 1826 г. конкурса на написание лучшей работы по проблематике смертной казни, широкий международный резонанс, который получил этот конкурс, включая позитивную реакцию высокопоставленных персон, в том числе герцога Луи Филиппа Орлеанского, доказывали правильность выбранной тактики. Именно этот способ Селлон решил использовать и для пропаганды идей пацифизма, борьбы за мир между народами, рассматриваемую им как продолжение борьбы за упразднение смертной казни44. Сторонник свободных ассоциаций, Селлон был убежден, что "вопросы войны и мира должны публично обсуждаться людьми абсолютно независимыми, не имеющими ни прямой, ни косвенной выгоды от войны"45. И такая организация, по его мнению, должна быть создана именно в его родном городе, где уже действовало множество обществ содействия развитию искусства, науки и промышленности и, соответственно, была подготовлена почва для создания новой общественной структуры46.

К середине ноября 1830 г. Селлон отпечатал циркуляр, приглашавший граждан Женевы принять участие в создании Общества мира, и опубликовал программу конкурса на написание сочинения на тему: "О наилучших методах обеспечения всеобщего и постоянного мира". К участию в конкурсе допускались работы, написанные на французском языке, объемом от 100 до 250 страниц. Победитель получал золотую медаль стоимостью 400 франков с выгравированным на ней собственным именем47. Сама работа публиковалась за счет общества. Участникам конкурса было предложено ответить на 14 вопросов, в числе которых были следующие: "С помощью каких учреждений государство может обеспечить внутренний и внешний мир? Какие из существующих ин-


42 Quelques observations de M. de Sellon..., p. 239.

43 Ibid., p. 238 - 239.

44 Archives de la Sosiete de la paix de Geneve. - Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 28.

45 Ibid., p. 30.

46 Ibidem.

47 Ibid., p. 37.

стр. 109

ститутов цивилизованных государств являются наиболее опасными для внутреннего и внешнего мира? Каков был результат введения института постоянных армий в Европе? Каков будет результат трансформации этих армий в милицию? Во сколько обходится Европе содержание постоянных армий?"48.

1 декабря 1830 г. в женевском особняке Селлона собрались 30 человек - женевские пасторы, некоторые члены Представительного совета Женевы, а также английский полковник Галлиф, бывший ректор Женевской академии, шурин Селлона Анри Буассье и мэр Мюлуза Коэлен. Этот день и стал датой основания Общества мира.

Опираясь на опыт американского и английского обществ мира, первые члены Женевского общества выработали Устав, который был опубликован 16 марта следующего года49. Он состоял из 13 основных и одной переходной статьи. 1-я звучала так: "Цель Общества заключается в пропаганде мнения об ужасах войны и о наилучших способах обеспечения всеобщего и постоянного мира"50. Во 2-й статье говорилось о том, что членом общества может стать любой человек, уплачивающий годовой взнос в размере 10 франков. Общество назначало Генеральный комитет в составе 20 членов, который из своей среды избирал Особый комитет из 7 человек (ст. 3-я). Генеральный комитет обновлял свой состав каждые четыре года; вышедшие члены, являвшиеся старейшими в Комитете, могли быть переизбраны (ст. 6-я). Члены Особого комитета, президент, вице-президент, казначей и секретарь назначались на один год и могли быть переизбраны (ст. 6-я). Генеральный комитет собирался, по крайней мере, один раз в три месяца, чтобы заслушать отчет Особого комитета и решить основные вопросы общества (ст. 9-я). Генеральная ассамблея общества заседала в феврале каждого года для заслушивания отчета Генерального комитета по всем вопросам и проведения выборов (ст. 10-я). В переходной статье указывалось, что основателям общества предстоит собраться 15 марта 1831 г. для создания Генерального комитета51. В этот день также был избран Особый комитет, куда вошли Селлон, профессор Буассье, пасторы Абозит, Венд и Рамю, доктор Паншо и член Верховного совета Женевы Мульту. Президентом общества избрали, конечно же, Селлона. Вице-президентом стал Буасси, секретарем - Рамю, казначеем -Мульту52.

