Libmonster ID: RU-17494

События, происходившие в Анголе в 1998-1999 гг., нельзя рассматривать в отрыве от общего кризиса, охватившего Центральную Африку. Наличие множества противоборствующих группировок, чьи интересы то и дело сталкиваются, неизбежно ведет к интернационализации любого конфликта в регионе. Ангольский пример не исключение. Фактическое возобновление крупномасштабных военных действий в декабре 1998 г. означало свертывание мирного процесса, который с таким трудом налаживало международное сообщество под эгидой Организации Объединенных Наций. Урегулирование в Анголе проходило несколько фаз, важнейшей из которых стало подписание в 1994 г. Лусакского протокола, казалось бы, положившего конец кровопролитной войне в этой африканской стране. Однако в 1998 г. мирный процесс оказался сорван, а государство вновь вернулось к временам вооруженного противостояния правительственных сил, опирающихся на партию МПЛА-ПТ, и оппозиционного движения УНИТА. Тем не менее безусловный интерес вызывает деятельность ООН по мирному урегулированию в Анголе, отдельные элементы которой могут использоваться при разрешении конфликтов в других странах региона и мира.

История зарождения ангольского конфликта типична для эпохи биполярности. В 1960-1970-х годах большинство африканских государств, получив политическую независимость, столкнулось с проблемой определения дальнейшего пути экономического и политического развития. Некоторые из них при выборе модели развития пытались играть на противоречиях между великими державами: "Если лидер того или иного независимого государства объявлял себя антикоммунистом и сторонником западной демократии, американская военная и экономическая помощь ему была гарантирована" 1 . Советский Союз же поддерживал страны, где к власти пришли революционно-демократические партии, чьи лидеры объявили себя приверженцами идей марксизма-ленинизма и избрали так называемый "некапиталистический" путь развития.

Многие молодые государства вольно или невольно оказались втянутыми в борьбу сверхдержав за сферы влияния в Африке. Так, в Анголе Советский Союз оказывал содействие правящей партии МПЛА-ПТ, избравшей социалистическую ориентацию, а США - Национальному союзу за полную независимость Анголы (УНИТА). Страна стала своего рода полигоном, на котором идеологическое противостояние сверхдержав превращалось в военное. МПЛА-ПТ получала значительную помощь от СССР и дружественной ему Кубы, поставлявших туда оружие и технику, направлявших своих советников. Движение УНИТА опиралось на поддержку США и их африканских союзников (ЮАР, Заир).

В условиях "холодной войны" и глобального противостояния сверхдержав, все попытки ООН найти политическое решение локальных конфликтов не имели успеха, ибо подобные усилия зачастую блокировались Советом Безопасности ООН. Однако

стр. 67


потепление международного климата и постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству позволили начать активные советско- американские политические консультации с целью поиска путей развязывания конфликтных узлов и прекращения локальных войн в Анголе и других странах континента. Сверхдержавы пришли к согласию в вопросе о том, что ООН - универсальный инструмент в системе международных отношений - располагает необходимыми механизмами для урегулирования ситуации в Анголе.

С января 1989 по май 1991 г. работала первая Контрольная миссия ООН по Анголе (ЮНАВЕМ-1), в состав которой входили 70 военных наблюдателей. Основной задачей миссии был контроль над выводом кубинских войск из страны в соответствии с согласованным графиком, что было одним из условий ухода войск ЮАР из Намибии и предоставления последней независимости. После того как в мае 1991 г. были подписаны мирные соглашения по Анголе, ООН направила в эту страну вторую миссию, получившую название ЮНАВЕМ-П. Данная операция международного сообщества продолжалась до февраля 1995 г. В ней принимали участие уже 350 военных и 126 полицейских наблюдателей, 80 гражданских сотрудников и более 400 человек, следивших за соблюдением избирательных процедур. Поставленные задачи включали контроль над соблюдением соглашения о прекращении огня и над деятельностью ангольской полиции, а также наблюдение за ходом выборов 1992 г.

Выборы состоялись, были признаны международным сообществом свободными и справедливыми. По итогам первого тура действующий президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш набрал 49.6% голосов, лидер УНИТА Жонас Савимби - 40.1%. Однако группировка УНИТА не согласилась с оглашенными результатами и возобновила военные действия. В сложившихся условиях мандат международной операции был скорректирован, и сотрудники ООН сосредоточили свои усилия на оказании помощи в выработке мирного соглашения.

Новые перспективы в процессе урегулирования ангольского конфликта появились после заключения 20 ноября 1994 г. третьего по счету соглашения, известного как Лусакский протокол. Его подписали министр иностранных дел Анголы Венансиу да Силва Моура и тогдашний генеральный секретарь УНИТА Эужениу Манувакола в присутствии специального представителя Генерального секретаря ООН Алиуна Блондэна Бея и "тройки" международных наблюдателей. "Главное состоит в том, -говорилось в коммюнике "тройки", - что обе стороны взяли на себя обязательства создать условия для того, чтобы мир в Анголе наступил в кратчайший срок, стал реальностью и, таким образом. Совет Безопасности ООН получил полную легитимность в осуществлении своих полномочий в Анголе" 2 .

В соответствии с достигнутыми договоренностями движение УНИТА должно было трансформироваться в политическую партию, его военные формирования разоружены и демобилизованы, а районы, находившиеся во власти этой группировки, переданы под контроль правительства. План мероприятий предполагал интеграцию УНИТА в политическую систему страны, включение его сторонников в органы власти на всех уровнях, переподготовку и обеспечение работой бывших боевиков УНИТА и военнослужащих армии Анголы. ООН в данном случае отрабатывала новую концепцию разрешения конфликтов, названную в докладе Генерального секретаря "укреплением мира" 3 .

В страну была направлена третья по счету Контрольная миссия (ЮНАВЕМ-Ш), действовавшая до июня 1997 г. Это была одна из самых крупных операций ООН; в составе миссии работали более 4000 сотрудников военного персонала, включая 283 военных наблюдателя, 3649 военнослужащих и 288 полицейских. Государствами, направившими самые многочисленные контингенты, стали: Бразилия, Замбия, Зимбабве, Индия, Намибия, Португалия, Россия, Румыния и Уругвай. Помимо шести ре-

стр. 68


тональных штаб-квартир, военные и полицейские наблюдатели ЮНАВЕМ-Ш были дислоцированы примерно в 60-ти точках по всей Анголе.

Мандат операции предусматривал выполнение целого ряда задач. Главной из них было оказание помощи правительству Анголы и УНИТА в восстановлении мира и национального согласия на основе положений мирных соглашений по Анголе 1991 г. и Лусакского протокола 1994 г. В задачи миссии входили контроль над процессом передачи районов, контролируемых УНИТА, под власть ангольского правительства, наблюдение за разъединением сторон и соблюдением перемирия, проверка информации о численности и передвижениях боевых подразделений. Кроме того, особое внимание уделялось наблюдению за выводом, размещением и демобилизацией отрядов УНИТА, руководству процессом сбора и хранения принадлежавшего им оружия, помощи в формировании единых Вооруженных сил Анголы. Необходимо было подготовить районы расквартирования бойцов УНИТА и обеспечить возвращение военнослужащих регулярной армии в казармы под международным контролем. Под пристальным вниманием ООН оказались также деятельность ангольской полиции, разоружение гражданского населения, создание полицейских сил быстрого реагирования.

Силы ООН были призваны осуществлять координацию гуманитарной деятельности международных организаций, помощь в разминировании, следить за соблюдением свободы передвижения лиц и перемещения товаров по всей территории страны. Особое место занимали вопросы обеспечения безопасности руководства УНИТА, ставшие впоследствии камнем преткновения на пути к миру. В соответствии с договоренностями сотрудники миссии должны были официально зафиксировать соблюдение всех необходимых условий для второго тура президентских выборов и наблюдать за ходом этих выборов.

Главным органом, которому был поручен контроль над выполнением положений Лусакского протокола, стала совместная комиссия, созывавшая очередные и внеочередные сессии для рассмотрения различных аспектов мирного процесса. Комиссия, возглавлявшаяся специальным представителем Генерального секретаря ООН, учредила ряд специальных комитетов, которые заседали ежедневно на уровне глав делегаций. Была также создана группа по предупреждению вооруженного конфликта в составе высокопоставленных военных представителей обеих сторон с целью недопущения нарушений прекращения огня или быстрого устранения их последствий.