Нетрудно заметить, что это общество состояло в основном из представителей женевской элиты. Ни британские пацифисты, ни парижские филантропы, ни члены Женевского общества мира, ставшие первым поколением миротворцев, не проявляли интереса к массовому участию граждан в деле защиты мира. Пропаганда как главный метод действия была обращена лишь к тем, кто обладал властью и влиянием. Когда в 1840-х годах участники чартистского движения заинтересовались антивоенной деятельностью, Английское общество мира проигнорировало их. Группа Ф. А. Ларошфуко-Лианкура в Париже в 1820-е годы и группа Селлона в Женеве связывали свои надежды исключительно с правящей верхушкой.

Устав Женевского общества мира в 875 экземплярах был разослан самым влиятельным персонам, в мэрии и различные общества Европы и Америки. Отклики не заставили себя ждать. Одобрительные письма пришли от прусского короля Фридриха-Вильгельма, короля Баварии Людовика, датского принца Христиана-Фредерика, французского философа Десту де Траси, бывшей королевы Голландии Гортензии, главы французского кабинета министров К. Перье. Английское и американское общества мира также направили свои приветственные послания. Отныне обмен мнениями между Женевским обществом мира и англосаксонскими "коллегами", а также группами, симпатизировавшими им, стали интенсивными. Таким образом, создавалась некая международная сеть, и одним из ее организаторов был Селлон.


48 Ibid., p. 38 - 39.

49 Reglement de la Societe de la paix de Geneve. - Sellon J-J. Ecrits divers.

50 Ibid., p. 7.

51 Ibid., p. 7 - 10.

52 Ibidem.

стр. 110

Основным средством осуществления взаимосвязей для общества стал журнал "Архивы Женевского общества мира", созданный в 1831 г. Сторонник идеологического плюрализма, Селлон проводил на страницах этого издания идею о множественности путей достижения мира53. Он отмечал, что "Архивы" являются пространством для изложения своих мыслей всеми теми, "кто пожелал служить самому прекрасному из дел", и доказывал, что "война - это могила цивилизации и свободы, именем которой ее порой провоцируют, не учитывая того, что военный деспотизм, представляющий собой продолжение обычного деспотизма, невыносим для граждан"54. Тем не менее статьи в первых четырех номерах журнала, увидевших свет в августе 1831, марте 1832, феврале 1834 и августе 1837 г., вышли исключительно из-под пера Селлона и А. Шербулье, ответственного редактора издания. В первом номере Шербулье высказал пожелание, обращенное к европейцам: "Общество мира надеется не только увеличивать число своих членов и разнообразие своих ресурсов, но и увидеть на континенте аналогичные общества"55.

Помимо журнала в 1832 г. Селлон издал "Собрание писем, адресованных "Архивам Общества мира"", написанных им самим. Это 30 писем, фрагментарно печатавшихся в его "Архивах", которые он счел целесообразным опубликовать отдельно без сокращений.

Селлон был глубоко убежден, что войн в Европе можно избежать путем заключения международных договоров, но для этого правящие круги должны укорениться в мысли, что подобный шаг жизненно важен для будущего цивилизации. Он полагал, что если убедить правящую элиту в необходимости международной организации в Европе, то можно создать европейское правление. Исходя из этого, он выдвинул предложение сформировать федерации, включающие ряд стран, выделив германскую, славянскую и латинские группы. (Эту идею впоследствии развили сторонники Дж. Мадзини.) Но вместе с тем Селлон считал, что и одна нация может представлять целую группу стран. В частности, Франция может представлять Испанию, Португалию, Италию, Бельгию и швейцарских французов; германская конфедерация - Голландию, немецкую Швейцарию, Швецию, Данию; Россия - Восточную Европу, включая Грецию. Для Селлона не имело значения, каким образом будет управляться страна. Дипломаты европейских государств должны были обращаться в правление с просьбой учредить суд для решения спорных вопросов, а все нации - подчиняться Декларации прав человека, согласно которой отменяются смертная казнь и право вести войну. В определенной степени подозрительно относясь к современной ему демократии, Селлон не принимал во внимание требования национальной независимости народов. Даже борьба греческого народа за независимость не вдохновила его, и он постарался нивелировать интерес, который проявил его племянник Камилло Бензо ди Кавур к героической борьбе угнетенных народов за независимость.

Селлон выделял три важнейших направления реформ, реализация которых, по его мнению, должна была привести к постепенной трансформации общества - к отмене смертной казни, упразднению постоянных армий и замене их соединениями милиции, к созданию международного арбитражного суда в целях урегулирования конфликтов между государствами и недопущению войны как средства их разрешения56.

Достижение прочного мира, с точки зрения Селлона, было невозможно при сохранении регулярных армий - их следовало заменить на милицию. Он пытался убедить правящие элиты в том, что сокращение расходов на вооружения необходимо как для роста экономики, так и для социальных и культурных проектов, жизненно важных для человечества, и называл абсурдным такое использование людских ресурсов, как служба в армии в мирное время 3 млн. человек. Экономическая выгода от упразднения посто-


53 Archives de la Sosiete de la paix de Geneve, p. 31.

54 Sellon J. -J. Recueil de lettres..., p. VI.

55 Archives de la Sosiete de la paix de Geneve, p. 10.

56 Sellon J. -J. Voeux adresses au futur congres. Geneve, 1830, p. 14.

стр. 111

янных армий была для него очевидной. Деньги, полученные от экономии жалованья военным, можно было направить на сокращение косвенных налогов, финансирование государством социальных проектов, поддержание внутреннего порядка и защиту внешних границ57. "Повсюду, - писал Селлон, - человек является производительным капиталом как для самого себя, так и для государства. Соответственно, повсюду государство заинтересовано в том, чтобы этот капитал работал. А что, спрашиваю я, производит солдат в мирное время? Не разрушает ли он капиталы в ходе войны? И какой капитал теряет государство, лишаясь самого человека, когда он погибает на поле битвы или становится инвалидом?58".

Кроме того, военных, по мнению Селлона, можно было использовать для решения насущных социальных проблем - строительства дорог, мостов, каналов, создания пенитенциарных заведений, даже для колонизации Африки, в частности Алжира, к завоеванию которого приступила Франция. Правда, сами французы еще не решили для себя вопрос, стоит ли колонизировать Алжир и нужно ли вообще сохранять свое присутствие в Северной Африке59. Реконструкция французами порта г. Алжира воспринималась Селлоном как важная мера экономического характера. Он отмечал, что алжирский порт будет "торговым пунктом между двумя частями света, свободной гаванью для всех цивилизованных наций"60. Важно отметить, что Селлон надеялся на мирную колонизацию - путем экономических преобразований и приобщения местных жителей к христианской религии. Ему казалось, что европейцы XIX столетия в отличие от ранних колонизаторов будут действовать "мягко, посредством убеждения, вместо того чтобы вызывать ненависть к христианской вере.., что сопровождало открытие и завоевание Америки"61. Конечно, это была утопия. Для французов политика завоевания Алжира стала политикой войны, школой полицейских зверств и колониальной жестокости, применения тактики "выжженной земли" и расправ над мирными жителями.

Если французы в те годы сильно сомневались в возможных экономических выгодах от завоевания Алжира, то Селлон настойчиво подчеркивал именно экономическую целесообразность колониальной политики, впрочем, справедливо отмечая, что в Европе XVIII-XIX вв. колонии являются естественном рынком сбыта европейской промышленной продукции, а также источником сырья. "Африканцы предоставят нам камень, хлопок, золотой песок, слоновую кость, все то, что дает их земля, в обмен на излишки продукции наших производителей, которые пылятся на складах магазинов"62, - писал он. Будучи излишне благодушным относительно мирного взаимодействия двух цивилизаций, Селлон, тем не менее, оказался весьма прозорливым насчет отдаленной перспективы: "Когда-нибудь они начнут отправлять нам свою продукцию, что будет неизбежным следствием развития цивилизации"63.