Важную роль в укреплении мира сыграли сотрудники гражданской полиции Организации Объединенных Наций. Они содействовали началу расквартирования ангольских полицейских сил быстрого реагирования в конце 1995 г., подготовили всеобъемлющие предложения по разоружению гражданского населения, которое началось в июне 1996 г., предприняли усилия по обеспечению безопасности руководителей УНИТА в Луанде. Гражданская полиция вместе с группой по правам человека осуществляла контроль и в случае необходимости проводила расследования предполагаемых нарушений прав человека. Данная проблема всегда вызывала и продолжает вызывать особую обеспокоенность международного сообщества вследствие широко распространенных случаев похищений, незаконных задержаний и применения пыток, совершаемых вооруженными подразделениями обеих сторон против гражданского населения. Соответствующая группа ЮНАВЕМ-Ш приступила к осуществлению общенациональной программы распространения базовой информации о правах человека и организовала серию учебных практикумов и семинаров в Луанде и главных городах ряда провинций 4 .

Однако ожидания, возникшие в связи с подписанием Протокола и состоявшимися встречами двух ангольских лидеров, в значительной степени не оправдались. Оттягивалось формирование правительства национального единства и согласия; назначенные должностные лица УНИТА дистанцировались от участия в работе органов госу-

стр. 69


дарственной власти на национальном и местном уровнях, а большинство членов парламента от УНИТА не возобновили своего участия в работе Национальной ассамблеи. Медленными темпами продолжались и переговоры по военному компоненту соглашений, созданию единых вооруженных сил страны. Спорные вопросы постоянно возникали при разоружении и размещении военнослужащих УНИТА.

Летом и осенью 1995 г. ЮНАВЕМ-Ш начала обустраивать районы расквартирования формирований УНИТА. Некоторые из них были готовы уже к началу ноября, что позволило официально начать процесс расквартирования 20 ноября, в первую годовщину подписания Протокола. Размещение войск УНИТА началось в провинции Уамбо, а в декабре распространилось еще на три района, однако число военнослужащих, прибывавших в указанные районы, оставалось небольшим. Новый график осуществления этих договоренностей был утвержден в январе 1996 г. 19 января Ж. Савимби наконец дал обещание, что 16500 из 62500 бойцов УНИТА явятся в назначенные районы к 8 февраля. Это обещание было реализовано чуть позже намеченного срока, однако вслед за этим процесс расквартирования снова затормозился. К концу июля 1996 г. было расквартировано 57 тыс. боевиков УНИТА, однако впоследствии примерно 8 тыс. из них дезертировали.

8 мая 1996 г. президент душ Сантуш обнародовал новый закон об амнистии. Это позволило устранить одно из главных препятствий на пути завершения переговоров по военным вопросам. Темпы расквартирования боевых формирований УНИТА ускорились, и начался второй этап отвода правительственных войск в казармы. Был также утвержден пересмотренный и довольно жесткий график включения военнослужащих УНИТА в состав ангольских вооруженных сил, который предусматривал завершение всех практических мероприятий к концу июля 1996 г. Кроме того, подразделения обеих сторон начали осуществлять совместное патрулирование основных дорог с целью обеспечения свободного передвижения людей и перемещения товаров по всей стране. К июлю 1996 г. был также завершен процесс освобождения пленных, осуществлявшийся при поддержке Красного Креста.

В условиях улучшения военной и политической обстановки в стране в начале 1996 г. активизировались работы по разминированию и восстановлению дорог и мостов. Это позволило перевозить наземным транспортом основной объем грузов гуманитарной помощи и доставлять ее во многие районы, которые до того были недоступны. По мере развития мирного процесса центр тяжести действий ООН постепенно смещался с мероприятий по оказанию чрезвычайной помощи на деятельность по восстановлению разрушенных во время войны объектов экономической и социальной инфраструктуры и решение проблем долгосрочного развития страны.

Долгосрочные перспективы поддержания мира в Анголе зависели в значительной степени от успеха демобилизации и возвращения к мирной жизни тех бойцов, которые не были оставлены в составе ангольских вооруженных сил. Программа демобилизации, начатая в ноябре 1995 г., предусматривала регистрацию, содействие в снабжении продовольствием, медицинское обслуживание и начальное обучение военнослужащих УНИТА. Также оказывалась поддержка семьям военнослужащих и общинам вблизи районов их расквартирования.

На протяжении всего рассматриваемого периода Совет Безопасности ООН играл ключевую роль в продолжении и поддержании ангольского мирного процесса, обращая внимание обеих сторон на необходимость более быстрого осуществления положений Лусакского протокола и последующих договоренностей. Мандат ЮНАВЕМ-III продлевался лишь на короткие сроки, при этом подчеркивалась важность решения следующих задач: а) передачи всех районов под контроль правительства и обеспечения свободного передвижения людей и перемещения товаров по территории страны; б) скорейшей демобилизации и разоружения сил УНИТА, превращения этого движе-

стр. 70


ния в политическую партию; в) формирования правительства национального единства и согласия.

Весной 1997 г. коалиционное правительство Анголы, наконец, приступило к работе. В его состав вошли семь министров и четыре замминистра от движения УНИТА, члены которого получили также шесть посольских постов в представительствах Анголы за рубежом. Депутаты от УНИТА возобновили участие в работе парламента страны, составив вторую по численности фракцию Национальной ассамблеи. 9 апреля 1997 г. парламентом был утвержден закон об особом статусе лидера оппозиции. Ж. Савимби получал в свое распоряжение резиденцию, ему были предоставлены охрана, дипломатический паспорт, зарплата, а также право на регулярные консультации с президентом страны и министрами, возможность посещать ангольские посольства за рубежом и выступать в государственных средствах массовой информации. Летом 1997 г. был формально завершен и процесс создания единых вооруженных сил.

В этих условиях ООН приняла решение направить в Анголу миссию с новым мандатом. В июле 1997 г. начала работу Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МОНУА), включавшая 945 военнослужащих, 96 военных и 338 полицейских наблюдателей, численность которых впоследствии была несколько сокращена. Учитывая, что основные компоненты мирного урегулирования были реализованы, акцент в деятельности МОНУА делался на укрепление мер доверия, создание условий для долговременной стабильности, демократического развития и восстановления разрушенных районов страны.

Кроме того, разумеется, в круг задач операции входило завершение процесса демобилизации боевиков УНИТА, окончательное разоружение гражданского населения и ликвидация всех барьеров для свободного перемещения людей и транспортировки товаров, помощь в интеграции представителей УНИТА в органы государственной власти на всех уровнях. Предполагалось, что военные подразделения контингента ООН будут выведены по мере распространения власти ангольского правительства на всю территорию страны. Полицейским же силам надлежало остаться и осуществлять наблюдение за деятельностью ангольской национальной полиции, включением в ее состав бойцов УНИТА, хранением и уничтожением собранного оружия. Ожидалось, что МОНУА закончит свою работу к февралю 1998 г.

Однако мирный процесс был заторможен противоречиями, возникшими между правительством и УНИТА по целому ряду вопросов. Речь идет о четырех основных проблемах: а) разоружение боевых отрядов УНИТА; б) передача районов, контролируемых УНИТА, под власть правительства; в) обеспечение безопасности лидера УНИТА; г) вопросы экономического характера.

Во-первых, в распоряжении Ж. Савимби к середине 1998 г. осталось, по разным оценкам, от 5 до 10 тыс. бойцов - наиболее боеспособные и хорошо обученные части, которые при необходимости могли возобновить военные действия. Эти подразделения исправно снабжались оружием в обход эмбарго ООН, действовавшего еще с 1993 г. Группировка УНИТА не сдала, как планировалось, многие современные виды вооружений, более того, продолжала закупки оружия в ЮАР и Восточной Европе. УНИТА постоянно затягивала процесс демобилизации и разоружения, каждый раз ставя вопрос о новых сроках выполнения соглашений. Это позволяло ей усыплять бдительность мирового сообщества постоянными обещаниями и готовиться к новой вооруженной борьбе. Проводилась работа в лагерях беженцев в Замбии, был создан новый тренировочный центр для боевиков в Демократической Республике Конго, а летом 1998 г. в Анголу вновь потянулись наемники, главным образом из ЮАР. В начале августа 1998 г. движение УНИТА провело принудительный призыв в пограничных с Замбией районах в целях расширения фронта военных действий. Участились нападения на полицейские силы Анголы, сотрудников миссии ООН, столкновения

стр. 71


между подразделениями ангольской армии и боевиками УНИТА. Возобновило пропагандистскую деятельность радио "Голос черного петуха", которое, в соответствии с достигнутыми договоренностями, должно было быть преобразовано в коммерческую музыкальную радиостанцию неполитического характера.