Немало внимания Селлон уделял и идее культурного взаимодействия между народами, приводя в пример Восточную экспедицию Наполеона Бонапарта, положившую начало египтологии, и подчеркивая, что только европейское присутствие может сделать научные и культурные исследования безопасными. Как и большинство европейцев, не вполне адекватно оценивавших политику египетского паши Мухаммеда-Али и видевших в нем не сепаратиста, а чуть ли не борца за независимость Египта, Селлон полагал, что "коммерческий гений" Мухаммеда-Али "позволит ему увеличить доходы", а европейцы будут использовать Александрию как транзитный пункт для ведения своих торговых операций64. Мухаммед-Али действительно активно использовал европейский


57 Ibid., р. 15.

58 Ibid., p. 9.

59 Алжир был официально объявлен Луи Филиппом французской колонией только в 1834 г.

60 Sellon J. -J. Voeux..., p. 15.

61 Selon J. -J. Sur la civilisation de l'Afrique. - Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 16 - 17.

62 Ibid., p. 18.

63 Ibidem.

64 Ibid., p. 18 - 19.

стр. 112

опыт, специалистов и технологии для создания мощной экономической и военной базы. Но лишь с одной целью - для борьбы с султаном. Европейцы же, сотрудничая с Мухаммедом-Али, стремились укрепить свои позиции в этом регионе, что к концу 1830-х годов вылилось в сильнейший Восточный кризис, поколебавший европейское равновесие сил.

Столь же романтически Селлон уповал на помощь европейцам со стороны другого турецкого вассала - императора Марокко, который в свою очередь мог рассчитывать на поддержку в борьбе с пиратством65. Между тем уже в конце 1820-х годов, когда Франция предприняла военную операцию против алжирского дея, борьба с пиратством была лишь предлогом, поскольку алжирский "пиратский флот" к тому времени состоял из нескольких ветхих суденышек. А уж как встречали французов на территории Марокко во время "рейда Бюжо" в 1844 г., когда они в погоне за лидером алжирского движения за независимость Абд аль-Кадиром оказались на территории этой сопредельной с Алжиром страны, историкам хорошо известно.

Таким образом, Селлон считал взаимообмен между западным и колониальным миром выгодным в экономическом, культурном, моральном и политическом плане. "Такая политика покончит с ситуацией, несовместимой с социальным порядком. Она будет достойна христиан и выгодна деям, которым грозит полное уничтожение по причине всеобщей вражды, царствующей между ними"66, - отмечал он. И далее делал оптимистичный вывод: "Истинное богатство, как это было верно подмечено экономистами и философами, исчисляется не массой и количеством металлических денег, но самим потреблением и предметами обмена. Белые постараются обеспечить ими черных, и черные ответят взаимностью; от этого выиграют все!"67. При этом Селлон особо подчеркивал, что развитие активных контактов и связей с неевропейским миром возможно только при наличии стабильности и мира в самой Европе, т.е. снова возвращался к идее о необходимости сохранения мира.

* * *

В 1830 г. Женевское общество мира организовало конкурс на написание работы, посвященной борьбе за мир. Однако 29 февраля 1832 г. жюри приняло решение, что авторы семи присланных сочинений должны продолжить участие в состязании вплоть до 1833 г., а потом - до 1836 г. В итоге первый приз был присужден профессору политических и моральных наук Цюрихского университета Ж. -Б. Сарториусу, а его работа "Органон совершенного мира" опубликована в 1837 г. в Цюрихе на средства общества68. Одна из главных идей сочинения сводилась к тому, что в борьбе за мир нужно исходить как из индивидуальной морали человека, так и из его общественной сущности. Это подразумевало создание некоего "общества наций, душа которого будет трибуналом для народов". Кроме того, Сарториус уделил большое внимание применению научных знаний в деле сохранения и укрепления мира69.

В том же 1837 г. Селлон выступил с инициативой проведения еще одного конкурса, теперь уже для женевской молодежи, которой предстояло ответить на вопрос: какие существуют вакансии, профессии и занятия, способные заменить военную карьеру в странах, где вместо постоянных армий будет создана временная милиция, как это существует в Швейцарии? Такая формулировка задания объяснялась тем, что многие женевские политики, квалифицируя дело борьбы за мир как утопичное, считали, что упразднение армий приведет лишь к значительному росту безработицы. Финал конкурса был назначен на 1839 г., но вручение приза не состоялось по причине смерти инициатора конкурса графа де Селлона.


65 Ibid., р. 19.

66 Ibidem.

67 Ibid., p. 19 - 20.

68 Sartorius J. В. Organon des vollkommenen Friedens. Zurich, 1837.

69 Rem I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 284.

стр. 113

Он серьезно заболел еще в 1832 г., когда его одолела подагра и перестала действовать правая рука. Селлон также постоянно страдал из-за проблем с голосовыми связками. Когда 7 марта 1834 г. во время заседания Верховного совета он, несмотря на недуг, решил взять слово, то неожиданно совсем потерял голос. Вслед за этим последовало его решение выйти из состава совета, оставить должность в женевской милиции и полностью посвятить себя Обществу мира и публицистике.

Лишь однажды, в 1838 г., Селлон снова оказался на политической арене. Будучи убежденным защитником прав политических беженцев70, он выступил против экстрадиции принявшего швейцарское гражданство принца Луи-Наполеона, находившегося на территории кантона Тургау, несмотря на протесты со стороны французского правительства и угрозы применить силу, если принц не будет выслан из страны71. Граф Селлон, чьи предки в свое время были вынуждены покинуть родину и нашли прибежище в Женеве, развил кипучую деятельность. Апеллируя к общественному мнению, он выступил с публичным заявлением. Это произошло в то самое время, когда швейцарские волонтеры уже находились на границе, чтобы предотвратить французское вторжение, правда, так и не состоявшееся. Селлон заявил: "Они (волонтеры. - Н. Т.) сделали больше, чем велел им их долг... они проявили готовность пожертвовать жизнью ради защиты национальной чести"72. Слова, произнесенные Селлоном, на первый взгляд могут показаться странными для основателя Общества мира, но, противник войны и любого насилия, убежденный сторонник идеи неприкосновенности человеческой жизни, он также отстаивал и священный долг человека защищать свои естественные права. Он выступал за разработку международно-правовых норм, базирующихся на признании "принципа неприкосновенности человеческой жизни, сочетающегося с вечным и легитимным правом человека на защиту против любой агрессии по отношению к его жизни и собственности"73.

7 июня 1839 г. граф де Селлон в возрасте 57 лет ушел из жизни. Он был похоронен на женевском "кладбище королей", где покоятся самые именитые граждане этого города.

"Женева дала России Лефорта... Франции - Неккера, Руссо - всему миру. Мы и сегодня надеемся, что этот город даст рождение новым идеям, благоприятствующим развитию цивилизации, которые будут подхвачены мыслителями, друзьями человечества!", - писал когда-то Селлон74. Свой родной город он называл колыбелью великих идей и великих людей. Всей своей деятельностью он доказал, что и сам относится к этой плеяде выдающихся женевцев.

11 июля 1831 г. Академия Безансона присоединилась к Женевскому обществу мира. В 1832 г. Селлон стал почетным членом Общества мира в Нидерландах, созданного в том же году. Парижское Общество христианской морали в ходе заседания 8 января 1838 г. под прямым влиянием идей Селлона заявило, что является Обществом мира во Франции.


70 В 1834 - 1838 гг. Швейцария оказалась вовлеченной в ряд дипломатических столкновений с иностранными государствами из-за нахождения на ее территории политических беженцев из Польши, Италии и Германии. Поощряемые местными радикалами, они открыто агитировали против своих правительств.

71 Французское правительство, возглавляемое графом Л. Моле, приняло меры как дипломатического, так и военного характера, чтобы оказать нажим на правительство Тургау. Через представителей Австрии и Пруссии в Париже Моле обратился к австрийскому и прусскому правительствам с предложением рассматривать Луи-Наполеона как простого политического беженца, несмотря на его статус гражданина Тургау. В качестве демонстрации военной силы к швейцарской границе были подтянуты французские войска. Конфликт был улажен только благодаря добровольному отъезду принца в Великобританию. См. Таныиина Н. П. Политическая борьба во Франции по вопросам внешней политики. М., 2005, с. 135 - 136.

72 Rens I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 266.

73 Adress aux amis de la paix interieure et exterieure, par M. J. -J. de Sellon, membre du conseil souverain de Geneve. - Sellon J. -J. Ecrits divers, p. 5.