Во-вторых, крайне медленно шла передача контролируемых оппозицией районов под власть правительства. Движение УНИТА должно было содействовать установлению власти Луанды в почти 300 районах в 15 из 18 провинций Анголы; при этом было выделено четыре стратегически важных зоны: Андуло, Байлунду, Мунго, Ньяреа. Планировалось завершить процесс передачи в феврале-марте 1998 г. Следует заметить, что в этих районах не обеспечивалась ни свобода слова, ни свобода передвижения. Даже офицеры подразделений оппозиционной группировки вынуждены были получать специальное разрешение своей партии на выезд за пределы территории, контролируемой УНИТА. Ж. Савимби неоднократно обещал Совету Безопасности и лично Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, что в июне передача районов будет завершена, однако в июне 1998 г. начал военные действия с целью захвата районов, ранее переданных правительству, особенно тех, где находятся предприятия алмазодобывающей отрасли.

В-третьих, в центре внимания постоянно находился вопрос об обеспечении безопасности лидера УНИТА. Ж. Савимби отказывался переезжать в Луанду из штаба в Байлунду, мотивируя это опасениями за свою жизнь. Позже штаб-квартира движения была все же перенесена в столицу Анголы, однако сам Ж. Савимби остался в прежней резиденции. Споры вызывал и вопрос о численности охраны главы оппозиции. Вначале Ж. Савимби претендовал на то, чтобы в ее составе было 400- 500 бойцов, потом снизил требования до 150 человек. В течение двух лет количество охранников должно было сократиться до 15 человек. Представители правительства, в свою очередь, выступали за то, чтобы это произошло в течение полугода. В апреле 1998 г. правительственная сторона согласилась даже с изначально предложенными 400 охранниками, лишь бы ускорить процесс переезда Ж. Савимби в Луанду. Ранее в марте движение УНИТА было официально признано политической партией, и был снят запрет на его деятельность. Однако эти проявления доброй воли ангольского руководства не нашли отклика в рядах оппозиции.

Наконец отношения сторон заметно осложнились и по вопросам экономического характера. Финансовая мощь УНИТА традиционно держалась на незаконной добыче и торговле алмазами. Правительство же опиралось на средства, поступающие от продажи нефти. Основная цепочка контрабанды алмазов прервалась после смены режима в бывшем Заире. Это поставило УНИТА в затруднительное положение и заставило организацию искать компромисс с властями. В сентябре 1997 г. было заключено "джентльменское соглашение", по которому группировка УНИТА уходила из самых богатых алмазами районов страны в провинции Лунда Норте в обмен на долю в официальных операциях по добыче и продаже алмазов. В январе 1997 г. правительству был передан контроль над алмазными месторождениями в долине р. Кванго, а движению были предложены три концессии в провинциях Бие и Квандо-Кубанго. Были начаты переговоры с иностранными консорциумами, занимающимися разработкой концессионных месторождений. Однако подготовка к войне требовала новых значительных средств, поэтому движение УНИТА, как отмечалось выше, начало в конце июня 1998 г. захваты алмазодобывающих районов и возобновило незаконную торговлю алмазами. В то же время правительство Анголы оказалось перед лицом финансового кризиса, поскольку были израсходованы займы, полученные в счет будущих экспортных поставок нефти. Необходимые средства планировалось получить за счет алмазодобывающей отрасли и сокращения военных расходов. Потому-то в

стр. 72


октябре 1998 г. операции вооруженных сил Анголы против УНИТА начались именно в известных запасами алмазов районах.

Необходимо отметить, что ООН до последнего момента пыталась предотвратить срыв мирного процесса. Проводились постоянные консультации специального представителя Генерального секретаря ООН с руководством противоборствующих сторон. Совет Безопасности дважды вводил санкции против УНИТА, чтобы не допустить затягивания выполнения соглашений. В октябре 1997 г. было принято решение закрыть все отделения УНИТА за рубежом, установить запрет на въезд в любое государство всех старших должностных лиц группировки и на полеты самолетов и вертолетов УНИТА. Были прекращены все контакты с движением представителей международных и региональных организаций, за исключением поездок для содействия мирному процессу и оказания гуманитарной помощи. С 1 июля 1998 г. в связи с действиями УНИТА санкции были ужесточены. Они включают ограничение официальных контактов с его руководством, замораживание всех счетов и финансовых средств организации в зарубежных банках, эмбарго на импорт алмазов с территории Анголы без соответствующего сертификата правительства этой страны. В 2001 г. было принято решение о проведении международного расследования в отношении финансовых операций УНИТА.

Эти меры были немедленно поддержаны "тройкой" международных наблюдателей и ЕС. Позиция США по отношению к УНИТА заметно изменилась со времен "холодной войны". Вашингтон заинтересован в поддержании стабильности, поскольку в Анголе действует целый ряд американских компаний, инвестировавших средства в долгосрочные проекты, в том числе и в сфере нефтедобычи. В 1998-1999 гг. США постоянно усиливали нажим на УНИТА с целью принудить группировку к выполнению мирных соглашений. Активным сторонником мирного процесса является и Россия, которая совместно с южноафриканской компанией "Де Бирс" проводит здесь разработку алмазных месторождений. Кроме того, в ходе летнего 1998 г. визита министра обороны РФ И. Сергеева в Анголу был подписан контракт, предусматривающий создание технических центров по ремонту и комплектации военной техники российского образца, что можно расценить как попытку России укрепиться на Африканском континенте и вернуть себе то место на рынке вооружений, которое было утрачено после распада СССР. Об этом свидетельствует и заключенный в 1999 г. контракт между Москвой и Луандой на поставки оружия общей стоимостью около 1 млрд. дол. 5 Сотрудничество России и Анголы развивается также в других областях, включая добычу нефти и рыболовство. Что касается ЕС, то его позиция продиктована давними связями этой организации с правительством Анголы и стремлением к созданию в стране благоприятного политического климата, необходимого для стимулирования экономических связей. Позиция международных наблюдателей пришлась не по вкусу Ж. Савимби, который в конце августа 1998 г. прервал все контакты с "тройкой", обвиняя ее в нарушении принципа нейтралитета и односторонней поддержке правительства Анголы.

На кризис в Анголе не могла не повлиять и общая международно- политическая ситуация в Центральной Африке, где сформировались два противостоящих друг другу блока: 1) правительство Анголы - Зимбабве - Намибия - сторонники трагически погибшего в январе 2001 г. президента ДРК Лорана-Дезире Кабилы против 2) УНИТА - повстанцев-тутси в ДРК - Уганды и Руанды. 9 сентября 1998 г. Уганда признала, что оказывает помощь УНИТА 6 , в частности через аэропорты этой страны идет поток оружия из Болгарии, Румынии, Китая.

Правительство Анголы оказалось в затруднительном положении. Оно не решалось открыто использовать против УНИТА подразделения национальных вооруженных сил, рискуя быть обвиненным в срыве мирных договоренностей. Ведь оппозиция

стр. 73


не объявляла формально о начале военных действий, а все инциденты объяснялись ею самовольными акциями полевых командиров, вышедших из-под контроля Ж. Савимби. Поэтому в столкновения с бойцами группировки вступали полицейские силы Анголы, не настолько хорошо вооруженные и обученные, чтобы противостоять вылазкам опытных, имеющих тяжелую технику и современное оружие партизан. Лишь 16 сентября 1998 г. на конференции стран-членов САДК правительству Анголы удалось получить санкцию на военные действия против УНИТА. Участники конференции осудили Ж. Савимби как военного преступника и признали единственным представителем УНИТА "комитет возрождения" 7 , хотя ООН и выразила готовность вести переговоры со всеми сторонами, включая Ж. Савимби.

"Комитет возрождения" был создан после исключения из состава правительства в конце августа 1998 г. четырех министров от УНИТА. Бывшие министры и бывший генеральный секретарь группировки Э. Манувакола выступили тогда с манифестом, в котором подвергли резкой критике действия Ж. Савимби. Они призвали всех сторонников мирного процесса объединиться в рамках обновленной партии, которую возглавил "комитет возрождения". Правительство Анголы немедленно начало переговоры с комитетом, а 25 сентября, руководствуясь рекомендациями СБ ООН, сформулированными в резолюции 1195, четыре министра были возвращены на свои посты. Два члена правительства от УНИТА, не поддержавшие комитет, были выведены из состава кабинета министров. 13-15 октября 1998 г. "комитет возрождения" провел конференцию, на которой был избран глава парламентской фракции обновленной партии УНИТА 8 .