74 Quelques observations de M. de Sellon..., p. 241.

стр. 114

Спустя всего лишь четыре года после смерти графа Селлона, в 1843 г., состоялся Первый международный конгресс мира, к учреждению которого он призывал. В 1871 г. Большой совет Женевы проголосовал за упразднение смертной казни, что было расценено современниками как "победа прогресса над обскурантизмом, цивилизации над варварством, демократии над авторитаризмом". Большая заслуга в том, что это произошло, безусловно, принадлежит графу де Селлону. В следующем году в Женеве заседал первый международный арбитражный суд, занимавшийся урегулированием так называемого "алабамского вопроса"75.

Канал между Рейном и Средиземным морем через территорию Швейцарии, правда, построен не был, но эту идею обсуждали в 1914 г. Зато была реализована другая мечта Селлона: строительство спасательных судов на Женевском озере, а также создание школ плавания. В 1904 г. в Женеве появилось Общество плавания и спасения на воде.

Идеи Селлона получили большую известность за границей, а в самой Швейцарии, за пределами Женевы, скорее были не поняты, чем недооценены. Из тех, кто подпал под сильное влияние Селлона и его идей, следует отметить Анри Дюнана, основоположника Общества Красного Креста и вдохновителя Женевской конвенции.

Со смертью графа де Селлона Женевское общество мира оказалось в некотором забвении. Управление обществом было возложено на шурина Селлона, А. Буассье, однако он не обладал достаточным энтузиазмом для такого дела. Когда в январе 1841 г. вдова Селлона Сесиль в письме брату настаивала на необходимости созыва Ассамблеи общества мира, тот ответил, что у него не хватает на это времени76. Продолжательницей дела графа де Селлона стала его дочь Валентина. Она пыталась направлять работу Общества мира, но, к сожалению, протоколы его заседаний, если таковые и были, не сохранились. Выступая на международном конгрессе мира 1878 г. в Париже, Валентина де Селлон подчеркнула: "Пальмерстон как-то сказал: "Человек - это животное, воюющее с себе подобными". Международный конгресс принес нам хорошую новость: человек - это животное, которое вскоре не будет воевать со своими собратьями"77.

Будущее показало утопичность и иллюзорность таких идей. Люди продолжали и продолжают убивать себе подобных в глобальных и локальных военных конфликтах. Но это не означает, что борьба за мир, за идеи пацифизма, за предотвращение уничтожения человека человеком, - все то, о чем думал и за что боролся граф де Селлон, не имеет смысла. Весьма символично, что в бывшем имении графа, на вилле Ля Фнэтр, на территории парка Ариана, где находится Дворец Наций, являвшийся до 1966 г. местопребыванием ООН, сейчас расположена европейская штаб-квартира генерального секретаря этой международной организации.


75 Этот спорный вопрос возник между Великобританией и США из-за ущерба, нанесенного торговле и судоходству Севера каперскими судами, принадлежавшими южной Конфедерации, но купленными в Англии и вышедшими из английских гаваней. Одним из таких судов был корабль "Алабама", построенный в Ливерпуле и принесший огромные убытки американской торговле.

76 Rens I., Giesen K. -G. Op. cit., p. 285.

77 Sellon V. Congres international de la paix. Paris, 1878, p. 3.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГРАФ-Ж-Ж-ДЕ-СЕЛЛОН-ГЛАШАТАЙ-ЕВРОПЕЙСКОГО-ПАЦИФИЗМА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. П. ТАНЬШИНА, ГРАФ Ж.-Ж. ДЕ СЕЛЛОН - ГЛАШАТАЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАЦИФИЗМА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГРАФ-Ж-Ж-ДЕ-СЕЛЛОН-ГЛАШАТАЙ-ЕВРОПЕЙСКОГО-ПАЦИФИЗМА (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. П. ТАНЬШИНА:

Н. П. ТАНЬШИНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
431 просмотров рейтинг
07.02.2020 (1538 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
6 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
17 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ГРАФ Ж.-Ж. ДЕ СЕЛЛОН - ГЛАШАТАЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАЦИФИЗМА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android