Крупномасштабные военные действия возобновились в Анголе в декабре 1998 г. Правительство объявило о срочной мобилизации молодых людей в возрасте 20-21 года 9 , увеличило расходы на оборону, осуществило новые закупки вооружений, пытаясь перехватить инициативу у движения УНИТА, которое начало организованное и успешное наступление в районах, ранее контролировавшихся МПЛА. Группировка УНИТА пыталась вступить в союз с сепаратистами Кабинды, отрезать правительство от богатых нефтью районов шельфа, парализовать снабжение столицы страны продовольствием и медикаментами. Обе стороны фактически взяли курс на физическое уничтожение друг друга. В неоднократных правительственных заявлениях, которые последовали за возобновлением военных действий, отмечалось, что единственной возможностью установления прочного мира в Анголе является нейтрализация Ж. Савимби и его сторонников, тем более, что еще 27 октября 1998 г. Ж. Савимби был лишен своего специального статуса. В феврале 1999 г. на совместном заседании правительства и обновленной партии УНИТА было принято решение отменить проведение второго тура президентских выборов, предусмотренного Лусакским протоколом 10 .

В этих условиях Организация Объединенных Наций приняла решение завершить миссию МОНУА, мандат которой истекал в феврале 1999 г. Против этого выступили ряд стран, включая Португалию и членов африканской группы в ООН, по мнению которых подобный шаг открыл бы путь к дальнейшей неограниченной эскалации военных действий, сдерживавшейся присутствием "голубых касок". Решение же Совета Безопасности ООН было продиктовано нежеланием рисковать жизнями миротворцев, фактической парализацией мирного процесса и взятым обеими сторонами курсом на войну, а также проблемами во взаимоотношениях с ангольским правительством. В декабре 1998 - январе 1999 г. правительство Анголы и Национальная ассамблея неоднократно заявляли о необходимости свернуть деятельность МОНУА, поскольку дальнейшее пребывание солдат ООН в стране было сочтено нецелесообразным. Более того, ООН была обвинена в "благодушии, уступчивости и пристрастности" 11 , которые облегчили УНИТА процесс перевооружения и подготовки к войне. Подобные заявления в адрес ООН появлялись и в 1992 г., когда движение УНИТА,

стр. 74


несогласное с результатами выборов, возобновило военные действия против правительства. Однако можно с определенностью сказать, что по крайней мере последние пять лет, прошедшие с момента подписания Лусакского протокола, ООН постоянно действовала на стороне ангольского правительства, таким образом несколько нарушая принцип беспристрастности, что вызывало недовольство УНИТА, но было вполне оправданно в условиях ангольского конфликта.

20 марта 1999 г. основная часть контингента МОНУА покинула Анголу, где возобновился пожар разрушительной войны. Однако возможность присутствия в Анголе миротворцев ООН в будущем не исключается руководством организации. Как заявил перед отъездом глава миссии ООН, "мы не покидаем Анголу совсем, а просто отступаем и вернемся в эту страну как можно скорее" 12 .

Подводя итоги сказанному, можно дать достаточно высокую оценку деятельности ООН, направленной на достижение прочного мира в Анголе. Организация сумела добиться прекращения военных действий почти на четыре года, используя новые приемы и методы урегулирования. В частности, пристального внимания заслуживает опыт введения санкций (в том числе финансовых) против одной из противоборствующих группировок, а также применение механизмов контроля над выполнением этих санкций (деятельность комиссии экспертов, финансовое расследование). Кроме того, интересна программа ООН по укреплению мира в Анголе, демобилизации и возвращению к нормальной жизни бойцов УНИТА и солдат правительственной армии. Так, эти люди получали необходимую профессиональную подготовку, а в обмен на сданное оружие им выдавался сельскохозяйственный инвентарь. Всего же на восстановление мира в Анголе ООН было потрачено около 1.5 млрд. дол.

Можно с уверенностью утверждать, что ответственность за срыв договоренностей лежит, главным образом, на Ж. Савимби. Политику правительства МПЛА-ПТ также нельзя оценивать однозначно: некоторые его мероприятия способствовали созданию напряженности. Но в целом деятельность правительства шла в русле мирного процесса, что было одобрено ООН и получило всестороннюю поддержку со стороны последней. В то же время УНИТА, вернее, группировка Ж. Савимби, использовала мирные соглашения лишь в качестве прикрытия для подготовки нового раунда войны, оттягивая выполнение положений Лусакского протокола, нарушая, таким образом, свои обязательства. Напомним, что в 1996 г. Ж. Савимби отклонил предложение занять пост вице-президента, надеясь победить на выборах и получить всю полноту власти. Ж. Савимби получает поддержку одной из самых крупных народностей Анголы - овимбунду, однако набрать более 50% голосов избирателей, опираясь только на этнические предпочтения, ему вряд ли удастся. Поэтому единственным способом добиться желаемого является для него путь вооруженной борьбы. Учитывая тот факт, что в регионе сформировались противостоящие друг другу блоки, можно ожидать, что борьба эта будет кровопролитной и долгой, несмотря на относительную международную изоляцию лидера УНИТА.

Тем не менее, несмотря на непримиримость позиций обеих сторон, возможности восстановить мир в Анголе, на наш взгляд, не исчерпаны. Для этого необходимы более жесткие действия международного сообщества, строгое выполнение санкций, давление на союзников Ж. Савимби, а также перекрытие маршрутов незаконной торговли алмазами, что вынудило бы радикальное крыло оппозиции Анголы пойти на уступки и переговоры. На это направлено и решение Совета Безопасности ООН от 7 мая 1999 г., согласно которому была создана комиссия экспертов по расследованию случаев нарушения эмбарго ООН, возглавляемая постоянным представителем Канады в ООН Робертом Фоулером. По результатам доклада, представленного комиссией, были проведены дополнительные мероприятия по ужесточению санкций.

стр. 75


Этот опыт был перенесен и на другие "горячие точки" на Африканском континенте (Сьерра-Леоне, Либерия).

Очевидно, что путь физического уничтожения одной из сторон другой в вооруженном конфликте бесперспективен и чреват лишь самыми серьезными гуманитарными бедствиями, которые начинает ощущать гражданское население Анголы. Необходимо приветствовать шаги по превращению умеренного крыла УНИТА в подлинную политическую партию, способную представлять и интересы овимбунду. Это, вкупе с подрывом финансовой и военной мощи радикальной группировки Ж. Савимби, может сдвинуть мирный процесс с мертвой точки и привести к долгожданной стабильности в Анголе. В целом международному сообществу предстоит приложить немало усилий для того, чтобы мирный процесс возобновился и утраченное доверие было восстановлено.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сафрончук В. Объединенные Нации, национальные процессы и локальные конфликты // Международная жизнь. 1995, N 3. С. 98-99.

2 Себаштьян Б. Л., Даш Дореш. Ангола: первые шаги к военно-политической стабильности // Восток. 1997, N 6. С. 103-104.

3 An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peace-Making and Peace-Keeping // Report of the Secretary-General pursuant to the statement adopted by the Summit Meeting of the Security Council on 31 January 1992. A/47/277 -S/24111. 1992, June 17.

4 Report of the Secretary-General on the Work of the Organization. Supplement to an Agenda for Peace: Position Paper of the Secretary-General on the Occasion of the Fiftieth Anniversary of the United Nations. A/50/60 - S/1995/1. 1995, January 3.

5 New Congo Net. 1999. April 5.

6 Pan-African News Agency. 1998. September 9.

7 Pan-African News Agency. 1998. September 16.

8 Report of the Secretary-General on the United Nations Observer Mission in Angola (MONUA). S/1998/1110. 1998. November 23.

9 New Congo Net. 1999. April 4.

10 Report of the Secretary-General on the United Nations Observer Mission in Angola (MONUA). S/1999/202. 1999. February 24.

11 Ibid.

12 ИТАР-ТАСС, 20.03.1999.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ООН-ПО-МИРНОМУ-УРЕГУЛИРОВАНИЮ-В-АНГОЛЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. В. ПОЛИКАНОВ, АНТОНИО КИМУАБИ ЖУНИОР, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН ПО МИРНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ В АНГОЛЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.02.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ООН-ПО-МИРНОМУ-УРЕГУЛИРОВАНИЮ-В-АНГОЛЕ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Д. В. ПОЛИКАНОВ, АНТОНИО КИМУАБИ ЖУНИОР:

Д. В. ПОЛИКАНОВ, АНТОНИО КИМУАБИ ЖУНИОР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
280 просмотров рейтинг
17.02.2022 (793 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН ПО МИРНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ В АНГОЛЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android